Научная статья на тему 'Предпосылки и Актуальные аспекты развития здравоохранения Краснодарского края'

Предпосылки и Актуальные аспекты развития здравоохранения Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / КРАЕВЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалёва И. П.

В статье рассмотрены проблемы демографической безопасности России и Краснодарского края; раскрыта программная деятельность федеральных и региональных органов власти в вопросах развития здравоохранения: реализация Национального проекта «Здоровье», Крае­вых целевых программ, Государственной программы «Развитие здравоохранения» и непрограммная деятельность: становление частной медицины, государственно-частное партнерство и активизация интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и Актуальные аспекты развития здравоохранения Краснодарского края»

ПРЕДПОСЫЛКИ И АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Ковалёва И.П.*

Новороссийский филиал Академии маркетинга и социально-информационных технологий, г. Новороссийск

В статье рассмотрены проблемы демографической безопасности России и Краснодарского края; раскрыта программная деятельность федеральных и региональных органов власти в вопросах развития здравоохранения: реализация Национального проекта «Здоровье», Краевых целевых программ, Государственной программы «Развитие здравоохранения» и непрограммная деятельность: становление частной медицины, государственно-частное партнерство и активизация интеграционных процессов.

Ключевые слова: демографическая безопасность, программная деятельность, Национальный проект «Здоровье», краевые целевые программы, непрограммная деятельность, частная медицина, государственно-частное партнерство, интеграционные процессы.

Если рассматривать важнейшие демографические показатели Российской Федерации, то они значительно отстают от социально-развитых стран. В 2008 г. Россия находилась лишь на 142 месте в мире по такому показателю - как ожидаемая продолжительность жизни, она составляла 68 лет (это на 11 лет ниже уровня стран Европейского союза). При этом наблюдается разрыв - 12 лет между продолжительностью жизни мужчин (62 года) и женщин (74 года) [1].

Показатели демографической безопасности Российской Федерации были рассчитаны по состоянию на 2008 г. Только один из показателей был ниже критического значения - общий коэффициент демографической нагрузки. Все остальные показатели перешли предел критических значений. В результате Россия была охарактеризована как страна с суженным воспроизводством населения, регрессивным типом развития населения, снижающимся потенциалом жизнеспособности и деградирующей нацией [2].

Динамика основных демографических показателей Краснодарского края за период 1990-2013 гг. отличается от среднероссийских показателей, по ряду параметров ситуация выглядит более оптимистично. Во многом это объясняется устойчивым миграционным притоком и сокращением естественной убыли населения.

Одним из самых важных демографических показателей является численность населения. Рассчитанные темпы роста численности населения края и в целом по Российской Федерации приведены в табл. 1 [3, 4].

* Старший преподаватель кафедры Экономики и управления.

Таблица 1

Динамика численности населения России и Краснодарского края в 1990-2013 гг.

Год Краснодарский край Российская Федерация

Абсолютное значение численности, тыс. человек Цепной темп роста, % Абсолютное значение численности, млн. человек Цепной темп роста, %

1990 4638,1 - 147,7 -

1995 5020,8 108,25 148,3 100,41

2000 5133,4 102,24 146,3 98,65

2005 5096,6 99,28 143,8 98,29

2006 5101,1 100,09 143,2 99,58

2007 5121,4 100,40 142,8 99,72

2008 5141,6 100,39 142,8 100,00

2009 5160,7 100,37 142,7 99,93

2010 5225,8 101,26 142,9 100,14

2011 5230,0 100,08 142,9 100,00

2012 5284,5 101,04 143,0 100,07

2013 5332,3 100,91 143,3 100,21

Если сопоставить рассчитанные темпы роста, то можно отметить: что в Краснодарском крае за все рассматриваемые периоды прирост численности населения превышает соответствующие российские показатели. Отрицательный прирост численности населения в крае наблюдается только в 2005 г., но и это значение на 1 % превышает аналогичный прирост по России.

