Научная статья на тему 'Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011-2013 гг. , г. Минск)'

Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011-2013 гг. , г. Минск) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
269
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ О РЕЛИГИИ В ПРОГРАММЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУРС О РЕЛИГИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / BELARUS / RELIGION AND EDUCATION / RELIGIOUS EDUCATION / KNOWLEDGE ABOUT RELIGION IN SYLLABI OF PUBLIC SCHOOLS / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карасёва Светлана Геннадьевна, Шкурова Елена Валерьевна

С целью изучения отношения белорусской общественности к возможному включению в школьную программу курса о религии Центр религиоведческих исследований (ЦРИ) факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (ФФСН БГУ) инициировал комплексное изучение вопроса на основе сочетания количественных и качественных методов социологии. Были проведены анкетные опросы старшеклассников и родителей школьников (2011 г.), а также фокусированные интервью и анкетный опрос педагогов и руководителей школ (2012-2013 гг.) г. Минска. В результате было установлено, что перечисленные группы респондентов не возражают против включения курса о религии в школьную программу в том случае, если он будет иметь светский характер, изучаться по выбору, рассказывать о разных религиях. При этом старшеклассники и родители занимают выжидательную позицию относительно посещения занятий: предпочитают сначала составить мнение о курсе, затем принимать решение. Педагоги отмечают, что в случае, если курс будет введен в обязательном порядке, лучше, чтоб он читался на всех ступенях школы и чтобы для преподавания курса был подготовлен полный комплект учебно-методических материалов и организована долгосрочная система переподготовки педагогов. Анализу полученных данных в статье предшествует характеристика религиозной ситуации, а также правовых принципов и практики взаимодействия религиозных и образовательных институтов в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background and Perspectives of Introducing the Course on Religion / Religions into Syllabi in Belarus (Based on the Results of Sociological Survey of 2011-2013, Minsk)

In order to get the full vision of the background and perspective of possible introduction of the course on religion into syllabi, the Centre for Research in Religious Studies at the Faculty of Philosophy and Social Sciences of Belarusian State University initiated in 2011 a complex study of the problem based on the combination of quantitative and qualitative sociological methods. In 2011-2013, in Minsk, questioning of senior pupils and school parents was conducted (2011, questionnaire), as well as questioning of school teachers and headmasters (2012-2013, focused interview, questionnaire). It was found that senior pupils and school parents do not mind the course on religion would be introduced into schools in case it is of secular nature, optional, and telling about various religions. Senior pupils and parents hold hand-they prefer to make their opinion about the course and then decide. School teachers add that, in case the course is introduced as compulsory, it is better it would be studied in all stages of school education and only by the professionally educated specialists. The analysis of the collected data is provided in the context of characterizing religious situation, as well as legal principles and the practice of collaboration of religious and educational institutions in Belarus.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011-2013 гг. , г. Минск)»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2015. Вып. 4 (60). С. 89-109

Карасёва Светлана Геннадьевна канд. филос. наук, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета (Минск)

karassyova@mail.ru

Шкурбва Елена Валерьевна канд. соц. наук, доцент кафедры социологии Белорусского государственного университета (Минск)

vogel_82@mail.ru

Предпосылки и перспективы включения курса

О РЕЛИГИИ / РЕЛИГИЯХ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

в Беларуси

(по результатам социологического исследования 2011-2013 гг., г. Минск)

С целью изучения отношения белорусской общественности к возможному включению в школьную программу курса о религии Центр религиоведческих исследований (ЦРИ) факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (ФФСН БГУ) инициировал комплексное изучение вопроса на основе сочетания количественных и качественных методов социологии. Были проведены анкетные опросы старшеклассников и родителей школьников (2011 г.), а также фокусированные интервью и анкетный опрос педагогов и руководителей школ (2012-2013 гг.) г. Минска. В результате было установлено, что перечисленные группы респондентов не возражают против включения курса о религии в школьную программу в том случае, если он будет иметь светский характер, изучаться по выбору, рассказывать о разных религиях. При этом старшеклассники и родители занимают выжидательную позицию относительно посещения занятий: предпочитают сначала составить мнение о курсе, затем принимать решение. Педагоги отмечают, что в случае, если курс будет введен в обязательном порядке, лучше, чтоб он читался на всех ступенях школы и чтобы для преподавания курса был подготовлен полный комплект учебно-методических материалов и организована долгосрочная система переподготовки педагогов. Анализу полученных данных в статье предшествует характеристика религиозной ситуации, а также правовых принципов и практики взаимодействия религиозных и образовательных институтов в Беларуси.

1. Состояние изученности и социальный контекст проблемы

В мировой социальной науке процесс взаимодействия религиозных и светских институтов в сфере школьного образования изучается постоянно. В частности, в Европе результаты наиболее значимых исследований публикуются в научных

С. Г. Карасёва, Е. В. ШкурОва

периодических изданиях: «Британский журнал религиозного образования»1, «Религиозное образование»2, «Религия и образование»3, «Журнал образования и христианской веры»4, «Международный журнал образования и религии»5 и др. Заметными вехами данного проблемного поля стали книги «Религия в детстве и юности» К. Хайда6, «Переосмысливая религиозное образование и многообразие» Р. Джексона7, «Религиозное образование в Европе: состояние и современные тенденции в школах» (под редакцией Е. Куик)8. Из сравнительно недавних интересны результаты инициированного Еврокомиссией проекта «REDCo»9, специальный выпуск журнала «Теменос»10, а также сборник «Рекомендации (Signposts): Политика и практика преподавания знаний о религиях и нерелигиозных мировоззрениях в межкультурном образовании»11. Систематический анализ проблемы религиозного образования дан в энциклопедической статье Дж. Холстеда «Религиозное образование»12.

В бывших советских обществах изучение образовательного взаимодействия религиозных и светских институтов также становится необходимым. Раньше, чем в других странах, исследование этой сферы началось в Сербии13. Несколько

1 British Journal of Religious Education | Taylor & Francis Online (http://www.tandfonline.com/ toc/cbre20/ current#.VPNZ2Y7LrME (дата обращения: 8.06.2015)).

2 Religious Education (предыдущие названия: Religion in Education, 1934-1961, Learning for Leaving, 1961-1978) | Taylor & Francis Online ( http://www.tandfonline.com/toc/urea20/current#. VPNc-o7LrME (дата обращения: 8. 06. 2015)).

3 Religion & Education| Taylor & Francis Online ( http://www.tandfonline.com/toc/urel20/cur-rent#. VPNeSo7LrME (дата обращения: 8. 06. 2015)).

4 The Journal of Education and Christian Belief] Calvin: Kuyers Institute for Christian Teaching and Learning (http://www.calvin.edu/kuyers/jecb/ (дата обращения: 8. 06. 2015)).

