ПРЕДМЕТ «АККОМПАНЕМЕНТ» (ФОРТЕПИАНО) - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Илиницкая Н. С.
Хмельницкая гуманитарно-педагогическая академия, кандидат педагогических наук, доцент г. Хмельницкий Украина
SUBJECT "ACCOMPANIMENT" (FORTEPIANO) - COMPONENT OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS-PIANISTS IN PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ilinitska N.
Khmelnytskyi Humanitarian-Pedagogical A cademy Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
city Khmelnytskyi Ukraine
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается специфика учебно-методического обеспечения курса «Аккомпанемент», особое внимание уделяется практической, методической, самостоятельной работе в педагогических учебных заведениях. Рассматриваются традиционные и инновационные методы работы со студентами-пианистами.
ABSTRACT
The article reveals the specifics of the teaching-methodological provision of the course "Accompaniment", paying special attention to practical, methodological, independent work in pedagogical educational institutions. Traditional and innovative methods of work with students- pianists have been considered.
Ключевые слова: аккомпанемент, студенты-пианисты, традиционные и инновационные методы, виды фактуры.
Keywords: accompaniment, students-pianists, traditional and innovative methods, types of textures.
Современная парадигма образования требует от учителя музыкального искусства активности, самообразования, самореализации и постоянного профессионального роста. Известно, что культура формируется всей системой обучения, в процессе которого личность закрепляет культурологические знания и превращает их в убеждения, нормы и принципы деятельности. Возникает вопрос об увеличении доли культурологической направленности музыкально-педагогического образования как ценности, системы, процесса и его результата.
Подготовка педагогов по специальности «Музыкальное искусство» строится на основе синтеза педагогики, музыкального искусства и искусства вообще, пронизывающего все звенья и степени учебно-воспитательного процесса. Значительный вес в музыкальном образовании занимают занятия по теоретическим дисциплинам, сольному пению, дирижированию, и предметам фортепианного цикла. К предметам фортепианного цикла относятся «Основной музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент».
При подготовке педагогов-музыкантов предмет «Акомпанемент» (фортепиано) занимает одно из ведущих мест. Этот курс помогает подготовить специалистов, которые знают и понимают содержание музыкальных произведений из курса «Основной музыкальный инструмент», ориентируются в различных формах произведений для дирижирования и вокала, обладают средствами реализации музыкально-воспитательного процесса и внеклассной работы, имеют навыки самостоятельной работы с
нотным материалом и музыкально-педагогической литературой.
Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования М.Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», О.Люблин-ського «Теория и практика аккомпанемента», Е.Шендеровича «В концертмейстерской классе», Т.Молчановой «Искусство пианиста-концертмейстера». Эти авторы подробно освещают важные для аккомпаниатора методические аспекты работы над чтением с листа и транспонированием. Немало практических советов концертмейстерам содержит труд Дж.Мура «Певец и аккомпаниатор».
Искусству аккомпанемента и проблемам профессиональной подготовки пианистов-концертмейстеров посвящены исследования и методические труды, в которых рассматриваются методы обучения чтению с листа и транспонированию (Р.А.Вер-холаз, В.В.Подольская); проблемы преодоления пианистических трудностей в клавирах и методы их аранжировки (Е.Б.Брюхачева, Е.М.Шендерович); вопросы творческого взаимодействия солиста и концертмейстера (Н.Н.Горошко, Н.А.Крючков, Н.Я.Лузум) [1].
Такие исследователи как Л.Арчажникова, Н.Белая, И.Могилевськая, Г.Падалко, О.Рудницкая, рассматривают особенности музыкально-исполнительской подготовки в педагогических высших учебных заведениях. Однако следует отметить тот факт, что в наше время мало кто из ученых обраща-
ется к вопросам, непосредственно связанных с методическим обеспечением предмета «Аккомпанемент»
Целью статьи является раскрытие особенностей и специфики курса «Аккомпанемент» с учетом традиционных и инновационных методов обучения на факультетах искусств в высших учебных
заведениях педагогического образования.
Рассмотрим, что означает слово «аккомпанемент». В самом этом слове отражена специфика предмета. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner - «сопровождать». Сопровождение подразумевает опору мелодии -ритмическую и гармоническую, отсюда понятно, с какой огромной нагрузкой должен успешно справиться аккомпаниатор, чтобы достичь художественного единения всех компонентов, раскрыть художественное содержание исполняемого произведения [5 ].
Материал программы предмета направлен на разностороннее обучение студентов, на раскрытие их творческого потенциала, приобщения к ценностям музыкальной культуры на лучших примерах вокальной и инструментальной музыки.
