Научная статья на тему 'Эволюция понятия «Предпринимательский потенциал»'

Эволюция понятия «Предпринимательский потенциал» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОССИЯ / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL / ENTREPRENEURSHIP / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логачёва Е. С., Фияксель Э. А., Шубнякова Н. Г.

В научном сообществе все острее встает дискуссионный вопрос о сущности понятия «предпринимательский потенциал» и определении его, как самостоятельной дефиниции. Его высокий уровень, в том числе характеризует спрос на инновации, однако на сегодняшний день отсутствует четкий понятийный аппарат в данной области.В связи с этим в данной статье представлены результаты первого этапа исследования проблем формирования и развития предпринимательского потенциала региона. На основе литературного обзора выделены тенденции и подходы к определению предпринимательского потенциала в отечественной практике, обозначены их ограничения и недостатки, рассмотрена история формирования и развития понятия с древнейших времен по настоящее время, а также проведена параллель с развитием исходных понятий предпринимательство и потенциал. В результате предложен интегративный подход к определению понятия, как многофакторной совокупности на разных уровнях и сформулировано авторское определение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теоретической модели формирования предпринимательского потенциала и оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of the concept of entrepreneurial potential

Scholars raise a debating point on the essence of the concept «entrepreneurial potential» and determining it as an independent definition. Its state of the art specifies the demand on innovations. However, nowadays the clear conceptual construct of this sphere does not exist.In this regard the paper reveals the results of the first stage of formation problems and region’s entrepreneurial potential development investigation. On the ground of the literature review trend data and approaches to definition of entrepreneurial potential in domestic practice were emphasized, its qualifications and drawbacks were marked, the history of definition creation and evolution through the ages was considered. Furthermore, the author draws the parallel between the evolution of the definitions «entrepreneurship» and «potential». As a result the paper submits the integrative approach to the definition as a multifactorial complex on different levels and presents the author’s definition.Obtained results can be used in developing the formation of entrepreneurial potential and appraisal theoretical model.

Текст научной работы на тему «Эволюция понятия «Предпринимательский потенциал»»

Эволюция понятия «предпринимательский потенциал»

Е. С. Логачёва, Э. А. Фияксель, Н. Г. Шубнякова,

менеджер, аналитик, д. э. н., профессор, к. э. н., доцент,

Центр зав. Центром предпринимательства, кафедра венчурного

предпринимательства зав. кафедрой менеджмента

[email protected] венчурного менеджмента [email protected]

[email protected]

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

В научном сообществе все острее встает дискуссионный вопрос о сущности понятия «предпринимательский потенциал» и определении его, как самостоятельной дефиниции. Его высокий уровень, в том числе характеризует спрос на инновации, однако на сегодняшний день отсутствует четкий понятийный аппарат в данной области.

В связи с этим в данной статье представлены результаты первого этапа исследования проблем формирования и развития предпринимательского потенциала региона. На основе литературного обзора выделены тенденции и подходы к определению предпринимательского потенциала в отечественной практике, обозначены их ограничения и недостатки, рассмотрена история формирования и развития понятия с древнейших времен по настоящее время, а также проведена параллель с развитием исходных понятий предпринимательство и потенциал. В результате предложен интегративный подход к определению понятия, как многофакторной совокупности на разных уровнях и сформулировано авторское определение.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке теоретической модели формирования предпринимательского потенциала и оценки.

Ключевые слова: предпринимательский потенциал, предпринимательство, Россия.

со

о с^

ю сч

О)

Известно, что предпринимательство является ресурсом, при помощи которого возможно решить ключевые проблемы экономики: создание рабочих мест, конкурентной среды, развитие инноваций, поэтому оно находится в центре внимания не только исследователей, но и государственных деятелей. Генерация новых идей и их реализация в процессе предпринимательской деятельности способствуют ускорению экономического развития и развитию инновационного потенциала региона, страны. Однако на сегодняшний день роль предпринимательского сектора в экономическом развитии России невысока. Доля малых и средних предприятий в ВВП не превышает 21% [8], когда в большинстве развитых стран этот показатель более 50%. Низкий уровень предпринимательской активности 5,8% и доля вынужденного предпринимательства в 40% [24] свидетельствуют о низком уровне предпринимательского потенциала населения. Сложная политическая и экономическая конъюнктура обостряют необходимость быстрого развития предпринимательского сектора, особенно в сфе-