5 International Journal of Education and Religion| Brill Online Books and Journals (http://book-sandjournals. brillonline.com/content/journals/15700623 (дата обращения: 8. 06. 2015)).

6 Hyde K. Religion in Childhood and Adolescence: A Comprehensive Review of the Research. Birmingham (AL), 1990.

7 Jackson R. Rethinking Religious Education and Plurality. Issues on diversity and pedagogy. L., 2004.

8 Kuyk E, Jensen R., Lankshear D.W., Loh Manna E, Schreiner P. et al. Religious education in Europe: situation and current trends in schools. Oslo, 2007.

9 RED& (Religion in Education). A contribution to Dialogue or a factor of Conflict in transforming societies of European Countries. Final report (2009) (http://cordis.europa.eu/result/rcn/47525_ en.html (дата обращения: 8. 06. 2015)).

10 Special Issue: RE in the Nordic Countries // Temenos: Nordic Journal of Comparative Religion / W. Alberts, T. Jensen, eds. 2013. Vol. 49. No. 2. P. 137-254.

11 Signposts — Policy and practice for teaching about religions and non-religious world views in intercultural education / R. Jackson, ed. Strasbourg, 2014.

12 Halstead J. M. Religious Education // Encyclopedia of Religion / L. Jones, ed. L., 20072. Vol. 11. P. 7731-7736.

13 Kuburic Z., Vukomanovic M. Religious Education: the Case of Serbia | Religion as a Conversation Starter: Interreligious Dialogue for Peacebuilding / I. Merdjanova, P. Brodeur, eds. 2009 (https://books.google.by/books?id=4ibxhDj5KWIC&pg=PA2001&lpg=PA2001&dq=Kuburic +Z.+and+Vukomanovic+M.+Religious+Education:+the+Case+of+Serbia&source=bl&ots=k Z3RfMmLuX&sig=f8pXcrc3ShncXOIJWVu50IFCCx4&hl=ru&sa=X&ei=34EhVYjTLsfaUZ-FgvgH&ved=0CB8Q6AEwAA#v=onepage&q=Kuburic%20Z.%20and%20Vukomanovic%20M.%20 Religious%20Education%3A%20the%20Case%20of%20Serbia&f=false (дата обращения: 15.05.2015).

позже в издательстве «Рутледж» вышел Международный справочник по религиозному образованию14, включавший обзоры принципов и практики преподавания сведений о религии в школах России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана, Казахстана, подготовленные авторами из этих стран. В последние годы изменилась ситуация в России. После введения в школах в 2012 г. курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)15 был организован общероссийский мониторинг хода, проблем и результатов его интеграции в школьную программу. Эти исследования еще не являются в полном смысле слова научными, но регулярно отражают ситуацию на уровне статистически фиксируемых тенденций. Собственно научный анализ взаимодействия религиозных институтов и государственной системы образования в России представлен в публикациях Д. С. Лебедева16, М. М. Шахнович17 и др. В Беларуси научное изучение взаимодействия светских и религиозных институтов в сфере школьного образования не проводилось. Имели место отдельные работы, не ставшие пока началом или частью систематических исследований национального значения18.

Первым комплексным научным проектом, рассчитанным на долгосрочную перспективу и полностью сфокусированным на проблеме включения знаний о религии в систему общего среднего образования, стало организованное Центром религиоведческих исследований факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (ФФСН БГУ) в 2011—2014 гг. изучение общественного мнения о возможном включении знаний о религии в программу общеобразовательных учреждений (прежде всего школ, а также гимназий, лицеев)19.

14 The Routledge International Handbook of Religious Education / D. Davis, Е. Miroshnikova, eds. N. Y., 2013.

15 Основы религиозных культур и светской этики (http://www.orkce.org/ (дата обращения: 15. 05. 2015)).

16 Лебедев Д. С. Отношение к религии и социальный заказ на конфессионально ориентированное образование в светском обществе (на примере «Православной культуры» в России) // Тематски зборник «Духовна култура некад и данас — различити контексти и традицще» / И. ТодоровиЬ, Г. Благо]евиЬ, ур. Београд, 2012. С. 35-56; Он же. Конфессионально ориентированные практики в российском образовании как социально-политический консенсус // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. № 4 (9). С. 120-126.

17 Shakhnovich M. Religion in Contemporary Public Education in Russia // Crossing and Crosses. Borders, Education, and Religious in Nothern Europe / J. Berglund, T. Lunden, P. Strandbrink, eds. B.; Boston, 2015. P. 123-138.

18 См.: Старостенко В. В. Религия и образование: правовые основы и практика взаимоотношений в республике Беларусь | Religio Polis: Центр религиоведческих исследований (http:// www.religiopolis.org/documents/ 3189-vvstarostenko-religija-i-obrazovanie-pravovye-osnovy-i-praktika-vzaimootnosheny-v-respublike-belarus-moskva-uzkoe-sentjabr-2011-goda.html (дата обращения: 15. 05. 2015)); Danilovich Y., Chernyak Y., Schweitzer Fr. Sonntagsschulen in Wießrussland. Eine empirische Untersuchung // Zeitschrift für Pädagogik und Theologie. Evangelische Erzieher. 2014, März. No. 1. P. 55-68; Сухотский Н. Н. Взаимодействие учреждений общего среднего образования и религиозных организаций Беларуси в воспитании учащихся: Социологический анализ. [Автореферат дис. ... канд. социол. наук]. Минск, 2014.

19 Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011-2013 гг., г. Минск) // Социология. 2014. № 2. С. 130-141.

Необходимым контекстом анализа полученных данных служит характеристика (1) религиозной ситуации, (2) принципов законодательного регулирования и (3) практики взаимодействия религиозных и светских институтов в сфере общего образования в Беларуси.

(1) После получения Беларусью (бывшей республикой СССР) политической независимости в 1991 г. она прошла через бурное религиозное возрождение и за постсоветский период 1990—2000-х гг. сформировалась как поликонфессиональная страна, в которой действует 25 зарегистрированных религий и конфессий20, 5 из которых законодательно определены как традиционные и культуро-формирующие для страны: православие, католицизм, лютеранство, иудаизм, ислам21. Уровень религиозности в стране умеренный: немногим более 60% населения считает себя религиозным (по данным на 2006—2007 гг.)22. Численное превосходство зафиксировано за православием (примерно 86% от религиозного населения), в силу чего православие признано государством доминирующей конфессией. Государственная политика в конфессиональной сфере характеризуется в настоящее время сдерживающим регулированием деятельности религиозных организаций в сочетании с благоприятствованием в отношении Белорусской Православной Церкви.

Религиозное возрождение белорусского общества оказало влияние и на образовательную сферу, прежде всего на ее общую ступень (среднюю школу). В 1990—2000-е гг. интеграция религиозных идей и ценностей в школьное образование носила интенсивный, спонтанный и повсеместный характер. По мере стабилизации конфессиональной структуры общества и формирования национального законодательства взаимодействие религиозных и государственных институтов в сфере образования становилось более упорядоченным.

