Научная статья на тему 'Предмет правового режима военного положения'

Предмет правового режима военного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовой режим / юридическая конструкция режима военного положения / комплексный предмет правового регулирования / legal framework / legal structure of the martial law regime / complex subject of legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эдуард Климентьевич Утяшов, Гулпам Агамановна Аннадурдыева

Предмет правового режима военного положения составляют широкие сферы общественных отношений. Все они характеризуются неоднородностью и являются комплексными. Нормы, их регулирующие, не связаны единым методом и механизмом реализации, почти все они имеют свое закрепление в основных отраслях права. Определение сферы правового регулирования в период режима военного положения необходимо для создания юридической конструкции, позволяющей моделировать развитие общественных отношений в условиях данного режима и осуществлять поиск ответов на вопросы, возникающие в этом направлении. Подобное регулирование устанавливает объемы, порядок и пределы применения норм других отраслей права в условиях режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the martial law legal framework

The subject of the martial law legal framework consists wide areas of public relations. All of them are characterized by diversity and complexity. The norms governing these relations are not connected with single method and implementation mechanism, most of them are embedded in the main fields of law. Determining the area of legal regulation during the period of martial law is necessary to create a legal structure that allows modeling the development of public relations in situations of this framework and searching for answers to the issues arising in this field. This kind of regulation establishes the extent, the way and limits for the implementation of the norms of other fields of law in the situations of the framework.

Текст научной работы на тему «Предмет правового режима военного положения»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 47 — 51. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):47 — 51.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 34 NIION: 2007-0062-2/22-077

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-47-51 MOSURED: 77/27-004-2022-02-277

Предмет правового режима военного положения

Эдуард Климентьевич Утяшов1, Гулпам Агамановна Аннадурдыева2

1 2 РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

1 ueknet@rambler.ru

2 annadurdyyeva.g@gubkin.ru

Аннотация. Предмет правового режима военного положения составляют широкие сферы общественных отношений. Все они характеризуются неоднородностью и являются комплексными. Нормы, их регулирующие, не связаны единым методом и механизмом реализации, почти все они имеют свое закрепление в основных отраслях права. Определение сферы правового регулирования в период режима военного положения необходимо для создания юридической конструкции, позволяющей моделировать развитие общественных отношений в условиях данного режима и осуществлять поиск ответов на вопросы, возникающие в этом направлении. Подобное регулирование устанавливает объемы, порядок и пределы применения норм других отраслей права в условиях режима.

Ключевые слова: правовой режим, юридическая конструкция режима военного положения, комплексный предмет правового регулирования

Для цитирования: Утяшов Э.К., Аннадурдыева Г.А. Предмет правового режима военного положения // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 47 — 51. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-47-51.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

The subject of the martial law legal framework

Eduard K. Utyashov1, Gulpam A. Annadurdyeva2

11 2 Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Moscow, Russia

1 ueknet@rambler.ru

2 annadurdyyeva.g@gubkin.ru

Abstract. The subject of the martial law legal framework consists wide areas of public relations. All of them are characterized by diversity and complexity. The norms governing these relations are not connected with single method and implementation mechanism, most of them are embedded in the main fields of law. Determining the area of legal regulation during the period of martial law is necessary to create a legal structure that allows modeling the development of public relations in situations of this framework and searching for answers to the issues arising in this field. This kind of regulation establishes the extent, the way and limits for the implementation of the norms of other fields of law in the situations of the framework.

Keywords: legal framework, legal structure of the martial law regime, complex subject of legal regulation For citation: Utyashov E.K., Annadurdyeva G.A. The subject of the martial law legal framework // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):47 — 51. (In Russ.). doi: 10.24412/ 2073-3305-2022-2-47-51.

Юридическая конструкция режима военного положения предполагает иссле дование важнейшего ее элемента — предмета правового регулирования. От характе-

© Утяшов Э.К., Аннадурдыева Г.А., 2022

ра и видов общественных отношений, которые его составляют, зависят своеобразие и степень детализированности правовых предписаний, методы государственного принуждения, системность правового воздействия на них.

Всестороннее исследование предмета позволяет выявить и обосновать включение в сферу режима военного положения правоотношений, которые выходят за рамки административного права, а также части общественных отношений, которые объективно нуждаются в упорядочении правом, но находятся вне сферы его влияния. Их последовательный и всесторонний анализ обуславливает своеобразие и особенности форм (источников) права этого режима, эффективность регулятивного воздействия нормативного содержания юридической конструкции

С учетом многочисленных обстоятельств для юридической науки и практики крайне важно определить сферы общественных отношений, вовлекаемых в ограничительный, относительно кратковременный период особого порядка правового регулирования военного положения.

