Научная статья на тему 'Предпочтения школьников в выборе видов активного туризма'

Предпочтения школьников в выборе видов активного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ВИДЫ ТУРИЗМА / АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ШКОЛЯРі / ВИДИ ТУРИЗМУ / АКТИВНИЙ ТУРИЗМ / PUPILS / KINDS OF TOURISM / ACTIVE TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виндюк А. В.

В статье рассматриваются предпочтения школьников к отдельным видам туризма и путешествий, выявленных методом анкетирования у 148 учащихся 11-х классов. Полученные данные свидетельствуют, что 69 % школьников не участвовали в туристических походах, однако более 50 % хотели бы заниматься экстремальным видом туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preferences of the pupils in the choice of active tourism

The article is devoted to the pupils preferences to the separate plans of tourism and journey that was single out by questionnaire design at 148 pupils of the 11th form. Received facts testify that 69 pec cent of pupils take part in the hike, but more then 50 per cent wanted to engage in extreme kinds of tourism.

Текст научной работы на тему «Предпочтения школьников в выборе видов активного туризма»

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВЫБОРЕ

ВИДОВ АКТИВНОГО ТУРИЗМА

Виндюк А.В.

Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления»

Аннотация. В статье рассматриваются предпочтения школьников к отдельным видам туризма и путешествий, выявленных методом анкетирования у 148 учащихся 11-х классов. Полученные данные свидетельствуют, что 69 % школьников не участвовали в туристических походах, однако более 50 % хотели бы заниматься экстремальным видом туризма. Ключевые слова: школьники, виды туризма, активный туризм.

Анотація. Виндюк А.В. Переваги школярів у виборі видів активного туризму. У статті розглядаються переваги школярів до окремих видів туризму й подорожей, виявлених методом анкетування в 148 учнів 11-х класів. Отримані дані свідчать, що 69 % школярів не брали участь у туристичних походах, однак більше 50 % хотіли б займатися екстремальним видом туризму.

Ключові слова: школярі, види туризму, активний туризм.

Annotation. Vindyuk A.V. Preferences of the pupils in the choice of active tourism. The article is devoted to the pupils preferences to the separate plans of tourism and journey that was single out by questionnaire design at 148 pupils of the 11th form. Received facts testify that 69 pec cent of pupils take part in the hike, but more then 50 per cent wanted to engage in extreme kinds of tourism.

Key words: pupils, kinds of tourism, active tourism.

Введение.

Одним из мероприятий по укреплению здоровья населения являются занятия активными видами туризма. В законе Украины «О туризме» этой проблеме уделяется должное внимание. «Государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры... Основными целями государственного регулирования в отрасле туризма есть: обеспечение закрепленных Конституцией Украины прав граждан на отдых, свободу перемещения, возобновление и укрепление здоровья.» [1].

Известно, что проведение туристических походов разной интенсивности и сложности при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыводящей систем оказывает содействие улучшению субъективного состояния и объективных результатов, увеличению двигательной активности, повышению работоспособности, улучшению физических качеств, антропометрических показателей и функционального состояния организма [5]. В то же время целостный процесс воспитания личности с использованием средств оздоровительного туризма должен развиваться по традиционным канонам любого педагогического процесса [4].

Работа выполнена по плану НИР гуманитарного университета «Запорожский университет государственного и муниципального управления».

Формулирование целей работы.

Цель исследования - выявление предпочтений учащихся общеобразовательных школ в выборе видов активного туризма и путешествий, в том числе спортивного туризма. Потребность в специальном исследовании предпочтений школьников в выборе видов активного туризма продиктована необходимостью внесения научно обоснованных корректив в программы для общеобразовательных учебных заведений.

Результаты исследований.

В программу «Основы здоровья и физическая культура» [2] для общеобразовательных школ входит туризм. Данная проблема обсуждается и в публикациях [3].

Анкетирования проводилось в двух общеобразовательных школах. Всего обследовано 148 учащихся одиннадцатых классов (80 девушек и 68 юношей) - жителей города Запорожья.

Результаты, полученные в ходе исследования (табл. 1), оказались несколько неожиданными: из 148 респондентов 102 (69%) ни разу не участвовали в туристских походах, хотя в программе выделяется около 30 часов на изучение темы «Туризм». Получается, что за весь период обучения в общеобразовательной школе две трети учащихся так и не побывали по разным причинам даже в однодневных походах. Это свидетельствует о том, что в школах, в том числе и летних оздоровительных лагерях (как загородных, так и с дневным пребыванием детей, организуемых при школах), педагоги и руководители недостаточно внимания уделяют организации двигательной активности детей и подростков, а также выполнению разнообразных физических упражнений на свежем воздухе, что способствовало бы их оздоровлению средствами туризма.

Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты (см табл. 1).

