Научная статья на тему 'Предпосылки становления и развития рекреационных территорий на промышленных зонах'

Предпосылки становления и развития рекреационных территорий на промышленных зонах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
265
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / ARCHITECTURE / INDUSTRIAL BUILDINGS / RECREATION AREA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Богданова О. В., Докудовская Д. И.

В настоящей статье описаны тенденции развития современной архитектуры промышленных зданий. Выявлены основные направления при формировании рекреационных зон. Приведена широкая описательная база проектных примеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The future of the formation and development of recreational territorial zones

This article describes the trends in the development of modern architecture of industrial buildings. The main directions in the formation of recreational areas are identified. A broad descriptive base of project examples is given. the article considers the basic requirements for lighting airports, provides recommendations for design, as well as considered one of the best examples.

Текст научной работы на тему «Предпосылки становления и развития рекреационных территорий на промышленных зонах»

Предпосылки становления и развития рекреационных территорий на промышленных зонах

О.В. Богданова, Д.И. Докудовская Донской государственный технический университет

Аннотация: в настоящей статье описаны тенденции развития современной архитектуры промышленных зданий. Выявлены основные направления при формировании рекреационных зон. Приведена широкая описательная база проектных примеров. Ключевые слова: архитектура, промышленные здания, рекреационная зона

Промышленные сооружения, являясь важнейшей и неотъемлемой частью архитектурной среды, прошли длительный процесс эволюции от простейших построек до современных сложнейших производственных комплексов, происходившей благодаря совершенствованию производственных технологий, развитию строительных материалов и конструкций, изменению социальных и экономических условий их формирования. С началом первой промышленной революции в XVIII веке они начинают самым активным образом влиять на развитие архитектуры в целом, становятся важнейшим фактором роста городов. История развития производства дала много примеров замечательной промышленной архитектуры, соответствовавшей архитектурным взглядам своего времени, а такие сооружения как предприятия П. Беренса и В. Гропиуса начала XX века стали этапными в развитии архитектуры в целом.

Выделение промышленной архитектуры в особую область зодчества было обеспечено наличием трех условий - развитием собственной практики, формированием теоретических представлений и становлением профессионального образования [1].

Разделение жилища и мест трудовой деятельности началось еще в античном обществе. Однако оно не делало последние объектами специального проектирования, поскольку отправной точкой отсчета в таких

объектах оставался человек с его антропометрическими характеристиками. Так, королевские мануфактуры по производству гобеленов, фарфора, мебели во Франции, Великобритании, Германии в XVI - XVII вв. напоминали скорее загородные усадьбы, в просторных залах которых рабочие были заняты ручным трудом.

Совершенно новые объекты стали возникать с введением нового, машинного способа производства, который потребовал другого, формирующегося по своим принципам и правилам архитектурного пространства. Одними из первых, революционных в этом смысле, зданий были английские фабрики Г. Сороколда в Дервенте (1702) и Т. Ломба в Дерби (1718-1721), поэтому начало XVII в. Считается временем возникновения промышленной архитектуры. Такие же постройки начали появляться и в других странах - во Франции, Италии, Германии. Фабрики быстро заполняли сельские ландшафты, были хорошо узнаваемы и отличны от других объектов архитектуры [2].

Процесс выделения промышленной архитектуры в самостоятельную область архитектурной деятельности, требовал наличия специалистов для проектирования и строительства. Первые фабричные здания в большинстве своем возводились их владельцами или управляющими. Наряду с предпринимателями в строительстве участвовали специалисты, которых стали называть фабричными строителями или фабричными инженерами [3].

Архитекторы редко привлекались к проектированию. Одной из причин этого было то, что благодаря своей ярко выраженной утилитарности промышленные постройки в иерархии архитектуры стояли на нижнем уровне. Это способствовало невостребованности архитектурного труда на начальном этапе промышленного проектирования в XVIII в. И влияло на формирование устойчивых стереотипов в общественном сознании в последующем XIX в. [4]. И только к середине XIX в. в ряде европейских

стран и США закончился процесс простого копирования английского опыта, стала развиваться собственная практика.

