Библиографический список
1. Суворова Е.В., Казанский Д.М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 3. С. 12-18.
2. The Future of the National Constitutional State: Reports to the Government. URL: http:// www.wrr.nl/fileadmin/en/publicaties/PDF-Rapporten/The_Future_Of_The_National_ Constiutional_ State.pdf
3. Pre-filing agreements Helping reduce costs, burdens and delays: Ernst&Young report. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Pre-Filing_Agreements_-_Helping_reduce_costs,_ burdens_and_delays/$File/TCRMS_PFA_slipsheet.pdf
4. OECD, Tax Intermediaries StudyWorking Paper 6 - The Enhanced Relationship. URL: www.oecd.org/dataoecd/59/61/39003880.pdf
5. Проект Федерального закона № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»: [Электронный ресурс] в ред., принятоя ГД ФС РФ в I чтении 01.07.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Болдинова Е. Налоговому кодексу - налоговый мониторинг // Российская правовая газета «эж-Юрист». июль 2014. № 29. С. 3-5.
I.I. Bryantsev
Prerequisites for the Creation of Holding Structures: the Analysis of Theoretical and Methodological Approaches
Different interpretations and approaches to the definition of the concept of holding, presented in the literature, are analyzed. The appropriateness of application of system analysis methodology for the study of the holding as a multidimensional phenomenon and complex economic system is substantiated.
Key words and word-combinations: holdings, system analysis, synergistic effect.
Анализируются представленные в научной литературе различные трактовки определения понятия «холдинг». Обосновывается целесообразность применения методологии системного анализа для изучения холдинга как многомерного явления и сложной экономической системы.
Ключевые слова и словосочетания: холдинги, системный анализ, синергетический эффект.
УДК 338.45:621 ББК 65.305.4
И.И. Брянцев
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ
ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР:
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
ПОДХОДОВ
Р и
I азвитие рыночных отношении в современной России происходит в условиях, когда в мировом экономическом пространстве уже сложились устоявшиеся правила игры и выстроены отношения между основными участниками бизнес-процессов. Эти отношения нашли юридическое закрепление в различных международных и внутригосударственных нормативных актах, в результате те или иные тенденции в бизнес-сообществе приобретают характер глобальных мировых процессов.
Одна из таких тенденций - возникновение и развитие различных интеграционных
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 115
образований. К подобного рода интеграционным образованиям, активно формирующимся и развивающимся экономическим структурам корпоративного типа относятся холдинги. Логика развития этих интеграционных образований подчинена целям вхождения в те или иные сегменты экономики. Это вхождение во многом продвигается за счет формирования унифицированного набора средств и приемов, способных повысить рентабельность производства, сделав его более конкурентоспособным.
Широкое распространение и динамичное развитие интеграционных образований холдингового типа стало фундаментом для широкого круга теоретических исследований, в рамках которых сформировались различные подходы к определению этого явления, обоснованию его формирования и анализа сущности. При всей разнице используемых методологических приемов следует отметить, что основная исследовательская стратегия связана с разработкой такого инструментария, применение которого позволило бы вырабатывать обоснованные рекомендации, реализация которых способствовала бы дальнейшему повышению эффективности деятельности и организационной устойчивости холдинга.
В настоящее время холдинги представляют собой устойчивые бизнес-образования, которые занимают значительный сегмент в пространстве субъектов экономической деятельности и являются широко распространенной формой предпринимательских объединений в современной России. Это во многом обусловлено современными потребностями нашей страны, связанными с формированием интеграционных образований, которые имеют внутреннее технологическое согласование и исторически сложившуюся высокую степень интеграции отдельных народно-хозяйственных субъектов. В силу этих причин наиболее крупные интеграционные холдинговые образования сформировались в машиностроении, в сфере нефтедобычи и в энергетическом секторе российской экономики.
Диалектика развития любого процесса связана с наличием различных противоречий. В контексте изучаемого явления возникновения и развития интеграционных образований холдингового типа следует обратить внимание на следующие противоречивые процессы. С одной стороны, динамичное развитие этих структур способно оживить отдельные сегменты экономики страны, провести в них структурные преобразования и в целом сформировать условия для экономического роста; с другой - возникают издержки, связанные с проявлением монополизма, жесткого лоббирования своих интересов, в том числе через политико-властные государственные институты. Как следствие этого, потребителю навязываются цены уже не рыночными механизмами. Дальнейшее развитие холдингов должно определяться стратегией, направленной на развитие их потенциала, способного активизировать их инвестиционный потенциал, повысить их конкурентоспособность на внутреннем рынке и, что особенно важно в связи с вхождением России в ВТО, на международном рынке. Следует также отметить важный социально-политический фактор, связанный с решением проблем безработицы, повышением интеллектуально-культурного уровня работников и увеличением их доходов, что в целом благоприятно отразится на социальной обстановке в государстве.
