Научная статья на тему 'Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности'

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTOR'S SUPERVISION / SUBJECT OF PROSECUTOR'S SUPERVISION / TOWN-PLANNING ACTIVITY / TOWN-PLANNING SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альборова А. А.

Работа посвящена проблемам определения предмета прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности, в ней проведен анализ теоретических основ исследуемого элемента надзора в данной сфере. Проведенный анализ позволил сформулировать предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Альборова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT OF PROSECUTORIAL SUPERVISION ENFORCEMENT OF LAWS IN THE FIELD OF URBAN DEVELOPMENT

The Work is devoted to the problems of determining the subject of prosecutorial supervision over the execution of laws in the field of urban development, it analyzes the theoretical foundations of the studied element of supervision in this area. The analysis made it possible to formulate the subject of prosecutorial supervision over the implementation of laws in the field of urban development.

Текст научной работы на тему «Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности»

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13) УДК 347.963

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Альборова А.А.

Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета Прокуратуры Российской Федерации

SUBJECT OF PROSECUTORIAL SUPERVISION ENFORCEMENT OF LAWS IN THE FIELD OF URBAN DEVELOPMENT

Alborova A.A.

Saint-Petersburg law institute (branch) of University of the Office of the Prosecutor

of the Russian Federation

Аннотация

Работа посвящена проблемам определения предмета прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности, в ней проведен анализ теоретических основ исследуемого элемента надзора в данной сфере. Проведенный анализ позволил сформулировать предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, предмет прокурорского надзора, градостроительная деятельность,

градостроительная сфера.

Abstract

The Work is devoted to the problems of determining the subject of prosecutorial supervision over the execution of laws in the field of urban development, it analyzes the theoretical foundations of the studied element of supervision in this area. The analysis made it possible to formulate the subject of prosecutorial supervision over the implementation of laws in the field of urban development.

Keywords: Prosecutor's office, Prosecutor's supervision, subject of Prosecutor's supervision, town-planning activity, town-planning sphere.

Градостроительная деятельность является весьма объемной и включает в себя не только строительную сферу, заметно активизирующую в последние годы в связи с тем, что уровень развития государства возрастает, происходит переход к устойчивому развитию населенных пунктов, но и социальную, жилищную, экологическую и другие сферы, требующие в совокупности систематического и комплексного прокурорского надзора. В связи с этим, одной из важных и актуальных задач прокуратуры на сегодняшний день является осуществление эффективного и качественного прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности.

Для повышения эффективности при осуществлении прокурорского надзора в данной сфере необходимо точно определить предмет данного направления надзорной деятельности, поскольку вопрос толкования предмета прокурорского надзора является основополагающим для формулирования компетенции прокурора.

В науке прокурорского надзора существуют разные точки зрения на то, что понимать под предметом прокурорского надзора. А.Х. Казарина под предметом прокурорского надзора понимает - законность действий и актов, определенных в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» органов, должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций [1]; В.Б. Ястребов - законность действий и актов, указанных в законе органов, организаций и лиц, на которых распространяется надзорная компетенция органов прокуратуры [2].

Представляется, что при определении предмета прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности необходимо обратиться к ст. 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) [3]. Данное обращение является правомерным, так как в сфере градостроительной деятельности, надзор за

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)

исполнением законов напрямую коррелирует с надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Статья 21 Закона о прокуратуре в качестве предмета прокурорского надзора закрепляет соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

В свою очередь статья 26 Закона о прокуратуре - соблюдение прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами.

Правильное определение правового регулирования градостроительной деятельности является необходимым для понимания предмета прокурорского надзора в данной сфере, так как прокурор должен точно знать круг актов, регламентирующих градостроительную деятельность.

Сфера градостроительства не является исключительной компетенцией Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации [4]). Наиболее значимые вопросы градостроительной деятельности, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с этим особое место среди законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, занимают не только федеральные законы, но и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В дополнение к этому следует подчеркнуть, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ) [5], а также Федеральным законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ - № 131) [6] достаточно широкими полномочиями в исследуемой сфере обладают и органы местного самоуправления. Так, к вопросам местного значения городского округа, городского и сельского поселений в соответствии со ст. 14, 16 ФЗ - № 131 относятся: утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории и другое.

В связи с тем, что акты, издаваемые органами местного самоуправления, могут оказаться противоречащими законодательству, действующему на территории Российской Федерации, органы прокуратуры, согласно ст. 77 ФЗ - № 131 наделены полномочием на осуществление надзора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Данное полномочие порождает определенные противоречия, поскольку в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре проверка законности уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов не включена в предмет надзора за исполнением законов. Таким образом, только при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина может оцениваться законность указанных нормативных правовых актов (т.е. в соответствии со ст. 26 Закона о прокуратуре).

На основании изложенного в качестве предмета прокурорского надзора за исполнением законов в сфере градостроительной деятельности следует рассматривать:

1. Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение норм Градостроительного кодекса и иных законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,

14 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2020 Том 4 № 1 (13)

их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, регулирующих отношения в сфере градостроительной деятельности;

2. Законность издаваемых указанными органами и их должностными лицами правовых актов в сфере градостроительной деятельности;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Соблюдение указанными органами и их должностными лицами прав и свобод человека и гражданина в сфере градостроительной деятельности.

Представляется, что такой подход к определению предмета прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства обеспечит необходимый уровень законности, и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данной сфере.

Список литературы

1. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: автореф. дис д-ра юрид. наук: 12.00.11. М., 2009. С. 35.

2. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник. М.: Зерцало-М, 2011. С.12 15.

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Фед. от 17.01.1992 N 2202-1 // Рос. газ, № 39, 18.02.1992

4. About Prosecutor's office of the Russian Federation: Feder. The Law Grew. Fed. from 17.01.1992 N 2202-1 // Grew. GAZ, № 39, 18.02.1992

5. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ от 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Рос. газ., № 290, 30.12.2004

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

Поступила в редакцию 08.11.2019

Сведения об авторе:

Альборова Азарина Андзоровна - магистрант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета Прокуратуры Российской Федерации, e-mail: [email protected]

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.