Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скакова Ж.Н.

На основе анализа информационных технологий изучить особенности предоставления государственных услуг в электронном виде. Рассмотрена роль электронных услуг в государственном управлении, проанализированы проблемы предоставления электронных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN THE ELECTRONIC FORM

Thesis objectives to determine the information technology explore the features of the provision of public services in electronic form. Consider the role of the electronic services in the government management. Analyzed the problems of the electronic service ’s providing.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ»

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

• какова Ж.Н.. бакалавр, факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ НПО «Финансового> Университета При

Правительстве РФ»

На ч нове анализа информационных технологий изучить особенности предоставления государственных услуг в злектронном виде, 'трена роль электронных услуг в государственна» упрощении, проанализированы проблемы предоставления пектронных услуг.

Ключевые слова: государственные услуги, электронное государство. электронные услуги, информационные технологии, граждане.

PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN THE ELECTRONIC FORM

>kako\ a Zh.. bachelor. State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation

Thesis objectives to determine the information technology explore the features of the provision of public sen ices in electronic form. Consider :¿> , i't the electronic services in the government management. Analyzed the problems of the electronic service s providing.

Kejwords: State services, electronic state, electronic services, information technologies, citizens.

1 > словиях перехода к интенсивному использованию информационных и

• мчуникационных технологии происходит сетизация ■хтьно-экономических отношений. За последние десять лет

- и шшло лавинообразное освоение сети. Интернет гражданами Л .сип Бизнес-сообщество и государством. Качественно новая

-. .. в ¡апмоотношений в сфере обмена информацией развития мики и предоставления государственных услуг позволяла хпгть и ускорить процессы социально-экономического взаи-ч, еисгвня. В рамках проведения административной реформы. - наивная работа по повышению эффективности предостав-■ государственных услуг, включающая их регламентацию, иртнзацию и пр. Немаловажным фактором эффективного давления государственных услуг в современном мире 15.-*етея использование информационно- коммуникационных югнй в целом и электронного правительства в частности, сктровный формат - это, пожалуй, единственный приемлемый с об предоставления государственных услуг. Важную роль в этом

- ессе сыграло внедрение и использование информационных . югнй в деятельность федеральных органов государственной

ь.-ти В министерствах и ведомствах созданы основы современной к : рмацнонно- технологической инфраструктуры, формируется

- ¿ни иционно-методическое и кадровое обеспечение эффек-

использования информационных технологий. В основе --: - . .мши )ффект1шности использования этих технологий лежит . -. ■ .пая целевая программа «Электронная Россия», реализация «г - . позволяет сформировать необходимые условия внедрения г- : рм.шнонных технологий на качественно новом уровне, как : • государством и гражданами так и между государством и Ы тесом.

К чшепцня Нового государственного управления опирается . ряд принципов, одним из которых выступает принцип ориен-1 государства на клиента. В соответствии с этим принципом •г - личных ситуаций взаимодействия граждан с государством ол 'тнческне, этические, экономические, правовые, властного штельиые, карьерно-кадровые. бытовые и др.) выбира-г.1 Iакой срез, при котором либо граждане просят или требуют

- • ларства что-либо для них сделать (не сделать), либо их :_рство понуждает граждан что-либо сделать (не сделать) во «-> ■ «"щественного блага, истолковываемого как «общественная -^■У5\одимость».1

В широком смысле, как только гражданин вступает в указан-. с г аимоотношення с государством, он превращается в клиента, ваг. мгеля государственных услуг. Конечно, взаимоотношения -,ан с государством намного шире и многообразнее, чем

- ."-ад-агентские отношения, и изменению в сторону ориен-

сударства на граждан должны подвергаться все аспекты т-.юшений. Однако практически все современные реформы о -,'ч'гвенного управления акцентируют внимание именно на ока-■ак» государственных услуг, на повышении качества таких услуг. V - скатать. что оказание государственных услуг, опирающееся

