Научная статья на тему 'Предпосылки развития института банкротства'

Предпосылки развития института банкротства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОНКА / КРЕДИТОРЫ / ЭТИЧЕСКИЙ РИСК / ДОЛГ / ПАНИКА / БАНКРОТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова М. В.

В статье отмечается, что процедуры банкротства могут применяться не только к предприятиям (юридическим лицам), но и к гражданам, единицам административно-территориального деления страны и суверенным государствам. Анализ проблем и противоречий, на решение которых направлены механизмы несостоятельности, для разных категорий должников позволяет выявить направления дальнейшего развития института банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития института банкротства»

Банкротство

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА

БАНКРОТСТВА

М.В. ЧЕРНОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры аудита Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье отмечается, что процедуры банкротства могут применяться не только к предприятиям (юридическим лицам), но и к гражданам, единицам административно-территориального деления страны и суверенным государствам. Анализ проблем и противоречий, на решение которых направлены механизмы несостоятельности, для разных категорий должников позволяет выявить направления дальнейшего развития института банкротства.

Ключевые слова: несостоятельность, гонка, кредиторы, этический риск, долг, паника, банкротство.

Банкротство традиционно рассматривается как неизбежное явление в рыночной экономике, призванное упорядоченным образом в определенных правовых рамках способствовать вытеснению из хозяйственной жизни неэффективных или неудачливых субъектов предпринимательства.

Банкротство юридического лица и ликвидация бизнеса — понятия не тождественные. Процедуры банкротства могут означать смену собственника имеющихся активов и прекращение существования старого юридического лица. В этом случае новая организация, приобретшая имущество, не имеет плохой кредитной истории, структура ее баланса не обременена просроченной задолженностью, расширены возможности привлечения инвестиций.

С гражданско-правовой точки зрения банкротство является частным случаем ликвидации организации, то есть прекращения существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 64 Гражданского кодекса РФ). Ликвидация в порядке банкротства является принудительной и проводится с участием суда. Если собственниками фирмы принято решение о добровольной ликвидации, но в ее ходе установлена недостаточность имущества для расчетов со всеми кредиторами, то инициируется процедура банкротства.

С организационной стороны банкротство представляет собой упорядоченную процедуру продажи имущества несостоятельной компании и расчетов с кредиторами. Оно обеспечивает равенство прав кредиторов и выполнение социальных обязательств должника (см. таблицу).

С точки зрения уголовного права фиктивное или преднамеренное банкротство является преступлением, а виновные лица подлежат наказанию, установ-ленномуст. 196, 197УголовногокодексаРФ.

С позиций экономического анализа банкротство свидетельствует об окончательной несостоятельности хозяйствующего субъекта, восстановление платежеспособности которого и продолжение деятельности невозможно.

Рассмотрение понятия несостоятельности (банкротства) только в отношении предприятий (юридических лиц) весьма узко и не учитывает результаты современных зарубежных научных исследований и практики. В нашей стране не получили широкого распространения процедуры банкротства граждан или индивидуальных предпринимателей, хотя определенная правовая база для этого сформирована. Отсутствуют механизмы банкротства субнациональных территорий (регионов, муниципальных образований), хотя состояние бюджетов многих из них неудовлетворительно.

В мировой практике процедуры банкротства применяются не только к организациям (юридическим лицам), но и к физическим лицам, единицам административно-территориального деления страны (муниципальным образованиям, областям) и суверенным государствам. Анализ процедур банкротства для разных категорий должников необходим для понимания проблем и противоречий, на решение которых направлены механизмы несостоятельнос-

Проблемы, на решение которых направлено применение механизмов банкротства

Проблема Содержание Способы решения

Этический риск Процедуры банкротства используются собственниками и/или менеджментом для избежания уплаты долгов путем их списания при ликвидации фирмы (безответственное заимствование должником) 1. Контроль государственных органов за выявлением признаков фиктивного и преднамеренного банкротства 2. Применение реабилитационных процедур банкротства под контролем независимого арбитражного управляющего 3. Восстановление в обществе идеи бесчестья (позора) банкротства

