Научная статья на тему 'Алкоголь и режим военного положения'

Алкоголь и режим военного положения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2021
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ / ОСОБЫЙ ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПОСЛЕДСТВИЯ / REGIME OF MARTIAL LAW / SPECIAL TURNOVER OF ALCOHOLIC PRODUCTS / CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Утяшов Эдуард Климентьевич

В статье проводится исследование актуальных вопросов правового регулирования оборота алкогольной продукции в условиях военного положения. Действующее законодательство России и ряда бывших стран СССР, регулирующее порядок введения и осуществление указанного правового режима содержит в перечне мероприятий, положение об особом обороте спиртных напитков. На сегодняшний день, в России сложился как официальный, так и неофициальный рынок производства спиртного и его потребления, сформировался определенный баланс между количеством производимого алкоголя и его продаж, который изменить путем ограничения его производства или потребления, без финансово-экономических и социальных последствий вряд ли удастся. Возможный запрет на официальное производство и его реализацию, спровоцирует рост самогоноварения и другие негативные последствия, которые продемонстрированы в статье. Подобный вывод ставит вопрос о целесообразности включения в перечень мероприятий, проводимых в условиях военного положения «особого режима оборота алкоголя», как не отражающего не только объективных реалий современного состояния дел, но и опыта исторического прошлого России и ряда других европейских стран. В рамках действующего правового регулирования имеется достаточно гибких и эффективных мер, направленных на ограничение употребления спиртных напитков, которые не нуждаются в закреплении их в соответствующем Федеральном конституционном законе. Сравнительный анализ схожего законодательства европейских стран подобных ограничений не содержит. Историческое исследование ограничения оборота спиртных напитков в годы первой мировой войны показало, как положительные, так и, в большей степени, его негативные последствия для России. Правовое регулирование употребления алкоголя во время второй мировой войны в корне отличается от имевших место ограничений в период 1914-1918 гг. Государство учло ошибки и их последствия для общества и армии и избегало введения «сухого закона» в период войны. Продемонстрированы сферы общественных отношений, для которых алкогольный запрет принес положительный эффект. Вскрыты отрицательные результаты ограничения оборота алкогольной продукции для экономики и социальной сферы, как в условиях военного положения, так и в мирное время. Сформулированы выводы о нецелесообразности запрета на оборот алкоголя в условиях режима военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Утяшов Эдуард Климентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALCOHOL AND AL LAW REGIME

The article deals with topical issues of legal regulation of alcohol turnover in the conditions of martial law. The current legislation of Russia and a number of former Soviet countries regulating the procedure for the introduction and implementation of this legal regime contains a provision on special turnover of alcoholic beverages on the list of measures. To date, Russia has developed both an official and unofficial market for the production of alcohol and its consumption, and a certain balance has been formed between the amount of alcohol produced and its sales, which is unlikely to be changed by limiting its production or consumption without financial, economic and social consequences. A possible ban on official production and its implementation will provoke an increase in moonshine and other negative consequences, which are demonstrated in the article. This conclusion raises the question of whether it is appropriate to include on the list of events held under martial law "a special regime of alcohol trafficking", as it does not reflect not only the objective realities of the current state of affairs, but also the experience of the historical past of Russia and a number of other European countries. Within the framework of the current legal regulation, there are enough flexible and effective measures aimed at limiting the use of alcoholic beverages, which do not need to be fixed in the relevant Federal constitutional law. A comparative analysis of similar legislation in European countries does not contain such restrictions. A historical study of restrictions on the turnover of alcoholic beverages during the First World War showed both positive and, to a greater extent, its negative consequences for Russia. The legal regulation of alcohol consumption during the Second World War is fundamentally different from the restrictions that took place in the period 1914-1918. The state took into account mistakes and their consequences for society and the army and avoided the introduction of "prohibition" during the war. Areas of public relations for which the alcohol ban has had a positive effect are demonstrated. The negative results of restricting the turnover of alcoholic beverages for the economy and social sphere, both in conditions of martial law and in peacetime, are revealed. Conclusions are formulated about the inexpediency of the ban on alcohol trafficking in the conditions of the martial law regime.

Текст научной работы на тему «Алкоголь и режим военного положения»

УДК 34.096

Э. К. Утяшов

АЛКОГОЛЬ И РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В статье проводится исследование актуальных вопросов правового регулирования оборота алкогольной продукции в условиях военного положения. Действующее законодательство России и ряда бывших стран СССР, регулирующее порядок введения и осуществление указанного правового режима содержит в перечне мероприятий, положение об особом обороте спиртных напитков. На сегодняшний день, в России сложился как официальный, так и неофициальный рынок производства спиртного и его потребления, сформировался определенный баланс между количеством производимого алкоголя и его продаж, который изменить путем ограничения его производства или потребления, без финансово-экономических и социальных последствий вряд ли удастся.