ре производства. Подтверждением тому является приоритетная программа Национальной технологической инициативы (НТИ) [31], призванная создать условия для технологического лидерства отечественных компаний на мировом рынке. Отсюда острая необходимость в развитии предпринимательского потенциала как необходимого условия для эффективной реализации результатов инновационной деятельности. При этом, исследователи едины во мнении, что в России отсутствует целостная, понятная, прозрачная и логично сконструированная система предпринимательского образования, не сформулированы профессиональные компетенции предпринимателя, не предложена модель формирования предпринимательского потенциала региональной предпринимательской экосистемы, не определены факторы влияния экосистемы на уровень предпринимательства, отсутствует методика оценки уровня предпринимательского потенциала, не изучено влияние предпринимательского потенциала на разных уровнях и их взаимосвязь. Все приведенные проблемы обостряются на фоне того, что на сегодняшний

день так и не сформировался единый для научного сообщества понятийный аппарат. Тогда как вопросу инновационного развития субъектов (предприятий, отраслей, регионов) в научной среде уделяется большое внимание. Как известно, формировать спрос на инновации и быть драйвером их развития призвано предпринимательское сообщество, отсюда напрашивается вывод: развитие инновационного потенциала неразрывно связано с развитием предпринимательского. На практике же, образуется разрыв, обусловленный низкой степенью изученности вопроса формирования, оценки и развития предпринимательского потенциала. Сокращение этого разрыва будет способствовать созданию объективной картины возможностей развития инновационного потенциала.

Предпринимательство, предпринимательский потенциал, предпринимательская активность, региональная предпринимательская экосистема, обучение предпринимательству, все эти категории не имеют однозначного определения, и их значение сильно зависит от контекста исследования, более того, наблюдается частая подмена близких понятий, таких как предпринимательский потенциал и предпринимательская активность. Данные категории бесспорно взаимосвязаны, но не эквивалентны, при этом часто стоят в одном ряду у исследователей. Большое влияние на формирование и эволюцию понятия предпринимательский потенциал в отечественной теории оказывает историко-политический аспект, так как в СССР существование исследуемого нами понятия не признавалось, отсюда большой пробел в истории науки. А открывшиеся нам результаты зарубежных исследований при переводе приобретают субъективный окрас, и свойственная отечественным исследователям попытка формулировать авторские термины и определения приводит к путанице. Еще одной сложностью глубокого изучения предпринимательского потенциала является то, что он лежит в плоскости нескольких взаимосвязанных наук экономики, социологии, психологии и теории предпринимательства. Отсюда необходимость рассмотреть данное понятие в разных контекстах, применительно к разным субъектам и определить его, как самостоятельную категорию, выявить неизменные аспекты и отличительные особенности на разных этапах эволюции понятия, применяя интегративную и критическую функции философии.

В последнее время все чаще в одном ряду употребляют категории «предпринимательство» и «потенциал», когда одна из них является экономической, а другая пришла в науку из естествознания. Словосочетание «предпринимательский потенциал» на сегодняшний день уже не вызывает удивления и закрепилось в сознании как теоретиков, так и представителей предпринимательства. Отметим, что, казалось бы, очевидное содержание данного понятия, не определено однозначно. Такая ситуация широко распространена среди исследований в области предпринимательства, и вызвана вариативностью самой категории предпринимательство. В отечественной науке сочетание терминов «предпринимательский» и «потенциал» появилось в период трансформации российского общества [15], когда история отдельно

взятых понятий уходит вглубь веков, что свидетельствует о необходимости рассмотреть эволюцию данных категорий в отдельности.

Истоки предпринимательства берут начало со времен древних обществ, когда под предпринимателями понимали лиц, занимавшихся торговой или другой общественной деятельностью. В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность (особенно коммерческая), а под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось, прежде всего, в отношении лиц, занимавшихся внешней торговлей [18]. С течением времени внимание к понятию усиливалось и его значение трансформировалось и наполнялось новыми смыслами. К XVII веку, предпринимательство приобретает новый смысловой аспект — деятельность в условиях риска. Основоположником научного термина принято считать Р. Кантильона, разделяли значимость идеи предпринимательского риска в своих работах наиболее яркие теоретики А. Смит и Ж.-Б. Сэй. Следующей значимой вехой в эволюции понятия «предпринимательство» становится конец XIX - начало ХХ вв. новый аспект вводится Дж. Шумпетером, который акцентирует внимание на ин-новационности, как ключевой особенности. В первой половине ХХ в. Дж. Шумпетер, Ф. Хайек и Мизес приходят к новому аспекту предпринимательства — полифункциональности предпринимателя, необходимости выполнять несколько разнородных видов деятельности (от производства и найма работников до сбыта) одновременно. Именно в этот период большое внимание начинает уделяться набору личностных качеств предпринимателя. В своих работах А. Маршалл и его последователи, отмечая значимость организаторской функции, пришли к выводу, что не каждый может быть предпринимателем, так как для этого необходимы определенные предпринимательские способности. Примерно в это же время зарождаются предпосылки к появлению категории «предпринимательский потенциал». Таким образом, ХХ - начало ХХ1 века становятся эпохой, когда предпринимательство начинает активно отождествляться с личностью предпринимателя, принимает более широкое значение и появляется масса новых понятий таких как «внутрифирменное предпринимательство», «интрапренер», разделяют бизнесмена и предпринимателя. В это время начинается активное изучение предпринимательства на разных уровнях (личность, организация, регион, страна и др.). Появляется дифференциация понятия на несколько видов: как экономическая категория, как метод хозяйствования, как особый тип мышления, более того, наблюдается тенденция к изучению взаимосвязи и взаимного влияния предпринимательства разных уровней. Что свидетельствует о предпосылках к переходу на новый эволюционный этап, где ключевым аспектом должно стать выявление комплексных моделей понятия предпринимательство и поиск первичного элемента с целью выявления, наращения и развития на глобальном уровне.

