УДК 334.024 С24
Светуньков Максим Геннадьевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и политологии Ульяновского государственного университета maxim@svetunkov.ru
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация:
В статье рассматриваются сложившиеся в современной экономической науке направления изучения предпринимательских сетей. Зафиксированы их основные недостатки. Представлены методологические принципы исследования предпринимательских сетей.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские сети, направления исследования предпринимательских сетей.
Понятие «сеть» в отечественной экономической науке в основном используется для описания деятельности фирмы в сфере распределения. Это связано в первую очередь с активной экспансией наработок теории маркетинга в смежные науки, в том числе и в экономическую теорию, из которой он, собственно, и вырос. Поэтому под предпринимательской сетью довольно часто понимают торговые сети. Подобный подход к определению данного понятия не отражает суть изучаемого феномена, так как предпринимательские сети — это прежде всего форма хозяйственной связи между независимыми бизнес-субъектами, основанная на социальных механизмах. Распределительные сети — это тоже форма хозяйственной связи, но в ее основе лежит механизм администрирования, в большинстве случаев основанный на переплетении прав собственности.
Более содержательно близка к предлагаемому автором подходу традиция рассмотрения предпринимательских сетей в качестве экономических кластеров [1, 5]. Кластер — объединение отдельных элементов (составных частиц) в единое целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели. Кластеры могут охватывать различные предпринимательские структуры, представителей органов государственной власти, учреждения науки и образования, центры стандартизации, торговые ассоциации и т.д. А.Н. Асаул дает следующее определение данного понятия: «Кластер — это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно участвующих в предпринимательской деятельности, характеризующихся общностью направлений этой деятельности и дополняющих друг друга» [1, с. 113]. Эти субъекты объединяются на основе долгосрочных контрактов, с целью эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов. Несмотря на близость понятия «кластер» с понятием «предпринимательские сети», они отражают принципиально разные коалиционные образования предпринимателей. В кластерах субъекты объединяются на основе формальных контрактов, которые пресекают возможное проявление оппортунистическое поведение участников. В предпринимательских сетях основой хозяйственной интеграции выступает неэкономический механизм — доверие. Формальные договора между участниками предпринимательских сетей являются не более, чем соблюдением условностей, которое требуют представители органов государственной власти.
Другой, довольно распространенной точкой зрения на специфику предпринимательских сетей, является социологический подход, где под сетью понимается устойчивая совокупность связей и отношений между индивидами. Поэтому предпринимательская сеть довольно часто отождествляется с дружескими, родственными или другими отношениями в бизнес-среде. Несомненно, эти связи между антрепренерами оказывают влияние на протекающие хозяйственные процессы, но предпринимательские сети не идентичны социальным сетям. Социальные
сети составляют социальный капитал предпринимателя и выступают в качестве основы для формирования предпринимательских сетей, но несводимы и неидентичны им.
Несколько иным смыслом данное понятие наполняется в институциональной экономике. Представители данного направления говорят о сетевых структурах организации бизнеса и занятости, под которыми понимаются «...разнообразные виды социальных коалиций, возникающих на разных уровнях экономической организации» [2, с. 144]. Подобное понимание сети было частично заимствовано из социологической науки [14], но свое бурное развитие оно получило именно в контексте экономической теории.
Американские исследователи С. Джонс, В. Хестерли и С. Боргатти дали определение сетевых межфирменных взаимоотношений, которое в настоящее время стало одним из наиболее часто используемых в отечественной экономической науке (особенно в теории менеджмента) для определения предпринимательских сетей: «сетевая модель организации предполагает наличие избранного, устойчивого и структурированного круга автономных фирм (равно как и неприбыльных агентств), вовлеченных в создание товаров и услуг на основе подразумеваемых и бессрочных контрактов, способствующих адаптации к непредвиденным обстоятельствам окружающей среды, а также координации и защите меновых сделок» [3, с. 31]. Данное определение представляется одним из наиболее точно отражающих этот феномен и будет в дальнейшем использоваться в качестве базового определения.
Необходимо отметить, что проблематика изучения предпринимательских сетей достаточно нова для отечественной науки и только-только начинает получать признание, хотя на уровне прикладных практических исследований данное явление фиксировалось российскими учеными с начала 90-х гг. ХХ в. В настоящее время основным направлением отечественных исследований данной проблемной сферы является разработка эмпирических показателей различных параметров социальной сети.
