ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЯПОНИИ
'Graduate School for International Development and Cooperation, Hiroshima University "Томский государственный университет
Тема предотвращения и разрешения конфликтов является чрезвычайно актуальной в наши дни, когда терроризм и другие формы насилия представляют собой основную угрозу безопасности в мире. События последнего года показали, что, несмотря на очевидную необходимость уделять больше внимания вопросу предотвращения конфликтов и пытаться искать разрешение конфликтных ситуаций путем устранения базисных причин, предпочтение отдается силовым решениям, эффективность которых в деле долговременного искоренения опасности повторения конфликта вызывает обоснованные сомнения. В этих условиях особое внимание уделяется поиску возможных альтернатив для предотвращения и разрешения конфликтов и построения более действенной системы коллективной безопасности.
Сегодня академические круги Японии, занимающиеся тематикой, связанной с проблемами японской внешней политики, в том числе проблематикой международных конфликтов, далеки от спокойствия, свойственного двум последним декадам прошлого века. Причина своебразного «шторма» - отсутствие уверенности в том, что страна сможет в ближайшем будущем сохранить без существенных изменений статус-кво основной стратегии построения своей доктрины безопасности - стратегический альянс с США и безоговорочное следование политике Вашингтона на мировой арене. Террористические акты 11 сентября 2001 г. как таковые вряд ли могут рассматриваться в качестве отправной точки начала дискуссий о
дальнейшем курсе внешней политики Японии - критические статьи, затрагивающие фундаментальные аспекты отношений со странами не только в Азии, но и в глобальном контексте, начали активно публиковаться примерно с середины 90-х гг. и были, без сомнения, следствием проявления первых очертаний складывающегося нового мирового порядка по окончании «холодной» войны. Тем не менее «9/11» дал новый импульс для интенсификации поиска возможных альтернатив Японии в первую очередь из-за того, что в сентябре 2001 г. Токио оказался в ситуации, когда в условиях временного цейтнота необходимо было принимать решения, которые затрагивали наиболее чувствительные аспекты внутренней и внешней политики, в частности вопрос интерпретации 9-й статьи Конституции, запрещающей участие сил самообороны в вооруженных акциях за пределами страны. Данная работа ставит своей целью предоставить возможность читателю ознакомиться с основными направлениями дискуссий, ведущихся сегодня в Японии относительно опций страны в изменении принципов формирования своего внешнеполитического курса и своей роли в разрешении международных конфликтов, - необходимость, которая стала особенно ясной после 11 сентября 2001 г.
Современный профиль Японии на международной арене прочно ассоциируется со значительными финансовыми ресурсами, которыми располагает страна, лидирующая по объемам предоставляемой официальной помощи для развития (ОБА). Пожалуй,
одна из немногих других областей, где Япония может претендовать на место в группе лидеров - международное сотрудничество в сфере защиты окружающей среды. Отсутствие самостоятельной позиции страны по многим остальным ключевым вопросам международных отношений привело к тому, что разговор о новой внешней политике Японии часто начинается с аппелировавия к необходимости превращения страны в «нормальную» державу, т.е. в такое государство, которое способно к формированию и претворению в жизнь действительно независимой внешней политки. С точки зрения многих японских международников, процесс превращения Японии в «нормальную» державу означает начало активного участия страны в предотвращении, поиске решений для разрешения международных конфликтов. Далее, необходимые атрибуты «нормальной» державы, участвующей в предотвращении, поиске решений и разрешении международных конфликтов (вновь, с точки зрения многих японских международников) - наличие вооруженых сил, которые могут быть задействованы в том или ином регионе мира и, принимая во внимание тот факт, что Япония представляет собой вторую по мощи экономику в мире после США, постоянное место в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Некоторые специалисты в области международных отношений добавляют к вышеперечисленному еще и отказ от трех безъядерных принципов и приобретение Японией статуса ядерной державы. Хотя последнее мнение и не встречает широкой поддержки за пределами довольно узкого круга интеллектуалов и политиков, преследующих подобными заявлениями цели, далекие от действительных перспектив развития внешнеполитического курса страны, призывы к превращению Японии в страну, обладающую военным ядерным потенциалом, свидетельствуют об отсутствии четко обозначенной доктрины и понимания путей эволюции позиции страны на международной арене.