Наглядно эволюция понятия «предпринимательство» представлена в табл. 1.

со о

ю сч

СП

Таблица 1

Определения понятий «предпринимательство» и «предприниматель»

со

о с^

ю сч

СП

и <

сю О

Дата Источник Содержание определения [32]

1 2 3

Средние века - «Предприниматель - человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов»

XVII в. - «Предприниматель - лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение»

1723 Всеобщий словарь коммерции, г. Париж «Предприниматель - человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству объекта»

1725 Ричард Кантильон - основоположник теории предпринимательства «Предприниматель - человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности. Доход предпринимателя - это плата за риск»

1770 А. Тюрго «Предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом»

1776 Адам Смит «Предприниматель - собственник предприятия и реализатор рискованных коммерческих идей. Основная функция - организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности»

1797 Карно Бодо «Предприниматель - лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело: тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Он должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями»

1830 Жан Батист Сей «Предпринимательство - это рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного пространства. Предприниматель - человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции»

1876 Фрэнсис Уокер «Предприниматель - это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям»

1890 Альфред Маршалл «Не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору, открытому Ч. Дарвином»

1910 Макс Вебер «Предпринимательская деятельность - это воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т. п.) В основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя»

И. фон Тюнен «Предприниматель - обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство». (Правда, И. фон Тюнен считал, что предприниматель не обязательно должен быть инноватором)

1921 Ф. Найт [27] «Получение прибыли, действуя в условиях неопределенности и риска»

1934 Дж. Шумпетер [21] «Реализация новых комбинаций в организации фирмы новых продуктов, новых услуг, новых источников сырья, новых методов производства, новых рынков, новых форм организации»

1936 Дж М. Кейнс «Предприниматель - своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «... не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств». Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности -стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние»

1952 Б. Хозелиц [26] «Действие в условиях неопределенности, координирование производственных ресурсов, введение инноваций и предоставление капитала»

1959 А. Коле [23] «Целенаправленная деятельность с целью инициации и развития бизнеса, ориентированного на извлечение прибылей»

1961 Д. Макклелланд [28] «Предприниматель - энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска»

1964 П. Друкер «Предприниматель - человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой»

1975 А. Шапиро «Предприниматель - человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действуя в условиях риска, и несущий полную ответственность за возможную неудачу»

1982 М. Кассон [22] «Решения и оценки в управлении ограниченными ресурсами»

1983 Г. Пиншо «Интрапренерство - внутрифирменное предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, в отличие от антрепренера, создающего новое предприятие»

1985 Н. Гартнер «Создание новых организаций»

1985 Р. Хизрич «Предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»

1988 М.Алле «Предприниматель занимает ведущую роль в рыночной организации хозяйства»

Таблица 1 (окончание)

1 2 3

1989 Стивенсон, Робертс, Гро-усберг «Преследование благоприятной рыночной возможности безотносительно доступных в настоящий момент ресурсов»

1993 Т. Ю. Горькова «Предприниматель - это центральная фигура в бизнесе, он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс»

1995 М. Харт, Стивенсон, Дж. Дэйл [25] «Преследование благоприятной рыночной возможности безотносительно доступных в настоящий момент ресурсов, но с учетом предшествующих результатов выбора, сделанных основателями, и их опыта в индустрии»

1998 Экономический словарь [5] «Лицо, несущее всю полноту ответственности за принятие деловых решений, получающее все прибыли от своей предпринимательской деятельности и отвечающее по всем возможным убыткам»

