Научная статья на тему 'Предпосылки развития образовательного туризма в Крымском предгорье'

Предпосылки развития образовательного туризма в Крымском предгорье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / EDUCATIONAL TOURISM / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ЛАНДШАФТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / LANDSCAPE DIVERSITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / COGNITIVE INFORMATION / СРЕДООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ / ИСКУССТВЕННЫЕ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЯ И ВОДОЕМЫ / ARTIFICIAL FORESTS AND WATER RESERVOIRS / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / NATURE MANAGEMENT / OWN ECOLOGICAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Гаркуша Л. Я., Багрова Л. А.

Рассматривается роль образовательного сектора туризма в системе развития рекреационной отрасли. Акцентируется важность расширения образовательного туризма, способствующего формированию экологического мировоззрения у молодежи и ее воспитанию. На примере одного из регионов Крыма выявляются имеющиеся ресурсы образовательного туризма, приводится характеристика некоторых из них. Намечаются пути дальнейшего совершенствования образовательного сектора туризма в рекреационных районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites for development of educational tourism in the Crimean foothills

The role of the education sector of tourism at the recreation system is under consideration. Underlines the importance of education tourism in forming ecological worldview of youth. The descriptions of educationaltourism resources are taking as example.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития образовательного туризма в Крымском предгорье»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 113-126.

УДК 504 : 711 : 712.4

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В КРЫМСКОМ ПРЕДГОРЬЕ

Гаркуша Л. Я., Багрова Л. А.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь E-mail: [email protected], [email protected]

Рассматривается роль образовательного сектора туризма в системе развития рекреационной отрасли. Акцентируется важность расширения образовательного туризма, способствующего формированию экологического мировоззрения у молодежи и ее воспитанию. На примере одного из регионов Крыма выявляются имеющиеся ресурсы образовательного туризма, приводится характеристика некоторых из них. Намечаются пути дальнейшего совершенствования образовательного сектора туризма в рекреационных районах.

Ключевые слова: образовательный туризм, ресурсы, ландшафтное разнообразие, познавательная информация, средообразующие функции, искусственные лесонасаждения и водоемы, природопользование.

ВВЕДЕНИЕ

Среди средств и форм обучения и воспитания молодежи в настоящее время формируется такое новое направление как образовательный туризм. Понятие образовательный туризма трактуется по-разному, но чаще всего, как познавательные туры, с целью совершенствования образования. На наш взгляд, потенциал образовательного туризма значительно шире, он заключается в использовании для образовательных целей разнообразных походов, экскурсий и экспедиций и др. Причем при использовании образовательного туризма возможно осуществление научно-методической, культурно-просветительской, воспитательной и других форм работы.

В рамках образовательного туризма формируется географическая культура человека, расширяется его кругозор. Он является эффективной формой обучения.

В настоящее время необходимым является выявление ресурсного потенциала образовательного туризма разных территорий и разработка предложений по его практическому использованию, создание базы данных, научно-методической литературы по системе работы в области образовательного туризма. При этом сложной задачей является оценка ресурсного потенциала образовательного туризма конкретной территории.

Ресурсы для образовательного туризма в зависимости от конкретных задач имеют ряд отличительных признаков. При оценке ресурсногопотенциала образовательного туризма определяется ценность ресурса, например, информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная и др. Для выявления перспектив развития следует учитывать в качестве ресурсов условия (природные, социальные, экономические) и объекты туризма. При этом важнейшей характеристикой ресурсов образовательного туризма является их уникальность или типичность, информативная емкость, устойчивость, а также доступность.

Показатель емкости территории или объекта определяется отношением между фактической и предельно возможной численностью туристов и отражает их способность удовлетворять познавательные потребности в течение длительного периода времени.

Устойчивость ресурса определяется как максимальная нагрузка, которую без серьезного ущерба может выдержать туристский объект, сохранив способность к естественному или антропогенному восстановлению.

Доступность объектов образовательного туризма может рассматриваться в нескольких аспектах, таких как пространственная доступность (определяется расположением и расстоянием до туристской территории), или доступность ресурсов, сопряженная с высокой стоимостью предлагаемых условий и услуг. Объекты могут располагаться на территории, владельцы которой не желают использовать ее для целей образовательного туризма.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Природными предпосылками развития образовательного туризма являются компоненты природной сред. При их рассмотрении надо учитывать такие комплексные свойства ландшафтов как однотипность и контрастность, размеры и формы природных объектов, их визуальное географическое положение, возможность преодоления препятствий. Обязательным условием пригодности образовательных ресурсов является экологически благополучное состояние природной среды.

В пределах определенной территории надо не только выявить ресурсы, но и дать анализ территориальных и функциональных взаимосвязей между видами ресурсов образовательного туризма и наметить пути их использования.

