Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКЦИЯ НА РОССИЙСКУЮ СПЕЦИФИКУ)'

ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКЦИЯ НА РОССИЙСКУЮ СПЕЦИФИКУ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЗАКОН О НАУКЕ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелев Геннадий Васильевич

Рассмотрена роль инноваций в развитии общества. Показано, что инновации являются рутинным экономическим процессом развития предприятий, требующим для реализации привлечения целого ряда ресурсов. Доступность ресурсов, сложность их привлечения и использования определяют востребованность инновационных подходов к развитию предприятий и экономики в целом. Проведено сравнение проблем инновационного развития, с которым сталкиваются предприятия и научные организации за рубежом и в России. Показаны различия в проблемах, задачах, требующих решения. Вследствие этого подходы к стимулированию инновационного развития, которые используются за рубежом, не всегда дают сравнимый результат в России. В то же время в России существуют проблемы, которые не актуальны за рубежом и вследствие этого там не решаются. Ориентация на заимствование зарубежных решений приводит к тому, что актуальные для России задачи не обсуждаются в экспертном сообществе и не решаются на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT AND CONCEPT OF INNOVATION ACTIVITY (PROJECTION ON RUSSIAN SPECIFICS)

The role of innovations in the development of society is considered. It is shown that innovations are a routine economic process of enterprise development, requiring the involvement of a number of resources for implementation. The availability of resources, the complexity of their acquire and use determine the demand for innovative approaches to the development of enterprises and the economy as a whole. The article compares the problems of innovative development faced by enterprises and scientific organizations abroad and in Russia. The differences in the problems and tasks that need to be solved are shown. As a result, the approaches to stimulating innovative development that are used abroad do not always give comparable results in Russia. At the same time, there are problems in Russia that are not relevant abroad and, as a result, are not discussed there. The focus on borrowing foreign solutions leads to the fact that the tasks relevant for Russia are not discussed in the expert community and are not solved practically.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКЦИЯ НА РОССИЙСКУЮ СПЕЦИФИКУ)»

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

001: 10.19181/вт1р.2021.3.4.17

ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОЕКЦИЯ НА РОССИЙСКУЮ СПЕЦИФИКУ)

Шепелев Геннадий Васильевич 1,2

1 ФГБНУ НИИ Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, Москва, Россия

2 Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена роль инноваций в развитии общества. Показано, что инновации являются рутинным экономическим процессом развития предприятий, требующим для реализации привлечения целого ряда ресурсов. Доступность ресурсов, сложность их привлечения и использования определяют востребованность инновационных подходов к развитию предприятий и экономики в целом. Проведено сравнение проблем инновационного развития, с которым сталкиваются предприятия и научные организации за рубежом и в России. Показаны различия в проблемах, задачах, требующих решения. Вследствие этого подходы к стимулированию инновационного развития, которые используются за рубежом, не всегда дают сравнимый результат в России. В то же время в России существуют проблемы, которые не актуальны за рубежом и вследствие этого там не решаются. Ориентация на заимствование зарубежных решений приводит к тому, что актуальные для России задачи не обсуждаются в экспертном сообществе и не решаются на практике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

инновации, инновационное развитие экономики, инновационная инфраструктура, закон о науке, проблемы развития инноваций, ресурсное обеспечение инновационного процесса, нормативные документы в области инноваций

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шепелев Г. В. Предмет и понятие инновационной деятельности (проекция на российскую специфику) // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 4. С. 164-178.

йО!: 10.19181/Бт^р.2021.3.4.17

ВВЕДЕНИЕ

В статье [1] была рассмотрена нормативная база науки с точки зрения того, как она отражает процессы, происходящие в российском научном секторе. В Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон о науке) в 2011 году были внесены изменения: введён раздел, посвящённый поддержке инноваций1 . Хотя инновации непосредственно не относятся к сфере научной деятельности, но в то же время они находятся в тесной связи с областью науки. В статье [1] исследовались процессы, характеризующие науку, в этой статье будет проведён анализ аспектов, которые следовало бы отразить в законодательстве о поддержке инноваций. В частности, будут анализироваться роль инноваций в развитии общества и отражение этого вопроса в нормативных документах, действующих в России. Поскольку вопросы инновационного развития в России экспертами рассматриваются в основном с точки зрения применения зарубежных подходов, в статье будет проведён краткий анализ того, какие проблемы существуют с развитием инноваций за рубежом и как эти вопросы трансформируются в российские реалии.

