.Ж.^Э. Кривопаи
ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ
Наступившее столетие - это эпоха инноваций и радикальных трансформаций всех сторон жизни общества. На смену индустриальной системе приходит постиндустриальный экономический способ производства, который сопровождается развитием интеллектуальных технологий, виртуализацией экономик, утверждением нового образа мыслей и новой структуры ценностей. Совершенно очевидно, что обеспечить реализацию такого прорыва невозможно без учета влияния на эти процессы демографического фактора. Последний определяет не только общий уровень конечных потребностей в связи с изменением численности населения, но и вытекающую из изменений структуры населения демографическую нагрузку на трудоспособных и его инновационную активность.
По мнению специалистов, демографический кризис XXI в. выразится в двух противоположных тенденциях. В одних странах и цивилизациях будет продолжаться кризис перенаселения, связанный с ростом демографической нагрузки на природу и экономику, с проблемой занятости населения, бедности; в других странах будет расти кризис депопуляции, вызывающий ухудшение возрастной структуры населения и падения его инновационной активности.
Сущностные перемены в динамике проявятся по прогнозам специалистов в замедлении роста численности жителей на планете: если в 1950-1999 гг. рост составил 2,4 раза, то в 20002050 гг. - 47% по среднему варианту демографического прогноза ООН или 22% - по низкому (табл. 1). Россия в общемировых тенденциях занимает сравнительно невысокую позицию
552
по показателю прироста населения - 25% в среднегодовом исчислении, что вдвое ниже, чем в развитых регионах (51%) и на четверть (31%), чем в малоразвитых [1].
Таблица 1
Прогноз ООН динамики численности населения мира за 2000-2050 гг. (а - средний вариант, б - высокий, в - низкий)
Показатель 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2030 г. 2040 г. 2050 г. 2050 г. / 2000 г., %
Численность населе-
ния мира, млн. чел. а 6055 6795 7502 8112 8576 8909 147
б 6088 6966 7904 8850 9769 10674 175
в 6028 6621 7095 7397 7468 7343 122
Более развитые ре-
гионы
а 1183 1208 1217 1210 1188 1165 98
б 1193 1237 1276 1308 1336 1361 114
в 1184 1190 1174 1133 1069 990 84
Менее развитые ре-
гионы
а 4867 5586 6285 6902 7389 7754 159
б 4889 5729 6627 7541 8433 9313 190
в 4843 5431 5922 6264 6398 6353 131
Россия
а 146,9 144,4 140,6 135,2 128,9 121,3 83
б 147,9 149,5 150,3 150,8 151,6 151,6 103
в 146,7 142,3 135,6 126,2 115,2 115,2 70
Источник: [1].
Биполярность в демографической тенденции проявляется и в том, что избыток трудовых ресурсов испытывают районы с невысоким экономическим потенциалом, но устойчивым приростом населения. Сказывается это и на показателях занятости в общественном производстве разных регионов.
Технологический уклад существенным образом влияет на структурные изменения в спросе на рынке труда. Сегодня наиболее дефицитными являются высококвалифицированные кадры, способные конкурировать в инновационной экономике, и кадры самой низкой квалификации, т.е. невысокого уровня профессионального образования.
553
Для современного постиндустриального общества характерно наличие высокоинтеллектуальных факторов развития, которые воздействуют на воспроизводство общественного продукта. Существенные противоречия в этой связи возникают на национальном рынке труда, эффективность которого зависит от возможности адекватной настройки всех его составляющих на системные изменения в спросе и предложении рабочей силы, а также на условия её использования в обновляющейся экономике.
Зарубежная практика свидетельствует, что трансформации рынка труда обусловливают структурные изменения в трудовых ресурсах: возрастает доля инженерно-технических и научных сотрудников, менеджеров, высококвалифицированных работников сферы услуг, финансово-кредитного сектора и управления на фоне сокращения численности специалистов сельского хозяйства, ряда традиционных отраслей промышленности и транспорта.
