ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ ИНВАЛИДОВ
В.К. Степанов, А.С. Стариков
МГСУ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием архитектурной среды для спортсменов инвалидов, и выведены основные предпосылки для их решения.
The article are examines questions which touch forming of architectural environment for the sportsmen of invalids. Basic pre-conditions were shown out for their decision.
Одним из средств социально-психологической реабилитации инвалидов является занятия физкультурой и спортом - как массово-оздоровительные, так и соревновательные, что связано еще с одной структурной особенностью инвалидности в современном обществе - значительным количеством инвалидов молодых возрастов. Выделяя данную форму времяпрепровождения, акцентируем внимание именно на последнем, соревновательном аспекте ее развития, поскольку очевидна особая роль данной формы деятельности в формировании позитивной, «достигательской» мотивации, в выработке установки на преодоление самого себя .в сопоставлении с другим, но во многих отношениях подобным тебе человеком. Соревновательность стимулирует личность превзойти саму себя, стремясь превзойти своего соперника, что создает мощный социально-психологический фон самоутверждения личности, ее приобщения к сетям социального взаимодействия.
Спорт помогают человеку поверить в собственные силы. При этом, можно выделить три основные группы видов занятий.
Первая- реабилитационные или терапевтические занятия, которые входят составной частью в курс лечения инвалида. Такие занятия обычно проходят в форме лечебной физкультуры (ЛФК) в медицинских и реабилитационных центрах.
Вторая- физкультурно-оздоровительные занятия, которые в той или иной форме показаны практически всем. Они включают в себя специальные упражнения и элементы или целиком спортивные игры.
Третья - «спорт высоких достижений», которым занимается ограниченный круг инвалидов.
Вторая и третья группа занятий образует так называемый блок «Адаптивной физической культуры», появившийся относительно недавно у нас в стране.
Объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское. В паралимпийском движении принимают участие лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения; в сурдлимпийском - слуха; в специальном олимпийском - с поражением интеллекта.
Не секрет, что существующая спортивная инфраструктура была создана в подавляющем большинстве случаев в советскую эпоху, и, как правило, функционально не рассчитывалась для нужд инвалидов, из-за слабой проработки вообще вопроса спорта среди инвалидов. Справедливо отметить, что фонд спортивных объектов частично морально устарел, особенно это касается комплексов построенных в советское время, и требует существенной реорганизации и даже ревитализации объемно-планировочных и функциональных решений. В связи с этим представляется необходимым выделить три аспекта развития и проектирования архитектурной среды для инвалидов:
1. Максимально возможное приспособление уже созданной архитектурно-спортивной среды для нужд всех слоев населения, включая людей с ограниченными способностями. Реорганизация и ревитализация.
2. Проектирование новой актуальной, гуманной спортивной архитектурной среды доступной для всех слоев общества.
3. Проектирование специализированных спортивных центров для спортсменов инвалидов.
Задача архитектора состоит в том, как сделать архитектурную среду доступной для всех, более гуманной, способствовать консолидации общества, снятию социальных на-пряженностей, с помощью выразительных архитектурно-планировочных и грамотных функциональных решений.
Можно выделить два ключевых аспекта в организации спортивной архитектурной среды для инвалидов. Во-первых, это передвижение людей с ограниченными возможностями в пространстве, т.е. коммуникативная функция.
Основным и ключевым моментом, для архитектора, раскрывающим решение данной социально значимой проблемы является понятие - «доступная» или «безбарьерная среда».
Безбарьерная среда-этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Первоначально это выражение использовалось для описания зданий и компонентов, которыми могли пользоваться люди, использующие инвалидную коляску. Однако впоследствии в определение были включены стандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности. В широком смысле, безбарьерный, или доступный дизайн -это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни.
Кроме вспомогательных средств обеспечивающих передвижение инвалидов, архитектору необходимо предусмотреть систему ориентиров в пространстве, особенно это касается людей с ограниченным зрением.
Во-вторых, собственно - пребывание спортсменов-инвалидов в архитектурной среде, с целью проведения учебно-тренировочных процессов или состязательных, спортивных мероприятий. В данном случае проектировщику необходимо учитывать требова-
ния, предъявляемые к определенным помещениям и площадкам из условий использования их под нужды спортивного назначения.
Основные виды адаптивного спорта и спортивных игр приведены в таблице 2.
