Научная статья на тему 'Предметы культового назначения в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины'

Предметы культового назначения в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЗНЕЦКАЯ КОТЛОВИНА / ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ / KUZNETSK HOLLOW / THE MIDDLE AGES / CULT OBJECTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшин Андрей Михайлович

Исследуется комплекс предметов культового назначения, который представляет собой яркий образец материальной и духовной культуры средневекового населения Кузнецкой котловины, расположенной на северной периферии Саяно-Алтая. Комплекс состоит из многочисленных находок, сделанных археологами при исследовании разнообразных памятников эпохи Средневековья. Проделан первичный анализ и предложена классификация предметов культа, исследуется вопрос их семантики. Анализ хронологии изучаемых предметов позволяет наблюдать их эволюцию на протяжении всей эпохи Средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cult objects in material and spiritual culture of the medieval population of the Kuznetsk hollow

In the article numerous artefacts are investigated in order to answer the question of their place in the religious outlook and beliefs. The information about finds of medieval cult objects in the Kuznetsk Basin is generalized. Great art expressiveness of these objects made in the form of different pendants of precious metals is mentioned. The material and the form of these objects are supposed to be connected and subjected to their spiritual meaning. The statement that cult objects are simple accessories or decorations is considered to be doubtful. The function of decoration is supposed to be secondary, and their main function was to show the semantic value meant by people when manufacturing these objects. The investigated artefacts were classified. The semantic value of the classified cult objects is studied. Bronze pendants imitating solar signs are called solar amulets. In Early and Late Middle Ages they functioned as amulets for Saratov archaeological culture bearers, who buried their relatives in the ceremony of cremation. Bronze and silver amulets presented as fragments of mirror known in Shandinskaya archaeological culture of Late Middle Ages had similar functions. Bronze open-worked heart-shaped cast pendants reflected the fact of the merging of the human and plant, underlined the cyclic character of human life. They were connected with the family tree cult. These objects were found only in girls and womens graves in Late Middle Ages in Shandinskaya archaeological culture. Bronze and silver heartshaped cast pendants were fragments of necklaces of beads and pseudo-noise-producing pendants, meant to protect the family wealth. Bone and horn amulets were to carry out the protective function; they were connected with the hope for a good hunt. The zoomorphic metal amulets had a similar function, but their connection to religion and totem cult cannot be excluded. Bronze pendants showing a flying bird are interpreted as a means used by a soul of a dead to travel to another world. Bronze noise-producing pendants were meant to make noise during the rituals in order to keep off the evil and call for kind spirits or deity. These objects were meant to decorate the shamans clothes, hats and tambourines and were used as talismans by ordinary people. In the conclusion, it may be said that cult objects took their specific place in the real world of the medieval culture of the Kuznetsk Basin, had great semantic value, protected people every day and accompanied them to another world after death.

Текст научной работы на тему «Предметы культового назначения в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины»

А.М. Илюшин

ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ В МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ КУЗНЕЦКОЙ КОТЛОВИНЫ

Исследуется комплекс предметов культового назначения, который представляет собой яркий образец материальной и духовной культуры средневекового населения Кузнецкой котловины, расположенной на северной периферии Саяно-Алтая. Комплекс состоит из многочисленных находок, сделанных археологами при исследовании разнообразных памятников эпохи Средневековья. Проделан первичный анализ и предложена классификация предметов культа, исследуется вопрос их семантики. Анализ хронологии изучаемых предметов позволяет наблюдать их эволюцию на протяжении всей эпохи Средневековья.

Ключевые слова: Кузнецкая котловина; эпоха Средневековья; предметы культового назначения.

Изучая культуру средневекового населения Кузнецкой котловины, мы воспринимаем ее как систему материальных и духовных ценностей, накопленных обществом за этот хронологический период истории. Понятие «культура» для нашего исследования означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Основанием для деления культуры на материальные и духовные ценности является факт учета и систематизации многообразия проявлений человеческой деятельности. Материальная культура в нашем исследовании - это овеществленная культура места жительства (жилища, поселения, городища), труда и материального производства, быта и отношения к собственному телу. Духовная культура выступает как многослойное образование и включает в себя разнообразные проявления религиозного мировоззрения, погребально-поминальную практику, а также факты обрядовых и культовых действий на уровне памятников, объектов и артефактов. Необходимо отметить, что отнесение изучаемых древностей к материальным и духовным ценностям достаточно условно, так как в реальной жизни средневекового общества Кузнецкой котловины они были тесно взаимосвязаны.

