Научная статья на тему 'Предметное содержание как открытая система'

Предметное содержание как открытая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лескова И. А.

В статье обосновывается необходимость моделирования предметного содержания как способа включения в него субъективного компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметное содержание как открытая система»

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

© Лескова И.А.*

Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета, г. Волгоград

В статье обосновывается необходимость моделирования предметного содержания как способа включения в него субъективного компонента.

Инновационные процессы, происходящие ныне в системе профессионального образования, затронули предметное содержание лишь поверхностно, на уровне прикладной фактологии, сохранив при этом его традиционную структуру, сформировавшуюся ещё в эпоху Нового времени.

Под традиционной структурой предметного содержания мы подразумеваем фиксированный набор сведений, воспроизводимых в ситуации нормативного контроля. По отношению к обучающемуся она является внешней, так как формируется без учёта его субъективных особенностей (склонностей, интересов, ценностей, предпочтений и пр.). Соответственно образ конечного образовательного результата (т.е. цель) оказывается отчуждённым от обучающегося, который в результате получает «калейдоскоп» сведений, в силу своей фрагментарности не способствующих личностному росту.

Вышеназванная традиционная форма репрезентации предметного содержания, широко распространённая в системе современного образования, является одной из предпосылок его недостаточной эффективности в социокультурном контексте жизни информационного общества, испытывающего потребность в обеспечении адаптивными, инициативными кадрами, способными осваивать изменяющиеся социальные ситуации. Предметное содержание с традиционной структурой не способно удовлетворить эту потребность, так как даёт обучающемуся фиксированный набор знаний (кон-кретнонаучных, узкоспециализированных), способных найти своё эффективное инструментальное применение в основном в нормативной ситуации с предзаданными параметрами. Такого рода набор знаний не учитывает как динамики развития духовной культуры общества, производящего новые ценности, знания, так и быстро развивающееся производство.

Цель статьи, заключающаяся в обосновании необходимости моделирования предметного содержания как способа включения в него субъективного компонента, оправдывает уместность небольшого историко-куль-

* Старший преподаватель Кафедры теории и методики обучения ИЗО и дизайн костюма

турного экскурса. Он позволит обозначить неявную предпосылку, обусловившую появление широко распространённой ныне традиционной структуры предметного содержания.

На рубеже ХУ1-ХУП веков чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский неявную предпосылку, о которой идёт речь, выразил посредством метафоры «лабиринт мира и рай сердца» [1]. Под «лабиринтом мира» им подразумевался сложный последовательный процесс, включавший: всеобщее искоренение невежества; установление господства человека для всеобщего процветания и благоденствия; приближение человека к долголетию или бессмертию. Итогом этого последовательного движения должен был стать «рай сердца», т.е. совершенный человек, совершенное общество, вечный мир. Коменский Я. А. не был одинок в этих размышлениях, сходные мысли высказывались Бэконом Ф., Лейбницем Г.В., Декартом Р., Флуддом Р., Мерсенном М. и рядом других европейских мыслителей ХУП-ХУШ веков. В рассуждениях такого рода ясно просматривается библейская подоплёка: восстановление того состояния, которого человек лишился после грехопадения. Это состояние оказывается как бы предза-данным, необходимо только найти способ реализовать его. Этим способом в эпоху Нового времени станет познание природных процессов и овладение ими посредством научного знания.

В сфере образования вышеназванное представление предопределит природосообразность его содержания, опиравшегося на «опыт ориентировки в окружающем мире, на основе знаний о нём» [3, с. 206]. Неявная установка на некое идеальное предзаданное состояние и природосообраз-ность способа его реализации предопределили в сфере образования традиционную структуру, отражавшую некую существующую независимо от человека реальность. Наличие субъективного компонента в такой структуре было невозможно, потому что в этом случае она утратила бы своё соответствие объективной реальности. Таким образом, традиционная структура предметного содержания, используя всеобщее в качестве меры индивидуального, фактически исключает ценностное, смысловое позиционирование обучающегося в образовательном процессе. А это не соответствует реальности жизни современного общества.

Библейская подоплёка мировоззренческой установки, обусловившей специфику традиционной структуры предметного содержания (о которой шла речь выше) ныне утратила свою значимость, соответственно не актуален и тот процесс, который Я. А. Коменским был метафорически определен как «лабиринт мира и рай сердца». На настоящий момент не существует концепции единого знания как объективированного, завершённого и окончательного, понимаемого как отражение существующей независимо от человека реальности. Это значит, что общество не может предложить обучающемуся некий «идеальный образ среды», к присвоению ко-

торого он должен стремиться, как это было сделано в эпоху Нового времени («рай сердца» по определению Я. А. Коменского). Потому традиционная структура предметного содержания является малоэффективной и не способной мотивировать обучающихся к его освоению.

Современное информационное общество с его сетевой организацией человеческой деятельности в сферах бизнеса, политики, массовой информации и пр. включает человека в развитую сеть массовых коммуникаций, условием деятельности в которых является субъективный компонент (собственные мотивы, смыслы, ценности). Это связано со спецификой сетевой структуры, которая представляет собой «полимагистральную структуру, в которой две точки всегда связываются множеством магистралей, а каждая магистраль состоит из множества отрезков и путей» [2]. Такого рода структура требует от человека овладения двумя уровнями интеллектуальной работы:

- первый уровень связан с поиском и усвоением информации, когда происходит определение структуры объекта;

- второй уровень связан с выявлением смысла найденной информации, когда происходит определение связей между сегментами информации.

Формирование смысла из рассредоточенной совокупности информации обеспечивает соблюдение двух условий: 1. субъективная присвоен-ность найденной информации, 2. системность мышления.