Возможный запрет на официальное производство и его реализацию, спровоцирует рост самогоноварения и другие негативные последствия, которые продемонстрированы в статье. Подобный вывод ставит вопрос о целесообразности включения в перечень мероприятий, проводимых в условиях военного положения «особого режима оборота алкоголя», как не отражающего не только объективных реалий современного состояния дел, но и опыта исторического прошлого России и ряда других европейских стран. В рамках действующего правового регулирования имеется достаточно гибких и эффективных мер,

ALCOHOL AND M

The article deals with topical issues of legal regulation of alcohol turnover in the conditions of martial law. The current legislation of Russia and a number of former Soviet countries regulating the procedure for the introduction and implementation of this legal regime contains a provision on special turnover of alcoholic beverages on the list of measures. To date, Russia has developed both an official and unofficial market for the production of alcohol and its consumption, and a certain balance has been formed between the amount of alcohol produced and its sales, which is unlikely to be changed by limiting its production or consumption without financial, economic and social consequences.

A possible ban on official production and its implementation will provoke an increase in moonshine and other negative consequences, which are demonstrated in the article. This conclusion raises the question of whether it is appropriate to include on the list of events held under martial law "a special regime of alcohol trafficking", as it does not reflect not only the objective realities of the current state of affairs, but also the experience of the historical past of Russia and a number of other European countries. Within the framework of the current legal regulation, there are enough flexible and effective

Правовой режим как юридическая конструкция представляет собой особый вид правового регулирования, как правило, связанный

направленных на ограничение употребления спиртных напитков, которые не нуждаются в закреплении их в соответствующем Федеральном конституционном законе.

Сравнительный анализ схожего законодательства европейских стран подобных ограничений не содержит. Историческое исследование ограничения оборота спиртных напитков в годы первой мировой войны показало, как положительные, так и, в большей степени, его негативные последствия для России. Правовое регулирование употребления алкоголя во время второй мировой войны в корне отличается от имевших место ограничений в период 1914-1918 гг. Государство учло ошибки и их последствия для общества и армии и избегало введения «сухого закона» в период войны. Продемонстрированы сферы общественных отношений, для которых алкогольный запрет принес положительный эффект. Вскрыты отрицательные результаты ограничения оборота алкогольной продукции для экономики и социальной сферы, как в условиях военного положения, так и в мирное время. Сформулированы выводы о нецелесообразности запрета на оборот алкоголя в условиях режима военного положения.

Ключевые слова: режим военного положения, особый оборот алкогольной продукции, последствия.

E. Utyashov

AL LAW REGIME

measures aimed at limiting the use of alcoholic beverages, which do not need to be fixed in the relevant Federal constitutional law.

A comparative analysis of similar legislation in European countries does not contain such restrictions. A historical study of restrictions on the turnover of alcoholic beverages during the First World War showed both positive and, to a greater extent, its negative consequences for Russia. The legal regulation of alcohol consumption during the Second World War is fundamentally different from the restrictions that took place in the period 1914-1918. The state took into account mistakes and their consequences for society and the army and avoided the introduction of "prohibition" during the war. Areas of public relations for which the alcohol ban has had a positive effect are demonstrated. The negative results of restricting the turnover of alcoholic beverages for the economy and social sphere, both in conditions of martial law and in peacetime, are revealed. Conclusions are formulated about the inexpediency of the ban on alcohol trafficking in the conditions of the martial law regime.

Key words: regime of martial law, special turnover of alcoholic products, consequences.

с установлением государством особых, специфических юридических норм и методов, имеющих основной целью расширение действующих

пределов правового регулирования с целью достижения позитивного результата, который при прочих равных условиях достичь было бы невозможно. К таким правовым режимам относится режим, направленный на сохранение государственного суверенитета в условиях войны, который в отечественной юриспруденции называется режимом военного положения. При реализации ряда мер, предусмотренных им, законодатель, исходя из объективно складывающихся общественных отношений, спланировал возможность ограничения ряда прав и свобод своих граждан, установления специальных правил экономической и финансовой деятельности, особого режима работы государственных и муниципальных органов власти. В частности, к таким мерам, применяемым на территории, на которой введено военное положение, российское законодательство относит норму об установлении особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков [18].

О допустимости введения подобных мер говорит и ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает возможность введения ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, либо совершение сделок по специальному разрешению. Можно предположить, что установление «особого режима» связано с ограничением производства и потребления алкоголя, так как сложно представить, что в условиях возможной или начавшейся агрессии против государства, оно отменит уже имеющиеся ограничения по его обороту. Например, в Российской Федерации они связаны и возрастом покупателя, временем суток, расстоянием от различных учреждений, перечнем и площадью мест его реализации, специальным налогообложением и т.п. Поэтому можно с достаточной степенью вероятности предположить, что законодатель предполагает возможность именно ограничении или полного запрета оборота алкоголя.

Целесообразность введения законодателем подобных ограничений в условиях военного положения видится в его желании достичь следующих основных целей.