Кузнецкая котловина расположена в центральной и северо-западной частях Кемеровской области и частично в восточной части Новосибирской области Российской Федерации. Котловина имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с юго-востока на северо-запад. Ее длина составляет 400 км, а ширина колеблется в пределах 100-120 км. Небольшая и компактная территория котловины занимает площадь в 48 тыс. кв. км и определяется географическими координатами: 53,2-55,8° с.ш. и 84,2-88,1° в.д., располагаясь в умеренной зоне северного полушария [1. С. 60]. В естественно-историческом отношении этот регион расположен почти на границе Западной и Средней Сибири и представляет собой один из элементов Алтайско-Саянской горной системы. С северо-востока Кузнецкая котловина ограничена Кузнецким Алатау, с юго-запада - Салаирским кряжем, с юга - массивами Горной Шории, а на севере сливается с ЗападноСибирской равниной [2. С. 88]. В эпоху Средневековья эта территория, насыщенная луговым травяным покровом, лесной и лесостепной растительностью [3. С. 88101], была заселена различными этнографическими группами, многие из которых являются предками современных малочисленных народов Кузбасса - шор-

цев, телеутов, калмаков и сибирских татар. Средневековые этносы Кузнецкой котловины не имели своей письменности. Об этих народах сохранилась скудная информация, которая содержится в китайских раннесредневековых хрониках, арабских и персидских исторических сочинениях разных авторов развитого Средневековья и русских документах позднего Средневековья. В силу этих обстоятельств основным источником изучения истории и культуры средневекового населения Кузнецкой котловины являются вещественные источники, представленные различными видами археологических памятников и артефактов.

В настоящее время вещественные источники по средневековой истории и культуре Кузнецкой котловины обобщены на уровне лачиновской второй половины I - начала II тыс. н.э. [4. С. 36-64], саратовской конца У-Х1У вв. и шандинской Х1-Х1У вв. археологических культур, четырех археолого-этнографических комплексов [5. С. 75-126], отдельных категорий археологических памятников [6; 7; 8; 9; 10. С. 77-99; 11. С. 65-76; 12. С. 54-78; 13. С. 79-106; 14; 15; 16. С. 25-44; 17. С. 41-68; 18. С. 69-112; 19. С. 46-76; 20. С. 135-144 и др.] и закрытых предметных комплексов [21. С. 139147; 22. С. 100-105; 23. С. 108-116; 24. С. 103-111; 25. С. 208-224 и др.], а также комплексов материальной и духовной культуры аз-кыштымов [26. С. 132-138 и др.]. Необходимо отметить, что в обобщающих работах мало внимания уделяется исследованию различных категорий археологических находок. Специальному изучению были подвержены лишь такие категории средневекового инвентаря, как посуда и вооружение [27. С. 78-85; 28. С. 36-50; 29. С.46-57; 30. С. 91-96; 31. С. 159-162]. Многие другие артефакты до сих пор не подвержены первоначальной классификации и системному анализу. К числу таких находок относятся предметы культового назначения, поэтому целью настоящей работы является обобщение знаний по этим артефактам и ответ на вопрос, а какое место они занимали в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины.

Все средневековые предметы культового назначения, найденные на территории Кузнецкой котловины, отличаются высокой художественной выразительностью. Они, как правило, выполнялись в форме разнообразных бляшек и подвесок, материал и форма которых были подчинены духовному содержанию этих предметов. Классификация предметов культового назначения разрабатывалась многими авторами, которые исследовали культуру различных групп средневекового населения Западной и Восточной Сибири [32. С. 9-31;

33. С. 16-17, 77-89; 34. С. 94-96; 35. С. 54-65; 36. С. 83-86; 37. С. 89-92; 38. С. 27-34 и др.]. При этом, как правило, их классифицировали не как самостоятельную категорию инвентаря, а как принадлежность одежды и украшений, что не совсем верно.