Вследствие этого становится актуальным изучение той социальной сферы, которая будет неизбежно вовлечена в осуществление режима военного положения, и выработка рекомендаций по формированию их нормативного закрепления приобретает наибольшую актуальность в современных реалиях, при наличии рыночной экономики, наличии частной собственности, приоритета прав и свобод человека. Для этой цели как раз и предусмотрено создание юридической конструкции, позволяющей моделировать развитие общественных отношений в условиях этого режима и осуществлять поиск ответов на вопросы, возникающие в этом направлении.

Определение сфер общественных отношений, которые объективно будут вовлечены в предмет регулирования режимом военного положения возможно исходя из анализа ответа на вопрос — для чего он устанавливается? В Российской Федерации он легально отражен в законодательстве [1, ч. 2 ст. 17] и предполагает «создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации».

С целью осуществления функции обороны государства будет устанавливаться специальный порядок правового регулирования, связанный с созданием предпосылок по устранению возникшей угрозы. В предмет режима военного положения, при подобном развитии событий, неизбежно будут вовлечены многочисленные группы общественных отношений.

1. Отношения по перераспределению и уточнению полномочий органов государственной власти [1, ст. 17] . Компетенции, задачи, функции органов государственной власти определяются соответствующими нормативными правовыми актами мирного времени и не содержат соответ-

ствующих полномочий на период режима военного положения. В некоторых случаях они содержат отсылочные нормы к законодательству военного времени, которого нет в большинстве стран. Поэтому возникает необходимость их пересмотра либо возложения особых полномочий на органы военного управления, особенно на территориях, где введено военное положение. В Российской Федерации, в соответствии с законодательством о военном положении, функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности [1, ст. 17].

Кроме изменения полномочий органов государственной власти режим военного положения, безусловно, затрагивает сферу реализации гражданами своих политических, личных и иных прав и свобод, предусматривая возможность их ограничения. Это касается запрета на проведение выборов, ограничений в перемещении по территории, на которых введен режим, ограничения права на проведение митингов, демонстраций, забастовок и реализации некоторых других прав. Тем самым, режим военного положения затрагивает нормы конституционного права, предметом которого являются общественные отношения в сфере организации и деятельности государственной власти, защиты прав и свобод человека [6, с. 23].

2. Отношения, связанные с деятельностью вооруженных сил, прежде всего, с их отмобилизованием, доукомплектованием, вооружением, боевым слаживанием, передислокацией и другими необходимыми мероприятиями. Следует отметить, что проводимые мероприятия затронут широкую сферу трудовых, социальных и имущественных отношений. Так, комплектование вооруженных сил поставит вопрос о правах лиц, призываемых по мобилизационным предписаниям в действующую армию. Трудовое законодательство в ст. 83 ТК РФ устанавливает основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон в связи с призывом работника на военную службу и выплаты ему выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в соответствии со ст. 178. Эти положения касаются лиц, подлежащих призыву и не состоящих в запасе (так называемых срочников) [3, ст. 1445]. Мобилизация же предполагает призыв граждан, состоящих в запасе, т.е. уже отслуживших службу по призыву или контракту [2, ст. 1014]. Увольнение и выплата пособий на основании призыва по мобилизации законодательством не предусмотрены. Налицо пробел, преодолеть который с

помощью аналогии вряд ли представляется возможным.

Подобное видение проблемы, наглядно демонстрируемой юридической конструкцией режима военного положения, позволяет предложить ее возможное решение. Один из вариантов, например, связан с законодательным уравниванием статусов военнослужащих на период военного положения, военного времени, боевой обстановки, вне зависимости от того, кем они являлись до введения указанного режима — контрактниками, призывниками-срочниками или призванными по мобилизации.

Таким образом, только деятельность по комплектованию вооруженных сил выходит за рамки административных отношений и неизбежно включает в себя и трудовые отношения, и сферу социального обеспечения.

3. Меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности по изменению формы собственности предприятий. Реализация указанных мер потребует поиска ответа на вопросы экономического характера. Сохранять ли организационно-правовую форму ряда предприятий или переводить их в категорию казенных и унитарных — той формы, которая к 2025 г. будет упразднена в силу убыточности и неэффективности [4, ст. 3]?

