Научная статья на тему 'Формирование модели сетевого развития предпринимательских структур'

Формирование модели сетевого развития предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СЕТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ENTREPRENEURIAL NETWORK / MATHEMATICAL MODEL / MANAGERIAL DECISIONS EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морковина С. С., Азарова Н. А.

Рассмотрены этапы развития предпринимательской сети. Выявлено, что интеграция предпринимательских структур увеличивает стоимость всей предпринимательской сети. Предложена математическая модель взаимосвязи максимизации прибыли и оптимального количества товаропроводящих элементов предпринимательской сети (оптовых и розничных) в региональных сегментах рынка с булевыми переменными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF NETWORK DEVELOPMENT MODEL OF ENTREPRENEURIAL ORGANIZATIONS

The stages of entrepreneurial network development are considered. It is determined that integration of entrepreneurial organizations increases the value of whole entrepreneurial network. The mathematical model of interconnection the profit maximization and optimum quantity of commodity-conducting elements of entrepreneurial network (wholesale and retail) in regional segments of market with Booleans variables is suggested.

Текст научной работы на тему «Формирование модели сетевого развития предпринимательских структур»

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

С. С. МОРКОВИНА, Н. А. АЗАРОВА

Рассмотрены этапы развития предпринимательской сети. Выявлено, что интеграция предпринимательских структур увеличивает стоимость всей предпринимательской сети. Предложена математическая модель взаимосвязи максимизации прибыли и оптимального количества товаропроводящих элементов предпринимательской сети (оптовых и розничных) в региональных сегментах рынка с булевыми переменными.

Ключевые слова: предпринимательская сеть, математическая модель, эффективность управленческих решений.

В условиях конкуренции на рынке деятельность участников предпринимательской сети реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения конкурентных преимуществ, что и отражается в специфичности функции предпринимательской сети как особого типа интеграционного образования.

По мере развития предпринимательской сети растет не только число видов деятельности, которыми занимаются предпринимательские структуры, но и количество конечных элементов - предпринимательских структур, осуществляющих реализацию продукции конечному потребителю. Организационная структура предпринимательской сети усложняется. У нее формируются филиалы материнской компании, торговая сеть представлена оптовыми, розничными продавцами и франчайзи.

Со временем наступает момент, когда предпринимательская сеть из локальной превращается в региональную, состоящую из множества предпринимательских структур, что можно считать этапом развития предпринимательской сети.

При этом интеграция предпринимательских структур выгодна, если она обеспечивает прирост стоимости бизнеса всей сети, при условии, что стоимость каждого из участников - предприятий не снижается. Как было показано ранее, прирост стоимости предпринимательской сети может быть рассмотрен через увеличение объемов продаж продукции конечными элементами предпринимательской сети. В этой связи в определенный момент времени принятие решения о развитии предпринимательской сети определяется рядом моментов:

- состоянием предполагаемых рынков сбыта продукции;

- результативностью работы конечных элементов предпринимательской сети;

- имеющимися производственными мощностями.

Для развития предпринимательской сети в определенном географическом сегменте необходимо знать объем потенциального рынка. При этом возможны два варианта - первый, когда рынок уже известен, т. е. предпринимательская сеть уже присутствует в выбранном географическом сегменте в виде отдельных торговых представительств, розничных продавцов, франчайзи; второй вариант - географический рынок является новым. Объем рынка - количество товаров, услуг и их аналогов, потребляемых рынком в единицу времени. Потребителями здесь считаются те, кто покупает аналогичный товар уже сейчас у конкурентов, на существующем рынке. В зависимости от анализа объема рынка предпринимательская сеть строит свою стратегическую политику в регионе.

Принимая решение о развитии предпринимательской сети, материнская компания сталкивается с проблемой выбора формы присутствия в географическом сегменте. Принятие решения о канале распределения продукции (оптовая торговля, розничная торговля или франчайзинг) определяется рядом факторов, а именно объемами продаж продукции, количеством каналов распределения. С функциональной точки зрения система распределения - это деятельность всех подразделений предприятия с целью поиска покупателя и доставки ему товара нужного качества, в требуемом количестве и в оговоренные сроки.

Результативность функционирования отдельного канала распределения продукции определяется уровнем рентабельности канала распределения, значение которой существенно изменяется в случае оптовой и розничной торговли. В этой связи встает задача оптимизации каналов распределения.

Принятие решения о развитии предпринимательской сети, путем увеличения каналов распределения продукции, основывается на экономической и технологической целесообразности движения товара по такому пути, чтобы принести доход производителю, посредникам и конечному потребителю. Если любой элемент цепочки не получит рассчитываемый доход, то можно предположить, что канал распределения будет неэффективен. В то же время учет всех факторов требует осуществления значительных математических расчетов, что в практике предприятий выглядит затруднительным и предопределяет необходимость использования моделирования.

