Научная статья на тему 'Предпосылки для эпистемологической репрезентации концепции возможных вселенных'

Предпосылки для эпистемологической репрезентации концепции возможных вселенных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕЛЕННАЯ / БЕСКОНЕЧНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / МИР В ЦЕЛОМ / БЫТИЕ / ПРИНЦИП / ЗАКОН / ЧЕЛОВЕК / СОЗНАНИЕ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / UNIVERSE / INFINITY / SPACE / TIME / WORLD IN GENERAL / EXISTENCE / PRINCIPLE / LAW / HUMAN / CONSCIOUSNESS / EPISTEMOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлев Борис Васильевич

На основе эпистемологического подхода выдвигается нетрадиционный взгляд на строение мира, учитывающий бесконечность Мира в целом. Выявляется глубокая связь человека с внешним миром, определяются понятия бытия, времени, движения. Согласно предложенному представлению мир нашего бытия, наша Вселенная, проявляется в результате последовательных переходов из одной возможной вселенной к другой. Подобное представление объясняет многие физические явления и парадоксы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites of possible universes concept epistemological representation

Non-traditional view on the world structure based on an epistemological method is observed in the article. In this method the infinity of the world in general is considered. The deep connection of human being with the outer world is learnt, the definitions of being, time and motion are determined. According to the proposed, the world of our existence, our universe appears as a result of consistent transitions from one possible universe to another. With a help of such idea one can explain many physical phenomena and paradoxes.

Текст научной работы на тему «Предпосылки для эпистемологической репрезентации концепции возможных вселенных»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 530.145 (571.56)

Б. В. Яковлев

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОЗМОЖНЫХ ВСЕЛЕННЫХ

На основе эпистемологического подхода выдвигается нетрадиционный взгляд на строение мира, учитывающий бесконечность Мира в целом. Выявляется глубокая связь человека с внешним миром, определяются понятия бытия, времени, движения. Согласно предложенному представлению мир нашего бытия, наша Вселенная, проявляется в результате последовательных переходов из одной возможной вселенной к другой. Подобное представление объясняет многие физические явления и парадоксы.

Ключевые слова: Вселенная, бесконечность, пространство, время, Мир в целом, бытие, принцип, закон, человек, сознание, эпистемология.

B. V. Yakovlev

Prerequisites of possible universes concept epistemological representation

Non-traditional view on the world structure based on an epistemological method is observed in the article. In this method the infinity of the world in general is considered. The deep connection of human being with the outer world is learnt, the definitions of being, time and motion are determined. According to the proposed, the world of our existence, our universe appears as a result of consistent transitions from one possible universe to another. With a help of such idea one can explain many physical phenomena and paradoxes.

Key words: universe, infinity, space, time, world in general, existence, principle, law, human, consciousness, epistemology.

С развитием теории квантовых измерений, запутанных состояний, декогеренции и квантовой нелокальное™ [1, 2, 3, 4], а также с появлением идей квантовой информации [5, 6, 7], многомировой интерпретации квантовой механики Эверетта-Уилера [8, 9], космологического антропного принципа [10, 11] и современной эпистемологии [12] проблема отношения «человек - окружающий мир» стала особо актуальной.

В современной картине мира часто отрицается или недостаточно учитывается одно из основных свойств мира. Это - его бесконечность, его неисчер-

ЯКОВЛЕВ Борис Васильевич - д. ф.-м. н., профессор кафедры теоретической физики Физико-технического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

E-mail: [email protected]

пае мое многообразие. Бесконечность является абсолютным свойством мира и самым древним, устойчивым постулатом Вселенной. Мир в целом содержит в себе бесконечное многообразие, включая и ту часть, которая находится за пределом нашего наблюдения и взаимодействия с нами. Поэтому, на наш взгляд, новая теория должна содержать это фундаментальное свойство мира, то есть бесконечность Мира в целом.

Настоящее исследование непосредственно касается «трех великих проблем» современной физики, обозначенных академиком В. Л. Гинзбургом [13]: 1) вопроса о возрастании энтропии, необратимости и «стреле времени»; 2) проблемы интерпретации нерелятивистской квантовой механики; 3) вопроса о редукции живого к неживому, т. е. вопроса о происхождении жизни и мышления на основе одной физики. Работа является развитием идеи создания

модели строения мира на основе постулата о бесконечности мира, изложенной в работах [14, 15].