Во-первых, стремлением сократить количество правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, и укрепления трудовой дисциплины. На сегодняшний день по данным Генеральной прокуратуры РФ, МВД и Росстата около 30% из примерно 2 млн. ежегодно совершаемых преступлений, совершается в состоянии алкогольного опьянения [20]. В пользу этого довода говорит исторический опыт России - частичный запрет продажи спиртного с началом первой мировой войны

привел к снижению общего потребление спиртного и резкому уменьшению количества преступлений, совершенных на почве алкоголизма. Не говоря уже о том, что подобные ограничения в последующие периоды развития России: 1919 г., 1929 г., 1958 г., 1972 г. также приводили к уменьшению количества правонарушений, совершенных в состоянии опьянения [1, 2].

Во-вторых, не допустить деградацию общества вследствие «спивания» его части. Для реализации функции обороны государства в условиях военного положения, для его вооруженной структуры, экономики нужны трезвые, психически и эмоционально-здоровые люди, способные вынести тяжелое бремя войны. Ограничение оборота алкоголя приводит к улучшению качества демографии, рождению полноценных, здоровых детей, не обремененных наследственными заболеваниями родителей - алкоголиков. По оценкам историков, ограничение алкоголя в период 1914-1918 гг. привело к резкому снижению количества душевнобольных алкоголиков и алкоголиков-самоубийц [16]. С началом антиалкогольной компании 1985 г. в СССР за два года употребление алкоголя снизилось в два с половиной раза. Снизилась смертность, увеличилась рождаемость. Статистика свидетельствует, что было сохранено больше 1.000.000 жизней граждан. Проблема алкогольной деградации актуальна и для сегодняшней России. Только по официальным данным численность больных алкоголизмом и алкогольным психозом, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях в 2017 г. в целом по России составила 164 тыс. человек и дополнительно 60 тыс. с диагнозом наркомания [7]. По данным Национального научного центра наркологии Минздравсоцраз-вития на 2011 г., в наркологической службе было зарегистрировано более двух миллионов больных алкоголизмом. Это почти 1,4% общей численности населения [11]. (Разница в цифрах, по-видимому, объясняется различием методик отнесения заболевания к категории алкоголизм.) В «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.» [15] подчеркивается, что в настоящее время от случайного отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией -более 75 тысяч человек в год. Поэтому вполне объяснимо стремление государства сохранить численность и здоровье населения в период военного положения за счет ограничения оборота алкоголя.

В-третьих, вследствие реализации вышеназванных факторов, в условиях военного положения предполагается достижение экономии денежных средств, выделяемых на лечение алкогольно-зависимых и их адаптацию. Всемирная организация здравоохранения считает, что расходы, связанные с алкоголизмом, составляют для общества от 2 до 5% ВВП [10]. Показательными являются цифры расходов на эти цели, выделенные из бюджета в 2007 г., то есть до начала затяжного кризиса в России. Величина экономического бремени, связанного с алкоголизмом составляла 649 миллиардов рублей в год, т.е. 1,98% от всего объема ВВП за 2007 год. Таким образом, на одного больного алкогольной зависимостью расходовалось в среднем 449 тысяч рублей в год. Из них прямые расходы - на лечение многочисленных травм, возникающих вследствие неумеренного употребления больными алкоголя, приходятся основные расходы — более 71 миллиарда рублей в год. Затраты на лечение заболеваний печени находятся только на втором месте — более 20 миллиардов рублей в год. Остальную часть составляют расходы на ликвидацию различных немедицинских последствий, связанных с алкоголизмом (непрямые). Это затраты из-за снижения производительности труда по причине алкоголизма или лечения его осложнений, теряемая прибыль за счет преждевременного снижения трудовой деятельности или ее прекращения в результате смерти, пожаров, суицидов и т.д. [22]. Если говорить в целом о затратах на лечение пациентов, больных алкоголизмом, то это колоссальное экономическое бремя для страны.

Все эти и другие, не менее важные факторы, характерные для специфики каждого государства, послужили причиной принятия схожей правовой нормы о специальном режиме оборота алкоголя в законодательстве о военном положении ряда государств бывшего СССР. Так п.13 ст. 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» содержит запрет на «торговлю.... алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе» [6]. Ст. 15 Закона Республики Беларусь «О военном положении» предусматривает «ограничение или запрещение продажи. алкогольной продукции, установление особого режима обращения лекарственных средств, особого режима оборота наркотических средств и психотропных веществ» [4]. П. «р» ст. 7 Закона Республики Армении «О правовом режиме военного положения» закрепляет «установление особого порядка приобретения, хранения, учета, использования, распределения и перевозки ... психотропных, сильнодействующих ядовитых или химических веществ, наркотиков, алкогольных напитков» [3]. П. 15 ст. 6 Закона

Республики Казахстан устанавливает «особый режим оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, алкогольной продукции» [5], и т.д.