В зарубежных публикациях понятие «предпринимательские сети» прочно вошло в научный оборот с 80-х гг. Хх в., и в данный момент можно говорить о его широком признании и распространении. Кроме того, в зарубежной теории предпринимательства уже сложились вектора исследовательского поиска как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Достаточно обширный обзор исследований дается в работе профессора Стэнфордского университета Уолтера Пауэлла и доцента Бостонского университета Лорель Смит-Дор [4]. Тем не менее эта работа не охватывает всей проблемной сферы изучения предпринимательских сетей, и поэтому рассмотрим вкратце основные направления зарубежных исследований данной проблематики.
Влияние социальных сетей на процесс предпринимательства изучается на примере различных отраслей промышленности [13, 23]. Эти исследования позволяют утверждать, что практически во всех отраслях экономики присутствуют различные сетевые образования предпринимателей. Сфера деятельности и институциональные рамки определяют характер сетевых отношений в данной сфере деятельности. В некоторых отраслях предпринимательские сети стремятся к закрытости и конкурентные отношения развиваются именно между сетевыми объединениями. В других отраслях сети более открытые, что влияет на характер конкуренции: борьба за рыночную власть разворачивается между отдельными субъектами, а не их консолидированными сообществами. Кроме того, предпринимательские сети функционируют как в легальной экономике, так и в неформальной ее сфере. Социальные коалиции антрепренеров выступают своеобразным механизмом связи между легальной, нелегальной, формальной и неформальной экономиками.
Некоторые исследователи отмечают, что именно социальные сети формируют желание индивида стать предпринимателем и определяют сферу его хозяйственной деятельности [21, 11, 18]. Именно благодаря обмену информацией в социальных сетях индивид может зафиксировать имеющиеся предпринимательские возможности, которые и определят направление его хозяйственной деятельности. Кроме того, дружеские и родственные отношения с предпринимателями являются одним из определяющих факторов при принятии решения индивидом о создании собственного дела [9, 25]. В данной ситуации они выступают в качестве бесплатного источника информации о специфике предпринимательской деятельности, о формах и порядке отчетности перед органами государственной власти, о примерном уровне рентабельности той или иной сферы хозяйственной деятельности, об уровне конкуренции, структуре отношений рыночных субъектов и т.д. Таким образом, именно социальные сети позволяют снизить ситуацию неопределенности до ситуации риска при принятии решения о начале предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что в данном направлении исследований объектом являются не предпринимательские сети, а социальные сети предпринимателя, то есть его социальный капитал. Тем не менее данные исследования представляют интерес, так как именно социальные сети становятся основой для возникновения предпринимательских сетей.
Актуальной в зарубежной науке является проблема процесса формирования предпринимательских сетей. Некоторые исследователи считают, что социокультурное влияние определяет процесс формирования сетей [12] и его этапы, другие, наоборот отмечают его универсальность и единообразие [15] вне зависимости от культуры и страны. Во всем мире широко распространены этнические предпринимательские сети, основанные на традициях и культуре образующего их этноса. Этнические сети объединяют не только людей одной национальности и культуры, но и схожего статуса — маргиналов. Под маргиналами понимают индивидов, их общности и группы, которые формируются в результате перехода от одного типа социального порядка к другому или в рамках одного типа порядка при его серьезных деформациях. Что является причиной их объединения в предпринимательские сети: специфика их культуры или особенности окружающей среды? На этот вопрос наука в настоящее время ответа не дает. По мнению автора настоящей статьи, причиной объединения в предпринимательские сети выступает в первую очередь нестабильность рыночных отношений, порожденная постоянными трансформациями хозяйственного порядка экономической системы.
В чисто социологической проблематике рассматриваются переплетения предпринимательских сетей с группами политических элит. Эта традиция ведет свои корни от фундаментального исследования Чарльза Райта Миллса (1916-1962) «Властвующая элита» (1956) [7], в котором убедительно доказывалось, что переплетение руководителей корпораций, ключевых политических персон, руководителей силовых структур, управляющих кредитными организациями и т.д. способствует закреплению господства интересов высшего класса. В настоящее время эту традицию продолжает профессор Университета Пенсильвании Майкл Уильям Юсим (Ussem). Он считает, что предпринимательские сети способствуют сплочению правящего класса и обеспечивают его контроль за основными социальными институтами [26]. В несколько ином ключе ведет исследовательскую работу профессор Джеральд Дэвис. Им изучаются различные переплетения директората крупных кампаний. Результаты его исследований свидетельствуют, что принимаемые решения в сфере инвестирования обусловлены не столько целесообразностью или стремлением к максимизации прибыли инвестора, а сложившимися связями между руководителями организаций [10].