Любая образовательная форма туристской деятельности имеет многофункциональные возможности. В процессе любой поездки или другой формы путешествия, например с целью географического образования, параллельно в ходе поездки могут решаться задачи экологического, биологического, экономического, исторического и другого образовательного направления. Сочетание на одной территории ресурсов для разных видов туризма повышает эффективность их использования с учетом принципа комплексности. В разных видах образовательного туризма, возможно, совместно использовать один и тот же ресурс. Например, ботанический сад ТНУ может представлять интерес для, студентов, обучающихся по специальностям география, биология, экология, архитектура, история, культурология, ландшафтный дизайн и др. [14].

2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Изучение опыта развития туризма в общем плане и образовательного туризма в частности в разных регионах мира и в Крыму, проведенные авторами многолетние научные исследования и практическое участие в решении ряда производственных задач позволяют высказать рекомендации о возможных путях развития

114

образовательного туризма. Они касаются общей системы организации туристско-экскурсионной деятельности, вопросов использования ресурсов, развития туристской инфрастуктуры и др. Рассмотрим некоторые из них.

Для туризма характерен чрезвычайно широкий спектр рекреационных занятий и соответственно - многообразие ресурсов (достопримечательных объектов, территорий, явлений и пр.). Отличительная особенность ресурсов туризма состоит в том, что в процессе использования они практически не уменьшаются, не исчезают, не экспортируются. Но, как и ресурсы других отраслей, их состояние и эффективность функционирования во многом зависят как от общего экологического состояния окружающей среды, так и от конкретной экологической ситуации вокруг них. Не долговечной оказывается жизнь архитектурных памятников в условиях выпадающих кислотных дождей, не выдерживают задымления атмосферного воздуха рощи реликтовых и экзотических видов растений, исчезает привлекательность живописных ландшафтов при чрезмерной индустриализации окружающей их среды.

При ухудшении экологического состояния окружающей среды туристские ресурсы, оставаясь на месте, без вывоза за пределы своего местонахождения, исчезают. Следовательно, привлекательность туристских регионов и отдельных достопримечательностей напрямую связана с их экологическимсостоянием, и поэтому экологические показатели должны характеризовать эффективность туристскойотрасли наряду с другими традиционными (экономическими, финансовыми), а организаторы туризма должны быть заинтересованы в поддержании нормальной экологической обстановки в туристских регионах.

Один из главных ресурсов туризма и особенно образовательного -разнообразие мира (материков, стран, городов, ландшафтов, отдельных объектов и др.), получаемые благодаря этому впечатления и познавательная информация. Ожидается, что в перспективе интерес к этому туристскому ресурсу вырастет.

Это связано, во-первых, с эволюцией туристских потребностей. Они изменяются параллельно с общими процессами прогрессивного развития человеческого общества, с ростом его культуры. Рекреационные потребности эволюционируют от выборочного осмотра отдельных объектов, от чисто спортивного преодоления трудностей, расстояний, препятствий - к информационно-эстетическому восприятию окружающей среды, к «восприятию ландшафта как единого целого» [11].

Учитывая эту общую тенденцию, можно констатировать, что эксплуатация туристских ресурсов тесно связана с сохранением ландшафтного разнообразия, которое, в свою очередь, зависит от обеспечения относительного экологического равновесия ландшафтов [12]. Ландшафтное разнообразие территории, таким образом, становится одним из важнейших видов туристских ресурсов в том числе и образовательных.

Характер организации видов рекреационной деятельности и направления развития охраны природы зависят от типа ландшафтного разнообразия, на котором преимущественно базируется рекреационная нагрузка

115

Безусловно, в организации рекреационной деятельности все виды ландшафтного разнообразия могут сочетаться, но их выделение как видов рекреационных ресурсов позволит не только давать соответствующие типы оценок и на их основании разрабатывать нагрузки и другие характеристики, но и мероприятия по сохранению ландшафтного разнообразия.

Как и многие виды деятельности человека, туризм оказывает воздействие на природную среду - происходит загрязнение территорий, нарушается растительный покров (механические повреждения, вытаптывание), наблюдается изменение почв (уплотнение, смыв, денудация), ухудшаются условия обитания представителей животного населения и др. Чтобы минимизировать эти вредные последствия, следует сделать акцент на развитие преимущественно организованного образовательного туризма (возродив, например, ранее действовавшие в Крыму плановые пешеходные маршруты и туристскиестоянки), как наиболее безопасного для природного окружения. А для индивидуально путешествующих туристов необходимо подготовить (и соответственно обустроить) разветвленную сеть туристских дорог и троп с маркировкой, мест остановок, костровых полян и т. д. [3].

Расчет количества проектируемых потоков туристов и экскурсантов, числа и вместимости туристских баз и приютов должен основываться на характеристике устойчивости ландшафтов и емкости территорий. Такие расчеты имеются и могут быть использованы при конкретных разработках, В свое время была разработана схема расположения туристских стоянок в горном Крыму географами Симферопольского госуниверситета [ 13] .

