Научная статья на тему 'Предпосылки создания систем профессионального обучения России и Франции во второй половине XIX - начале ХХ вв'

Предпосылки создания систем профессионального обучения России и Франции во второй половине XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РОССИЯ / RUSSIA / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ / EDUCATIONAL LEVEL OF POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Князева М.С.

В статье сопоставляются основные предпосылки и условия формирования систем профессионального образования России и Франции во второй половине XIX начале ХХ веков. Автором устанавливаются факторы, определившие отличия российского и французского профессионального образования в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-REQUISITES FOR ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA AND IN FRANCE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CC

The article compares main pre-requisites and conditions for the establishment of the professional education systems in Russia and France in the second half of the 19th beginning of the 20th cc. The author stresses the factors which had defined the main differences in the Russian and French professional educations further on.

Текст научной работы на тему «Предпосылки создания систем профессионального обучения России и Франции во второй половине XIX - начале ХХ вв»

ледован в постсоветский период, и до настоящего времени применялся Правительством РФ достаточно ясно и последовательно.

Политика таможенного протекционизма имела свои сильные и слабые стороны. При этом, не углубляясь в оценку, следует отметить, что сильные стороны этой политики более наглядны и очевидны. Они создавали немедленный положительный эффект, в отличие от слабых сторон, которые проявлялись постепенно в течение длительного времени. Положительные стороны таможенного протекционизма наиболее заметны в государстве с молодой, быстро развивающейся экономикой, основанной на росте промышленного производства. Протекционизм в классическом понимании основывается не на введении ввозных пошлин такого объема, который ставит под угрозу импорт ввозимого товара, а на дотировании отечественного производителя, когда государство фактически ставит его в приоритетное положение по сравнению с иностранным производителем. Но как писал апологет русского протекционизма Д.И. Менделеев, «...отыскиваются такие размеры этих окладов, чтобы в стране стало выгодным заводить желаемое, несмотря на недостаток капиталов, знаний и опытности, а в то же время размеры эти делаются настолько невысокими, чтобы иностранный ввоз не прекращался, доставлял бы государству возрастающий доход, а жителям - возможность выбирать между своим - новым и чужим - привычным» [7].

Слабые стороны таможенного протекционизма могут проявиться при принятии недостаточно взвешенных решений в государствах с устаревшим, неконкурентоспособным производством. Наглядным примером таких сторон протекционистской политики российского государства являлась политика увеличения ввозных пошлин на автомобили иностранного производства. В 2001 году доля отечественных автомобилей, произведенных и поставленных на внутренний рынок России, составляла 64%. В дальнейшем, несмотря на меры, принимаемые Правительством РФ по увеличению ввозных пошлин на автомобили иностранного производства, доля отечественных автомобилей неизменно сокращалась и составила к 2003 г. уже 56% [8].

Теоретические доказательства слабых сторон протекционизма были предъявлены еще в XIX веке [9]. Среди отрицательных сторон называлось то, что он благоприятствует росту внутренних монополий, способствует росту цен, замедляет экономический рост, консервирует отсталое промышленное производство и не способствует конкурентоспособности его продукции. Протекционизм зачастую питается не экономическими, а политически-

ми соображениями: лоббисты от консолидированных производи-телей-выгодополучателей легко перебивают неорганизованные протесты потребителей, ущемленных очередным протекционистским ходом.

Тем не менее, несмотря на указанные доводы, в условиях падения промышленного производства в России протекционистские пошлины остались главным средством в конкуренции против зарубежных товаропроизводителей. Их широко использовали для спасения целых отраслей промышленности. Достаточно вспомнить решение правительства, принятое 10 декабря 2008, о повышении ввозных пошлин на автомобили иностранного производства в интересах отечественной автомобильной промышленности. Мера, вызвавшая широкий общественный резонанс, не привела к желаемому результату, но о снижении пошлин речи до сих пор не идет [10]. Однако полагаем, что в долгосрочной перспективе проблему конкурентоспособности отечественного товара на внутреннем рынке, очевидно, придется решать за рамками существующей государственной таможенной политики.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2003.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1995.

3. Менделеев Д.И. Оправдание протекционизма // Исторический Архив. - 2004. - №2.

4. Терехов А., Филиппов Ф. Таможенный протекционизм при капитализме // Вопросы экономики. - 1987. - № 12.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Фритредерство. - 2 изд. - Т. 4.