Студенты изучают предмет «Аккомпанемент» на четвертом курсе, и уже на первых уроках преподаватель должен проанализировать уровень подготовки студента, выявить степень его общего развития, уровень технического развития, музыкальную грамотность. Отдельно уделить внимание индивидуальным особенностям психики студента: медлительность или торопливость, смелость или застенчивость.
Цель изучения предмета «Аккомпанемент» -заложить теоретические и практические основы для работы будущего специалиста в дошкольных и школьных учреждениях, научить будущего учителя музыкального искусства основным принципам работы с песней, чтению с листа, методике поэтапного изучения произведения, закономерностям исполнения сольной партии и партии сопровождения, формировать практические умения и навыки для самостоятельной профессиональной деятельности.
Задача курса:
• воспитание умения выразительно исполнить песню под собственный сопровождение с одновременным управлением мнимым коллективом;
• формирование и развитие навыков подбора аккомпанемента к песне;
• развитие приемов чтения с листа песни с сопровождением;
• последовательное овладение навыками транспонирования песен различной сложности;
• развитие эстетического вкуса музыканта-педагога;
• ознакомление с большим объемом детских песен, романсов, маршей и музыкально-дидактических игр, которые входят в состав школьной программы и программы для дошкольного учебного заведения [2].
Овладеть навыками аккомпанирования можно двумя способами: по слуху и по нотам.
1 способ (по слуху) - практикуется в творческой деятельности учащегося. Это связано с подбором по слуху аккомпанемента к мелодии и жанрового варьирования гармонии.
2 способ (по нотам) - более сложный и требует предварительного ознакомления с нотным текстом.
Вначале ученик делает зрительно-слуховой анализ мелодической линии: читает текст и определяет характер; отмечает протяженность фраз; расставляет в нотах дыхание и цезуры; намечает возможные ритмические отклонения. Затем определяет тип фактуры аккомпанемента и делает гармонический анализ. Только после этого ученик проигрывает сначала отдельно мелодию, потом аккомпанемент, затем только аккомпанемент, слушая вокальную строчку. Итог работы - исполнение песни вместе с солистом. Такой метод работы способствует формированию у ученика аккомпаниа-торских умений и навыков:
- следить за вокальной или инструментальной строчкой;
- слышать одновременно мелодию и сопровождение;
- понимать фразировку, цезуры, дыхания, агогику.
- делать гармонический анализ аккомпанемента;
- работать над основными фактурными трудностями. [3]
Затем нужно познакомить студента с различными видами изложения простейших аккомпанементов инструментальной музыки и детских песен. Виды фортепианной фактуры (аккордовая, фигура-ционная, комбинированная).
Эффективность усвоения приемов работы над вокальным репертуаром должна обеспечиваться четкой системой занятий и определенной последовательностью прохождения учебного материала, в основе которого заложен принцип постепенного усложнения фактуры инструментального сопровождения. Реализация этого принципа должна осуществляться в соответствии с последующей классификацией видов аккомпанемента:
- аккомпанемент «гармоничная поддержка»;
- аккомпанемент «чередование баса и аккорда»;
- аккомпанемент «гармоничных фигураций»;
- аккомпанемент смешанного типа.
Упражнения на основные виды фактуры в аккомпанементе
Аккордовая поддержка
Гармонические фигурации
После ознакомления студента с различными инструментальными фактурами логично перейти к изучению аккомпанементов смешанного типа.
Преподавание курса «Аккомпанемент» позволяет:
• оптимизировать усвоение студентами содержания программ по предметам «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано), «Дирижирование», «Постановка голоса»;
• обеспечить профессиональную направленность музыкального образования на образовательно-квалификационном уровне «Младший специалист»;
• расширить мировоззрение, объем разнообразных знаний по специальным дисциплинам;
• привить необходимые навыки разбора и исполнения музыкальных произведений на практике;
• обеспечить гармоничное и разностороннее развитие студентов.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие традиционные методы обучения:
- метод индивидуальных занятий;
- словесный (беседы, рассказ,);
- наглядный (показ на инструменте, слушание музыкального материала, наблюдение);
- практический (получение устойчивых исполнительских навыков путем анализа и тренировки, метод активизации слуха и слухового контроля) [2]
Предложенные традиционные методы работы можно дополнить инновационными:
- метод микрофона - этот метод используется на занятии с двумя студентами, когда они используют различные виды аккомпанемента для подбора сопровождения мелодии песни поочереди (желательно без остановок);
- метод незаконченного предложения -успешно используется преподавателем при обучении подбора сопровождения. Преподаватель показывает в первой фразе песни какой вид сопровождения можно использовать, а студент должен подхватить и закончить куплет;
- кейс-метод - помогает студентам совместить теоретические знания с практическими, превратить абстрактные знания студента в умения относительно данного предмета. Студент получает кейс и список рекомендуемой музыкальной литературы и самостоятельно индивидуально готовит песню к занятию.