На основе накопленного многолетнего опыта по изучению влияния туризма на ландшафты, по выявлению степени устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам авторами выделены территории горного Крыма с разной степенью их пригодности для развития массового туризма. Наряду с учетом обеспеченности туристскими ресурсами и доступностью для рекреационного использования основным был критерий экологической безопасности ландшафтов.

Наиболее информативным показателем пригодности ландшафтов к массовым туристским нагрузкам и наиболее уязвимым компонентом является растительность. Нами на основании работы Г.Е. Гришанкова [ 7 ] сделана попытка проанализировать флористическое и ценотическое разнообразие по основным ландшафтным выделам горного Крыма для определения через эти показатели разной степени их экологической пригодности для массового туризма. При этом исходили из того, что в большинстве случаев более устойчивыми являются ландшафты с высоким биологическим разнообразием.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В Крыму безусловный интерес для образовательного туризма представляет Крымское предгорье.

В его пределах сочетаются разнообразные природные объекты интересные для развития образовательного туризма - геологические и геоморфологические,

116

сочетание в пределах территории разнообразных растительных сообществ, отличающихся видовым составом и структурой. Для них характерно высокое биоразнообразие, что послужило причиной выделения на этой территории десяти приоритетных участков сохранения биологического и ландшафтного разнообразия второй категории (очень высокой приоритетности) и двух участков третей категории (высокая приоритетность). Известно, что Крым занимает видное место по ландшафтному и биологическому разнообразию. Он входит в число восьми центров наивысшего биологического разнообразия Европейского континента. Это было подтверждено на международном семинаре по биоразнообразию, который прошел в Крыму в ноябре 1997 года в Гурзуфе. Из пятидесяти выделенных на семинаре приоритетных территорий двенадцать находится в Крымском предгорье [2].

Длительное антропогенное воздействие на предгорные территории привело к усилению процессов деградации растительных сообществ, несмотря на высокую способность к порослевому воспроизводству основных лесообразующих пород. Например, в связи с высокой вариабельностью видового состава, при изменении экологических условий в результате внешних воздействий в процессе деградации дуб и другие древесные породы не выдерживают конкуренции со стороны сопутствующих им пород, и на смытых почвах замещаются шибляками в комплексе со степными участками. Деградация и исчезновение больших участков леса на этих территориях повлекло за собой развитие мелиоративных систем. Здесь созданы большие массивы сосновых и других насаждений, которые могут являться ресурсами образовательного туризма.

Ресурсом образовательного туризма может служить структура землепользования региона, которая отражает все разнообразие его отраслей сельскохозяйственного производства. Здесь представлены сады, виноградники, плантации эфиромасличных культур, а также все другие отрасли, развивающиеся в Крыму, за исключением выращивания риса.

Интересными для образовательного туризма могут быть искусственные водные объекты разных типов - от водохранилищ (таких как Симферопольское, Партизанское и др.) до мелких прудов разного хозяйственного назначения.

На территории региона представлено большое количество исторических памятников от древности и до настоящего времени. Например, сохранившиеся естественные и вырубленные пещеры в предгорье («пещерные» города Чуфут-Кале, Мангуп, Бакла, Эски-Кермен и др.) содержат массу познавательных сведений о средневековых населенных пунктах и их жизни. Таким образом, Крымское предгорье характеризуется не только высоким природным ландшафтным разнообразием, но и большим антропогенным ландшафтным разнообразием.

Вероятно, при развитии образовательного туризма эта особенность Крымского предгорья в перспективе будет широко использоваться, так как степень антропогенизации ландшафтной сферы возрастает.

Рассмотрим некоторые ресурсы для развития образовательного туризма в Крымском предгорье.

Наиболее устойчивыми - (и соответственно - наиболее пригодными для организации образовательной туристской деятельности) являются лесостепные

117

участки Крымского предгорья. Низкогорно-куэстовый рельеф предгорья, представленный многочисленными останцовыми массивами, долинами балок и рек, обусловил пестрое перераспределение тепла и влаги, определил значительную территориальную дифференциацию ландшафтов с более сложной структурой сообществ (от степных до пушисто- и скальнодубовых лесов через сообщества шибляков). Видовое разнообразие сообществ колеблется в широких пределах. Например, в дубовых шибляках северного макросклона насчитывают до 430 видов, в южнобережных фисташковых шибляках только - 160 [8] . Высоким биоразнообразием отличаются и леса из дуба пушистого. Богатство видового состава увеличивает устойчивость ландшафтов к рекреационным нагрузкам.

Являясь переходным от степных к лесным сообществам, растительный покров Крымского предгорья характеризуется не только богатством видового состава, но и самым большим разнообразием слагающих его сообществ. При этом оно обусловлено не только природной обстановкой, но и интенсивной хозяйственной деятельностью человека - вырубка лесов, пожары, многолетний нерегулируемый выпас скота привели почти к полному исчезновению в нижней части пояса древесной растительности и замене ее длительно производными кустарниковыми сообществами.

