Теоретические основы экономики и управления
УДК 338.45.01
К.П. Гринюк
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Экономическая реальность последних десятилетий ХХ и начала ХХ1 в. все более утверждает знания в качестве важнейшего источника общественного прогресса и человека как единственного их носителя и субъекта их производящего. Уровень развития науки, образования, инновационной сферы в значительной степени определяет различия в уровнях социально-экономического развития стран, становится индикатором жизнеспособности и эффективности существующих социально-экономических систем. Особенностью современной фазы общественного развития является не просто повышенное внимание к знаниям как одному из факторов экономического развития, а утверждение знаний в качестве производительной силы, отличающейся более высокой степенью отдачи, чем традиционные ресурсы.
Повышение эффективности использования знаний неизбежно приводит к расширению спроса на новые технологии. Знания начинают играть определяющую роль в повышении не только эффективности производственных процессов, но и эффективности управления [2, 3]. Становление экономики знаний обусловливает непрерывное обучение членов общества в течение всей их сознательной жизни. В экономике знаний на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости (85 % в США, 89 % в Великобритании, 90 % в Японии). Экономика знаний стала главной характеристикой всех социально и экономически лидирующих стран мира. Рабочая сила превратилась из преимущественно промышленной в информационную. Так, в 1960-х гг. США за 10 лет выпуск специалистов в области
науки и техники увеличили в 2 раза, а в период с 1965 по 1985 гг. - уже в 10 раз. В период с 1984 по 2000 г. при общем увеличении числа рабочих мест на 25 % занятость специалистов в сфере высоких технологий увеличилась в развитых странах от 40 до 75 %. Таким образом, современные тенденции экономического развития свидетельствуют о становлении эпохи экономики знаний.
Существуют различные точки зрения относительно места и роли экономики знаний [1, 4]. В экономической науке обсуждается вопрос: является ли экономика знаний переходом от аграрного, а затем и от индустриального общества к новой эре общественного развития, либо это всего лишь следующий этап развития индустриального общества. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от индустриальной экономики, в которой накопление богатства отождествлялось с накоплением материальных активов. Согласно данной точке зрения благосостояние зависит от нематериальных активов, и прежде всего - от знаний. По мнению других экспертов, экономика знаний - это лишь следующая фаза эпохи индустриального развития, благосостояние по-прежнему зависит от производственных процессов, а нематериальные активы лишь повышают конкурентоспособность.
Для того чтобы осознать сущность экономики знаний, понять, что такое знания - один из факторов производства, который лишь усиливает действие традиционных факторов (труд, земля, капитал) и способствует росту производительности труда, или это новый путь общественно-экономического развития, который пе-
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20
реворачивает традиционные представления о ценностях и целях экономического развития, меняет парадигму экономического развития, -необходимо проследить как развитие самих производительных сил, так и изменение роли и функций человека с их изменением.
Производство - это целенаправленное масштабное преобразование природы человеческим обществом, это сложный социальный процесс. В процессе производственной деятельности люди взаимодействуют не только с природой с помощью орудий и средств труда, но и вступают в межличностные отношения. Становление производства и становление человека (начало антропосоциогенеза) хронологически совпадают. В самом начале своего развития человек стремился приспособить природу к своим потребностям. По мере развития техники роль и функции человека, его место в производственной деятельности менялись следующим образом.
На первом этапе развития техники появляется ручной инструмент. Человек выполняет все простейшие физические, трудовые функции с помощью простейших орудий труда. Интеллектуальная деятельность человека сводится лишь к поиску новых способов охоты, строительства жилища, вся производственная деятельность подчинена удовлетворению жизненно необходимых потребностей, которые носят материальный характер.
На втором этапе развития техники изобретение машин с ручным и ножным приводом освобождает человека от простейших трудовых функций, позволяет передать ей ряд исполнительских функций, но это еще не механизирует человеческий труд. Для производства единицы продукции требуются огромные затраты труда, ни о какой связи науки и техники речь не идет. Наукой занимаются лишь отдельные члены общества, большинство же индивидуумов занято в производственной деятельности.
Третий этап. Постепенный рост потребностей общества приводит к созданию неавтоматических машин с механическим приводом, созданию машин, которым наряду с исполнительскими функциями переходит и энергетическая
функция человека. Человек начинает выполнять новые функции, обусловленные переходом техники на следующий этап развития, - регулировку, ремонт, наладку машин и др. При этом за ним остается лишь управленческая и логическая функции. Однако на данном этапе наука все еще не становится производительной силой, знания представляют собой лишь обобщение прошлого производственного опыта. Отсутствует взаимодействие науки и производства.
Четвертый этап. Количественные изменения производства достигают таких масштабов, которые требуют передачи технике не только всех исполнительных, энергетических, но и части управленческих функций. Эта задача решается с возникновением детерминированных автоматов, которые порождают новые функции человека - составление программ, наладку, ремонт электронной техники и др. Новые функции требуют все больше знаний и творческих способностей. Знания начинают играть заметную роль в производственном процессе. На данном этапе наука и производство начинают взаимодействовать, но это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера. В связи с передачей технике исполнительских и части управленческих функций человека все меньше требуется затрат труда на производство продукции, высвобождается рабочая сила для умственного труда.
Пятый этап. Дальнейшее усложнение процессов производства на детерминированных автоматах требует от человека большего проявления контрольной и логической функций. Появляются кибернетические автоматы и самонастраивающиеся автоматические линии, которые решают проблему комплексной автоматизации и механизации производственных процессов. Кибернетические автоматы сами составляют производственные программы, сами их выполняют, сами завершают производственный цикл. На данном этапе все быстрее происходит материализация знаний, выраженная в конкретных результатах производственной деятельности. От человека требуется все больше творческих решений практических и теоретических задач, разработки и внедрения
4
Теоретические основы экономики и управления
новых производственных процессов, разработки высокотехнологичной и наукоемкой продукции, новых знаний в области управления производственными процессами, программного обеспечения. Все это приводит к росту значимости интеллектуального труда. К работникам начинают предъявляться такие требования, как профессионализм, владение новыми, перспективными знаниями и технологиями, умение применять их на практике.