Есть множество работ, в которых изучается структура предпринимательских сетей и демонстрируется, как расположение той или иной фирмы в ней определяет внутреннюю структуру фирмы и стратегию ее развития [20, 24]. В данном направлении исследований установлена интересная закономерность: чем выше уровень конкуренции в отрасли, тем слабее сетевые связи или вообще сетевые образования носят фрагментарный характер. В рамках данного вектора исследовательского поиска активно разрабатываются универсальные показатели сети, которые можно измерять с помощью инструментария теории вероятности и математической статистики. Полученные коэффициенты и показатели должны давать характеристику предпринимательской сети в целом и ее элементов в отдельности. Например, упомянутый выше профессор Майкл Юсим [26] обнаружил следующую закономерность. Близость к центру сети тесно связана с возможностью оказывать влияние на деятельность сетевого сообщества. Более подробно способы измерения различных характеристик предпринимательских сетей будут рассмотрены позже.
Как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, структура и характер предпринимательской сети меняется в процессе развития фирмы. Поэтому в зарубежной научной литературе проблема коэволюции организации и предпринимательской сети вызывает широкий интерес среди исследователей. Тем не менее в наличии есть результаты исследований отдельных этапов жизненного цикла фирмы и специфики предпринимательской сети на данном этапе. Рассмотрим основные наработки исследователей в данном векторе изучения коалиционных образований антрепренеров.
На этапе становления бизнеса, когда цели и структура фирмы находятся в постоянной динамике и остро ощущается нехватка денежных средств, предприниматель стремится к разнообразным контактам с целью поиска инвесторов и перспективных возможностей для бизнеса, что определяет специфику формирующейся предпринимательской сети [9, 19]. Сеть характеризуется разнообразием, широтой и открытостью.
По мере развития бизнеса выкристаллизовываются не только основные направления ее деятельности и внутренняя структура, но и определяются основные субъекты предпринимательской сети (ядро), а сама фирма начинает фиксировать свое место в ее структуре. Возрастает степень закрытости сети и сокращается число ее членов, что приводит к усилению формализации бизнес-отношений [22].
На этапе, когда фирма заняла определенное место на рынке и на ее продукцию существует устойчивый спрос, а имеющиеся финансы позволяют осуществлять дифференциацию
деятельности, происходит очередная трансформация предпринимательской сети. Сеть стремится к открытости, ее размеры увеличиваются, барьеры на вход в сеть снижаются [16].
На этапе упадка фирма стремится максимально полно формализовать свои отношения с бизнес-партнерами, что приводит к отторжению некоторых субъектов, связанных слабыми связями. Предпринимательская сеть количественно уменьшается, родственные и дружеские связи в ней ослабевают, что приводит к сокращению ядра сети. Как правило, при банкротстве одна из фирм ядра предпринимательской сети поглощает фирму-банкрота. Структура сети трансформируется, что отражает усиление или ослабление позиций в структуре по причине выбытия элемента.
Данное направление исследований представляется интересным и перспективным, хотя и содержит целый ряд проблем теоретического характера. Например, отечественные исследователи Г.В. Широкова и О.Ю. Серова [6] отмечают, что в настоящее время существует множество моделей жизненного цикла организации (ЖЦО), которые учитывают различные факторы, влияющие на его продолжительность и количество этапов. Ими выделено 13 моделей ЖЦО, каждая из которых не только содержит разное число стадий с отличающимися характеристиками, но и учитывает отраслевую специфику деятельности фирмы. Выше отмечалось, что структура и свойства предпринимательской сети также зависят от сферы хозяйственной деятельности и специфики хозяйственного порядка. Поэтому можно утверждать, что взаимовлияние жизненного цикла организации и динамики структуры предпринимательской сети в каждой отрасли различаются, хотя нельзя исключать и наличие общих закономерностей коэволюции.
Таким образом, в настоящее время проблема изучения предпринимательских сетей является общепризнанной и вызывает широкий интерес как у представителей экономической науки, так и у исследователей смежных дисциплин. Тем не менее в рамках данной проблематики существует ряд серьезных методологических проблем, которые характерны для всего спектра направлений поиска в рамках изучения предпринимательских сетей.
Во-первых, довольно часто происходит отождествление понятий «социальные сети предпринимателя» и «социальные предпринимательские сети». Несмотря на созвучность, эти понятия отражают принципиально разные явления. Социальные сети предпринимателя — это его социальный капитал, связи и отношения, в которые он включен и которые может использовать в своей хозяйственной деятельности. Необходимо отметить, что часть его социального капитала используется в предпринимательской деятельности, а часть там никогда не будет востребована. То есть социальные сети предпринимателя — это его потенциальные возможности для хозяйственных контактов, но никак не сами контакты. Поэтому в ряде исследований под предпринимательскими сетями понимаются социальные сети предпринимателя [21, 11, 18, 9, 25].