Вне всяких сомнений предметы культового назначения могли нашиваться на одежду, носиться на шнурках и теле человека, но при этом функция украшения и атрибута одежды была вторичной. Изначальная функция заключалась в том, какое семантическое значение вкладывалось людьми при изготовлении этих предметов. Именно эта функция, напрямую связанная с мировоззрением, культами и верованиями в средневековом обществе, привела к появлению самостоятельной кате-

гории многочисленных предметов культового назначения. Использование этих предметов для украшения одежды одновременно придавало последней большее обрядовое (символическое) значение, чем она имела изначально.

Накопленный опыт в классификации подобных предметов позволяет использовать его в нашей работе. В средневековых древностях Кузнецкой котловины предметы, которые относятся к категории культовых, представляют собой разнообразные амулеты и шумящие подвески. Два этих класса культовых предметов по материалу изготовления можно разделить на группы, а по форме и конструкции - на двадцать семь типов.

Рис. 1. Бронзовые культовые подвески: 1—3,14—16 - Сапогово; 4, 6, 7, 17 - Ваганово-1 (по А.С. Ваютину); 5, 8, 9,13 - Саратовка;

10, 19—21 - Сапогово-2; 11, 12 - Шабаново-1; 18, 22—24 - Ур-Бедари (по М.Г. Елькину); 25—31 - Шанда

Класс 1. Амулеты. Насчитывает 3 группы и 22 типа.

Группа 1. Бронзовые. Является самой многочисленной и насчитывает 14 типов.

Тип 1. Подвески, имитирующие солярные знаки, в различном исполнении (рис. 1, 1-5,10).

Тип 2. Подвески в виде двух полумесяцев (рис. 2, 1).

Тип 3. Подвески в виде стремени в разном исполнении (рис. 2, 10, 11).

Тип 4. Грушевидные подвески с рельефными краями (рис. 2, 12).

Тип 5. Подчетырехугольные подвески с рифлеными краями и овальным вертикальным отверстием в центре (рис. 2, 13).

Тип 6. Сердцевидные цельнолитые подвески (рис. 2, 14).

Тип 7. Подвеска в форме стилизованного плоского изображения конического колокольчика (рис. 2, 15).

Тип 8. Ажурные сердцевидные литые подвески в разном исполнении (рис. 2, 16-23).

Тип 9. Ажурные подвески сердцевидной формы с рельефным изображением растения (рис. 2, 24).

Тип 10. Медальоны подвесные, цельнолитые

(рис. 2, 25).

Тип 11. Ажурная подвеска с изображением противостоящих журавлей (или фламинго) (рис. 2, 26).

Тип 12. Подвески с изображениями летящей птицы в разном исполнении (рис. 2, 27-32).

Тип 13. Цельнолитое полое внутри объемное изображение водоплавающей птицы, очевидно, связанное с почитанием животного-тотема (утка), в разном исполнении (рис. 2, 33, 34).

Тип 14. Фрагменты зеркал с отверстиями для подвешивания в разном исполнении (рис. 3, 1, 3, 5, 7, 8).

Группа 2. Серебряные. Насчитывает 4 типа.

Тип 1. Подвеска в форме рыбы (рис. 4, 1).

Тип 2. Фибула-подвеска с рельефным геометрическим и растительным орнаментом (рис. 4, 2).

Тип 3. Сердцевидные цельнолитые подвески (рис. 4, 3).

Тип 4. Фрагменты зеркал с отверстиями для подвешивания, в разном исполнении (рис. 3, 2, 4, 6).

Группа 3. Костяные. Насчитывает 4 типа.

Тип 1. Подвески из рога в виде когтя хищника (рис. 4, 4, 5).

Тип 2. Подвески из когтей хищников (рис. 4, 6, 7).

Тип 3. Плоская фигурная подвеска с вертикальным отверстием в центре, украшенная циркульным орнаментом (рис. 4, 8).

Тип 4. Мелкие косточки лап животных с отверстиями для подвески (рис. 4, 9, 10).

Класс 2. Шумящие подвески. Насчитывает 1 группу и 5 типов.

Группа 1. Бронзовые. Является самой многочисленной.

Тип 1. Подвесные конические язычковые колокольчики в разном исполнении (рис. 1, 6-9,11,12).

Тип 2. Круглые бубенцы с петлей для подвески в разном исполнении (рис. 1, 13-15,17).