Общим местом стало утверждение, что инновационное развитие России идёт медленнее и не так успешно, как за рубежом2. Целью данной статьи является описание модели инновационного развития, объясняющей факты, с которыми мы имеем дело в России, в частности, низкую инновационную активность производственных организаций. Как следствие, такая модель должна предсказать, какие усилия могут изменить ситуацию.

1. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Зададимся вопросом, можно ли стимулировать инновационное развитие. Роль инноваций в развитии экономики Й. А. Шумпетер исследовал в работе «Теория экономического развития» [2]. В этой работе инновации рассматриваются как одна из основных причин экономического развития. Если это так, то появляется соблазн стимулировать инновации в экономике, с тем чтобы ускорить её развитие. Однако в России (да и во многих других странах)

Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=117193&d st=100017#09523848541574891 (дата обращения 11.07.2021)

Национальный доклад об инновациях в России. 2015. Проект. Министерство экономического развития РФ, Открытое правительство, РВК // РВК: [сайт]. URL: https://www.rvc.ru/upload/ iblock/b70/NR0I_RVC.pdf (дата обращения 11.07.2021).

развитие инноваций остаётся неким ритуальным действием, которое надо совершать, но которое не даёт желаемых темпов развития.

То, что это так, следует, например, из сравнения двух национальных докладов 20 063 и 20154 годов. Первый спонсировался российским бизнесом, для написания второго привлекались зарубежные консультанты, но общее впечатление — за девять лет, прошедших между выпусками докладов, мало что изменилось. Логическим завершением оценки состояния в этой области можно считать масштабное реформирование в 2020 году институтов развития, созданных с начала 2000-х годов5.

Если от ощущений перейти к объективным цифрам, то можно привести данные по инновационной активности российских предприятий за последние годы (рис. 1), которые показывают, что заметных изменений не происходило6. При этом, естественно, предпринимались многочисленные попытки изменить ситуацию — ускорение инновационного развития декларировалось

AUIV

11 п

10,0 8,0 6,0 Д О

2,0 0,0 ' г-"5 / «Г / V /

Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации,

в общем числе организаций, % * по критериям 3-й редакции Руководства Осло ** по критериям 4-й редакции Руководства Осло

Национальный доклад «Инновационное развитие - основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». 2006. Ассоциация менеджеров // Инновационный бизнес: [сайт]. URL: http://innovbusiness.ru/content/file.asp?r={621CAE83-E76A-4FAA-A3A2-5B2BE2AE1199} (дата обращения 11.07.2021).

Национальный доклад об инновациях в России. 2015. Проект. Министерство экономического развития РФ, Открытое правительство, РВК // РВК: [сайт]. URL: https://www.rvc.ru/upload/ iblock/b70/NROI_RVC.pdf (дата обращения 11.07.2021).

Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3710-р «Об институтах развития» // Кон-сультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373570/f62ee45 faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 11.07.2021).

Наука и инновации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://view. officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2Fmediabank %2Finnov-n1.xls&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения 25.10.2021)

3

4

5

3

во всех стратегических документах. Теоретики от инноваций выдвигали множество причин, почему не работают зарубежные инструменты поддержки инноваций на российской почве, и предлагали воспользоваться новыми.

Итак, под инновациями понимается новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Возникает вопрос — зачем это нужно предприятию. Очевидно, не из «любви к искусству», а для увеличения своей прибыли. Другими словами, инновации — это способ повышения конкурентоспособности предприятия (именно повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках декларируется в качестве одной из целей государственной поддержки инновационной деятельности в Законе о науке). Количественно конкурентоспособность можно охарактеризовать долей на рынке, где работает предприятие.