1999 Г. Стивенсон [30] «Погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем»

Начало 2000-х Шейн и Венкатараман [29] «Процесс поиска и использования рыночных возможностей, приводящий к созданию добавленной ценности и/или новой предпринимательской фирмы»

2001 С. И. Ожегов. Словарь русского языка [11] «Владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере. Ассоциация предпринимателей. 2. Предприимчивый и практичный человек»

Употребление термина «потенциал» в науке впервые встречается еще в философии Аристотеля, который рассматривал акт и потенцию, как основу онтологического развития. Согласно его теории, бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление (развитие) представлялось как переход от первого ко второму. При этом, потенциал рассматривался как способность вещи быть не тем, что она есть, что позволяло соотнести актуализацию и движение. В то же время, потенция объяснялась Аристотелем как начало изменения вещи, способность движения и возможность осмысления этого движения. Он утверждал, что существуют следующие виды потенциала: переход в иное состояние и сохранение своего состояния неизменным [1]. То есть, потенциал в философском смысле — способность чего-либо перейти в новое состояние, которая может быть реализована или нет. Как общая категория, он нашел отражение в различных науках, изначально в естествознании, со временем и в гуманитарных. При этом содержание определений потенциала в разных науках сильно отличается. В этой связи, имеет смысл обратиться к этимологическому значению термина «потенциал». В переводе с латинского «ро1еп11а» означает мощь, силу, возмож-

ность, сразу сталкиваемся с различиями в толковании. В табл. 2 приведены определения потенциала для разных гуманитарных наук, откуда можно убедиться в том, как сильно они разнятся.

Современная наука заимствовала термин «потенциал» из физики, где он определяет количество энергии, которую накопила система и которую она способна реализовать в работе. Применительно к индивиду или организационной системе, реализующим функции целеполагания и целеисполнения, потенциал сводят к средствам, запасам или источникам, имеющимся в наличии и могущим быть использованными для достижения определенной цели. Следовательно, потенциал характеризует возможности индивида или социально-экономической системы в определенной области. С начала 1980-х гг. данное понятие стало использоваться применительно к экономической и научно-исследовательской сферам, а позднее распространилось и на инновационную.

Помимо субъекта потенциала ученые также разделяют уровни потенциала: достигнутый и перспективный. Потенциал характеризуется набором не выявленных, нераскрывшихся, несформированных возможностей, которые в процессе экономической

Таблица 2

Определения термина «потенциал» в гуманитарных науках [14]

Наука Характеристика термина «потенциал» Источник

Философия Способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т. е. способность осуществлять соответственно «движение» или «процесс» Философский энциклопедический словарь

Биология Доля используемой человеком энергии потребленных им продуктов питания И. М. Сеченов

Социология Совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области Социологический энциклопедический словарь

Психология Употребляется в отношении изменений, связанных с нервными импульсами Большой толковый психологический словарь

Обществознание Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества государства в какой-либо сфере Современный словарь по общественным наукам

Экономика Совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области Новый экономический словарь

Интеграция Способность противостоять неблагоприятным воздействиям среды; объем накопленных ресурсов и результат, который возможно достичь в перспективе при оптимальном использовании имеющихся ресурсов; механизм, обеспечивающий современную и активную реакцию на внешние воздействия Большая советская энциклопедия

деятельности превращаются в реальные, конкретные, фиксированные.

В результате анализа развития исходных понятий «предпринимательство» и «потенциал», видно, что появление предпринимательского потенциала приходится на конец ХХ века, момент, когда предпринимательство употребляется в широком смысле и отождествляется с личностью предпринимателя. При этом, накоплена достаточная база знаний в области изучения предпринимательства на разных уровнях, к этому моменту понятие потенциал также приобретает более предметный характер. Анализ литературы свидетельствует, в России уже накоплен определенный опыт исследований на тему предпринимательского потенциала. Но так же, как и исходные понятия, он не имеет общепризнанного однозначного толкования. Для России «предпринимательский потенциал», как объект исследования явление новое, в сравнении с другими странами. Активное изучение предпринимательства, и его аспектов началось в 1990-е гг. За последние 20 лет, став легальным, данное экономическое явление пережило невероятные естественные и искусственные трансформации. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что предпринимательство является драйвером социально-экономического развития государства, и все чаще теоретики и практики сталкиваются с необходимостью определить ключевые компоненты, стимулирующие развитие и повышающие эффективность предпринимательской

деятельности. Отсюда интерес к такому понятию, как «предпринимательский потенциал» (табл. 3).