Тип 3. Круглые бубенцы с петлей для подвески и прорезью в нижней части (рис. 1, 16,19-21).

Тип 4. Подвесные двусоставные бубенчики овальной и конической формы с рельефным геометрическим орнаментом в разном исполнении (рис. 1, 18, 22-31).

Тип 5. Каплевидные подвески-язычки округлой и овальной формы цельнолитые с рельефным геометрическим орнаментом в разном исполнении (рис. 2, 2-9).

Данная классификация сразу же обращает на себя внимание тем, что большинство предметов культового назначения сделаны из цветных металлов. Вероятно, это связано с тем, что в тюркском мире имело место широкое распространение представлений о металле как об обереге [39. С. 185]. Однако семантика классифицированных предметов культового назначения нам неизвестна, поэтому их смысловое значение можно лишь предполагать для отдельных типов, выстраивая гипотезы на основе этнографических сведений.

Бронзовые подвески, имитирующие солярные знаки, в различном исполнении (рис. 1, 1-5,10) условно можно назвать солнечными амулетами. Вполне допустимо предполагать, что они связаны с культами солнца и огня и выполняли другую, вероятно, ведущую функцию -амулета-оберега для их владельцев. По верованиям остяков, солнце и огонь - две дочери верховного бога, который поручил им освещать и согревать жителей земли [40. С. 224]. Косвенно на это указывает и тот факт, что «солнечные амулеты» зафиксированы в древностях раннего и развитого Средневековья саратовской археологической культуры, население которой погребало своих родственников по обряду кремации на стороне.

Вероятно, аналогичную или близкую по содержанию функцию выполняли бронзовые и серебряные амулеты, представляющие собой фрагменты зеркал (рис. 3, 1-8), которые в основном зафиксированы в древностях развитого Средневековья шандинской археологической культуры, которая генетически связана с культурой бачатских телеутов. У последних известно, что предметы, которые клали в могилу, намеренно портили, обламывали у них края и совершали другие действия по отношению к ним, тем самым как бы умерщвляя их. Делали это скорее затем, чтобы в другом мире эти вещи могли принять свой «настоящий» вид и использоваться умершими [39. С. 240; 41. С. 332]. Корни этой традиции уходят в глубокую древность, поэтому она известна у многих народов Северной Азии, в том числе и у другого коренного этноса Кузнецкой котловины - шорцев [40. С. 221; 42. С. 249-250].

Эта информация объясняет, почему на погребальных памятниках кочевников развитого Средневековья Кузнецкой котловины фиксируются в основном лишь фрагменты зеркал или зеркала, подверженные частичной ломке. Из этнографических сведений известно, что в мировоззрении тюркских народов Южной Сибири ритуальными функциями наделены многочисленные бытовые предметы по своей вторичной функции [43. С. 188-194]. Вероятно, это касается и средневековых зеркал, которые, отслужив свой век и утратив первоначальную функцию, переделывались для исполнения культовых действий, связанных с верованиями, и тем самым получали «вторую жизнь» в качестве амулета-оберега. Бронзовые ажурные сердцевидные литые подвески в разном исполнении, в том числе и с рельефным изображением растения (рис. 2, 16-24), вероятно, связаны с культом родового дерева. Эти амулеты отражали факт «соединения» человека и растения тем самым подчеркивая цикличность человеческой жизни.

Важным обстоятельством является тот факт, что эти находки были сделаны лишь в могилах женщин и девочек на погребальных памятниках развитого Средневековья шандинской археологической культуры. Это позволяет предполагать, что они являются индивидуальными специфическими женскими амулетами, выполняющими

функцию оберега при деторождении и преемственности традиций жизни от одного поколения к другому. В тюркской культуре прослеживается «одержимость» идеей дерева и родства с миром трав, листьев, побегов, а украшения с этой символикой неразрывно связаны с культом плодородия [43. С. 173; 44. С. 43; 45. С. 238 и др.].

