Научная статья на тему 'Предпринимательские решения в условиях шестого технологического уклада'

Предпринимательские решения в условиях шестого технологического уклада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / SIXTH TECHNOLOGICAL MODE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ РЕШЕНИЕ / РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ / RETAIL NETWORK / ИННОВАЦИЯ ЦЕННОСТИ / INNOVATION OF VALUE / ENTREPRENEURIAL DECISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Нургазин Ерлан Оразалович

В статье обосновано понятие «предпринимательское решение», раскрыта взаимосвязь шестого технологического уклада и предпринимательских решений в розничных сетях, выявлено влияние предпринимательских решений на развитие жизненного цикла розничной сети, обозначены основные конкурентные преимущества розничной сети при реализации предпринимательских решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миллер Александр Емельянович, Нургазин Ерлан Оразалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial Decisions under the Sixth Technological Mode

The article frames the concept of entrepreneurial decisions; reveals the interrelation between the sixth technological mode and entrepreneurial decisions in retail networks; determines the impact of entrepreneurial decisions on life cycle of a retail network; defines the key competitive advantages of a retail network in implementation of entrepreneurial decisions.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские решения в условиях шестого технологического уклада»

^ миЛЛЕр Александр Емельянович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, налогов и налогообложения

омский государственный университет

им. Ф.м. достоевского

644077, рФ, г. омск,

пр. мира, 55а

Тел.: (3812) 22-82-33

E-mail: [email protected]

^ нургазин Ерлан оразалович

Аспирант кафедры экономики, налогов и налогообложения

омский государственный университет

им. Ф.м. достоевского

644077, рФ, г. омск,

пр. мира, 55а

Тел.: (3812) 67-01-04

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье обосновано понятие «предпринимательское решение», раскрыта взаимосвязь шестого технологического уклада и предпринимательских решений в розничных сетях, выявлено влияние предпринимательских решений на развитие жизненного цикла розничной сети, обозначены основные конкурентные преимущества розничной сети при реализации предпринимательских решений.

Предпринимательскее решения в условиях шестого технологического услада1

Ключевые слова

шестой технологический уклад предпринимательское решение розничная сеть инновация ценности

Поступательное развитие предпринимательских отношений во многом определяется тем, в рамках какого технологического уклада это происходит. Организационно-экономические предпосылки становления шестого технологического уклада непосредственно связаны с прогрессивным развитием электроники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники, роботостроения.

По мнению экономистов С.Ю. Глазьева и Д.С. Львова, в настоящее время функционирование мировой экономики происходит в соответствии с шестым технологическим укладом, включающим появление и развитие наноэлектроники, наноматериалов и наноструктурирован-ных покрытий, наносистемной техники. Основным признаком шестого технологического уклада является создание совместных продуктов деятельности нанотехнологий, биологических, информационных и когнитивных технологий (рис. 1) [8. С. 98].

С авторской точки зрения, особую актуальность приобретает влияние шестого технологического уклада на изменение управленческих решений в предпринимательских сетях в целом и розничных в частности. Это обусловлено прежде всего тем, что совместные продукты деятельности отражают взаимосвязь различных нанотехнологий.

Следует констатировать, что влияние взаимосвязи технологий на изменение управленческих решений в розничной сети имеет специфический (нематериальный) характер. Необходи-

мо учитывать действие основных законов и принципов функционирования соответствующих технологий на характер и содержание управленческих решений [5. С. 74]. В данных условиях актуализируется необходимость полноценного функционирования управленческих решений в розничных сетях в рамках шестого технологического уклада (рис. 2) [10. С. 61].

Традиционные управленческие решения в розничной сети ориентированы на разрешение текущих проблем [3. С. 182]. Отсутствие заблаговременного предотвращения будущих проблем снижает эффективность деятельности розничной сети. В данных условиях, с авторской точки зрения, необходимо использование свойства проактивно-сти управленческих решений, а именно, подготовки розничной сети к будущим проблемам посредством разработки и реализации определенных действий в настоящем.

Для обеспечения качественной подготовки розничной сети к возможному появлению потенциальных проблем в соответствующий период времени необходимо использование определенных закономерностей функционирования, имеющих отражение в жизненном цикле розничной сети. Поэтому возникает потребность в таких управленческих решениях, которые ориентированы на подготовку розничной сети к потенциальным проблемам, так как основываются на исследовании закономерностей функционирования жизненного цикла [1. С. 272].

