Научная статья на тему 'Предпосылки формирования корпоративной среды предпринимательской структуры'

Предпосылки формирования корпоративной среды предпринимательской структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / КОРПОРАЦИЯ / ЗАРОЖДЕНИЕ / ГЕНЕЗИС / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / ПРЕДПОСЫЛКИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Сергей Владимирович

В данной статье речь пойдет об особенностях формирования корпоративной среды предпринимательской структуре. Рассмотрены основные предпосылки успешного зарождения корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования корпоративной среды предпринимательской структуры»



SCIENCE TIME

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ

Кузьмин Сергей Владимирович, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

E-mail: kuzmalab@yandex.ru

Аннотация. В данной статье речь пойдет об особенностях формирования корпоративной среды предпринимательской структуре. Рассмотрены основные предпосылки успешного зарождения корпорации.

Ключевые слова: бизнес, корпорация, зарождение, генезис, корпоративная культура, корпоративная среда, предпринимательская структура, предпосылки, формирование.

Корпорации представляют собой определенный тип предпринимательской структуры, которая функционирует для привлечения капитала на долевой основе. По своей сути, инвесторы и акционеры в корпоративной форме взаимодействий разделяют крупные риски между собой, чтобы было легче и безопаснее вести бизнес. По поводу бизнеса между его владельцами (собственниками) выстраиваются определенные отношения, которые выходят за пределы простой внутриорганизационной синергии. Собственники привлекают наемных работников, чтобы капитал мог работать постоянно, и приносить дивиденды владельцам бизнеса. Из всего этого вырастает определенная корпоративная среда предпринимательской структуры, которая представляет собой совокупность организационных взаимоотношений между всеми заинтересованными в корпоративном взаимодействии лицами [1, с. 310].

Иными словами, корпоративная среда имеет сложную структурную составляющую, которую трудно очертить довольно четко. Понятие «корпоративная среда» куда шире понятия «корпоративная культура», потому что охватывает не только ценностные отношения внутри коллектива, но и организационные, структурные. Корпоративная среда - это полная среда взаимодействия, учитывающая как внешние, так и внутренние влияния. Иными словами, на корпорацию влияют множество факторов, и каждый из факторов, так или иначе, влияет на формирование уникальной корпоративной структуры

организации [6, с. 90].

Чтобы рассмотреть структуру механизма корпоративного взаимодействия, необходимо четко сформулировать предпосылки формирования корпоративной среды организации. Рассмотрим самые важные из них:

а) любые предпринимательские структуры следует рассматривать сквозь призму не только экономических отношений, но и общечеловеческих. Собственники бизнесы, менеджеры, рабочие - все они, так или иначе, имеют определенное влияние на развитие корпорации, просто акционеры обладают куда большими возможностями по сравнению с рядовыми сотрудниками бизнес - структуры. Корпоративная культура организации формируется людьми, их взаимоотношениями в трудовом коллективе. Поэтому рассматривать корпоративную среду без влияния людей в современном мире, когда культура корпоративного поведения становится основополагающим фактором успеха, становится немыслимо;

б) общечеловеческий фактор рождает вполне объяснимый фактор соучастия, когда отдельные люди, в силу внутрикорпоративного взаимодействия, привносят в деятельность корпорации свои идеи, свою неповторимую индивидуальность, что, в конечном счете, отражается на итоговой результативности бизнеса в целом [6, с. 91].

Фактор соучастия - фактор, рожденный идеями ученого Д. Белла, настаивающего на том, что наемные рабочие в современном мире увеличивают сферу своего влияния, получая, в связи с транснационализацией крупного бизнеса, все большие возможности для самореализации. Д. Белл называл всю большую вовлеченность наемного персонала в процесс принятия решения «революцией соучастия», отмечая, что с каждым годом уровень самостоятельности отдельных менеджеров растет очень быстро, фактически, по законам геометрической прогрессии [1, с 312].

Развитие крупного бизнеса подразумевает активную работу с персоналом. Как бы человек не хотел решать только проблему собственного обогащения, он -единица социума, и, так или иначе, вынужден прибегать к взаимодействию. В процессе взаимодействия человек начинает понимает, что, решая проблемы коллектива, он удовлетворяет и часть собственных потребностей. Участвовать в делах корпорации становится не только интересно, но и выгодно - на этом строится эффект участия Д. Белла.

