Научная статья на тему 'Предпосылки и принципы сохранения этнокультурного и исторического наследия донского казачества на территории Большой излучины Дона'

Предпосылки и принципы сохранения этнокультурного и исторического наследия донского казачества на территории Большой излучины Дона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
359
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ОСТАВШЕГОСЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ БЫТА / ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ВЕРЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС / PRESERVATION OF THE REMAINING HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / REVIVAL OF TRADITIONS OF LIFE / ECONOMY / FAITH / ETHNO-CULTURAL MUSEUM COMPLEX

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сырицына Анна Анатольевна

Донское казачество сыграло в истории всей России значительную роль. Следует принять все возможные организационные меры для сохранения оставшегося историко-культурного наследия и возрождения всего многослойного напластования традиций быта, хозяйствования, веры той части Российского населения, которое мы знаем как «донские казаки», которые по сути дела являются славянским субэтносом. На территории исторических поселений донских казаков в станицах и хуторах Большой Излучины Дона сохранилось значительное количество жилых, общественных и хозяйственных построек, объектов сакрального назначения, предметов материальной культуры местного населения, которые являются носителями древних традиций этноса, проживавшего в Подонье с XV века. В статье проводится анализ задач и методов по сохранению этнокультурного и исторического наследия донского казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сырицына Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND AND PRINCIPLES FOR THE PRESERVATION OF ETHNIC AND CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF THE DON COSSACKS IN THE TERRITORY OF THE GREAT BEND OF THE DON

Don Cossacks played in the history of the entire Russian a significant role. Should take all possible organizational measures to preserve the remaining historical and cultural heritage and reviving the traditions of the stack strata of life, economy, faith that part of the Russian population, which we know as "the Don Cossacks", which are essentially Slavic subethnos. On the territory of historic settlements of the Don Cossacks in the villages and hamlets big bend of the Don retain a significant number of residential, public and commercial buildings, objects of sacred destination, artefacts of local people who are carriers of the ancient traditions of the ethnic groups living in the Don region from the XV century. The article analyzes the problems and methods to preserve ethnic and cultural and historical heritage of the Don Cossacks.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и принципы сохранения этнокультурного и исторического наследия донского казачества на территории Большой излучины Дона»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

РЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОЙ ИЗЛУЧИНЫ ДОНА

УДК 009

А. А. Сырицына

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

Донское казачество сыграло в истории всей России значительную роль. Следует принять все возможные организационные меры для сохранения оставшегося историко-культурного наследия и возрождения всего многослойного напластования традиций быта, хозяйствования, веры той части Российского населения, которое мы знаем как «донские казаки», которые по сути дела являются славянским субэтносом. На территории исторических поселений донских казаков в станицах и хуторах Большой Излучины Дона сохранилось значительное количество жилых, общественных и хозяйственных построек, объектов сакрального назначения, предметов материальной культуры местного населения, которые являются носителями древних традиций этноса, проживавшего в Подонье с XV века. В статье проводится анализ задач и методов по сохранению этнокультурного и исторического наследия донского казачества.

Ключевые слова: сохранение оставшегося историко-культурного наследия, возрождение традиций быта, хозяйствования, веры, этнокультурный музейный комплекс.

Ф A. A. Syritsyna Ф

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

BACKGROUND AND PRINCIPLES FOR THE PRESERVATION OF ETHNIC AND CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF THE DON COSSACKS IN THE TERRITORY OF THE GREAT BEND OF THE DON

Don Cossacks played in the history of the entire Russian a significant role. Should take all possible organizational measures to preserve the remaining historical and cultural heritage and reviving the traditions of the stack strata of life, economy, faith that part of the Russian population, which we know as "the Don Cossacks", which are essentially Slavic subethnos. On the territory of historic settlements of the Don Cossacks in the villages and hamlets big bend ofthe Don retain a significant number of residential, public and commercial buildings, objects of sacred destination, artefacts of local people who are carriers of the ancient traditions of the ethnic groups living in the Don region from the XV century. The article analyzes the problems and methods to preserve ethnic and cultural and historical heritage of the Don Cossacks.