В российской действительности структурное реформирование экономики, деформации в ее производительном секторе, а также либерализация в сфере образовательных услуг существенно подорвали основы планомерного формирования рабочей силы. Это привело к ситуации, когда заполнение рабочих мест осуществляется непрофильными специалистами, имеющими, как правило, высшее образование. Такая тенденция устойчива, она не создает конкурентных преимуществ национальной экономике.
Реальностью сегодняшнего дня стало внешнее предложение низко- и неквалифицированной рабочей силы нередко даже без общеобразовательной подготовки и определенного навыка в сфере промышленного производства. В основном в страну мигрируют представители сельскохозяйственных районов из бывших союзных республик СССР Средней Азии и Закавказья. В то же время усиливается, особенно в приграничных регионах России, миграционное давление со стороны Центральной Азии, КНР, КНДР.
По мнению исследователей, вектор предложения рабочей силы должен кардинально изменить свое направление в сторону привлечения высококвалифицированных специалистов, способных быстро адаптироваться к сложным техническим условиям современного производства. Это обусловливает наличие иных, более качественных условий жизнедеятельности, дос-
554
таточно привлекательных и стимулирующих целевых установок как для местного населения, так и для мигрантов на постоянное воспроизводство профессиональных и интеллектуальных свойств рабочей силы адекватных потребностям производства.
В этой связи трансформации в системе воспроизводства рабочей силы неизбежны и потребность в них усиливается наличием негативных тенденций в демографической динамике.
Восполнение недостатка рабочей силы в России обеспечивали трудовые мигранты из других её регионов и союзных республик во времена СССР. Для этого органы управления централизовано реализовывали механизмы регулирования этими процессами. Так, ещё в 1884 г. в России был принят ряд законов о переселении жителей из центральных и южных районов на Дальний Восток. Стимулирующими рычагами выступали финансовые инструменты: ссуды в 200 руб.; пособия в размерах, достаточных для хозяйственного обустройства и организации домашнего животноводства [2].
По мере возрастания спроса на рабочую силу совершенствовался и инструментарий планомерного формирования кадров для экономики Дальнего Востока. От примитивных форм переселения в конце 19 века перешли к организованному набору специалистов и направлению их в конкретные регионы, производства, сферы деятельности. Сам механизм регулирования представлял собой совокупность экономических форм, которые имели в большей степени принудительный оттенок, нежели стимулирующий. Инструментарий слабо обеспечивал взаимосвязь и взаимодействие центра, территориальных и отраслевых органов при согласовании экономических интересов и стимулов. Органы макрорегулирования недостаточно четко определяли полномочия и ответственности местных властей по созданию условий закрепления мигрантов в регионах.
Воспроизводство населения на Дальнем Востоке в послевоенное время осуществлялось в основном за счет внутрирегиональной миграции и различных скрытых форм принудительного переселения из других районов страны. Например, восстановление и развитие отраслей промышленности проводилось за счет репатриантов - советских граждан, оказавшихся в
555
годы Великой Отечественной войны за пределами страны. В августе 1945 г. постановлением Государственного комитета обороны из их числа были сформированы рабочие батальоны для направления на предприятия Сахалина, Приморья, Хабаровского края, испытывающих постоянный дефицит в кадрах [3, стр. 14]. Значимую роль в реализации мер по трудообеспе-чению экономики региона сыграло переселение из трудоизбыточных сельскохозяйственных и промышленных районов страны. Это были переселенцы в основном самостоятельно принявшие решение к переезду на Дальний Восток, но с установкой на временное проживание. Однако в силу ряда объективных причин они положили начало наиболее масштабного заселения дальневосточного региона.
Со стороны государства были применены традиционные финансовые инструменты: налоговые льготы в местах выхода мигрантов в форме снятия недоимок с переселенческого хозяйства, выплата подъемных на приобретение жилья и обзаведение хозяйством в местах вселения.