Построение математической модели - это этап формализации экономической проблемы, выражения ее в виде конкретных математических зависимостей и отношений (функций, уравнений, неравенств и т. д.).

При этом применение дескриптивного подхода в моделировании развития предпринимательских сетей объясняется необходимостью эмпирического выявления различных зависимостей, изучения вероятных путей развития процессов, протекающих с учетом внешних воздействий.

Исходя из целеполагания, максимизация массы прибыли в условиях полной загрузки производственных мощностей и полного объема продаж всей произведенной продукции, необходима оптимизация количества товаропроводящих элементов предпринимательской сети (оптовых и розничных) в региональных сегментах рынка.

В наиболее общем виде модель развития предпринимательской сети в географических сегментах рынка представлена на рисунке 1.

Y

Рис. 1. Формализованная модель развития предпринимательской сети в географических сегментах рынка ^к - возмущающие воздействия факторов внешней среды, Нт - ограничивающие факторы)

Для построения математической модели введены обозначения:

ТП - годовой объем производства, в условиях полной загрузки имеющихся мощностей (тыс. руб.);

ВРрозн - выручка от продаж продукции в элементах розничной торговли предпринимательской сети (тыс. руб.);

ВРопт - выручка продаж продукции в элементах оптовой торговли предпринимательской сети (тыс. руб.);

N - количество регионов, в которых предполагается развивать предпринимательскую сеть;

i = 1,...N- порядковый номер региона;

ВР'ср розн - средний объем продаж продукции

в элементе розничной торговли предпринимательской сети в 7-м регионе (тыс. руб.);

ВР'ср.опт - средний объем продаж продукции в элементах оптовой торговли предпринимательской сети в 7-м регионе (тыс. руб.);

ПР - прибыль от продаж продукции в предпринимательской сети (тыс. руб.);

у7 - количество элементов розничной торговли предпринимательской сети в >м регионе;

Xj - булева переменная, характеризующая наличие элемента оптовой торговли в i-м регионе,

ТН1 - средняя торговая надбавка одного

элемента розничной торговли предпринимательской сети в i-м регионе (%);

ТН'опт - средняя торговая надбавка одного элемента оптовой торговли предпринимательской сети в i-м регионе (%).

Рассмотрим вариант развития предпринимательской сети на уже известных географических рынках. В этом случае оптимизационная задача сводится к ответу на вопрос о необходимом количестве оптовых и розничных элементов сети, позволяющих достичь максимального объема генерирования прибыли в предпринимательской сети в условиях полной загрузки производственных мощностей производителя и полной реализации произведенной продукции. В этом случае общую выручку от продаж в данном регионе определим как:

ВР i — xc • ВР i + v° • Bj (1)

ср .общ ~ i ’ ср .опт У i ' ср .прозн v /

Обозначим через vH количество новых элементов розничной сети, которые предприятие планирует открыть в следующем году, тогда годовой объем производства ТП представляет собой сумму объемов продаж по имеющимся элементам торговой сети Vf^ и по новым элементам торговой сети, которые планируется открыть в следующем году vH\щ :

N N

VH — V xH •Vi + V vH • Vi (2)

общ /, i опт /.s i розн

i —1 i—1

Xc —0

В первом слагаемом суммирование ведется только по тем регионам, в которых не открыты

элементы товаропроводящей сети (xC — 0) . Таким образом, приходим к соотношению:

N N

ТП — УСбщ + V xH • VLm + V vH • Грозн . (3)

i —1 i—1

xf—0

В такой постановке задача имеет бесконечное множество решений. Нас же интересуют те решения, при которых будет получена максимальная прибыль.

N N

ВРЫ}щ — V xH ВРср.опт + V vH ’ВРСр. розн ^ maX (4)

i—1 i—1

xf —0

В данном соотношении опущена часть прибыли, которую дает имеющиеся в настоящий момент предпринимательская сеть, поскольку она при соответствующих допущениях не зависит от количества открывающихся новых элементов торговой сети, а при этом оптимизационная задача описывается максимумом целевой функции вида:

N N

ВРс хн ■ ВР7 + ^ ун ■ ВР7 (5)

ср.общ ^ £^ 7 ср.опт ^ 7 ср. розн \и /

7=1 <■=!

х? =0

реализуемой при ограничениях

N N

УСЫщ + ^ хн ■ ¥гоПт +£ ун ■ Грозн < ТП (6) 7=1 <■=!