6. Савченко М.М. Д.И. Менделеев и таможенный тариф (из истории разработки и осуществления таможенно-тарифной политики России). Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. - Вып. 10. - М., 2005.

7. Менделеев Д.И. К познанию России. - М.: Айрис-пресс, 2002.

8. Ерофеева Н. Иномарки не хотят уступать дорогу. Их продажи в России сохранят высокие темпы роста. / Российская Бизнес-газета. - №443 - 20 января 2004 г.; ШагеевА.С. Таможенно-тарифное регулирование как способ обеспечения национальной безопасности России / Автомобильная промышленность. - № 8, 2006.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд. - Т. 23.

10. Хинштейн А. Пошлины на иномарки поддержат автопром. - 2009. - http://www.edinros.ru/text.shtml?3/7133,110205.

УДК 371 ББК 73.03

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РОССИИ И ФРАНЦИИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. М.С. Князева, соискатель кафедры дореволюционной отечественной истории ИвГУ, директор МОУ «Гимназия №23» г. Иваново, (4932)37-75-90, msknyazeva@gmail.com

В статье сопоставляются основные предпосылки и условия формирования систем профессионального образования России и Франции во второй половине XIX - начале ХХ веков. Автором устанавливаются факторы, определившие отличия российского и французского профессионального образования в рассматриваемый период.

Ключевые слова: профессиональное образование, Россия, Франция, образовательный уровень населения.

PRE-REQUISITES FOR ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA AND IN FRANCE IN THE

SECOND HALF OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CC.

Knyazeva M.S.

The article compares main pre-requisites and conditions for the establishment of the professional education systems in Russia and France in the second half of the 19th - beginning of the 20th cc. The author stresses the factors which had defined the main differences in the Russian and French professional educations further on.

Keywords: professional education, Russia, France, educational level of population.

Цель данной статьи заключается в изучении и сопоставлении но расплывчаты» [8, с. 17]. В России во второй половине XIX -исторических, социально-экономических и социокультур- начале ХХ вв. были в ходу понятия «промышленное», «ремесленных предпосылок создания систем профессионального ное», «техническое» и «специальное» образование, которые час-обучения России и Франции во второй половине XIX - начале то использовались как синонимы.

ХХ вв. В это время в обеих странах начинается движение за соз- Интерес части российских педагогов к проблеме профессио-дание самостоятельной системы профессионального образова- нального обучения стимулировали реформы 1860-х годов. В ус-ния, выработка теоретических и практических основ которой со- ловиях очевидного индустриального отставания нашей страны от провождалась изучением мирового педагогического опыта. Западной Европы использование в России зарубежного опыта

Во Франции термин «техническое образование» использо- подготовки квалифицированных кадров для промышленности вался для того, чтобы обозначать «образование и профессио- было вполне оправданно. Председатель Постоянной комиссии по нальное, и техническое, различия между ними были относитель- техническому образованию Русского технического общества

А.Г. Неболсин писал: «Если общеобразовательные учебные заведения отличаются или по крайней мере должны отличаться национальным характером, то в отношении специальных учебных заведений требование это имеет значительно меньше значения. Поэтому организация многих технических заведений так легко переносится из одной страны в другую, часто совсем несходную по национальному складу» [8, с. 7]. Этот подход подкреплялся и тем, что разворачивавшийся в России промышленный переворот широко опирался на европейскую технологию и оборудование. Однако использование в России достижений зарубежной педагогической практики неизбежно ставило перед отечественной общественностью вопрос о том, опыт какой страны наиболее подходит для подготовки русских рабочих.

Казалось бы, ответ был очевиден: главными «технологическими донорами» России в годы промышленного переворота выступали Великобритания и Германия; именно у них и следовало перенимать опыт подготовки квалифицированных рабочих. Часть русских педагогов склонялась к французской образовательной модели в силу исторических, социокультурных, политических причин, но и французский индустриальный мир был в пореформенной России представлен достаточно ярко. Среди машиностроительных заводов страны видное место занимало предприятие Гужона - крупнейшего производителя текстильного оборудования. Главным инженером единственного до революции русского автозавода в г. Рига был Жюль Поттера. Неоспоримым лидером отечественной косметической промышленности была фирма «Брокар». Позиции французских производителей в сфере пошива модной одежды или в пищевой промышленности не подлежат сомнению; между тем работа в этой области также требовала высокой квалификации. Уже одни только эти примеры заставляли русскую общественность внимательнее присмотреться к французскому опыту подготовки рабочей силы.