Предпринимательские сети складываются в результате сетевой формы контракции и отражают сложившиеся между предпринимателями хозяйственные связи, основанные на социальных механизмах. В их формировании используются социальные капиталы предпринимателей, но полученные хозяйственные связи отличаются от потенциально возможных. В рамках этого подхода разворачивается совершенно иная проблематика [9, 22, 16, 17]. Интерес представляют оба явления, но их необходимо разводить: социальные сети предпринимателя — это часть социального капитала, а социальные предпринимательские сети — результат сетевого взаимодействия предпринимателей.
Во-вторых, предпринимательская сеть большинством зарубежных исследователей рассматривается в качестве реально существующего субъекта, обладающего четкими интересами в хозяйственной деятельности и определяющим поведение входящих в его состав элементов. Такой подход представляется неверным. Как отмечалось ранее, именно сетевая форма хозяйственной связи становится основой предпринимательской сети. Именно деятельность порождает сетевую структуру. Причем, необходимо отметить, что сетевая структура формируется в результате стремления бизнес-партнеров удовлетворить свои потребности. Поэтому структура сети отражает актуализированные потребности предпринимателей [8, 15] и имеющиеся у них ресурсы и капиталы.
Именно ресурсы и капиталы, которыми обладает предприниматель, определяют его место в предпринимательской сети. Предприниматель будет конструировать отношения с другими элементами сети с позиций своих интересов, и не всегда эта деятельность будет позволять ему менять сложившуюся конфигурацию. Лишь заняв определенное место в структуре и при условии удовлетворения этим местом, предприниматель будет корректировать свое поведение под требования сложившейся коалиции антрепренеров. Таким образом, предпринимательская сеть становится субъектом лишь со временем и при условии, что все элементы удовлетворены сложившимися отношениями. Тогда сеть способна реализовывать свои собственные интересы, отличные от интересов элементов ее составляющих, и только тогда сеть будет определять поведение
своих элементов. Такие ситуации возможны, но они кратковременны и связаны, как правило, с появлением на рынке мощного субъекта, несущего угрозу существования всем участникам.
В-третьих, как правило, каждая фирма включена не в одну предпринимательскую сеть, а одновременно в несколько. Связано это с тем, что крайне редко предприниматель осуществляет выпуск только одного продукта или оказывает только один вид услуг. Диверсификация его деятельности может быть обусловлена множеством факторов. Производство только одного продукта или оказание одного вида услуг делает предпринимателя уязвимым от колебаний конъюнктуры рынка, сезонности спроса, конкурентной борьбы в отрасли и т.д. В целях стабилизации нормы прибыли предприниматель диверсифицирует свою хозяйственную деятельность, в результате чего он может войти сразу в несколько предпринимательских сетей. Другим не менее значимым фактором, оказывающим влияние на вхождение фирмы в несколько коалиционных образований, является фактор делегирования полномочий. По мере роста фирмы увеличиваются внутренние трансакционные издержки, предприниматель оказывается вынужден либо ограничивать дальнейший рост фирмы, либо делегировать часть своих полномочий подчиненным. Тем самым он переводит издержки от взаимодействия в издержки по оплате труда. Подчиненный, получивший полномочия, использует в работе имеющийся у него капитал во всех его видах, в том числе и социальный. Привлечение социального капитала работников дает предпринимателю возможность использовать их связи и отношения для построения новых каналов хозяйственных связей. Таким образом, социальный капитал работников может стать основой для вхождения или формирования предпринимательских сетей. Поэтому, по мнению автора статьи, на разных этапах развития организации меняется количество предпринимательских сетей и их конфигурация.
В-четвертых, в рамках существующих подходов к изучению предпринимательских сетей элементы рассматриваются как равноценные и обладающие равными возможностями. Поэтому любое изменение в поведении элемента сети должно приводить к изменению ее свойств. В реальной действительности каждый предприниматель обладает не только разными ресурсами и капиталами, но и разными их объемами. Поэтому предпринимательская сеть состоит из дифференцированных элементов, которые, в силу имеющихся ресурсов и капиталов, занимают различающиеся позиции. Отсюда следует, что элементы сети по-разному воздействуют на саму сеть: некоторые способны оказывать существенное влияние на ее деятельность, а другие — находятся в полной зависимости от нее и их самостоятельность сведена к минимуму.