Такое двойное видовое и ценотическое разнообразие в комплексе с ландшафтным увеличивает не только устойчивость территории к рекреационным нагрузкам, но и ее привлекательность для рекреационного использования.

Устойчивыми (пригодными для массового туризма) являются ландшафты денудационно-останцовых и наклонных структурных денудационных равнин, куэстовых возвышенностей с дубовыми лесами и смешанными широколиственными лесами восточной части горного Крыма. Высотные различия, сильное расчленение рельефа, наличие склонов разной протяженности и ориентации обусловливает разнообразие местообитаний. В восточной части Крыма распространены котловинообразные понижения с длинными склонами, перераспределяющими поверхностный и внутрипочвенный сток. Они являются причиной наблюдающейся здесь инверсии растительных сообществ: примером могут служить участки буковых лесов на высотах 400-500 м. над ур. моря.

Сообщества, образующие растительный покров этой территории, относятся к пушистодубовой, скальнодубовой и переходной смешаннодубовой формациям. Они уступают сосвоему видовому и ценотическому разнообразию растительному покрову предгорий, но, тем не менее, допускают значительные рекреационные нагрузки (до 10 тыс. чел/год на га [ 10]).

Однако, следует отметить, что леса этой территории относятся к длительно-производной стадии и отличаются высокой сомкнутостью древесно-кустарникового яруса, что снижает их привлекательность.

Значительными образовательными ресурсами территории могут стать искусственные лесные насаждения.

К настоящему времени в разных частях предгорья на больших площадях созданы посадки, которые служат основой для превращения их в лесопарковые угодья. Так, зелёные насаждения лесопарка вокруг Симферопольского

118

водохранилища насчитывают свыше 20 пород (сосна крымская, сосна обыкновенная, орех грецкий, гледичия каспийская, клен остролистный, бирючина обыкновенная, лещина обыкновенная, скумпия коггигрия, свидина южная, берёза, облепиха и др.). Искусственные лесонасаждения интересны не только как источники повышения разнообразия территории, а следовательно и ее устойчивости, но и с точки зрения выполнения ими функций. Сейчас с развитием образовательного туризма назрела необходимость признать важную средообразующую роль всех категорий искусственных растительных сообществ, сделать их полноправными объектами охраны (включить в сеть объектов ПЗФ).

Так же важная средообразующая роль таких разнообразных искусственных насаждений состоит в том, что ряд видов растений способен выделять фитонциды, значительно увеличивая лечебный и оздоровительный эффект воздушной среды. Известно, что хвойные и лиственные породы выделяют фитонциды в виде эфирных масел и промежуточных продуктов: 1 га лиственного леса выделяет в сутки примерно 2 кг летучих фитонцидов, соснового - 5, молодые сосновые насаждения выделяют в день до 30 кг эфирных масел на 1 га, что обеспечивает стерильность воздуха. Сосновый лес - это целый комплекс летучих веществ, включая скипидар. Лес содействует образованию озона, ионизируя кислород в 2-3 раза интенсивней водорослей и морской поверхности. В лесу ионизированного кислорода в 5-10 раз больше, чем в городе [4]. В настоящее время в Крыму каждый четвертый гектар леса - искусственно созданный.История формирования искусственных лесопосадок началась давно. При первоначальном заселении и освоении Крымского полуострова его естественный растительный покров претерпевал значительные изменения: сокращались площади под лесами, исчезали отдельные виды растений, менялась структура и состав растительных сообществ.

Недаром ведь народы, заселявшие Крым, интуитивно понимали значимость зелёных насаждений в аридном и маловодном регионе и создавали искусственные посадки деревьев и кустарников вокруг своих поселений.

В Крымском предгорье вокруг даже небольших поселений местные жители высаживали миндаль, грецкий орех, шелковицу. Куртинные насаждения создавались вокруг водных источников, на оголенных участках склонов. До сих пор по сохранившиеся группкам таких высаженных деревьев можно восстановить картину былого расселения на территории всего полуострова [4].

Особенностью искусственных насаждений является их большая уязвимость из-за того, что они созданы искусственно, не всегда высажены в свойственных им местообитаниях. Искусственный характер посадок и относительное однообразие образующих их древесно-кустарниковых видов делает их более уязвимыми по отношению к воздействиям (вредителей, пожаров, вытаптыванию), чем естественные растительные сообщества. Поэтому на искусственные насаждения должно быть обращено соответствующее их роли внимание, вестись мониторинг за их состоянием, создаваться особый режим их постоянного поддержания.