Keywords: preservation of the remaining historical and cultural heritage, revival of traditions of life, economy, faith, ethno-cultural museum complex.

Учитывая тот факт, что донское казачество сыграло в истории всей России значительную роль, следует принять все возможные организационные меры для сохранения оставшегося историко-культурного наследия и возрожде-

ния всего многослойного напластования традиций быта, хозяйствования, веры той части российского населения, которое мы знаем как «донские казаки», которые по сути дела являются славянским субэтносом. К этому выво-

СЫРИЦЫНА АННА АНАТОЛЬЕВНА — преподаватель кафедры строительства уникальных зданий и сооружений Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-92 Дону)

SYRITSYNA ANNA ANATOL'YEVNA — teacher of Department of construction of unique buildings and structures, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: 10-07-86@mail.ru © Сырицына А. А., 2014

^ Теория и история культуры

Ф

ду можно придти, изучая традиционную архитектуру донских казаков, их быт, одежду, разговорную и поведенческую культуру, сакральные объекты и военно-административное устройство, экологическую культуру, направленную на бережное отношение к энер-горе сур сам, к богат ст вам недр и по верх но сти земли, к водным богатствам Дона.

В настоящее время территория Большой излучины Дона, отрезанная рекой от остальных частей Волгоградской области, не имея мостов, оказалась блокированной в своем экономическом развитии. В ряде хуторов и станиц Большой излучины Дона, имеющих хорошую транспортную доступность, начались процессы строи тельст ва жи лых домов по проектам (и без проектов), не связанных с этнокультурным наследием земель донского казачества.

Без до рожье и от сут ст вие в настоя щее время мостовых переходов через реку Дон не способствуют использованию богатых природных ресурсов территории и ее ускоренному эко но ми че ско му раз ви тию.

Следует отметить и новый фактор мощного воздействия на этнокультурную среду, складывающуюся в исторических поселениях Большой Излучины Дона, — замещение коренного славянского населения старинных ка зачьих ста ниц и ху торов вы ход ца ми из других регионов Российской Федерации, которым чужда традиционная культура донских казаков. Этот фактор в полной мере может ока зать свое отрицательное воз дейст вие на этнокультурные процессы в субрегионе через какое-то время. Отдаленные последствия текущих этнических процессов сегодня трудно прогнозируемы, но их отрицательный смысл очеви ден.

При этом традиционной (местной) этнической, экологической и архитектурной культурой, ее восстановлением, популяризацией и продвижением планомерно, на основании стратегических планов никто не занимается.

Таким образом, в результате отрицательного воз дей ст вия многочис лен ных ис тори-ческих, политических, природно-климатических и экономических факторов большое количество жилой, общественной и хозяйствен ной застрой ки ста ниц и ху торов Большой

излучины Дона была утрачена или подвергнута перестройке и реконструкции, в результате чего постройки утратили признаки памятников народ ной архи тек ту ры.

Тем не менее, архитектурные объекты, заслуживающие тщательного изучения и внимания, а также требующие охраны, в обследованных нами исторических поселениях Большой излучины Дона сохранились, несмотря на ут раты. В воз ник ших на их тер ри тори ях и в последующих новых поселениях коренное казачье население продолжает сохранять и раз-ви вать тра ди ции пер вых город ков в ка зачьих ста ни цах, сохра нивших свои первич ные на-зва ния.

На территории исторических поселений донских казаков в станицах и хуторах Большой излучины Дона сохранилось значительное количество жилых, общественных и хо-зяй ст вен ных по стро ек, объ ек тов са крального назначения, предметов материальной культуры местного населения, которые являются носителями древних традиций этноса, проживавшего в Подонье с XV века.