Важным аспектом развития промышленной архитектуры является эволюция закономерностей архитектурно-пространственной организации территории предприятий и их объединений [5].

Анализируя различные производственные комплексы с широчайшим спектром элементов застройки, соединявшихся в различного рода комбинациях, мы наблюдаем большое многообразие видов их архитектурно-планировочных структур. При этом всегда ведущими задачами, определявшими пространственную организацию промышленных образований, были технологическая целесообразность и экономичность производства, решение социальных, архитектурно-композиционных, градостроительных и экологических вопросов. На разных этапах исторического развития степень значимости каждого из них в формировании предприятий была неодинакова [5].

В том же время промышленная архитектура, как самостоятельный вид зодчества, имеет специфические черты, определенные отличия, выделяющие ее среди других областей архитектуры [6].

В основе всех отличий лежит ориентация производственного пространства сразу на две системы - машины и человека, которые здесь соединяются и постоянно взаимодействуют. Промышленные постройки одновременно должны обеспечивать нормальные условия и для технологического процесса со всеми его требованиями, и для людей, занятых в этом процессе. Причем требования обеих систем с точки зрения организации пространства могут не только не совпадать, но и быть прямо противоположными. Никакие другие области архитектуры таким образом не ориентированы [7].

Практически первые сто лет существования промышленных объектов в

них не предусматривалось никаких помещений для обеспечения потребностей рабочих.

Так продолжалось до конца XIX в., когда обнаружилось явное несоответствие высокого уровня развития техники и технологии низкому уровню организации труда и быта рабочих [8]. Формирование системы помещений для обслуживания рабочих инициировалось, с одной стороны, экономическими и политическими выступлениями рабочих, а с другой стороны, - исследованиями по научной организации труда, начатыми промышленниками с целью определения параметров среды, способствующей повышению производительности труда. Это привело к формированию помещений для рабочих, обеспечивающих необходимые гигиенические процессы. Сфера предоставляемых рабочим услуг постепенно расширялась: к услугам, обеспечивающим элементарные условия труда, добавлялись функции культурно-бытового и физкультурно-оздоровительного обслуживания [9].

В середине XX века архитекторы стали задаваться вопросом оптимизации производственной среды промышленных

комплексов и ее улучшения с точки зрения гармонизации с природным окружением. Неудовлетворительное эстетическое состояние внутренней среды старых заводов, техницизм и усложненность организации новых громадных комплексов требовали новых подходов к ее формированию, соответствовавших менявшимся представлениям о современном для того времени производственном предприятии. К наиболее заметным архитектурным явлениям в этом отношении можно отнести проектное предложение Ле Корбюзье по созданию «зеленого завода» и построенный в Детройте Э. Саариненом Технический центр «Дженерал Моторс».

Концептуальный проект завода, выполненный Ле Корбюзье в 1942 году, был продолжением поисков архитекторов I половины XX века по

созданию гармоничной среды для гармоничного человека, занимающегося созидательным трудом. В этом проекте архитектор сформулировал теоретическую модель предприятия будущего, в котором создание благоприятных условий для работающего человека являлось не менее важным фактором, чем оптимизация производственных взаимосвязей и транспортных потоков. Будучи воодушевленным конвейерными поточными производствами Форда, Ле Корбюзье, тем не менее, не идеализировал технику и видел производства будущего в неразрывной гармонии с природной средой.