Необоснованное предоставление средств кредиторами в надежде на уплату долга третьими лицами (государственное финансирование)

Совместные действия кредиторов, затягивание переговоров кредиторами 1. Различные интересы кредиторов препятствуют достижению соглашения по судьбе организации на собрании кредиторов 2. Одни кредиторы своим несогласием с предлагаемым планом мероприятий давят на других, добиваясь большей или досрочной суммы выплаты долга 1. Принятие решений на собрании путем голосования большинством, а не 100 % кредиторов 2. Обязательность принятого решения для уклоняющегося меньшинства кредиторов

Гонка кредиторов Индивидуальные судебные взыскания долгов с неплатежеспособной фирмы приводят к потере времени и денег кредиторов на судебные процедуры при недостаточности активов 1. Введение моратория на инициацию судебных исков о взыскании долгов 2. Установление очередности выплат кредиторам 3. Скоординированныедействия собрания кредиторов и арбитражного управляющего, которые позволят взыскать больше, быстрее и дешевле, чем при разрозненных исках, которые только ослабляют финансовое положение должника

Гонка за активами и беспорядочная распродажа активов 1. Спешка с судебным взысканием долгов, в которой каждый кредитор пытается первым заявить права на ограниченные активы должника 2. Ограниченность активов, которые могут быть источником средств для выплаты долгов 1. Мораторий на судебные иски 2. Рассмотрение способности должника генерировать доходы для выплаты долгов

Стыд или страх банкротства Компании, испытывающие временные финансовые сложности, избегают реабилитационных процедур банкротства для получения законной отсрочки уплаты долгов, усугубляя свое финансовое положение Повышение правовой грамотности собственников и менеджмента

Отстранение менеджмента Противоречие между правами кредиторов и необходимостью осуществлять хозяйственную деятельность Сохранение прав менеджмента в некоторых процедурах

Сохранение прав собственника Противоречие между правами кредиторов и собственников Участие собственников в реабилитационных процедурах

Сохранение стоимости долгов Новые кредиторы выкупают долги за бесценок, затем берут предприятие под контроль или взыскивают большую сумму Мораторий на судебные тяжбы позволяет защитить одних кредиторов отдругих

Долговая паника кредиторов Требования досрочного погашения обязательств или отказ от мирового соглашения (реструктуризации, пролонгации) может вызвать платежный кризис 1. Повышение правовой грамотности кредиторов 2. Прозрачность отчетности и доступность финансовой информации должника

Затягивание переговоров по долгам должником Недобросовестная мотивация должника 1.Установление предельных сроков каждой процедуры банкротства в законодательстве 2. Наличие ответственности менеджмента и собственников в случае неправомерныхдейс-твий при банкротстве

ти. Поэтому предлагается ввести в отечественный научный оборот понятия корпоративное, личное, муниципальное и суверенное банкротство.

Под корпоративным банкротством понимается совокупность особых правовых реорганизационных и/или ликвидационных процедур, предусмотренных законодательством для юридических лиц, характеризующихся признаками неплатежеспособности,

проводимых при участии суда или специальных органов по банкротству.

Личное (персональное, потребительское) банкротство означает неплатежеспособность гражданина (физического лица). Правовые процедуры банкротства в отношении граждан связаны, прежде всего, с кредитованием и достаточно развиты во многих странах (США, Великобритания, Канада) [1]. Дейс-

твующий российский Закон о банкротстве содержит главу, регулирующую банкротство гражданина, которая на практике не работает по причине отсутствия необходимых поправок в ГК РФ. В то же время активно развивается кредитование в потребительском и ипотечном секторе, сопровождаемое ростом числа невозвращенных ссуд. Необходимость регулирования ситуации с банкротством физических лиц очевидна. В настоящее время МЭРТ России разрабатывает проект закона о потребительском банкротстве.

Процедуры банкротства граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, представляют собой комбинацию элементов корпоративной и личной несостоятельности.