Тогда возникает вопрос, — каким образом (помимо развития инноваций) предприятие может повысить свою конкурентоспособность. Для этого можно проанализировать факторы, которые влияют на себестоимость и цену продукции, — доступ к дешёвому сырью, энергии и/или рабочей силе, оптимальность организации и управления производственными процессами, логистические и маркетинговые аспекты деятельности предприятия. Примеры влияния этих факторов последнего времени: постоянные сражения (вплоть до вооружённых столкновений) за доступ к дешёвой энергии, перевод производств из развитых стран в развивающиеся с более дешёвой рабочей силой и ресурсами, обратный вывод (реиндустриализация) производств из Китая в США и Европу, когда стоимость рабочей силы в Китае начала увеличиваться и т. д.

В зависимости от рынка и уровня конкуренции на нём компании применяют тот или иной набор усилий, который позволяет им удержать свою долю или расширить присутствие на рынке. Опыт показывает, что вначале отрабатываются более дешёвые способы повышения конкурентоспособности и только потом — более дорогие, к которым, в частности, относятся продуктовые и технологические инновации, требующие затрат на научно-исследовательские работы или закупку соответствующих лицензий.

Следующий вопрос — с кем и на каких рынках ведёт соревнование предприятие. Все перечисленные факторы обеспечивают долю рынка. Если это мировой рынок, то конкуренция, как правило, идёт с крупными компаниями, обладающими серьёзными ресурсами. Если малое предприятие, то скорее речь идёт о локальном рынке. Если компания работает на мировых рынках, то, как правило, «неинновационные» факторы у всех конкурентов доведены до совершенства, и единственным фактором, который может обеспечить серьёзный рывок в конкурентоспособности, являются новые идеи. В качестве примера можно привести фармацевтические компании, которые тратят на научные исследования 15% и более своего оборота в надежде получить новое лекарство, которое обеспечит большие продажи во всём мире.

Если компания работает на локальных рынках, то конкуренция может идти с небольшими местными компаниями, не обладающими серьёзными ресурсами для развития. Тогда работа с технологиями предыдущего поколения вполне может обеспечивать конкурентоспособность на целевом рынке ком-

пании и, естественно, у неё отсутствуют стимулы вкладываться в НИОКР, которые на рассматриваемом рынке не дадут существенных изменений в положении компании.

За рубежом есть ещё один канал, который позволяет развиваться инновационной компании, — развитие уникальных компетенций с целью продать их (вместе с компанией) более крупному игроку. Для компании, рассчитывающей на такой вариант, инновационное развитие становится ключевым фактором, поскольку уровень организации производства и объём локального рынка кампании не представляет для глобального игрока — покупателя такой компании — значительного интереса.

Такие случаи приводят к тому, что даже в отсутствие реальных продаж цена компании может превышать стоимость компаний, реально производящих продукцию (пример - производитель электромобилей Тесла, долгое время работавший практически без прибыли, — превышает по биржевой стоимости американские автомобильные компании, производящие обычные автомобили).

Таким образом, чтобы спрогнозировать возможную инновационную активность, для начала надо понять положение предприятий на рынке, динамику этих рынков, проанализировать положение и тактику поведения конкурентов.

Если принять определение, что инновации — это улучшение продукции или технологий конкретного предприятия, то инновации — это практически вся экономическая деятельность предприятий. Видимо, это привело к тому, что закон об инновациях долгое время не принимался как не имеющий особого предмета регулирования. Только в 2011 году в Закон о науке был введён раздел, посвящённый государственной поддержке инновационной деятельности, в котором большая часть положений относилась к деятельности венчурных фондов.

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нормативная база инновационной деятельности уже, чем нормативная база науки. Вопросы государственной поддержки инновационной деятельности рассмотрены в главе IV Закона о науке. Более широким вопросам инновационного развития была посвящена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года7, действие которой номинально уже закончилось.

Во многом те или иные показатели инновационного развития стран определяются тем, как собирается соответствующая статистическая информация. Вопросы статистики инновационной деятельности изложены в Руководстве Осло [3], где приводятся определения инноваций, принятые в OECD. В этой

7 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=309432&dst=100009#02064457426935027

связи следует упомянуть также инструкцию по сбору статистических данных Росстата России (далее - Методика Росстата)8.