Реализация миграционной политики на Дальнем Востоке в 40-60е годы прошлого века осуществлялась под патронажем государственных органов управления и контроля. Они вырабатывали правила оргнабора, требования к качеству и составу мигрантов, условия переселения и обустройства. Из финансовых инструментов регулирования применялись денежные выплаты на переезд (проезд, провоз багажа), единовременные пособия на хозяйственное обустройство (приобретение жилья и скота), а также предоставлялась возможность получения среднесрочного кредита и ипотеки на покупку дома в размере от 7 до 15 тыс. руб. с 50% компенсацией за счет государственных субсидий. Отраслевые ведомства также использовали аналогичные инструменты: средне- и долгосрочное кредитование (на 10-12 лет) на хозяйственные цели и жизнеустройство. Несмотря на то, что местными властями и работодателями предпринимались меры по решению жилищных проблем, широкого развития ипотека не получила из-за отсутствия реального предложения участков под застройку, строительных материалов и т.п. Если оценивать результативность такого механизма регулирова-
556
ния, то он не создавал стимулов для постоянного трудообеспече-ния экономики региона на собственной основе.
Органы управления системно принимали особые режимы и механизмы в планомерном привлечении кадров в экономику Дальнего Востока. В послевоенный период (1945-1950 гг.) в сельском хозяйстве, лесозаготовительной, угольной, золотоплатиновой отраслях промышленности и в строительстве достаточно широко использовалась так называемая иностранная рабочая сила из числа военнопленных и гражданского населения Японии, Китая и КНДР, прибывшего по договорам вербовки. Так, рабочих из КНР приехало в регион 11,5 тыс. чел., из КНДР - около 50 тыс. [3, стр. 19].
С конца 50-х годов XX в. получила развитие форма централизованного перераспределения специалистов в регион, но на практике это оказалась наиболее мобильная группа среди мигрирующих из региона. Отток из промышленности достигал 70% и более, а из сельского хозяйства - до 100% [3, стр. 18].
Трудообеспечение экономики в 1960-е годы происходило за счет интенсивного внутрирегионального и межреспубликанского миграционного обмена.
В 70-е и 80-е годы прошлого века миграционная политика страны была нацелена на то, чтобы закрепить население и рационально использовать имеющиеся кадры в регионе. Для этого вводились специальные коэффициенты - надбавки к заработной плате, пособиям и другим денежным выплатам. Для всего Дальнего Востока был увеличен компенсационный районный коэффициент на 10% в связи с территориальными различиями в уровне жизни. Практика тех лет показала, что механизм регулирования трудовой миграции был настроен на получение быстрого эффекта, включая рычаги и инструменты административного содержания.
Переход России к рыночной экономике сопровождался разрушением макроэлементов системы воспроизводства рабочей силы. Между тем, в условиях глобализации меняется не только интенсивность использования кадров, но и по-новому рассматривается вопрос формирования конкурентоспособных качеств труда. Ассоциировать современную рабочую силу с прежними характеристиками и правами собственности на нее некор-
557
ректно, ибо идет фундаментальная перестройка отношений в общественном производстве и спросе на труд иного содержания.
Нам близка научная позиция авторов, которые рассматривают экономическую категорию - рабочая сила как массовый ресурс и как квалифицированную рабочую силу [4, с. 28-29].
В этой связи рабочая сила как фактор и элемент воспроизводственного процесса выступает единым массовым ресурсом в совокупном продукте. Перенос этого понятия в эмпирическую область исследования позволяет ассоциировать массовость рабочей силы с множеством и разнообразием кадров, используемых в общественном производстве.
На практике утвердилось мнение, подкрепляемое и институциональными актами, что к массовому труду относят неквалифицированный и малоквалифицированный труд, но наряду с таким трудом выделяют и высококвалифицированный. Его характеристики обусловлены конкретными потребностями общественного производства в рабочей силе. Качество последней должно адекватно отображать технико-технологический, организационный и управленческий уровни развития производства, в рамках которого формируется и используется данная рабочая сила. Трансформирующаяся экономика - это переход к потребностям в рабочей силе определенного качества и направленности. Такая позиция исходит из того, что инновации могут затрагивать не всю область производительных, управленческих, инфраструктурных сфер деятельности, а только часть, пусть даже и большую, но отличающуюся качественными параметрами от прежнего состояния этой сферы. Следовательно, организация системы воспроизводства рабочей силы с качественными критериями воспроизводства потребности в ней вызовет изменения в построении архитектуры взаимосвязей, факторов, стимулов, рычагов, механизмов, обеспечивающих непрерывность, цикличность, дискретность, масштабность и совместимость с изменениями в самом общественном развитии. Это, пожалуй, одна из сложнейших методологических задач, хотя предпосылки к ее решению были заложены российской научной школой в конце 70-х - начале 80-х годов XX столетия [5].