Рис. 2. Бронзовые культовые подвески: 1-10,12-14, 29—30, 34 - Саратовка; 11, 15, 32 - Юрты-2 (по А.С. Васютину); 16-19, 23-26 - Ур-Бедари (по М.Г. Елькину); 20-22 - Шанда; 27 - Ваганово-1 (по А.С. Васютину); 28, 33 - Сапогово;

31 - Сидорово (по Э.У. Эрдниеву)

Рис. 3. Находки бронзовых (1, 3, 5, 7, 8) и серебряных (2, 4, 6) фрагментов зеркал (амулетов) на территории Кузнецкой котловины: 1-5 - Ишаново; 6 - Конево

Рис. 4. Серебряные (1-3), костяные и роговые (3-10) культовые подвески: 1, 2, 9, 10 - Мостовая; 3 - Саратовка; 4, 5 - Сапогово; 6 - Шабаново-3; 7 - Сапогово-2; 8 - Промышленная-1 (по В.В. Боброву)

Бронзовые и серебряные сердцевидные цельнолитые подвески (см. рис. 2, 14; 4, 3) входили в состав ожерелья из бус и псевдошумящей подвески [14. С. 141], которое, наиболее вероятно, выполняло роль оберега семейного благополучия. Последняя функция традиционно приписывается бусинам в культуре тюркоязычного населения Южной Сибири [43. С. 174].

Костяные и роговые амулеты (рис. 4, 4-10) в первую очередь выполняли оберегающую функцию и, вероятно, были связаны с верой в удачную охоту. Видимо, близки к этой функции и зооморфные металлические амулеты (см. рис. 2, 26-34; 4, 1 ), но при этом нельзя исключать их связь с верой и культом тотема. В мифологии сибирских народов известно, что во время шаманского камлания шаман совершает путешествие в «нижний» мир, или «океан смерти», превращаясь в птицу [46. С. 109]. Поэтому находки бронзовых подвесок с изображениями летящей птицы в разном исполнении (см. рис. 2, 27-32) в средневековых погребальных комплексах можно интерпретировать как вспомогательное средство для совершения душой погребенного человека путешествия в иной мир.

Бронзовые шумящие подвески представлены различными предметами (см. рис. 1, 6-9, 11-31; 2, 2-9),

которые были призваны издавать звук во время проведения ритуальных действий с целью отпугнуть злых духов или, наоборот, призвать добрых духов или божество. Как правило, такие предметы использовались для украшения шаманского костюма, головного убора и бубна [43. С. 176 и др.], но могли использоваться и как обереги рядовыми членами общества.

Оценивая значение предметов культового назначения в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины можно констатировать, что они занимают свое специфическое место в вещном мире. Они представлены большим типологическим разнообразием форм и материалов исполнения. Среди них существуют предметы, которые изначально предназначались для исполнения культовых действий, и те, которые переделывались в культовые в результате утраты ими своей первичной функции.

Разнообразные амулеты и шумящие подвески играли заметную роль в повседневной жизни средневекового населения Кузнецкой котловины, наделялись ими глубоким смыслом, оберегали людей в повседневной жизни и сопровождали их в иной мир после смерти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1955. Т. 30. 656 с.

2. Мытарев А.А. От Абы до Яи. Географический словарь Кемеровской области. Кемерово : Кемеров. кн. изд-во, 1970. 216 с.

3. КуминоваА.В. Растительность Кемеровской области. Новосибирск, 1949. 198 с.

4. Окунева И.В. Лачиновская культура // Памятники раннего Средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.

5. Илюшин А.М. Этнокультурная история Кузнецкой котловины в эпоху Средневековья. Кемерово : Изд-во КузГТУ, 2005. 240 с.

6. Эрдниев У.Э. Городище Маяк. Кемерово : Кемеров. кн. изд-во, 1960. 68 с.

7. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г. Могильник Сапогово - памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котлови-

не. Новосибирск : Изд-во НГУ, 1992. 126 с.

8. Илюшин А.М. Курганы средневековых кочевников долины реки Бачат. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1993. 116 с.

9. Илюшин А. М. Курган-кладбище в долине р. Касьмы как источник по средневековой истории Кузнецкой котловины // Труды Кузнецкой ком-

плексной археолого-этнографической экспедиции. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. Т. 2. 119 с.

10. Савинов Д.Г. Могильник Калтышино-1 (новые материалы по археологии начала II тыс. н.э.) // Памятники раннего Средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.

11. Ширин Ю.В. Поселения конца I тыс. н.э. в предгорьях Кузнецкого Алатау // Памятники раннего Средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.