В современных условиях розничные сети функционируют в конкурентной среде, и для сохранения конкурентоспособности необходимо наличие определенных инноваций. Традиционные управленческие решения сопровождаются одновременным увеличением издержек на создание инновации и появлением рисков реализации инновационного предложения [9. С. 84]. Таким об-

JEL classification

L26, L81, 030

1 Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.

Entrepreneurial Decisions under the Sixth Technological Mode

Рис. 1. Взаимосвязь основных признаков шестого технологического уклада

разом, актуализируется необходимость формирования нового вида управленческих решений - предпринимательских, ориентированных на одновременное снижение издержек посредством упразднения незначительных и внедрения ранее не предлагавшихся факторов конкуренции, а также минимизации рисков с помощью использования аналитического инструментария создания инновации ценности. Инновация ценности базируется на одновременном развитии инновации (новшества) и ценности (полезности для покупателя) [13. С. 32].

Исходя из того что розничные сети имеют многофилиальные точки продаж (дискаунтеры, магазины у дома, супермаркеты, гипермаркеты), отсутствие в каждой точке продаж предпринимательских решений является основным фактором несоздания инновации ценности, увеличения рисков, разрешения только существующих проблем

[12. С. 60]. Таким образом, неэффективность деятельности одной точки продаж пропорционально влияет на снижение эффективности всей розничной сети. Именно многофилиальность розничной сети обусловливает необходимость внедрения предпринимательских решений.

Таким образом, актуальность предпринимательских решений в розничных сетях обусловлена следующими положениями:

1) необходимость изменения традиционных управленческих решений под условия и факторы функционирования шестого технологического уклада;

2) нивелирование потенциальных проблем в розничных сетях посредством использования определенных закономерностей их функционирования, имеющих отражение в жизненном цикле;

3) создание инновационно ценного предложения для покупателей, ориентированного на снижение цены, оптими-

зацию издержек и минимизацию рисков посредством использования аналитического инструментария создания инновации ценности [6. С. 41];

4) необходимость повышения эффективности розничной сети посредством оптимизации деятельности отдельных точек продаж.

В результате исследования процесса разработки и реализации управленческих решений было обосновано содержательное наполнение основных теоретических понятий. Сравнительная характеристика понятий «решение», «управленческое решение» и «предпринимательское решение» представлена в таблице.

Исходя из содержания таблицы под предпринимательским решением следует понимать выбор варианта достижения и обеспечения эффективности и продуктивности в краткосрочном и долгосрочном периоде при одновременном создании

Рис. 2. Взаимосвязь шестого технологического уклада и управленческих решений в розничных сетях

Сравнительная характеристика понятий «решение»,«управленческое решение», «предпринимательское решение» (авторская разработка)

Критерий сравнения/ авторское определение «Решение» «Управленческое решение» «Предпринимательское решение»

Полученный результат Краткосрочная эффективность (Р) + Достижение только одного результата(Р- - - ) + Возможно достижение не более трех взаимосвязанных результатов (РАЕ-) + Одновременное достижение четырех результатов -краткосрочной эффективности, краткосрочной продуктивности, долгосрочной эффективности и долгосрочной продуктивности (РАЕ1)

Краткосрочная продуктивность(А) - + +

Долгосрочная эффективность (Е) - + +

Долгосрочная продуктивность (1) - - +

Создание инновации ценности (использование аналитического инструментария создания инновации ценности) Не предусмотрено Не предусмотрено Создание инновации ценности с одновременным достижением четырех результатов

Минимизация рисков при реализации инновации ценности Не предусмотрено Не предусмотрено Предусмотрено аналитическим инструментарием создания инновации ценности

Соответствие этапам жизненного цикла розничной сети Этап роста или спада Этап роста или спада Балансирующий этап между ростом и спадом

инновации ценности и минимизации рисков. Предпринимательское решение направлено на достижение основной цели функционирования розничной сети - обеспечению эффективности и продуктивности в краткосрочном и долгосрочном периоде. Управленческое решение - это достижение не более трех взаимосвязанных результатов (краткосрочной эффективности, краткосрочной продуктивности, долгосрочной эффективности). Решение

