Научная статья на тему 'Предпосылки зарождения представлений о гендере в античной философии'

Предпосылки зарождения представлений о гендере в античной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2356
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / GENDER THEORY / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY / GENDER INEQUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кипервар Елена Анатольевна, Севелова Мария Александровна

В данной статье рассматриваются представления философов эпохи Античности о соотношении «мужского» и «женского», о социальных ролях мужчины и женщины в обществе. Также выделяются предпосылки появления таких основных категорий гендерной теории, как «маскулинность», «фемининность», «андрогиния». В статье обосновывается, что неравная оценка характеристик маскулинности и фемининности и многочисленные гендерные стереотипы берут свое начало на самом раннем этапе развития социогуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The premises of gender theories' appearance in the antique philosophy

The article analyses the antique philosopher's ideas about the correlation of "masculine" and "feminine" and men's and women's gender roles in the society. Also the premises of appearance of main gender categories such as "masculinity", "femininity", "androgyny" has been marked. The article shows that the inequality of masculinity and femininity and numerous gender stereotypes originate from the initial stages of social and humanitarian sciences.

Текст научной работы на тему «Предпосылки зарождения представлений о гендере в античной философии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

УДК 141.13 : 316.346.2

Е. А. КИПЕРВАР М. А. СЕВЕЛОВА

Омский государственный технический университет

Череповецкий государственный университет

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРЕ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

В данной статье рассматриваются представления философов эпохи Античности о соотношении «мужского» и «женского», о социальных ролях мужчины и женщины в обществе. Также выделяются предпосылки появления таких основных категорий гендерной теории, как «маскулинность», «фемининность», «андрогиния». В статье обосновывается, что неравная оценка характеристик маскулинности и фе-мининности и многочисленные гендерные стереотипы берут свое начало на самом раннем этапе развития социогуманитарного знания.

Ключевые слова: гендерная теория, маскулинность, фемининность, андрогиния, гендерное неравенство.

Гендерный подход, зародившийся в западноевропейской и американской науке в 60-е годы ХХ века, рассматривает личность и общественные отношения сквозь призму социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их пола. Гендерная теория впервые утвердила в социогуманитарном знании идею о различиях между биологическим и культурным пониманием пола, в связи с чем наряду с общепринятым понятием «пол» возникли понятия «гендер», «гендерная идентичность», «гендерные роли»; категории «мужское» и «женское» дополнились соответственно представлениями о «маскулинности» и «фемининности».

Понятия «маскулинности» и «фемининности» являются одними из ключевых для гендерной теории, поскольку именно через данные категории раскрывается сущность гендера как стереотипного представления в обществе о мужском и женском. Гендерная теория доказала культурную обусловленность этих категорий, их неразрывную связь с господствующими в обществе стереотипами, мнениями и оценками. Но не менее важно и то, что в гендерных исследованиях были обоснованы причины неравной оценки обществом «мужского» и «женского», проанализированы истоки многовекового доминирования в обществе мужчин и мужского начала, впоследствии названного социологом Р. Коннеллом «гегемонной маскулинностью».

Хотя, как уже было отмечено, гендерные концепции появились в парадигме социогуманитарных наук сравнительно недавно, всего около полувека назад, их предпосылки возникли на самом раннем этапе общественно-научного знания. Основные гендерные категории — «мужское» и «женское», социальные роли мужчин и женщин — подвергали анализу большинство мыслителей еще в эпоху Античности.

Начиная с момента зарождения в философии и мифологии первых представлений о мире и челове-

ке, «мужское» и «женское» являлись одной из основных бинарных оппозиций, с помощью которых древние мыслители пытались упорядочить окружающий мир, наряду с такими дихотомиями, как свет и тьма, небо и земля, жизнь и смерть, разум и чувства. Еще в древнекитайской философии Вселенная понималась как результат взаимодействия двух начал — женского «Инь», которое ассоциировалось у китайцев с пассивным природным началом, тьмой, холодом, влагой и т.д., и мужского «Ян», отождествлявшегося с активной творческой силой, светом, огнем и теплом.

