3. Изаак С.И. Мониторинг физического состояния и физической подготовленности. Теория и практика : монография / С.И. Изаак. - Москва : Советский спорт, 2005. - 196 с.
4. Лях В.И. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях, С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 22, № 1. - С. 12-19.
5. Сетко Н.П. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня / Н.П. Сетко, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья.- 2013.- № 1 -С. 18-21.
6. Физическая культура. 5-9 классы: примерные рабочие программы : предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2019. - 104 с.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. (2013), Morbidity of children population of Russia, Peadiatrician, Moscow.
2. Burlykov, V.D. (2014), Physical education of pupils of comprehensive schools of Republic Kalmykia based on monitoring of their physical development and physical preparedness, publishing house of Kalmyk University, Elista, Russian Federation.
3. Izaak, S.I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: theory and practice, Soviet sport, Moscow.
4. Liakh, V.I., Levushkin, S.P. and Sonkin V.D. (2019), "Global trends in the development of physical education system at secondary school", Science and sport: current trends, Vol. 22, No. 1, pp. 1219.
5. Setko, N.P. Bulycheva E.V and Beylina E.B. (2013), "Functional state of the body of junior schoolchildren in different forms of organization of the school day", Problems of school and university medicine and health, No. 1, pp. 18-21.
6. Lyakh, V.I. (2019), Physical Culture. Approximate working of the program. Subject line of textbooks By M. Y. Vilensky, V. I. Lyakh. 5-9 classes: studies. manual for General education. Organizations, Prosvescheniye, Moscow.
Контактная информация: burlykob@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.12.2020
УДК 799.31
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Юлия Владимировна Ветрова, кандидат технических наук доцент, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Александр Александрович Белецкий; старший преподаватель, Дарья Александровна Морозова,
преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются основные предпосылки и аспекты формирования стрелковых видов спорта, в частности, биатлона и служебного биатлона. Служебный биатлон является одним из наиболее интенсивно развивающихся служебно-прикладных видов спорта. Данная дисциплина много лет культивируется не только в Вооруженных силах России, но и во всех силовых структурах правоохранительных органах. Этот вид спорта развивает в сотрудниках органов внутренних дел такие необходимые качества как выносливость, сосредоточенность при выполнении приемов стрельбы, ответственность, силу духа, целеустремленность, способность быстро и метко стрелять, умение сохранять хладнокровие во время естественного стрессового состояния, что говорит об актуальности темы исследования.
Ключевые слова: биатлон, служебно-прикладные виды спорта, история развития биатлона, подготовка стрелков-биатлонистов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p23-27
PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF SHOOTING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND APPLIED SPORTS
Yuliya Vladimirovna Vetrova, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Alexander Alexan-drovich Beletsky, the senior teacher, Daria Alexandrovna Morozova, the teacher, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
The article examines the main prerequisites and aspects of the formation of shooting sports, in particular, biathlon and service biathlon. Service biathlon is one of the most intensively developing service and applied sports. This discipline has been cultivated for many years not only in the Armed Forces of Russia, but also in all power structures of law enforcement agencies. This sport develops in the employees of the internal affairs bodies such necessary qualities as endurance, concentration when performing shooting techniques, responsibility, fortitude, determination, ability to shoot quickly and accurately, and ability to maintain composure during the natural stress state, which indicates the relevance of the research topic.
Keywords: biathlon, service and applied sports, history of biathlon development, training of biathlon shooters.
За последние годы научно-техническая революция кардинально изменила условия и сам процесс труда. Развитие транспорта, автоматизация производства и улучшение условий труда привели к снижению двигательной активности людей. Однако технический прогресс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки к профессиональной деятельности.
Еще А.В. Суворов при подготовке своих солдат акцентировал внимание на обучении, в котором закладывал психологическую готовность войск к предстоящим сражениям. Суворов учил войска так, чтобы они в день сражения не встречали ничего нового и атаковали холодным оружием в деле, как делали на маневрах.
Главное требование подготовки - «учить войска тому, что необходимо в бою» - заключалось в развитии индивидуальных навыков и умений, регулярных тренировках, создании условий настоящего боя.
Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека, его сенсорной выносливости, некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует повышенного уровня физической подготовленности.