в отличие от управленческого решения ориентировано на достижение только одного результата. Если розничная сеть эффективно удовлетворяет настоящие потребности клиентов, то сеть является функциональной и эффективной в краткосрочном периоде {purposeful - исполнительная роль). Краткосрочная продуктивность характеризуется систематизацией {administrative - административная роль), долгосрочная эффективность ориенти-

рована на проактивное планирование будущих потребностей клиентов и соответствующую реализацию программ в настоящем {entrepreneurial - предпринимательская роль), продуктивность в долгосрочном периоде создает интеграцию розничной сети в единое функциональное целое, а именно, изменяет сознание работников от механистического к органическому {integrative - интеграционная роль) [2. С. 53].

g

I*

§

-ft ш

I

Жизненный цикл розничной СеТИ

Жизненный цикл типичной

s

производственной (торговой) компании

Рост

Расцмт

Спад

Этапы жизненного цикла

Рис. 3. Жизненные циклы типичной производственной (торговой) компании и розничной сети

■о

я

Aleksandr Ye. MiLLER

Dr. Sc. (Ec.), Prof., Head of Economics, Taxes and Taxation Dept.

omsk State University named after F.M. Dostoevsky 644077, RF, omsk, mira Ave., 55a Phone: (3812) 22-82-33 E-mail: [email protected]

Для целей исследования природы предпринимательского решения выявлена специфическая траектория развития жизненного цикла розничной сети. Жизненные циклы типичной производственной (торговой) компании и розничной сети представлены на рис. 3.

Следует отметить, что специфическая траектория жизненного цикла розничной сети выражается в резком росте на начальных этапах развития, который обусловлен экономической природой функционирования сети, выражающейся взаимосвязью краткосрочной эффективности и краткосрочной продуктивности. Каждому этапу жизненного цикла соответствует определенный код [11. С. 136], отражающий взаимосвязь четырех результатов управленческих решений -краткосрочной эффективности, краткосрочной продуктивности, долгосрочной эффективности, долгосрочной продуктивности. Реализация определенных вариантов управленческих решений ориентирована на достижение розничной сетью соответствующего результата.

В ходе исследования были определены следующие специфические факторы, позволяющие выявить взаимосвязи краткосрочной эффективности и краткосрочной продуктивности:

1) специфика продуктов питания, отражающаяся в минимальном промежутке времени от момента насыщения до очередного момента появления первых признаков данной потребности, способствует развитию интенсивного спроса [7. С. 108]. Розничная сеть удовлетворяет настоящие потребности клиентов и является эффективной в краткосрочном периоде, при этом стандартизованные процедуры открытия точек продаж способствуют экстенсивному расширению и увеличивают продуктивность сети в краткосрочном периоде;

2) отсутствие фазы производства в бизнес-модели функционирования розничной сети «закупка-сбыт» способствует направлению ограниченного запаса ресурсов на увеличение краткосрочной эффективности и краткосрочной продуктивности;

3) потребительная стоимость отдельного товара, созданного в сфере производства и поступившего в розничную сеть для реализации, является неизменной, при этом деятельность сети ориентирована на увеличение меновой стоимости товара, что повышает объем продаж и степень удовлетворенности клиентов, появляется необходимость систематизации функционирования -сеть становится эффективной и продуктивной в краткосрочном периоде.

Таким образом, экономическая природа деятельности розничной сети отражает ее динамичное развитие на начальных этапах функционирования. Однако последующий ряд организационных факторов обусловливает появление спада в жизненном цикле:

1) отсутствуют эффективные системы контроля экстенсивно расширяющейся мультиформатной розничной сети;

2) повышенная систематизация деятельности многофилиальной сети предотвращает появление инноваций, являющихся основным источником дальнейшего развития [4. С. 43];

3) недооценка реальных потребностей заинтересованных сторон, обладающих полномочиями, властью и влиянием, приводит к снижению продуктивности в реализации управленческих решений и понижению общей эффективности сети;

4) игнорирование субъективной точки зрения каждого участника комплементарной команды снижает объективность рассмотрения проблемы, эффективность

^ Erlan o. NURGAziN

Postgraduate of Economics, Taxes and Taxation Dept.

omsk State University named after F.M. Dostoevsky 644077, RF, omsk, mira Ave., 55a Phone: (3812) 67-01-04 E-mail: [email protected]

Key words

sixth technological mode entrepreneurial decision retail network innovation oe value

Summary

The article frames the concept of entrepreneurial decisions; reveals the interrelation between the sixth technological mode and entrepreneurial decisions in retail networks; determines the impact of entrepreneurial decisions on life cycle of a retail network; defines the key competitive advantages of a retail network in implementation of entrepreneurial decisions.