Таблица 1

Предпочтение школьников отдельным видам ту-

ризма и путешествий

№ Вид Кол-во %

1 Пешеходный туризм 57 38

2 Г орный туризм 60 40,5

3 Велосипедный туризм 45 30

4 Автомобильный туризм 68 46

5 Водный туризм 42 28

6 Лыжный туризм 31 23

7 Спелеотуризм 22 15

8 Мототуризм 38 26

9 Парусный туризм 26 17,5

10 Конный туризм 58 39

11 Спортивное ориентирование 36 24

12 Скалолазание 30 22

13 Альпинизм 16 11

14 Экстремальный туризм 80 54

15 Путешествия на воздушном шаре 64 43

Спортивное ориентирование, скалолазание, альпинизм, экстремальный туризм, путешествия на воздушном шаре - виды спорта, не отно-

сящиеся к спортивному туризму, но выбраны респондентами как виды, которыми они также предпочитали бы заниматься.

Полученные сведения показывают, что из всех респондентов, принявших участие в исследовании, 100% изъявили желание участвовать в спортивных походах и совершать путешествия, а также заниматься смежными видами спорта: спортивным ориентированием, альпинизмом, скалолазанием и др.

9% респондентов активно занимаются туризмом в различных турклубах, станциях юных туристов, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования (центрах, станциях детско-юношеского туризма), совмещая свое обучение в общеобразовательной школе.

Можно установить определенную иерархию видов туризма по степени популярности у школьников (табл. 2).

Таблица 2.

Распределение предпочтений школьников в выборе видов туризма и путешествий по степени по-

Из полученных данных следует, что явным преимуществом у одиннадцатиклассников пользуется экстремальные виды туризма (дайвинг, серфинг, виндсерфинг, парашютный спорт, фристайл, сноуборд, сафари). Второе место по популярности занимают горный туризм, автомобильный туризм, путешествия на воздушном шаре. На третьем месте -пешеходный туризм, велосипедный туризм, конный туризм. На удивление водный туризм (походы на байдарках, катамаранах, плотах, лодках) занял четвёртое место. Неожиданным для исследователей в рейтинге стало пятое место альпинизма.

Большой популярностью у обследуемой категории учащейся молодежи также пользуются экстремальный туризм, автомобильный, горный туризм, путешествия на воздушном шаре, что по нашему мнению, скорее всего, вызвано влиянием средств массовой информации (огромным числом видео-, теле- и кинофильмов, где главные герои занимаются экстремальными, элитными видами туризма, массовой «автомобилизацией» современного общества).

При детальном анализе предпочтений школьников прослеживается следующий рейтинговый ряд выбора видов активного туризма и путешествий (табл. 3).

Таблица 3.

Рейтинг популярности видов туризма среди

школьников

Место Вид

1 Экстремальный туризм

2 Автомобильный туризм

3 Путешествия на воздушном шаре

4 Г орный туризм

5 Конный туризм

6 Пешеходный туризм

7 Велосипедный туризм

8 Водный туризм

9 Мототуризм

10 Спортивное ориентирование

11 Лыжный туризм

12 Скалолазание

13 Парусный туризм

14 Спелеотуризм

15 Альпинизм

Экстремальный туризм, автотуризм наиболее популярен у школьников - перовое место в рейтинге. По нашему мнению, здесь, очевидно, при выборе предпочтений сыграли в первую очередь средства массовой информации (элитные виды отдыха). Путешествия на воздушном шаре - экзотика. Горный туризм от общего (эмоционально-художественного) восприятия горных ландшафтов и под влиянием средств массовой информации, а не от знания специфики вида. Конный туризм - тяга к прекрасному, а не собственно знание специфики данного вида туризма.

Почётное шестое место в рейтинге занимает пешеходный туризм. О пешеходном туризме большинство школьников имеют более или менее достаточное представление.

Замыкают рейтинг спелеотуризм и альпинизм, что неудивительно, т.к. в Запорожском регионе эти виды не развиты.

Выводы:

- при корректировке учебных программ, объемов и содержания дисциплины «Спортивный туризм» для изучения в туристских вузах необходимо учитывать реальные предпочтения абитуриентов в выборе видов туризма, предусматривая более подробное рассмотрение отдельных видов туризма, в том числе спортивного с учетом рейтинга предпочтений;

- при организации практических занятий на местности, учебно-тренировочных походов и выходов на учебные полигоны требуется учитывать не только интересы и предпочтения юношей и девушек, но и реальный уровень туристско-спортивной подготовки (квалификации) обучающихся;

- туристским фирмам, туроператорам и тураген-там, организаторам и разработчикам туристс-

пулярности

№ Кол-во, выбранных вариантов Виды

1 Более 50% Экстремальный туризм

2 40 - 50 Горный туризм, автомобильный туризм, путешествия на воздушном шаре

3 30 - 39 Пешеходный туризм, велосипедный туризм, конный туризм

4 20 - 29 Водный, лыжный, мототуризм, спортивное ориентирование, скалолазание

5 10 - 19 Парусный, спелеотуризм, альпинизм

6 Менее 10 -

ких туров (маршрутов) с активными способами передвижения при разработке и предложении турпродукта следует учитывать полученные в ходе нашего исследования результаты - рейтинг предпочитаемых видов туризма;