Естественно, что дискуссии о будущем японской внешней политики не остаются незамеченными в мире, в особенности в тех странах Азии, которые были оккупированы милитаристской Японией и где некоторые акции, предпринимаемые премьер-министром Коизуми, расцениваются как опасные симптомы возрождения милитаристского духа в Стране восходящего солнца. Причина столь резкой реакции на визиты Коизуми в храм Ясукини, равно как и на публикацию нового учебника истории, где события Второй мировой войны и роль Японии в войне трактуются отнюдь не однозначно, кроется в том факте, что в таких странах, как Китай и Корея (как и в самой Японии), память о минувшей войне не только свежа среди населения, но и используется политиками во всех трех странах для достижения целей не столько внешней, сколько внутренней политики. С другой стороны, для Японии, переосмысление на-
следия второй мировой войны чрезвычайно важно для понимания той роли, которую страна может играть в рамках складывающегося нового мирового порядка. В первую очередь это касается активности Японии в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций.
Тот факт, что сегодня ООН переживает достаточно серьезный кризис и часто не может в полной мере осуществлять свою миссию так, как это предусмотрено уставом организации, не является секретом. Основные принципы и идеология организации были заложены державами-победителями Второй мировой войны и отражали их понимание того, каким должен быть послевоенный мировой порядок. Деятельность ООН на протяжении второй половины XX в. рефлексировала реалии биполярного мира и необходимость поддержания силового баланса между Западом и Востоком. С окончанием холодной войны и трасформацией биполярного мира в систему с доминированием одной супердержавы существующие механизмы организации оказались во многом неспособными к полноценному функционированию в новых условиях.
Необходимость реформ стала очевидной. В этих условиях страны, обладающие мощным экономическим потенциалом и неудовлетворенные отведенной им ролью в ООН, рассматривают реформы организации в качестве возможности поднять свой статус и, таким образом, получить необходимые рычаги для более активного и действенного влияния на развитие событий в мире. Хотя на сегодняшний день голос Японии в решении вопроса об изменении структуры Совета Безопасности практически не слышен, в отличие, скажем, от Бразилии, страна, оплачивающая одну пятую бюджета ООН, вправе претендовать на более высокий статус в будущей реформированной организации. Однако потенциальное обретение постоянного места в СБ ООН повлечет за собой необходимость кардинального пересмотра принципов участия страны в системе коллективной безопасности, каковую в идеале должна представлять собой ООН. Среди факторов, которые должны априори учитываться в процессе выработки новой внешнеполитической доктрины, предусматривающей постоянное членство Японии в СБ ООН, - отношения с соседями по азиатскому региону (где два государства - Россия и Китай - уже являются постоянными членами СБ), позиция в вопросе нераспространения ядернош оружия, и участие в миротворческих миссиях под эгидой ООН.
Начнем рассмотрение вышеперечисленных трех ключевых моментов с последнего аспекта - участия в миссиях по установлению/поддержанию мира. Вопреки широкораспространненому мнению о том, что Конституция Японии запрещает иметь вооруженные силы, основной закон страны рассматривает ситуацию разрешения межгосударственных конфликтов с применением силы, а не собственно запрет на
наличие вооруженных сил. Участвуя в создании новой Конституции страны, американские оккупационные власти были прежде всего заинтересованны в том, чтобы не допустить воссоздания страны-агрессора. Именно поэтому Япония посредством 9-й статьи Конституции декларирует отказ от поддержания армии, авиации и флота, которые предназначены для агрессии. В этой связи интересно мнение, высказанное одним из ведущих специалистов юридического факультета Токийского универистета в беседе с одним из авторов этой работы» о возможности весьма пространной интерпретации 9-й статьи в современных условиях, когда речь идет о глобальном терроризме, т.е. ситуации, когда межгосударственный конфликт как таковой отсутствует, а угрозу представляют non-state actors. Уместно также привести в качестве примера широкой интерпретации запрета на участие в вооруженных акциях за пределами страны решение Конституционного суда Германии, разрешившего в 1994 г. участие ВС Германии в международных миротворческих миссиях.
