Научная статья на тему 'Предоперационное психологическое состояние детей и их не фармакологическая подготовка (обзор)'

Предоперационное психологическое состояние детей и их не фармакологическая подготовка (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
484
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПРЕДОПЕРАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / CHILDREN / PREOPERATIVE ANXIETY / EMOTIONAL TENSION / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Снисарь В. И., Варун О. Е., Лещенко С. А.

В обзоре литературы показано, что важнейшие элементы предоперационной подготовки оценка психофизиологического состояния больного и проведение ряда мероприятий, снижающих его тревогу и эмоциональную напряженность. К тому же правильная оценка и подготовка ребенка к анестезии и операции позволят устранить эмоциональный и вегетативный компоненты, снизив чувство тревоги, страха, беспокойства, а также значительно уменьшить психовегетативные осложнения, проявляющиеся тахикардией, гипертензией, гипергликемией, астматическим приступом, обмороком или коллапсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Снисарь В. И., Варун О. Е., Лещенко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREOPERATIVE PSYCHOLOGICAL STATE OF CHILDREN AND THEIR NOT PHARMACEUTICAL PREPARATIONS

It is shown in the literature review that the preoperative evaluation of psycho-physiological conditions of patient is the most important element as well as undertaking a range of activities that reduce anxiety and emotional tension. In addition, correct assessment of children and their preparation to anesthesia and surgery will firstly eliminate the emotional and vegetative components, reducing anxiety, fear, and significantly reduce the complications, manifested by tachycardia, hypertension, hyperglycemia, asthmatic attack, fainting or collapse.

Текст научной работы на тему «Предоперационное психологическое состояние детей и их не фармакологическая подготовка (обзор)»

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Снисарь В.И., Варун O.E., Лещенко С.А.

ПРЕДОПЕРАЦИОННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ИХ НЕФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Днепропетровская государственная медицинская академия, Украина; Областная детская клиническая больница, Днепропетровск, Украина

SnisarCV.I., Varun O.E., Leshchenko S.A.

PREOPERATIVE PSYCHOLOGICAL STATE OF CHILDREN AND THEIR NOT PHARMACEUTICAL PREPARATIONS

Абстракт

В обзоре литературы показано, что важнейшие элементы предоперационной подготовки □ оценка психофизиологического состояния больного и проведение ряда мероприятий, снижающих его тревогу и эмоциональную напряженность. К тому же правильная оценка и подготовка ребенка к анестезии и операции позволят устранить эмоциональный и вегетативный компоненты, снизив чувство тревоги, страха, беспокойства, а также значительно уменьшить психовегетативные осложнения, проявляющиеся тахикардией, гипертензией, гипергликемией, астматическим приступом, обмороком или коллапсом.

Ключевые слова: дети, предоперационная тревожность, эмоциональная напряженность, психологическая подготовка

Abstract

It is shown in the literature review that the preoperative evaluation of psycho-physiological conditions of patient is the most important element as well as undertaking a range of activities that reduce anxiety and emotional tension. In addition, correct assessment of children and their preparation to anesthesia and surgery will firstly eliminate the emotional and vegetative components, reducing anxiety, fear, and significantly reduce the complications, manifested by tachycardia, hypertension, hyperglycemia, asthmatic attack, fainting or collapse.

Keywords: children, preoperative anxiety, emotional tension, psychological preparation

Предоперационный период □ это промежуток времени от момента установления диагноза и показаний к операции до начала ее выполнения [4]. Его основная задача □ максимально снизить риск развития различных осложнений, связанных с обезболиванием и оперативным вмешательством, как во время операции, так и в ближайшем послеоперационном периоде [1, 5]. Предоперационный период необходим для всестороннего обследования больного, независимо ребенок это или взрослый, глу -бокой оценки функции основных органов и систем, а также проведения возможно полной корригирующей терапии выявленных нарушений с целью повышения резервных возможностей организма [7]. Его продолжительность и содержание существен-

но отличаются в практике неотложной и плановой хирургии, в условиях стационара и поликлиники [5]. При этом выделяют общие и специфические мероприятия предоперационной подготовки, предусматривающие снижение операционного риска. К общим относят улучшение состояния больного путем выявления и максимального устранения нарушений функции основных органов и систем, к специфическим □ мероприятия, направленные на подготовку тех органов, на которых предстоит операция [2, 8]. Однако важнейшими элементами предоперационной подготовки являются оценка психофизиологического состояния больного и проведение ряда мероприятий, снижающих его тревогу и эмоциональную напряженность [32]. При посту-

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

плении в стационар пациенты детского возраста по ряду особенностей отличаются от взрослых [3]. Развивающаяся психострессовая реакция на обстановку и предстоящую операцию в первую очередь реализуется через реакцию вегетативной нервной системы, влияя на процессы адаптации организма. У ребенка активируются центральные регуляторные механизмы, которые при действии эмоциональных раздражителей тормозят выход либеринов и последующий выброс катехоламинов и кортикостероидов [6]. С предоперационной тревогой связаны и нейроэндокринологические изменения, в частности повышение уровней кортикотропина, кортизола, а также иммунологические сдвиги (активация естественных киллеров) [23, 62, 72].