Существовали для этого и иные причины. В известной мере Франции, как и нашей стране, тоже пришлось отдать дань «догоняющей модели» развития, стремясь при этом добиться технологической независимости. Поэтому перенять французский опыт в России многим казалось проще, чем опыт признанных лидеров -Германии, а тем более - США. Интерес к французской модели в России особенно усилился в 1880-е годы, в период явного охлаждения отношений с Германией, закончившегося настоящей «таможенной войной». Укрепление в 1890-е гг. русско-французских военных связей и превращение французских банков в ведущих доноров русской кредитно-финансовой системы также способствовало росту интереса к опыту обретённого Россией нового союзника. Нельзя сбрасывать со счетов и культурно-исторические факторы: французский язык давно стал в России языком гуманитарной интеллигенции, тогда как сфера применения немецкого языка ограничивалась военным делом, а английским языком пользовались разве что военные моряки.

Выделяя специфические черты ведущих образовательных систем, великий русский педагог К. Д. Ушинский задался вопросом: «Может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершеннейшую? Занять у немцев богатство их ученого и философского развития, у англичан - способность образовывать силу рассудка и характера, у французов - их умение передавать технические познания, у американцев - ту быстроту, с которой они следят за общим прогрессом, и из всех различных сторон одного понятия создать такую систему воспитания, которая бы, достигая всех этих целей, достигла в своей деятельности высшего идеала человеческого совершенства?». Однако К. Д. Ушинский приходит к выводу, что эта система оказалась бы «бессильна», а эффективность её «ничтожна» [9, т.1, с. 244245]. Приведенные ниже данные также подтверждают, что заимствование или перенос французской модели в России вряд ли были возможны во второй половине XIX в.

Становление любой национальной профессиональной системы детерминируется историческими предпосылками, обеспечивающими преемственность, логичность, эволюционность развития образования. До середины XIX в. развитие профессиональных учебных заведений, как в России, так и во Франции, было

стихийным. Роль государства оставалась ограниченной. Полностью система профессионального обучения ещё не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовали органы государственного управления профессиональным образованием. Основной формой подготовки квалифицированных рабочих оставалось фабрично-заводское ученичество, однако, по мере модернизации российской экономики такая подготовка рабочей смены становилась всё менее адекватной. Во Франции с принятием закона Ле Шапелье в 1791 г. были отменены любые формы профессиональных корпораций, что спровоцировало в первой половине XIX в. «кризис обучения». Так, в Париже, фабрично-заводское и ремесленное население которого с 1848 по 1860 г возросло на 22% и составило 416811 чел., количество учеников оставалось неизменно меньшим - 20000 чел. [11, р. 22]. Кризис ремесленного ученичества, по-разному протекавший в России и Франции, обнажил отсталость традиционных способов доступа к профессиональным умениям и поставил системы образования этих стран перед необходимостью серьёзных преобразований.

Шагом на пути к последним во Франции стало вступление в силу закона 1841 г., по которому запрещалось принятие на работу детей моложе 8 лет и предусматривалось обязательное посещение начальной школы всеми работающими детьми в возрасте до 12 лет [12, р. 3]. В 1851 г. был принят закон «О контракте в профессиональном обучении детей на фабриках, мануфактурах и ремесленных мастерских». Он предусматривал 10-часовой рабочий день для детей до 14 лет и 12-ти часовой рабочий день для подростков от 14 до 16 лет. Ученикам до 16 лет были запрещены ночные работы. Хозяин брал на себя обязательство обучать ребёнка ремеслу, указанному в контракте, а если ребёнок не умел читать и писать - выделять ему ежедневно не менее 2 часов для занятий. Недостаток данного закона заключался в том, что контракт мог быть устным, вот почему его применение не принесло ощутимых результатов. 15 апреля 1912 г. в Париже на общем собрании «Общества защиты ремесленных учеников и детей, занятых в мануфактурах» было принято решение: «...ученический контракт не только сохранить, но из добровольного сделать обязательным». Тогда же Конгресс федерации синдикатов строительных рабочих впервые поставил вопрос о роли рабочих союзов в организации ремесленного ученичества. «Ремесленное уче-ничество.это главное дело рабочего союза; он должен вырабатывать требования, распределять учеников по мастерским, наблюдать за ними и руководить их работой, устраивать для них технические курсы» [8, № 6, с. 40-42].

