Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С СОЧЕТАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С СОЧЕТАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / СОЧЕТАННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОДА И ВСД / СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / СУСТАВНАЯ И ИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКИ ДОКТОРА С.М. БУБНОВСКОГО / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION METHODOLOGY / STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP / COMBINED DISEASES OF SUPPORTING-MOTOR APPARATUS AND VASOMOTOR DYSCRASIA / NORDIC WALKING / ARTICULAR AND ISOMETRIC GYMNASTICS OF DR. S. M. BUBNOVSKY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Запорожская И.В.

Увеличение количества студентов специальной медицинской группы, особенно с сочетанными заболеваниями, и недостаточное методическое обеспечение данного направления являются предпосылками для разработки методики физического воспитания с использованием таких средств, как скандинавская ходьба, суставная и изометрическая гимнастики доктора С.М. Бубновского.The increase in the number of students of a special medical group, especially with combined diseases, and the insufficient methodological support of this direction are prerequisites for the development of physical education methodology using certain means as Nordic walking, joint and isometric gymnastics of Dr. S. M. Bubnovsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Запорожская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С СОЧЕТАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

УДК 796.001.3 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-148-151

И.В. Запорожская,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Хабаровского государственного университета экономики и права

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С СОЧЕТАННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Увеличение количества студентов специальной медицинской группы, особенно с сочетанными заболеваниями, и недостаточное методическое обеспечение данного направления являются предпосылками для разработки методики физического воспитания с использованием таких средств, как скандинавская ходьба, суставная и изометрическая гимнастики доктора С.М. Бубновского.

Ключевые слова: методика физического воспитания, студенты специальной медицинской группы, сочетанные заболевания ОДА и ВСД, скандинавская ходьба, суставная и изометрическая гимнастики доктора С.М. Бубновского.

UDC 796.001.3 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-148-151

I.V. Zaporozhskaya, Senior Trainer, Department of Physical Education and Sports, Khabarovsk State University of Economics and Law

PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION METHODOLOGY FOR STUDENTS WITH COMBINED DISEASES

The increase in the number of students of a special medical group, especially with combined diseases, and the insufficient methodological support of this direction are prerequisites for the development ofphysical education methodology using certain means as Nordic walking, joint and isometric gymnastics of Dr. S. M. Bubnovsky.

Keywords: methods of physical education methodology, students of a special medical group, combined diseases of supporting-motor apparatus and vasomotor dyscrasia, Nordic walking, articular and isometric gymnastics of Dr. S. M. Bubnovsky.

По данным медицинского осмотра, проведённого студенческой поликлиникой Хабаровского государственного университета экономики и права (далее -ХГУЭП), нами было установлено, что количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с каждым годом увеличивается.

Так, с 2016 г. по 2019 г. в общей структуре хронических заболеваний молодёжи, занимающейся в специальной медицинской группе (далее - СМГ), наиболее высокие темпы прироста отмечаются по болезням вегетативной нервной системы (далее - ВНС) (11-16,1 %), костно-мышечной системы и соедини-

тельной ткани (11,4-22 %). Кроме того, было выявлено, что у 40 % студентов СМГ наблюдается одновременно несколько патологий. В основном это патологические изменения в опорно-двигательном аппарате (далее - ОДА) с неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника в сочетании с синдромом вегетососудистой дистонии (далее - ВСД).

При заболеваниях такого рода человек испытывает боли и сильную усталость, работоспособность его значительно снижается. Это обусловливается тем, что патологические процессы в ОДА и ВНС приводят к нарушению кровообращения позвоночного столба, мышц и органов, а также их иннервации. Снижение двигательных возможностей человека, быстрая утомляемость, ухудшение памяти и внимательности негативно отражается на учебном процессе и будущей трудовой деятельности студентов экономических специальностей.

Основным принципом реабилитации является комплексный подход к решению данных проблем со здоровьем студентов. Ставится задача учитывать не только восстановление работы ОДА и ВНС, а также улучшить состояние сердечно-сосудистой системы (далее - ССС), бронхолёгочной, пищеварительной, эндокринной систем.

Необходимо уделять большое внимание двигательному режиму на занятиях со студентами СМГ, согласно имеющимся у них заболеваниям, а также занятиям физической культурой под контролем преподавателя. При этом необходимо из огромного перечня видов физической активности подобрать такое направление, с

помощью которого можно будет решать сразу несколько задач в качестве улучшения самочувствия и физиологического состояния систем органов занимающихся, а именно:

- формирование мышечного корсета;

- восстановление дыхательной функции;

- развитие координации;

- восстановление равновесия;

- формирование навыка правильной осанки;

- восстановление сердечно-сосудистой системы.

Одним из таких альтернативных методов является скандинавская ходьба. Благодаря использованию палок, в работе задействованы основные мышечные группы, происходит постепенная адаптация ССС, ОДА, ВНС, мобилизация верхних и нижних конечностей, нормализуется артериальное давление, укрепляется мышечный корсет организма.