Если сравнить определения инноваций в Законе о науке, Руководстве Осло и Методике Росстата, то видны следующие различия (табл. 1).

Таблица 1

Определения инноваций, используемые в нормативных актах России

Источник

Закон о науке Руководство Осло Методика Росстата

Инновации - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях Инновации - новый или улучшенный продукт или процесс (или их комбинация), который значительно отличается от предыдущих продуктов или процессов предприятия и который предоставляется потенциальным пользователям (продукт) или введён в эксплуатацию предприятием (процесс)9 Инновационные товары, работы,услуги товары, работы, услуги, новые или подвергавшиеся в течение последних трёх лет разной степени технологическим (для организаций сельского хозяйства биологическим) изменениям

Если в Законе о науке не оговорено, по отношению к чему определяется новизна нового продукта (товара услуги), то в Руководстве Осло указано, что сравнение идёт с продукцией самого предприятия, то есть не требуется абсолютная новизна.

В Методике Росстата базой для сравнения можно считать продукцию предприятия, подающего статистическую форму, однако степень изменений продукции не обязательно должна быть существенной. Различия в трактовке определений, по-видимому, могут приводить к большому различию инновационной активности предприятий в России и за рубежом (см. рис. 2).

Такого рода сравнения часто приводят в доказательство того, что Россия отстаёт в плане инновационного развития. Однако, если сравнить данные по другому показателю - удельные затраты на инновации в объёме отгруженной продукции [4] (рис. 3), то ситуация с позицией России радикально меняется. Это говорит о том, что понятие инновационная активность нужно использовать аккуратно с учётом порядка сбора информации по этим показателям.

Кроме собственно определения понятия инновации, в Законе о науке довольно много внимания уделено вопросам финансирования инновационной деятельности — статьи 16.4 и 16.5 подробно (как это обычно делается в виде постановлений правительства) описывают процедуры выделения финансов, контроля результатов их использования и оценки деятельности институтов

Статистика инноваций (Методология к рубрике «Инновации») // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/NA4hfZhL/metoda. docx (дата обращения 11.07.2021).

В оригинале: An innovation is a new or improved product or process (or combination thereof) that differs significantly from the unit's previous products or processes and that has been made available to potential users (product) or brought into use by the unit (process) [3].

3

развития. С учётом того, что институты развития в настоящее время рефор-мируются10, подробный анализ этого раздела нецелесообразен в рамках данной статьи.

Рис. 2. Инновационная активность предприятий, % (2018 г.). Данные по странам Европы - с сайта ec.europa.eu, по прочим странам - [4].

Рис. 3. Интенсивность затрат на инновационную деятельность, % (2019 г.). Данные по странам Европы - с сайта ec.europa.eu, по прочим странам - [4].

10

В оригинале: An innovation is a new or improved product or process (or combination thereof) that differs significantly from the unit's previous products or processes and that has been made available to potential users (product) or brought into use by the unit (process) [3].

Упомянем ещё один нормативный документ, посвящённый инновациям. Модельный закон стран СНГ об инновационной деятельности11 написан в несколько иной логике, чем российский Закон о науке. Для примера приведём определение инноваций в этом законе (термин «инновации» не определён, но есть термин «новация», по смыслу близкий к термину «инновации»):

В Модельном законе используются следующие понятия: «новация (новшество) — результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:

а) новизны, т. е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками;

б) практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности;

в) экономической эффективности (конкурентоспособности)...».

Снова в определении есть понятие новизны, но понятие практической применимости, вообще говоря, не предполагает обязательной реализации новшества на практике. То же можно сказать о признаке экономической эффективности.

3. ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИИ

Вернёмся к вопросу о низкой инновационной активности российских предприятий. Следует отметить, что в литературе, посвящённой рассматриваемому вопросу, уделяется очень мало внимания вопросу о стоимости инноваций для предпринимателя.