(2) Правовую основу государственного управления конфессиональной сферой в настоящее время составляют Конституция Республики Беларусь в редакции 2004 г. (разд. I, ст.ст. 4, 5, 12, 14, 16, разд. II, ст.ст. 31, 33) и закон «О свободе совести и религиозных организациях» в редакции 2002 г. (ст. 9). Сотрудничество государства и религиозных организаций в сфере образования регулирует Кодекс об образовании Республики Беларусь в редакции 2010 г. (ст. 2, пп. 1.10, 3, 4)23. Вместе эти документы закрепляют правовые принципы:

20 Религиозные объединения в Республике Беларусь (http://www.belarus21.by/Articles/ conf_rel (дата обращения: 25. 02. 2015)).

21 О свободе совести и религиозных организациях. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года (в редакциях от 17 января 1995 г. № 3533-XII; 29 ноября 1999 г. № 327-3; 31 октября 2002 г. № 137-3; 21 июля 2008 г. № 416-3; 4 января 2010 г. № 109-3; 22 декабря 2011 г. № 328-3) | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (http:// pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19202054&p2={NRPA} (дата обращения: 15. 05. 2015)).

22 Пирожник И. И., Новикова Л. Г., Озем Г. З., Морозова С. А. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? // Социология. 2006. № 4. С. 46-55; Новикова Л. Г., Белая Е. А. О специфике религиозного поведения верующих основных христианских конфессий в современной Беларуси // Социология. 2007. № 4. С. 140-150; Морозова С. А. Религия // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана, ред. Минск, 2009. С. 137-164.

23 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) | Нацио-

1) светскости государства (в части равенства всех религий и вероисповеданий перед законом);

2) поликонфессиональности общества,

3) светскости государственной системы образования.

Для системы общего среднего образования это означает, что в ее содержание могут быть интегрированы только такие сведения о религии и / или религиях, которые имеют светское (религиоведческое) содержание; равноправно (правда, не равнозначно) представляют традиционно действующие на территории страны религии.

(3) Принципиально новым фактором государственно-конфессиональных отношений в постсоветской Беларуси стало заключение в 2003 г. соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (БПЦ)24. На его основе были подписаны программы сотрудничества между БПЦ и заинтересованными государственными органами, в том числе Министерством образования Республики Беларусь (на 2004-2006, 2007-2010, 2011-2015 гг.)25. В связи с развитием сотрудничества с БПЦ Министерство образования выработало механизм утверждения авторских учебных программ для организации в светской школе факультативного предмета на тему религии. Предполагалось, что знания о религии (в том числе о православии) в школах будут преподавать светские педагоги на факультативных занятиях (светского характера) о религии или религиях. В 2006-2010 гг. были рассмотрены и утверждены шесть факультативных программ26. Их авторы — ученые, специалисты в области истории, искусствознания, филологии, религиоведения. Программы выдержаны в светском ключе.

Однако, как показала практика, эти программы не используются в школах. Хотя содержание программ несложное, все же специалистов, способных самостоятельно освоить и интерпретировать их содержание, среди школьных педагогов нет.

Между тем изучение общественного мнения, а также анализ практики школьных инициатив по включению знаний о религии в учебный процесс по-

нальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (Шр://ргауо.Ьу/тат.а$рх?я^= 6351 (дата обращения: 15. 05. 2015)); О свободе совести и религиозных организациях. Закон Республики Беларусь | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (Ы1р:// ргауо.Ьу/таш.аБрх?^=3871&р0=у19202054&р2={ККРЛ} (дата обращения: 15. 05. 2015)); Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-3 (одобрен 22 декабря 2010 г.; редакции от: 13 декабря 2011 г. № 325-3; 26 мая 2012 г. № 376-3) | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Кодексы Республики Беларусь (Шр:// е1а1-оиИие.Ьу/ ?1уре=1ех1&геяпит=Нк1100243#1оа^ех1:_попе_1_ (дата обращения: 15. 05. 2015)).

24 Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (Ы1р://ехагсЬа1е.Ъу/ге8оигсе^1г0009^1г0015/ (дата обращения: 8. 06. 2015)).

25 Минобразования и БПЦ подписали Программу сотрудничества на 2015—2020 годы | БелаПАН: Белорусская информационная компания (Ы^:// Ъе1арап.сот/агсЫуе/2015/ 02/14/759075/ (дата обращения: 8. 06. 2015)).

26 Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования | Национальный образовательный портал Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Шр://а^.Ъу/?р=201 (дата обращения: 01. 06. 2015)).

казывают, что вопрос о разработке и введении подобного курса в школьную программу в настоящее время актуален.

Именно вследствие спроса на знания о религии в светском школьном образовании Беларуси сложилась неопределенная ситуация. В отдельных школах страны время от времени возникают кружки и факультативы религиозного, точнее православного, просвещения, организованные либо православными активистами из числа родителей и педагогов, либо (реже) священниками. Основой действия кружков является личная приверженность их организаторов православию. Самостоятельная и последовательная личная позиция всегда привлекает подростков, которые и составляют небольшую устойчивую аудиторию таких православных занятий. Администрации школ не препятствуют деятельности кружков. Министерство образования занимает нейтральную позицию, поскольку хоть фактически и знает об их существовании, но официальных данных о них не имеет: подобные формы работы не подпадают под требования стандартной отчетности. В результате складывается противоречивая в идейном и законодательном отношении ситуация. При наличии официально утвержденных светских программ знания на тему религии и религиозной культуры преподаются в школах религиозно (православно) заинтересованными педагогами и священниками27.

Между тем преподавание знаний о религии в школе возможно без нарушения конституционного принципа светскости государственной системы образования — через разработку светского курса о религии / религиях, хорошо адаптированного к восприятию школьников и обеспеченного системой специальной (религиоведческой) подготовки педагогов.

Но прежде всего в Беларуси необходимо сформировать культуру теоретического и юридического различения религиозного (вероучительного) и светского (религиоведческого) подходов к преподаванию знаний о религии. Такая культура отсутствует в стране не только на уровне массового сознания, но и среди специалистов-гуманитариев, а также среди государственных служащих системы образования. В этом отношении, например, симптоматична оговорка пресс-секретаря Министерства образования Республики Беларусь в интервью корреспонденту портала Onliner.by в марте 2013 г., когда она отметила, что «на данный момент Минобразования считает нецелесообразным рассматривать вопрос о включении в обязательную учебную программу изучение основ какой-либо религии...»28 — хотя в светской системе образования преподавание «основ религии» в принципе (законодательно) не предусмотрено. Эта оговорка свидетельствует о сохраняющемся пока в обществе непонимании различий между религиозным и религиоведческим образованием. Еще не известны в Беларуси выработанные международным сообществом документы о принципах и приемах преподавания знаний о религии в светской школе29. Не известен также опыт изучения взаимодействия религиоз-

27 Старостенко. Указ. соч.

