Научная статья на тему 'Предпосылки использования российского рубля в интеграционных процессах'

Предпосылки использования российского рубля в интеграционных процессах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВАЛЮТА / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки использования российского рубля в интеграционных процессах»

А.Д. Исамутдинов

ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: интеграционные процессы, валюта, валютный курс, Валютный союз, Таможенный союз, экономическое пространство, резервная валюта.

В настоящее время сфера применения российского рубля весьма ограничена. Он в достаточно скромных масштабах действует лишь на территории государств СНГ. В рамках евразийского объединения стран СНГ (ЕврАзЭС) нередко поднималась тема использования рубля РФ в качестве единой валюты Сообщества. Но возникал вопрос: способен ли рубль выполнять функции наднациональной валюты? На наш взгляд, нет.

Для выполнения функции единой валюты рубль должен удовлетворять, в первую очередь, следующим требованиям: иметь низкий уровень инфляции; быть достаточно стабильной валютой; пользоваться спросом на мировых валютных рынках. К сожалению, рубль этим требованиям не отвечает. Инфляция в 2000 годах варьировала от 21,5% (2001 г.) до 8,8% (2010 г.). Российский рубль не отличается и стабильностью. В вышеуказанные годы его оценка по отношению к долл. США колебалась от 28,16 руб. в 2001 г. до 39,48 руб. в 2010 г. Это значит, что за упомянутый период курс рубля снизился по отношению к дол. США на 71,3%. О какой стабильности рубля можно говорить?

Что касается заинтересованности мировых валютных рынков в российском рубле, то пока она минимальна. Для того чтобы иметь возможность использовать рубль в интеграционных процессах, предстоит проделать долгий курс. И учебником на этом пути может быть опыт Европейского союза. Создание Валютного союза в Европе венчает почти пятидесятилетнее развитие интеграционных процессов, восходивших от простых форм к более сложным. Они охватывали взаимодействие как в сфере реального, так и финансового секторов экономики, инструменты торгово-экономической и валютно-финан-совой интеграции и т.д. Процессы интеграции в Западной Европе начались в валютно-финансовой области вскоре после окончания II мировой войны. Взамен действовавших двухсторонних соглашений европейских стран о платежах и расчетах была разработана и внедрена система многоступенчатых внутриевропейских расчетов [1]. Важным компонентом интеграционных процессов явился начавший действовать в 1953 г. общий рынок угля и стали.

Первый договор был подписан Бельгией, Западной Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией. Его целью было создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), действовавшего в рамках Бреттон-Вудской системы. Однако в этой ситуации во второй половине 1960 гг. возникли трения. Серьезно ухудшилось положение доллара, являвшегося системообразующей валютой в рамках Бреттон-Вудской системы. Это способствовало последовавшему в 1971 г. коллапсу.

В конце 1960-х годов по инициативе Франции и Германии в Западной Европе началась разработка плана создания экономического и валютного союза. Две важнейшие причины стимулировали, на наш взгляд, разработку этого плана. Во-первых, весьма сильным было стремление уменьшить зависимость от США. Во-вторых, существовало

© Исамутдинов А.Д., 2013

понимание того, что без валютной стабильности общий рынок не сможет успешно функционировать. Поэтому необходимо было уменьшить неопределенность относительно возможностей сохранить фиксированные валютные курсы в Европе. Для этого в 1972 г. была создана «валютная змея», охватившая странычлены ЕЭС. В рамках этой валютной системы европейские валюты могли колебаться по отношению друг к другу в интервале ±2,25 процента от центрального паритета.

В конце 1970-х годов интенсифицировались поиски путей углубления экономической и валютной интеграции. Наиболее важными ее элементами явились создание механизма валютных курсов (МВК) и европейской валютной единицы - экю (фактически предшественницы евро). В рамках МВК колебания валютных курсов национальных валют допускались в пределах ±2,25% по отношению к центральным паритетам. Однако некоторые страны использовали и более широкие границы колебаний курсов.

