Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ: СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПАРАДОКСЫ И ПРЕДРАССУДКИ ПОНИМАНИЯ'

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ: СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПАРАДОКСЫ И ПРЕДРАССУДКИ ПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПРЕДРАССУДКИ / ПАРАДОКСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никанорова Ю.В.

В данной статье рассматриваются характерные аспекты сложности восприятия, парадоксов и предрассудков понимания предмета философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT OF PHILOSOPHY: OF PERCEPTION, PARADOXES AND PREJUDICES UNDERSTANDING

In this article characteristic aspects of complexity of perception, paradoxes and prejudices of understanding of the subject of philosophy are considered.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ: СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПАРАДОКСЫ И ПРЕДРАССУДКИ ПОНИМАНИЯ»

11. Сергеева Н.В. Организационно-экономические направления развития фирменного технического сервиса в Калужской области // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. -Вып. 5. Экономика и организация производства в агропромышленном комплексе. -М., 2009. -с. 150

12.Тришкина, Л.В. (в составе авторского коллектива) О восстановлении основного капитала предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -№ 12. -2009. -С. 6-9.

13.Чутчева Ю.В. Инвестиционные процессы в агропромышленном комплексе. / Чутчева Ю.В., Сеидов М.М., Тогоев О.Ш. // Международный технико-экономический журнал. 2012. № 5. С. 5-8

14. Чутчева Ю.В. Управление процессом воспроизводства сельскохозяйственной техники в аграрном производстве. Чутчева Ю.В. автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Москва, 2011

УДК 101.3

Никанорова Ю.В. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ: СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПАРАДОКСЫ И ПРЕДРАССУДКИ ПОНИМАНИЯ

Аннотация: В данной статье рассматриваются характерные аспекты сложности восприятия, парадоксов и предрассудков понимания предмета философии.

Ключевые слова: философия, предрассудки, парадоксы.

Nikanorova J.V. student

2 course, faculty of «Energy» Ulyanovsk state technical University Russia, Ulyanovsk city THE SUBJECT OF PHILOSOPHY: OF PERCEPTION, PARADOXES AND PREJUDICES UNDERSTANDING.

Abstract: In this article characteristic aspects of complexity of perception, paradoxes and prejudices of understanding of the subject of philosophy are considered.

Keywords: philosophy, prejudice, paradoxes.

Введение

В пределах философии можно найти множество сложных аспектов, буквально проблему любого толка и содержания. Такие проблемы являются

неразрешимыми на протяжении веков, что более примечательно, перспективы их разрешения также не видно. Одной из значимых проблем в этой сфере является проблема метода и предмета в философии, которая состоит в наличии разнородных подходов к решению вопросов, противоположных взглядов на те методы, которые используются. К примеру, идеалистическая диалектика, а также диалектический материализм имеют диаметрально противоположные мнения. До сегодняшнего дня непонятно, какая же именно проблема философии более значима и актуальна. Но, явно есть основания полагать, что то, что является предметом науки, как и проблемы, в связи с этим возникающие, - весьма значимы. Сказанное в общей совокупности и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Основной раздел

Философия происходит от соединения нескольких довольно простых для понимания греческих слов «pЫHa» (любовь) и «sophia» (мудрость). То есть, этимологически философия означает «любовь к мудрости» [3, с. 20]. Тем не менее, такая простота довольно обманчива, на протяжении более чем двух тысячелетий философы продолжают споры о том, что на самом деле собой представляет философия.

История философии запрещает философам замыкаться в определенном кругу теоретической саморефлексии, отказывая в данном случае в таком праве всем остальным людям. Это вполне оправдано, так как великими философами становились стекольщики, сапожники, представители многих других подобных профессий. Более того, окончание философских факультетов разнообразных университетов совершенно не гарантирует того факта, что его выпускники реально превратятся в успешных философов.

В философии смешивается сложнейшая и высокая теория, которая очень часто недоступна неподготовленному человеку, но, самой своей сущностью она ориентирована на то, чтобы отвечать на изначальные, довольно простые в таком смысле вопросы.

