Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»

science", 2017. 711 p.

11. Шостенко К.С., Бородай В.А. Стратегическое управление - альтернативы современного инструментария // Экономика и социум. 2016. № 2 (21). С. 1330-1333.

12. Бородай В.А. Российские экономические проблемы регулирования сферы потребительского рынка в переходный период // Экономико-финансовая и управленческая компоненты в современных социально -экономических системах.- М.: Планета; Волгоград, 2010. С. 207-217.

Данилов А. А. студент Тарский филиал

Омский Государственный Педагогический университет

Чи чулин А. В., к. и. н. научный руководитель, доцент Россия, г. Таре

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сегодня общество обращает внимание на предпринимателей, деятельность которых наиболее успешна. Масса людей занимается торговлей и другими видами бизнеса, сформировался особый слой общества предпринимателей. Купечеству были предоставлены наиболее широкие права на ведение предпринимательской деятельности, так как оно занимало доминирующие позиции в торговле, промышленности, транспорте, кредитовании [1, стр. 50-51].

В городах купцы были основной движущей силой общества, наиболее влиятельной частью населения, которая покровительствовала развитию культуры, просвещения, архитектуры. Поэтому деятельность этих людей должна стать показательным примером для современных бизнесменов.

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом.

Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII в.. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложны, что объясняется целым рядом природно-географических и исторических факторов.

Российское предпринимательство прошло долгий и сложный

исторический путь. Стремясь к приумножению своего достояния, предприниматели разных сословий использовали имеющиеся у них средства в какой-либо деятельности для получения прибыли, т.е. затрачивали их как капитал. Движение капитала, составляющее основу любого предпринимательства, происходит в различных сферах экономики, в соответствии с этим выделяются несколько типов предпринимательской деятельности, которые сводятся к основным трем. Это производство, торговля, кредит. В реальной жизни различные виды предпринимательства обычно сочетались, дополняя друг друга. Со временем их связь становится все более тесной и органичной [4, стр. 146].

В наши дни, как никогда ранее, в российской исторической науке велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни страны. Особый интерес представляет период второй пол. XIX - нач. XX в., когда буржуазные реформы ликвидировали многие препятствия на пути развития предпринимательства, и в России шел процесс активного формирования буржуазии.

Нередко взлет того или иного дельца, действительно, зависел от везения. Особенно это было свойственно для золотопромышленности. Обнаружение богатой россыпи или жилы на арендованном участке нередко приносило успех предпринимателю [2, стр. 105].

Во второй половине XIX - нач. XX вв. торговля являлась основной сферой приложения капиталов западносибирских купцов. Торговля была ведущей отраслью предпринимательства, более 80% всех купцов были в основном торговцами. В торговли существовали различные отрасли, которые отличались по методам предпринимательства.

В этот период еще не завершился процесс складывания единого рыночного механизма. Торговля во многом зависела от ярмарок. Складываются цепочки ярмарочной торговли, на которых купцы имели возможность продавать и закупать товары на многих ярмарках. Фактором успешного развития и функционирования ярмарок являлась высокая мобильность купечества.

Купечество Западной Сибири активно ведет торговлю на ярмарках Восточной Сибири, а количество ярмарок в этот период больше именно в Западной Сибири.

В таких отраслях обрабатывающей промышленности, как винокурение, мукомольное производство была достигнута высокая концентрация производства, к концу XIX в. промышленный переворот в этой отрасли был завершен. В обрабатывающей промышленности Западной Сибири в этот период главную роль играла мануфактура; не происходит отделения торгового капитала от промышленного.

Развитие пароходства в этот период позволило заниматься перевозкой грузов людям разного звания. Большие суда принадлежали купцам, которые перевозили на них свои товары и заключали контракты на перевозку грузов.

Важно видеть не только что делали, но и для чего делали, зачем купцы

брались за осуществление тех или иных предпринимательских проектов, необходимо понять, что являлось основанием их деятельности. Изучение мотивов важно для объективной оценки деятельности, ибо масштабы коммерческой и хозяйственной деятельности мало говорит о самом предпринимателе [5].