Российское правительство приступило к решению вопроса о защите детского труда и ученичества в 1859 г., создав ряд комиссий по обследованию труда малолетних рабочих, с целью дальнейшей разработки правил применения детского труда. Первым актом фабричного законодательства был закон 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», позднее дополненный законом 1884 г. По этим законам не допускалось принятие на работу детей до 12 лет. Труд подростков от 12 до 15 лет был ограничен 8 часами в сутки. Ночной труд, а также работа в воскресные и праздничные дни для них запрещались. Владельцы мануфактур, фабрик и заводов были обязаны предоставлять малолетним работникам 3 часа в день для посещения одноклассных народных или равных им народных училищ (ст. 5 Закона 1882 г.). Фабриканты должны были открывать при своих учреждениях школы для обучения малолетних рабочих (ст. 3 Закона 1884 г.) [7, с. 3]. Впоследствии этот закон часто игнорировался из-за недостаточности контроля, а проведённые в 1890 г. «контрреформы» восстановили вновь воскресную и праздничную работу детей и подростков, а для ряда производств - и ночную, разрешая допуск к работе детей от 10 до 12 лет [2, с. 73]. Закон 1897 г. о нормировании рабочего времени на фабриках и заводах не принёс рабочим никаких облегчений. «Установленный им максимум в 11% часов настолько утомляет рабочего, что у редкого из них хватает энергии, и физических сил уделять из немногих часов отдыха времени для посещения технических курсов и школ» [7, с. 3].

Признание общего образования как необходимой базы спе-

циального образования стало одним из ведущих принципов развития системы профессионального образования и в России, и во Франции, однако в данном вопросе Россия значительно уступала Франции. Правительство Третьей республики в 1882 г. ввело во Франции обязательное начальное обучение (закон Жюля Ферри) [1, с. 2-3]. В России передовые деятели просвещения, начиная с середины 1860-х гг., не раз поднимали вопрос о введении всеобщего начального обучения, но он так и не был решён. В результате грамотными в 1897 г. были 85% французов и 21,1% русских [4, с. 117]. «Без этого необходимого фундамента, - писал известный педагог Н.Ф. Бунаков, - сколько бы мы ни устраивали профессиональных школ, технических, сельскохозяйственных, ремесленных и проч., у нас всё-таки будут только плохие техники, ремесленники, земледельцы, способные лишь к чёрной ломовой работе по преданиям старины, но не способные вести дело вперёд, совершенствовать, согласовывать с требованиями времени и современного культурного общества» [5, с. 30].

Крайний недостаток подготовленных специалистов и низкая профессиональная квалификация многих руководителей производства сдерживали промышленное развитие страны. По данным за 1885 г. в механическом производстве, объединявшем более 10700 фабрик и заводов с количеством рабочих 474,7 тысячи человек, работало 11472 заведующих производством, из них иностранных специалистов - 920 (8%). Имели техническое образование: русские подданные - 4%, иностранцы - 28% [2, с. 190]. Таким же было положение и в других отраслях промышленности. Низкий образовательный уровень населения страны влиял и на структуру профессиональных учебных заведений. Так, по состоянию на 1 января 1910 г. из 3036 профессионально-технических учебных заведений средних было 355, низших -2661 (почти 88%) [3, с. 13].

Предел российско-французского сближения обозначили раз-

личные подходы к вопросу о профессионализации общеобразовательной школы. В России попытки включения элементов профессионализации в начальную школу были отвергнуты Всероссийским съездом по народному образованию в 1913 г. Во Франции, напротив, эта идея нашла широкую поддержку. Автор «Педагогического словаря» Ф. Бюиссон утверждал, что «наилучшая школа ремесленного обучения - это высшая начальная школа, где ремесленное обучение находится в рамках общего образования» [11, с. 24]. Эта педагогическая идея и была положена в основу создания системы профессионального обучения и предопределила последующие отличия «французской модели» от российской.

Литература

1. ВессельН.Х. Профессиональное образование. - М., 1895.