Инновации предполагают: 1) проведение НИОКР (хотя это и не обязательно) и 2) привлечение инвестиций для организации производства новой продукции или внедрения новой технологии. Кроме того, что предприятие должно привлечь соответствующие финансовые ресурсы (собственные или заёмные средства), новизна инновационных процессов порождает специфические риски, связанные с возможным неполным достижением запланированных результатов или сдвигом по времени достижения плановых показателей. Эти риски также можно отнести к дополнительным затратам на этапе внедрения инновации или неполученному доходу от её использования.

Если предприятие не имеет соответствующих собственных ресурсов или доступа к внешним источникам таких ресурсов, то либо оно не занимается инновациями, осуществляя развитие в рамках догоняющего развития и используя новые для себя технологии, когда они будут опробованы лидерами рынка, и риски, связанные с неопределённостью достижения плановых показателей, будут сняты другими участниками рынка, либо рискует не дойти до завершения цикла развития инноваций, погибнув в различных «долинах смерти», которые красочно описывают теоретики.

11 Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3710-р «Об институтах развития» // Кон-сультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373570/f62ee45 faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 11.07.2021).

Возможно, именно отмеченные обстоятельства приводят к более низкой инновационной активности российских предприятий по сравнению с зарубежными — при дорогих финансовых ресурсах мало найдётся желающих принимать на себя риски, связанные с внедрением новых продуктов и технологий.

4. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ ЗА РУБЕЖОМ

Рассмотрим ситуацию с развитием инноваций в развитых странах, которая характеризуется следующими факторами. Предприятия работают, как правило, на масштабных рынках (возможность трансграничного перемещения товаров даже из маленьких стран обеспечивает доступ к большому количеству потребителей). На этих рынках присутствуют транснациональные компании, вкладывающие значительные средства в обеспечение и сохранение конкурентоспособности своих товаров, что обеспечивает спрос на новые продукты и технологии по цепочке поставщиков материалов, полуфабрикатов, услуг. При этом доступ к финансовым ресурсам обходится для предприятий существенно дешевле, что позволяет работать и с низко маржинальными идеями новых продуктов или услуг.

В крупных и средних компаниях бизнес-процессы обычно отлажены, в том числе за счёт передачи части процессов на аутсорсинг, и инновации становятся практически единственным ресурсом, позволяющим при удачной новой идее перераспределить доли на рынках в свою пользу. В этих условиях проблемы в сфере инноваций, которые решают зарубежные государства и предприятия, сводятся к оптимизации процессов взаимодействия между участниками инновационной системы.

Среди них важное место занимает информационное взаимодействие между учёными, генерирующими новые идеи (научные разработки), и потенциальными потребителями. Для этого используется различного рода консалтинговая инфраструктура (центры трансфера технологий, технологические платформы, акселераторы и т. п.), которая позволяет обеспечить более интенсивное взаимодействие разработчиков с потенциальными потребителями новых идей. Обычно эти структуры оказывают также помощь в вопросах оформления и продвижения интеллектуальной собственности.

Создание условий для развития малого инновационного предпринимательства, ориентированного на развитие новых идей (технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.), также направлено не на собственно предоставление услуг по размещению (аренде площадей), а на снижение затрат владельцев помещений на предоставление услуг мелким потребителям (поскольку чем меньше объём потребления, тем выше стоимость услуг).

Организация системы финансирования высокорисковых проектов (фонды инновационного развития, обеспечивающие работу с рисковыми проектами, развитие венчурного бизнеса) направлена не просто на предоставление финансирования, а на построение системы постепенного снижения рисков при продвижении инновационной идеи за счёт разделения их между большим количеством участников.

Высокая концентрация предприятий, как предъявляющих спрос на инновации, так и генерирующих инновации, приводит к появлению проектов различного рода высокотехнологических долин, кластеров, иннополисов и т. п., которые также направлены на интенсификацию взаимодействия участников инновационной системы.

5. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

История развития инновационной инфраструктуры в России имеет уже тридцатилетнюю историю. В основном внедрялись элементы, которые первоначально опробовались за рубежом.