В 1988 г. по инициативе Германии, Италии и Франции был создан «комитет Де-лора», перед которым была поставлена задача разработать конкретный план формирования Экономического и Валютного союза. Результатом его работы было предложение, подготовленное в 1989 году, создать союз путем реализации трех стадий. Параллельно с охарактеризованной выше работой в области валютной интеграции в Западной Европе шло эволюционное углубление экономической интеграции. Так, был создан Таможенный союз, проводилась работа по унификации ставок налога на добавленную стоимость, ставок косвенных налогов, принимались меры по обеспечению равноправной конкуренции и т.д.

Между странами была достигнута договоренность по вопросу о роли и технике денежно-кредитного контроля, в большинстве стран были установлены ориентиры роста денежной массы или кредитные ориентиры, которые постепенно снижались. Следует специально отметить, что принятие всех значимых решений по углублению хозяйственного взаимодействия стран в рамках Европейского Сообщества всегда опиралось на всесторонние проработки, позволяющие оценить баланс издержек и выгод тех или иных мероприятий. Эту работу, в которой участвовали сотни экспертов, возглавлял Паоло Чек-кини. В частности, в подготовленном докладе было показано, что создание единого внутреннего рынка приведет к увеличению ВВП примерно на 5-7 %. Хотелось бы обратить внимание, что это резко контрастирует с практикой принятия решений в Содружестве Независимых Государств.

Теоретически валютный союз может существовать в двух модификациях: 1) на основе необратимо зафиксированных взаимных курсов национальных валют и 2) на основе использования единой валюты. Вопрос о том, какая форма Валютного союза будет принята в ЕС, был решен в ходе оживленной теоретической дискуссии относительного того, следует ли в ЕВС использовать механизм с фиксированными паритетами национальных валют или перейти на единую наднациональную валюту. Многие специалисты полагали, что с точки зрения конечного результата нет принципиального различия между необратимой фиксацией паритетов валют стран-участниц Валютного союза и введением единой европейской валюты. Так, Л. Тсукалис в своей работе «Политика и экономика европейской валютной интеграции» подчеркивал, что Валютный союз требует проведения единой валютной политики, установления общих валютных курсов по отношению к валютам третьих стран, единой позиции на международных переговорах по валютным вопросам, объединения официальных валютных резервов стран-членов [3].

В то же время М. Фратиани и Ю. фон Хаген, выступая за единую европейскую валюту, подчеркивали, что «система необратимо фиксированных паритетов внушает мень-

ше доверия, чем система, в которой страны применяют единую валюту» [2]. Характерно, что в «докладе Вернера» единая валюта не выступала необходимым условием создания Валютного союза. Но, как показали исследования экономистов, Европейского союза, применение единой валюты, оказывает позитивное воздействие на эффективность производства и экономический рост в странах-участницах. Основными причинами этого выступают следующие факторы: ликвидация трансакционных издержек, связанных с конвертацией валют стран-участниц ЭВС; устранение неопределенности в отношении изменений валютных курсов (что оказывает положительное влияние на взаимную торговлю и инвестиции), усиление конкуренции в Сообществе в связи с тем, что цены на товары и услуги выражаются в одной валюте, обеспечение низкой инфляции, достижение которой вне рамок ЭВС затруднительно для отдельных стран. Формирование экономического и валютного союза предусматривало прохождение странами-участницами трех этапов.

Первый этап начался с 1 июля 1990 г. В области экономики ставилась задача завершения создания внутреннего рынка, сопровождающегося полным устранением всех препятствий свободному движению товаров, услуг и рабочей силы. Валютная сфера была обязана обеспечивать свободное движение капиталов. Создавался Европейский резервный фонд, аккумулирующий 10% валютных резервов стран-членов ЕС.

Второй (переходный) этап начался с 1 января 1994 г. В области экономики углублялась и совершенствовалась политика обеспечения конкуренции, структурная и региональная политика. В валютной сфере проводились важные институциональные реформы. С января 1994 г. начал функционировать Европейский валютный институт (ЕВИ). Главная его задача состояла в подготовке к переходу к третьей стадии, когда будет введена общая валюта. На втором этапе принималось решение о том, какие из государств первыми войдут в Европейский валютный союз.

