Научная статья на тему 'Предпосылки формирования архитектурной среды для спортсменов инвалидов'

Предпосылки формирования архитектурной среды для спортсменов инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ADAPTIVE SPORT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНВАЛИДЫ / DISABLE PERSON / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ARCHITECTURAL SPACE / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ATHLETIC FACILITIES / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / INVALID / SPORT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанов В. К., Стариков А. С.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием архитектурной среды для спортсменов инвалидов, и выведены основные предпосылки для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article are examines questions which touch forming of architectural environment for the sportsmen of invalids. Basic pre-conditions were shown out for their decision.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования архитектурной среды для спортсменов инвалидов»

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ ИНВАЛИДОВ

В.К. Степанов, А.С. Стариков

МГСУ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием архитектурной среды для спортсменов инвалидов, и выведены основные предпосылки для их решения.

The article are examines questions which touch forming of architectural environment for the sportsmen of invalids. Basic pre-conditions were shown out for their decision.

Одним из средств социально-психологической реабилитации инвалидов является занятия физкультурой и спортом - как массово-оздоровительные, так и соревновательные, что связано еще с одной структурной особенностью инвалидности в современном обществе - значительным количеством инвалидов молодых возрастов. Выделяя данную форму времяпрепровождения, акцентируем внимание именно на последнем, соревновательном аспекте ее развития, поскольку очевидна особая роль данной формы деятельности в формировании позитивной, «достигательской» мотивации, в выработке установки на преодоление самого себя .в сопоставлении с другим, но во многих отношениях подобным тебе человеком. Соревновательность стимулирует личность превзойти саму себя, стремясь превзойти своего соперника, что создает мощный социально-психологический фон самоутверждения личности, ее приобщения к сетям социального взаимодействия.

Спорт помогают человеку поверить в собственные силы. При этом, можно выделить три основные группы видов занятий.

Первая- реабилитационные или терапевтические занятия, которые входят составной частью в курс лечения инвалида. Такие занятия обычно проходят в форме лечебной физкультуры (ЛФК) в медицинских и реабилитационных центрах.

Вторая- физкультурно-оздоровительные занятия, которые в той или иной форме показаны практически всем. Они включают в себя специальные упражнения и элементы или целиком спортивные игры.

Третья - «спорт высоких достижений», которым занимается ограниченный круг инвалидов.

Вторая и третья группа занятий образует так называемый блок «Адаптивной физической культуры», появившийся относительно недавно у нас в стране.

Объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».

В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское. В паралимпийском движении принимают участие лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения; в сурдлимпийском - слуха; в специальном олимпийском - с поражением интеллекта.

Не секрет, что существующая спортивная инфраструктура была создана в подавляющем большинстве случаев в советскую эпоху, и, как правило, функционально не рассчитывалась для нужд инвалидов, из-за слабой проработки вообще вопроса спорта среди инвалидов. Справедливо отметить, что фонд спортивных объектов частично морально устарел, особенно это касается комплексов построенных в советское время, и требует существенной реорганизации и даже ревитализации объемно-планировочных и функциональных решений. В связи с этим представляется необходимым выделить три аспекта развития и проектирования архитектурной среды для инвалидов:

1. Максимально возможное приспособление уже созданной архитектурно-спортивной среды для нужд всех слоев населения, включая людей с ограниченными способностями. Реорганизация и ревитализация.

2. Проектирование новой актуальной, гуманной спортивной архитектурной среды доступной для всех слоев общества.

3. Проектирование специализированных спортивных центров для спортсменов инвалидов.

Задача архитектора состоит в том, как сделать архитектурную среду доступной для всех, более гуманной, способствовать консолидации общества, снятию социальных на-пряженностей, с помощью выразительных архитектурно-планировочных и грамотных функциональных решений.

Можно выделить два ключевых аспекта в организации спортивной архитектурной среды для инвалидов. Во-первых, это передвижение людей с ограниченными возможностями в пространстве, т.е. коммуникативная функция.

Основным и ключевым моментом, для архитектора, раскрывающим решение данной социально значимой проблемы является понятие - «доступная» или «безбарьерная среда».

Безбарьерная среда-этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями. Первоначально это выражение использовалось для описания зданий и компонентов, которыми могли пользоваться люди, использующие инвалидную коляску. Однако впоследствии в определение были включены стандарты, которые подходили людям с другими видами инвалидности. В широком смысле, безбарьерный, или доступный дизайн -это дизайн, который создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей и способствует их независимому образу жизни.

Кроме вспомогательных средств обеспечивающих передвижение инвалидов, архитектору необходимо предусмотреть систему ориентиров в пространстве, особенно это касается людей с ограниченным зрением.

Во-вторых, собственно - пребывание спортсменов-инвалидов в архитектурной среде, с целью проведения учебно-тренировочных процессов или состязательных, спортивных мероприятий. В данном случае проектировщику необходимо учитывать требова-

ния, предъявляемые к определенным помещениям и площадкам из условий использования их под нужды спортивного назначения.

Основные виды адаптивного спорта и спортивных игр приведены в таблице 2.