Поэтому правильная оценка и подготовка ребенка к анестезии и операции позволяют устранить эмоциональный и вегетативный компоненты, снизив чувство тревоги, страха, беспокойства, а также значительно уменьшить психовегетативные осложнения, проявляющиеся тахикардией, гипертензией, гипергликемией, астматическим приступом, обмороком или коллапсом. Снизив частоту осложнений общего характера, которые в большей степени связаны с психоэмоциональным напряжением больного, мы значительно улучшим эффекты и снизим осложнения общего обезболивания [18, 27].

Предоперационная тревожность (беспокойство относительно предстоящего хирургического вмешательства) у детей широко распространена, что связано с целым рядом негативных реакций (возбуждение, плач, спонтанное мочеиспускание, а также необходимость физических усилий для его фиксации во время проведения внутривенных введений и индукции в анестезию) [63]. Тревога может быть связана и с рядом негативных послеоперационных ощущений (боль, болезненные манипуляции, перевязки). Определенную роль играет и некомфортная («ужасная») больничная обстановка, а также отсутствие родителей [10].

Обезболивание во время хирургического вмешательства позволяет детям не помнить фактических хирургических мероприятий. Однако они все же подвергаются стрессу от мероприятий, связанных с подготовкой к оперативному вмешательству. Осмотр хирурга и анестезиолога, манипуляции лаборантов, забирающих кровь для исследования (особенно если это не обезболивается кремом СЭМЛА»), инъекции разных препаратов □ все это

факторы, повышающие уровень тревожности у детей [12, 69]. На детей, которые цепляются за своих родителей, необходимо обращать особое внимание. Подобное поведение свидетельствует о выраженном и продолжающем детском стрессе, даже если детям уже была сделана премедикация [66].

В последние годы научные статьи, описывающие проявления дооперационных поведенческих и эмоциональных проявлений у детей, отмечают снижение их уровня по сравнению с прошлыми годами на 60% [13, 55]. Эта цифра, очевидно, является абсолютной, кроме того, она не зависит от страны, хирургической процедуры или системы здравоохранения [9]. Было показано, что беспокойство ребенка перед операцией может удлинять вводный наркоз [34] и вызывать выброс гормонов напряжения, препятствующих последующему восстановлению [48].

Visintainer и Wolfer [77] в своем классическом исследовании классифицировали пять разновидностей предоперационного воздействия, которые могут вызвать беспокойство у детей: а) физическое воздействие или телесное повреждение в форме боли, увечья и даже смерти; б) разделение с родителями и отсутствие взрослых, которым ребенок доверяет (больше касается детей дошкольного возраста); в) страх перед неизвестным и незнакомым; г) незнание приемлемого и нормативного поведения в стационаре и д) потеря управления, автономии и компетентности.

Согласно Squires [68], к напряжению ребенка, особенно взрослого, в условиях стационара могут привести: a) незнакомые лица, места и подготовительные мероприятия; б) стационарная пища, одежда и характер обращения; в) незащищенность и касание половых органов незнакомыми взрослыми; г) медицинская терминология; д) боль и позор и е) внутреннее беспокойство.

Определенную роль во время перенесения инвазивных процедур играет плохое обращение с детьми. Моменты большого напряжения возникают при венопункции, отделении от родителей перед транспортировкой до операционной, а также во время индукции в анестезию [44].

Факторы, которые могут вызвать доопераци-онное беспокойство у детей, были определены многими авторами. Тревожность ребенка может провоцироваться беспокойством матери и качеством предыдущих медицинских манипуляций. Немаловажную роль играют его индивидуальные

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

особенности нервной системы и объем подготовительных программ [33, 34]. Эти исследования показали, что дети старше 7 лет были более тревожны и угнетены, если их родители были взволнованы или у детей уже был опыт хирургического вмешательства. Последний фактор характерен и для детей дошкольного возраста. Многие исследователи считают, что важно изучать и обсуждать эти вопросы с профессионалами, работающими в сфере психосоциологической защиты детей [24, 34]. Предоперационные тревожность и беспокойство детей и их родителей должны обязательно учитывать организаторы здравоохранения, так как это нормальная человеческая реакция [65].