558
Сегодня данные аспекты вновь востребованы и должны рассматриваться с поправками на новое миропонимание и глобализацию во всех сферах общественного развития. К сожалению, ни один программный документ, который нацелен на развитие Дальнего Востока, вообще не предусматривает мер и механизмов цикличного воспроизводства трудовых ресурсов постоянного возвышающегося качества. Примером могут быть запускаемые автомобильные сборочные цеха, где применяется дешевая рабочая сила, и отсутствует инфраструктура для системы непрерывного профессионального обучения.
Следует иметь ввиду, что нецелевое профессиональное использование кадров является достаточно сильным мотиваци-онным фактором в принятии самостоятельного решения собственника рабочей силы к миграции из района проживания. Поэтому устойчивое отрицательное сальдо миграции, которое характеризует демографические тенденции в Дальневосточном регионе, не случайность, а следствие того, что процессы воспроизводства кадров давно вышли из-под контроля региональных, отраслевых и центральных органов управления. Традиционно эти проблемы решались централизованно. В функции региональных структур входило формирование заявок от предприятий и производств, расположенных в территориальном комплексе, на привлечение рабочей силы.
Современное российское производство в основе своей пока нуждается в массовой рабочей силе. В оценках потенциала экономики Дальнего Востока просматривается позитивная динамика в изменении структуры хозяйства, опережающих темпах его развития, появлении признаков конкурентности на внутреннем рынке. Динамика объема промышленного производства по Дальневосточному федеральному округу (ДФО) имеет тенденцию к росту и опережает среднероссийский уровень (рис. 1) [6]. Гипотетически, этот фактор дает основание к возможному росту спроса на рабочие места, а, следовательно, спросу на рабочую силу различного содержания и профессионального уровня. Для субъектов ДФО это благоприятный фактор, но требует дополнительных материальных затрат для обустройства жизнедеятельности населения. Поэтому обеспече-
559
ние лидирующих позиций ДФО в промышленном производстве может служить дополнительным источником финансовых ресурсов в трудообеспечении региона.
%
180
170
170
160
160
150
140
130
120
110
100
90
Год
1999
2008
Рис. 1. Динамика промышленного производства по ДФО
По оценке Росстата, индекс физического объема ВРП ДФО, произведенного в кризисном 2009 г., превысил предшествующий 2008 год на 1,5%, в то время как индекс физического объема ВВП РФ за этот же период, наоборот, сократился на 7,4% [7].
Аналогичная тенденция отмечается при сравнении индексов промышленного производства по федеральным округам (рис. 2). ДФО опережает среднероссийский показатель роста на 13,2 проц. п., и его показатель имеетсамый высокий уровень среди федеральных округов [8].
В геостратегическом аспекте ДФО занимает весьма важное и значимое для всей России положение. Это мощная логистическая база с высоким коммуникативным эффектом. Кроме того, промышленный потенциал Дальнего Востока характеризуется наличием мощной сырьевой базы. Здесь сосредоточено около 81% запасов и почти 100% добычи алмазов, 95 - олова, 90 - бора, 80 - сурьмы, 63 - ртути, 41 - плавикового шпата, 24 - вольфрама, 33 - цинка и свинца, 50 - добычи золота, серебра, редкоземельных элементов, крупные запасы железной руды, 40 - учтенных в России запасов угля, нефти и природного газа, сосредоточено 26% общероссий-
560
ских запасов древесины, 42% гидроэнергетического потенциала страны, добывается около 70% рыбы и морепродуктов. Сельское хозяйство специализировано на выращивании сои (более 90% всех посевов в России) и риса, клеточном звероводстве, пантовом оленеводстве, культивировании и сборе лекарственных трав [7, 9].