Таблица 2. Виды спорта для различных категорий инвалидов
Категории инвалидов
С нарушениями
Виды спорта Незрячие Глухие опорно - двигательного аппарата
За рубежом В России За рубежом В России За рубежом В России
1 2 3 4 5 6 7
Бадминтон - - х - х -
Баскетбол - - х х х -
Борьба - - х х - -
вольная
Борьба х х х х - -
классическая
Боулинг х - - - х -
Волейбол - - х х х -
Волейбол сидя - - - - х х
Гандбол - - х - х -
Гимнастика х х х - - -
Голбол х х - - - -
Гонки на - - - - х х
колясках
Дзюдо х - - - - -
Кегли х - - - х -
Конькобежный х х х х х -
спорт
Легкая х х х х х х
атлетика
Лыжные гонки х х х х х -
Плавание х х х х х х
Поднятие - - - - х -
тяжестей
Ролингбол х х - - - -
Стрельба х - х х х х
Теннис - - х - х -
Теннис - - х х х -
настольный
Торбол х - - - - -
Тяжелая - - - - х -
атлетика
Фехтование - - - - х -
Футбол - - х х х -
х - занимаются указанным видом спорта - не занимаются.
Перечисленные виды спорта могут быть разделены на три группы:
1. Виды спорта, по которым правила соревнований, размеры полей, площадок, дистанции и др., за исключением дополнительного оборудования для помощи инвалидам, те же, что и для здоровых людей.
2. Виды спорта, аналогичные существующим для здоровых, но модифицированные из расчета на инвалидов.
3. Специальные виды спорта, созданные в соответствии с конкретными видами инвалидности.
Таблица 3. Разделение видов инваспорта на группы в зависимости от степени специализации планировочных решений
№ п/п 1 группа 2 группа 3 группа
1 2 3 4
1 Бадминтон Баскетбол сидя Голбол
2 Волейбол Волейбол сидя Ролингбол
3 Фехтование Футбол на колясках Торбол
4 Конькобежный спорт Настольный теннис Шоу даун
5 Легкая атлетика Гимнастика спортивная Квадр-регби
6 Лыжные гонки
7 Плавание
8 Стрельба
9 Теннис
10 Футбол
11 Тяжела атлетика
Первая группа видов спорта - наиболее многочисленная, при этом методика подготовки спортсменов и порядок проведения соревнований не влекут за собой изменений основных параметров спортивных сооружений.
Вторая группа, состоящая из модифицированных видов спорта, требует иных размеров площадок и оборудования, по сравнению с аналогичными видами спорта для здоровых людей. Это связано с необходимостью обеспечения учебно-тренировочного процесса и правилами проведения соревнование.
Например, игры в баскетбол на колясках проводятся на площадках стандартных размеров, однако, в соответствии с требованиями безопасности, по периметру игрового поля должны быть оставлены свободные полосы шириной 2 м. по длинным и 3 м. по коротким сторонам. Кроме того, неприемлем способ установки баскетбольного щита с корзиной на вертикальной опоре (это в основном касается открытых площадок), или на подвижной консольной опоре, если вынос консоли меньше 3 м.
Третья группа видов спорта состоит в основном из спортивных игр. Большая часть этих игр предназначена для инвалидов по зрению. Методика подготовки и проведение соревнований по таким видам спорта не имеет аналогов и требуют специально оборудованных площадок и залов. Специфика этих помещений такова, что не позволяет использовать их для большинства других видов спорта.
Указанные данные спортивно-технологического характера, будучи дополнены медико-гигиеническими требованиями, дают возможность архитектору определить необходимые параметры мест занятий по отдельным видам спорта и занятий. Задача проектировщика состоит из двух частей. Во-первых, он должен создать пространство максимально удовлетворяющее требованиям методики проведения занятий, а также обеспечивающее физический и психологический комфорт спортсменов.
Во-вторых, он должен на сколько возможно предусмотреть универсализацию использования основных помещений и сооружений физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения для различных видов спорта и занятий.
Кроме того, данные по численности занимающихся и медико-гигиенические требования позволяют определить состав и основные параметры вспомогательных помещений.
Таким образом, перечисленные предпосылки можно считать основной базой данных в процессе выработки требований по проектированию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с учетом потребностей инвалидов.
Литература:
1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры.., М., Советский спорт, 2007.
2. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры., М., Советский спорт, 2007.
3. Калмет Х.Ю. Жилая среда для инвалида., М., Стройиздат, 1990.
4. Материалы проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями» в рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и России.
6. Степанов В.К. Специализированные учебно-лечебные центры., М., Стройиздат, 1987.
5. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики / Чесноков Н.Н // Спорт, духовные ценности, культура., М., 1997. № 8, с. 190-199.
Ключевые слова: адаптивный спорт, физическая культура, инвалиды, маломобильные группы населения, архитектурная среда, архитектура, безбарьерная среда, спортивные сооружения, гуманизм.
Keywords: adaptive sport, invalid, disable person, architectural space, architecture, barrier-free environment, athletic facilities, sport structure, humanism.
Рецензент: Заведующий кафедрой «Архитектуры гражданских и промышленных зданий», проф., к.т.н. А.К. Соловьев.