При решении вопроса о национализации или изменения организационно-правовой формы хозяйственных обществ необходимо решать вопросы о выплатах стоимости активов собственникам на основании ст. 35 Конституции РФ, т.е. при условии предварительного и равноценного возмещения (следует отметить, что действующее законодательство этого не предусматривает). В то же время анализ их финансовой устойчивости и стабильности, особенно акционерных, свидетельствует об их уязвимости от внешней конъюнктуры, и такой факт, как военная угроза или фактическое начало войны, бесспорно, повлияет на стоимость капитализации бизнеса. Это наглядно продемонстрировал экономический кризис, разразившийся в марте 2020 г. вследствие эпидемии коронавируса и снижения стоимости нефти.

На примере поставок за рубеж углеводородов отечественными публичными акционерными обществами можно предвидеть, что с началом войны они прекратятся в адрес агрессора и увеличатся либо сохранят прежние объемы в другие страны. Тем не менее, стоимость их активов на международных биржах упадет до минимума в предвидении возможного уничтожения

противником объектов нефтегазового комплекса. Вероятный агрессор с целью нанесения неприемлемого экономического ущерба попытается уничтожить или повредить оборудование в местах их добычи, систему магистральных трубопроводов, компрессорные станции, морской и железнодорожный транспорт для его перевозки, вывести из строя нефтеперегонные заводы и хранилища. Данные действия неизбежно приведут к утрате не только экспортной выручки, идущей в бюджет, и неизбежному банкротству таких корпораций, но и к серьезным проблемам в обеспечении нужд обороны горюче-смазочными материалами, социальными потрясениями, вызванными повреждением инфраструктуры, утратой рабочих мест и многого др. Осуществление государством функции собственника изъятых предприятий повлечет все последствия, связанные с их содержанием, выплатой налогов, восстановлением и т.п.

Более того, даже временное изменение форм собственности повлияет на экономическую эффективность хозяйствующих субъектов. Государственное управление предприятиями, как свидетельствует наука и показывает опыт, является менее эффективным, чем частными лицами. По критериям финансовой эффективности — валовой рентабельности, рентабельности собственного капитала, рентабельности продаж и долговой нагрузке — компании с государственным управлением уступают частным компаниям [8, с. 13].

Принуждение субъектов хозяйственной деятельности изменить свои договорные обязательства, существовавшие до введения военного положения, переориентация их на выпуск оборонной продукции или оказания услуг, которые они ранее не осуществляли, безусловно, скажется на их прибыли, позволяющей обновлять оборотный капитал, платить работникам соответствующую зарплату, налоги и производить необходимые отчисления в социальные фонды. К этому следует добавить неизбежное снижение производительности труда в отсутствие квалифицированных работников, призванных по мобилизации в ряды действующей армии [5, с. 104].

Следовательно, можно предположить, что, предприятия, в условиях военного положения изменившие по воле государства форму собственности и организационно-правовую форму, будут как минимум менее эффективны в выпуске необходимой для обороны продукции. Бюджет недополучит с них значительных сумм налоговых поступлений, не говоря о возможном ухудшении качества выпускаемой продукции и снижении производительности труда.

Ни одно государство Западной Европы с устоявшимися рыночными отношениями и много-укладностью экономики не предусматривает в действующем законодательстве изменение форм собственности предприятий в условиях режима военного положения. И, основываясь на проведенном анализе, вряд ли допустит это при его реальном осуществлении.

Таким образом, область экономических, имущественных отношений объективно и определенно составляет часть предмета правового регулирования режима военного положения. Упорядочение этой многогранной и многоуровневой сферы, определение приоритета ценностей в ней, первоочередность принимаемых решений должны основываться не сколько на историческом опыте прошлого, сколько на незыблемости конституционных норм и принципов, уважении прав и свобод человека, незыблемости частной собственности, международных обязательств.