%
РФ ДФО ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО
Рис. 2. Индекс промышленного производства по федеральным округам РФ в 2009 г.
Однако регион относился и по-прежнему относится к дотационным. Последнее априори ставит решение жизненноваж-ных задач (особенно социального содержания) в разряд первоочередных с привлечением средств из внешних источников, так как реальных финансовых внутрирегиональных источников (высокий уровень добавочного продукта, накопленный инвестиционный доход и т.п.), крайне недостаточно.
Ориентация на формирование и использование качественной рабочей силы постепенно становится стратегическим фактором при принятии решений по размещению в ДФО отраслей и производств наукоемкого и инновационного содержания. Правда, осуществление таких планов, вероятнее всего, затянется. Справедливо заметим, что Дальний Восток находится в окружении и близости к технически и технологически развитым странам с высоким уровнем жизни населения. Только по показателю производительности труда отставание от США в 6 раз, Австралии - в 5 раз, Японии - в 4 раза, Южной Кореи - в 2,5 раза [9].
561
Процесс глобализации объективно способствует переменам в миропонимании и формировании нового взгляда на Дальний Восток и его значимость в политическом, экономическом и социальном развитии России. В числе основных стратегий выдвигаются мероприятия по закреплению населения на Дальнем Востоке для формирования инновационной экономики.
В условиях устоявшейся в регионе динамики демографических процессов, когда прирост населения в основном обеспечивался миграционными потоками, переломить такую тенденцию ускоренным темпом вряд ли удастся. Сегодня миграция из фактора прироста населения трансформировалась в причину его сокращения. Миграционный отток населения в центральные районы страны и ближнее зарубежье стабильно прослеживался с 1991 г., хотя масштабы его объективно сокращаются по ряду причин. Среди последних выделяется закрытие большинства рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих производств, объектов горнодобывающих предприятий, лесозаготовки, куда интенсивно привлекалась рабочая сила из Украины, Белоруссии, Молдовы. Мигранты никогда не ставили себе цели укорениться в регионе, о чем свидетельствуют многочисленные опросы, проводимые Дальневосточным отделением РАН и службами занятости, а всегда имели намерения выехать на свою историческую родину по завершению трудовых контрактов. Поэтому с периода перестройки российской экономики и распада СССР исходящие миграционные потоки наиболее интенсивны. К настоящему времени их активность снизилась.
Регион теряет, прежде всего, активную, квалифицированную часть трудоспособного населения: в 2008 г. - за счет миграции потери трудоспособного населения составили - 64,4%; в 2009 г. - 67,2%. Среди мигрантов число лиц моложе трудоспособного возраста достигает 13%. Это свидетельствует об утрате в регионе естественной базы для будущего воспроизводства трудового потенциала [10]. Векторы миграционных потоков кардинально изменили свою направленность - идет отток в Центральные районы России, которые нуждаются в трудовых ресурсах и могут конкурировать с Дальним Востоком по многим позициям жизнеобеспечения мигрантов.
562
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» для Дальнего Востока достижение цели комфортности проживания связано, прежде всего, с решением экономических и организационно-правовых проблем, в частности:
• с развитием перспективной экономической специализации на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;
• со снижением барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока с остальными регионами России и повышением конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики.
В то же время в данном документе предусмотрены мероприятия в области:
• формирования устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
• воспроизводства численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом;
• повышения качества человеческого капитала.
Последнее определяет важность сбалансированности структуры регионального рынка труда. Рабочая сила была, есть и будет определяющим условием и фактором модернизации экономики. Поэтому подъем жизненного уровня населения выходит на первый план в развитии региона.