Подчёркивая важную экологическую роль искусственных лесонасаждений, следует акцентировать внимание на «рукотворность» этих посадок, на огромный вклад по созданию этих поистине культурных ландшафтов. Предпринятые

119

совместные усилия научных работников и специалистов лесного хозяйства, основанные на грамотном учёте всех закономерностей, могут служить примером коэволюционного подхода к формированию среды. На наш взгляд образовательный туризм может изменить отношение в обществе к искусственным насаждениям как второстепенным, не очень важным, не охраняемым, выполняющим только потребительские функции по сбору ягод и грибов, по складированию мусора и заготовки топлива для костров [5].

Таким образом, развивая образовательный туризм в Крымском предгорье надо показать, что сохранившееся видовое разнообразие естественного растительного покрова вместе с интродуцированными видами и искусственно созданными насаждениями, от которых зависит наша среда обитания, представляют бесценный природный капитал Крымского полуострова.

Не менее важным ресурсом для организации образовательного туризма могут статьискусственные водоемы Крымского предгорья.

Искусственные водоемы стали создаваться еще в далёкие времена, когда населению было необходимо обеспечить запасы воды на случай неблагоприятных погодных явлений. В настоящее время искусственные водные объекты (водохранилища, пруды, каналы) стали общепланетарным явлением - более 30 тыс. водохранилищ земного шара находятся в эксплуатации. Их суммарная полная ёмкость составляет примерно 5000 км3 (полезный объём - 2000 км3), то есть около 11% объема годового стока с поверхности суши. Под их воздействием существенно преобразуются прилегающие территории, создается сложная система обратных связей.

Крым относится к регионам Украины с малой водообеспеченностью: на одного жителя полуострова приходится вод местных источников в 4,25 раза меньше, чем в среднем по Украине. Экономическое развитие полуострова издавна тормозилось нехваткой воды, местное население привыкло экономно расходовать и беречь источники воды. Сухость климата, плохая водообеспеченность, сложность гидрогеологической обстановки территории Крыма наряду с непрерывным ростом водопотребления в промышленности и сельском хозяйстве требуют тщательного выявления, учёта, полной количественной и качественной характеристики всех водных ресурсов.

Важную роль в формировании водно-ресурсного потенциала территории Крымского предгорья играют искусственно созданные в разное время водные объекты - водохранилища естественного стока (Партизанское и Симферопольское,) и пруды [9].

Многочисленные исследования внутренних вод Крыма посвящены в основном рекам и озёрам полуострова. Это работы Н.В.Рухлова, Н.А.Головкинского, А.Н.Олиферова, З.В.Тимченко, Ю.И. Шутова и многих других исследователей. Среди них описание искусственно созданных водоёмов занимает весьма скромное место. Между тем, на полуострове уже создано около 2 тысяч водохранилищ -больших и малых (прудов).

Согласно Водному Кодексу Украины (1995), пруд - это искусственно созданный водоем ёмкостью не более 1 млн. м3. Несмотря на относительно малые объемы аккумулированной воды, пруды являются источником водных ресурсов,

120

используемых для различных целей. Массовое строительство прудов в Крыму пришлось на 1960—1980 годы ХХ века. Источниками их наполнения стали речные и подземные воды, а позже — воды Северо-Крымского канала.

На значимость этих объектов указывает инвентаризация прудов, проводившаяся в 2003-2004 годах и принятое по ее результатам Постановление СМ АРК от 27 июля 2004 г. №350 «О мерах по обеспечению целевого и безопасного использования прудов и водоемов в Автономной Республике Крым».

В разных районах Крыма количество прудов различно и постоянно изменяется. Это зависит от потребности территории в регулировании стока для нужд орошения, от неодинаковой степени сельскохозяйственной освоенности, от особенностей режима речного стока и т.п.[1].

Пруды представляют собой сложные природно-антропогенные системы, оказывающие комплексное воздействие на изменение природных условий и формирование ландшафтной структуры побережий, на биологическое разнообразие окружающих их сообществ. Даже небольшие по размерампруды меняют вокруг себя экологическую обстановку. На берегах искусственных водоемов всегда активизируются экзогенные геологические процессы, формируются полосы с разной степенью устойчивости береговых откосов на различных участках прудов, иногда нарушаются геологические условия.

Важная роль малых водных объектов состоит в том, что пруды являются регуляторами стока, особенно весеннего: их емкость в основном заполняется талой водой, и весь меженный период она используется в обеспечении влагой прилегающих участков (являясь существенным дополнением к естественному устойчивому стоку) и для хозяйственных нужд.

В местах расположения водных объектов наблюдаются заметные микроклиматические изменения. Вокруг прудов смягчаются контрасты температур, повышается влажность, изменяются направления и скорости ветра, условия туманообразования. Наиболее обширная зона климатического влияния характерна для больших водохранилищ, имеющих наибольшую площадь зеркала и объем водной массы, где она может достигать 1 км, а для прудов не более 15-20м. Причины изменения микроклимата над акваторией искусственных водных объектов и прилегающих территорий суши связаны в первую очередь с увеличением суммарной радиации и изменением радиационного баланса водоема, а также с большой теплоемкостью водной массы по сравнению с сушей. Индикатором величины изменения температуры воздуха в прибрежной зоне водохранилища являетсяразностьтемпературыводы и воздуха над сушей, которая зависит от раз мера водоема [6].