С 1990 г. численность населения Краснодарского края увеличилась на 694,2 тыс. чел. или на 15 %. В Российской Федерации наоборот сократилась на 4,4 млн. чел. или на 7 %. Следует отметить, что достаточно сильное негативное влияние на демографические показатели России и Краснодарского края в частности оказала демографическая волна 80-90-х годов 20 века (характеризующаяся низкими показателями рождаемости).

Краснодарский край можно рассматривать как субъект, который оказывает положительное влияние на общероссийские показатели, но следует не забывать и о значительном миграционном притоке в край из других субъектов Российской Федерации. Более 70 % общего числа переселившихся в Краснодарский край составляют жители Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов России. Но в последние годы ситуация меняется и темпы роста миграционного прироста населения существенно снижаются. Так в первом полугодии 2012 года миграционный прирост населения Кубани составил 22 тыс. 230 человек, что более чем на 7 тысяч человек или почти на 25 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Сократилось и положительное сальдо миграции на 28 % за счет обмена с российскими регионами. Аналогичная ситуация наблюдается и в миграционном приросте за счет обмена с государствами СНГ, уменьше-

ние составило - 9,6 % (в основном это мигранты из Армении, Украины, Казахстана и Киргизии) [5].

Ещё одним важным аспектом в анализе демографических показателей является численность родившихся, умерших и естественная убыль населения. Естественная убыль населения в Краснодарском крае в 2008-2010 гг. ниже общероссийского уровня, вследствие более низких показателей умерших за рассматриваемые периоды. В 2011 г. численность умерших в России на 1000 чел. совпадает с аналогичной численностью в Краснодарском крае, но вследствие более низкой рождаемости показатель естественной убыли в крае достигает - 1,3, а общероссийский - 0,9 (табл. 2) [3, 4].

Таблица 2

Динамика численности родившихся, умерших и естественная убыль населения России и Краснодарского края в 2008-2012 гг.

Год Краснодарский край, на 1000 человек населения Российская Федерация, на 1000 человек населения

родившиеся умершие естественная убыль родившиеся умершие естественная убыль

2008 12,2 14,2 -2,0 12,0 14,5 -2,5

2009 12,4 13,7 -1,3 12,3 14,1 -1,8

2010 12,2 13,6 -1,4 12,5 14,2 -1,7

2011 12,2 13,5 -1,3 12,6 13,5 -0,9

2012 13,1 13,1 0,0 13,3 13,3 0,0

По прогнозам Министерства здравоохранения Краснодарского края, увеличатся темпы снижения численности населения рабочих возрастов, в том числе и женщин фертильного (детородного) возраста.

В ближайшие 5 лет в Краснодарском крае число женщин активного репродуктивного возраста сократится примерно на 70 тыс. чел. и это скажется отрицательно на естественном приросте населения. Аналогичная ситуация наблюдается и по России в целом. Основная причина связана с тем, что в возрастную группу 20-29 лет (основной репродуктивный возраст) вступили поколения конца 80-х и начала 90-х годов прошлого века.

тая

Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни населения Краснодарского края, лет

Анализ региональной статистики показал, что в 2012 г. по сравнению с 2008 г. возрастная группа 10-19 лет сократилась на 11,6 %, 20-29 лет - на 1,4 %, 40-49 лет - на 7,4 %, 70-79 лет наоборот увеличилась на 16,8 %, а в возрасте старше 80 лет рост составил 16,6 %. В результате ожидаемая продолжительность жизни в крае увеличилась с 2007 г. по 2011 г. на 1,9 года, в том числе мужчин на 2,4 года, а женщин на 1,2 года (рис. 1) [3].

Эта статистика свидетельствует о росте демографической нагрузки на трудоспособное население края. И чтобы устранить негативное влияние этого фактора следует большее внимание уделять проблемам смертности трудоспособного населения и естественного прироста. В динамике с 2008 г. по 2012 г. уровень смертности в трудоспособном возрасте снизился на 15,8 %, благодаря активной программной деятельности федеральных и региональных органов власти.

Структура причин смертности трудоспособного населения края, приведенная на рис. 2, обозначает и приоритеты развития здравоохранения [3].