Попытка выявить ориентиры купечества приводят к выводу, что чаще всего купцы стремились расширить границы собственного потребления, занять более видное место в обществе (в том числе и поэтому были активны в общественных службах, благотворительности). Чаще всего побуждали к активности либо внешние обстоятельства, либо внутренние потребности (призвание). Таким образом, типичны три возможных основания активности: потребность «выживания», потребности в труде, потребности самоутверждения [3, стр. 65]. Самоутверждение происходит в среде купеческого общества, в среде компаньонов, окружающих и собственных глазах. Поэтому предпочтение отдается более слаженным коллективам, будущим родственникам, добившимся наибольших успехов, занимаются всевозможные общественные должности, часто исполнение которых в силу занятости становится физически невозможным, купцы стремятся через попадание в различные властные структуры получить возможность влиять на других, часто демонстрируют свою финансово-экономическую мощь, возможности, в том числе через активную благотворительность, учреждение общественных банков, сиропитательных домов, школ, библиотек и др. заведений, строительство церквей [5].

Таким образом, небольшая группа наиболее состоятельных людей, вносившая 1/3 часть налогов, делегировала в общественное управление столько же своих представителей, сколько избирала основная масса избирателей.

В заключение нашего исследования мы пришли к выводу, что изучение предпринимательства Западной Сибири в условиях модернизации общества (1861 - 1917 гг.) представляет интерес для изучения многих исследователей. Это объясняется тем, что в наши дни в российской исторической науке возрос интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни страны.

Изучение российского предпринимательства в отечественной историографии шло в рамках, не столько раскрывающих, сколько искажающих его сущность и анализ предпринимательства как отдельная проблема до 90-х гг. XX в. отсутствовал. В ряде некоторых работ была сделана попытка выявить закономерности предпринимательства как явления.

Следует сказать, что к купечеству в нашем обществе давно сложилось в целом отрицательное отношение. Это можно объяснить тем, что купечество всегда было экономически активно, оно всегда было на виду.

Использованные источники: 1. Жиров А. А. Купечество Сибири. Некоторые вопросы историографии,

источниковедения и методологии // Проблемы экономической и социальной истории Сибири XVIII - нач. XX вв. Омск. 2003. С. 50 - 51.

2. Жиров А.А. К определению уровня и состава купеческой элиты Сибири. 4.1. Архивный вестник. Вып.7. -Омск, 1999.

3. Каменева В. А. Культурные запросы сибирского купечества // Культурологические исследования в Сибири. -№1.-Омск. 2001.

4. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до нач. XX в. - М: РОССПЕН, 1997. С. 146.

5. Социальная история. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Купечество Сибири второй половины XIX в.// Режим доступа: http://www.zaimka.ru/01 2004/skubnevsky merchants

Доборович А. В. студент 3 курса кафедра общей и клинической психологии

Селезнева Г.Н. научный руководитель, ассистент кафедра общей и клинической психологии

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ЭКСТРАВЕРТОВ И

ИНТРОВЕРТОВ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению выраженности ситуативной и личностной тревожности у экстравертов и интровертов. В статье также рассматривается обусловленность тревожности биологическими и социальными факторами, а также влияние данной характеристики на эффективность деятельности личности.

Ключевые слова: экстраверсия, интроверсия, темперамент, личностная тревожность, ситуативная тревожность.

В наши дни на деятельность человека оказывает давление большое количество стрессоров. Это способствует повышению уровня тревожности у большинства людей, что в дальнейшем отрицательно сказывается на результатах их деятельности, на характере межличностных отношений, а также на внутреннем психологическом состоянии личности. Однако некоторые люди, подвергаясь воздействию многочисленных стрессоров, сохраняют оптимальный уровень тревожности, мобилизуют силы и продолжают активную деятельность, когда у других в тех же условиях уровень тревожности повышается, что препятствует сохранению продуктивности работы. Мы предполагаем, что тревожность во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей личности, в частности, от его направленности на внешний или внутренний мир -экстраверсии и интроверсии. Чтобы предотвратить повышение уровня тревожности из-за воздействия внешних и внутренних факторов, необходимо изучить природу тревожности, особенности ее проявления у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.