Занимаясь скандинавской ходьбой, можно достигнуть определённого уровня тренированности сердечной мышцы, что позволяет сердцу работать более экономично, тем самым выносливость организма растёт. Также для улучшения работы сердечно-сосудистой системы и увеличения её функциональных возможностей огромное значение имеет работа скелетной мускулатуры, в частности мышц -икроножных, голеностопа и стопы, шей-но-воротниковой зоны и области лопаток, диафрагмы и мышечной силы кровеносных сосудов, особенно венозных. При этом улучшается и, в зависимости от тренированности, восстанавливается кровообращение в организме, а значит, и питание всех его клеток.

За счёт точного выполнения техники скандинавской ходьбы, правильного использования палок спина становится прямой, так как работают не только мышцы руки, но и мышцы, связанные с лопаткой, а также широчайшие мышцы спины и паравертебральные мышцы, расположенные вдоль позвоночника [4, с. 28]. Весь опорно-двигательный аппарат обеспечивается достаточной нагрузкой, которая при осуществлении шагов симметрично распределяется на правую и левую части тела. У занимающихся наблюдается улучшение координационных способностей, восстанавливается центр тяжести тела, тем самым их осанка выравнивается и становится более правильной. Происходит укрепление мышцы ОДА, осевая нагрузка равномерно распределяется на мышцы спины, за счёт этого снимается нагрузка на суставы ног и диски межпозвоночных сочленений до 35 %. Улучшается кровоснабжение межпозвоночных сочленений и суставов, их компрессия уменьшается.

За счёт использования диафрагмаль-ного дыхания в процессе ходьбы происходит более эффективное снабжение организма кислородом. Улучшается кровоснабжение головного мозга, стимулируются память и внимание, нормализуется сон, улучшается настроение.

В тренировочном процессе, во время становления техники скандинавской ходьбы, используются упражнения на ко-

ординацию, силу и баланс - ходьба и упражнения с палками.

Занятия на свежем воздухе оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние человека за счёт повышения уровня серотонина и эндорфина, приводят к умиротворению.

Преимуществом данной методики является то, что правильная техника шага и работы палками позволяет передвигаться с меньшими затратами энергии за счёт экономичного включения в работу тех мышечных групп, которые участвуют в движении [4, с. 25].

Более детальное восстановление функций ОДА можно осуществить посредством выполнения упражнений изометрической гимнастики кинезитерапии по методу С.М. Бубновского (12-20 занятий), которая включает суставную гимнастику на тренажерах типа «кроссовер « и партерную гимнастику.

Принцип заключается в том, чтобы занимающиеся научились владеть своим телом - руками, ногами и мышцами, координируя процесс дыхания, что очень важно при восстановлении ОДА и ВНС [1, с. 5].

Уникальность кинезитерапии в том, что при включении в работу мышц (поверхностных и глубоких) запускаются моторно-висцеральные рефлексы, в связи с этим происходит благоприятное воздействие на все системы органов. Выполнение упражнений построено по принципу последовательного растяжения мышцы (улучшение кровоснаб-

жения и эластичности), а затем сжатия (силовое усилие) [1, с. 6]. В связи с этим происходит выравнивание позвоночника за счёт увеличения силы скелетных мышц, улучшение кровообращения скелетных мышц и питание межпозвоночных сочленений, при этом мышцы и связки становятся эластичными, исчезают контрактуры суставов, снимается компрессия нервных корешков позвоночного столба и улучшается работа ВНС [3, с. 10]. Данные процессы движений положительно влияют на ВНС и психологическое состояние занимающихся [2, с. 20].

Упражнения с палками скандинавской ходьбы и партерная суставная гимнастика также направлены на развитие гибкости, координационных способностей и восстановление вестибулярной устойчивости.

Задачей преподавателя является научить студента правильной и эффективной технике скандинавской ходьбы и изометрической гимнастике С.М. Бубновского, способам контроля нагрузки. Обладая данными знаниями и овладев техникой движений, студенты в дальнейшем смогут заниматься самостоятельно, тем самым улучшать качество своей жизни.

Таким образом, анализ средств восстановления функций костно-мышечной и вегетативной нервной системы человека показал, что на основе комплексного применения средств физической реабилитации, таких как скандинавская ходьба, суставная и изометрическая гимнастики

доктора С.М. Бубновского, можно создать методику по физической культуре. Занятия должны проводиться, согласно показаниям и противопоказаниям применения физических упражнений при данных заболеваниях и дифференцированному подходу к каждому студенту.

Список использованных источников

1 Бубновский, С. М. Роль кинезитера-пии в реабилитации подростков и взрослых с неврологическими проявлениями остеохондроза позвоночника и других дорсопатий : автореф. дис. ... канд. мед. наук / С. М. Бубновский. М. : Науч-исслед. ин-т дет. гематологии МЗ РФ 2000, 34 с.

2 Бубновский, С. М. Природа разумного тела, или Как избавиться от остеохондроза / С. М. Бубновский. М., 1997, 70 с.

3 Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезитерапия) / В. И. Дубровский. М., 1998. С. 27.

4 Чеснова, Е. Л. Нордическая ходьба как средство оздоровления организма : учеб-метод. комплекс / Е. Л. Чеснова, Л. А. Кузьмина, С. В. Шкляров. Новосибирск : НГПУ, 2015. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.