JEL classification

L26, L81, O30

с

г 13 т

Е —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t

Жизненный цикл розничной сети после реализации

ПрЁДГ рИНИМаТЙ! Ы КОГО р9Ц№НИЯ

Точка разработки и реализации предпринимательского решения

Жизненный цикл розничной сети при отсутствии разработки и реализации предпринимательского решения

Рост Расцвет Спад

Рис. 4. Влияние предпринимательских решений на развитие жизненного цикла розничной сети

Этапы жизненного цикл»

разработанных решений и общую эффективность розничной сети.

Следует констатировать, что выявленная специфика траектории жизненного цикла розничной сети обусловливает необходимость наличия предпринимательских решений. Предпринимательские решения, ориентированные на факторы поступательного развития розничной сети, обладают следующими преимуществами:

1) разрешается проблема спада развития, вызванная пределом роста взаимосвязи краткосрочной эффективности и краткосрочной продуктивности, посредством внедрения в деятельность сети механизмов долгосрочной продуктивности и долгосрочной эффективности;

2) учитываются потребности заинтересованных сторон, признаются субъективные отличные точки зрения на проблему каждого участника комплементарной команды посредством конструктивного разрешения возникающих конфликтов, являющегося связующим элементом предпринимательских решений и шестого технологического уклада, - разрабатываются и реализуются эффективные и продуктивные предпринимательские решения. Как следствие, роз-

ничная сеть становится эффективной и продуктивной как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. На основании первых двух преимуществ выявлено влияние предпринимательских решений на развитие жизненного цикла сети (рис. 4);

3) формируется среда взаимного доверия и уважения членов комплементарной команды друг к другу, что позволяет создавать инновацию ценности в определенные моменты времени, снижает риски розничной сети, повышает ее конкурентоспособность;

4) розничная сеть заблаговременно подготавливается к потенциальным проблемам посредством оценки специфических кодов, соответствующих каждому этапу жизненного цикла, и исследования совместимости определенных вариантов управленческих решений. Предпринимательские решения ориентируют сеть на потенциальные проблемы посредством анализа жизненного цикла сети и внедрения отсутствующих элементов эффективности и продуктивности в краткосрочном и долгосрочном периоде;

5) предпринимательские решения повышают эффективность деятельности каждой точки продаж многофилиальной розничной сети посредством самостоя-

тельного использования аналитического инструментария создания инновации ценности в необходимые моменты времени [14. С. 157]. Внедрение варианта долгосрочной продуктивности переориентирует сознание всех участников команды из механистического в органическое - каждая точка продаж функционирует в соответствии с ценностями, миссией и стратегией розничной сети. Повышение эффективности деятельности одной точки продаж повышает общую эффективность деятельности розничной сети.

Таким образом, предпринимательские решения направлены на выявление и осуществление вариантов действий розничных сетей, продиктованных условиями функционирования шестого технологического уклада. Предпринимательские решения не только позволяют нивелировать возникающие проблемы, но и способствуют поиску путей устранения препятствий и трудностей развития розничных сетей. Предпринимательские решения обеспечивают достижение эффективности и продуктивности в краткосрочном и долгосрочном периоде деятельности розничной сети при одновременном создании инновации ценности и минимизации рисков.

Источники

1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ. А.Г. Сеферяна. СПб.: Питер, 2012.

2. Адизес И.К. Управляя изменениями / пер. с англ. В. Кузин. СПб.: Питер, 2012.

3. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. 2-е изд. / пер с англ. под ред. В.Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2006.

4. Владымцев Н.В., Денисова А.С. Принятие управленческих решений с учетом методов бюджетирования по процессам // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №7. С. 41-44.

5. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса / пер. с англ. Е.И. Небальская, науч. ред. Е.В. Кузнецова. Минск: Гревцов Букс, 2010.

6. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием: пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2008.

7. Ленгдон К. Принятие решений / пер. с англ. О.В. Мацака; под ред. Н.А. Ливинской. М.: ЭКСМО, 2007.

8. Медведев Д.А., Прайд В. Феномен ШС-конвергенции: реальность и ожидания // Философские науки. 2008. № 1. С. 97-117.