Органы управления периодически принимали и принимают программные решения по комплексному развитию Дальневосточного региона, созданию условий жизни его населения, превосходящих по качеству районы, куда стремятся мигрировать жители Дальнего Востока. Однако, ни в одном из таких докумен-
563
тов не предусмотрен инструментарий реализации этих решений, прежде всего, в области улучшения социальной инфраструктуры для закрепления постоянного населения; стимулирования предложения рабочей силы требуемого качества и количества; планомерного воспроизводства кадров для инновационной экономики; создания механизмов регулирования миграционных потоков в регионе для устойчивой динамики роста населения и трудовых ресурсов, конкурентоспособных на рынке труда стран АТР.
По оценкам специалистов, в ДФО наблюдается тенденция к росту оттока населения в активном возрасте. Нивелировать эту тенденцию можно будет только с помощью миграции. Миграционный прирост населения за 14 лет (время между переписями населения 1989 и 2002 гг.) составил 5,6 млн. чел., или в 2,3 раза больше аналогичного показателя между предшествующими всесоюзными переписями (1979-1989 гг.). Расчёты демографов ООН и Росстата указывают на объективную тенденцию к замещению естественной убыли трудоспособного населения в России притоком мигрантов, масштаб которого может достигнуть 18 млн. чел., что соответствует четверти (26%) численности занятых в экономике страны [1].
В Дальневосточном регионе численность экономически активного населения по состоянию на 1 апреля 2011 г. сократилась на 331,5 тыс. чел., или на 8,6% к уровню 1995 г. По интенсивности оттока этой группы трудовых ресурсов лидируют: Магаданская область - снижение на 30,4%, Сахалинская область - на 21,3, Камчатский край - на 13,6, Приморский край - 12% [11].
Системообразующие производства планомерно теряют привлекательность и утрачивают факторы базовых сфер занятости. К началу 2010 г. в рыболовстве и рыбопроизводстве, лесном хозяйстве занятость была одна из самых низких (ДФО - 9,4%, Приморский край - 10,2, Хабаровский край - 6,2, Магаданская область - 3,4%). Интерес населения всё больше сосредотачивается на работе в области ритейлового и финансового бизнеса -практически каждый пятый занят в торговле, в сфере ремонта автотранспорта (ДФО - 17%; Хабаровский край - 19,3, Сахалинская область - 18,8, Приморский край - 18,7%) [11].
Предложение сфер применения труда ограничено, что напрямую формирует безработицу, уровень которой в ДФО по
564
состоянию на 01.01.11 г. превысил среднероссийский на 1,2 проц.п. (РФ - 7,5%, ДФО - 8,7%) [7].
В целом с 1991 г. по настоящее время регион потерял около 1,8 млн. чел. (каждого пятого жителя). Доля естественной убыли при этом составляет - 12,7%, а миграционного оттока превышает 80% (табл. 2) [10].
Таблица 2
Компоненты изменения численности населения в ДФО,
тыс. чел.
Показатель 1986-1990 гг. 1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2005 гг. 2006-2010 гг.
Прирост (+) Убыль(-) +413,0 -704,0 -528,0 -285,0 -263,0
в том числе за счет
естественного движения +393,7 +14,7 -91,7 -112,8 -35,7
миграции +19,3 -718,7 -436,3 -172,2 -227,3
Интенсивно выбывало население из Еврейской АО - в течение 1990-х годов более половины жителей, из Магаданской области - 40%, Камчатского края - 18, Сахалинской области -16, несколько меньше из Республики Саха (Якутия) - 10%. В общем сокращении численности населения на Дальнем Востоке миграция даёт 49,0% [10].
Анализ миграционного прироста (убыли) как результата взаимодействия двух противоположно направленных процессов иммиграции и эмиграции показывает, что пик миграционных потерь восточных районов страны пришёлся на начало и середину 90-х годов XX в. (см. табл. 2). В последние годы сократилось как число прибывших в ДФО, так и выбывших из него. В 1990 г. приток составил 484 тыс. чел., в 2007 г. - 119, а отток - 524 и 135, 5 тыс. чел. соответственно [12, с. 85].