Муниципальное банкротство содержит правовые механизмы, применяемые в случае несостоятельности единиц административно-территориального деления страны (муниципалитетов, округов, провинций). Такие законодательные акты применяются в странах с децентрализованной системой управления (например, США, ЮАР, Венгрия) и, как правило, относятся к органам местного самоуправления, а не федеративного уровня [2].

Суверенное банкротство означает возможность применения принципов процедур несостоятельности в случае долгового кризиса отдельных независимых государств. Эти идеи, высказанные впервые в конце 1970-хгг. некоторыми странами-должниками и немногими учеными, постепенно заняли прочное место в научной и политической дискуссии, получая новое видение после каждого значимого финансового кризиса. Но ни одна из более чем двадцати разработок пока не вошла в практику [3].

Предпосылками разработки механизмов банкротства для любой категории должников являются следующие проблемы:

• этический риск, означающий безответственное заимствование должником и необоснованное предоставление средств кредиторами;

• совместные действия кредиторов, уклонение и затягивание переговоров о реструктуризации долгов;

• «гонка кредиторов» через судебное преследование, которая возникает, когда многочисленные кредиторы предъявляют конфликтующие требования на ограниченные активы должника;

• гонка за активами и беспорядочная распродажа имущества;

• ограниченность имущественныхактивов, которые могут быть источником средств для выплат кредиторам, что означаетрассмотрение способности должника генерировать доходы для этих целей;

• защита прав собственников и менеджмента.

В случае муниципальной и суверенной несостоятельности требуют решения такие вопросы, как:

• выполнение государственных функций управления, оказание услуг государственного сектора (местного самоуправления);

• сохранение суверенитета (автономии) должника;

• долговая паника кредиторов и сохранение стоимости обязательств.

Рассмотрим названные проблемы подробнее. Этический риск в корпоративном банкротстве проявляется в случае фиктивного или преднамеренного банкротства и позволяет обеспечить списание долгов, которые могли бы быть погашены в случае добросовестного поведения должника. Решением этой проблемы может быть ужесточение ответственности менеджмента и собственников при неправомерныхдействиях. С другой стороны, не справедливо налагать ответственность в случае несчастной несостоятельности предприятия.

В развитых странах в последние два десятилетия отмечается значительный рост личных банкротств, связываемый с утратой стыда (бесчестья) банкротства. Росту этического риска способствует то, что физические лица отвечают по долгам не всем имуществом. Его часть в пределах определенной стоимости попадает под так называемое «освобождение». Физические лица за рубежом разрабатывают различные схемы, которые позволяют подвести большую часть активов под освобождение перед заявлением о банкротстве и одновременно избежать уплаты долгов за счет будущих заработков. В любом случае часть долгов, иногда значительная, прощается. Граждане могут и не платить долгов, не заявляя о банкротстве, поскольку кредиторы далеко не всегда предпринимают попытки к принудительному взысканию.

В случае муниципальных должников этический риск возникает и со стороны кредиторов, поскольку они могут неосмотрительно предоставлять средства, рассчитывая на выкуп долгов местных органов власти центральным правительством.

Проблема этического риска в международном заимствовании состоит в том, что частные кредиторы ссужают слишком много средств стране относительно ее возможности погашать долги. При этом они предполагают, что в случае неплатежеспособности международное сообщество предоставит средства как поручитель. Таким образом, международные финансовые институты субсидируют частных кредиторов.

Если же заемщикам известны последствия безответственных финансовых решений, это способствует снижению этического риска. Решение проблемы эти-

ческого риска приведетк более обоснованному уровню заимствований и расходов для любого должника.