При возникновении экстремальных ситуаций всех масштабов и видов (природные, техногенные, социальные и т. д.) личный состав подразделений органов внутренних дел продолжает решать оперативно-служебные задачи: задержание вооруженного преступника, борьба с терроризмом, оперативная деятельность при стихийных бедствиях, массовые беспорядки. Однако традиционная методика обучения не способствует подготовке работников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Результаты исследования Ю.Ф. Подлипняка свидетельствуют о том, что 93% работников правоохранительных органов, действующих в экстремальных условиях, указали на неадекватность самочувствия и поведения в этих ситуациях, 34% опрошенных испытывали растерянность при возникновении необходимости применять оружие, 21% респондентов указали на боязнь стрельбы в человека, хотя и преступника. Порой оружие в руках преступника действует парализующе на сотрудника и заставляет забыть навыки самообороны, сформированные в спортивном зале.
Идея прикладных многоборий не является чем-то новым. В 1912 г. в программу Олимпийских игр было включено многоборье, к участию в котором допускались только офицеры различных армий. Оно включало конную скачку с преодолением препятствий на
местности, фехтование на шпагах, стрельбу из пистолета, плавание и кросс [1].
В Красной Армии среди различных форм массовой спортивной работы широкое распространение стали получать военно-прикладные многоборья. В 1923 г. в Москве впервые были проведены общесоюзные военно-спортивные состязания на первенство РККА и Флота. В их программу входили соревнования по трем видам военно-прикладных упражнений: марш-бросок на 10 км, преодоление 200-метровой полосы препятствий и метание 3 учебных гранат. Это стало отправной точкой в развитии нового вида спорта в СССР - военного троеборья. Наряду с военным троеборьем все более широкое распространение получало военное пятиборье, которое включало: стрельбу из пистолета, плавание, фигурное вождение автомобиля, упражнение на гимнастических снарядах и кросс.
На первых порах это состязание называлось офицерским многоборьем, т. к. оно было предназначено только для офицеров. В целях развития массового спорта в советской армии оно было переработано и стало включать: стрельбу из пистолета или автомата, плавание, фигурное вождение автомобиля, гимнастику и кросс. По ходатайству Спортивного комитета Министерства обороны СССР Президиум Центрального Совета спортивных обществ и организаций СССР рассмотрел и утвердил Военно-спортивную классификацию по 36 военно-прикладным упражнениям, по которым, начиная с 1966 г. стали присваиваться спортивные разряды (Постановление Президиума Центрального Совета союза спортивных обществ и организаций СССР от 21.04.1966 г., протокол № 2, п. 5) [2].
2 октября 1969 г. создается Всесоюзная Федерация военно-прикладных многобо-рий, активно развивается военизированный кросс, который в дальнейшем стал называться летним биатлоном. Сборная команда России на всех международных соревнованиях по летнему биатлону занимала лидирующее положение. В 2003 г. на чемпионате мира в Италии по летнему биатлону в неофициальном зачете команда заняла 1-е место, завоевав 15 медалей.
Для успешного выступления в многоборье спортсмен должен обладать комплексом высокоразвитых физических и морально-волевых качеств; отлично владеть техникой всех видов, входящих в многоборье. Основные принципы подготовки многоборца - комплексность и единство физической, тактической, технической и морально-волевой подготовки.
Многоборец должен обладать большой физической выносливостью и психической устойчивостью, чтобы успешно выступать в короткие сроки (2 дня) в различных видах легкой атлетики. Переключение с одного вида легкой атлетики на другой связано со значительными трудностями, т.к. каждый последующий вид выполняется на фоне увеличивающейся физической и нервной усталости.
В 1997 г. Федеральная служба безопасности и охранных предприятий города Санкт-Петербурга разработала правоохранительное многоборье. Данный вид профессионально-прикладной направленности включает в себя упражнения для развития основных физических качеств, прикладных и жизненно важных навыков в сочетании с тактико-специальными приемами и действиями, умениями вести скоростную, дуэльную стрельбу, преодолевать естественные городские препятствия и водить автомобиль.
Следовательно, многоборье, как прикладной вид спорта, разработан на основе практических и методических алгоритмов, обучающих программ, методических приемов, обеспечивающих профессиональное совершенствование.
В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм переноса двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности.
В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно-акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессио-
нальной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность при условии, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.
Так, для работающих профессиональными водителями автотранспорта профессионально-прикладными видами спорта являются автомобильный, мотоциклетный и аналогичные, для рулевых водного транспорта - водно-моторный и парусный спорт. Для летчиков - планерный, самолетный, вертолетный, парашютный спорт, для геологов-разведчиков, а также для всех избравших иные профессии, требующие развитой способности точно ориентироваться на местности - спортивный туризм и соответствующие разновидности спортивного ориентирования.
Анализ научно-методической литературы показал, что в качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов широко применяются служебно-прикладные виды спорта, которые способствуют выработке и поддержанию наиболее значимых психофизических качеств и профессиональных навыков. И в наши дни развитие служебно-прикладных видов спорта по-прежнему остается актуальным направлением [3]. Постановлением Правительства Российской Федерации в системе МВД утверждены служебно-прикладные виды спорта: летнее служебное двоеборье, стрельба из боевого ручного стрелкового оружия, служебное многоборье, служебный биатлон, служебное собаководство, служебное единоборство.