28 РПЦпредложила изучать в школах предмет «Смысл жизни». В Беларуси вопрос об обязательном изучении основ религии не стоит | В. Лужин, Onliner.by (http://dengi.onliner.by/2013/03/26/ religia (дата обращения: 15. 05. 2015)).

29 Toledo guiding principles on teaching about religions and beliefs in public schools (2007): Prepared by the ODIHR advisory council of experts on freedom of religion or belief, Published by the OSCE Office for Democratiic Institutions and Human Rights (ODIHR) (http://www.osce.org/

ных и светских институтов в сфере образования в других странах. Неосведомленность — одна из причин двусмысленной ситуации, когда государство, с одной стороны, декларирует светский характер школьного образования, а с другой — не препятствует религиозному (православному) просвещению в школах.

2. Результаты изучения общественного мнения относительно возможного включения знаний о религии в программу белорусских общеобразовательных школ

Для изучения отношения разных групп общества к включению знаний о религии в программы общеобразовательных школ Центр религиоведческих исследований ФФСН БГУ организовал проведение комплексного социологического опроса. В соответствии с устоявшимся ко времени опроса словоупотреблением феномен «знания о религии» был обозначен в анкетах как «курс о религии / религиях».

На первом этапе, в апреле-мае 2011 г., был проведен анкетный опрос старших школьников — учащихся старших (9—11-х) классов средних школ г. Минска (объем выборочной совокупности 483 человека), а также родителей учащихся минских школ (объем выборочной совокупности 436 человек)30.

На втором этапе исследования в 2013 г.31 было организовано три фокусированных интервью с педагогами минских школ (две группы — педагоги-предметники, одна группа — руководители общеобразовательных учреждений) и проведен анкетный опрос педагогов города (объем выборочной совокупности 500 человек)32.

Отбор респондентов осуществлялся пропорционально числу учреждений образования в административных районах г. Минска с учетом вида учреждений образования.

Основные блоки данных проведенного исследования характеризуют отношение респондентов к возможному введению знаний о религии в школьную программу следующим образом.

Старшеклассники, родители школьников и педагоги школ г. Минска дают в целом высокую оценку роли религии в жизни общества и человека (см. Табли-

odihr/29154 (дата обращения: 15. 05. 2015)); White Paper on Intercultural Dialogue «Living Together as Equal in Dignity» (2008): Launched by the Council of Europe Ministers of Foreign Affairs at their 118th Ministerial Session (http://www.coe.int/t/dg4/intercultural/ publication_whitepaper_id_en.asp (дата обращения: 15. 05. 2015)).

30 Шкурова Е. В., Карасёва С. Г., Белов А. А. Отношение старшеклассников и родителей школьников г. Минска к перспективе изучения факультативного курса о религии / религиях: Отчет о результатах социологического исследования. Минск, 2011; Шкурова Е. В., Карасева С. Г. Религия в образовании: к вопросу о введении в школьную программу курса о религии (религиях) // Социология. 2011. № 3. С. 108—115; Карасева С., Шкурова Е. Религия и образование: к вопросу о курсах религиозной тематики в школах Беларуси // Релшeзнавчi нариси. 2013. № 4. С. 62-73.

31 Результаты получены при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.

32 Шкурова Е. В., Карасева С. Г. Взаимодействие светских и религиозных институтов в образовательном процессе (в оценках педагогических работников учреждений общего среднего образования г. Минска): Отчет о научно-исследовательской работе. № гос. регистрации 20122671. Минск, 2014.

цу 1). Причем для всех групп респондентов характерна (хотя и слабо выражена) тенденция оценивать положительное влияние религии на жизнь абстрактного человека выше, чем на свою собственную.

Таблица 1

Оценка респондентами влияния религии на жизнь общества, человека и их собственную (%)

Отметили «положительное» и «скорее положительное» влияние религии на жизнь — Старшеклассники Родители Педагоги

общества 81,6 85,4 66,6

человека 91,6 84,7 84,4

собственную 91,7 94,1 91,6

Все группы респондентов демонстрируют определенную степень осведомленности относительно существующих религий и конфессий. Однако осведомленность оказывается поверхностной, случайной, не соответствующей действительной конфессиональной ситуации в Беларуси (см. Таблицы 2, 3). Далеко не самая значительная часть опрошенных старшеклассников и родителей упомянула в первую очередь православие и католицизм, которые являются наиболее давними, значимыми и многочисленными конфессиями в Беларуси, многообразно представленными к тому же в ее социально-культурной жизни (достаточно напомнить, что один из основных праздников православия и католицизма — Рождество — дважды, в соответствии с разными стилями летоисчисления, включен в государственный календарь).

Таблица 2

Осведомленность групп респондентов о религиях: старшеклассники, родители*

(в % от числа ответов)

Известные респондентам религии** (открытый вопрос) В % от числа ответов

Старшеклассники Родители

Буддизм 20,8 Христианство 24,4

Ислам 16,8 Ислам 19,9

Католицизм 15,7 Католицизм 17,6

Христианство 15,6 Буддизм 17,5

Православие 13,2 Православие 8,0

[ Tрадиционные этнические религии]*** 10,2 [ Tрадиционные этнические религии]*** 8 ,0

Протестантизм 6,0 [Нетрадиционные религиозные движения]**** 1,6

[Нетрадиционные религиозные движения]**** 1,5 Протестантизм 0,3

Гностицизм 0,1 Гностицизм -

Всего 100,0 100,0

94 % учеников старших классов и 90,8 % родителей назвали хотя бы одну известную им религию, конфессию.

*

** Вопрос был открытым, так что список религий составлен из тех наименований, которые были предложены респондентами. Обозначения религий также сохранены в редакции респондентов. *** В эту группу при обработке данных были объединены следующие религии (по причине многообразия и единичности их упоминаний):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из анкет старшеклассников: иудаизм (124 ответа), конфуцианство (59), индуизм (38), синтоизм (26);

из анкет родителей: иудаизм (87 ответов), индуизм (15), синтоизм (6). **** в эту группу были объединены новые для Беларуси конфессии:

из анкет старшеклассников: иеговисты (9 ответов), сатанизм (8), саентология (6), растафарианство (3), пятидесятничество (1), «евангелизм» (1), вуду (1), христиане веры евангельской (1), харизматы (1), эзотерики (1);

из анкет родителей: иеговисты (6 ответов), адвентисты (3), кришнаиты (3), евангели-ты (2), пятидесятники (2), вуду (1).