Развитие техники привело к снижению применяемости неинтеллектуального и нетворческого труда, к высвобождению из производственной сферы рабочей силы, к ее миграции в сферу нематериальную. Развитие производительных сил означает экономию живого труда, рост общественного богатства, улучшение условий жизни членов общества, увеличение свободного времени, развитие умственных, творческих способностей человека и, в конечном итоге, расширение сферы научной деятельности общества. Человек теперь уже не может большую часть своего времени тратить на физический труд, общество объективно требует от него другого трудового участия, требует генерирования новых идей, выработки новых знаний, их систематизации и кодирования. Для общества экономики знаний такой человек экономически более выгоден.
Человек не по своей воле начинает все больше заниматься преимущественно интеллектуальным трудом, в меняющемся в таком направлении обществе он просто не сможет себя реализовать как личность, если найдет себе применение в качестве примитивной рабочей силы. Обществу необходимы творческие, целеустремленные, образованные, грамотные, всесторонне развитые, полноценные, духовно богатые личности, чьи умения, навыки, способности и знания призваны удовлетворять все возрастающие потребности общества. Традиционные производительные силы общества, в котором живой физический труд играет ведущую роль, в котором неинтеллектуальные формы деятельности человека являются главной производительной силой общества, уже не способны удовлетворять возрастающие потребности обще-
ства, структура которых также претерпевает изменения.
Так, если в конце XIX в. в США до 80 % трудовых ресурсов - это занятые в сельском хозяйстве, то в конце ХХ в. их всего лишь около 2 %. Высвобождающиеся люди находят применение в качественно иных областях экономики -в науке, образовании, медицине, промышленности высоких технологий, сфере услуг, управлении, финансовой сфере и др. Основой новых сфер деятельности, а также основой развития традиционных сфер деятельности человека становятся знания, они пронизывают все аспекты человеческой деятельности, создание и использование знаний становится основным индикатором успешности развития.
Таким образом, развитие производительных сил заложило объективные предпосылки становления экономики знаний. Для экономики знаний нет материального без идеального и идеального без материального, эти две сферы взаимно проникают друг в друга, чередуются в зависимости от уровня развития общества и производительных сил. В экономике знаний всеобщей производительной силой становятся знания, происходит повсеместная интеллектуализация человеческого труда. Человек в экономике знаний должен быть способен генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности.
Экономика знаний - не просто фактор повышения конкурентоспособности экономики, в том числе и производственных секторов, это следующий этап развития человеческого общества - новая его экономическая конструкция.
В этой связи понимание экономики знаний как экономики, основанной на знаниях, не может соответствовать реальности эволюционного развития производительных сил, экономики и общества: экономика как наука, изучающая способы ведения хозяйства, и как практическая деятельность человека всегда основывалась на знаниях в разных областях человеческой деятельности. За всю историю общества не было
^жаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГПУ.6'.2211.Экономиче£кие.науки
экономики, не основанной на знаниях. Только если на ранних стадиях развития человеческой цивилизации это были эмпирические, несистематизированные знания, то по мере развития цивилизации теоретические знания стали все больше замещать эмпирические. Поэтому именно на современном этапе, когда происходит повсеместное распространение научной деятельности, когда до 70 % валового внутреннего продукта развитых стран формируется в
отраслях нематериального производства и в них занято до 80 % населения, становятся все более отчетливо видны контуры нового этапа экономического развития общества - экономики знаний. Таким образом, экономика знаний -это закономерный этап эволюционного развития человеческого общества и его технологической базы, вызванный переходом накопленного человечеством количества научных знаний в новое качество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаров, В.Л. Экономика знаний Уроки для России [Текст] / В. Л. Макаров // Вестник РАН. - 2003. -Т. 73, № 5.
2. Пилипенко, Е.В. Воспроизводственный процесс в регионе на основе знаний [Текст] : [препринт] / Е.В. Пилипенко. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004.
3. Реструктуризация экономики дотационного региона [Текст] / под общ. ред. чл.-кор. РАН А.И. Та-таркина. - М.: Экономика, 2005.
4. Татаркин, А.И. Экономика знаний: проблемы теории и методологии / А.И. Татаркин, Е.В. Пилипенко. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2007.
УДК 331.556.4
В.Б. Сарксян
ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Последние несколько десятилетий характеризуются во всем мире резким возрастанием миграционных процессов, особенно усилившихся в секторе интеллектуальной миграции (так называемый процесс «утечки мозгов»). Отток интеллектуальных ресурсов является одной из наиболее острых проблем как для России, так и для многих других стран - доноров высококвалифицированных кадров и ученых, поскольку эмиграция специалистов, особенно в перспективных (задельных) областях науки, техники и производства выступает одним из основных негативных факторов, тормозящих социально-экономическое и инновационное развитие любой страны. Особенно сильно ин-
теллектуальная миграция сказывается на возможностях становления и функционирования предприятий высокотехнологичных секторов производства, с чем непосредственно столкнулась Россия.
Как отмечают многие специалисты, важным фактором успешного развития предприятий высокотехнологичных отраслей является наличие у них интеллектуальных и материальных возможностей для активной инновационной деятельности. В условиях глобализации и информатизации производства для привлечения инвестиций наиболее значимы не наличие рабочей силы и капитала, а квалификация кадров и гибкая научная база [1, с. 15]. В то же время