В различных регионах Российской Федерации, в Украине, Республике Беларусь и дру гих стра нах на ко п лен опыт ре ше ния аналогичных задач по сохранению историко-культурного наследия различных этносов, чьей колыбелью являются российские просторы. Чаще всего в реализации на практике научных разработок ученых, культурологов и краеведов применяется отработанный прием устройства этнокультурных заповедников, архитектурно-исторических парков, музеев. При мером тому может служить музей-заповедник «Кижи» на острове с одноименным названием, архитектурно-исторический музей «Новые Карелы» под городом Архангельском, этнографический и туристический комплекс СК — «Новые Мандроги» на реке Свирь, «Этнографический музей» в городе Петропавловске-Камчатском, музейный комплекс «Чочур» в Якутии, всероссийский историко-этнографический музей в городе Торжке, этнографический комплекс «Усадьба "Казаки"» в городе Горячий Ключ и «Тамань» в станице Таманская, Краснодарского края.

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

Много лет активно работает и пользуется огромной популярностью у туристов этнокультурный центр «Сорочинская ярмарка» в селе Сорочинцы, городок «Хортица» в Запорожье в Ук раи не.

Успешно работает созданный в Болгарском городе Габрово архитектурно-исторический музей «Этыр».

Есть большой опыт создания аналогичных этнокультурных музейных комплексов на территории Ростовской области. Здесь созданы и функционируют историко-архитектур-ные и этнографические заповедники в станице Вешенской, хуторе Каргинской, «Раздор-ский этнографический музей-заповедник» в станице Раздорской, этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба» в хуторе Пухляковском, интересная этнографическая экспозиция создана в Волгодонском городском эколого-историческом музее, в его филиале в хуторе Красный Яр, более пяти лет работает развлекательный этнокультурный комплекс станица «Черкасская» в городе Рос-

тове-на-Дону.

Авторами таких эффективных проектов применяется прием сбора на одной компактной площадке исторических построек для создания каркаса будущей этнокультурной экспозиции, иллюстрирующей традиционный быт и хозяйственную деятельность населения данного региона. В этом случае в сценарии функционирования такой экспозиции присутствуют культурно-развлекательный и игровой моменты участия посетителей в процессах приобщения к научной и познавательной инфор мации.

Наличие в разных станах и многих регионах Российской Федерации таких комплексов го ворит о том, что про бле ма сохра не ния исторического и культурного наследия становится популярной, а в комплексе с развитием экологического и этнографического туризма перерастает в самостоятельную отрасль экономики. Другими словами, занимает свою нишу в экономике страны аналогично другим развитым странам Европы и Азии.

Примечания

1. Ащепков Е. А. Русское деревянное зодчество. Москва : Госстройиздат, 1950. 102 с.

2. Богачев В. В. Очерки географии земли Войска Донского. Ростов-на-Дону, 1918. 260 с.

3. Горгорова Ю. В, Греков И. Ю. Выявление структуры объемно-графических элементов музейной экспозиции и определение основных принципов их проектирования. [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1081.

4. Есаулов Г. В. Градостроительное наследие Ростова-на-Дону как отражение эволюции в градостроительстве Юга России в XVIII—XX веках // Научная мысль Кавказа. Изд-во СКНЦ, 1999. № 4.

5. Лазарев А. Г. Зодчество юга России с древнейших времен до современности V—XX вв. Ростов-на-Дону, 2001.

6. Лазарев А. Г. Казачий курень. Ростов-на-Дону, 2001.

7. О федеральной целевой программе «Культура России 2012—2018 годы» [Электронный ресурс] // Федеральные целевые программы. Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/kultura/219-o-federalnoy-celevoy-programme-kultura-rossii-2012-2018-gody.html.

8. Пьявченко Е. В. Архитектура и градостроительство Подонья до XVIII в. Ростов-на-Дону.

9. Седегова Л. Н. Особенности строительства гражданских зданий в сложившейся городской застройке. [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. № 2. Ч. 1. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/ archive/n4p1y2012/1081.

10. David C, Kwok W. Construction Planning For High-Rise Residential Building. Available at: http://bst1.cityu.edu. hk/e-learning/building_info_pack/tall_building/paper_david_kwok.

11. Tam C. M, Deng Z. M, Zeng S. X. Evaluation of construction methods and performance for high rise public housing construction in Hong Kong. Building and Environment. 2002. Vol. 37. Iss. 10. October. Pp. 983—991. Available at: http:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0360132301000816.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.