12. Илюшин А.М. Курганная группа Шабаново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово ; Гурьевск : Изд-во КузГТУ,

1998.

13. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Курганная группа Мусохраново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово ; Гурь-

евск : Изд-во КузГТУ, 1998.

14. Илюшин А.М. Могильник Саратовка: публикация материалов и опыт этноархеологического исследования. Кемерово : Изд-во КузГТУ, 1999.

160 с.

15. Илюшин А. М. Население Кузнецкой котловины в период развитого Средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торо-

пово-1). Кемерово : Изд-во КузГТУ, 1999. 208 с.

16. Ширин Ю.В. Многослойное поселение Казанково V // Кузнецкая старина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1999. Вып. 4.

17. Кузнецов Н.А. Курганный могильник Шестаки-1 // Кузнецкая старина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 2004. Вып. 6.

18. Ширин Ю.В. Городище Городок и его окрестности в древности // Кузнецкая старина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 2004. Вып. 6.

19. Кузнецов Н.А. Есаульская курганная группа // Кузнецкая старина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 2005. Вып. 7.

20. Илюшин А.М. Культовые памятники средневекового населения Кузнецкой котловины // Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2006. № 6.2.

21. Бородкин Ю.М. Курганы у с. Тарасово // Археология Южной Сибири. Кемерово : КемГУ, 1977.

22. Васютин А.С. О двух предметных комплексах из Кузнецкой котловины (по материалам раскопок двух курганов на могильниках Ваганово I

и Калтышино II в Промышленновском районе Кемеровской области) // Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири: история и современность. Кемерово : КемГУ, 1992.

23. Бобров В.В. Курган могильника Промышленная-1 // Памятники раннего Средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово : Кузбассвузиздат,

1997.

24. Илюшин А.М. Средневековые курганы со рвами в Кузнецкой котловине (хронология и культурная принадлежность) // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н. э. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1994.

25. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Впускные погребения Шабаново-1 // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1995.

26. Илюшин А.М. Материальная и духовная культура аз-кыштымов (по археологическим данным) // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул : Изд-во АГУ, 2004.

27. Окунева И.В. Керамика поселения Курья-4 // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово : КемГУ, 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Ширин Ю.В. Орнаментация средневековой керамики Южного Кузбасса // Орнамент народов Западной Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та,

1992.

29. Худяков Ю.С. Стрелы Елыкаевской коллекции // Кузнецкая старина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1993. Вып. 1.

30. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Комплекс вооружения предмонгольского времени из кургана-кладбища Сапогово-2 // Кузнецкая старина. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1994. Вып. 2.

31. Илюшин А.М. Уникальные находки посуды в средневековых древностях Кузнецкой котловины // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2006. № 4.

32. Яковлев Я.А. Средневековое культовое литье Нарымского Приобья // Западная Сибирь в эпоху Средневековья. Томск : Изд-во Том. ун-та,

1983.

33. Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники Томского Приобья в У-УШ вв. н.э. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. 240 с.

34. Асеев И.В., Кирилов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху Средневековья. Новосибирск : Наука, 1984. 186 с.

35. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху Средневековья. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1991. 181 с.

36. Арсланова Ф.Х. Языческая символика в обрядовой женской одежде кимаков и кыпчаков // Вторые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск : ОмГУ, 1992. Ч. 2.

37. Беликова О.Б. Среднее Причулымье в Х-Х111 вв. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1996. 272 с.

38. Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск : Изд-во ИАЭ СО РАН, 1998. 152 с.

39. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. XVIII : Телеуты. М. : Изд-во ИЭА РАН, 1993. 326 с.

40. Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М. : Наука, 1981. 245 с.

41. Малов С.Е. Несколько замечаний к статье А.В. Анохина «Душа и ее свойства по представлениям телеутов» // Материалы по археологии и

этнографии. 1929. Т. 8.

42. Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М. : Наука, 1981. 278 с.

43. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск : Наука, 1988. 225 с.

44. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск : Наука, 1990. 209 с.

45. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центральной Азии. М. : Наука, 1991. 296 с.

46. Романова Е.Н. К интерпретации символики якутского шаманского обряда (путешествие за душой-«кут» больного) // Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995.

Статья представлена научной редакцией «История» 13 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.