Классификация видов инновационной инфраструктуры и основные её элементы на начало 2000-х годов перечислены в работе. С тех пор было реализовано много других идей, квинтэссенцией которых стала система институтов развития. Однако, как и 15 лет тому назад, общий вывод был примерно такой: в России созданы все элементы инновационной системы, но инновационная система отсутствует. В таблице 2 приведены некоторые примеры элементов инновационной инфраструктуры и отражена специфика их функционирования за рубежом и в России.

Таблица 2

Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры и опыт его применения в России

Элемент инфраструктуры Зарубежный опыт Российский опыт

Технопарки Технологическая инфраструктура, обеспечивающая производственный процесс Часто предоставляются только офисные помещения

Центры коллективного пользования (ЦКП) научным оборудованием Система грантов позволяет использовать научную инфраструктуру научных институтов сторонними пользователями Система ЦКП научным оборудованием слабо загружена сторонними заказами

Центры коллективного пользования производственным оборудованием Существует коммерческая система, в которой можно заказать услуги по проведению производственных работ Сложно организовать изготовление опытных образцов в небольших организациях. Элемент в России не прорабатывался

Инжиниринговые центры (ИЦ) Элемент отсутствует Попытка организовать замену производственных конструкторских бюро соответствующими структурами на базе научно-образовательных организаций. Слабая востребованность услуг ИЦ (маленький рынок не обеспечивает рентабельную работу ИЦ)

Продолжение таблицы 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологические кластеры (ТК) ТК описываются как самостоятельно сложившиеся структуры Попытки искусственного «назначения» ТК не привели к значимым успехам

Технико-внедренческие зоны Не используется Особые правовые режимы работы имеют ограниченное применение и, соответственно, мало влияют на общую картину

Центры трансфера технологий (ЦТТ) Консалтинг в вопросах взаимодействия с потребителями разработок Слабые связи с потенциальными потребителями у большинства ЦТТ

Венчурные фонды Работа на достаточно объёмных рынках, обеспечение системы снижения предпринимательских рисков Практическое отсутствие внутреннего рынка инновационных предприятий, как следствие этого -ориентация на вывод стартапов за рубеж

Технологические платформы (ТП) Строятся на базе крупных компаний-лидеров рынка, определяющих тенденции развития ТП строятся энтузиастами в научных и образовательных организациях; как правило, слабое участие в ТП крупного бизнеса

Сбытовая инфраструктура Отсутствуют проблемы, есть системы коллективного продвижения на рынок для малых предприятий Существует проблема с выходом на рынок для большинства малых и многих средних компаний. Проблема по существу экспертами не обсуждалась

Фонд развития инноваций Существуют многочисленные фонды финансирования инноваций Единственный масштабный источник финансирования малых инновационных предприятий, дефицитный ресурс

Российская Венчурная компания и венчурные фонды Существуют многочисленные венчурные фонды Ограниченный объём финансирования, ориентация на вывод стартапов на зарубежные рынки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из приведённого анализа следует, что инновации — это, по существу, рутинный бизнес-процесс для производственных компаний, требующий для реализации привлечения дополнительных ресурсов. Успешность инновационного развития определяется, с одной стороны, спросом на инновации, с другой — возможностью привлечь ресурсы для организации нового производства.

Основным фактором, который может улучшить ситуацию в сфере инновационного развития в России, является изучение спроса на инновации и определение технологий и продуктов, которые могут найти своего покупателя.

Варианты удовлетворения спроса — случайный поиск покупателя на идею (как правило, малоуспешен) или встраивание в инжиниринговые цепочки, которые замыкаются на крупных потребителей. Пример второго подхода — про-

1?

граммы инновационного развития компаний с государственным участием .

Искусственно (через словесные интервенции) спрос на инновации скорее всего поднять не удастся. Жизнеспособным вариантом могли бы стать крупные проекты, инициируемые государством (важнейшие инновационные проекты государственного значения, федеральные научно-технические программы, комплексные научно-технические программы и проекты13) или иные способы привлечения масштабного финансирования в высокотехнологичный бизнес.