Таким образом, уже давно было признано, что операция и анестезия могут быть весьма стрессовыми агентами у детей. Еще более 60 лет тому назад О. Реагеоп [56] отмечал изменения поведения и значительную эмоциональную реакцию детей раннего возраста перед анестезией и оперативным вмешательством. А ТЕ. ЕскепЬоАТ в 1953 г. [20] в своем проспективном исследовании более чем у 600 детей выявил прямые связи между неудовлетворительной анестезиологической индукцией, перед которой отмечалась повышенная тревожность у детей, с посленаркозным негативным изменением личности ребенка. О. Баг-Мог [9] говорил, что хирургия может вызывать регрессивное поведение у детей, в том числе ночные кошмары, бессонницу, ночные страхи, которые могут продолжаться в течение месяца. Это может стать серьезной проблемой для семьи [12].

Сегодня в Соединенных Штатах Америки около 4 млн детей подвергаются наркозу и хирургическому лечению [36]. Есть данные, что 40-60% детей уже имели опыт общения с хирургом, и поэтому они испытывали тревогу и страх [49, 50]. Отмеченные психоэмоциональные реакции детей, обусловленные разлукой с родителями, домом, незнакомой больничной обстановкой и процедурами, проявлялись по-разному [38]. Во всех случаях дети проявляли тревогу, но они по-разному ее демонстрировали: это могли быть испуг, волнение, глубокое или частое дыхание, дрожь, плач, замирание [75, 76]. У некоторых детей наблюдали учащенное мочеиспускание, у других была повышена двигательная активность или они пытались убежать из лечебного учреждения [14]. До 25% детей требуют определенных физических воздействий при проведении анестезиологи-

ческой индукции [47], что может привести к возрастанию напряжения со стороны как ребенка, так и медицинского персонала [30]. Основываясь на поведенческих и физиологических реакциях детей, следует сказать, что наиболее стрессовыми факторами для них являются анестезия и хирургическое вмешательство, особенно у больных, которые уже сталкивались с подобными процедурами [39, 48]. Предоперационная тревога связана с конкретными событиями, которые происходят до операции, поэтому ее проявления носят ситуационный характер, и они связаны с настоящими мероприятиями. У маленьких детей предоперационная тревога, скорее всего, будет проявляться в виде повышения темперамента. В дополнении к этим изменениям могут наблюдаться поведенческие расстройства, особенно в послеоперационном периоде как реакция на боль [37]. Дети плохо спят, плачут, не слушаются родителей, они тревожны и раздражительны [40], иногда у них отмечаются проявления энуреза [34].

В двух исследованиях [34, 40] был обследован 91 ребенок в возрасте от 1 года до 7 лет, поступавшие в две больницы накануне операции. Z.N. Kain и соавт. установили, что предоперационная тревога была независимым предиктором развития послеоперационного негативного поведения детей, которые отмечали их родители. В частности, ребенок с выраженными проявлениями тревоги до операции в 3,5 раза чаще проявлял негативное поведение и в послеоперационном периоде по сравнению с детьми, у которых уровень тревожности был более низким. В другом исследовании [36] было показано, как со временем в послеоперационном периоде изменяются негативные реакции ребенка. Авторы этого наблюдения обнаружили, что у 67% детей тревога и нативизм были выражены в первые послеоперационные сутки. Через 2 дня эти проявления наблюдались только в 45% случаев, через 2 недели □ только у 23% детей. Кроме того, еще D.T. Vemon и соавт. [76] показали, что тревоги и страхи в предоперационном периоде имеют долгосрочные негативные последствия для детей, в их реакциях на последующие медицинские процедуры, а также они могут помешать их нормальному развитию [78].

Эффекты психологического расстройства ребенка в тяжелых случаях могут сохраняться в течение несольких месяцев. В своем метаанализе 26 исследований, включающих 101 ребенка приблизительно

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

одного возраста R.H. Thompson и Vernon [71] постарались обнаружить закономерное влияние психологического расстройства детей на их последующую возможность обучаться в школе и необходимость, а также объем проведения реабилитационных мероприятий. Ни один ребенок не получал специальную психологическую подготовку перед операцией. Авторы этого анализа показали, что дети действительно переносят психологическое расстройство в периоперационном периоде, но его выраженность со временем уменьшается и значительно ослабевает в течение 2-х недель после операции. Однако при последующих хирургических вмешательствах интенсивность психологических расстройств и их продолжительность могут проявляться значительно больше и продолжительнее [71].