Согласно закону Хаббла [16], мы живем в системе разбегающихся галактик. Можно допустить, что имеется некоторый предел наблюдаемости, соответствующий расстоянию, где объекты удаляются от нас со скоростью света. Системы, находящиеся за этим пределом, недосягаемы и являются ненаблюдаемыми объектами. Этот предел принимается за верхнюю границу нашей Вселенной. Поэтому ее можно рассматривать как изолированную, замкнутую систему с определенным радиусом. Но за этим пределом, конечно, имеются другие вселенные, звездные системы, объекты и т. д. Этого отрицать нельзя. Если мы говорим «мир бесконечен», то за указанным пределом нашей Вселенной мы должны признать существование множества других вселенных, галактик, звездных объектов. В нем возможны абсолютно любые расположения, вариации, конфигурации, состояния бесконечного множества объектов и систем. В Мире в целом мы можем найти любые мыслимые и немыслимые системы. Любое событие в нем достоверно. Поскольку Мир в целом бесконечен, имеются вселенные с такой же галактикой, как и наша, с Туманностью Андромеды, с Солнечной системой, с планетами, городами как Москва, Нью-Йорк, Лондон и т. д., с такими же людьми, как и мы, находящимися на такой же Земле. Продолжаем поиск, т. е. раздвигаем его область даже и в том случае, если не хватает пары песчинок, скажем, в пустыне Сахаре... и т. д., и, в конце концов, найдем вселенные, полностью аналогичные нашей! То есть результатом поисков будет наличие копий нашей Вселенной. Это прямое следствие бесконечности Мира в целом. Имеется бесконечное множество копий нашей Вселенной! Если мы отрицаем это, если говорим - этого не может быть, то тем самым мы отрицаем бесконечность Мира в целом.

Возникает вопрос: чем могут отличаться эти копии?

На наш взгляд, отличия этих копий должны зависеть от особенностей восприятия человеком внешнего мира. Поскольку все копии совпадают, мы не имеем возможности определить, в какой именно Вселенной находимся. Возникает ощущение, что мы одновременно живем, существуем во множестве вселенных. Конечно, в ходе эволюции эти копии вселенных отличаются в предыдущий и последующий моменты времени. Но и их будет бесконечное множество. И каждый момент времени имеет бесконечное множество вселенных. Данные изменения и отличия мы должны как-то ощущать...

Принимая во внимание квантовый характер физических процессов, предлагаем следующее представление о строении мира: человечество в

целом и все окружающее нас (в том числе и отдаленные галактики) вместе совершает переходы из одной вселенной (копии вселенной) к другой за очень малый промежуток времени. Эти переходы мы ощущаем в виде последовательной перемены явлений, состояний, то есть в виде времени.

Рассмотрим нашу Вселенную в некоторый момент времени, то есть выделим временной фрагмент Вселенной (как фотографию). Копии вселенных соответствуют этим фрагментам. Время, движение и т. д. проявляются в результате последовательных переходов из одной вселенной к другой. Следовательно, бытие представляет собой некоторый путь (путь нашей Вселенной) в Мире, состоящий из этих переходов. Подобные переходы можно сравнить с кинокадрами, где каждый кадр соответствует копии вселенной (временному фрагменту Вселенной), а мир нашего бытия (наша Вселенная) проявляется подобно кинофильму при его демонстрации. Более наглядно, геометрически этот процесс можно представить следующим образом: нульмерное пространство - это точка, одномерное - линия, двухмерное - плоскость (или поверхность), трехмерное - пространство, четырехмерное - четырехмерное пространство-время, где мы живем. Чтобы получить одномерное пространство, мы должны выйти из данной точки (т. е. из нульмерного пространства) и зафиксировать другую точку, потом сделать переход и т. д. Тогда мы получим одномерное пространство, т. е. линию (рис. 1а). Чтобы получить двухмерное пространство, мы должны выйти из этой линии и зафиксировать другую. Затем переходим из одной линии к другой. Делая такие последовательные переходы, мы, очевидно, получим плоскость или двухмерное пространство (рис.1б). Чтобы получить трехмерное пространство, необходимо вне данной плоскости (поверхности) зафиксировать другие и совершать переходы (рис.1в). Для получения четырехмерного пространства-времени (мир нашего бытия) мы должны выйти за пределы трехмерного пространства. Мы уже говорили, что наша Вселенная ограничена, замкнута и имеет определенные верхние границы. Нам нужно выйти за пределы этой границы, зафиксировать другие соответствующие вселенные и совершить последовательные переходы. В результате мы получим наше четырехмерное пространство-время (рис.1 г).