Хорошо известно, что даже при наличии неформального ограничения в 1 % бюджета по расходам на вооружение Япония занимает второе место в мире и имеет должным образом подготовленные «силы самообороны», оснащенные самым современным оружием. Таким образом, проблема потенциального участия Японии в миротворческих миссиях не в том, что страна не имеет армии, а в том, что до сих пор японский вклад в процесс разрешения конфликтов ограничивался финансовыми вливаниями, и японское общество, при очевидной популярности тезиса «нормальной» державы, тем не менее не готово принять возможность прямого участия японского вооруженного контингента в каких-либо акциях за пределами страны, пусть и в рамках мультинациональных сил. Кроме того, проблема 9-й статьи Конституции напрямую связана с развитием отношений Японии с государствами азиатского региона.
Современная динамика развития международных отношений в азиатском регионе далека от стагнации, и вполне естественно, что Япония стремится быть активным участником этих процессов. В то же время специфика региона заключается в том, что в течение долгого времени проблемы обеспечения безопасности в Азии решались многими государствами посредством построения и упрочения двусторонних контактов с той или иной супердержавой, а не путем развития многосторонних отношений с соседними государствами. Несмотря на наличие нескольких региональных организаций, в создании ряда которых в свое время Япония принимала активное участие и которые призваны способствовать предотвращению конфликтов и поддержанию режима безопасности, в азиатском регионе до сих пор отсутствует четко обозначенный и реально функционирующий механизм коллективной безопасности. Неудивительно, что наи-
более эффективные шаги по разрешению конфликтов в регионе, приведшие к успеху, были предприняты в рамках не региональных институционных схем, а с участием глобальных организаций, в частности ООН. В этой связи вопрос, который часто задается в последнее время с академических трибун, формулируется следующим образом: способна ли Япония предложить в качестве альтернативы предыдущей схеме построения отношений в регионе новый несиловой политический порядок, могущий стать частью нового мирового порядка?
С точки зрения авторов данной работы, дать однозначный ответ на вышепоставленный вопрос на сегодня не представляется возможным прежде всего потому, что процесс установления нового мирового порядка как такового еще не завершен. Действительно, на смену двухполярному миру пришло доминирование одной супердержавы, строящей свои отношения в мире исходя из постулата жизненноважных национальных интересов и необходимости сохранить и укрепить свою гегемонию. В то же время это не означает, что остальные актеры на международной арене довольствуются ролью пассивных наблюдателей. Более того, в последнее время США обнаружили себя в оппозиции к значительной части международного сообщества по ряду вопросов, в частности по вопросу реализации протокола Киото и начала деятельности международного криминального суда. Тем не менее наша задача состоит не в анализе внешней политики США на современной этапе. Нам важно подчеркнуть тот факт, что даже при наличии глобального гегемона другие страны имеют возможность для маневра и претворения в жизнь некоторых схем, альтернативных видению из Нового Света.
В Японии немало тех, кому хотелось бы, чтобы страна и дальше оставалась, - используя терминологию премьер-министра Накасоне, - «непотопляемым авианосцем» США, которые бы продолжали быть гарантом ее безопасности, в то время как «авианосец» остается пришвартованным к дальнему пирсу. Однако, как уже было сказано выше, уверенности в том, что удастся сохранить статус-кво, сегодня нет. Поэтому и ведется поиск альтернатив. В то же время весьма существенная часть проблемы для Японии в Азии состоит не столько в предложении альтернативы существующей схеме, а в том, что окончание периода холодной войны некоторые государства региона рассматривают как возможность для пересмотра своей роли в региональных международных отношениях. В этих условиях инициативы, исходящие из Японии, могут' быть встречены негативно не по причине их несостоятельности или «неподходящести». а по причине тош, что другие страны предпочли бы видить себя лидерами процессов установления нового регионального политического порядка, а не Японию, чей исторический опыт лидера процессов регионализации эти страны ассоциируют с довоенной Восточно-Ази-
В.В.Рувгтскш, Л. С. Одинцова. Предотвращение и разрешение конфликтов: перспективы Японии
атской Сферой Со-Процветания. В первую очередь это касается таких стран, как Китай и Корея.