Наиболее заметно влияние прудов проявляется в трансформации растительности и изменениях фауны на прилегающих к ним территориях. Строительство искусственных водоёмов привело, с одной стороны, к гибели существовавшей ранее наземной растительности, а с другой - к появлению нових фитоценозов. Важным показателем развития шквального ландшафта является процесс зарастания, который по-разному протекает в различные периоды его существования.

121

Процессы, происходящие на прибрежной зоне водохранилища (подтопление, переработка берегов, изменение микроклимата), их масштабность и разнонаправленность влияют на изменение характеристик биологического разнообразия - численность и качество экологически консервативных представителей биоты, особенно на популяции редких и исчезающих видов растений, которые острее других компонентов биоты реагируют на природные и антропогенные воздействия.

Особенностью влияния прудового строительства на ландшафты и их компоненты является создание в пределах территории новых сообществ, имеющих иной качественный и количественный уровни круговорота веществ в природе. Это может отрицательно повлиять на привычный образ жизни и рефлексы животных: сезонные пути их миграции (например, перелетных птиц), изменение мест водопоя, условия зимования, гнездования птиц, поисков пищи и т.п. Результатом антропогенного преобразования естественных ландшафтов является расширение площадей, подходящих для местообитаний некоторых птиц.

Таким образом,побережья прудов и водохранилищ преобразуются в антропогенный ландшафт, проявляются зоны микроклиматического, гидродинамического, гидрогеологического воздействия, ареал которых достигает более 1 км (с уменьшением размеров искусственных водоемов значительно сокращается ареал их воздействия на ландшафты [6]). Наиболее ярко это проявляется в пограничной полосе между водной и наземной средой, представляющей ландшафтный экотон - переходное пространство между фитоценозами, обладающее специфическими свойствами, повышенным биоразнообразием и обилием организмов.

В связи с тем, что от состояния и функционирования во многом зависит экологическая обстановка и устойчивость хозяйственной деятельности, то четко обозначилась необходимость оптимизации взаимодействия искусственных водоемов с ландшафтами рассматриваемой территории. Водные объекты являются объектами недвижимости и ими, как и любой недвижимостью, необходимо грамотно управлять для обеспечения рационального использования, снижения негативного влияния на окружающую среду.

Исследования показали, что в засушливых условиях с течением времени хозяйственное значение малых искусственных водоемов снижается, но наряду с этим происходит возрастание их средообразующей роли. Они становятся опорными элементами экологического каркаса территории, способствуя увеличению ландшафтного и биологического разнообразия достигающего значимости регионального уровня. Искусственно созданные в Крымском предгорье аквальные комплексы станут интересным объектом для образовательного туризма.

На территории Крымского предгорья представлено большое количество исторических памятников от древности и до настоящего времени, которые обладают высокой информационно-познавательной насыщенностью и являются ценными образовательными ресурсами. Например, образовательные объекты города Бахчисарая и его окрестностей обладают такими качествами как пространственная (Бахчисарай находится в 34 км от Симферополя, 47 - от Севастополя, 84 - от Ялты)

122

и финансовая доступность с не очень высокой стоимостью предлагаемых условий и услуг, а так же возможность посещения объектов в течение всего года.

Чаще всего экскурсии в Бахчисарай носят историческую направленность, так как здесь сконцентрированы многие архитектурные и историко-культурные памятники[15, 16]. Среди них:

1 - Бахчисарайский ханский дворец - памятник архитектуры ХУ1-ХУШ вв., ныне историко-архитектурный музей. В нем сохранились образцы старых построек, предметы быта крымских ханов, высокохудожественные творения мастеров -Золотой фонтан, Фонтан слез, Портал Алевиза, произведения декоративного искусства.

2 - Старосельская стоянка палеолита (50-40 тыс. лет до н.э.) в балке Канлы-Дере, где в 1959 г. археологом А.А.Формозовым обнаружены останки первобытного человека - полуторагодовалого ребенка, переходного типа от неандертальцев к кроманьонцам. Стоянка имеет мировое значение, являясь одной из опорных для эпохи мустье.

3 - «Старый город» - архитектурные строения ХУШ-Х1У вв. на окраине современного города Бахчисарая, в долине р. Чурук-су (притока р. Качи). Это узкие кривые улочки, тупики, дома с характерными для них подпорными стенами, балконами, лестницами, мечети, дюрбе.

4 - Захоронения с надгробными мавзолеями (дюрбе) хана Хаджи-Девлет-Гирея и его сына Менгли-Гирея (ХУ1 в.) и здание бывшего мусульманского учебного заведения - медресе в месте слияния балки Марьям-Дере и р. Чурук-су.