Приведенный анализ литературы по теме исследования продемонстрировал, что значимость категории «предпринимательский потенциал» отмечается во многих работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, однако единого мнения относительно содержания понятия пока не существует. Проанализированный материал дает основания свидетельствовать о следующих тенденциях в научной практике относительно подходов к определению исследуемого понятия:

1. Большое влияние на определение понятия оказывает контекст исследования.

2. Предпринимательский потенциал рассматривают на разных уровнях (человек, хозяйствующий субъект, муниципальное образование, регион, страна).

3. Содержание предпринимательского потенциала рассматривают, как совокупность влияющих на его формирование факторов.

Сущность «предпринимательского потенциала» на сегодняшний день является дискуссионным вопросом. Различия в определении понятия сопряжены с тем, что в зависимости от контекста исследования его характеризуют по-разному. В отечественной практике можно выделить три основных направления, в которых понятие «предпринимательский потенциал» приобретает характерные особенности:

Таблица 3

Определения понятия «предпринимательский потенциал»

Определение Источник

Набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшие сочетания ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск Энциклопедический словарь предпринимательства [13]

Совокупные возможности предприятия определять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей в товарах и услугах в процессе оптимального взаимодействия с окружающей средой и рационального использования ресурсов А. Я. Степанов, Н. В. Иванов [17]

Экономическая категория, «представляющая собой социально-детерминированную совокупность возможностей и способностей для организации и осуществления предпринимательской деятельности его носителями» И. Е. Чепляева[19]

Совокупность всех физических лиц, готовых к занятию предпринимательской деятельностью Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко [20]

Детерминированные рыночными условиями, конкурентными силами и уникальными личностными качествами интегральные предпринимательские способности носителей предпринимательской деятельности, направленные на определение, поиск, формирование и удовлетворение потребностей в пользующихся предпринимательским спросом покупателей товаров, и получение предпринимательского дохода К. М. Ахохов [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупность трех составляющих: качество институциональной среды, социальные связи и личные характеристики Г. Греф [6]

Реальной возможностью деятельности, которая обеспечивает инновационное использование ограниченных ресурсов в целях создания требуемых личности и обществу ценностей Б. В. Салихов, В. О. Самойлов [16]

Тот объем ресурсов региона, который потенциально может быть вовлечен в процесс промышленного производства О. Ш. Петросян [12]

Включает следующие элементы: непосредственно предпринимательские способности людей, деловые и моральные, материальную базу предпринимательского потенциала, его безусловную поддержку со стороны государства и общества А. А. Базиков, Я. В. Сергиенко [3]

Предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как совокупность всех физических лиц, занимающихся и/или готовых к занятию предпринимательской деятельностью С. Ю. Ерохина [7]

Совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности экономического субъекта, определяющая степень сопротивляемости вида неблагоприятным факторам экономической среды, обусловленной способностью субъекта производить товарную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов и оказывать услуги населению в определенный исторический момент Н. А. Беззубенкова [4]

1. Рассмотрение предпринимательского потенциала, как специфической разновидности трудового потенциала (т. е. потенциал действующего предпринимателя).

2. Рассмотрение предпринимательского потенциала, как потенциала предприятия (ресурсная и институциональная среда компании).

3. Рассмотрение предпринимательского потенциала, как совокупность психологических и моральных характеристик потенциального предпринимателя.

Данная тенденция является следствием различий в подходе к определению базового термина предпринимательство.

Предпринимательский потенциал (как разновидность трудового) стал объектом исследования таких ученых как: Г. А. Минов [10], который отмечает его специфические особенности, связанные со специфичностью данного вида деятельности; Е. Е. Колчанова [9], которая в своем исследовании приходит к выводу, что ключевым фактором повышения конкурентоспособности организаций является предпринимательский потенциал персонала, который, в свою очередь, имеет три уровня (технологический и психофизиологический, профессионально-квалификационный и креативный). Одними из первых, кто обратился к вопросу формирования предпринимательского потенциала и рассмотрел его, как разновидность трудового потенциала стали П. Е. Журавлев и И. Е. Чепляева [19], они описали его элементы, составляющие, применительно к сотрудникам предпринимательской организации. Таким образом, несмотря на определенный интерес ученых к данному подходу, на наш взгляд, не все аспекты нашли в нем свое отражение.

Предпринимательский потенциал (в контексте трудового) — категория, присущая лишь вовлеченным в предпринимательскую деятельность группам лиц, что на наш взгляд, не совсем корректно, так как исключается возможность учесть влияние большой части населения. Предполагается, что для формирования потенциала большой интерес представляют не столько действующие предприниматели, сколько именно те, кто еще не составляет предпринимательское сообщество, а лишь может и готов пополнить его ряды. Развитие потенциала действующих предпринимателей и сотрудников представляет большой интерес и имеет высокую ценность, однако в целях исследования необходимо более широкое понимание категории.