■ болезни кровообращения (в том числе сердечнососудистые заболевания)

■ неестественные причины (в том числе травмы в результате ДТП)

■ новообразования

все остальные заболевания

Рис. 2. Структура причин смертности трудоспособного населения Краснодарского края за 2012 г., %

Учитывая сложившуюся ситуацию с демографическими показателями, в последнее десятилетие достаточно активно преобразуется здравоохранение России, разработана Концепция развития здравоохранения до 2020 г., реализуется Национальный проект «Здоровье». Основными задачами На-цпроекта было снижение смертности от трёх основных причин: сердечнососудистых заболеваний, онкологии и травм при ДТП (и это полностью соответствует приведенной структуре причин смертности трудоспособного населения). Кроме трех названных направлений проект положительное влияние оказал на жизнь разных групп людей в России: детей, матерей, семейных пар, инвалидов, пенсионеров и др. [6].

Основные направления национального проекта «Здоровье» и их финансирование в Краснодарском крае приведены в табл. 3 [7, 8].

Таблица 3

Финансирование реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Краснодарском крае, 2009-2011 гг.

Направления проекта Реализуемые мероприятия Финансирование, млн. рублей

2009 2010 2011

1. Формирование здорового образа жизни Закупка медицинского оборудования - 27,67 10,43

2. Развитие первичной медико-санитарной помощи Ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам участковой службы, фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи 865,8 859,6 906,7

Профилактика ВИЧ, гепатита В и С 11,02 267,6 371,45

Иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок 234,56 171,9 206,4

Дополнительная диспансеризация работающих граждан и медосмотры на вредных производствах 146,5 118,3 118,2

Обследование, лечение и профилактика туберкулеза - 129,6 191,0

3. Совершенствование медицинской помощи матерям и детям Обследование новорожденных на наследственные заболевания 6,5 16,8 26,5

Дородовая диагностика - - 53,7

«Родовые сертификаты» 587,5 643,4 655,6

Диспансеризация детей сирот и детей, оставшихся без попечения 3000 чел. 21,9 24,4

4. Обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью Закупка медицинского оборудования для учреждений здравоохранения в рамках мероприятий на совершенствование оказания медицинской помощи с сосудистыми заболеваниями и оказание высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных и краевых учреждениях здравоохранения 831,7 963,9 973,5

Развитие службы крови - - 118,5

Важное значение в развитии здравоохранения края сыграла региональная программа «Модернизация здравоохранения». Программа реализовалась за счет средств федерального фонда ОМС, территориального фонда ОМС и краевого бюджета. Учитывая процесс объединения федерального фонда ОМС и территориального фонда ОМС, можно отметить, что на 90 % модернизация финансировалась за счет средств ОМС (рис. 3) [9].

Рис. 3. Структура источников финансирования региональной программы «Модернизация здравоохранения» в 2011-2012 гг., в млн. руб.

Основные направления модернизации: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; информатизация; повышение доступности амбулаторной медицинской помощи; внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Параллельно с программой «Модернизация здравоохранении» в 2012 году на территории Краснодарского края с участием Министерства здравоохранения Краснодарского края реализуются следующие ведомственные и краевые целевые программы:

1. Краевая целевая программа «Дети Кубани» (2009-2013 гг.);

2. Краевая целевая программа «Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае» (2011-2015 гг.). Это программа включает в себя пять подпрограмм:

- «Повышение эффективности службы медицинской профилактики в области гигиенического воспитания и образования населения»;

- «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями»;

- «Снижение уровня преждевременной и предотвратимой смертности от острого инфаркта миокарда и острого нарушения мозгового кровообращения»;

- «Снижение младенческой и детской смертности»;

- «Социальная поддержка семей, имеющих детей»;

3. Ведомственная целевая программа «Лечение бесплодия у жителей Краснодарского края методами вспомогательных репродуктивных технологий на 2012 год»;

4. Краевая целевая программа «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» (2009-2020 гг.);

5. Краевая целевая программа «Развитие государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» Департамента здравоохранения Краснодарского края» (2010-2012 гг.);

6. Краевая целевая программа «Повышение устойчивости объектов здравоохранения и образования в сейсмических районах Краснодарского края» (2010-2013 гг.);

7. Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» (2008-2013 гг.);

8. Краевая целевая программа «Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в Краснодарском крае»;

9. Краевая целевая программа «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края» (2012-2014 гг.);

10. Ведомственная целевая программа «Развитие службы крови в Краснодарском крае на 2012 год»;

11. Ведомственная целевая программа «Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на 2012 год» [10].