Важной вехой в формировании новых представлений о гармоничной организации производства стал построенный в 1955 году Технический центр фирмы «Дженерал Моторс» в Детройте по проекту Э. Сааринета. Хотя центр и не являлся производственным в чистом виде, а включал подразделения лабораторного, исследовательского и административного назначения, по всеобщему признанию, он был реальным воплощением озелененной производственной среды и способствовал движению вперед архитектуры промышленных комплексов. На одной общей территории в пригороде Детройта были собраны все головные подразделения корпорации - научные исследования, инженерные разработки, дизайн автомобилей и т.д., что позволяло улучшить возможности их совместной работы в условиях расширяющегося объема технических задач. Для воплощения своего замысла Э. Сааринен привлек ландшафтного архитектора, в результате чего был запроектирован современный комплекс с хорошо прорисованным прямолинейным планом и тщательно продуманным благоустройством, органично увязанным с застройкой в стиле функциональной архитектуры [10].

В связи с эволюцией становления и развития промышленного зодчества в мировом масштабе, назрела необходимость гармонизации

организации производства посредствам создание рекреационных зон с благоприятными условиями для работающего человека.

Литература

1. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина А.А. Архитектоника объемных форм: учебное пособие. - Владивосток: ВГУС, 2005. - 100с.

2. Пименова Е.В., Шумейко В.И. Трансформация в архитектуре уникальных общественных зданий // Инженерный вестник Дона, 2016, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3939.

3. Реусов В. А. Нереализованные проекты. Трансформируемый рынок // Газета "Поиск", 2009 URL: forum.gp.dn.ua/viewtopic.php?p=38333#p39670

4. Аrchitecture firm AquiliAlberg. Project Headquarter BENETTON GROUP. Teheran, Iran // Architicture URL: aquilialberg.com.

5. Дэвид Фишер. Динамическая архитектура будущего. Лекции на англ.яз. // Институт "Стрелка", 2015 URL: strelka.com/ru.

6. Henning Larsen Architects. SDU Campus Kolding. Kolding, Denmark // Projecte URL: henninglarsen.com.

7. Ernst Giselbrecht + Partner. Kiefer Technic Showroom. Austrian // Projecte URL: giselbrecht.at.

8. Aedas Architects. Al Bahar Towers by Aedas. Abu Dhabi, UAE // Architicture URL: aedas.com/en.

9. Бизнес-центр от студии Cloud 9. Барселона, Испания // Архиновости. Бизнес-центры URL: arhinovosti.ru.

10. SOMA. Theme pavilion. South-Korea // Projectes URL: soma-architecture.com.

11. Пименова Е. В. Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций // Инженерный вестник Дона, 2016, №3. URL:

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739.

12. Springer. Zoomlion Exhibition Center // ArchLinked.Blog URL: architecturelinked.com/profiles/blogs/zoomlion-exhibition-center.

References

1. Danilova O.N., Sheromova I.A., Eremina A.A. Arkhitektonika ob"emnykh form [Arhitektonika volumetric forms]: uchebnoe posobie. Vladivostok: VGUES, 2005. 100 p.

2. Pimenova E.V., Shumeyko V.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3939.

3. Reusov V.A. Gazeta "Poisk", 2009. URL: forum.gp.dn.ua/viewtopic.php?p=38333#p39670.

4. Architecture firm AquiliAlberg. Project Headquarter BENETTON GROUP. Teheran, Iran. URL: aquilialberg.com.

5. Devid Fisher. Dinamicheskaya arkhitektura budushchego [Dynamic architecture of the future]. Strelka institute, 2015. URL: strelka.com/ru.

6. Henning Larsen Architects. SDU Campus Kolding. Kolding, Denmark. URL: henninglarsen.com.

7. Ernst Giselbrecht + Partner. Kiefer Technic Showroom. Austrian. URL: giselbrecht.at.

8. Aedas Architects. Al Bahar Towers by Aedas. Abu Dhabi, UAE. URL: aedas.com/en.

9. Biznes-tsentr ot studii Cloud 9. Barselona, Ispaniya [Business center from the studio Cloud 9. Barcelona, Spain] URL: arhinovosti.ru.

10. SOMA. Theme pavilion. South Korea. URL: soma-architecture.com.

11. Pimenova E.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739.

12. Springer. Zoomlion Exhibition Center. URL: architecturelinked.com/profiles/blogs/zoomlion-exhibition-center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.