Что не менее важно, часто совершенно не понимают, что простые вопросы могут требовать по отношению к себе крайне сложных ответов, куда более сложных, чем в определенных науках, так как последние опираются на заведомо ограниченную предметную сферу исследований, которая последовательным образом осваивалась представителями этой науки.

Сказанное означает, что нахождение новых истин в данном случае опирается в целом на совокупность ранее достигнутых путем систематического освоения прежних знаний. То есть, любой науке доступно всегда научиться и овладеть её предметным знанием, а также характерными для нее методами их получения.

Что касается философии, которая представляет собой особый тип размышления, то этому научиться весьма сложно, иногда вовсе невозможно. В философии изначально все равны, во всех случаях.

Мудрость может выражаться и ребенком, и старцем. Как отмечал К. Ясперс, «философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно» [4, с. 11]. Ни академический статус, ни положение философа в обществе не являются гарантией действительности его философской мудрости. Между подлинным философом-мудрецом и квалифицированным философом-профессионалом может лежать дистанция огромного размера. Эта мысль может показаться парадоксальной. Еще более странно, что она предшествует лекциям по философии, цель которых состоит как раз в освоении философии. Однако, никакого противоречия здесь нет, а лишь обрисовывается область возможных предрассудков, которые настигают нас, когда мы впервые приобщаемся к философии.

На уровне обыденного сознания отношение к философии реализуется в предрассудках, которые полярным образом описывают область занятий философов. Иногда о ней говорят с презрением, и она воспринимается как бесполезная и никому не нужная болтовня. В силу того, что абстрактные рассуждения философа не всем понятны вместо того, чтобы вдуматься в них, всегда проще обозначить данный род мыслительной деятельности как обыкновенную глупость. В такой ипостаси выступает, например, в комедии Аристофана «Облака» один из величайших философов древности - Сократ, который ищет ответы на вопросы типа «пищит комар гортанью или задницей», «на сколько стоп блошиных блохи прыгают» [1, с.355-356].

Впрочем, немногим лучше и противоположное восприятие философии, когда о ней говорят почти с божественным почитанием, считая, что она представляет собой некую завершенную систему абсолютного знания, а философы - это мудрецы, знающие некие вечные истины и непреходящие ценности. Здесь исчезает самое главное - понимание философии как вечного процесса поиска истины, а не истины в последней инстанции. Именно такая трактовка философии приводит к искаженным требованиям по отношению к ней и к наиболее сильным разочарованиям.

Многие люди убеждены, что философию вовсе не надо изучать и что наличие во рту гибкого органа так легко помогающего нам оперировать с пищей, столь же легко позволит производить это и с понятиями. Гегель говорил по данному поводу: «Относительно всех наук, изящных и прикладных искусств, ремесел распространено убеждение, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнение в них. Относительно же философии, напротив, в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что, - хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, - тем не менее, каждый непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает для этого меркой в виде своего природного разума, как будто он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги. Будто и впрямь овладение философией предполагает недостаток знаний и изучения и будто она

кончается там, где последние начинаются» [2, с. 37].

Как можно понять из сказанного, для философии и её предмета действительно характерно множество различных парадоксов, предрассудков, проблем их непосредственного изучения. Что важнее всего, все это далеко от своего разрешения, явно есть место для многих исследований на долгие годы.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов о философии, её предмете, сложностях восприятия и понимания последнего. В философии довольно странным образом смешивается сложная и высокая теория, очень часто совершенно недоступная неподготовленному к этому человеку. Эта теория, тем не менее, уже своей сутью ориентирована на то, чтобы отвечать на изначальные и довольно простые в таком смысле вопросы.

Использованные источники:

1. Аристофан. Облака// БВЛ. Том 5. Античная драма. М. 1970. -778 с

2. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа// Соч. т. !У.С.498.

3. Мамыкин И.П. Философия: материалы для самостоятельной работы. Минск: Экоперспектива, 2012. - 71 с.

4. Ясперс.К. Введение в философию. Минск. 2000.-192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.