В то же время сравнительный анализ правового регулирования многих государств Европы и США по вопросам военного положения (или схожих по названию и содержанию) не содержит подобных ограничений. Их историческое прошлое, имеющийся опыт, правовые и социальные последствия вводимых ограничений в период первой и второй мировой войны показал неэффективность подобных мер. Такой же опыт имелся и у Советского Союза.

Во французской армии алкоголь раздавался на регулярной основе. С началом первой мировой войны военный министр Франции Мас-сими приказал распределять вино среди солдат. Военнослужащие в дополнение к пайку стали получать по четверти литра вина в день. Солдатам-мусульманам из колониальных войск вино заменяла увеличенная порция кофе и сахара. В конце войны французская военная газета «Окопное эхо» отдала должное вину, как составляющему победы: «Без сомнения, наши блестящие генералы и героические солдаты были бессмертными творцами победы, но именно французское вино позволило им идти до конца, наделяло их мужеством, возвышенным духом, презрением к опасности и заставляло их повторять с нерушимой убеждённостью: «Мы победим!» [24].

В 1914 г. правительство Великобритании ввело некоторые ограничения на торговлю алкоголем, связанные с установлением времени работы пабов и баров. В них нельзя было продавать алкоголь более шести часов в день. В результате они закрывались к 23.00, и делали перерыв днем. Это при том, что министр финансов, а в дальнейшем премьер - министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж крайне негативно относился к алкоголю как явлению. Именно ему приписывают следующую фразу: «Мы сражаемся с немцами, австрийцами и пьянством, и, насколько я понимаю, самый смертельный враг среди них - пьянство» [23]. Первая мировая выявила зависимость Великобритании от импортного продовольствия, по этой причине цены на продовольствие и алкоголь выросли, но прямых запретов на его оборот не существовало.

Отсутствие в нормах продовольственного пайка алкоголя у солдат немецкой армии (в отличие от австрийской) объяснялся начавшимся продовольственным кризисом. Произошло двукратное падение производства сельского хозяйства. Поэтому только по усмотрению командования частей солдатам на фронте могли выдаваться бутылка пива или стакан вина, большая

рюмка бренди. На регулярной основе спиртное стало входить в рацион вермахта в период второй мировой войны. В целом на территории Германии ограничений оборота алкоголя в период первой и второй мировой войны не существовало.

История снабжения солдат в русской армии порциями «хлебного вина» началась с Петра I и продолжалась до 1908 г. Так, строевым нижним чинам русской армии в военное время полагалось 3 чарки «хлебного вина» в неделю, нестроевым — 2 чарки. Объём одной чарки составлял 160 грамм. В мирное время водка выдавалась солдатам по праздникам, но не менее 15 чарок в год. Плюс каждый командир имел право «наливать» своим подчинённым «для поддержания здоровья»: как правило, под этим подразумевалось проведение занятий и парадов в холодное время года или в условиях ненастья. При этом современниками отмечалась устойчивая зависимость от алкоголя возвращавшихся после службы в армии домой рекрутов. В 1908 году, подведя итоги поражения в русско-японской войне, одной из причин которого было названо злоупотребление алкоголем среди солдат и офицеров, военное ведомство России приняло решение о прекращении выдачи алкоголя в армии. Кроме того, была запрещена продажа крепких спиртных напитков в солдатских буфетах.

С началом первой мировой войны военное положение в России, в соответствие с указом Императора, вводилось на территории современного Северо-Запада, Прибалтики, Белоруссии, Украины, Крыма и частично Кавказа. Но согласно стратегии Министерства финансов, уже в августе 1914-го г. на всей территории государства прекращена казённая торговля алкоголем. Как подчеркивают историки [9, 21], такое решение привело к следующим положительным результатам.

Официальное потребление алкоголя на душу населения упало. В 1915 г. оно сократилось на 0,2 литра на душу населения. Производительность труда выросла на 9 - 13%, и это при том, что значительное число работников было призвано в армию, например, в Петрограде до 70%. Произошло снижение количества задержанных в пьяном виде и самоубийств на почве алкоголизма. Снизилось количество прогулов, связанных с пьянством. Создавались многочисленные товарищества и общества трезвости, которые проводили активную антиалкогольную пропаганду.

Казалось бы, что подобная статистика лишь подтверждает вышеназванные доводы необходимости ограничения оборота спиртных напитков в условиях военного положения. Однако, наряду с положительными сторонами по-

добного ограничения проявились и крайне негативные факты, дающие повод задуматься об эффективности запрета алкоголя.

В экономической сфере

Во-первых, происходило снижение доходности бюджета государства. За 3 года, с 1914 по 1917 гг. акцизные сборы с питейных заведений и доходы от продажи снизились в 5,7 раза, с 545 млн. руб. до 95 млн. руб. В связи с чем, выпадающие доходы стали компенсироваться за счет повышения налогов на спички, соль, дрова, лекарства и т.п. Например, табачный налог принес дохода больше в 2,5 раза, на сахар - почти в 1,5 раза. Введены чайный налог - в 23 млн. руб. и пошлины с пассажиров, и с грузов до 231 млн. руб. Тем самым правительство инициировало рост цен и спровоцировало инфляцию. В целях восполнения утраченной винной доходности министром финансов в 1915-1916 гг. последовательно, четырежды увеличивался объём бумажных денег (эмиссия), что привело к падению покупательной способности рубля к 1917 г. на одну треть в сравнении с 1914 г.