В силу актуальности решения обозначенных проблем функционирования требуется всестороннее изучение организационных принципов создания и управления холдингами с позиций системного анализа. Причины востребованно-
1 1 6 2015 • ВЕСТНИК ПАГС
сти таких исследований обусловлены в первую очередь особенностью самих холдингов как сложных организационных структур.
В научной литературе приводятся различные трактовки понятия «холдинг», а также разные подходы к его определению. Рассмотрим эти дефиниции в рамках двух подходов: нормативно-правового и организационно-системного. Предварительно отметим один их общий аспект, связанный с этимологией термина от английского глагола «to hold», означающего «держать». В самом общем виде под холдингом или «холдинговой компанией» понимается особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
К нормативно-правовому подходу можно отнести исследования, анализирующие законодательные акты, в которых дается определение понятия «холдинг». Например, в Великобритании холдинг определяется путем выявления оснований дочерности одной компании по отношению к другой [1]. Анализ российского законодательства, проведенный тем же автором, позволяет обозначить следующие характерные особенности:
- в ряде нормативных актов термин «холдинговая компания» используется для обозначения основного (материнского) общества или головной организации;
- в некоторых законодательных актах «холдинг» или «холдинговую компанию» рассматриваются как совокупность юридических лиц, то есть интегрированное предпринимательское объединение;
- имеются нормативно-правовые акты, в которых нет четкого определения и в рамках которых понятие «холдинг» или «холдинговая компания» используется в разных значениях;
- в ряде нормативных документов «холдинг» понимается именно как группа участников [2, с. 40-41].
Отметим, что пик активности по принятию и разработке федерального закона «О холдингах» приходился на 1999-2000 гг., когда он прошел через парламент, но был отклонен Президентом РФ [3].
Подводя итог рассмотрению понятия «холдинг» в рамках нормативно-правового подхода, отметим, что отсутствие базового закона, определяющего правовое регулирование холдингов и холдинговых компаний, не создает каких-либо ограничений и запретов для предпринимательской активности, направленной на объединение в различные интеграционные образования холдингового типа. Но тем не менее этот законодательный пробел создает предпосылки развития ряда негативных явлений, как для бизнеса, так и для государства. В качестве существенной проблемы следует выделить трудности, связанные с защитой интересов различных субъектов этого процесса и повышением прозрачности данных интеграционных образований, влияющие на доверие к ним как со стороны государства, так и со стороны инвесторов.
Отсутствие федерального закона, способного выступать в качестве базового нормативно-правового акта, устанавливающего правовое регулирование деятельности холдингов и холдинговых компаний, приводит к тому, что их деятельность в рамках действующих законов возможно описать лишь фрагментарно. В связи с тем что законодатель так и не пришел к единой точке зрения в трактов-
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 117
ке понятия «холдинг», особо актуальным становится определение и дальнейшее исследование этого явления в рамках системного подхода.
Прежде чем перейти к описанию организационной специфики интеграционной системы холдингового типа, обозначим основные элементы и характер взаимосвязей, которые будут детерминированы существующей нормативно-правовой базой. Во-первых, при холдинговом объединении отдельные его бизнес-единицы, находясь в экономической и организационной зависимости от управляющей компании, имеют имущественную обособленность и собственный юридически самостоятельный статус. В результате, в соответствии с законодательством, каждая бизнес-единица холдинга, являющаяся юридическим лицом, обладает всеми правами в рамках гражданско-правовых отношений: несет имущественные обязательства, зафиксированные в самостоятельном бухгалтерском балансе, осуществляет права налогоплательщика и т.д. Во-вторых, на бизнес-единицы холдингового объединения распространяются гражданские права и обязанности на осуществление различных не запрещенных законом видов деятельности, и на них не возлагается ответственность по обязательствам управляющей компании.
В рамках системного подхода холдинг рассматривается как диверсифицированная компания, портфель бизнесов которой состоит более чем из одного бизнеса. Исходя из этого определения, следует подходить к холдингу с позиций именно «управленческого контура» [4]. В данном подходе возможны и другие определения холдинга:
холдинг " объединение предприятий одного профиля, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии, посредством последовательного их присоединения;
холдинг " совокупность структур, объединенных едиными долгосрочными интересами и устойчивыми бизнес-процессами, собственники которых обеспечили контроль над ключевыми активами и бизнес-процессами.