С точки зрения развития теории вопроса, основным направлением исследований могло бы стать не копирование зарубежных инструментов, а анализ узких мест российской инновационной системы и разработка решений, позволяющих решить выявленные проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шепелев Г. В. О государственном регулировании науки // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 3. С. 16-44. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.3.1

2. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / Пер. с нем. В. С. Автономова и др. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

3. Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. 4th ed. Paris/Eurostat, Luxembourg : OECD Publishing, 2018. 256 p. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264304604-en.

4. Индикаторы инновационной деятельности: 2021 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева, К. А. Дитковский и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 280 с.

5. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации. 2005. № 2 (79). С. 6-15.

Статья поступила в редакцию 19.07.2021.

Одобрена после рецензирования 18.10.2021. Принята к публикации 27.10.2021.

12 Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. Утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc&base=EXP&n=518320#05196645069438901 (дата обращения: 11.07.2021).

13 Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» // Президент России: [сайт]. URL: www.kremlin.ru/acts/bank/46506 (дата обращения: 21.20.2021); Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» // Президент России: [сайт]. URL: kremlin.ru/acts/ bank/46505 (дата обращения: 21.20.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шепелев Геннадий Васильевич [email protected]

Кандидат физико-математических наук, советник генерального директора, НИИ Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, Москва, Россия; старший научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра, Москва, Россия AuthorID РИНЦ: 567080

DOI: 10.19181/smtp.2021.3.4.17

THE SUBJECT AND CONCEPT OF INNOVATION ACTIVITY (PROJECTION ON RUSSIAN SPECIFICS)

Gennady V. Shepelev1 2

1SRI Federal Research Centre for Projects Evaluation and Consulting Services, Moscow, Russian Federation

2 Institute of Sociology of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS, Moscow, Russian Federation

Abstract. The role of innovations in the development of society is considered. It is shown that innovations are a routine economic process of enterprise development, requiring the involvement of a number of resources for implementation. The availability of resources, the complexity of their acquire and use determine the demand for innovative approaches to the development of enterprises and the economy as a whole. The article compares the problems of innovative development faced by enterprises and scientific organizations abroad and in Russia. The differences in the problems and tasks that need to be solved are shown. As a result, the approaches to stimulating innovative development that are used abroad do not always give comparable results in Russia. At the same time, there are problems in Russia that are not relevant abroad and, as a result, are not discussed there. The focus on borrowing foreign solutions leads to the fact that the tasks relevant for Russia are not discussed in the expert community and are not solved practically.

Keywords: innovations, innovative development of the economy, innovative infrastructure, the law on science, problems of innovation development, resource support of the innovation process, regulatory documents in the field of innovation.

For citation: Shepelev, G. V. (2021). The Subject and Concept of Innovation Activity (Projection on Russian Specifics). Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, № 4. P. 164-178.

DOI: 10.19181/smtp.2021.3.4.17

REFERENCES

1. Shepelev, G. V. (2021). On the Legal Regulation of Science. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 3. P. 16-44. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.3.1 (In Russ.).

2. Schumpeter, J. (1982). Theo^ der Wirtschaftlichen Entwicklung [Russ. ed.: Teoriya ekonomicheskogo razvitiya]. Transl. from Germ. V. S. Avtonomov. Moscow: Progress publ. 455 p. (In Russ.).

3. OECD (2015). Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Paris: OECD Publishing. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264239012-en.

4. Gokhberg, L. M., Gracheva, G. A., Ditkovskii K. A. [et al.]. (2021). Indikatory inno-vatsionnoi deyatel'nosti: 2021: statisticheskii sbornik [Indicators of innovation activity: 2021: statistical collection]. Moscow: HSE publ. 280 p. (In Russ.).

5. Shepelev, G. V. (2005). Problemy razvitiya innovatsionnoi infrastruktury [Problems of innovation infrastructure development]. Innovations. No. 2 (79). P. 6-15. (In Russ.).

The article was submitted on 19.07.2021.

Approved after reviewing 18.10.2021. Accepted for publication 27.10.2021.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Shepelev Gennady [email protected]

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Advisor to Director General, SRI Federal Research Centre for Projects Evaluation and Consulting Services Moscow, Russian Federation; Senior Researcher, Institute of Sociology of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS, Moscow, Russian Federation AuthorID RSCI: 567080

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.