2. История профессионального образования в России. - М., 2003.

3. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. - Челябинск, 1971.

4. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний, т. Х. Народное образование в России. - М., 1912.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX - начало ХХ в. - М., 1991.

6. Проект общего нормального плана промышленного образования в России. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Вып. II. - СПб., 1895.

7. Техническое образование. - 1907. - № 4.

8. Техническое и коммерческое образование. - СПб., 1912. -№ 2; № 6.

9. Ушинский К.Д. Собр. соч.: (в 6-ти т.). - М., 1988.

10. Bodé G. СЬгопо1(^1е de l'enseignement technique.

11. Brucy G. Histoire des diplômes de l'enseignement technique et professionnel (1880-1965). - Paris, 1997.

УДК 94 (420) ББК Т3 (0) 5

РАБОТНЫЕ ДОМА В ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Ю.Е. Барлова, кандидат исторических наук, докторант, доцент кафедры всеобщей истории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, julbarl@rambler.ru

В статье анализируется история, эволюция и динамика развития института работных домов как исторического феномена и неотъемлемого компонента социальной политики. Актуальность изучения этого спектра вопросов автор связывает с остротой и болезненностью проблем бедности, безработицы и исключения из общественной жизни. Автор прослеживает историю работных домов в Англии с XIV столетия вплоть до начала XX в., когда «эра работных домов» подошла к своему логическому концу. В статье предпринята попытка объяснить изменения в целях, природе и механизмах функционирования этих учреждений в раннее новое и новое время, связав их с динамикой политического и социокультурного климата в стране.

Ключевые слова: Англия, история, социальная политика, бедность, работный дом, пауперы, реформа 1834 года.

WORKHOUSES IN THE HISTORY OF ENGLISH SOCIAL POLICY

Barlova Yu.Ye.

The article examines the history, evolution and development of a workhouse as a historical phenomenon and an institution of British social policy. The author traces its history from the 14th century and up to the beginning of the 20th century, when the "era of the workhouses" came to its end, she raises and analyses questions concerning, primarily, the alteration in the aims, nature and the mechanisms of functioning of the British workhouses throughout the Early Modern and Modern era, reflecting on how this alteration depended on the dynamics and fluctuations of social, political and cultural climate and discourse. The author emphasizes the importance of this problem for modern Russia, where poverty, unemployment and exclusion from social life are becoming topical and sensitive issues.

Keywords: England, history, social policy, poverty, workhouse, paupers, 1834 reform.

История социальной политики - относительно новое исследо- вопиющих нарушениях прав человека в мировой истории [1]. В Рос-св с

вательское поле в отечественной историографии. В большинстве словарей эпохи социализма отсутствовало само понятие социальной политики, вместо которого употреблялись термины «социальное законодательство» или «социальная борьба». Сегодня под социальной политикой понимают систему мер, направленных, прежде всего, на поддержание доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, помощь бедным и неимущим слоям - иными словами, на решение вопросов, крайне актуальных для современной России. Великобритания является страной, где история социальной политики была полна смелых решений, удачных и провальных экспериментов, драматических поворотов. Многие английские законы о социальной поддержке, как и институты помощи бедным, в разное время зародившиеся в Англии, становились примерами для других европейских государств. Среди таких институтов - работные дома, которые сами британцы считают пятном на своей исторической репутации и причисляют к т.н. «музеям совести» - то есть местам, напоминающим о

сии работные дома вообще не становились объектом отдельного исследования (за исключением, пожалуй, ряда публикаций о знаменитом Московском работном доме конца XIX - начала ХХ вв.) и известны широкой аудитории в первую очередь как цитадели жестокости и бесчеловечности, мрачная картина которых нарисована в знаменитом романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист».

Между тем история этого «британского изобретения» не столь однозначна, ее хронологические рамки не ограничиваются XIX веком, закрепившим за работным домом репутацию тюрьмы, и изначально внедрение работных домов в систему мер по борьбе с нищетой и безработицей среди трудоспособного населения не ставило карательных целей. Можно сказать, что предпосылки появления работных домов в Британии были заложены в 1564 г., когда приходские чиновники получили право учреждать места, «удобные для размещения и пребывания трудоспособных нищих». Знаменитый «Елизаветинский закон о бедных» 1601 г. разрешал помогать людям без собственности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.