Научная статья на тему 'Предпринимательские экосистемы в постсоциалистических экономиках'

Предпринимательские экосистемы в постсоциалистических экономиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
369
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Форсайт
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ENTREPRENEURIAL ECOSYSTEM / TRANSITION / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепуренко Александр

Вступительная статья приглашенного редактора раскрывает сущность понятия «предпринимательская экосистема» (ПЭ), ее основные составляющие, и обозначает основные направления исследований ПЭ с акцентом на страны с переходной экономикой, представленные в статьях специального выпуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship Ecosystems in Post-Socialist Economies

The introductory article by the guest editor reveals the essence of the concept of “entrepreneurial ecosystem” (EE), its main components, and outlines the main directions of EE research with an emphasis on countries with economies in transition presented in the papers of the special issue.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские экосистемы в постсоциалистических экономиках»

Предпринимательские экосистемы в постсоциалистических экономиках

Александр Чепуренко

Профессор, кафедра экономической социологии, achepurenko@hse.ru

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, ул. Мясницкая, 11

Цитирование: Chepurenko A. (2019) Entrepreneurship Ecosystems in Post-Socialist Economies. Foresight and STI Governance, vol. 13, no 4, pp. 6-8. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.6.8

Концепция предпринимательской экосистемы (ПЭ), впервые изложенная в работе [Moore, 1993], исходит из представления о предпринимательстве как о совокупности взаимосвязей и взаимодействий агентов деловой среды. Единой дефиниции ПЭ пока не сложилось, а специфика таких экосистем определяется институциональным, информационным и социально-экономическим контекстом1. Однако во всех ПЭ можно вычленить общие базовые элементы, связанные с соответствующими группами факторов [Isenberg, 2011]. К ним относятся [Foster et al., 2013]:

• доступные рынки;

• человеческий капитал (кадровый потенциал);

• образование и профессиональное обучение;

• культурный контекст;

• механизмы финансирования;

• регуляторные рамки;

• доступность базовой инфраструктуры;

• крупные университеты в роли катализаторов.

Эмпирические данные, на которых основаны

большинство существующих исследований ПЭ, собраны на материале стран с развитой рыночной экономикой. Природа, структура и движущие силы ПЭ в переходных экономиках, а также странах — новых членах Европейского Союза остаются сравнительно малоизученными. Чтобы восполнить данный пробел, в статьях настоящего номера раскрываются различные аспекты инновационной деятельности в ПЭ «стран транзита» с акцентом на роли университетов в этих процессах. Динамика взаимосвязи ПЭ и возможностей рассматривается как одна из ключевых характеристик современного предпринимательства [Shane, Venkataraman, 2000]. Уже первые попытки ее исследо-

вания показали, что предпринимательские возможности и экосистемы следует рассматривать как процессы, а не явления.

Связь между динамикой ПЭ и реализацией предпринимательского потенциала раскрывается в статье Юлии Трабской (Julia Trabskaja) и Тэниса Метса (Tonis Mets) «Экосистема как источник предпринимательских возможностей». В ней представлен авторский подход к оценке взаимного влияния векторов развития возможностей и ПЭ. Индустрия информационных и коммуникационных технологий как один из наиболее динамичных секторов развитой экономики порождает значительное число стартапов. На ее примере авторы рассматривают роль ПЭ в выявлении и использовании предпринимательских возможностей эстонскими компаниями.

Статья Эвы Комлоши (Eva Komlosi), Пагера Болажа (Pager Balazs) и Маркуса Габора (Markus Gabor) «Предпринимательские инновации в странах с разным уровнем развития» посвящена ключевым факторам эффективности предпринимательской деятельности. Методологической основой исследования послужила концепция Глобального индекса предпринимательства (ГИП) (Global Entrepreneurship Index, GEI), доказавшего свою продуктивность в оценке качества национальных и региональных ПЭ, сопоставительном анализе их сильных и слабых сторон [Acs et al., 2014]. При расчете ГИП использовался алгоритм «издержек узкого места» (penalty for bottleneck), позволяющий системно проанализировать ПЭ разных государств. Авторы отмечают, что качество ПЭ отражает уровень развития экономики, и констатируют, что показатели рассматриваемых стран находятся на существенно бо-

1 Подробнее см. статью А. Чепуренко, М. Вюрвиха и М. Кристаловой в данном номере.

Чепуренко А., с. б-8

лее низком уровне, чем то допускает текущее состояние их экономик. Значения ГИП свидетельствуют, что лишь балтийским и некоторым центральноевропей-ским странам (Словении, Чехии и Словакии) удалось обеспечить успешное развитие своих ПЭ.

Инновационная деятельность имеет серьезное значение для развития ПЭ, однако некоторые государства (в частности, Китай, Турция и Индия) демонстрируют более значимые величины инновационных компонентов ГИП, чем можно предположить исходя из их общего рейтинга. Благодаря значительному объему государственного финансирования науки и технологий страны этой группы достигают высоких результатов в данной сфере, тогда как отставание предпринимательских компонентов не позволяет обеспечить высокие совокупные показатели.

Важнейшую роль в укреплении рыночной экономики, наращивании потенциала ее игроков и, как следствие, в усложнении ПЭ в странах с переходной экономикой играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В статье Ализе Мачтамы (Alise Mactama) и Арниса Сауки (Arnis Sauka) «Стимулирование локального предпринимательства посредством иностранных инвестиций» оценивается удовлетворенность иностранных инвесторов различными факторами развития местного бизнеса и притяжения иностранного капитала. Статья написана по материалам мини-опросов, проведенных в 2015-2018 гг. и охвативших ключевых зарубежных бизнес-резидентов Латвии. Несмотря на либерализацию налогового режима, латвийской ПЭ не удалось добиться существенного прогресса в таких вопросах, как квалификация работников, добросовестное поведение партнеров и эффективность государственного управления, а также демография. Результаты данного исследования могут послужить основой для точечных политических инициатив в области совершенствования инвестиционного климата в Латвии — ключевого фактора развития любой переходной экономики.