Самостоятельная работа студента-аккомпаниатора над фортепианной партией строится на всестороннем анализе музыкального произведения. Поэтому преподаватель, для успешной самостоятельной работы студента, должен рассказать об этапах работы над фортепианной партией. Студенты должны знать, что начальный этап работы - это чтение нотного текста с помощью внутреннего слуха, то есть зрительный обзор, который помогает установить тональный план, фактуру изложения аккомпанемента, размер, темп, музыкальную форму, диапазон вокальной партии.
Существенным разделом работы является воспроизведение нотного текста на фортепиано. На этом этапе намечаются элементы фразировки и кульминация произведения, создаются представления о темпе и динамике.
Особую сложность представляют технические места и мелизмы, поэтому правильный выбор аппликатуры позволит концертмейстеру выполнить партитуру ровно и связно. Большое значение в работе аккомпаниатора имеет педализация.
В момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность и за исполнение партии солиста [4, с.13].
Разработка методического обеспечения предмета «Аккомпанемент» (фортепиано) дало возможность определить следующие критерии формирования профессиональной мобильности у студентов-пианистов: когнитивно-деятельностный (наличие специальных знаний для аккомпанемента; исполнительские умения; овладение ансамблевыми навыками); личностно-психологический (ценностное отношение к деятельности аккомпаниатора; интерес и мотивация; быстрота и адекватность музыкального и эмоционального реагирования) [1].
Материалы данной статьи раскрывают основные вопросы по предмету «Аккомпанемент» (фортепиано); освещают традиционные и инновационные методы обучения студентов данного курса; определяют этапы самостоятельной работы над музыкальным произведением и методы освоения навыков и умений аккомпанирования в процессе обучения студентов-пианистов в высших учебных заведениях. Надеемся, что материалы статьи будут эффективными для развития профессионализма у будущих учителей «Музыкального искусства».
Таким образом, в статье раскрыта специфика изложения курса «Аккомпанемент» (фортепиано), определены цели и задачи предмета, установлен не-
обходимый объем знаний и умений студентов, которые приобретаются в результате изучения учебной дисциплины. Изучены теоретические и практические аспекты программы, позволяющие усвоить различные виды фактуры сопровождения музыкальных произведений, систематизировать и конкретизировать знания по предметам профессионального направления с последующим использованием их в профессиональной деятельности.
Литература
1. Бутова И. А. Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже : авто-реф. дис. канд. пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» / И. А Бутова. -Екатеринбург, 2011. - 20 с.
2. Журавльова Н.1., Каленик 1.В., Робоча про-грама з «Акомпанементу» для студенпв за напря-мом шдготовки 01 Освгга, спещальшстю 014.13 Се-редня освгга (Музичне мистецтво), освггаьо-кваль фжацшного рiвня Молодший спещалют. -Хмельницький, 2018. - 16 с.
3. Маталасова В. И. «Работа над аккомпанементом на уроке музицирования - некоторые инновационные моменты» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://doc4web.ru/muzika/rabota-nad-akkompanementom-na-uroke-muzicirovaniva-nekotorie-inn. html
4. Методичш рекомендацп до виконання само-стшних робгт з курсу «Акомпанемент» / Укл. Журавльова Н.1., Каленик 1.В - Хмельницький : Вид-во ХГПА, 2011. - 32с.
5. Рассадина Л.А. Аккомпанемент. Специфика и значение предмета (фортепиано) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/akkompanement _specifika_i_znachenie_predmeta_fortepiano/1-1-0-694
NATURE OF CHILDREN'S CREATIVITY
Maltseva L. V.
Kuban State University, Krasnodar, Doctor of Education
ABSTRACT
An important issue, the study of the nature of children's creativity, are questions about the relationship between the role of science and other forms of the spiritual life of the younger generation in its formation. Participation in research activities is the very nature of educational and educational work, its content. This is the absence of repetitive, standard situations in the teachers' work: the uniqueness of the students, the exceptional variety of conditions constantly put the teacher in front of the need to independently search for the right path, the right way to apply the general provisions.
Keywords: education, training, art, child, development, creativity, culture, interests, talent.
Modern science is trying to find an explanation for the objective nature of children's artistic creativity. It is important not only to get a description of its structure, but also to trace the genetic path of development, set optimal conditions that will ensure the further formation of artistic and creative abilities.
Complicated natural phenomena that nature endows, like intuition, creative imagination, fantasy. Creativity itself ceases to be a mysterious and unknowable sphere of artistic practice. Hence the possibility of managing its processes, especially in their initial manifestations.