В отличие от плановой или ургентной хирургии, амбулаторная хирургия в меньшей степени должна вызывать психологические расстройства у детей. В своем рандомизированном исследовании у 70 детей в возрасте от 9 месяцев до 6 лет I.R. Campbell и соавт. [16] показали, что поступление больных непосредственно перед хирургическим вмешательством вызывало у них меньше психологического напряжения, чем у больных, госпитализированных за день до операции.

При этом в финском проспективном исследовании [42] послеоперационного поведения у 551 ребенка в возрасте от 4-х месяцев до 13,4 лет, получавших амбулаторное хирургическое лечение, у них отмечались изменения поведения, расстройства внимания, вспышки гнева, пробуждение ночью, испуг. 47% из этих больных уже сталкивались с хирургической помощью, а у 17% детей отмечались позитивные изменения в поведении, однако они не были связаны с отсутствием у них тревожности. Наибольший уровень беспокойства отмечается у детей в возрасте от 1 года до 2,9 лет, и его симптомы в 9% случаев уменьшились только после 4-х недель после вмешательства [24, 25].

Многие авторы [29, 70], наблюдавшие в пе-риоперационном периоде детское беспокойство, отмечают, что большая ответственность на появление тревожности у детей лежит на их родителях: многие из них проявляют сильное беспокойство, неуверенность, вместо того чтобы помочь своему ребенку [21]. Исследования семей показало, что выраженная тревога была отмечена у матерей (не отцов) детей младше 1 года или если это было первое

хирургическое вмешательство [46]. Уменьшение беспокойства родителей, повышение у них доверия к медицинскому персоналу очень важны для снижения тревоги и страха детей [53]. M. L. Ellerton и C. Merriam показали, что самый высокий уровень беспокойства ребенка отмечался при разделении матери и ребенка перед индукцией в наркоз [21]. Поэтому многие авторы предлагают, чтобы родители (особенно маленьких детей) принимали обязательное активное участие в подготовительных предоперационных программах [35, 59, 61].

O'Conner-Von [54] в своем интегральном исследовательском обзоре предхирургических программ подготовки детей сделал обзор 400 статей, используя критерии включения и исключения. 22 исследования, изданные между 1974 и 1995 гг., были обзорными. В выводах данного анализа были рекомендации, определяющие стратегию подготовки детей и участие в ней родителей. Стратегия должна быть гибкой, учитывать национальные особенности детей и семей, а также переносимую ургентную или повторную операцию [54].

Еще в 1955 г. Е. Plank [60] создала психосоциологическую и образовательную программу для госпитализированных детей. А через 10 лет D.T. A. Vernon и соавт. [74] свели рекомендации своей программы к трем элементам: а) максимально информировать ребенка; б) использовать тактичные и понятные выражения; в) установить доверительные отношения между ребенком и медперсоналом. В следующее десятилетие M. Petrillo и S. Sanger [58] представили детальные рекомендации по предоперационной подготовке детей разного возраста. M.A. Visintainer и J.A. Wolfer [77] убедительно доказали роль родителей в уменьшении предоперационной тревожности детей. В конце 1980-х гг. в литературе появились данные о том, что эффективная подготовка детей должна включать не только моделирование, но и обучение элементарным навыкам через медицинские игры с предоставлением хирургического или анестезиологического оборудования [51]. E. J. Stewart и соавт. [70] в описанные хирургические программы подготовки включали показ видеофильмов, слайдов, красочных книг и альбомов с фотографиями, кукольные представления, а в некоторых случаях даже имитировали обстановку операционной. R.R. Noble и соавт. [53] утверждали, что ребенок должен оставлять все свои страхи в кабинете врача или дома при условии дистанционного контакта врача и его родителей.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

L.A. Campbell и соавт. [17] исследовали, как дети реагируют на предстоящую им кардиологическую операцию. Было выбрано две группы, с детьми одной группы проводили стандартную подготовку, включающую информацию о предстоящем хирургическом вмешательстве и объем необходимых навыков, предлагаемых хирургом, анестезиологом, кардиологом, медицинской сестрой и психологом. Во второй группе тоже проводили стандартную информационную программу, но с использованием куклы, на которой медицинская сестра демонстрировала все предстоящие процедуры. В результате исследования было выявлено, что у детей второй группы было меньше отрицательных поведенческих реакций по сравнению с больными первой группы. При этом физическое восстановление и психологическое состояние у них после операции проходили гораздо быстрее. О положительном эффекте программ подготовки детей перед кардиологическими операциями также сообщалось во многих литературных источниках [41, 57, 64, 65].