на принцип ориентации государства на клиента, является в настоящее время одним из наиболее востребованных как в теоретическом, так и в прикладном плане. Накопленный в разных странах опыт предоставления государственных услуг, равно как и теоретическое осмысление этого опыта могут быть разделены на ряд направлении оказания государственных услуг, в каждом из которых имеются свои проблемы и достижения. Как лучше выделить >тн направления, какие достижения наиболее значимы, какие проблемы имеют общий и какие - частный характер'.' Единства в ответах на эти вопросы до настоящего времени нет, несмотря на обилие литературы по данной теме, иа огромный экспертный интерес к технологиям оказания государственных услуг, на широкое общественное внимание как к положительным примерам оказания услуг, так и к случаям низкого качества государственных услуг, прямого игнорирования обоснованных требований граждан.

Все более широкое применение в управленческой деятельности. и прежде всего в органах государственного управления, находят современные информационные технологии, федеральные и региональные информационно- управляющие системы, видеокон-ференцсвязь н ситуационные центры (СЦ). Актуальность создания СП, обусловлена многими факторами, в т. Ч. Необходимостью комплексного подхода к вопросам управления, сбалансированного сочетания федеральных и региональных интересов при решении экономических и социальных проблем, принятия решений в условиях дефицита времени. С этой целью и создаются ситуационные центры, которые представляют собой инновационный комплекс методических, информационных, технологических и аппаратно-программных средств, предназначенных для обеспечения работы руководителей или групп экспертов. В постсоветский период работа по созданию ситуационных центров активизировалась уже в 1993 г.. когда началось проектирование специализированного СЦ Совета Безопасности РФ. Для повышения эффективности его функционирования был разработан ряд информационно- аналитических систем, позволяющих, используя методы ситуационного анализа и средства анализа и ранжирования угроз национальной безопасности, подготавливать информационно- аналитические материалы. В го же время стали создаваться СЦ полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах.1

В настоящее время все это звучит так: «Проблема внедрения современных информационно коммуникационных технологий в отечественном сегменте интернет пространства с целью создания »ффектнвных и доступных для российского общества каналов взаимодействия с государством и властью». Концепция Нового государственного управления опирается на ряд принципов, одним из которых выступает принцип ориентации государства на клиента.

В фокусе исследования находятся граждане как потребители услуг, а потому необходимо принять во внимание то обстоятельство, что зачастую государства, потратив огромные суммы денег для предоставления гражданам возможности получать ту или иную услугу электронно, обнаруживают, что те по различным причинам ею не пользуются пли используют не в полном объеме. Поэтому

: - на Г.В.. Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе. Москва 2007.С.42-78

П> \ова ММ, Свиридова В.С. Особенности взаимодействия институтов гражданского общества и средст в массовой информации с го-.-.-венными органами /государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013_№10.С.64-68

INNOVATIVE ECONOMY | № I -2 2014 | 5

объектом наблюдения являются люди, использующие предлагаемые средства информационных технологий для получения доступа к государственным услугам. Соответственно, следует оценивать доступные онлайн сервисы, способы предоставления услуг (например, через Интернет или мобильные телефоны) и общую способность населения страны потреблять такие услуги.

Главным направлением деятельности органа исполнительной власти является предоставление услуг гражданам. Соответственно, понятие эффективности деятельности государственного органа неразрывно связано с >ффективностью предоставления государственных услуг. Современные информационно-коммуникационные технологии являются серьезным инструментом для повышения эффективности оказания государственных услуг, который, однако, необходимо уметь грамотно применять. По результатам оценки эффективности предоставления органом исполнительной власти электронных государственных услуг можно судить об эффективности его деятельности в целом. Говоря об оценке электронного правительства, необходимо отметить неоднозначность самого понятия его эффективности. Эффективность >лектронного правительства оценивается в двух ключах:

I) оценка готовности электронного правительства и 2) оценка социально-экономических эффектов, оказываемых электронным правительством.