Осуществление названных мероприятий, связанное с развертыванием военной структуры, обеспечением ее вооружением и техникой, в том числе через систему государственных закупок, перенастройкой экономики для выпуска военной продукции, неоспоримо повлечет необходимость пересмотра бюджета государства, особенно его расходной части. Следовательно, значительная часть сферы регулирования финансового права кратковременно попадает в сферу режима военного положения. В ходе организации подготовки и отражения возможной военной угрозы на граждан и организации может возлагаться транспортная и квартирная повинность [2, ст. 9, 10], т.е. в сферу военного положения будут вовлечены отношения, регулируемые гражданским и жилищным правом.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что предмет правового регулирования режима военного положения составляют обширные сферы общественных отношений, в основе которых, лежат не только административные, но и конституционные, финансовые, налоговые, трудовые, гражданские, жилищные отношения в сфере социальной помощи и некоторые др. Все они характеризуются неоднородностью и являются комплексными в том смысле, что нормы, их регулирующие, не связаны единым методом и механизмом реализации, почти все они имеют свое закрепление в основных отраслях права. Режим военного положения, охватывая определенные части общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования самостоятельных отраслей права, составляет свою специфическую материю, так как регулирует их через

призму собственных решений исходя из целей существования.

Характер общественных отношений, вовлеченных в режим военного положения, обуславливает комплексный предмет правового регулирования, а также процессы развития и совершенствования общественных отношений. Подобное регулирование устанавливает объемы, порядок и пределы применения норм других отраслей права в условиях режима. Взаимосвязь раз-ноотраслевых общественных отношений, возникающих в условиях военного положения, приводит к изменению их содержания, придает им признаки, которыми они вне указанного взаимодействия не обладали.

Подобное комплексное регулирование имеет целью относительно кратковременную регламентацию отношений, объединенных общей целью — устранение военной опасности. Оно является своего рода оптическим фокусом, в котором концентрируется направленность определенных правовых норм, различных отраслей права. Эта концентрация имеет избирательный характер: фокусируются усилия только тех правовых норм, предписаний и т.д., которые имеют прямое отношение к выполнению данной социальной задачи [7, с. 31—55].

Таким образом, можно сделать вывод, что предметом правового регулирования режима военного положения выступают общественные отношения различного отраслевого содержания и их множественные связи, объективно подпадающие на относительно недолгий период времени под целенаправленное, концентрированное воздействие правовых норм этого режима для достижения целей его установления. Это своего рода сфокусированная, обособленная материя, попадающая в сферу комплексного ограничительного регулирования.

Список источников

1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 6 февраля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 16 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. № 13. Ст. 1475.

4. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-

ный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 52 (часть I). Ст. 7803.

5. Альбитер Л.М. Анализ промышленности России в период первой мировой войны 1914— 1017 годов // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4. С. 104.

6. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.

7. Разуваев Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права / / Правоведение. 2002. № 3. С. 31 — 55.

8. Эффективное управление государственной собственностью в 2018—2024 гг. и до 2035 г. Аналитический доклад / Радыгин А.Д. и др. М., 2018.

References

1. Federal constitutional law of January 30, 2002 No. 1-FKZ "On martial law".

2. Federal Law of February 26, 1997 No. 31-FZ "On mobilization training and mobilization in the

Russian Federation" (as amended on February 6, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1997. No. 9. Art. 1014.

3. Federal Law of March 28, 1998 No. 53-FZ "On military duty and military service" (as amended on December 16, 2019) // Collected Legislation of the Russian Federation. No. 13. Art. 1475.

4. Federal Law of December 27, 2019 No. 485-FZ "On Amendments to the Federal Law "On State and Municipal Unitary Enterprises" and the Federal Law "On Protection of Competition"" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 52 (part I). Art. 7803.

5. Albiter L.M. Analysis of Russian industry during the First World War of 1914—1017 // Bulletin of the Samara State University. 2013. No. 4. P. 104.

6. Kutafin O.E. The subject of constitutional law. M., 2001.

7. Razuvaev N.V. Legal system and criteria for sectoral differentiation of law / / Jurisprudence. 2002. No. 3. P. 31 — 55.

8. Effective management of state property in 2018—2024 and until 2035. Analytical report / Radygin A.D. et al. M., 2018.

Информация об авторах

Э.К. Утяшов — доцент кафедры теории и истории государства и права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, кандидат юридических наук;

Г.А. Аннадурдыева — преподаватель кафедры теории и истории государства и права РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.K. Utyashov — Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Gubkin Russian State University of oil and gas (National Research University), Candidate of Legal Sciences; G^. Аnnadurdyeva — Lecturer assistant of the Department of Theory and History of State and Law, Gubkin Russian State University of oil and gas (National Research University).

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 18.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 18.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.