Для современной России ситуация с доходами на алкоголь не является столь значительной для бюджета, так как, к примеру, в 2017 г. сумма поступивших акцизов на алкогольную продукцию увеличилась на 11% и составила около 363 млрд. руб. [20]. Это незначительная часть бюджета. Но в условиях военного положения, введенного в стране, необходимо прогнозировать резкое изменение доходной части бюджета, а именно, снижение доходов от реализации углеводородов. И тогда стабильная и гарантированная сумма в треть трлн. рублей из 19 трлн. доходной части бюджета не покажется неактуальной.

Во-вторых, введение ограничения на оборот алкоголя привело к закрытию или перепрофилированию сотни спиртовых заводов. В целом за время действия «сухого закона» работу на них потеряли 300 тысяч рабочих. Кроме того, государство было вынуждено платить компенсацию владельцам закрытых производств. Так, до 1917 г. на эти цели было выделено 42 млн. рублей.

В-третьих, рост самогоноварения в деревнях, привел к тому, что крестьяне сократили поставки зерна государству. По этой же причине, через два года, из продажи пропал сахар. Поэтому в конце 1916 г. была введена вынужденная мера в виде продразвёрстки.

В-четвертых, запрет на употребление алкоголя не оказал прямого влияния на рост производительности труда. Ее рост в течение первого года войны на 5-7% вырос вследствие повышения дисциплины в условиях войны, в частности за счет уменьшения на 23% прогулов.

В социальной сфере

Во-первых, отрезвление населения как цель проводимых ограничений достигнута не была. Крестьяне (почти 85-90% населения страны), как отмечалось выше, стали массово гнать самогон, его примерный объем составлял от 24 до 60 млн. литров. Количество применяемой при самогоноварении браги, как самого востребованного товара не подлежало оценке. Кроме того, вводя запрет на производство и потребление алкоголя на территории империи, власть почему-то разрешила его продажу в прифронтовой полосе.

Борьба с алкоголем в мирное время -в конце 80-х гг. лишь подтверждает такую тенденцию. По оценкам специалистов МВД СССР, в период 1985-1987 гг. снижение реализации алкоголя в 3 раза было в значительной мере, если не полностью, компенсировано алкогольными суррогатами и подпольно изготовленным самогоном. По данным Госкомстата СССР, в 1987 г. на самогоноварение израсходовано 1,4 млн. тонн сахара, что примерно равно 140150 млн. декалитров самогона и практически компенсировало сокращение продажи водки и ликеро-водочных изделий, при этом госбюджет ежегодно недополучал минимум 20-25 млрд. рублей (по курсу 1991 г.). [13].

Во-вторых, запрет на продажу алкоголя в России привел к погромам винных складов в мае 1915 года в Москве, спровоцированными антигерманскими настроениями, грабили и убивали людей, имевших немецкое происхождение.

В-третьих, произошло расслоение общества по признаку его доступности к спиртному. Осенью 1914 г. разрешена продажа алкоголя в ресторанах первого разряда и аристократических клубах. Простой народ видел, избирательность действия запрета на оборот алкоголя, что породило очередное недовольство населения. В стремлении каким-то образом сгладить складывающуюся ситуацию, правительство поступило еще более не последовательно, разрешив местным властям самостоятельно определять необходимость введения запрета на продажу спиртного.

В-четвертых, запрет на алкоголь подтолкнул часть городского населения к употреблению наркотиков. Как отмечают историки, уже в 1915 г. греки и персы наладили поставку в Россию опия, а союзники по Антанте - кокаина. В отличие от Москвы, где это явление особо не проявлялось, в Петрограде оно спровоцировало рост преступности и самоубийств на почве наркотических психозов. Свободное хождение в первые годы войны наркотических средств в странах Европы обусловило формирование огромного количества наркозависимых [8].

Таким образом, на основе приведенного анализа можно сделать вывод, что правовое

регулирование оборота алкоголя, связанное с ограничением или его полным запретом в первую мировую войну в России привело больше к отрицательному, нежели положительному эффекту.