Аналогичной оказалась ситуация в педагогической среде, когда, характеризуя известные им религии, педагоги упомянули прежде всего те конфессии, которые сегодня активно представлены в средствах массовой информации, в произведениях массовой культуры и лишь затем традиционные для Беларуси.

Таблица 3

Осведомленность педагогических работников о религиях

Известные респондентам религии (открытый вопрос) % от числа ответов

1. Ислам 20,6

2. Буддизм 18,3

3. Христианство 14,9

4. Иудаизм 12,5

5. Католицизм 10,2

6. Православие 8,9

7. Протестантизм 3,9

8. Индуизм* 3,6

9. Конфуцианство* 2,7

10. Синтоизм* 1,9

11. Даосизм* 1,5

12. Язычество* 0,5

13. Зороастризм* 0,4

14. Не знаю 0,0

Всего 100,0

* Отмеченные традиции составляют группу этнических политеистических (или иначе: языческих) систем; в сумме их общий показатель составляет 10,6 %.

Полученные данные могут свидетельствовать либо о неотрефлексирован-ности у респондентов собственного религиозно-культурного контекста (когда

нечто экзотическое, далекое распознается, а нечто свое, близкое, служащее тканью повседневной жизни, не замечается), либо о несовпадении информационных пространств и стилей коммуникации христианских конфессий, с одной стороны, и групп респондентов, представляющих светское население, — с другой.

Предпочтительной формой введения курса большинство старшеклассников и родителей называет факультативную (см. Таблицы 4, 5).

Таблица 4

Мнение об учебном статусе курса о религии / религиях: старшеклассники, родители

Как должны изучаться сведения о религиях в школе? Количество (%)

Старшеклассники Родители

Обязательно 5,6 16,6

По выбору 79,9 79,0

Вообще не должны изучаться 14,5 4,4

Всего 100,0 100,0

Той же позиции придерживаются и педагоги минских школ, среди которых 77,8 % высказывается за факультативный характер курса, при этом около половины опрошенных педагогов считают необходимым право выбора по изучению курса предоставлять родителям учащихся.

Таблица 5

Мнение педагогических работников об учебном статусе курса о религии / религиях

Как должны изучаться сведения о религиях в школе? Количество (% )

Обязательно 14,2

По выбору учеников 26,8

По выбору родителей учеников 51,0

Вообще не должны преподаваться 6,8

Нет ответа 1,2

Всего 100,0

В отношении содержания курса все группы опрошенных (старшеклассники, родители, педагоги) высказываются за представленность в нем идей и истории различных религий (см. Таблицы 6, 7, 8). При этом школьники отдают предпочтение развлекательной и информативной составляющей курса.

Предпочтения учащихся относительно содержания курса о религии / религиях Таблица 6

Что именно Вы бы хотели узнать о религиях? % от числа ответов

Я бы заинтересовался(-лась) необычными фактами из истории религий 26,7

Мне интересно изучить влияние религий на образ жизни людей 19

Мне интересно изучить суть различных религий в их сравнении друг с другом 16,7

Я хотел(-а) бы изучить историю различных религий 15,6

Я хотел(-а) бы изучить суть одной конкретной религии 12,7

Я интересуюсь историей одной конкретной религии 5,2

Мне вообще не интересно 3,9

Для этого следует идти в церковь 0,1

Затрудняюсь ответить 0,1

Родители школьников в большей степени ориентируются на изучение в рамках школьного курса содержательных аспектов — истории, сущности различных религий, их влияния на образ жизни людей.

Таблица 7

Предпочтения родителей относительно содержания курса о религии / религиях

Что должен сообщать факультативный курс о религии (религиях)? % от числа ответов

Сведения об истории различных религий 24,6

Суть различных религий в их сравнении друг с другом 24,4

Как влияют религии на образ жизни людей 21,0

Необычные факты из истории религий 16,6

Суть одной конкретной религии 9,0

Историю одной конкретной религии 3,7

Затрудняюсь ответить 0,8

Всего 100,0 %

Родителей поддерживают и педагоги, которые главным содержательным моментом курса считают фактографическое и конфессиональное разнообразие.

Таблица 8

Предпочтения педагогов относительно содержания курса о религии / религиях

Что должен сообщать факультативный курс о религии / религиях в случае, если он будет введен в школьную программу? % от числа ответов

Вероучение и принципы жизни разных религий 28,0

Объективные сведения о содержании, истории и социальной роли разных религий 27,7

Сведения о том, как влияет религия на образ жизни человека 17,3

Необычные факты из истории разных религий 15,2

Вероучение и принципы жизни одной конкретной религии 5,1

Объективные сведения о содержании, истории и социальной роли одной конкретной религии 3,9

Необычные факты из истории одной конкретной религии 2,9

Всего 100,0 %

Педагоги говорят о поликонфессиональном подходе к преподаванию курса — о целесообразности введения «занятий по православию, по католицизму, иудаизму... среди белорусов есть представители и мусульманской религии... их не должны дискриминировать. Может быть, скоро появится пятьсот тысяч китайцев — тогда, наверное, и даосизм будем вводить»; «...у нас не только православные, и католиков много, много мусульман, поэтому если вводить один курс, то это будет не совсем правильно; не будет ли это разжигать какую-то межнациональную рознь?..»»; «...не надо говорить [о разных религиях] плохо или хорошо... [просто говорить:] есть вот это, вот это и это.».

Преобладание мнений в пользу широкой сравнительно-исторической тематики говорит о дефиците сведений о религии и религиях в белорусском обществе и о потребности населения получать такие сведения в форме, которая позволит самостоятельно сориентироваться в многообразии вероучений, осмысленно сформировать религиозные предпочтения, а если нужно, то и религиозную позицию. И если даже большинство предпочтений будет формироваться по традиционному для Беларуси сценарию — в пользу православия и католичества, важным является то, что население демонстрирует потребность в осознанном отношении к религии. Правда, при этом оно не торопится с религиозным самоопределением, о чем свидетельствуют следующие данные.

Мотивация к регулярному посещению курса у школьников (в случае, если он будет введен) неустойчива, зависит от привлекательности учебного материала и методик его преподавания. В этом отношении настроения школьников совпадают с позицией родителей (см. Таблицу 9).

