УДК 551.46.09:504.42
В.Д. Гуров
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail:[email protected]
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА С СУДОВ
Сегодня проблема сбора и переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается на различных площадках как экологами, так и главами государств и правительств разных стран. О необходимости решения данного вопроса также говорил в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин 20 февраля 2019 г.
Современный метод решения этой проблемы - это раздельный сбор отходов и их переработка. Вместе с тем, отходами жизнедеятельности человека засоряются не только города, но и различные водоемы, в том числе воды Мирового океана.
Ключевые слова: бытовые отходы, переработка отходов, утилизация, экологическая безопасность, безопасность плавания.
V.D. Gurov
Kamchatka State Technical University Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail:slavik.gurov. [email protected]
PREVENTION OF WORLD OCEAN WATERS POLLUTION FROM SHIPS
Today, the problem of garbage collection and processing is acute throughout the world and is periodically discussed at various venues, both by environmentalists and heads of state and government of various countries. The need to address this issue was also mentioned in annual message to the Federal Assembly by the President of the Russian Federation V.V. Putin in February 20, 2019.
The modern method of solving this problem is a separate collection of waste and its recycling. At the same time, not only the cities, but also various reservoirs, including the waters of the World Ocean, are clogged with human waste.
Key words: household waste, waste recycling, disposal, environmental safety, safety of navigation.
Сегодня проблема сбора и переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается на различных площадках как экологами, так и главами государств и правительств разных стран. Современный метод решения этой проблемы - это раздельный сбор отходов и их дальнейшая переработка. О необходимости решения данного вопроса говорил в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин 20 февраля 2019 г. Также принят Федеральный закон, закрепляющий на законодательном уровне раздельный сбор мусора в нашей стране. Соответствующий документ содержит меры по стимулированию предприятий и граждан к раздельному сбору отходов [1].
Вместе с тем, отходами жизнедеятельности человека засоряются не только города, но и различные водоемы, в том числе воды Мирового океана. Все чаще конечной точкой утилизации различных видов отходов становится океан. Данный процесс не только наносит непоправимый урон экологии, но и затрудняет судоходство, снижает безопасность плавания и эксплуатации морских судов.
На сегодняшний день мусор в океанах образует целые «острова», например, Большое тихоокеанское мусорное пятно - скопление мусора антропогенного происхождения в северной части Тихого океана. На этом участке находится скопление пластика и других отходов, принесенных водами Северо-Тихоокеанской системы течений.
Наука, образование, инновации: пути развития
Факт существования мусорного пятна привлек внимание общественности и научных кругов после выхода в свет нескольких статей океанолога и спортсмена Чарльза Мура. По оценке Чарльза Мура, 80% мусора происходит из наземных источников, 20% выбрасывается с палуб кораблей, находящихся в открытом море.
Существует ряд международных документов, направленных на ограничение и предотвращение загрязнения Мирового океана. Одним из таких документов является МАРПОЛ-73/78. Согласно приложению V международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78), сброс мусора из пластика полностью запрещен. Но вопрос сбора, утилизации и переработки пластиковых отходов на кораблях и судах до сих пор остается открытым [2].
Огромное количество кораблей, судов различного назначения и других плавучих объектов не имеют специализированного оборудования и качественной технологии утилизации пластиковых отходов. Обычно вопрос утилизации решается путем сжигания отходов с последующим удалением за борт. Такой способ утилизации не является безопасным и рациональным. Во-первых, остатки пластика после сжигания неизбежно попадают в морскую среду. Во-вторых, при сжигании пластиковых отходов в воздух попадает большое количество опасных соединений. И в-третьих, сам по себе пластик является вторичным сырьем, которое после переработки можно использовать в различных производствах.
Как альтернативный вариант решения этой проблемы, основываясь на технологии раздельного сбора мусора, предлагается внедрить обязательный раздельный сбор мусора в том числе на судах. Это позволит утилизировать каждый вид отходов с минимальным влиянием на окружающую среду [3].
В этом случае все отходы можно разделить на пять видов и путем проведения определенных организационно-технических мероприятий обеспечить их утилизацию [4]. За основу можно взять следующие направления:
- остатки горюче-смазочных материалов (предусмотрены сточно-фановые системы, цистерны льяльных вод) [5];
- органические отходы (возможно прямое удаление за борт);
- дерево, бумага, ткани (целесообразно сжигание с последующим удалением за борт);
- стекло (дробление и последующее удаление за борт);
- металлы (сбор, хранение, передача на берег для последующей переработки);
- пластик (сбор, хранение, передача на берег для последующей переработки и утилизации).
Различные виды тканей, учитывая их способность к самовозгоранию, на данном этапе
при отсутствии эффективной технологии их переработки целесообразно подвергать сжиганию.
Судовая организация позволяет эффективно реализовывать раздельный сбор отходов, поскольку многие вопросы данного направления уже отражены в обязанностях экипажей судов. Кроме того, есть возможность осуществлять контроль как за видами расходных материалов и упаковки поступающих на судно, так и за движением отходов в процессе плавания.
Основным вопросом становится организация технической возможности сортировки, первоначальной переработки бытовых отходов и их безопасного хранения до сдачи на пункты сбора.
Таким образом, на судах кроме устройств по сжиганию мусора следует конструктивно предусмотреть устройство по измельчению и прессовке металла и пластика, а также мест для их безопасного хранения до сдачи на дальнейшую переработку. В связи с ограниченным местом на судне устройство по переработке отходов не должно занимать много места, а быть компактным и достаточно производительным.
В качестве прототипа для разработки универсальной судовой системы первичной переработки отходов возможно использование устройств, представленных на рисунке. В различном конструктивном исполнении они с наименьшими затратами способны измельчать и прессовать в брикеты пластиковые отходы, измельчать стекло, а также спрессовывать в компактные брикеты тонкостенные отходы металлов.
Спрессованные брикеты металла и пластика предполагается хранить в специально отведенных местах для передачи при перегрузах или в порту на последующую переработку и утилизацию. Для реализации данной процедуры в портах также необходимо создать соответствующую базу и организовать эффективный сбор и утилизацию отходов этого вида, поступающих с кораблей и судов.
4
Прототипы устройств для разработки универсальной судовой системы первичной переработки отходов
Таким образом, благодаря внедрению раздельного сбора мусора на судах и его первичной переработке мы можем значительно уменьшить уровень загрязнения Мирового океана, обеспечив экологическую безопасность данной среды, ее рациональное использование, а также безопасность эксплуатации морских судов.
Литература
1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 22.12.2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 22.04.2019).
2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901764502 (дата обращения: 22.04.2019).
3. Белов О.А., Швецов В.А. К вопросу о повышении экологической безопасности судов при долговременном стояночном режиме // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование: Материалы Девятой всерос. науч.-практ. конф. -2018.- С. 119-121.
4. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. - № 30. -С.11-16.
5. Белов О.А. Оценка безопасности эксплуатации судовых энергетических установок // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2017. - № 42. - С. 6-10.