Положительные результаты как в целом по России, так и по Краснодарскому краю от программной деятельности есть - увеличилась рождаемость, снизилась смертность (особенно важно в трудоспособном возрасте), улучшились показатели продолжительности жизни. Но уровень этих показателей ещё ниже уровня аналогичных показателей развитых стран. Естественно возникают новые концепции и программы развития системы здравоохранения. Так, в 2013 г. в Краснодарском крае в сфере здравоохранения начинает работать новая государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», основная цель которой: формирование системы обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Предложений по оптимизации эффективности функционирования российского здравоохранения достаточно много, как в рамках предлагаемой программной деятельности государства, края, так и не входящих в процесс реформирования и модернизации (непрограммная деятельность). В частности интерес вызывает использование инструментов государственно-частного партнерства в здравоохранении края. Имеющийся зарубежный и российский опыт подтверждают эффективность использования названного механизма. В Краснодарском крае первые шаги в этом направление уже сделаны, в 2010 г. был принят закон «О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства». Сегодня идет отбор экономически обоснованных проектов для реализации в здравоохранении края [11].

Нельзя оставлять без внимания и интеграционные процессы в здравоохранении. Уже сегодня активно используются дневные стационары, долечивание и реабилитация больных в санаторно-курортных организациях и пр.

Но можно выделить и неэффективно используемые направления межфирменных интеграционных процессов с участием медицинских учреждений Краснодарского края: это взаимодействие с профсоюзами работников здравоохранения, хосписами, отделениями сестринского ухода и домами круглосуточного пребывания.

Если профсоюзные организации работников здравоохранения функционируют и необходимо лишь проявить волю и оптимизировать сотрудничество, то хосписов (отделений сестринского ухода и домов круглосуточного пребывания) практически в крае нет. И для формирования взаимоотношений, прежде всего, необходимо их создание и полноценное функционирование [12].

Учитывая сложность решаемых проблем и активность государственных и региональных органов власти в вопросах развития здравоохранения, не следует забывать и о частной медицине. В настоящее время, в отношении предоставляемых медицинских услуг частное здравоохранении не конкурирует с государственным здравоохранением, а дополняет его либо выполняет роль альтернативы.

В российском здравоохранении сформировался частный сектор, но его доля пока не высока. В 2010 г. он составлял 13 % от общего количества медицинских учреждений России, численность занятых в этот же период времени составляла - 4,5 %, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - 4,0 %, мощность стационаров - 0,3 %. В основном частное здравоохранение концентрируется в крупных населенных пунктах и функционирует в достаточно узком сегменте медицинских услуг: стоматология, гинекология, урология и др.

Среди пациентов частных клиник представлены лица всех доходных групп, но в основном - средний класс. Это учреждения с численностью менее 100 человек, с оплатой труда на 17-20 % выше, чем в государственных клиниках, широко используются надбавки за объем и качество выполняемой работы.

Материально-техническая база частных клиник, как правило, представлена арендованными площадями, только у каждой третьей клиники имеются собственные площади и у каждой девятой - арендованные площади в государственных или муниципальных медицинских учреждениях. Оборудование в 94 % случаев используется, приобретенное за счет собственных средств или заемных источников финансирования.

У частного здравоохранения есть свои преимущества - это, прежде всего - большее внимание к нуждам пациентов, лучший сервис (рис. 4) [13, 14].