На заключительном третьем этапе осуществлялся переход к необратимо фиксированным обменным курсам между национальными валютами стран, которые участвуют в валютном союзе, и вводилось евро - общая европейская валюта. Все полномочия по проведению денежно-кредитной политики были переданы от национальных органов на наднациональный уровень к Европейскому ЦБ. Третий этап начался с 1 января 1999 г. Страны, которые выполнили необходимые условия к весне 1998 г., вошли в Европейский валютный союз. Великобритания и Дания подписали специальный протокол к Маастрихтскому договору, согласно которому они получали право оставаться вне рамок Валютного союза даже в том случае, если они будут удовлетворять всем необходимым для вступления в ЭВС условиям. На третьем этапе выделялось три конкретных стадии.

Первая стадия - это запуск экономического и валютного союза (началась в мае 1998 г. с момента принятия ЕС решения относительно стран, входящих в Валютный союз). Были установлены необратимые обменные курсы валют стран-участниц Союза. В ходе этой стадии осуществлены следующие мероприятия: начато производство банкнот и монет, деноминированных в евро - приняты нормативные акты, необходимые для создания юридической базы ЕВС и т.д.

Вторая стадия, то есть реальное начало функционирования валютного союза, началась 1 января 1999 г. евро стало единой валютой стран-участниц. Она использовалась для проведения единой валютной политики Союза, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг и т. д. В то же время национальные банкноты и монеты оставались законным средством обращения и платежа вплоть до введения банкнот и монет

евро. Главная задача второй стадии состояла в том, чтобы создать «критическую массу» операций в евро.

Третья стадия - окончательный переход на единую валюту. Эта стадия началась с января 2002 г. На новую валюту были переведены все виды сделок и расчетов. С 1 июля 2002 г. национальные валюты стран-участниц полностью утратили свои функции.

Создание Экономического и Валютного союза означало высокую степень интеграции стран ЕС и приводило к изменению соотношения между национальными и наднациональными элементами регулирования в пользу последних. Реализация создания ЕВС явилась воплощением в жизнь идей Р. Мандела, разрабатывавшихся на протяжении многих лет.

Процесс создания ЕВС показал исключительную сложность его формирования. Страны СНГ должны осознать сложность проблем создания Валютного союза и не рассчитывать на быстрые решения.

Библиографический список

1. Kaplan J. and Schleiminger G. Fiscal Diplomacy in the 1950s. Oxford, 1989.

2. M. Fratiani and J. von Hagen. The European Monetary System and the European Monetary Union.

Boulder; Westview, 1992.

3. Tsoukalis L. The Politics and Economics of European Monetary Integration, London, 1977.

Н.Г. Любимова В.Н. Фомина

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ТЕПЛА

Ключевые слова: энергосберегающие проекты, экономический эффект.

Энергосбережение на Западе давно стало образом жизни как компаний, так и населения. В России же из-за жесткого государственного регулирования цен на энергоресурсы и избытка топливно-энергетических ресурсов, в энергосбережении не было необходимости. В результате чрезмерная энергоемкость экономики, которая по оценкам экспертов в 2-3 раза выше, чем в Японии, США и целом ряде европейских стран.

Нарастающий износ основных фондов и устаревшие технологии во всех без исключения производственных сферах и коммунально-бытовом секторе экономики при сформировавшемся тренде на развитие энергоемких отраслей усугубляют ситуацию, преодолеть которую способно только техническое перевооружение и модернизация экономики. Очевидно, что это потребует немало средств, которые компании должны заработать сами в условиях конкурентной борьбы. Либерализация всех сфер деятельности и сопутствующее ей дерегулирование, достигшие и топливно-энергетического комплекса страны, привели к росту цен на энергоресурсы, что в совокупности с энергоемкостью

© Любимова Н.Г., Фомина В.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.