Для философии античной Греции в целом был характерен нормативный подход к проблеме «мужского» и «женского». Сущность его заключалась в том, что древние философы изначально рассматривали мужчину и «мужское» как «эталон», своеобразную «норму» человека и постигали природу и сущность человека относительно мужчины. В то же время женщина и все «женское» понималось как «особенность», специфика (женские особенности организма, особенности женской психики, души и т.п.) по отношению к «норме» человека — мужчине. При этом чаще всего эта «особенность» оценивалась отрицательно, как «дефект» подлинной человечности [1]. Позднее французская исследовательница Симона де Бовуар охарактеризовала это так: «Подобно тому, как у древних существовала абсолютная вертикаль, по отношению к которой определялась наклонная, существовал и абсолютный тип человека — тип мужской» [2].

Идея о доминировании мужского начала над женским утвердилась уже на классическом этапе древнегреческой философии. При этом мужское рассматривалось как главенствующее и более совершенное не только на уровне человеческой личности, но и на онтологическом уровне. Так, мыслители афинской школы Сократ, Платон и Аристотель отождествляли мужское начало с высшим разумом, добродетелью, миром идеального. Женское же начало

в их учениях, как и на протяжении многих веков последующего развития философской мысли, ассоциировалось с низкой чувственностью, телесностью, несовершенством, хаосом. Этим и объясняется возникновение в античной философии патриархатной традиции подчинения женского мужскому, так как это был путь к мирозданию, подчиняющемуся только логосу — высшему разуму, свободному от влияния чувственной материи.

Нормативный подход к пониманию «мужского» и «женского» представлен, в частности, в трудах одного из величайших мыслителей Античности — Платона. В основе его философии лежит противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного. Вводя понятие идеи, или эйдоса, как основной причины, цели и сущности любой вещи, Платон отождествляет мир идей с мужским, активным началом. Напротив, материю, некий бесформенный, лишенный качеств субстрат, из которого происходят все вещи, он ассоциирует с началом женским, пассивным. Союз этих начал и порождает мир чувственно воспринимаемых вещей. Как и большинство античных философов, Платон считал женщину низшим существом, а любовь к ней — пошлым животным чувством, обусловленным необходимостью производить потомство [3, с. 101]. В диалоге «Ти-мей», излагая свою концепцию переселения душ, Платон утверждает, что «души трусливых и бесчестных мужчин после смерти переходят в женщин» [4, с. 185].

Однако в трактате «Государство» Платон высказывает весьма нетипичный для античной философии в целом взгляд на природу мужественности и женственности. Признавая, что женское и мужское начала резко отличаются на первый взгляд, Платон, тем не менее, утверждает, что женщине могут быть свойственны те же качества и способности, что и мужчине: «Значит, друг мой, не может быть, чтобы у устроителей государства было в обычае поручать какое-нибудь дело женщине только потому, что она женщина или мужчине только потому, что он мужчина. Нет, одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако, женщина во всем немощнее мужчины» [5, с. 229]. Более того, Платон неоднократно утверждает: мнение, что во всякого рода занятиях мужчины превосходят женщин, опровергается тем, что всегда найдутся женщины, которые «во многих отношениях лучше многих мужчин», поэтому мужчины и женщины должны получать одинаковое образование, обучаться одним и тем же наукам, искусствам и физическим упражнениям. В результате Платон приходит к выводу о том, что «по отношению к занятиям, связанным с государственным устройством, у женщин нет никаких особенностей... Одна женщина кроткая, другая яростная: значит, среди женщин могут быть и воины. И одна склонна к философии, другая ее ненавидит» [5, с. 250 — 252]. Подобные взгляды Платона вызвали бурную критику его современников и, в частности, Аристотеля. Но в дальнейшем, с развитием эгалитаристских концепций, сторонники идеи равенства мужчин и женщин называли Платона «первым античным феминистом».