По-видимому, в том числе и этими причинами, можно объяснить то, что, несмотря на категорическое неприятие Советской властью в довоенный период идей алкоголизации населения, с началом финской, а в дальнейшем Великой отечественной войны особых ограничений в части оборота спиртного не существовало. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1941 «О военном положении» [17] нет ни слова о подобных запретах. На территории страны осуществлялся свободный оборот алкогольной продукции. Снижение производства алкоголя в начальном периоде войны связано с перенаправлением всех усилий на выпуск военной продукции и продовольствия. По сравнению с 1940 г. централизованные рыночные фонды водки и ликероводочных изделий в 1941 г. снизились на 25 млн. дал., в 1942 г. - на 67. Начиная с 1944 г. наблюдается увеличение их объемов. Цены на рынках различных городов СССР за пол-литровую бутылку водки сложились в июле 1943 г. следующие: в Москве - 400 руб., в Горьком - 450 руб., в Куйбышеве - 450 руб., в Свердловске - 400 руб., в Ташкенте - 200 руб., в Алма-Ате - 200 руб. Самые рекордные цены на водку в этот период были зафиксированы в Ленинграде - 1 200 руб. [12].

С началом войны, ровно через месяц, 22 августа 1941 года издается секретное постановление Государственного комитета обороны № ГКО-562с: «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии» [14], которым предусмотрена выдача 40° водки в количестве 100 граммов в день на человека состава войск первой линии действующей армии. В дальнейшем эта норма регулировалась на протяжении всей войны и отменена только по ее окончании.

В современной России производство и продажа алкоголя регулируется законом №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [19]. В соответствие с ним, продажа алкогольных напитков допускается лицам старше 18 лет. Его реализация запрещена с 23:00 до 08:00 за исключением территории кафе и ресторанов. Законами субъектов Российской Федерации эти временные рамки могут быть изменены.

Для торговли алкоголем необходимо приобрести лицензию на его продажу (в Москве, стоит 65 тыс. рублей), за исключением пива. Запрещено торговать на участках вблизи образовательных, медицинских, спортивных

сооружений, в городском и пригородном общественном транспорте, на рынках, военных объектах, на митингах и шествиях. Запрещена дистанционная продажа спиртного. Для торговли спиртным в городской местности необходимо помещение площадью не менее 50 кв. м, а в сельской - свыше 25 кв. м.

Изготовление алкоголя для собственных нужд закон не запрещает, и лицензия для этого не нужна. Вероятно, по этой причине последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста продаж самогонных аппаратов, которые не требуют государственной регистрации, если его мощность не превышает 200 декалитров в год (т.е. 5,5 литров в сутки). Весь алкоголь, предназначенный для продажи, облагается акцизом: 21 рубль на литр пива; 5 или 18 рублей на литр вина (в зависимости от происхождения сырья), 14 или 36 рублей за литр шампанского и 523 рубля за литр крепкого алкоголя.

Таким образом, в современной России сложился как официальный, так и неофициальный рынок производства спиртного и его потребления, сформировался определенный баланс между количеством производимого алкоголя и его продаж, который изменить путем ограничения его производства или потребления

вряд ли удастся. Установив запрет на официальное производство, государство, о чем свидетельствует исторический опыт, столкнется с ростом самогоноварения и всеми другими негативными последствиями, которые анализировались в статье.

В связи с вышеизложенным, возникает вопрос о целесообразности включения в перечень мероприятий, проводимых в условиях военного положения «особого режима оборота алкоголя» как не отражающего не только объективных реалий современного положения, но и опыта исторического прошлого России и ряда других европейских стран. В рамках действующего правового регулирования имеется достаточно гибких и эффективных ограничительных средств, направленных на эту сторону общественных отношений, которые не нуждаются в дополнительном дублировании и закреплении их в соответствующем Федеральном конституционном законе.

В качестве практических рекомендаций, предлагается исключить из действующего законодательства о военном положении Российской Федерации норму об особом обороте алкоголя как избыточную, не эффективную и не способствующую достижению целей указанного режима.

Литература

1. Вапилин Е. Г. Все беды в России от праздников? // Военно-исторический журнал. 2003. №2. С. 70-73.

2. Введенский И. Н. Опыт принудительной трезвости. Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2008. 44 с.

3. Закон Республики Армении 17.01.2007 года «О правовом режиме военного положения» // Официальные ведомости Республики Армения. 2007. №4 (528). Ст.27.

4. Закон Республики Беларусь 22.01.2015 года «О военном положении». Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. №5. ст. 375.

5. Закон Республики Казахстан «О военном положении» 5.03.2003 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. №4. Ст.22.

6. Закон Украины 10.07.2015 года «О правовом режиме военного положения» // Вщомост Верховно!' Ради Укра'Тни. 2015. №28. Ст. 250.

7. Здравоохранение в России. Статистический сборник 2017 года. Федеральная служба государственной статистики. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2017. 170 с.

8. Корниенко С. Кокаин для нужд войны // Свобода. 26.07. 2010. https://www.svoboda.Org/a/2109881.html. (Дата обращения: 11.01.2020).

9. Маюров А.Н. Сухой закон в Российской империи - РСФСР (1014-1929 гг.) // Экономические стратегии. 2014. №4. С. 96.

10. Немцов А. В. Алкогольная смертность в России 1980-1990-е годы. М.: Фонд Макартуров. 2001. 60 с.

11. Основные показатели деятельности наркологической службы в 2011 году. М.: ФГУ Национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития РФ. 2012. 145 с.