Огневая и физическая подготовка являются составными частями профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел. Они относятся к циклу профессиональных дисциплин и призваны содействовать готовности к вооруженной защите закона, поддержанию у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Однако в настоящее время эти компоненты разрознены и существуют отдельно. Эффективность выработки профессиональных навыков лежит в их комплексном применении. Документы МВД России, регламентирующие организацию и содержание огневой и физической подготовки, рекомендуют проводить обучение и тренировки в условиях, максимально приближенных к реальной оперативно-служебной деятельности.
Сотрудники органов внутренних дел должны не только уметь вести огонь из табельного оружия по условиям упражнений стрельб, которые регламентированы Наставлением по огневой подготовке, но и владеть комплексом профессиональных двигательных навыков в ситуациях, когда наличествуют правовые основания для применения и использования оружия. Кроме того, квалифицированно применять физические качества и навыки, предусмотренные Наставлением по физической подготовке.
Так, например, служебный биатлон - это совмещение кроссового бега (6 км) со стрельбой (на двух огневых рубежах) из боевого оружия пистолет Макарова. Эти спортивные дисциплины, составляющие служебный биатлон, требуют от человека во время соревновательной деятельности проявления различных комплексов физических (двигательных) качеств: с одной стороны, специальной выносливости, а с другой - высоких двигательно-координационных способностей, выражающихся в целевой точности движений. И все это осуществляется на фоне увеличивающейся физической и нервной усталости, высокой частоты сердечных сокращений [4] .
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что основой идеи внедрения служеб-но-прикладных видов спорта в профессиональную подготовку сотрудников ОВД является использование методики подготовки спортсменов. Достижение высоких результатов для спортсмена - это итог его тренировочного процесса, а итогом упорных занятий этими же
видами профессионально-прикладных видов спорта является приобретение профессиональных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубрилов, Р. А. Становление, развитие и совершенствование техники стрельбы в биатлоне : монография / Р.А. Зубрилов. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Советский спорт, 2013. - 352 с.
2. Мулик, В.В. Сравнительный анализ двигательных действий на огневом рубеже биатлонистов различной квалификации / В.В. Мулик // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 3. -С. 40-49.
3. Романова, Я.С. Качество стрельбы биатлонистов высокой квалификации из положения лёжа в зависимости от последовательности выполнения выстрелов по целям биатлонной мишенной установки / Я.С. Романова // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (85). - С. 170-174.
4. Романова, Я.С. Комплексный индивидуальный подход к совершенствованию техники стрельбы биатлонистов высокой квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Романова Яна Сергеевна. - Омск, 2015. -177 с.
REFERENCES
1. Zubrilov, R.A. (2013), Formation, development and improvement of shooting techniques in biathlon: monograph, Soviet Sport, Moscow.
2. Mulik, V.V. (2009), "Comparative analysis of motor actions on the firing line of athletes of different qualifications", Physical education of students, No. 3, pp. 40-49.
3. Romanova, Ya.S. (2010), "Quality of shooting athletes of high qualification from the prone position depending on sequence of shots on targets biathlon target set", Omsk Scientific Bulletin, No. 1 (85), pp. 170-174.
4. Romanova, Ya.S. (2015), Comprehensive and individual approach to improvement of the shooting technique of the athletes of high qualification, dissertation, Omsk.
Контактная информация: darya_morozovavlg@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.12.2020
УДК 378.147
ВНЕДРЕНИЕ КУРСА «СНОУБОРДИНГ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ» В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ
Павел Павлович Власенко, аспирант, Сахалинский государственный Университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва по горнолыжному спорту и сноуборду,
Южно-Сахалинск
Аннотация
В настоящее время в России наблюдается значительный рост количества занимающихся сноубордингом в спортивных школах и коммерческих горнолыжных клубах. Не вызывает сомнений, что сноубординг можно рассматривать как одно из современных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения, однако, на сегодняшний день, это направление недостаточно развивается. Основной причиной данной ситуации является низкая компетентность в вопросах преподавания сноубординга выпускников физкультурно-спортивных вузов. В данной работе, представлены структура и содержание курса «Сноубординг с методикой преподавания», а также разработаны методическая часть примерной программы и практические рекомендации по организации и проведению занятий по сноубордингу для студентов факультетов физической культуры.
Ключевые слова: сноубординг, обучение студентов, учебная дисциплина, физическая культура, спорт.