- органам управления физической культурой, спортом и туризмом, образования, организации оздоровления и отдыха детей и подростков необходимо обратить внимание на организацию учебной и внеклассной работы, на необходимость организации и проведения туристских мероприятий с детьми и подростками для элементарного овладения навыками организации своего досуга, ведения здорового образа жизнедеятельности в полевых (походных условиях, в том числе однодневных);

- опираясь на полученные результаты исследования, центрам детско-юношеского туризма, учреждениям, организующим досуг детей и подростков по месту жительства, при планировании и организации активного отдыха и туризма необходимо развивать не только отдельные виды туризма, а культивировать различные виды туризма с учетом рейтинга предпочтений детей и подростков каждого конкретного социума.

Дальнейшие исследования предполагается

провести в направлении изучения других проблем

активного туризма.

Список использованных источников

1. Правове регулювання туристичної діяльності в Україні: Збірник нормативно-правових актів / Під заг. ред.. проф.. В.К. Федорченка; Київ, ун-т туризму, економіки і права. - К.: Юрінком Інтер, 2002. - С. 5.

2. Основи здоров’я і фізична культура. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. 1-11 класи. - К.: Початкова школа. - 2001. - 112 с.

3. Смирнов В. Д.. Мониторинг предпочтений абитуриентов и студентов вузов туристского профиля в выборе видов активного туризма / Теория и практика физической культуры. - №11, 2002. - С. 53 - 55.

4. Сударєва Н.С. Оздоровчий напрям у професійній підготовці майбутніх фахівців зі спортивно-оздоровчого туризму // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №4. - С. 179-181.

5. Шологон Р.П. Туризм у реабілітації студентів, віднесених за станом здоров’я до спеціальної медичної групи // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №2. - С. 126-132.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ С БОЛЕЗНЬЮ ПАРКИНСОНА

Владимирова О.В., Каленова И.В., Фарахян К. А. Запорожский Национальный университет

Аннотация. работа посвящена проблеме поиска новых методов восстановления при заболевании Паркинсона, оценке эффективности комплекса реабилитационных мероприятий у лиц с данной нозологией.

После применения комплексной реабилитации у пациентов наблюдались положительные изменения физического, психологического и эмоционального состояния. Использование прибора эффективно при тяжелых травмах головного мозга, нарушениях мозгового кровообращения.

Ключевые слова: болезнь Парктинсона, тремор, нарушение деятельности, физическая реабилитация Анотація. Владимирова О.В., Фарахян К.А. Оцінка ефективності комплексу реабілітаційних заходів на стан здоров’я осіб з хворобою Паркінсона. Дослідження присвячене проблемі пошуку нових методів відновлення при захворюванні Паркінсона, оцінюванню ефективності комплексу реабілітаційних заходів у осіб з цією нозологією. Після застосування комплексної реабілітації у пацієнтів спостерігалися позитивні зміни фізичного, психологічного й емоційного стану. Використання приладу ефективно при важких травмах головного мозку, порушеннях мозкового кровообігу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключові слова: хвороба Паркінсона, тремор, порушення діяльності, фізична реабілітація.

Annotation. Vladimirova O.V., Farahyan C.A. Estimation of efficiency of complex rehabilitation measures on being of health of persons with illness of Parkinson. The article deals with the problem of search of new methods of renewal at the disease of Parkinson’s to the estimation of efficiency of complex measures of rehabilitations at persons with this nosology. After application of a complex aftertreatment at patients positive changes of a physical, psychologic and emotional state were observed in the articlle. The use of the device effectively at permanent injuries of a brain, breaking of a cerebral circulation.

Keywords: illness of Parkinson, tremor, violation of activity, physical rehabilitation.

Введение.

Болезнь Паркинсона - хроническое прогрессирующее дегенеративное заболевание ЦНС, клинически про являющееся нарушением произвольных движений, возникающее из-за нарушения выработки дофамина, передающего импульсы в головной мозг - изменяются клети, отвечающие за движения. Имеется наследственная предрасположенность к заболеванию. На основании клинических утверждают, что заболевание резко «помолодело» - рост числа лиц данной нозологии в возрасте ок. 40 лет, регистрируются случаи диагноза в возрасте - 15-22 года, что беспокоит специалистов, ведущих поиск средств восстановления утрачиваемых человеком двигательных функций [1-5].

Обязательные симптомы: скованность движений (гипокинезия), дрожь, возникающая в состоянии покоя (тремор покоя), позднее возникают нарушения равновесия и проблемы с ходьбой. При заболевании крайне важно раннее начало лечения - при появлении первых симптомов необходимо обратиться к невропатологу. Диагноз базируется на анамнезе, клинических показателях. Диагностика основана на электромиографии - позволяет определить причину тремора, исключить мышечные заболевания; электроэнцефалографии диагностирует нарушения мозга. Заболевание хроническое, ограничивающее двигательную активность, требующее непрерывного лечения, но при наличии противопаркинсоничес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.