В системе управления интеграционным образованием посредством управляющей компании можно отметить следующие специфические черты: ресурсы управленческих служб управляющей компании; функциональное распределение деятельности управленческих служб; регламент деятельности управленческих служб для обеспечения динамического процесса принятия управленческих решений [5].
Придерживаясь организационно-системного подхода, следует указать, что внутренняя архитектура холдингового образования базируется на функциональном принципе управления, характеризуемом наличием вертикально интегрированной системы управления. Анализ и синтез нормативно-правового и организационно-системного подходов позволяет описать всю совокупность организационных и правовых процедур и управленческих способов, применяемых менеджментом на различных стадиях и иерархиях жизнедеятельности интеграционных образований холдингового типа.
Особо обратим внимание на то, что холдинг - многомерное явление, которое имеет свои проекции как в экономической плоскости, так и в других плоскостях общественного бытия: социальной, политической и других. Говоря об экономической предпосылке, отметим, что создание холдинга " это желание собственников бизнеса повысить его доходность за счет уменьшении затрат на его ведение, причем ожидания эти связываются с управленческой составляющей организации
1 1 8 2015 • ВЕСТНИК ПАГС
бизнеса. В такой формулировке предпосылка создания холдинга практически полностью совпадает с понятием эффективности, которая понимается в самом общем виде как продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. Если рассматривается деятельность непосредственно экономического субъекта, то анализируется его экономическая эффективность как соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса [6, с. 15].
Таким образом, анализ управленческой структуры холдинга необходимо начинать с разработки оценки его эффективности, подразделив ее на эффективность работы управленческого звена с точки зрения анализа издержек на аппарат управления и суммарную эффективность холдинга с точки зрения его устойчивости к воздействиям внешней среды (конкурентоспособность, социальная востребованность и др.).
Посмотрим на эффективность в ее взаимосвязи с понятием синергии. Объединение отдельных элементов системы можно считать удачным и целесообразным, если они вступили между собой в такую взаимосвязь, которая дала синергетичес-кий эффект. В общем виде синергия трактуется так: суммарный результат всех взаимодействующих факторов выше, чем простая сумма этих факторов до их вступления в процесс взаимодействия [7]. В случае с холдингом можно говорить о том, что суммарная доходность или прибыль холдинга будет превосходить простую арифметическую сумму прибылей компаний составляющих его бизнес-единиц, если бы они не были объединены. Таким образом, стремление к получению синер-гетического эффекта можно обозначить в качестве методологической основы анализа его образования и деятельности. С этих позиций основным побудительным мотивом при создании холдинга является расчет на то, что удастся получить си-нергетический эффект. Существует множество исследований, в которых рассматриваются синергетические свойства холдинга и обосновываются его преимущества.
Синергетический эффект " это, в свою очередь, сложное и многомерное явление. Проявления его могут фиксироваться в виде отдельных его составляющих. Иными словами, общий синергетический эффект " это сумма отдельных синерге-тических проявлений взаимодействия элементов системы по различным факторам взаимодействия. Рабочая гипотеза состоит следующем: если удается достичь синер-гетического прироста по одному из оснований, является ли это свидетельством того, что синергетика будет проявляться и по другим составляющим системы? И в конечном счете при рассмотрении холдинга как системы какой из ее параметров можно соотнести с суммарным или интегральным параметром этой системы?
Рассматривая холдинг как многомерное явление, целесообразно применить методологию системного анализа, предложенную Г. Клейнером для изучения сложных интеграционных образований. Предлагаемая им методология стратегического планирования основывается на глубоком понимании особенностей интеграционных образований как экономических систем. Применительно к холдингу можно использовать для его исследования следующие методологические приемы. В рамках своего исследования Г. Клейнер обосновывает, что гармонично развивающееся общество должно поддерживать наличие систем четырех видов (объектного, сре-дового, процессного и проектного), особое внимание уделяя поддержке «образцовых», эталонных типовых представителей этих видов " объектов, сред, процессов и проектов. В образовании гибридных форм экономических систем, сочетающих
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 119
черты разных типов, следует тщательно выбирать пропорцию тех или иных составляющих, исходя из назначения и особенностей системы.