5 - Пещерная церковь - Успенский монастырь, основанный в VIII в. христианами-иконопочитателями и просуществовавший свыше тысячелетия.

6 - Захоронения погибших во время обороны Севастополя в 1854-55 гг. И в годы Великой Отечественной войны в 1944 г. в балке Марьям-Дере.

7 - Фонтан Гази-Мансур.

8 - Пещерный город Чуфут-Кале, основанный в VI в., где хорошо сохранились жилые, хозяйственные, религиозные и оборонительные сооружения татар и караимов, населявших Чуфут-Кале.

9 - Караимское кладбище в верховьях балки Марьям-Дере (Иосафатова долина).

Важнейшим элементом развития образовательного туризма является реализация стратегии региональной переориентации туристско-рекреационных потоков - развитие туризма в новых районах с целью разгрузки традиционно существующих туристических центров. Для Крымского полуострова перспективными районами развития туризма является не только Крымские предгорья, но и п-ов Тарханкут, Керченский п-ов, Присивашье.

Сфера образовательного туризма - обширное поле для воспитания экологической культуры людей, так как установлено, что именно в свободное время, в процессе рекреационной деятельности, в ненавязчивой, свободной обстановке, на эмоциональном фоне эффективнее осуществляется усвоение новых понятий, фактов, сведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123

Следует учитывать, что понятие о достоинствах рекреационной среды зависит не только от ее физических свойств, но и от представлений о них у туристов. Поэтому вопрос о том, что больше всего их привлекает, какую рекреационную среду надо формировать, зависит от уровня их рекреационной культуры. Организаторы образовательного туризма должны не только предвидеть потребности туристов, но и формировать их избирательность, управлять их поведением.

Прежде всего, большое значение имеет содержание преподносимой туристам информации, в том числе разъяснение природных закономерностей, объяснение причин природных процессов, многообразных форм взаимодействия человека с природной средой (как положительных, так и негативных).

Особое значение приобретает образовательный туризма в связи с тем, что для современного этапа отмечается оживление детского и юношеского самодеятельного пешеходного туризма, что связано, во-первых, со значительным отрывом школьных программ от краеведческого принципа, и, во-вторых, с известной дешевизной этого вида отдыха. Безусловно, для такой работы необходима популярная, удобная, доступная печатная и визуальная информация. Например, во многих зарубежных национальных парках для всех посетителей проводят небольшой «ликбез» -сначала их знакомят с природой, с обитателями, с достопримечательностями НП через прослушивание краткой лекции или просмотр видеофильма, осмотр небольших экспозиционных материалов, снабжают Памяткой по поведению в природной обстановке и лишь после этого разрешают посещать НП. Такая работа успешно проводится не только с приезжими туристами, но и с местными жителями.

Подобные примеры есть и в Крыму. Так, в буферной зоне одного из известнейших на полуострове Крымского заповедника было создано несколько рекреационных стоянок, где могли находиться туристские группы (количество посетителей рассчитывалось с учетом естественной устойчивости территории стоянки). Предварительно, например, посетители стоянки Узень-Баш (в окрестностях курорта Алушта) знакомились с экспозицией городского Музея природы, посещали рядом небольшой дендрозоопарк. Получив определенные сведения о природе горного Крыма оснащенные знаниями, они отправлялись на территорию рекреационной стоянки и в сопровождении экскурсовода на экологической тропе знакомились с заповедником.

Любая рекреационная деятельности предполагает ее юридическое обеспечение соответствующими регламентирующими документами. Назрела необходимость приведения в соответствие природоохранного, лесохозяйственного, туристского законодательства, решение ряда задач на социально-экономическом и законодательно-юридическом уровнях (в частности, наделение туристской отрасли правами собственности на землю, создание новых форм их сотрудничества и др.).

Часто территории, являющиеся привлекательными для туристов, т.е. представляющие собой по тем или иным качествам ценные «ресурсы туризма», используются для других функциональных назначений (например, проведение разнообразных коммуникаций) без всяких согласований и предварительных решений, поскольку отсутствует юридическое обоснование «туристских ресурсов» и не сформировано представление о их приоритетности для рекреационного Крыма.

124

ВЫВОДЫ

Решение комплекса рассмотренных проблем в значительной степени позволит развивать туризм в том числе и образовательный, получая максимальный социально-экономический рекреационный эффект при минимальных возмущениях в природных системах.

Список литературы

1. Абдураманова С. А. Геоэкологическая роль искусственных водоемов Крыма /С.ААбдураманова,Л.А. Багрова,Л.Я. Гаркуша //Тезисы докладов конференции «Биоразнообразие и устойчивое развитие». Симферополь, Крымский научный центр, 2012. - С. 259-261.