Одним из определяющих факторов закрепления населения в регионе является обеспечение жильем. По данному показателю ДФО занимает последнее место среди федеральных округов и сильно отстает от среднероссийского уровня (ввод в эксплуатацию жилья по России в 2009 г. - 0,42 кв. м/чел., по ДФО -
565
0,22 кв. м/чел.). По расчетам специалистов, нормативы ежегодного ввода жилья не должны быть меньше 1 кв. м на человека [9, 13].
Сегодня миграция, связанная со сменой постоянного места жительства, уступает место временной форме пространственной мобильности, которая и ранее использовалась, например, как вахтовый метод освоения территории. Возможность работы «на выезде» появилась, в частности, в Приморском крае в связи со строительством объектов инфраструктуры под программу «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Этот способ занятости ещё долго будет оставаться реальной альтернативой трудоустройства для населения стагнирующих поселений.
Наиболее перспективный, по мнению ряда специалистов, и в то же время более спорный, путь решения трудовых проблем связан с международной миграцией. Массовый приток мигрантов в Россию способен в значительной степени компенсировать естественную убыль населения и увеличить предложение рабочей силы на рынке труда. Существенные выгоды для экономики принимающей страны вытекают, прежде всего, из относительной дешевизны и неприхотливости иностранных работников.
Число официально работающих в России иностранных трудовых мигрантов до 2009 г. постоянно увеличивалось. Рост происходил как в связи с увеличением спроса на иностранную рабочую силу со стороны России, так и вследствие растущего предложения труда со стороны основных стран-доноров, население которых быстро растет и становится все более мобильным. На Дальнем Востоке к 2011 г. численность иностранной рабочей силы составила 152 тыс. чел. Более 40% из них - из стран СНГ, около 40% - из Китая, 20% - из Японии, Кореи США, Сингапура и т.д. [7, 10].
Структура занятости иностранных граждан в ДФО в 2010 г. по основным видам экономической деятельности выглядит следующим образом: наибольший удельный вес занимает строительство -42,8%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 14,9%; оптовая и розничная торговля, сфера ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий - 12,8% [7]. Иностранные рабочие привлекаются на рабочие места с тяжелыми и вредными условиями труда, которые оказались невостребованными местным населением.
566
Одним из источников восполнения населения ДФО, по мнению Правительства РФ, может стать переселение соотечественников из-за рубежа. Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества [13].
В рамках принятой в 2006 г. Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, планировалось создать в ДФО 8965 рабочих мест, в том числе в Приморском крае - 6512, Хабаровском крае - 1461 и Амурской области - 992. Фактически к началу 2012 г. прибыло в Приморский край - 205 чел., Хабаровский край - 118 чел., Амурскую область - 69 чел. За период с 2007-2011 гг. программа реализована лишь на 4,7% [14, с. 136-138].
С одной стороны, финансовое обеспечение программы за счет бюджетов и участия инвесторов не принесло ожидаемых результатов. С другой стороны, решение проблемы закрепления населения только для какой-либо локальной группы людей без учета потребностей и интересов местного населения, как правило, усугубляет социальную напряженность и неудовлетворенность условиями жизнедеятельности.
В этой связи модернизация инфраструктуры и производства должны следовать за созданием условий по привлечению и закреплению качественной рабочей силы. Тогда механизм регулирования воспроизводства трудовых ресурсов должен принимать иную содержательную форму, наполненную не только нормативно-правовыми инструментами, но, прежде всего, материальными, финансовыми стимулами, а также регуляторами культурного и интеллектуального развития людей.
Действующий экономический механизм регулирования воспроизводства рабочей силы ориентирован на принятие решения централизовано в рамках программ социально-экономического
567
развития территорий (Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 г. и т.п.). Между тем, этот механизм не реализует в полной мере ответственности и полномочий региональных органов управления по согласованию интересов центра и отраслей с финансовыми и материальными возможностями территорий для балансирования спроса и предложения на рынке труда. По сути, наблюдается хаотичное трудообеспечение, слабо коррелирующее с интересами общегосударственного содержания.
В этой связи требуют серьезного осмысления и пересмотра как в организационном, так и методологическом плане сущностные аспекты, структура и элементы финансового механизма, применяемого для системы управления трудовой миграцией.