12. Пашин В. П. Алкоголь в социальном пространстве советского общества. Курск: ЮЗГУ, 2011. 215 с.

13. Пашин В.П., Богданов С.В, Богданова Ю.С. Антиалкогольная кампания 1985-1987 гг. в СССР. // Вестник архивиста. 2011. №4. С.182-194.

14. Приказ Народного Комиссара Обороны Союза ССР «О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 граммов в день» // Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. - 1942 г. Т. 13 (2-2). М.: Терра, 1997. С. 73.

15. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2009 года №Ф2128-р. «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2010. №2. Ст. 264.

16. Стогов Д. И. Антиалкогольная политика царского правительства в годы первой мировой войны. // Межвузовская научная конференция «Россия в первой мировой войне: проблемы истории и историографии». 28 ноября 2014 г. Сборник докладов. СПб: Издательство СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. С.150 - 157.

17. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 года (с изм. от 07.07.1943 г.) «О военном положении» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956г. / под ред. Мандельштам Ю. И. М.: б.и.. 1956. С. 213215.

18. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 года №1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // СЗ РФ. 04.02.2002. №5. ст. 375. Федеральный закон от 22.11.1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ. 27.11.1995. №48. Ст. 4553.

19. Федеральная служба государственной статистики. http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/-population/infraction/. (Дата обращения: 05.01.2020).

20. Чагадаева О.А. «Сухой закон» в Российской империи в годы Первой мировой войны: по материалам Петрограда и Москвы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2013. 32 с.

21. Ягудина Р.И. Алкоголизм: экономическое бремя для страны // Катрен Стиль. Российские исследования. Онлайн-жур-нал для фармацевтов и медицинских работников. №124. декабрь 2013. https://www.katrenstyle.ru/archive/124. (Дата обращения 20.12. 2019).

22. Sober thoughts: Myths and Realities of National Prohibition after fifty year -D.E. Kyvig //Law, alcohol and order. Perspectives on National Prohibition / ed. D.E. Kyvig. London., 2019. P.3-21.

23. Ian Sumner. They Shall Not Pass: The French Army on the Western Front 1914-1918. South Yorkshire. 2012. 171 p.

References

1. Vapilin E. G. Vse bedy v Rossii ot prazdnikov? (All the troubles in Russia from the holidays?) // Voenno-istoricheskii jurnal. 2003. No. 2. Р. 70-73. (In Russian).

2. Vvedenskii I.N. Opyt prinuditelnoi trezvosti (Experience of forced sobriety). Ekaterinburg: OOO «IRA UTK» publ., 2008. 44 р. (In Russian).

3. Zakon Respubliki Armenii 17.01.2007 goda «O pravovom rejime voennogo polojeniia» (On martial law) // Ofitsialnye vedomosti Respubliki Armeniia. 2007. No. 4 (528). Art. 27. (In Russian).

4. Zakon Respubliki Belarus 22.01.2015 goda «O voennom polojenii». Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii (Law of the Republic of Armenia of 17.01.2007 "On the legal regime of martial law"). 2002 g. No. 5. Art. 375. (In Russian).

5. Zakon Respubliki Kazahstan «O voennom polojenii» 5.03.2003 goda (Law of the Republic of Kazakhstan "On martial law" of 5.03.2003) // Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazahstan. 2003. No. 4. Art. 22. (In Russian).

6. Zakon Ukrainy 10.07.2015 goda «O pravovom rejime voennogo polojeniia» (Law of Ukraine 10.07.2015 year "On the legal regime of martial law") // Vidomosti Verhovnoi Radi Ukraini. 2015. №28. St. 250. (In Russian).

7. Zdravoohranenie v Rossii. Statisticheskii sbornik 2017 goda. Federalnaia slujba gosudarstvennoi statistiki (Health in Russia. Statistical collection of 2017. Federal state statistics service). Moscow: Statistika Rossii publ., 2017. 170 р. (In Russian).

8. Kornienko S. Kokain dlia nujd voiny (Cocaine for the needs of war) // Svoboda. 26.07. 2010. https://www.svo-boda.org/a/2109881.html. (Accessed: 11.01.2020). (In Russian).

9. Maiurov A.N. Suhoi zakon v Rossiiskoi imperii - RSFSR (1014-1929 gg.) (Prohibition law in the Russian Empire-RSFSR (10141929) // Ekonomicheskie strategii. 2014. No. 4. Р. 96. (In Russian).

10. Nemtsov A. V. Alkogolnaia smertnost v Rossii 1980-90 e gody (Alcohol mortality in Russia 1980-90's). Moscow: Makartur Fond publ., 2001. 60 р. (In Russian).

11. Osnovnye pokazateli deiatelnosti narkologicheskoi slujby v 2011 godu (Key performance indicators of drug treatment services in 2011). Moscow: National Center for Addiction Medicine, Ministry of Health, 2012. 145 р. (In Russian).