Проблема совместных действий кредиторов проявляется в большей степени в реорганизационных процедурах банкротства. Реорганизационные процедуры несостоятельности соответствуют интересам любого добросовестного должника, так как предоставляют частичное списание, отсрочку или рассрочку долгов. Но интересы кредиторов в этом случае различаются, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Это приводит к срыву добровольных переговоров о реструктуризации долгов, и возникает проблема уклоняющихся кредиторов из-за их неоднородного состава. Основная предпосылка состоит в том, что принятие большинством плана реструктуризации означает, по мнению этого большинства, что план соответствует способности должника платить. Несмотря на достигнутое большинством соглашение, уклоняющиеся кредиторы продолжаютсудебные иски по взысканию долгов в полном размере и пытаются наложить взыскание на имущество должника. Эта проблема проявляется также как затягивание многосторонних переговоров отдельными участниками, даже если большинство кредиторов согласно с пакетом условий. Мотивация такого поведения состоит в надежде на выкуп долга другими кредиторами, желающими завершить переговоры, что часто и случается на практике. Противоречивая информация о будущих перспективах должника также ведет к отсрочкам в переговорах и отчасти объясняет, почему различные стороны настаивают на разных условиях реструктуризации. Принятие плана реструктуризации (квалифицированным) большинством голосов, а не абсолютно всеми кредиторами, решает проблему затягивания переговоров. Как правило, закон устанавливает обязательность результата голосования большинства для уклоняющегося меньшинства кредиторов.

Российское законодательство о несостоятельности предоставляет достаточно возможностей для достижения договоренности должником и кредиторами по реструктуризации обязательств. Но проблема совместных действий кредиторов на практике не решается в связи с непринятием кредиторами самой идеи прощения части долгов в целях сохранения стабильности хозяйственных отношений.

Все известные механизмы муниципального банкротства относятся к реорганизационному типу. Ликвидация территориальной единицы невозможна ввиду необходимости выполнять функции местного самоуправления. К принципам, которые позволяют провести реструктуризацию муниципальныхдолгов и решить проблему совместных действий кредиторов, можно отнести следующие:

— отказ центрального правительства от выкупа долгов муниципалитетов;

— распределение убытков от дефолта между кредиторами и территориальной единицей;

— определение порядка корректировки бюджета должника для приведения в соответствие расходов и доходов, величины займов и возможностей по обслуживанию долга.

В международном заимствовании существенные различия касаются роли МВФ в процедурах суверенного банкротства. В последние годы имеет место тенденция куменьшению влияния МВФ, поскольку он сам, как правило, является кредитором и слишком политизирован, чтобы быть независимой стороной в переговорах о реструктуризации.

Мораторий на проведение платежей и приостановка судебных дел может предотвратить гонку кредиторов. Приостановка судебных тяжб защищает одних кредиторов от других и способствует сохранению стоимости долгов. Паника среди кредиторов не только может быть следствием платежного кризиса, но и сама по себе способна вызвать кризис у должника. Это связано с отказом от реструктуризации, ужесточением условий и требованиями о досрочном погашении обязательств на фоне слухов, недостаточной или противоречивой информации о финансовом состоянии должника.

Гонка кредиторов может быть предотвращена и через установление законом очередности выплат кредиторам. Приоритет, как правило, имеют административные и судебные издержки, связанные с процедурами банкротства; налоги и задолженность по заработной плате; требования кредиторов, обеспеченные залогом имуществадолжника. Иногда требования обеспеченных кредиторов находятся вне очередности и могут быть удовлетворены даже если никто из других кредиторов не получает выплат. Необеспеченные кредиторы также могут заявить права на активы в случае банкротства компании и получить их стоимость, прежде чем собственник получит какие-либо средства. Но необеспеченные кредиторы получают оставшуюся часть активов реорганизованной или ликвидированной фирмы после погашения обеспеченных залогом и других привилегированных требований.

Беспорядочная распродажа активов по индивидуальным искам кредиторов вне процедур банкротства ослабляет финансовые позиции должника и может привести к невозможности ведения производственной ихозяйственнойдеятельности. Это противоречит интересам кредиторов в целом и снижает общую сумму возможных к получению средств. Деление обязательств на две группы: текущие платежи и требования, возникшие до банкротства, — позволяет сохранить

стоимость фирмы как действующего предприятия. Текущие платежи, как правило, производятся с разрешения суда или управляющего по банкротству.