2. Багрова Л.А. Экологизация туризма как фактор сохранения ландшафтного разнообразия Крыма /Л.АБагрова,Т.В. Бобра, Л.Я. Гаркуша, И.Ф. Карташевская, А.И.Лычак., А.Г. Панин, П.Д. Подгородецкий, В.М. Шумский //Биоразнообразие Крыма: оценка и потребности сохранения. Мат-лы международного семинара. - Гурзуф: 1997. - С. 115-122.

3. Багрова Л. А. Совершенствование тропиночной сети как средство оптимизации рекреационного природопользования (на примере Крыма)/Л.А.Багрова, Л.Я.Гаркуша , П.Д.Подгородецкий //Изучение экосистем Крыма в природоохранном аспекте. - Киев: УМК ВО, 1988. - С. 8-13.

4. Багрова Л.А. Средообразующая роль искусственных лесонасаждений / Л.А.Багрова, Л.Я.Гаркуша // Заповедники Крыма: заповедное дело, биоразнообразие, экообразование. Мат-лыШ научной конференции. - Симферополь: 2005. - С. 17-22

5. Багрова Л.А. Искусственные лесонасаждения в Крыму /Л.А. Багрова, Л.Я. Гаркуша //Экосистемы, их оптимизация и охрана. - Симферополь: ТНУ, 2009. - Вып. 1 (20). - С. 134 -145.

6. Водохранилища и их воздействие на окружающую среду /Под ред. В.Е. Соколова. - М.: Наука, 1986. - 367 с.

7. Гришанков Г.Е. Природные зоны Крыма/Г.Е.Гришанков//Природные и трудовые ресурсы Левобережной Украины и их использование Материалы II межведомственной конференции. -М.: Недра, 1966. - Т. VII. - С. 173-179.

8. Ларина Т. Г. Эколого-фитоценотический и географический анализ шибляковых сообществ горного Крыма /Т.Г.Ларинаш, Н.И. Рубцов //Материалы по флоре и растительности Крыма. Труды ГНБС, т.ЬХП. - Ялта: 1975. - С. 5-82.

9. Олиферов А.Н. Реки и озёра Крыма / А.Н.Олиферов, З.В. Тимченко. - Симферополь: Доля, 2005. - 216с

10. Поляков А.Ф. Особенности рекреационного лесопользования в горных курортных районах Крыма /А.Ф. Поляков //Лесоведение, 1993, № 4.

11. Родоман Б.Б. Уровни использования окружающей среды и общение людей в сфере досуга /Б.Б. Родоман//Ученые записки Тартусского гос. ун-та. Рекреация и охрана природы. - Тарту: 1981. -С. 15-21.

12. Слепокуров А.С. Разнообразие ландшафтов Крыма как основа развития курортно-туристской деятельности /А.С.Слепокуров //Биологическое и ландшафтное разнообразие Крыма: проблемы и перспективы. - Симферополь: СОНАТ, 1999. - С. 162-163.

13. Современные ландшафты Крыма и сопредельных акваторий. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2009. - С. 466.

14. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России /В.П. Соломин, В.Л. Погодина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2007. №

15. Фадеева Т.М. По горному Крыму /Т.М. Фадеев. - М.: Искусство, 1987. - С. 33-93.

16. Якушева Е., Нежура А. Пещерные города Крыма. Путеводитель /Е. Якушева, А. Нежура. -Симферополь: Таврия, 1972. - С. 10-35.

125

Гаркуша Л. Я. Перудумови розвитку осв^нього туризму в кримськомупередгiргi / Л.Я. Гаркуша, Л.А Багрова // Вчет записки Таврiйського нацюнального утверситету ím. В.1. Вернадського. Серiя: Географiя. - 2013 - Т. 26 (65), № 2. - С. 113-126.

Розглядаеться рольосвгтнього туризму в ŒCTeMi розвитку рекреацiйноï галузi. Шдкреслюетьсяважливгстьрозширенняосвпнього

туризму ,якийсприяеформуваннюекологiчногосвiтооглядумолодi. На прикладi одного з регюшв Криму додаються характеристикiдеякiвресурсiвосвiтнього туризму. Накреслюються шляхи подальшого удосконалення освпнього сектору туризму урекреацшних регiонах.

Ключовi слова :освпнш туризм, ресурси, ландшафтнерiзноманiття, пiзнавальна iнформацiя, середоформуючiфункцiï, штучнi люонасадження iводоймища, природозастосування.

Garkusha L.J. Prerequisites for development of educational tourism in the Crimean foothills / L.J. Garkusha, L.A. Bagrova // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Geography. - 2013 - V. 26 (65), No 2. - P. 113-126.

The role of the education sector of tourism at the recreation system is under consideration. Underlines the importance of education tourism in forming ecological worldview of youth. The descriptions of educational tourism resources are taking as example.

Key words: educational tourism, resources, landscape diversity, cognitive information, own ecological function, artificial forests and water reservoirs, nature management.

Поступила в редакцию 03.04.2013 г.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.