В своей философии Платон вводит еще одно концептуальное понятие, впоследствии сыгравшее важную роль в развитии гендерных концепций, — понятие «андрогинии» как характеристики, объединяющей и усредняющей мужское и женское начала.

По Платону, раньше существовали люди третьего пола, «андрогины... они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского» [3, с. 127]. Эти люди-андрогины, соединявшие в себе мужские и женские черты, были настолько сильны, что бросили вызов богам, за что Зевс повелел разорвать каждого на две половины, которые с тех пор ищут друг друга и стремятся к соединению. Концепция андрогинии, впервые сформулированная Платоном, получила активное развитие во множестве социальных и психологических исследований ХХ века, посвященных сущности маскулинности и фемининности и определявших андрогинность как оптимальное сочетание этих характеристик в психике человека.

Классическим выразителем нормативной концепции маскулинности и фемининности в античной философии является Аристотель, критиковавший Платона за его чрезмерно либеральные для той эпохи идеи о равенстве полов. В философии Аристотеля, как и у Платона, представлена универсальная иерархия мироздания, где высшее, активное начало, к которому тяготеет все сущее, — форма — отождествляется с «мужским», а низший уровень бытия — уровень неоформленной материи, телесного начала, — с «женским». Аристотель рассматривал способность к разумной жизни как отличительное человеческое качество, однако, по его мнению, определенные классы людей, а именно женщины и рабы, этим качеством не обладают. По Аристотелю, мужчина и женщина, так же как раб и свободный, имеют разную природу и не могут быть равны. В процессе зачатия, считал Аристотель, мужчина дает ребенку «форму», то есть душу, а женщина — только «материю», то есть тело. Так как душа по своей природе лучше и божественнее тела, правильно, чтобы женское и мужское были отделены друг от друга — только этим можно объяснить существование двух различных полов [6, с. 90].

Из данной концепции вытекало, что мужчина является нормой, а женщина — отклонением, «женственность следует рассматривать как некий природный недостаток» [6, с. 93]. В этом вопросе Аристотель соглашался с позицией Платона о том, что единственный смысл разделения полов заключается в рождении детей, а предназначение женщины — вынашивание потомства и забота о доме. Аристотель полагает, что неравномерное распределение общественных ролей между мужчиной и женщиной справедливо и обусловлено: «Первый по своей природе выше, вторая ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении» [7]. Аристотель рассуждает также о внутренних характеристиках, присущих мужскому и женскому началам, и утверждает, что и мужчина, и женщина обладают определенными нравственными качествами, но в силу разной природы им присущи разные добродетели: например, молчание есть добродетель для женщины, но не для мужчины.

Взгляд Аристотеля на сущность мужественности и женственности как неравнозначных свойств, когда первое рассматривается как норма человека и все общество характеризуется с позиции «мудрого мужа», а второе, соответственно, признается отклонением от нормы, единственный смысл которого — воспроизводство человеческого потомства, отражает понимание этих концептов античной философией в целом.

Таким образом, предпосылки стереотипных представлений о неравнозначности характеристик

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

маскулинности и фемининности, которые легли в основу изучения гендерных исследований, возникли еще на этапе античной философии. На протяжении многих веков развития социально-философской мысли «мужское» и «женское» рассматривались как одна из основных оппозиций мироздания. Различия между этими концептами, что свойственно для любых стереотипных оценок, абсолютизировались, то есть то, что признавалось свойственным «мужскому», отрицалось для «женского», и наоборот. Так, «маскулинность» традиционно ассоциировалась с рациональным, активным, действенным началом, а «фемининность», соответственно, — с чувственным, эмоциональным, пассивным, подчиненным. В большинстве социально-философских учений «маскулинность» и все «мужское» традиционно рассматривалось как доминирующее и более ценное, и объяснялось это «естественными» причинами, природной обусловленностью различий между мужчиной и женщиной. Разумеется, гендерные теории предложили более глубокое объяснение гендерного неравенства в обществе, связывая его не с биологическими различиями мужчин и женщин, а с их общественной оценкой, однако сам факт признания данного неравенства был крайне важен для дальнейшего развития гендерных концепций.