Таким образом, наше бытие представляет собой путешествие по безграничному, неподвижному Миру в целом, где нет понятий времени, движения и который содержит всевозможно распределенный ассортимент (конгломерат) объектов, систем и т. д. Время, движение проявляются в результате последовательных переходов из одной вселенной к другой. Человечество в целом и все, что нас окру-

Рис. 1. а) одномерное пространство, б) двухмерное пространство, в) трехмерное пространство, г) четырехмерное пространство-время,

V - возможные вселенные.

жает (наша Вселенная), вместе переходит из одной вселенной к другой с огромной скоростью, за секунду проскакивает миллиарды вселенных, путешествуя по бесконечному океану - Миру в целом. Путь нашей Вселенной представляет собой наше бытие, нашу историю.

В силу бесконечности Мира, неисчерпаемости его многообразия и достоверности существования любой последующей вселенной последовательные переходы происходят непрерывно. В противном случае, т. е. если Мир был бы конечным, то в последовательности переходов появились бы разрывы и не было бы бытия. Следовательно, бесконечность Мира есть условие всякого существования.

Мир, в котором мы живем, Вселенная, которую мы наблюдаем, удивительно гармоничны. Вселенная гармонична в том смысле, что ее фундаментальные параметры, определяющие характер протекания физических процессов, будто бы созданы для возникновения жизни в ней, то есть имеют «тонкую настройку» [17, 18, 10]. Наш мир характеризуют такие фундаментальные параметры, как масса и заряд электрона, протона, гравитационная и электрическая постоянные, космологическая постоянная Хаббла и ряд других. Изменение значения указанных параметров на незначительные величины привело бы к кардинальным изменениям свойств микромира и Вселенной. Стало бы невозможным существование атомов или сложных химических элементов, планет, звезд, разумных существ и т. д. Возникает впечатление, что она построена целесообразно, то есть с целью обеспечения возможности существования в ней разумного человека.

Выявленные взаимосвязи человека с внешним миром и стали причиной возникновения современного космологического антропного принципа [11].

Антропный принцип изучает связь человека со Вселенной, объясняя, каково его место во Вселенной, как существует человек. Он констатирует то, что есть, что существует и что лежит в основе мира, взаимосвязь человека со Вселенной, а именно их гармонию.

Как мы уже говорили, время, движение, бытие проявляются в результате последовательных переходов из одной вселенной к другой. Человечество в целом и все, что его окружает, совершают вместе эти переходы. И наше бытие представляет собой некоторый определенный путь в Мире в целом. Можно допустить, что каждый сознательный поступок отдельного человека также в некоторой степени определяет этот путь перехода нашей Вселенной в бесконечном Мире. Если бы любой человек вместо одного поступка совершал бы другой, то мы, т. е. вся наша Вселенная, имели бы совершенно другой путь в бесконечном Мире. Каждый человек, действуя по своему разумению, в какой-то степени пассивно управляет нашим миром, т. е. нашей Вселенной. Другими словами, он выбирает подходящую для себя вселенную с учетом, очевидно, действий, осознанных поступков и других людей. В этом смысле он зависим. Благодаря этому люди зависят друг от друга, и поэтому они согласованно совершают переходы вместе. Или, наоборот, благодаря зависимости людей друг от друга существует единый путь перехода и, следовательно, мир нашего бытия, наша Вселенная. Если каждый человек, субъект определяет в некоторой степени путь нашей Вселенной в Мире в целом,

и тем более человечество в целом, согласованно переходя из одной вселенной к другой, в большей степени определяет этот путь, то Вселенная действительно «адаптирована» к человеку, что не противоречит современному антропному принципу.

Согласно нашему представлению, поскольку мы переходим из одной вселенной к другой, вся наша Вселенная, в том числе и мы, за каждый квант времени (это миллиардные доли секунды) «обновляемся», т. е. частицы и атомы наших клеток являются уже не теми, чем были секунду назад, а совершенно другими (из других вселенных). В каждый последующий миг мы все вместе оказываемся в совершенно других, различных областях Мира в целом, вырисовывая тем самым наш путь.