Таблица 9

Поведенческие установки родителей и учеников по отношению к возможному введению курса о религии / религиях в школьную программу (%)

В случае введения курса по изучению основ религиозной культуры в школе— Старшеклассники В случае введения курса по изучению основ религиозной культуры в школе, где учится Ваш ребенок — Родители

буду с интересом посещать все занятия 7,9 запишу ребенка на факультатив и буду постоянно поощрять его 19,4

схожу на несколько уроков, а после решу, нужно ли мне это 59,3 запишу ребенка на факультатив, но не буду настаивать на его посещении 66,5

лучше займусь в это время чем-нибудь более интересным 32,8 не буду записывать ребенка на факультатив 14,1

Всего 100,0 % Всего 100,0 %

Представленные реакции можно обобщенно охарактеризовать как выжидательное любопытство, но не как созревшую, осознанную потребность в важных знаниях. Эти реакции говорят о том, что предлагаемый предмет — сведения о религиях — незнаком респондентам, и поэтому им интересен. При таком отношении вполне вероятно, что школьники (поощряемые родителями), удовлетворив любопытство, отложат изучение курса на неопределенную перспективу: вряд ли любопытство послужит достаточным стимулом для продолжительного и систематического усвоения нового материала. Хотя увлекательный курс может развить любопытство в устойчивый глубокий интерес к религии.

Мнение педагогов о реакции учащихся на возможное введение курса (см. Таблицу 10) отчасти подтверждает приведенные установки учащихся и родителей.

Таблица 10

Мнение педагогов

о возможных реакциях учащихся на введение курса о религии / религиях

Заинтересует ли курс о религии / религиях учеников? Количество (%)

Да, заинтересует 11,8

Скорее заинтересует 43,4

Затрудняюсь ответить 29,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорее не заинтересует 14,4

Точно не заинтересует 1,0

Всего 100,0 %

По оценкам педагогов, в настоящее время система образования не испытывает острой потребности во введении в школьную программу курса о религии /ре-

лигиях. В то же время определенные ожидания в отношении образовательной и особенно воспитательной пользы этого курса в педагогической среде присутствуют (см. Таблицу 11).

Таблица 11

Оценка педагогами нужности знаний о религии (%)

Нужны ли знания о религии — обществу человеку

Очень нужны 30,6 35,0

Скорее нужны 60,6 57,8

Затрудняюсь ответить 4,6 3,6

Скорее не нужны 2,0 1,6

Совершенно не нужны 0,6 0,4

Нет ответа 1,6 1,6

Всего 100,0 % 100,0 %

Правда, как показывают данные фокусированных интервью, эти ожидания очень противоречивы и колеблются в пределах следующих крайних позиций: «...если школе для формирования нравственности нужно привлекать религию, то чего стоит такая школа?..»»; «...если есть возможность спасти человека от роковой ошибки... совершить суицид или еще что-то... если через [такой курс] мы спасем душу ребенка, то это целесообразно.»». Однако педагоги сами сомневаются в оправданности своих ожиданий, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, они понимают, что нравственный эффект курса основан на очень сложном механизме взаимодействия материала, педагога и учащегося. Также они хорошо осознают специфику знаний о религии, которые адресованы глубинным запросам человека. Даже отстраненный разговор о религии, о ее смысле может вызвать у детей сильный отклик (как иногда произведения, изучаемые на уроках литературы или истории искусств). Этот отклик может оказаться как заинтересованным (в случае сочувствия педагога содержанию предмета), так и отторгающим (в случае формального отношения педагога). Во-вторых, педагоги отмечают, что их ожидания от курса вызваны ослаблением воспитательных механизмов в современной белорусской семье (в результате дезориентирующей смены мировоззренчески-ценностных парадигм и под давлением информационной открытости современных обществ). Учителя с сожалением признают, что нынешняя педагогическая ситуация характеризуется перекладыванием ответственности: семья перекладывает долг воспитания на школу, школа пытается переложить его на религию. Так что сами педагоги характеризуют свои ожидания как компенсаторно-идеалистические.

Неопределенность в оценках педагогами перспектив курса сказывается также в отсутствии у них четкого представления о том, кто мог бы сегодня его преподавать. Они отмечают, что далеки от адекватного понимания специфики религии и сути религиозных учений: «...если бы обратились ко мне как специалисту... я не смогу поднять такой пласт.»»; «.я лично занимаюсь историей, религией... и чем

больше занимаюсь, тем больше я не знаю всего этого... Очень много надо думать, прежде чем говорить с детьми об этом (о религии. — С. К., Е. Ш. )». Ошибочно интерпретируя курс о религии как исключительно вероучительный, педагоги признают уместность священнослужителя в его преподавании (см. Таблицу 12). Однако при этом понимают, что священнослужитель, во-первых, не может, по закону, работать в государственном учебном заведении, во-вторых, не является профессиональным педагогом, в-третьих, своей религиозной вовлеченностью и личным свидетельством может оказывать невольное давление на учащихся, ограничивая свободу их самоопределения. В качестве выхода из положения педагоги предлагают организацию специализированной (в сфере знаний о религии) подготовки кадров из их среды.

Таблица 12

Мнения педагогов о специалистах, которые могли бы преподавать курс о религии / религиях

Кто сегодня смог бы вести курсы о религии / религиях в общеобразовательной школе? Количество (%)

Любой педагог 1,0

Педагог с гуманитарной подготовкой 11,6

Педагог с теологическим образованием 30,2

Священнослужитель с педагогической подготовкой 50,0

Священнослужитель без педагогической подготовки 3,8

Такие специалисты не нужны 1,0

Квалифицированный специалист 0,2

Нет ответа 2,2

Всего 100,0 %

Следует отметить, что в собранных данных отражается несформирован-ность в обществе светского видения знаний о религии / религиях. По инерции, сохранившейся с до-атеистических времен и укрепившейся в период постсоветского религиозного возрождения, преподавание знаний о религии связывается с обучением основам веры и религиозного образа жизни.

Интересно мнение некоторых педагогов о том, что при определенных условиях подобный курс все же мог бы иметь хороший образовательный эффект (и попутно нравственное влияние на учащихся). Они считают, что смещение акцента в организации курса с воспитательного на образовательный, а также продуманная его концепция и полное методическое обеспечение могли бы сформировать образовательно и мировоззренчески полезный учебный предмет, который стоит преподавать последовательно на всех уровнях средней школы (см. Таблицу 13).

Таблица 13

Мнение педагогов об оптимальной ступени общеобразовательной школы для включения курса о религии / религиях в школьную программу

С какого класса лучше начать изучение курса? Количество (%)

Начальная школа (1—4) 46,8

Базовая школа (5-9) 41,8

Средняя школа (10-11) 4,4

Нет ответа 7,0

Всего 100,0 %

Однако общая оценка педагогами готовности системы образования к введению курса о религии / религиях тяготеет к отрицательной (см. Таблицу 14).

Таблица 14

Мнение педагогов о готовности системы образования к включению курса о религии / религиях в школьную программу

Как Вы думаете, в какой степени белорусская система общего среднего образования готова к включению в школьную программу курса о религии / религиях? Количество (%)

Полностью готова 0,6

Скорее готова 19,2

Затрудняюсь ответить 25,8

Скорее не готова 45,2

Абсолютно не готова 8,6

Нет ответа 0,6

Всего 100,0 %

Результаты представленного исследования характеризуют мнение учащихся, родителей и педагогов г. Минска. Для изучения отношения участников образовательного процесса к перспективам введения курса в школьную программу в Республике Беларусь в целом целесообразно проведение исследования республиканского масштаба.