Моделирование предоперационной ситуации при подготовке детей к анестезии и хирургическому вмешательству, по мнению родителей (анкетирование), позволяло им легче справляться с предстоящими ситуациями. Эти программы можно было просмотреть дома (в виде компьютерной презентации) или в больнице, но не непосредственно перед операцией или индукцией в наркоз, а тем более не в послеоперационном периоде [26, 35].

C.C. Nelson и J. Allen [52] для уменьшения беспокойства и страха перед медицинскими манипуляциями 84 детям старшего возраста в программу их подготовки включали показ мультимедийных компьютерных слайдов, что снижало интенсивность их тревоги и облегчало их нахождение в медицинском стационаре. Это исследование показало, что девочки в большей степени выражают свои чувства по сравнению с мальчиками. Положительный эффект видеоигр и компьютерных презентаций отмечали и A. Patel с соавт. [55].

P. Hatava, G.L. Olsson и M. Lagerkranser [27], наблюдая за 160 детьми в возрасте от 2-х до 10 лет, поступившие в ЛОР-клинику, показали, что моделирование медицинской ситуации, помимо обычной информационной программы, значительно уменьшало беспокойство детей. Что касается самого моделирования, то авторы использовали даже театрализованное представление с участием врачей

и медицинских сестер, а также кукол, на которых показывали предстоящие хирургические манипуляции. Исследования показали, что подобные программы подготовки больше оказывали положительное влияние на детей старшего возраста, хотя и у детей младше 5 лет тревога снижалась, по сравнению с детьми контрольной группы.

R. Felder-Puig и соавт. [22] даже разработали специальную детскую книгу и проверили ее со 160 родителями и их детьми (2-10 лет). Контрольная группа включала 240 детей. Все дети поступили в стационар впервые. Матери получали книгу в предоперационном периоде для ознакомления с ее содержанием детей. Результаты исследования показали значительное снижение чувства страха и беспокойства у детей экспериментальной группы.

Вместе с тем было установлено, что представление детям рисунков в программах предоперационной подготовки уменьшало боль и тревогу, ускоряло восстановление в послеоперационном периоде [73], а подобная иллюстрированная подготовка в послеоперационном периоде приводила к снижению количества анальгетических препаратов [19] и более быстрому заживлению ран [28]. Использование иллюстративного материала позволило G. Smart проводить детям МРТ без предварительной седации [67].

C.W. Jones [31] в программах подготовки детей к анестезии при хирургических операциях на позвоночнике применял гипноз. Он показал достоверное снижение анестетиков, необходимых для обезболивания. S. Lambert гипнотизировал 52 детей перед различными оперативными вмешательствами и сообщил об уменьшении послеоперационной боли и укорочении сроков пребывания в стационаре [43]. Гипноз в сочетании с ролевыми играми и имитациями успешно позволяют уменьшать тревогу ребенка и снижать интенсивность детской боли [45], а также проводить цистоуретрографию с меньшей травматичностью и продолжительностью [15].

Таким образом, вышеперечисленные литературные источники проиллюстрировали развитие медицинской мысли при изучении психологического состояния детей и разных организационных форм их предоперационной подготовки. Все это указывает на важность данного раздела помощи детям, переносящим болезненные процедуры, операции и большой заботе о них со стороны организаторов здравоохранения.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Список литературы

1. Анестезия в педиатрии / Пер. с англ.; под ред. Джорджа А. Грегори. □ М.: Медицина, 2003. □ 1192 с.

2. Морган мл. Дж.Э., Мегид С.М. Клиническая анестезиология / Пер. с англ.; под ред. А.А. Бунатяна. □ М.: Бином, 2003. С. 155П158.

3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. □ СПб.: Речь, 2000. □ 503 с.

4. Исаков Ю.Ф., Долецкий С.Я. Детская хирургия. □ М., 1971. □456 с.

5. Лекманов А.У., Салтанов А.И. Современные компоненты общей анестезии у детей // Вест. инт. терапии. 1999. № 4. С. 39И2.

6. Романова Е.С., Гребенщиков Л.Р. Механизмы психологической защиты. □ Мытищи: Талант, 1996. □236 с.

7. Усенко Л.В., Шифрин Г.А. Концепция антиноцицептивного обезболивания. □ К: Здоровй, 1993. П184 с.

8. Aitkenhead A.R. Intravenous anaesthetic agents // A.R. Aitkenhead, G. Smith (eds.). Textbook of Anaesthesia. □ Edinburgh: Churchill Livingstone, 1990. Р. 175П192.