В-пятых, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе не рассматривается причины и факторы, влияющие на возникновение предпринимательских сетей. Необходимо отметить, что сетевое взаимодействие предполагает отход от принципа максимизации полезности и снижает экономическую эффективность предпринимательской деятельности. В силу каких причин антрепренер отказывается от части своей прибыли ради сохранения отношений с бизнес-партнерами? По нашему мнению, причиной создания предпринимательских сетей выступает нестабильность хозяйственного порядка, которая деформирует регулирующие социальные институты и делает их функционирование неэффективным. Дальнейшее изучение данной проблемы представляет интерес не только для теории предпринимательства, но и для практики государственного управления.
Учет перечисленных выше методологических недостатков и глубокая проработка зафиксированных проблем позволит разработать базовые принципы теории предпринимательских сетей.
Ссылки:
1. Асаул А.Н., Скуматов Е.Г., Локтеева Г.Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / под ред. д. э. н., проф. А.Н. Асаула. СПб., 2004.
2. Агабекян Р.Л., Баяндурян Г.Л. Институциональная экономика: бизнес и занятость: учеб. пособие. М., 2008.
3. Катькало В.С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной категории в 1980-90е гг. // Вестник СПбГУ. 1999. Сер.5: Экономика. Вып. 2. С. 21-38.
4. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М., 2004. С. 226-280.
5. Портер М. Конкуренция. М., 2000.
6. Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирическое исследование // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 8: Менеджмент. Вып. 1. С. 3-27.
7. Миллс Р. Властвующая элита/пер. с англ. М., 1959.
8. Burt R. S. The contingent value of social capital // Administrative Science Quarterly, 1997. Vol. 42 (2), Р. 339-365.
9. Davidsson P., Honig B. The role of social and human capital among nascent Entrepreneurs // Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18(3). P. 301-331.
10. Davis G. F. Agents Without Principles? The Spread of the Poison Pill Takeover Defense Through the Intercorporate Network // Administrative Science Quarterly. 1991. Vol. 36. P. 583-613.
11. De Clercq D., Arenius P. The role of knowledge in business start-up activities // International Small Business Journal. 2006. Vol. 24(4), P. 339-358.
12. Dodd S.D., Jack S.L., Anderson A.R. Scottish entrepreneurial networks in the international context // International Small Business Journal, Vol. 20 (2). P. 213-219.
13. Elfring, T. and Hulsink W. Networks in entrepreneurship: The case of high-technology firms // Small Business Economics. 2001. Vol. 21 (4). P. 409-422.
14. Granovetter M. Business Groups / The Handbook of Economic Sociology. N.Y., 1994. P. 461-466.
15. Greve A., Salaff J. W. Social networks and entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. 2003. Vol. 28 (4), P. 1-22.
16. Havnes P. A. and Senneseth K. A panel study of firm growth among SMEs in Networks // Small Business Economics. 2001. Vol.16 (4). P. 293-302.
17. Hite J.M., Hesterly W.S. The evolution of firm networks: From emergence to early growth of the firm // Strategic Management Journal. 2001. Vol. 22 (3), P. 275-286.
18. Hmieleski K.M., Corbett A.C. Proclivity for improvisation as a predictor of entrepreneurial intentions // Journal of Small Business Management. 2006. Vol. 41 (1). P. 45-63.
19. Klyver K., Hindle K., Meyer D. Influence of social network structure on entrepreneurship participation — a study of 20 national cultures // International Entrepreneurship Management Journal, 2008. Vol. 4 (3). P. 331-347.
20. Mintz B.A. and Schwartz M. The power Structure of American Business. Chicago: University of Chicago Press, 1985.
21. Morales-Gualdron S.T., Roig S. The new venture decision: An analysis based on the GEM project database // International Entrepreneurship and Management Journal. 2005. Vol. 1(4), P. 479-499.
22. Neergaard H., Shaw E. and Carter S. The impact of gender, social capital and networks on business ownership - a research agenda // International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research. 2005. Vol. 11(5). P. 338-357.
23. Perren L. The entrepreneurial process of network development in small biotechnology firms: the case of Destiny Pharma Ltd // International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management. 2002. Vol. 2 (4/5), P. 390-405.
24. Roy W. G. and Bonacich Ph. Interlocking Directirates and Communities of Interest Among American Railroad Companies, 1905 // American Sociological Rewiew. 1988. Vol. 53, P. 368-379.
25. Sanders J., Nee V. Immigrant self-employment: The family as social capital and the value of human capital // American Sociological Review. 1996. Vol. 61 (2), P. 231-226.
26. Useem M. The Inner Circle: Large Corporations and the Rise of Business Political Activity. N.Y.: Oxford University Press, 1984.