Вместе с тем уже в античной философии зародились первые сомнения в биологизаторском подходе к объяснению гендерного неравенства в обществе. Эти сомнения отразились в трудах Платона, полагавшего, что общественные оценки характерных черт и социальных ролей, приписываемых мужчинам и женщинам, во многом стереотипны и не имеют под собой реальных оснований. Такой подход впоследствии стал ключевым для гендерной теории.

Не меньшее влияние на развитие гендерных концепций оказало сложившееся в эпоху Античности представление об андрогинии — гармоническом соединении в человеке и мироздании в целом маскулинного и фемининного начал. Категория андро-

гинии в дальнейшем активно использовалась в гендерных концепциях как универсальный стандарт приспособляемости личности, в частности, в трудах С. Бем и Р. Липпы.

Библиографический список

1. Брандт, Г. А. Человек на обочине, или «Место» женщины в истории европейской философии / Г. А. Брант // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. — М. : ИВИ РАН, 2002. — № 4. — С. 7-33.

2. Бовуар С. де. Второй пол. В 2 т. / С. де Бовуар : пер. с франц. ; общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. — М. : Прогресс; СПб. : Алетейя, 1997.

Т. 1. — 403 с.

Т. 2. — 420 с.

3. Платон. Пир / Платон // Собр. соч. В 4 т. Т. 2. — М. : Мысль, 1990. — 528 с.

4. Платон. Тимей / Платон // Собр. соч. В 4 т. Т. 2. — М. : Мысль, 1990. — 528 с.

5. Платон. Государство / Платон // Собр. соч. В 4 т. Т. 3. — М. : Мысль, 1990. — 617с.

6. Аристотель. О возникновении животных /Аристотель. — М. : Изд-во АН СССР, 1940. — 252 с.

7. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч. В 4 т. Т. 4. — М. : Мысль, 1983. — 617 с.

КИПЕРВАР Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: kipervar@list.ru СЕВЕЛОВА Мария Александровна, аспирантка кафедры философии Череповецкого государственного университета.

Адрес для переписки: e-mail: kipervar@list.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2011 г.

© Е. А. Кипервар, М. А. Севелова

Книжная полка

Макеева, Л. Б. Язык, онтология и реализм / Л. Б. Макеева. - М. : ИД Высшей школы экономики, 2011. - 310 с. -ISBN 978-5-7598-0802-2.

Книга посвящена выявлению специфики реализма, представленного в аналитической философии XX в. Проблема реализма исследуется в контексте онтологического подхода, основывающегося на анализе структуры языка, с помощью которого мы говорим о реальности. Прослеживается эволюция представлений ведущих аналитических философов (Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа, У.В.О. Куайна, П. Стросона, Д. Дэвидсона и др.) о связи между языком и реальностью, анализируются и сопоставляются концепции М. Даммита и X. Патнэма о природе аналитического реализма. Книга адресована философам, историкам философии и культуры, всем интересующимся развитием метафизики в XX в. Она может быть полезна как студентам, изучающим современную философию, так и специалистам, работающим в области исследования ключевых онтологических и метафизических проблем современной философской мысли.

Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. - М. : Астрель, 2011. -668 с. - ISBN 978-5-17-043421-3.

В данное издание Н. Бердяева вошли его произведения, посвященные проблемам творчества и культуры: «Смысл творчества», «Миросозерцание Достоевского», «Новое средневековье», «Спасение и творчество» и др. Приведенные в книге работы расположены в хронологическом порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.