Также часто встречается применение категории «предпринимательский потенциал» в значении потенциала предприятия. Однако не стоит забывать, что это не тождественные понятия. На наш взгляд, первое — куда шире и многогранней второго.

Как совокупные возможности предприятия определять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей в товарах и услугах в процессе оптимального взаимодействия с окружающей средой и рационального использования ресурсов определяли потенциал А. Я. Степанов и Н. В. Иванов [17]; как реальную возможность деятельности, обеспечивающей инновационное использование ограниченных ресур-

сов в целях создания требуемых личности и обществу ценностей — Б. В. Салихов и В. Самойлов [16]. В самом общем смысле потенциал предприятия — совокупность ресурсов, позволяющих ему производить и реализовывать продукцию, т. е. ресурсный потенциал отдельно взятой организации, отрасли или региона, а именно: комплекс материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Наиболее полное, на наш взгляд, определение предпринимательского потенциала было дано Н. А. Беззубенковой, которая определила его, как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности экономического субъекта, определяющая степень сопротивляемости вида неблагоприятным факторам экономической среды, обусловленной способностью субъекта производить товарную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов и оказывать услуги населению в определенный исторический момент [4].

Заметно, что данный подход уже более полно описывает содержание категории, однако все еще исключается возможность его применения за пределами предпринимательского сообщества. И теряется значимость личности, как носителя предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что предпринимательский потенциал неизбежно отождествляется с человеком, как его носителем, и присущим ему набором специфических характеристик. Из всех выделенных подходов, такой, на наш взгляд, носит наиболее общий характер и рассматривает категорию в широком смысле. Современные исследования предпринимательской активности и потенциала широко практикуют данный подход, он является наиболее распространенным. Энциклопедический словарь предпринимательства, Н. Е. Тихонова и А. Ю. Чепуренко [20], К. М. Ахохов [2], С. Ю. Еро-хина и Глобальный мониторинг предпринимательства определяют предпринимательский потенциал, как набор качеств и характеристик, навыков и умений, а также желаний и намерений личности, толкающих ее заняться предпринимательской деятельностью. Но и данный подход не описывает содержание предпринимательского потенциала в полной мере. Связано это в первую очередь с тем, что человек (действующий или потенциальный предприниматель) является неотъемлемой частью социально-экономической системы и не может реализовать свои предпринимательские способности в отрыве от нее. Поэтому неизбежным является воздействие правовой, экономической и социальной политики государства, сформировавшихся в обществе отношений.

Выделенные нами ранее подходы характеризуют «предпринимательский потенциал» с разных сторон, при этом они не противоречат друг другу, более того, на наш взгляд, они отражают значимые аспекты категории, которые стоит рассматривать как систему. Именно поэтому, на наш взгляд, следующим этапом в истории предпринимательского потенциала, который и выделит его, как самостоятельную дефиницию, должно стать рассмотрение его как многофакторной совокупности, отражающей целостную картину образующих его элементов. На основании чего следует

со о

ю сч

СП

CD

О CN

LO N CD

предложить более полное определение предпринимательского потенциала.

Предпринимательский потенциал — совокупная способность к изменению (созданию новых предприятий) ресурсных возможностей индивидов, организаций и отраслей, предпринимательской культуры и институциональной среды.

Где под ресурсными возможностями индивидов понимается совокупность психофизиологических особенностей, профессионально-квалификационного уровня и креативности населения, способного к предпринимательской деятельности.

Ресурсные возможности организаций и отраслей — это совокупность материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, а также инфраструктуры.

Под способностью к изменению предпринимательской культуры понимается формирование и развитие предпринимательского сообщества, популяризация предпринимательской деятельности и привлекательности статуса предпринимателя, укрепление традиций и правил, а также степень развития информационной, образовательной и консалтинговой инфраструктуры.

Под способностью к изменению институциональной среды понимаются тенденции к совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, улучшению экономическо-социальной и политической среды.

На наш взгляд, данное определение учитывает недостатки приведенных выше подходов к определению предпринимательского потенциала как многофакторной совокупности, носит наиболее общий характер и отражает целостную картину образующих его элементов.