9. Bar-Mor G. Preparation of children for surgery and invasive procedures: Milestones on the way to success // J. Ped. Nursing. 1997. № 12. Р 252П255.

10. Bozkurt P. Premedication of the pediatric patient □ anesthesia for the uncooperative child // Ped. Anesth. 2007. Vol. 20, № 3. Р 211П215.

11. Brewer S., Gleditsch S.L., SyblikD. et al. Pediatric anxiety: Child Life intervention in day surgery // J. Ped. Nurs. 2006. Vol. 21, № 1. Р 13-22.

12. Brewer S.L., Lausat C.S. Preparing Children for Same Day Surgery □ Innovative Approaches // J. Ped. Nursing. 1997. Vol. 12, № 4. Р 257C259.

13. Brophy C., Erickson M. Childrens self-statements and adjustment to elective outpatient surgery // J. Develop. Beh. Ped. 1990. № 11. Р 13П6.

14. Burton L. Anxiety relating to illness and treatment // V. Verma (ed.). Anxiety in Children. □ NY: Methuen Croom Helm, 1984. Р 151П172.

15. Butler L.D., Symons B.K., Henderson S.L. et al. Hypnosis reduces distress and duration of an invasive medical procedure for children // Pediatrics. 2005. Vol. 115, № 1. e77C85.

16. CampbellI.R., Scaife J.M., Johnstone J.M.S. Psychological effects of day case surgery compared with inpatient surgery // Arch. Dis. Child. 1988. Vol. 63. Р 415И17.

17. Campbell L.A., Berry C.C., Lamberti J.J. Preparing children with congenital heart disease for cardiac surgery // J. Ped. Psychology. 1995. Vol. 20. Р 313 П328.

18. Cyna A.M., Middleton P., Holt E. Non-pharmacological interventions for induction of anesthesia in children // Cochrane Database of Systematic Reviews. 2007. Is. 2. Art. No.: CD006447. DOI: 10.1002/14651858.CD006447.

19. Daake D.A., Gueldner S.H. Imagery, instruction and the control of post surgical pain // App. Nursing Research. 1989. № 2. Р 114П120.

20. Eckenhoff J.E. Relationship of anesthesia to postoperative personality changes in children // Am. J. Dis. Child. 1953. Vol. 86. Р 587П591.

21. Ellerton, M.L., Merriam C. Preparing children and families psychologically for day surgery: An evaluation // J. Adv. Nursing. 1994. Vol. 19. Р 1057П1062.

22. Felder-Puig R., Maksys A., Noestlinger C. et al. Using a childrens book to prepare children and parents for elective ENT surgery: Results of a randomized clinical trial // Ped. Otorhinolar. 2003. Vol. 67. Р 35-41.

23. Fell D., Derbyshire Maile C.J.D., Larsson I.M. et al. Measurement of plasma catecholamine concentrations: An assessment of anxiety // Br. J. Anesth. 1985. Vol. 57. Р. 770П774.

24. Hall M.J., DeFrances C.J. 2001 national hospital discharge survey // Adv. Data. 2004. № 332. Retrieved June 2; www. cdc .gov/nchs/data/ad/ad332.pdf.

25. HallM.J., Lawrence L. Ambulatory surgery in the United States // Adv. Data. 2004. № 300. Retrieved June 2; www.cdc. gov/nchs/data/ad/ad300.pdf.

26. Hart D., Bossert E. Self-reported fears of hospitalized school-age children // J. Ped. Nursing: Nursing Care of Children & Families. 1994. Vol. 9, № 2. Р 83Э0.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

27. Hatava P., Olsson G.L., Lagerkranser M. Preoperative psychological preparation for children undergoing ENT operations: A comparison of two methods // Paed. Anaesth. 2000. Vol. 10. P. 477-486.

28. Holden-Lund C. Effects of relaxation with guided imagery on surgical stress and wound healing // Research in Nursing and Health. 1988. № 11. P 235-244.

29. HoltL., MaxwellB. Pediatric orientation programs: Hospital tours allay children® fears // AORN J. 1991. Vol. 54. P. 530-540.

30. Hunter D.S. The use of physical restraint in managing out-of-control behavior in youth: A frontline perspective // Child Youth Care Quarterly. 1989. Vol. 18. P. 141-154.

31. Jones C.W. Hypnosis and spinal fusion by Harrington instrumentation // Am. J. Clin. Hypnosis. 1979. Vol. 19. P. 155-157.

32. Kain Z.N., Caldwell-Andrews A.A., Wang S. Psychological preparation of the perent and pediatric surdical patient // Anesth. Clin. North. 2002.