х? =0

хН = {0,1},7 = (7)

уН >0,7 = (8)

у7 -целые,7 = \,...^ (9)

Задача (1) - (9) представляет собой задачу дискретной оптимизации с булевыми переменными. Данная постановка задачи может быть уточнена за счет учета внешних влияющих факторов. В качестве наиболее существенных будем рассматривать следующие пять факторов ^к), оказывающих возмущающее воздействие на объемы продаж в отдельном географическом сегменте рынка: численность населения (f), потребительская корзина (/1) , уровень развития инфраструктуры товарного рынка (/3), наличие и число крупных конкурентов-производителей (/4) , стоимость грузоперевозок (/5) .

Каждый из этих факторов косвенным образом влияет на соотношение и количество элементов предпринимательской сети. Влияние рассматриваемых факторов можно учесть при помощи ранжирования. В случае, если планируется освоение новых рынков сбыта, для которых не известны средние объемы продаж, необходимо спрогнозировать эти значения. Для определения прогнозных значений предлагается использовать классическую модель множественной регрессии в виде:

g7 = Ро + Рх^1 + №2 + ••• + Рр/;р + (10)

где g7 - 7-е наблюдение зависимой переменной, среднего объема продаж (выручки).

/71, /а,..., /р. - объясняющие переменные, е7- возмущения.

Для принятия управленческого решения в отношении развития предпринимательской сети разработан алгоритм, позволяющий реализовать построенную ранее модель в виде совокупности этапов (рис. 2). Согласно которому, на этапе 1 формируются исходные значения коэффициентов модели:

ТП Врі ВРг ВР°

> ср розн ’ ср.опт ’ ср.общ :

опт '

розн

В случае если новые рынки сбыта не осваиваются, выполняется переход к этапу 7. При выходе на новые рынки сбыта строятся регрессионные соотношения для объемов продаж и средней выручки с целью получения в дальнейшем прогнозных значений этих коэффициентов в новых регионах (этап 3).

начало

1Ввод

начальных

параметров

да

корректировка 6 Определение

прогнозных значении

модели по уравнениям

регрессии

нет

7 Формирование оптимизационной модели

В Учет внешних влияющих факторов

оптимальных значений

10 ‘ЙЯГ

конец

Рис. 2. Алгоритм принятия управленческого решения по развитию предпринимательской сети в географических сегментах рынка

После построения регрессионных зависимостей по формулам полученные коэффициенты уравнений регрессии проверяются на значимость и в случае, если хотя бы один из коэффициентов оказывается незначимым, производится корректировка регрессионной модели путем замены или введения новых факторов (этап 5).

Построенные в результате регрессионные зависимости позволят определить неизвестные прогнозные значения коэффициентов ВР'ср розн , ВР'сропт,

У'опт, Угрозн для новых рынков сбыта (этап 6).

На этапе 7 производится формирование оптимизационной модели (5) - (9) с учетом полученных коэффициентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейший ход алгоритма предполагает снижение размерности модели (числа неизвестных) путем учета внешних влияющих факторов (этап 8). На этапе 9 алгоритма решаем полученную задачу, используя метод полного перебора значений хн. В результате получаем искомые значения неизвестных х" и г, доставляющих максимальное значение целевой функции (4).

Следующий шаг алгоритма (этап 10) состоит в возврате к исходным переменным у7 .

Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике, однако наличие модели, отражающей развитие предпринимательской сети в момент

времени позволяет ускорить процесс принятия управленческого решения по географическому присутствию ее конечных элементов.

Апробация полученной модели на предприятиях мебельной промышленности позволила повысить конкурентоспособность отечественных производителей при выведении продукции на новые географические сегменты мебельного рынка в условиях возрастания экспансии зарубежных мебельных сетей.

Литература

1. Егорова Н. Е., Хачатрян С. Р., Маренный М. А., Королева Н. В. Модели и методы анализа малого предпринимательства // Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических процессов: мат-лы российского научного симпозиума. Наро-фоминск, 2000. Ч. 1.

* * *

FORMING OF NETWORK DEVELOPMENT MODEL OF ENTREPRENEURIAL ORGANIZATIONS

S. S. Morkovina, N. A. Azarova

The stages of entrepreneurial network development are considered. It is determined that integration of entrepreneurial organizations increases the value of whole entrepreneurial network. The mathematical model of interconnection the profit maximization and optimum quantity of commodity-conducting elements of entrepreneurial network (wholesale and retail) in regional segments of market with Boolean’s variables is suggested.

Key words: entrepreneurial network, mathematical model, managerial decisions efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.