9. Мищенко Е.Я. Принятие решений в кризисных бизнес-ситуациях: методы сценарного моделирования. СПб.: Речь, 2008.

10. Сажнева С.В. Зарубежный опыт принятия управленческих решений в условиях рыночной экономики и возможности его применения в России // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 25. С. 57-64.

11. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. СПб.: Питер, 2009.

12. Хэммонд Дж.С., Кини Р.Л., Райффа Г. Умный выбор: как научиться принимать правильные решения: пер. с англ. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

13. Чан Ким В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков / пер. с англ. И. Ющенко. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

14. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития / пер. В.С. Ав-тономова. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

References

1. Adizes I.K. Managing corporate lifecycles. [Russ. ed.: Adizes I.K. Up-ravlenie zhiznennym tsiklom korporatsii. S.-Petersburg, Piter Publ., 2012].

2. Adizes I.K. Organizational Change Management. [Russ. ed.: Adizes I.K. Upravaya izmeneniyami. S.-Petersburg, Piter Publ., 2012].

3. Buttrick R. The Interactive Project Workout. [Russ. ed.: Battrik R. Tekh-nika prinyatiya effektivnykh upravlencheskikh resheniy. S.-Petersburg, Piter Publ., 2006].

4. Vladymtsev N.V., Denisova A.S. Managerial decision-making using the methods of activity-based budgeting. [Prinyatie upravlencheskikh resheniy s uchetom metodov byudzhetirovaniya po protsessam]. Eko-nomicheskiy analiz: teoriya i praktika - Economic Analysis. Theory and Practice, 2008, no. 7, pp. 41-44.

5. Gharajedaghi J. System Thinking: Managing Chaos and Complexity: A Platform for Designing Business Architecture. [Russ. ed.: Gharajedaghi J. Sistemnoe myshlenie: kak upravlyat' khaosom i slozhnymi protsessami: Platforma dlya modelirovaniya arkhitektury biznesa. Minsk, Grevtsov Books Publ., 2010].

6. Drucker P.F. Managing for Results. [Russ. ed.: Drucker P.F. Effektivnoe upravlenie predpriyatiem. Moscow, EKSMO, 2007].

7. Langdon K. Smart Things to Know about Decision Making. [Russ. ed.: Langdon K. Prinyatiye resheniy. Moscow, EKSMO, 2007].

8. Medvedev D.A., Praid V. The Phenomenon of NBIC-convergence: reality and expectations. [Fenomen NBIC-konvergentsii: realnost' i ozhi-daniya]. Filosophskiye nauki - Philosophy Sciences, 2008, no. 1, pp. 97-117.

9. Mischenko E.Ya. Decision-making in crisis business situations: scenario modelling techniques. [Prinyatie resheniy v krizisnykh biznes-situ-atsiyakh: metody stsenarnogo modelirovaniya]. S.-Petersburg, Rech Publ., 2008.

10. Sazhneva S.V. Foreign experience of management decision-making in conditions of market economy and the ways to use it in Russia. [Zarubezhnyy opyt prinyatiya upravlencheskikh resheniy v usloviyakh rynochnoy ekonomiki i vozmozhnosti ego primeneniya v Rossii]. Eko-nomicheskiy analiz: teoriya i praktika - Economic Analysis. Theory and Practice, 2010, no. 25, pp. 57-64.

11. Teslinov A.G. Concept thinking in resolving complex and knotty problems. [Kontseptual'noe myshlenie v razreshenii slozhnykh i zaputan-nykh problem]. S.-Petersburg, Piter Publ., 2009.

12. Hammond J., Keeney R., Raiffa H. A Practical Guide to Making Better Decision: Smart Choices. [Russ. ed.: Hammond J., Kini R., Rayffa H. Umniy vybor: kak nauchitsya prinimat' pravilnye resheniya. Novosibirsk, Sib. univ. izd-vo, 2009].

13. Chan Kim W., Mauborgne R. Blu Ocean Strategy: How to Create Un-contested Market Space and Make the Competition Irrelevant. [Russ. ed.: Chan Kim W., Moborn R. Strategiya golubogo okeana. Kak nayti ili soz-dat' rynok, svobodnyy ot drugikh igrokov. Moscow, Mann, Ivavov i Ferber Publ., 2012].

14. Shumpeter Y.A. The theory of economic development. [Teoriya ekonomicheskogo razvitiya]. Moscow, Direktmedia Publishing, 2008.

■o я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.