Разумеется, не имея никакой определенной отдачи от корпорации, работник не будет заинтересован в результатах своего труда. Но в коллективе с налаженным механизмом стимулирования активности наемного персонала (премии, пособия, корпоративные собрания, даже совместный отдых и времяпрепровождение) работник будет вовлечен в общий процесс корпоративного взаимодействия, и будет приносить максимум пользы, при этом

SCIENCE TIME

своей деятельностью будет формировать уникальную корпоративную среду предприятия;

в) современный наемный работник начинает верить в то, что, занимаясь своими прямыми обязанностями, он не только реализует свой собственный потенциал, но и становится, фактически, в определенной степени, собственником бизнеса. В Японии, к примеру, распространена система мотивирования, при которой лучшим работникам организации предоставляются акции компании [6, с. 92]. При такой системе из наемного работника человек становится сам хозяином бизнеса, и, понимая, что теперь он работает для собственного обогащения, еще старательнее выполняет свои прямые обязанности. Меняется менталитет работника - он начинает понимать, что его результаты труда влияют на общий показатель прибыльности корпорации, и осознание своего нового положения открывает очень большие возможности, до этого недоступные. Корпоративная среда организации обогащается новыми элементами за счет смены менталитета наемных рабочих, ставших собственниками доли в бизнесе крупной корпорации;

г) предоставление определенной самостоятельности различным уровням кооперации внутри корпоративного механизма взаимодействия. Уследить за всем в современном мире крайне сложно - в результате непрекращающегося научно-технического прогресса определенный уровень автономии отдельных рабочих групп становится не просто вынужденной мерой, а идеей существования корпорации. Так или иначе, самостоятельность существует на каких-либо уровнях управления - либо собственники бизнеса дают определенный уровень свободы действий наемным менеджерам, либо сами менеджеры - своим подконтрольным структурам. Важно помнить, что тотальный контроль, безусловно, убивает любую творческую инициативу в любой предпринимательской структуре, а творчество и новизна предлагаемых идей является не только необходимым условием существования предпринимательства, но и причиной создания самой корпорации [1, с. 315];

д) определенная самостоятельность действий порождает командное взаимодействие, формирующее основы корпоративной среды предпринимательской структуры. Каждая команда подчиняется не только общепринятым формальным правилам поведения, но и собственным правилам, которые можно назвать неформальными для корпорации в целом, но которые, часто, становятся более важными и определяющими в конкретном коллективе, чем формальные. Совокупность формальных и неформальных отношений в коллективе формируют свою уникальную корпоративную среду. Различные рабочие группы во взаимодействии оказывают влияние друг на друга, что меняет корпоративную среду корпорации в целом;

е) кадры решают всё. Эту знаменитое выражение для собственников крупных фирм становится некоторым символом успешного бизнеса. Не стоит забывать о том, что именно рядовые сотрудники организации, выполняя свои обязанности, помогают, в конечном счете, приносить прибыль. Чтобы человеческий капитал приносил больше пользы, нужно постоянно совершенствовать навыки персонала. Новые технологии, пусть и упрощают жизнь, но требуют более ответственного, более обученного работника на место управляющего компьютеризированного процесса. Постоянное повышение квалификации персонала оборачивается не только прямыми, очевидными выгодами, но и менее заметными, но не менее важными преимуществами -формированием конкурентоспособной, развивающейся корпоративной средой;

ж) крупные корпорации никогда не будут пренебрегать возможностью выстроить свой собственный, уникальный (фирменный) стиль позиционирования своего бизнеса, который заключается как в вербальном восприятии компании (текстовом, языковом варианте), так и визуальном (зрительном, наблюдаемом компоненте). Через фирменный стиль происходит идентификация компании, причем как лицами, внешними по отношению к корпорации (клиенты, поставщики, конкуренты), так и внутренними (собственники бизнеса, менеджеры, персонал). Свой собственный стиль делает корпорацию узнаваемой, а также влияет на формирование и дальнейшее изменение корпоративной среды предприятия;

з) влияние внешних сил на развитие организации колоссально. Все рассматриваемые факторы, проанализированные ранее, действуют изнутри корпорации. Факторы внешней среды (поставщики, покупатели, конкурентные силы, политические силы и др.) оказывают влияние на развитие корпоративной среды куда большее, чем факторы внутренней среды. Более того, в процессе своего становления корпорация поначалу обращает внимание только на факторы внешней среды, а уже затем, учитывая особенности внешнего воздействия на организацию, формируется внутренняя среда организации [5, с. 20].

Корпоративная среда предприятия, таким образом, формируется под совокупностью как внешних, так и внутренних сил. Очень большое внимание уделяется факторам внутренней среды, потому что факторы внешней среды, как правило, неподконтрольны организации, а успешность внутренней среды предприятия выступает следствием деятельности самой организации.

Литература:

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социлогия и психология управления: Учебное пособие. - Рн/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ. - 2001. -512 с.

SCIENCE TIME

2. Бандурин, А.В. Управление деятельностью корпораций в России / А.В. Бандурин. - М., 2012. - 43 с.

3. Блинов А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013.- №4. - С. 35-44.

4. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.- 2012. - №4. - С. 84-95

5. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. -2010. - № 12. - С. 45

6. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. - М.: Альфа-Пресс, -2010. - 336 с.

7. Османкин, Н.Н. Управление нововведениями / Н.Н. Османкин. - Самара:Изд-во «Самарский университет» (5-ое перизд.), 2012. - 65 с.

8. Смирнов Э.А. Основы теории организации.- М., - 2010. - 375 с.

9. Сербиновский Б.Ю., Кракашова О.А. Организационная культура: структура понятия и подход к измерению и моделированию (монография). - Рн/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, - 2012. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.