Наличие более квалифицированных медицинских кадров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие более информативного и эффективного оборудования

Преимущества частного здравоохранения

\4Т

Ц:

ц

Лучший сервис

Большее внимание к нуждам пациентов

Использование медицинских технологий, редко применяемых или не применяемых в государственной системе

Рис. 4. Преимущества частного здравоохранения

В настоящее время в России и в Краснодарском крае можно говорить о неразвитости частной медицины, поскольку основным источником их доходов являются платежи пациентов, незначительные средства поступают из системы добровольного медицинского страхования (ДМС) и наблюдается единичное участие системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Руководители частных клиник четко обозначили факторы, сдерживающие их развитие. Это, прежде всего административные и бюрократические барьеры при получении лицензии. Так же существенным препятствием являются низкие доходы российских граждан, и это формирует ситуацию, когда отсутствует платежеспособный спрос на частные медицинские услуги.

Особое место занимает низкая рентабельность отрасли (вследствие неадекватного тарифообразования на медицинские услуги) и более длительный срок окупаемости вложений (в 2-3 раза превышает сроки окупаемости коммерческой недвижимости: торговые центры, офисы, склады) [14, 15].

Российское здравоохранение находится в сложной ситуации, перед ним стоят достаточно высокие стратегические индикаторы, которые необходимо достичь, прежде всего, в интересах демографической безопасности. Краснодарский край не исключение, хотя и находится в более благоприятной ситуации. Очень многое делается по реформированию, модернизации здравоохранения, проблемы постоянно обсуждаются органами власти, в СМИ, на конференциях. И принимаемые меры в сложившихся условиях должны быть комплексными, широкомасштабными, учитывающими все аспекты современного состояния отрасли, включая программную и непрограммную составляющую, чтобы улучшить качество медицинских услуг населению и повысить эффективность функционирования здравоохранения.

Список литературы:

1. Шабунова А.А., Маланичева Н.А. Здоровье населения и современный экономический кризис // Всероссийский экономический журнал ЭКО. -2011. - № 4. - С. 135-146.

2. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик. - М.: Гэотар-Медиа, 2011. - С. 60.

3. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Краснодарского края в 2012 году» / Администрация Краснодарского края, Министерство здравоохранения Краснодарского края; под общ. ред. Е.Н. Редько. -Краснодар: ГБУЗ МИАЦ. - 196 с.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

5. Официальный сайт информационного агентства «Федерал Пресс». Федеральный выпуск [Электронный ресурс]. - 19 сентября 2013 г. - Режим доступа: ht:tp://www.edu.fedpress.ш/news/sotiety/news_sotiety/migranty-okЫa-deli-k-krasnodarskomu-krayu.

6. Минздрав подвел итоги Национального проекта «Здоровье» за последние четыре года [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Аргументы и факты». - Опубликовано 07 марта 2012. - Режим доступа: http://www.aif.ru/health/article/50182.

7. Реализация обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края в 2011 и 2012 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края. - Режим доступа: http://www.kubanoms.ru/page 21914.Ыш18.

8. Информация о работе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края по реализации мероприятий в рамках ПНП «Здоровье» [Электронный ресурс] // Портал исполнительных органов государственной власти. - Режим доступа: http://www.krasnodar.ru/ content/121/show/27595.

9. Программа модернизации здравоохранения (утвержденная постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 марта 2011 № 284 «Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Краснодарского края на 2011-2012 годы» (с изменениями, внесенными постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 июля 2011 № 763, 4 октября 2011 № 1134, 27 декабря 2011 № 1537)).

10. Официальный сайт Министерства здравоохранения Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minzdravkk.ru/pages/kcp/ kcp_rm.

11. Ковалева И.П. Развитие медицинских услуг на основе государственно-частного партнерства // Вестник университета. - ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2011. - № 8. - С. 153-154.

12. Ковалева И.П. Межфирменная интеграция как фактор повышения эффективности медицинских услуг (на примере Краснодарского края) // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 7 (85). - С. 70-79.

13. Здравоохранение в России 2011: стат. сб. / Росстат. - М., 2012.

14. Шишкин С., Потапчук Е., Селезнева Е. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития // Вопросы экономики. -2013. - № 4. - С. 94-112.

15. Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения: стат. сб. / Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.