33. Kain Z., Caramico L., Mayes L.C. et al. Preoperative preparation programs in children: A comparative examination // Anesthesia. Analgesia. 1998. Vol. 87. P 1249-1255.

34. Kain Z., Mayes L.C., OConnor T.Z. et al. Preoperative anxiety in children: Predictors and outcomes // Arch. Ped. Adoles. Med. 1996. Vol. 150. P. 1238-1245.

35. Kain Z.N., Caramico L.A., Linda C. et al. Preoperative Preparation Programs in Children: A Comparative Examination // Ped. Anesth. Anesth. Analgesia. 1998. Vol. 87, № 6. P. 1249-1255.

36. Kain Z.N., Caldwell-Andrews A.A. Preoperative psychological preparation of the child for surgery: An update // Anesth. Clinics North Am. 2005. Vol. 23. P. 597-614.

37. Kain Z.N., Caldwell-Andrews A.A., Lodolce M.E. et al. The perioperative behavioral stress response in children // Ped. Anesth. 2002. Vol. 97. A1242.

38. Kain Z.N., MayesL. Anxiety in children during the perioperative period // M. Bornstein, J. Genevro (Eds.). Child development and behavioral pediatrics. □ Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 1996. P 85-103.

39. Kain Z.N., Mayes L.C., Caramico L.A. Preoperative preparation in children: A cross-sectional study // J. Clin. Anesth. 1996. № 8. P. 508-514.

40. Kain Z.V., Wang S.M., Mayes L.C. et al. Distress during the induction of anesthesia and postoperative behavioral outcomes // Anesthesia. Analgesia. 1999. Vol. 88. P 1042-1047.

41. Kochanska G., Murray K.T., Harlan E.T. Effortful control in early childhood: continuity and change, antecedents, and implications for social development // Dev. Psychol. 2000. Vol. 36. P. 220-232.

42. Kotiniemi L.H., Ryhanen P.T., Moilanen I.K. Behavioral changes in children following day-case surgery: A 4-week follow-up of 551 children // Anaesthesia. 1997. Vol. 52. P 970-976.

43. Lambert S. The Effects of Hypnosis/Guided Imagery on the Postoperative Course of Children // Dev. Behav. Ped. 1996. Vol. 17, № 5. P. 307-B10.

44. LeRoy S., Elixson E.M., O\Brien P. et al. Recommendations for preparing children and adolescents for invasive cardiac procedures: A statement from the American Heart Association Pediatric Nursing Subcommittee of the Council on Cardiovascular Nursing in collaboration with the Council on Cardiovascular Diseases of the Young // Circulation. 2003. Vol. 108. P. 2550 -2564.

45. Liossi C., Hatira P. Clinical hypnosis versus cognitive behavioral training for pain management with pediatric cancer patients undergoing bone marrow aspirations // Int. J. Clin. Exp. Hypn. 1999. Vol. 47, 2. P. 104-116.

46. Litman R.S., Berger A. An evaluation of preoperative anxiety in a population of parents of infants and children undergoing ambulatory surgery // Paed. Anaesth. 1996. № 6. P. 443-447.

47. Lumley M.A., Melamed B.G., Abeles L.A. Predicting children® presurgical anxiety and subsequent behavior changes // J. Ped. Psych. 1993. Vol. 18. P 481-497.

48. Mccann M., Kain Z.N. The management of preoperative anxiety in children: An update // Anesth. Analgesia. 200. Vol. 193. P. 98-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. MelamedB., Ridley-Johnson R. Psychological preparation of families for hospitalization // Dev. Behav. Ped. 1988. Vol. 9. P. 96-102.

50. MelamedB., Meyer R., Gee C. et al. The influence of time and type of preparation on children® adjustment to hospitalization // J. Ped. Psych. 1976. № 1. P. 31-B7.

51. Moushey R., Sinacore M.L., Diomede B. A perioperative teaching program: A collaborative process //J. Ped. Nursing.

1988. Vol. 3, № 1. P. 40-45.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

52. Nelson C.C., Allen J. Reduction of healthy childrens fears related to hospitalization and medical procedures: The effectiveness of multimedia computer instruction in pediatric psychology // Children® Health Care. 1999. Vol. 28. P. 1-13.

53. Noble R.R., Micheli A.J., Hensley M.A. et al. Perioperative considerations for the pediatric patient: A developmental approach // Nurs. Clin. North America. 1997. Vol. 32. P. 1-16.

54. OConner-Von S. Preparing children for surgery -An integrative research review // AORN J. 2000. Vol. 71, № 2. P. 334-B43.

