Научная статья на тему 'Предматематическое развитие детей на основе компьютерных технологий в контексте непрерывного образования'

Предматематическое развитие детей на основе компьютерных технологий в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическое образование / компьютерная программа / дети дошкольного возраста / непрерывное образование / mathematics education / computer software / pre-school children / contin-uous education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанпеисова Гаухар Эркиновна

В статье раскрыто содержание компьютерной программы и методы её использования в предматематическом развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the content of a computer program and the methods of its use in the mathematical development of children.

Текст научной работы на тему «Предматематическое развитие детей на основе компьютерных технологий в контексте непрерывного образования»

ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. Э. Джанпеисова

В статье раскрыто содержание компьютерной программы и методы её использования в предматематическом развитии детей.

This article reveals the content of a computer program and the methods of its use in the mathematical development of children.

Ключевые слова: математическое образование, компьютерная программа, дети дошкольного возраста, непрерывное образование.

Key words: mathematics education, computer software, pre-school children, continuous education.

Одной из задач современного образования является формирование мыслительных умений и способностей у детей. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовке. Предматематическая подготовка детей может быть представлена из двух тесно переплетающихся образовательных блоков: (а) подготовка мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений - собственно предматематическая подготовка, состоящая в формировании элементарных математических представлений; (б) подготовка детей, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая их познавательные способности, в частности их мышление и речь. Новое содержание процесса обучения элементам математики дошкольников предполагает и новые методы и приемы их обучения. Это влечет за собой значительное расширение учебных средств, с помощью которых осуществляется формирование элементарных математических представлений, выработка необходимых практических навыков у детей. Одним из эффективных средств обучения и развития являются компьютерные программы. Исследования, направленные на изучение особенностей использования компьютерных технологий в дидактике дошкольного учреждения, убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

В Узбекистане в рамках проекта «Образование, направленное на личность ребенка» успешно проводится совместная работа Министерства народного образования с Детским фондом ЮНИСЕФ ООН в целях совершенствования системы подготовки детей к школе, внедрения в этот процесс передовых методов обучения и современных информационнокоммуникационных технологий.

Учитывая требования, предъявляемые к разработке программных средств, ориентированных на детей дошкольного возраста (проектирование экранных средств, способы их трансформации, способы взаимодействия дошкольников с компьютером и др.), а также учета программного материала в аспекте математического образования дошкольников, была подготовлена компьютерная программа «Знакомимся с геометрией» (возрастная направ-

104

ленность 4-7 лет). Эта программа состоит из ряда подпрограмм: (а) подпрограмма «Знакомимся с фигурами» (знакомит с названиями геометрических фигур и тел; с их свойствами; формирует умения правильно находить нужные фигуры в группе фигур, умение отличать их от других фигур, группировать фигуры; умения объяснять свои действия); (б) подпрограмма «Закрась фигуры» (ее цель - закрепить знания о свойствах и признаках геометрических фигур; развить пространственные представления; развить умения составлять предметные изображения из геометрических фигур по предложенному образцу); (в) подпрограмма «Найди недостающую фигуру» (ее цель - научить зрительно и мысленно анализировать ряды фигур или предметов, видеть математическую закономерность в их построении; находить недостающую фигуру из нескольких предложенных; развивать логическое мышление) и другие подпрограммы. Завершает каждую подпрограмму тест-игра для проверки и закрепления пройденного материала.

Содержание подпрограмм объединены игровыми ситуациями и персонажами; их презентация основана на следующих этапах взаимодействия педагога и детей: (1) освоение элементов информационной культуры для развития игровой ситуации; (2) математическое развитие на репродуктивном уровне; (3) математическое развитие на частично-поисковом уровне (идентификация зрительного образа геометрической фигуры или тела с её названием; самостоятельное соотнесение формы предметов с геометрическим эталоном и т. п.); (4) математическое развитие на творческом уровне (самостоятельный выбор объекта обучения и его расположение в пространстве; составление рассказа по сюжетной картине). Каждое занятие с использованием учебных подпрограмм включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга (беседа, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания, конструирование).

Компьютерная программа «Знакомимся с геометрией», как средство математического развития детей, приобретает большее значение в силу следующих функциональных возможностей: во-первых, своей направленностью на формирование адекватной самооценки детей, опосредованной наличием перспективы развития и ее соотношением с реально существующим положением человека в микросоциуме; во-вторых, виртуальная реальность компьютерной среды, созданная для интерактивного логико-математического обучения дошкольников, не только задает педагогически обоснованную перспективу развития ребенка, но и обеспечивает повышение его социального статуса в реальном социальном окружении; в-третьих, формирование представления о компьютерах как одном из средств знакомства с миром математики.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.