В силу вышесказанного один из путей, по которому' Япония может достигнуть цели более активного влияния на процессы в регионе, - это расширение своего активного присутствия в глобальных организациях. Мало кто знает, что при всей той финансовой поддержке, которую оказывает Япония Организации Объединенных Наций, страна недостаточно представлена на недипломатических (коих большинство) постах в организации (для сравнения, граждане Российской Федерации занимают больше должностей в ООН и ее подразделениях, чем это предусмотрено квотой). Некоторое время назад Министерство иностранных дел Японии, понимая важность более широкого присутствия японцев на постах в ООН и других международных организациях, сформировало специальное подразделение МИДа, основная задача которого - стимулировать и оказывать содействие трудоустройству граждан страны в международных организациях, в первую очередь в ООН и ее подразделениях. Более того, МИД Японии имеет также специальное подразделение, отслеживающее деятельность неправительственных организаций (НПО) в регионе, и оказывает существенную координационную поддержку тем японским НПО, которые активны за пределами страны. Вообще, создается впечатление, что одна из граней стратегии Японии по расширению своего влияния на развитие событий в мире - это стимулирование деятельности японских неправительственных организаций в тех областях, где по тем или иным причинам офицальное присутствие Японии минимально или равно нулю. Уже сегодня японские НПО, часто поддерживаемые материально крупнейшими японскими промышленно-финансовыми группами, широко представлены в районах потенциальных или идущих конфликтов.
Держа в уме аргументы, приведенные выше, понятно, почему некоторые из тех специалистов, кого можно отнести к японскому внешнеполитическому think-tank, предпочитают говорить о возможности превращения Японии в державу, преследующую «гуманный интерес» (human interest) на международной арене, и способную оказывать влияние путем несиловых акций. В этом, по их мнению, и может состоять альтернативный путь построения нового регионального порядка в Азии. Очевидно также, что внешнеполитическая доктрина, выраженная через human interest, и военная ядернизация страны несовместимы. В то же время необходимо отметить двойственность безъядерного статуса Японии, обусловленного наличием на территории островов военных баз США, -страны, которая придерживается принципа не отрицать, но и не подтверждать наличие ядерного оружия у того или иного военного подразделения, корабля или самолета. Не вызывает сомнения тот факт, что, не имея в своем распоряжении ядерного оружия, Япония тем
не менее де-факто находится под «ядерным зонтиком» своего гаранта безопасности - Соединенных Штатов Америки. Означает ли потенциальное постоянное место в СБ ООН необходимость обзаведения ядерным оружием? Конечно, все пять настоящих членов Совета Безопасности являются членами ядерного клуба. Но число государств, обладающих ядерным оружием, сегодня не ограничивается пятью. И далеко не все из «новых» ядерных держав могут претендовать на постоянное место в СБ. Правда и то, что роль ядерного оружия в современном мире представляется кардинально другой, нежели во времена, когда холодная война не переросла в горячую во многом благодаря наличию ядерного паритета и MAD. Более того, риск ограниченного ядерного конфликта на примерах развития ситуации между Индией и-Пакистаном и заявления Буша о возможности применения ядерного оружия против rouge states свидетельствует о том, что огонь мемориала жертвам атомной бомбардировки в Хиросиме погаснет не скоро. Однако перспективы ядерного вооружения Японии более чем призрачны. И причины этого обозначены ниже.
На протяжении почти ста пятидесяти лет, со времен периода реставрации Мейджи, основной прицип, которого придерживалась Япония во внешнем мире, -это поиск за границей моделей, которые могут быть «импортированы», адаптированы и использованы внутри страны. Начало XXI в. может быть охарактеризовано как появление новой тенденции, а именно -попытки выработать принципиально новый подход во внешней политике, базирующийся на уникальном опыте социально-экономического развития страны в период после Второй мировой войны. Дилемма, которая встанет перед Японией в том случае, если не удастся сохранить статус-кво текущей схемы поведения страны в мире, заключается в том, нужно ли вновь вести поиск модели, которую будет возможно скопировать и адаптировать (стать «нормальной» державой) или попытаться предложить собственную модель {human interest state), которая окажется жизнеспособной и действенной? Со многих позиций второй вариант кажется более предпочтительным, хотя еще и рано говорить, насколько он может быть реален. Тем не менее бесспорно то, что Японии будет намного легче строить свой новый имидж на международной арене, основываясь на преимуществах уже имеющейся репутации последовательного проведения курса на запрещение и уничтожение ядерного оружия и поиска несиловых решений конфликтных ситуаций, а также возможности оперирования значительными финансовыми ресурсами. И если разговоры о необходимости действительного реформирования Организации Объединенных Наций перерастут в реальные реформы, Япония, скорее всего, окажется в состоянии воплотить в жизнь свое видение альтернативы сегодняшней роли государства в рамках складывающегося нового мирового порядка.