При этом отметим, что предпринимательский потенциал следует выделять на разных уровнях (личность, организация, регион), которые находятся в тесной иерархической зависимости, каждый из них является базисом для последующего, и испытывает влияние вышестоящих. Приведенное же определение учитывает эту особенность.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что внимание научного сообщества к понятию предпринимательского потенциала явилось неизбежным следствием эволюции самого понятия предпринимательство. Более того, эволюция предпринимательского потенциала неразрывно связана с развитием исходного понятия предпринимательство и переживает те же этапы. От интуитивно родившегося и используемого на практике понятия (в бизнесе, экономике, консалтинге), постепенно приобретающего научное обоснование и наделяемого новыми аспектами до дифференциации его на несколько видов и выделения на разных уровнях.

Также можно заключить, что отсутствие общепризнанного однозначного толкования понятия предпринимательский потенциал является следствием вариативности образующих его понятий. При этом, скорость развития исследуемой категории значительно выше чем у исходных категорий. Это обусловлено в первую очередь, вызовами современной экономики, которые стимулируют ускоренное развитие исследования пред-

принимательского потенциала, как самостоятельно дефиниции. Причина — остро стоящая проблема повышения предпринимательской активности населения и развития предпринимательского потенциала, как его исходной. Также немаловажную роль в эволюции научной категории «предпринимательский потенциал» играет накопленный опыт развития понятий предпринимательство и потенциал в отдельности. А именно, траекторию развития предпринимательского потенциала можно охарактеризовать, как движение по спирали. Предыдущими витками являются пути развития исходных понятий потенциал и предпринимательство, они находит свое отражение в следующем, более крутом, витке, характеризующем эволюцию предпринимательского потенциала, как самостоятельного понятия. Этот виток отличается от предыдущего, однако повторяет его мотивы.

Поэтому, на наш взгляд, наука готова к переходу на следующий этап, когда интеграция накопленных знаний через призму критики позволяет исследователю предложить целостное понимание предпринимательского потенциала и модели его формирования, как единой совокупности образующих его элементов и степени их влияния на всех уровнях, находящихся в иерархической зависимости.

Список использованных источников

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. М., 1975. С. 108-120, 349.

2. К. М. Ахохов. Стратегия развития предпринимательского потенциала региона (на материалах Кабардино-Балкарской Республики). Дис. ... к. э. н.: 08.00.05. Нальчик, 2006. - 176 с.

3. А. А. Базиков, Я. В. Сергиенко. Предпринимательский потенциал: опыт и перспективы развития в России//Вестн. ОРЕЛГИ-ЭТ. № 20. 2012. С. 3-8. http://old.orelgiet.ru/monah/1_20_11_12. pdf.

4. Н. А. Беззубенкова. Формирование и развитие предпринимательского потенциала малого бизнеса (на примере Оренбургской обл.). Дис. ... к.. э. н.: 08.00.05. М., 2006.

5. А. Г. Войтов, А. А. Беседин. Экономический словарь. М.: Мин-во путей сообщ., 1998.

6. Г. О. Греф. Малое предпринимательство в Российской Федерации. http://www.dvopp.ru/arhiv-hkoop/vazhno.

7. С. Ю. Ерохина. Предпринимательский потенциал населения региона//Экономика региона: проблемы и перспективы развития. № 1 (53). 2011. С. 42-50.

8. Итоги заседания Госсовета по проблемам малого и среднего бизнеса от 8 апреля 2015 г. http://spmag.ru/news/2015/04/08/ itogi-zasedaniya-gossoveta-po-problemam-malogo-i-srednego-biznesa.

9. Е. Е. Колчанова. Разработка организационно-экономического механизма развития предпринимательского потенциала персонала организаций кооперации. Дисс. ... к. э. н.: 08.00.05. М., 2009.

10. Г. А. Минов. Теоретические аспекты применения понятия «предпринимательский потенциал» в современных условиях// Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, № 5, 2011.

11. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Индрик, 2001.

12. О. Ш. Петросян. Формирование благоприятной предпринимательской сферы региона: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 207 с.

13. Ю. И. Сизов, В. Л. Федорченко и др. Предпринимательство: энциклопедический словарь. Волгоград: Издатель, 2008. - 264 с.

14. Е. А. Реанович. Смысловые значения понятия «потенциал»// Экономические науки. Декабрь 2012.

15. Н. Ф. Сабирзянова. Предпринимательский потенциал современной городской молодежи: факторы развития. Дис. ... к. соц. н.: 22.00.03. Казань, 2001. - 130 с.

16. Б. В. Салихов, В. О. Самойлов. Частная собственность как социально-экономическая основа реализации предпринимательского потенциала//Финансы и кредит. № 15. 2006.

17. А. Я. Степанов, Н. В. Иванов. Категория «потенциал» в эконо-мике//Энциклопедия маркетинга. http://www.marketing.spb. ru/read/article/a66.htm.