В общем виде применительно к управляемой трудовой миграции финансовый механизм будет представлять собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов и рычагов формирования и использования финансовых ресурсов, денежных фондов целевого назначения, а также правовое, нормативное и информационное их обеспечение с целью реализации единой миграционной политики государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.
Создание такого нового финансового механизма - объективная необходимость. Финансовые механизмы по управлению трудовыми миграционными потоками используются во многих зарубежных странах. Поэтому адаптация их положительного опыта к российской и дальневосточной специфике может ускорить и удешевить достижение поставленных задач. Концептуальная перестройка действующего механизма должна охватить:
• совершенствование нормативно-правовой базы;
• изменение системы формирования и использования целевых денежных фондов для аккумулирования финансовых ресурсов с их использованием в интересах привлечения и закрепления высококвалифицированной рабочей силы в собственные производства;
568
• по опыту Китая формирование региональных целевых денежных фондов по поддержке миграционной политики (на начальном этапе целесообразно осуществлять с помощью привлечения федеральных источников и инвестиционных поступлений от крупных корпораций, заинтересованных в развитии Дальнего Востока);
• перестройку налогообложения в направлении дифференциации налогового бремени на объекты производственно-территориальных комплексов;
• создание элементов системного контроля, координации и обратной связи с субъектами отношений.
Средства денежных фондов могут направляться на разработку комплекса мер по финансовому обеспечению развития социальной инфраструктуры, основным элементом которой является жилой фонд. Кроме того, могут привлекаться инструменты банковской системы (ипотека, потребительские кредиты и т. п.); целевое федеральное и региональное субсидирование по типу программ «Доступное жилье» или «Квартира молодой семье».
В регионе целесообразно широко использовать механизм многоканального финансирования образования в интересах создания и развития собственной научно-образовательной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированного контингента специалистов для модернизированной экономики региона [15, с. 26-27]. Здесь возможно совмещение финансовых усилий как органов власти и управления регионом, так и отраслей и хозяйствующих субъектов.
Опыт наших соседей свидетельствует об эффективности применения подобных механизмов и финансового инструментария в процессах регулирования трудовой миграции на качественно новом уровне развития.
Литература и информационные источники
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050. Стратегия инновационного
прорыва. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Экономика, 2005.
2. Уфимцев Ю. Как староверы развивали Приморье // Конкурент.
2011. №7(1018). Режим доступа: http://www.konkurent.ru.
569
3. Крушанова Л.А. Государственная миграционная политика СССР на Дальнем Востоке в 1945-1960-е годы. Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата наук. Владивосток: Изд-во Дальнаука, 2007.
4. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М.: Наука, 2000.
5. Стешенко В. С. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в условиях развитого социализма: Развитие населения и его трудового потенциала / В С. Степешко, А.А. Жук, С.И. Копчак, С.И. Пирожков. В 4-х т. Киев: Наукова Думка, 1985-1986.
6. Левинталь А.Б. Состояние зарубежного инвестиционного сотрудничества и пути формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке России. Ноябрь 2010. Режим доступа: http://www.dfo.gov.ru.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели / Федеральная служба государственной статистики. 2011. http://www.gks.ru.
8. Промышленность России // Федеральная служба государственной статистики. 2010. Режим доступа: http://www.gks.ru.
9. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. №2094-р. -Режим доступа: http://www.mega-mir.com.
10. Мотрич Е.Л. Демографические и миграционные процессы на Дальнем Востоке России, 2011. Режим доступа: http://www.dvforum.ru.
11. Труд и занятость в России // Федеральная служба государственной статистики. 2011. Режим доступа: http://www.gks.ru.
12. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. /Под общ. ред. А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева. М., 2009.
13. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Офиц. сайт ФМС России. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru.
14. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: Дальневосточный вектор. 2009. Режим доступа: http://www.ecfor.ru.
15. Винокуров М.А. От детского сада до высшей аттестации // Аргументы недели. 2011. №38 (279). С. 26-27.
570