В статье Александра Чепуренко, Марии Кристаловой (Maria Kristalova) и Михаэля Вюрвиха (Michael Wyrwich) «Историко-институциональные аспекты роли университетов в развитии предпринимательства» рассматривается вклад ПЭ в создание новых предприятий. Роль институтов в развитии экосистем общепризнана, однако исторические корни и происхождение важнейших из них изучены недостаточно, а значительная часть существующих публикаций посвящены контексту западных стран, тогда как специфика развивающихся и переходных экономик оказывается в тени. Статья написана в русле историко-институционального подхода к анализу предпринимательских экосистем. Авторы описывают место университетов в переходных экономиках, прежде всего в России, а также влияние траекторий исторического развития на базовые структурные условия и форматы современных ПЭ. Особое внимание уделено «эффекту колеи» (ментальному и инфраструктурному наследию социализма) и переходной институциональ-

ной среде, регулирующей взаимодействие университетов с другими участниками ПЭ. От роли университетов зависят возможности и механизмы их участия в развитии предпринимательства, экономики и общества в «странах транзита».

Превращению местных вузов в предпринимательские университеты — ключевых акторов локальных ПЭ способствует запуск курсов по предпринимательству и профильных образовательных платформ. Этой теме посвящены две статьи номера. В рамках исследования Марины Солесвик (Marina Solesvik) и Пола Уэстхеда (Paul Westhead) «Формирование предпринимательских навыков и намерений в слабой экосистеме» авторы прослеживают связь между наличием специального предпринимательского образования (ПО) и силой предпринимательских намерений (СПН) студентов. Авторы пытаются определить, какие именно полученные в ходе ПО навыки повышали мотивацию студентов к открытию собственного бизнеса. С использованием теории компетенций они обследовали выборку из 125 студентов, участвовавших в предпринимательских программах, и 64 студентов-инженеров, которые в таких программах не участвовали. Показано, что у студентов, получивших ПО, показатели СПН оказываются существенно выше, за исключением 3 из 13 конкретных компетенций, таких как идентификация предпринимательских возможностей, коммуникационные навыки и компьютерная грамотность. Возможно, это связано с механическим переносом подходов к ПО, сложившихся в благоприятных ПЭ западных стран, в слабые и уязвимые постсоветские ПЭ, где ПО в меньшей степени способствует созданию или развитию новых предприятий. Разумеется, пионерное исследование украинских студентов не дает убедительного обоснования целесообразности активного государственного стимулирования ПО в текущем его содержательном и формальном состоянии. Разработка стратегий развития ПО в университетах требует дальнейших изысканий на материале постсоветских стран.

В заключительной статье Маргариты Зобниной, Анатолия Короткова и Александра Рожкова «Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах» на примере 21 российского вуза рассматривается развитие ПО в контексте предпринимательской экосистемы университета (ПЭУ). Особое внимание авторы уделяют роли ПЭУ в развитии предпринимательского мышления и навыков, коммерциализации технологий и стимулировании создания новых предприятий. Рассматриваются разные стадии развития ПЭУ с учетом роли предпринимательских курсов и программ. Общий анализ дополнен четырьмя кейсами российских вузов. Авторы констатируют, что ПО вносят существенный вклад в развитие ПЭУ, все элементы которой подчинены цели обучения предпринимательству. Профильные курсы не только способствуют усвоению предпринимательского мышления и приобретению студентами соответствующих навыков, но и привле-

2019 I Т. 13 № 4 1 ФОРСАЙТ I 7

кают предпринимателей и бизнес-ангелов в качестве наставников, т. е. создают условия для формирования деловых сетей. Существенную помощь в запуске собственного бизнеса студентам оказывают бизнес-инкубаторы и акселераторы.

Кейс-анализ показал, что отсутствие у преподавателей предпринимательского опыта и тип соответствующих курсов (факультативный или обязательный) могут затруднить формирование ПЭУ, однако дефицит

компетенций у преподавателей способны компенсировать другие участники экосистемы. Продуктивность ПО для формирования и развития ПЭУ в некоторых университетах снижают неразвитость инфраструктуры и формальный подход к организации профильных курсов и программ. Последние, даже не будучи базовым условием формирования ПЭУ, тем не менее влияют на эффективность других элементов ее инфраструктуры.

Библиография

Foster G., Shimizu C., Ciesinski S., Davila A., Zahoor Hassan S., Jia N., Plunkett S., Pinelli M., Cunningham J., Hiscock-Croft R., McLenithan M., Rottenberg L., Morris R., Lee D. (2013) Entrepreneurial Ecosystems Around the Globe and Company Growth Dynamics. Geneva: World Economic Forum.

Isenberg D. (2011) The entrepreneurship ecosystem strategy as a new paradigm for economy policy: Principles for cultivating entrepreneurship, Babson Entrepreneurship Ecosystem Project. Babson Park, MA: Babson College.

Moore J.F. (1993) Predators and prey: A new ecology of competition // Harvard Business Review. Vol. 71. № 3. Р. 75-86. Shane S., Venkataraman S. (2000) The Promise of Entrepreneurship as a Field of Research // The Academy of Management Review. Vol. 25. № 1. Р. 217-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.