18. И. А. Хисамутдинов. Основы экономики и теории рынка: учебное пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. - 734 с.

19. И. Е. Чепляева. Предпринимательский потенциал: проблемы формирования и использования в российской экономике. Дис. ... к. э. н.: 08.00.07. Саратов, 1999. - 168 с.

20. А. Ю. Чепуренко. Предпринимательство в России: промежуточные результаты СЕМ//Мир России. № 2. 2008. С. 22-40.

21. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М., 1982.

22. M. Casson. Entrepreneurship and Business Culture. Aldershot: Elgar, 1995.

23. Cole Arthur. Business Enterprise in its Social Setting. Cambridge. MA: Harward University Press, 1959.

24. GEM 2013 г. http://www.gsom.spbu.ru/research/eship/projects/ gem.

25. M. M. Hart, H. H. Stevenson, J. Dial. «Entrepreneurship: A Definition Revisited». Babson Park, MA: Babson College, 1996.

26. В. F. Hoselitz. The Early History of Entrepreneurial. Theory. Chicago, 1960.

27. F. Knight. Risk. Uncertainty and Profit, 1921.

28. D. McClelland. Business Drive and national Achievment//Harvard Business Review. № 40. 1962.

29. S. Shane, S. Venkataraman. The promise of entrepreneurship as a field of research//Academy of Management Review 25, 2002.

30. H. H. Stevenson, H. I. Grousbeck, M. J. Roberts, A. V. Bhide. New Business Ventures and the Entrepreneur, Instructor's Manual. Burr Ridge, IL: Irwin/McGraw-Hill, 1999.

31. Послание к Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. http:// kremlin.ru/events/president/news/47173.

32. Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие/Под общей ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с. http://do.gendocs.ru/ docs/index-136977.html.

The evolution of the concept of entrepreneurial potential

E. S. Logacheva, manager, analyst, Center for Entrepreneurship.

E. A. Fiyaksel, Doctor in economics, Professor, Head of Center for Entrepreneurship, Head of Venture management department.

N. G. Shubnyakova, Candidate of Economic Sciences, associate professor, Venture Management Department.

(National Research University Higher School of Economics)

Scholars raise a debating point on the essence of the concept «entrepreneurial potential» and determining it as an independent definition. Its state of the art specifies the demand on innovations. However, nowadays the clear conceptual construct of this sphere does not exist.

In this regard the paper reveals the results of the first stage of formation problems and region's entrepreneurial potential development investigation. On the ground of the literature review trend data and approaches to definition of entrepreneurial potential in domestic practice were emphasized, its qualifications and drawbacks were marked, the history of definition creation and evolution through the ages was considered. Furthermore, the author draws the parallel between the evolution of the definitions «entrepreneurship» and «potential». As a result the paper submits the integrative approach to the definition as a multifactorial complex on different levels and presents the author's definition.

Obtained results can be used in developing the formation of entrepreneurial potential and appraisal theoretical model.

Keywords: entrepreneurial potential, entrepreneurship, Russia.

Юные изобретатели представили свои проекты на Ярмарке молодежных проектов «Ритм Зеленограда-2016»

В Зеленограде прошла уникальная Ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «Ритм Зеленограда-2016». В рамках нее ученые и инженеры открыли «сезон охоты» за «золотыми мозгами». Огромное число школьников, студентов, аспирантов, преподавателей школ и вузов, представителей предприятий инновационного территориального кластера (ИТК) «Зеленоград» собрались в этот день вместе, чтобы одни участники этого фестиваля науки смогли представить свои инновационные проекты экспертам, а другие оценить их и выбрать лучшие из лучших.

Для участия в конкурсе были отобраны самые интересные проекты. Чего здесь только не было: роботизированные роликовые коньки; перепелиная ферма в домашних условиях; робот-разведчик, робот-бурильщик и робот-миксер; эргономичный двигатель для стиральной машины; проекты по исследованию почвы в Зеленограде; экологическая кормушка для бездомных животных; проект по исследованию зависимости формы кристалла от формы затравки и скорости охлаждения (что примечательно, эта глубокая научная работы была выполнена восьмилетним учеником второго класса) и даже проект по развитию спортивно-туристического комплекса в Крыму.

Самые лучшие и перспективные проекты молодежи были отмечены жюри конкурса, в число которых вошли представители реального сектора экономики, а именно, потенциальные работодатели юных новаторов - представители предприятий инновационного территориального кластера «Зеленоград». Для них «Ритм Зеленограда-2016» - возможность познакомиться с теми, кто в будущем придет со своими идеями и разработками в компании. Победители получили особые награды в том числе и от предприятий кластера.

со о

CN

ю сч

СП

J <

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.