12. Pashin V.P. Alkogol v sotsialnom prostranstve sovetskogo obestva (Alcohol in the social space of Soviet society). Kursk: SWSU publ., 2011. 215 р. (In Russian).

13. Pashin V.P., Bogdanov S.V, Bogdanova Iu.S. Antialkogolnaia kampaniia 1985-1987 gg. v SSSR. (Anti-Alcohol campaign of 1985 - 1987 in the USSR) // Vestnik arhivista. 2011. No. 4. Р.182-194. (In Russian).

14. Prikaz Narodnogo Komissara Oborony Soiuza SSR «O vydache voennoslujaim peredovoi linii deistvuiuei armii vodki po 100 grammov v den» (Order of the People's Commissar of Defense of the USSR "On the issue of vodka 100 grams per day to the front line of the active army") // Prikazy narodnogo komissara oborony SSSR. 22 iiunia 1941 g. - 1942 g. Vol. 13 (2-2). Moscow: Terra, 1997. Р. 73. (In Russian).

15. Rasporiajenie Pravitelstva RF ot 30 dekabria 2009 goda N 2128-r. «Kontseptsii realizatsii gosudarstvennoi politiki po snijeniiu masshtabov zloupotrebleniia alkogolnoi produktsiei i profilaktike alkogolizma sredi naseleniia RF na period do 2020 g.» (Order of the government of the Russian Federation of December 30, 2009 N 2128-R. "Concepts of implementation of the state policy on reduction of alcohol abuse and prevention of alcoholism among the population of the Russian Federation for the period up to 2020") // Sobranie zakonodatelstva RF. 2010. No. 2. Р. 264. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Stogov D.I. Antialkogolnaia politika tsarskogo pravitelstva v gody pervoi mirovoi voiny (The anti-alcohol policy of the tsarist government during the First World War) // Mejvuzovskaia nauchnaia konferentsiia «Rossiia v pervoi mirovoi voine: problemy istorii i isto-riografii». 28 noiabria 2014 g. Sbornik dokladov. St.Petersburg: LETI publ., 2014. Р.150-157. (In Russian).

17. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 22.06.1941 goda (s izm. ot 07.07.1943 g.) «O voennom polojenii» (Decree of the Presidium of the armed forces of the USSR from 22.06.1941 (with ed. from 07.07.1943) "on the military situation") // Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR. 1938 g. - iyul 1956g. / ed. by Mandelshtam Iu. I. Moskva. 1956. Р. 213-215. (In Russian).

18. Federalnyi konstitutsionnyi zakon ot 30.01.2002 goda N 1-FKZ (red. ot 01.07.2017) «O voennom polojenii» (Federal constitutional law of 30.01.2002 N 1-FKZ (ed. of 01.07.2017) "On martial law") // Sobranie zakonodatelstva RF. 04.02.2002. No.5, Art. 375 (In Russian).

19. Federalnyi zakon ot 22.11.1995 goda N 171-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogolnoi i spirtosoderjaei produktsii i ob ogranichenii potrebleniia (raspitiia) alkogolnoi produktsii» (Federal law of 22.11.1995 N 171-FZ "On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and on restriction of consumption (drinking) of alcoholic products") // Sobranie zakonodatelstva RF. 27.11.1995. No.48. St. 4553. (In Russian).

20. Federalnaia slujba gosudarstvennoi statistiki (Federal state statistics service) http://old.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/. (Accessed: 05.01.2020). (In Russian).

21. Chagadaeva O. A. «Suhoi zakon» v Rossiiskoi imperii v gody Pervoi mirovoi voiny: po materialam Petrograda i Moskvy: abstract of thesis ("Prohibition law" in the Russian Empire during the First World War: based on the materials of Petrograd and Moscow). Moscow: MSU named after M.V. Lomonosov publ., 2013. 32 р. (In Russian).

22. Iagudina R. I. Alkogolizm: ekonomicheskoe bremia dlia strany (Alcoholism: economic burden for the country) // Katren Stil. Rossiiskie issledovaniia. Onlain-jurnal dlia farmatsevtov i meditsinskih rabotnikov. №124. dekabr 2013. https://www.katrenstyle.ru/ar-chive/124. (Accessed: 20.12. 2019). (In Russian).

23. Sober thoughts: Myths and Realities of National Prohibition after fifty year -D.E. Kyvig //Law, alcohol and order. Perspectives on National Prohibition / ed. D.E. Kyvig. London., 2019. P.3-21.

24. Ian Sumner. They Shall Not Pass: The French Army on the Western Front 1914-1918. South Yorkshire. 2012. 171 p.

Сведения об авторе

Утяшов Эдуард Климентьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного университета нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина», полковник юстиции запаса (Москва) / ueknet@rambler.ru

Information about the author

Utyashov Eduard - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Theory and History, Law Faculty, National University of Oil and Gas "Gubkin University" (Gubkin University), Colonel Justice of a reserve (Moscow) / ueknet@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.