Тем не менее анализ полученных результатов позволил сформировать ряд предложений и рекомендаций относительно перспектив, оптимального формата и условий возможного включения курса о религии / религиях в школьную программу33. Суть рекомендаций в следующем.

Учебный статус курса о религии / религиях должен определяться добровольностью его изучения, но, возможно, в сочетании с продуманной системой безоценочных учебных поощрений.

33 В апреле 2014 г. данные рекомендации представлены в виде аналитической записки в Министерство образования Республики Беларусь и в аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей Совета Министров Республики Беларусь.

Не исключается постановка вопроса об обязательном введении курса в школьную программу, но при строгом соблюдении его светского характера (педагоги отмечают, что такой статус курса надежнее обеспечит его устойчивый образовательный и, возможно, сопутствующий воспитательный эффект).

В любом случае — как при факультативном, так и при обязательном включении курса в школьную программу — целесообразно следующее.

Концепция курса должна быть разработана и принята на государственном уровне через привлечение к ее разработке коллектива специалистов разного профиля: педагогов, психологов, историков, социологов, религиоведов, философов, теологов.

Содержание курса должно носить светский (т. е. религиоведческий, но не религиозный, т. е. не вероучительный) характер и раскрывать в мировоззренчески нейтральном ключе содержание, историю и социально-культурную роль одной или нескольких значимых в стране или в мире религий, с привлечением сведений о влиянии религий на жизнь их последователей, а также необыкновенных фактов из религиозной истории.

Тематика курса предпочтительно (хотя и не обязательно) должна включать сведения о разных религиях (что обусловлено дефицитом сведений о религии в обществе и потребностью учащихся в свободном определении своих мировоззренческих и конфессиональных позиций).

Методическое обеспечение курса необходимо разработать в максимальном объеме, т. е. в составе учебника, методических рекомендаций для педагогов и учебных материалов (печатных, электронных, видео) для учащихся.

Преподавание курса должно осуществляться только специально подготовленными педагогами, желательно прошедшими обучение основам религиоведения (и/или теологии как светской специальности) в течение нескольких месяцев с отрывом от работы.

Основной функцией курса должна быть обучающая — повышение уровня образованности. Воспитательный эффект (формирование нравственных ценностей) должен достигаться лишь косвенно, под воздействием образов и примеров из сведений по религиозной истории (подобно тому, как это происходит на уроках литературы, истории искусств). Непосредственный воспитательный эффект от изучения сведений о религии возможен лишь в условиях религиозного (веро-учительного) образования, предполагающего глубокую личную вовлеченность в религию как педагогов, так и учащихся, что достигается в семье, в религиозных группах в рамках внеклассных культурно-воспитательных мероприятий, но не предусмотрено в рамках светской системы государственного образования.

Ключевые слова: Беларусь, религия и образование, знания о религии в программе учреждений общего среднего образования, курс о религии, социологическое исследование.

Background and Perspectives of Introducing the Course on Religion / Religions into Syllabi

in Belarus (based on the results of sociological survey of 2011-2013, Minsk)

S. Karassyova, E. Shkurova

In order to get the full vision of the background and perspective of possible introduction of the course on religion into syllabi, the Centre for Research in Religious Studies at the Faculty of Philosophy and Social Sciences of Belarusian State University initiated in 2011 a complex study ofthe problem based on the combination ofquantitative and qualitative sociological methods. In 2011-2013, in Minsk, questioning of senior pupils and school parents was conducted (2011, questionnaire), as well as questioning of school teachers and headmasters (2012-2013, focused interview, questionnaire). It was found that senior pupils and school parents do not mind the course on religion would be introduced into schools in case it is of secular nature, optional, and telling about various religions. Senior pupils and parents hold hand—they prefer to make their opinion about the course and then decide. school teachers add that, in case the course is introduced as compulsory, it is better it would be studied in all stages of school education and only by the professionally educated specialists. The analysis of the collected data is provided in the context of characterizing religious situation, as well as legal principles and the practice of collaboration of religious and educational institutions in Belarus.

Keywords: Belarus, religion and education, religious education, knowledge about religion in syllabi of public schools, sociological survey.

Список литературы

1. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011-2013 гг., г. Минск) // Социология. 2014. № 2. С. 130-141.

2. Карасева С., Шкурова Е. Религия и образование: к вопросу о курсах религиозной тематики в школах Беларуси // Релшeзнавчi нариси. 2013. № 4. С. 62-73.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-3 (одобрен 22 декабря 2010 г.. редакции от: 13 декабря 2011 г. № 325-3. 26 мая 2012 г. № 376-3) | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Кодексы Республики Беларусь // Ресурс: http://etalonline.by/ ?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_ (дата обращения: 15. 05. 2015).

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь // Ресурс: http://pravo. by/main.aspx?guid=6351 (дата обращения: 15. 05. 2015).

5. Лебедев Д. С. Конфессионально ориентированные практики в российском образовании как социально-политический консенсус // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. № 4 (9). С. 120126.

6. Лебедев Д. С. Отношение к религии и социальный заказ на конфессионально ориентированное образование в светском обществе (на примере «Православной культуры» в России) // Тематски зборник «Духовна култура некад и данас — различити контексти и традицще» / И. ТодоровиЬ, Г. БлагсуевиЬ, ур. Београд, 2012. С. 35-56.

7. Минобразования и БПЦ подписали Программу сотрудничества на 2015—2020 годы | БелаПАН: Белорусская информационная компания // Ресурс: https://belapan.com/ агеЫуе/2015/02/14/759075/ (дата обращения: 8. 06. 2015).

8. Морозова С. А. Религия // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Рот-мана, ред. Минск, 2009. С. 137-164.

9. Новикова Л. Г., Белая Е. А. О специфике религиозного поведения верующих основных христианских конфессий в современной Беларуси // Социология. 2007. № 4. С. 140150.

10. О свободе совести и религиозных организациях. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года (в редакциях от: 17 января 1995 г. № 3533-ХП. 29 ноября 1999 г. № 327-3. 31 октября 2002 г. № 137-3. 21 июля 2008 г. № 416-З. 4 января 2010 г. № 109-З. 22 декабря 2011 г. № 328-3) | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь // Ресурс: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19202054&p2= {NRPA} (дата обращения: 15. 05. 2015).

11. О свободе совести и религиозных организациях. Закон Республики Беларусь | Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь // Ресурс: http://pravo.by/ main.aspx?guid=3871&p0=v19202054&p2 ={NRPA} (дата обращения: 15. 05. 2015).

12. Основы религиозных культур и светской этики // Ресурс: http://www.orkce.org/ (дата обращения: 15. 05. 2015).