Проведение первой оценки сводится к определению критериев «правильного», «готового» электронного правительства и сопоставлению с ними действующей модели. Действующий метод здесь экспертная оценка. Степень зрелости электронных государственных услуг, предоставляемых органом исполнительной власти, говорит, во-первых, о том, насколько его руководство следует Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства и исполняет поставленные в связи с этим задачи, а во-вторых, о степени удовлетворенности граждан как целевых получателей государственных услуг. Опенка сайта по своим методам очень похожа на оценку готовности электронного правительства; по большому счету, ее можно было бы назвать «оценка готовности сайта». Для составления методологии такого оценивания необходимо четко представлять, каким критериям должен удовлетворять идеальный сайт органа власти. Немногие исследователи в этом признаются, но. как правило, изначально (в головах, или на бумаге) создается модель портала, и реально существующие сайты оцениваются в баллах, в зависимости от степени их соответствия этой модели. Собственно содержание порталов государственных органов регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № Х-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Однако необходимо осознавать, что помимо содержания и полноты предоставляемых сведений существует ряд опций, позволяющих упростить взаимодействие граждан с государственным органом Речь идет об удобстве и простоте навигации по сайту, опциях для лиц с ограниченными возможностями, даже цветовое решение н размер шрифта играют здесь не последнюю роль. Выбираемые критерии должны отвечать стандартным признакам: четкость, однозначность, адекватность и т.п. Каждый критерий имеет свою балльную шкалу, каждая ступень которой детально описана (например. «по критерию "поддержка иностранных языков» 3 балла соответствуют полной переведенной версии сайта на два и более иностранных языка. 2 балла полному переводу па один язык, I балл переводу на иностранный язык отдельных разделов сайта. 0 баллов отсутствие перевода») - чем детальнее пояснение, тем ниже вероятность влияния субъективного фактора на результаты оценки. Оценка эффектов электронного правительства позволяет проанализировать >ффективность деятельности государственного органа более комплексно: сопоставляя полученные результаты, как социальные, так и финансовые, с первоначальными целями и затратами, можно получить детальную картину результативности и экономической эффективности деятельности органа исполнительной власти. Оценивать эффекты электронного правительства следует по двум основным категориям: выгоды граждан и бизнеса (качественные и финансовые) и финансовые выгоды государства. Под выгодами граждан от электронного правительства подразумеваются эффекты, оказываемые электронным правительством на институт государственных услуг, в том числе простота и удобство получения государственных услуг посредством электронного правительства, доступность органов государственной власти и пр. Финансовые выгоды потребителей - это то. насколько уменьшились

издержки получения государственных услуг вследствие внедрения электронного правительства.

Финансовые выгоды государства вообще и агентств в частности представляют собой снижение затрат, как на предоставление услуг, так и на взаимодействие, роет дохода, а также экономическую эффективность программ в рамках реализации направлений электронного правительства. Данный блок, по понятным причинам, крайне важен для оценки деятельности органов исполнительной власти: эффективность расходования бюджетных средств всегда входила в число приоритетных направлений государственной политики.

Таким образом, получается трехкомпонентная система оценки эффективности электронного правительств;! страны или региона.

Подход охватывает основные стороны: в нем присутствует и обратная связь от конечных потребителей услуг, и оценка экономической эффективности, особенно важной для государства в условиях кризиса.

Литература:

1. 'Электронное правительство, электронное государство, информационное общество и административная реформа: понятия, основные элементы, взаимосвязь - http://cmo.khabkrai.ru

2. Бутова Т.В.. Ерхов VI.В. Власть и бизнес в современном обществе. Москва 2007.С.42-78.

3. Пухова М.М.. Свиридова B.C. Особенности взаимодействия институтов гражданского общества н средств массовой информации с государственными органамн//государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013,№ I О.С.64-68.

4. «Электронное правнтельс тво: взаимодействие государственного и частного секторов». Российско-французский семинар - http:// www.tailviser.ru

6 INNOVATIVE ECONOMY j №1-2 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.