55. Patel A., Schieble T., Davidson M. et al. Distraction with a hand-held video game reduces pediatric preoperative anxiety // Ped. Anaesth. 2006. Vol. 16, № 10. P. 1019-1027.

56. Pearson G. Effect of operative procedures on the emotional life of a child // Am. J. Dis. Child. 1941. Vol. 62. P. 716-729.

57. Pederson C., Harbaugh B.L. Children® and adolescents Experiences while undergoing cardiac catheterization // Matern. Child. Nurs. J. 1995. Vol. 23. P. 15-25.

58. Petrillo M., Sanger S. Emotional care of hospitalized children: An environmental approach. -Philadelphia: J.B. Lippincott, 1972.

59. Pirkko Olsson, Gunnar L., LagerkranserM. Preoperative psychological preparation for children undergoing ENT operations: a comparison of two methods // Paed. Anaesth. 2000. Vol. 10, № 5. P. 477-486.

60. PlankE. Working with children in hospitals: A guide for the professional team. - Chicago: Year Book, 1971.

61. Madelon A., Visintainer M.S.N. et al. Psychological Preparation for Surgical Pediatric Patients: The Effect on Children® and ParentsCStress Responses and Adjustment // Ped. 1975. Vol. 56, № 2. P. 187-202.

62. RamsayM.A.E. A survey of pre-operative fear // Anesth. 1972. Vol. 27. P 396-402.

63. Rennick J.E., Johnston C.C., Dougherty G. et al. Children® psychological responses after critical illness and exposure to invasive technology // J. Dev. Behav. Ped. 2002. Vol. 23. P 133-144.

64. Salmon K., Pereira J.K. Predicting children® response to an invasive medical investigation: the influence of effortful control and parent behavior // J. Ped. Psychol. 2002. Vol. 27. P. 227-233.

65. LeRoy S., Elixson E.M., O\Brien P et al. Recommendations for Preparing Children and Adolescents for Invasive Cardiac Procedures A Statement From the American Heart Association Pediatric Nursing Subcommittee of the Council on Cardiovascular Nursing in Collaboration With the Council on Cardiovascular Diseases of the Young // Circulation. 2003. Vol. 108. P. 25-50.

66. Schwartz B.H., Albino J.E., Tedesco L.A. Effects of psychological preparation on children hospitalized for dental operations // J. Ped. 1983. Vol. 102, № 4. P. 634-638.

67. Smart G. Helping children relax during magnetic resonance imaging // Am. J. Matern. Child. Nurs. 1997. Vol. 22, № 5. P. 236-241.

68. Squires V.L. Child-focused perioperative education: Helping children understand and cope with surgery // Sem. Perioper. Nursing. 1995. Vol. 4, № 2. P. 80-87.

69. Stevenson M.D., Bivins C.M., O\Brien K. et al. Child Life intervention during angiocatheter insertion in the pediatric emergency department // Ped. Em. Care. 2005. Vol. 21, № 11. P. 712-718.

70. Stewart E.J., Algren C., Arnold S. Preparing children for a surgical experience // Today® OR Nurse. 1994. Vol. 16, № 2. P. 9-14.

71. Thompson R.H., Vernon D.T.A. Research on children® behavior after hospitalization: A review and synthesis // Dev. Behav. Ped. 1993. Vol. 14. P 28-B5.

72. Tonnesen E. Immunological aspects of anaesthesia and surgery-with special reference to NK cells // Dan. Med. Bull.

1989. Vol. 36. P. 263-281.

73. Tusek D., Church J., Fazio V. Guided Imagery as a Coping Strategy for Perioperative Patients // AORN J. 1997. Vol. 66, № 4. P 644-649.

74. Vernon D.T.A., Foley J.M., Sipowicz R.R. et al. The psychological responses of children to hospitalization and illness: A review of the literature. - Springfield, IL: C.C. Thomas, 1965.

75. Vernon D.T., Foley J.M., Sipowiwcz R. et al. The psychological responses of children to hospitalization and illness. -Springfield, MA: Thomas Books, 1965.

76. Vernon D. T., Schulman J.L., Foley J.M. Changes in children® behavior after hospitalization // Am. J. Dis. Child. 1966. Vol. 111. P. 581-593.

77. Visintainer M.A., Wolfer J.A. Psychological preparation for surgical pediatric patients: The effect on children's and parents' stress responses and adjustment // Ped. 1975. Vol. 56. P. 187-202.

78. WatsonA.T., VisramA. Children® preoperative anxiety and postoperative behaviour // Paed. Anaesth. 2003. Vol. 13. P. 188-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.