Природа перехода из одной вселенной к другой, таким образом, кроется в самом человеке, в его воле, памяти, осознанной деятельности, определяющей своеобразный путь нашей Вселенной в безграничном Мире. Все человечество, путешествуя из одной вселенной к другой, создает весь этот наблюдаемый нами окружающий объективный огромный мир, мир бытия, нашу Вселенную. Время выступает как сугубо субъективная, человеческая категория. В то же время знания, когнитивные схемы можно рассматривать, как объективные категории. Можно сказать, что человек создает субъективный мир, а человечество в целом - объективный мир, мир нашего бытия. Человек и окружающий его объективный мир так же неразрывно связаны, как время и пространство.

Предложенное представление согласуется с современным антропным принципом [17, 18, 10]. В последнее время особое внимание уделяется также проблеме связи человеческого сознания с квантовой системой, с внешним миром [19]. Если принимается постулат о бесконечности мира, то возникает необходимость в признании наличия тесной связи человеческого сознания с окружающим внешним объективным миром.

Таким образом, есть бесконечный, неподвижный Мир в целом, где нет понятия времени, движения и т. д. Время, движение, бытие появляются (проявляются) в результате последовательных переходов из одной возможной вселенной к другой, которые представляют в Мире в целом некоторый путь. Этот путь и составляет содержание нашей Вселенной.

Отметим, что предложенная концепция (назовем ее концепцией возможных вселенных) не противоречит современной науке и не нарушает принцип соответствия, а существенно раздвигает границы познаваемого мира. Рассматривая совместно развитие мира и человека, констатируя, что познающий субъект не противостоит миру, а существует в мире, учитывая возможную объективность знания, концепция следует принципам, а, именно

теоретико-информационному подходу современной эпистемологии.

Литература

1. Schrodinger Е. Die gegenwartige Situation in der Quantenmechanik // Naturwissenschaften, 1935, В. 48, - 807 s, B. 49, - 823 s, B. 50, - 844 s.

2. Фон Нейман Дж. Математические основы квантовой механики. - Москва: Наука, 1964. - 364 с.

3. Zeh H. D. The problem of conscious observation in quantum mechanical description // Found. Phys. Lett. 2000, 13, 3,

- Р. 221-234; quant-ph/9908084.

4. Zurek W. H. Decoherence, einselection, and the quantum origins of the classical // Reviews of Modern Physics,

2003, 75, - Р. 715-765.

5. Deutsch D. The Fabric of Reality. First Edition, Penguin Books, - London, 1997. - 371 p.

6. Feynman R. Simulating physics with computers // International Journal of Theoretical Physics, 1982, 21 N 6/7. - Р. 467-488.

7. Feynman R. // Quantum mechanical computers Foundations of Physics. 1986, 16, - Р. 507-531. (Originally appeared in Optics News, February 1985).

8. Everett H. // Rev. Mod. Phys. 1957, 29. - Р. 454462; Reprinted in Quantum Theory and Measurement (Eds J. A. Wheeler, W. H. Zurek), N. J.: Princeton University Press,

- Princeton (1983).

9. DeWitt B. S., Graham N. The Many-Worlds Interpretation of Quantum Mechanics, N. J.: Princeton University Press,

- Princeton, 1973. - 196 p.

10. Картер Б. Совпадения больших чисел и антропный принцип в космологии. / Сб. Космология: теория и наблюдения. - Москва: Мир 1978. - С. 369-379.

11. Barrow J. D., Tipler F. J. The anthropic cosmological principle, Clarenden press. - Oxford, 1986.

12. Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм (К дискуссиям современной эпистемологии). - М: ИФ РАН,

2004.

13. Гинзбург В. Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересными (тридцать лет спустя, причем уже на пороге XXI века) //УФН. - 1999. Т. 169, № 4. - С. 419-441.

14. Яковлев Б. В. О возможности нового подхода к представлениям о строении мира. // Илин. - Якутск, 1992; http://ilin-yakutsk.narod.ru/1992/90.htm

15. Яковлев Б. В. Путь Вселенной. - Москва: Права человека, 2007. - 88 с.

16. Hubble Ed., A relation between distance and radial velocity among extra-galactic nebulae. // Proc. Nat. Acad. Sci. USA, 1929, v. 15, No 3, - Р. 168-173.

17. Дирак П. А. М. Собрание научных трудов в 4 т. -Москва: Физматлит, 2002-2005.

18. Dicke R. H. Dirac’s Cosmology and Mach’s Principle // Nature. 1961, 192(4801) - Р. 440-441.

19. Менский М. Б. Квантовые измерения, феномен жизни и стрела времени: связи между „тремя великими проблемами“ (по терминологии Гинзбурга) // УФН. - 2007.

- 177, - С. 415-425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.