Таблица 2. Виды спорта для различных категорий инвалидов

Категории инвалидов

С нарушениями

Виды спорта Незрячие Глухие опорно - двигательного аппарата

За рубежом В России За рубежом В России За рубежом В России

1 2 3 4 5 6 7

Бадминтон - - х - х -

Баскетбол - - х х х -

Борьба - - х х - -

вольная

Борьба х х х х - -

классическая

Боулинг х - - - х -

Волейбол - - х х х -

Волейбол сидя - - - - х х

Гандбол - - х - х -

Гимнастика х х х - - -

Голбол х х - - - -

Гонки на - - - - х х

колясках

Дзюдо х - - - - -

Кегли х - - - х -

Конькобежный х х х х х -

спорт

Легкая х х х х х х

атлетика

Лыжные гонки х х х х х -

Плавание х х х х х х

Поднятие - - - - х -

тяжестей

Ролингбол х х - - - -

Стрельба х - х х х х

Теннис - - х - х -

Теннис - - х х х -

настольный

Торбол х - - - - -

Тяжелая - - - - х -

атлетика

Фехтование - - - - х -

Футбол - - х х х -

х - занимаются указанным видом спорта - не занимаются.

Перечисленные виды спорта могут быть разделены на три группы:

1. Виды спорта, по которым правила соревнований, размеры полей, площадок, дистанции и др., за исключением дополнительного оборудования для помощи инвалидам, те же, что и для здоровых людей.

2. Виды спорта, аналогичные существующим для здоровых, но модифицированные из расчета на инвалидов.

3. Специальные виды спорта, созданные в соответствии с конкретными видами инвалидности.

Таблица 3. Разделение видов инваспорта на группы в зависимости от степени специализации планировочных решений

№ п/п 1 группа 2 группа 3 группа

1 2 3 4

1 Бадминтон Баскетбол сидя Голбол

2 Волейбол Волейбол сидя Ролингбол

3 Фехтование Футбол на колясках Торбол

4 Конькобежный спорт Настольный теннис Шоу даун

5 Легкая атлетика Гимнастика спортивная Квадр-регби

6 Лыжные гонки

7 Плавание

8 Стрельба

9 Теннис

10 Футбол

11 Тяжела атлетика

Первая группа видов спорта - наиболее многочисленная, при этом методика подготовки спортсменов и порядок проведения соревнований не влекут за собой изменений основных параметров спортивных сооружений.

Вторая группа, состоящая из модифицированных видов спорта, требует иных размеров площадок и оборудования, по сравнению с аналогичными видами спорта для здоровых людей. Это связано с необходимостью обеспечения учебно-тренировочного процесса и правилами проведения соревнование.

Например, игры в баскетбол на колясках проводятся на площадках стандартных размеров, однако, в соответствии с требованиями безопасности, по периметру игрового поля должны быть оставлены свободные полосы шириной 2 м. по длинным и 3 м. по коротким сторонам. Кроме того, неприемлем способ установки баскетбольного щита с корзиной на вертикальной опоре (это в основном касается открытых площадок), или на подвижной консольной опоре, если вынос консоли меньше 3 м.

Третья группа видов спорта состоит в основном из спортивных игр. Большая часть этих игр предназначена для инвалидов по зрению. Методика подготовки и проведение соревнований по таким видам спорта не имеет аналогов и требуют специально оборудованных площадок и залов. Специфика этих помещений такова, что не позволяет использовать их для большинства других видов спорта.

Указанные данные спортивно-технологического характера, будучи дополнены медико-гигиеническими требованиями, дают возможность архитектору определить необходимые параметры мест занятий по отдельным видам спорта и занятий. Задача проектировщика состоит из двух частей. Во-первых, он должен создать пространство максимально удовлетворяющее требованиям методики проведения занятий, а также обеспечивающее физический и психологический комфорт спортсменов.

Во-вторых, он должен на сколько возможно предусмотреть универсализацию использования основных помещений и сооружений физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения для различных видов спорта и занятий.

Кроме того, данные по численности занимающихся и медико-гигиенические требования позволяют определить состав и основные параметры вспомогательных помещений.

Таким образом, перечисленные предпосылки можно считать основной базой данных в процессе выработки требований по проектированию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с учетом потребностей инвалидов.

Литература:

1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры.., М., Советский спорт, 2007.

2. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры., М., Советский спорт, 2007.

3. Калмет Х.Ю. Жилая среда для инвалида., М., Стройиздат, 1990.

4. Материалы проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями» в рамках Программы сотрудничества Европейского Союза и России.

6. Степанов В.К. Специализированные учебно-лечебные центры., М., Стройиздат, 1987.

5. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики / Чесноков Н.Н // Спорт, духовные ценности, культура., М., 1997. № 8, с. 190-199.

Ключевые слова: адаптивный спорт, физическая культура, инвалиды, маломобильные группы населения, архитектурная среда, архитектура, безбарьерная среда, спортивные сооружения, гуманизм.

Keywords: adaptive sport, invalid, disable person, architectural space, architecture, barrier-free environment, athletic facilities, sport structure, humanism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент: Заведующий кафедрой «Архитектуры гражданских и промышленных зданий», проф., к.т.н. А.К. Соловьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.