В личном банкротстве должник может выбирать источник средств для уплаты долгов: продажа имущества или будущие заработки. В муниципальном банкротстве основным источником средств для выплат кредиторам являются будущие доходы муниципалитета. Большая часть активов территориальной единицы не может быть продана в связи с общественным использованием (улицы, здания судов, больниц, школ). Многое имущество имеет низкую или нулевую стоимость в связи с некоммерческим использованием. Ограничение возможности кредиторов обращать взыскание на активы муниципалитета во многих странах является одним из способов обеспечения муниципальных функций. Выполнение этих обязанностей не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния муниципалитета.

Отстранение менеджмента является типичным для многих стран в корпоративном банкротстве. Это связано с предположением о причине банкротства в неэффективном управлении. Отстранение чиновников в муниципальном банкротстве невозможно в связи с тем, что многие должности являются выборными. Это противоречило бы демократическим принципам общества и автономии муниципалитетов. В случае суверенного должника дефолт страны может вызвать политический кризис, в результате которого действующее правительство будет заменено. Это свидетельствует об общей мотивации корпоративных менеджеров и правительства при неплатежеспособности. В обоих случаях возможна отставка. Однако, с точки зрения кредиторов, разница существенна. Управляющий, назначенный судом для контроля процедур корпоративного банкротства, должен действовать в интересах кредиторов. Новое правительство на волне финансового кризиса может выражать пози -цию общества, которое скорее обвиняет кредиторов в кризисе, чем действует в их интересах.

Любое законодательство о банкротстве имеет целью решение проблем совместных действий кредиторов, гонки за активами и судебного преследования, которые возникают, когда многочисленные кредиторы предъявляют конфликтующие требования на ограниченные активы неплатежеспособной фирмы. Процедуры банкротства направлены на сохранение стоимости компании как «действующего предприятия» и предупреждение ее неэффективного краха. В некоторых странах к приоритетным задачам банкротства относится и сохранение занятости. Целью процедур банкротства местных органов власти является сохранение функций местного са-

моуправления. Таких, как обеспечение законности и правопорядка, пожарной охраны, коммунальных услуг, в течение периода реструктуризации долгов и корректировки бюджета.

Решению названных задач способствуют общие элементы процедур банкротства, которые состоят в следующем:

• введение моратория на судебные процессы и другие действия по взысканию долгов компании для предотвращения беспорядочной распродажи активов и гонки кредиторов;

• отстранение менеджмента или контроль за его действиями со стороны управляющего по банкротству;

• наличие установленной очередности выплат кредиторам;

• приоритет заемных средств, полученных в процедурах банкротства, перед требованиями, возникшими до банкротства, что облегчает привлечение средств;

• списание (прощение) всех или большей части непогашенных обязательств, что позволяет должнику начать «с чистого листа»;

• принятие решения о реструктуризации долгов путем голосования кредиторов, объединенных в группы (очереди, классы); результат голосования обычно обязателен для меньшинства кредиторов.

Слишком жесткий режим банкротства (или отсутствие режима банкротства вообще) обеспечивает выполнение обязательств, но тяжелое финансовое положение должника усугубляется. Обратной стороной смягчения режима банкротства в пользу должника может быть нежелание заимодавцев предоставлять средства. Дальнейшее развитие института банкротства в российской и мировой практике видится как более широкое применение элементов процедур банкротства к гражданам, муниципальным образованиям и отдельным странам.

Список литературы

1. White, М. Why Don't More Households File For Bankruptcy. Journal of Law, Economics, and Organization, October, 1998, 14 (2), pp. 205-31

2. LiuL., WaibelM. Subnational Insolvency: Cross-Country Experiences and Lessons. Economic Policy and Debt Department. Policy ResearchWorking Paper4496. 2008

3. Rogoff K., Zettelmeyer J. Bankruptcy Procedures For Sovereigns: A History Of Ideas, 1976-2001. IMF Staff Papers. 2002. Vol. 49. No. 3

4. Bolton P. Loward a Statutory Approach to Sovereign Debt Restructuring: Lessons from Corporate Bankruptcy Practice Around the World. IMF Working Paper. WP/03/13 (Washington: International Money Fund). 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.