13. Пирожник И. И., Новикова Л. Г., Озем Г. З., Морозова С. А. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? // Социология. 2006. № 4. С. 46-55.

14. Религиозные объединения в Республике Беларусь // Ресурс: http://www.belarus21.by/ Articles/conf_rel (дата обращения: 25. 02. 2015).

15. РПЦпредложила изучать в школах предмет «Смысл жизни». В Беларуси вопрос об обязательном изучении основ религии не стоит | В. Лужин, ОпИпег.Ьу // Ресурс: http://dengi. onliner.by/2013/03/26/religia (дата обращения: 15. 05. 2015).

16. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью // Ресурс: http://exarchate.by/resource/Dir0009/Dir0015/ (дата обращения: 8. 06. 2015).

17. Старостенко В. В. Религия и образование: правовые основы и практика взаимоотношений в республике Беларусь | ReligioPolis: Центр религиоведческих исследований // Ресурс: http://www.religiopolis.org/documents/ 3189-vvstarostenko-religija-i-obrazovanie-pravovye-osnovy-i-praktika-vzaimootnoshenij-v-respublike-belarus-moskva-uzkoe-sentjabr-2011-goda.html (дата обращения: 15. 05. 2015).

18. Сухотский Н. Н. Взаимодействие учреждений общего среднего образования и религиозных организаций Беларуси в воспитании учащихся: социологический анализ. [Автореферат дис. ... канд. социол. наук]. Минск, 2014.

19. Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования | Национальный образовательный портал Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь // Ресурс: http://adu.by/?p=201 (дата обращения: 01. 06. 2015).

20. Шкурова Е. В., Карасева С. Г. Взаимодействие светских и религиозных институтов в образовательном процессе (в оценках педагогических работников учреждений общего среднего образования г. Минска): Отчет о научно-исследовательской работе. № гос. регистрации 20122671. Минск, 2014.

21. Шкурова Е. В., Карасева С. Г. Религия в образовании: к вопросу о введении в школьную программу курса о религии (религиях) // Социология. 2011. № 3. С. 108—115.

22. Шкурова Е. В., Карасёва С. Г., Белов А. А. Отношение старшеклассников и родителей школьников г. Минска к перспективе изучения факультативного курса о религии / религиях: отчет о результатах социологического исследования. Минск, 2011.

23. British Journal of Religious Education | Taylor & Francis Online // Ресурс: http://www. tandfonline.com/toc/cbre20/ current#.VPNZ2Y7LrME (дата обращения: 8.06.2015).

24. Danilovich Y., Chernyak Y., Schweitzer Fr. Sonntagsschulen in Wießrussland. Eine empirische Untersuchung // Zeitschrift für Pädagogik und Theologie. Evangelische Erzieher. 2014, März. No. 1. P. 55-68.

25. Halstead J. M. Religious Education // Encyclopedia of Religion / L. Jones, ed. L., 20 072. Vol. 11. P. 7731-7736.

26. Hyde K. Religion in Childhood and Adolescence: A Comprehensive Review of the Research. Birmingham (AL), 1990.

27. International Journal of Education and Religion | Brill Online Books and Journals // Ресурс: http://booksandjournals. brillonline.com/content/journals/15700623 (дата обращения: 8. 06. 2015).

28. Jackson R. Rethinking Religious Education and Plurality. Issues on diversity and pedagogy. L., 2004.

29. KuburicZ., VukomanovicM. Religious Education: the Case ofSerbia | Religion as a Conversation Starter: Interreligious Dialogue for Peacebuilding / I. Merdjanova, P. Brodeur, eds. 2009 // Ресурс: https://books.google.by/books?id=4ibxhDj5KWIC&pg=PA2001&lpg=PA2001& dq=Kuburic+Z.+and+Vukomanovic+M.+Religious+Education:+the+Case+of+Serbia& source=bl&ots=kZ3RfMmLuX&sig=f8pXcrc3ShncX0IJWVu50IFCCx4&hl=ru&sa=X& ei=34EhVYjTLsfaUZ-FgvgH&ved=0CB8Q6AEwAA#v=onepage&q=Kuburic%20Z.%20 and%20Vukomanovic%20M.%20Religious%20Education%3A%20the%20Case%20of%20 Serbia&f=false (дата обращения: 15. 05. 2015).

30. Kuyk E., Jensen R., Lankshear D.W., Loh Manna E., Schreiner P. et al. Religious education in Europe: situation and current trends in schools. Oslo, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. RED^ (Religion in Education). A contribution to Dialogue or a factor of Conflict in transforming societies of European Countries. Final report (2009) // Ресурс: http://cordis. europa.eu/result/rcn/47525_en.html (дата обращения: 8. 06. 2015).

32. Religion & Education | Taylor & Francis Online // Ресурс: http://www.tandfonline.com/ toc/urel20/current#. VPNeSo7LrME (дата обращения: 8. 06. 2015).

33. Religious Education (предыдущие названия: Religion in Education, 1934-1961, Learning for Leaving, 1961-1978) | Taylor & Francis Online // Ресурс: http://www.tandfonline.com/ toc/urea20/current#.VPNc-o7LrME (дата обращения: 8. 06. 2015).

34. Shakhnovich M. Religion in Contemporary Public Education in Russia // Crossing and Crosses. Borders, Education, and Religious in Nothern Europe / J. Berglund, T. Lunden, P. Strandbrink, eds. B.. Boston, 2015. P. 123-138.

35. Signposts — Policy and practice for teaching about religions and non-religious world views in intercultural education / R. Jackson, ed. Strasbourg, 2014.

36. Special Issue: RE in the Nordic Countries // Temenos: Nordic Journal of Comparative Religion / W. Alberts, T. Jensen, eds. 2013. Vol. 49. No. 2. P. 137-254.

37. The Journal of Education and Christian Belief | Calvin: Kuyers Institute for Christian Teaching and Learning // Ресурс: http://www.calvin.edu/kuyers/jecb/ (дата обращения: 8. 06. 2015).

38. The Routledge International Handbook of Religious Education / D. Davis, Е. Miroshnikova, eds. N. Y., 2013.

39. Toledo guiding principles on teaching about religions and beliefs in public schools (2007): Prepared by the ODIHR advisory council of experts on freedom of religion or belief,

40. Published by the OSCE Office for Democratiic Institutions and Human Rights (ODIHR) // Ресурс: http://www.osce.org/odihr/29154 (дата обращения: 15. 05. 2015).

41. White Paper on Intercultural Dialogue «Living Together as Equal in Dignity» (2008): Launched by the Council of Europe Ministers of Foreign Affairs at their 118th Ministerial Session // Ресурс: http://www.coe.int/t/dg4/intercultural/ publication_whitepaper_id_en.asp (дата обращения: 15. 05. 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.