Процесс овладения спецификой интеллектуальной деятельности, адекватной сетевой структуре информационного общества, может и должен быть осуществлён в системе профессионального образования, а для этого неотъемлемой частью предметного содержания учебных дисциплин должен стать субъективный компонент, который позволит предметному содержанию обрести качества открытой системы. Одним из способов привнесения субъективного компонента в содержание образования является его моделирование.

Смоделированное предметное содержание - особый тип структурированного знания, которому присуща: 1. сетевая организация информационных единиц; 2. наличие активной коммуникационной среды, дающей возможность смоделировать на уровне понятий любой историко-культурный процесс, в том числе историко-научный, т.е. изложить содержание учебной дисциплина как одну из форм проявления единого; 3. освоение целостного характера связей объекта изучения, в отличие от линейного, последовательного, когда есть зависимость от внешней причины, от которой проистекает всё последующее. Целостный характер связей, когда объект и причина и следствие одномоментно.

Схема моделирования предметного содержания проста: 1. опираясь на представление о том, что целое больше своих частей, выделяется ряд ка-

честв, характеризующих содержание моделируемой области знания с позиций целого; 2. из числа выбранных качеств выбираются фундаментальные характеристики, параметрически организующие когнитивное пространство моделируемого предметного содержания. Такого рода характеристики, фактически, представляют собой семантические фокусы, в качестве которых могут вступать идеи, концепции, способные раскрыть содержание учебной дисциплины целостно. С точки зрения синергетики, семантические фокусы можно определить как параметры порядка, т.е. переменные величины (динамические характеристики), которые подчиняют себе другие величины и определяют их значение. Параметры порядка помогают выявить общую архитектонику частного, имеющую резонансную взаимосвязь с архитектоникой целого. Связь параметров порядка с локальными явлениями, интегрированными в целое, нелинейна. Идеи, выступающие в роли семантических фокусов, не детерминируют фрагменты целого, а осуществляют управляющее воздействие, вступая с ними в резонансное взаимодействие. Это значит, что изучаемый аспект целого связан с ним не однозначной причинно-следственной связью, а множеством нитей-контекстов, благодаря которым у обучающегося появляется возможность герменевтически прикоснуться к внутренней креативности смысла. Многообразие контекстуальных связей инициирует интерпретационную неоднозначность, т. е. активирует процесс смыслопорождения.

С нашей точки зрения, общими для любой гуманитарной области знания семантическими фокусами, могут быть идеи пространства и времени, являющиеся формообразующими началами любого историко-культурного процесса. Они фундаментальны, потому что обе идеи не являются составными, т. е. не содержат в себе ничего кроме самих себя, обладают наименьшим количеством признаков, свойств и характеристик; имеют наибольшую общность для всего многообразия объектов и явлений; потенциально проявлены во всем, а актуально (как локализованные объекты) ни в чём; не являясь локализованными объектами, они не могут быть измерены сами по себе, а только в соотношении с какими-либо объектами. Идеи пространства и времени в силу своей фундаментальности способны параметрически организовать общую структуру любого историко-культурного процесса, потому что все эпохальные изменения связаны, в первую очередь, с изменением их содержания. Два семантических фокуса недостаточно для моделирования предметного содержания, требуются дополнительные к ним структурные компоненты, выбор которых обусловлен спецификой содержания моделируемого процесса.

Например, для информационной структуры, моделирующей предметное содержание историко-художественных дисциплин, нами были выбраны кроме идей пространства и времени ещё три семантических фокуса -ритм как пространственно-временное единство, выражающее себе через

добавочный культурный код и архетипические образы, характеризующие ту или иную эпоху, а также мировоззрение и мироощущение как превра-щённая форма трёх вышеназванных семантических фокусов.

Возможности модели предметного содержания историко-художест-венных дисциплин позволяет реализовать технология гипертекста, в пространстве которого семантические фокусы выступают как информационные узлы, образующие архитектуру базы данных. Двухуровневая структура гипертекстового пространства позволяет рассматривать предмет изучения на двух уровнях: 1. филогенетическом, образованном семантическими фокусами пространство, время, ритм; 2. онтогенетическом, в который входят семантическими фокусами «мировоззрение» и «мироощущение».

Моделирование предметного содержания является важнейшим средством формирования активной коммуникационной среды, так как движение обучающегося в информационной сети гипертекстовой модели предметного содержания учебной дисциплины осуществляется посредством привнесения им того, что связано с его собственными мотивами, смыслами, ценностями и т.п. Таким образом, предметное содержание из закрытой системы трансформируется в систему, открытую обучающемуся. Оно может конструироваться им и через конструирование быть субъективно освоенным.

Различие в структуре традиционного и инновационного предметного содержания можно представить следующей таблицей.

Таблица 1

Предметное содержание

Традиционное Инновационное

Дисциплинарность, т.е. объём смыслов, составляющих содержание образования, разделён на автономные, мало связанные между собой сегменты Междисциплинарность, взаимосвязь всех областей знания с общекультурным процессом развития

Структура предметного содержания как фиксированный набор сведений, воспроизводимых в ситуации нормативного контроля Структура предметного содержания представляет собой модель процесса развития изучаемой области знания в соотнесении с общекультурным процессом развития

Отсутствие включённости субъекта в содержание образования Включённость субъекта в содержание образования

Предметное содержание как закрытая система, т.е. его смысловой объём и структура формируются независимо от субъекта Предметное содержание как открытая система, т. е. конструируется самим субъектом

Список литературы:

1. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1982.

2. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. - 2008. - № 7. - С. 61-75.

3. Сериков В.В. Общая педагогика: избр. лекции. - Волгоград: Перемена, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.