В рамках данного методологического подхода исследования холдинга как экономической системы под системой понимается относительно устойчивая в пространстве или во времени целостная и внутренне единая часть окружающего мира, выделяемая из него наблюдателем по пространственным или функциональным признакам. Взяв за методологическую основу исследования холдинга разработанную Г. Клейнером пространственно-временную типологию системного объекта, опирающуюся на ключевые особенности взаимоотношения систем с фундаментальными проявлениями бытия в виде пространства и времени, будем выявлять и исследовать классификационные основания холдинга как экономической системы, исходя из характеристик ее локализации [8]. Таким образом, исследуя холдинг в зависимости от характера его локализации во времени и пространстве, будем выявлять особенности и степень соотнесенности с предложенными четырьмя типами систем.
Во-первых, установим его объектные проявления, для чего необходимо определить его четкие границы в пространстве безотносительно его временных границ. Во-вторых, следует описать его средовую специфику, которая не имеет локализации ни во времени, ни в пространстве. В-третьих, целесообразно обозначить его процессные особенности, исходя из локализации во времени и нелокализованности в пространстве. В-четвертых, важен проектный аспект, связанный с локализацией в пространственном и временном масштабе.
Холдинг как систему объектного типа можно рассматривать как экономический объект, деятельность которого проявляется в сфере производства, потребления, распределения и обмена в конкретных пространственных границах. Его объектная сущность будет регистрироваться через параметры, обеспечивающие его устойчивое и стабильное функционирование в границах его деятельности. Фиксация его проектных параметров будет характеризовать способность привносить локальные изменения и инновации. Процессные параметры позволят фиксировать способность реализовывать задачи, связанные с распределением потоков благ. Проявление и фиксация параметров, связанных со средовыми аспектами, позволит выявить его возможности по консолидации социально-экономического пространства [9].
В качестве основного вывода проведенного анализа может быть предложена рабочая гипотеза о том, что в рамках данного методологического подхода холдинг может быть представлен как сложная социально-экономическая система, которая объединяет в себе в определенных долях те или иные типы пространственно-временных систем, один из которых будет иметь преобладающее значение и влияние.
В практическом плане применение этой методологии позволит более эффективно решать проблему несбалансированного и неравномерного распределения прав и ответственности между отдельными составляющими (бизнес-единицами) интеграционных образований холдингового типа. При этом следует отметить, что «центры власти» образуются автоматически, так как их появление обусловлено положительной обратной связью. Формирование же «центра ответственности» исходя из имеющейся власти предполагает проведение дополнительной работы и затраты усилий.
1 2 0 2015 • ВЕСТНИК ПАГС
Библиографический список
1. Шиткина И.С. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости: Управление в группах компаний. М., 2008.
2. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М., 2006.
3. Письмо: Президента РФ от 20 июля 2000 г. № пр-1504. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=23188
4. Ованесов А. Особенности системы управления по целям в холдинговых компаниях. URL: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_27/article_1796
5. Голубев М.П. Методология создания эффективных вертикально интегрированных холдингов. М., 2010.
6. Щербаков А.И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования. М., 2004.
7. Лафта Дж.К. Теория организации. М., 2006.
8. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории // Отраслевые рынки. 2008. № 5-6 (18) (сентябрь - декабрь).
9. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего?: (опыт системного исследования) // Вопросы экономики. 2013. № 10.
D.S. Nortsev
Features of Regional Youth Programs Implementation in the USA and Russia
The implementation of youth programs and projects at the regional level in the USA and Russia is analyzed. The general patterns and social deviance among the younger generation are revealed. The way these programs are integrated into the state social policy is considered.
Key words and word-combinations: youth policy, youth programs and projects, social policy, the USA, Russia.
Анализируется реализация молодежных программ и проектов на региональном уровне в России и США. Выявляются общие закономерности и социальные отклонения у молодого поколения. Рассматривается интеграция молодежных программ в социальную политику государств.
Ключевые слова и словосочетания: молодежная политика, молодежные программы и проекты, социальная политика, США, Россия.
УДК 316.34/35:32.001(470:73) ББК 60.54+66.75(2Рос-7Сое)
Д.С. Норцев
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ И США
^Осуществление молодежной политики -важный вопрос как для государства, так и для общества в целом, поскольку именно с молодежью связано будущее любого государства, и оно зависит от того, насколько правильно молодежная политика будет реализовывать-ся. Поэтому любое развитое государство придает первостепенное значение программам молодежного развития.
И.М. Ильинский, характеризуя молодежь как социальный ресурс общественного развития, доказывал, что молодежь - это глав-
2015 • ВЕСТНИК ПАГС 121