УДК 614.846.6
Роенко В. В., Рожков А. В., Сорокоумов В. П., Саламатов А. Г.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В статье раскрыты проблемы эксплуатации пожарных автомобилей. Предложены пути решения по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта пожарной и аварийно-спасательной техники.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт, пожарный автомобиль, пожарная и аварийно-спасательная техника, эксплуатация, чрезвычайная ситуация, пожар, подразделение, отказ, наработка, техническая готовность.
После перехода в 2002 году пожарной охраны из МВД в МЧС России и возложения на неё функций по реагированию на чрезвычайные ситуации (ЧС) система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) пожарных автомобилей (ПА) не претерпела принципиальных изменений. После 2002 года на пожарные подразделения было возложено выполнение работ, которые ранее были не свойственны пожарным подразделениям или выполнялись ими лишь эпизодически. Например, появились достаточно частые перегоны пожарной техники на большие расстояния от места дислокации до мест крупных пожаров или масштабных ЧС с последующей интенсивной работой в стационарных условиях. Это привело к существенному изменению характера работ, выполняемых пожарной техникой, и, как следствие, к изменению причин технических отказов ПА. Такие изменения должны были вызвать преобразование или, по крайней мере, существенную корректировку системы поддержания пожарной техники в постоянной технической готовности в новых эксплуатационных условиях. Однако этого не произошло, все изменения в нормативно-правовых документах по эксплуатации ПА свелись к попытке создания симбиоза между нормативными требованиями, которые существовали при принадлежности пожарных подразделений к структуре МВД, и нормативными требованиями по эксплуатации военной техники.
Фактически с 2002 года в МЧС России бы-ласформулирована не новая парадигма организации ТОиР пожарной техники, а происходил поиск компромисса между традиционной системой эксплуатации ПА и системой эксплуатации военной техники. Считалось, что такой подход приспособит систему технической эксплуатации пожарной техникик новым условиям использования, избавит её от недостатков системы эксплуатации, сложившейся в МВД, позволит учесть изменение характера работ, выполняемых при ликвидации ЧС, и привнесёт преимущества системы эксплуатации
военной техники [1, 2]. По мнению авторов статьи, такой подход привёл к разбалансированию годами отработанной системы эксплуатации пожарной техники, изложенной в нормативном документе «Наставление по технической службе государственной противопожарной службы МВД России» (утверждён приказом МВД России от 24 января 1996 г. № 34). Стремление использовать при организации эксплуатации пожарной техники принципы, которые хорошо себя зарекомендовали при использовании военной техники, породило массу проблем, связанных с принятием и реализацией приказа МЧС России от 18 сентября 2012 г. № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Эти проблемы появились вследствие того, что ПА эксплуатируются при режимах, отличающихся от режимов эксплуатации как автотранспортных средств (АТС), так и транспортных средств военной техники. Эти различия проявляются при следующих ситуациях:
- в режиме ежедневной проверки технического состояния ПА при смене караула;
- в режиме выезда и движения ПА к месту вызова с непрогретыми двигателями внутреннего сгорания и агрегатами базового шасси;
- в интенсивном режиме следования к месту вызова с малым расстоянием выезда, частыми торможениями и манёврами;
- в большом количестве режимов маневрирования с малыми радиусами поворота на месте пожара при расстановке пожарной техники;
- в смене кратковременных и продолжительных режимов работы в стационарных условиях при неравномерных нагрузочных и температурных циклах.
Различия в режимах эксплуатации приводят к более интенсивному изменению параметров технического состояния ПА. В исследованиях, про-
ведённых в ФГБУ ВНИИПО МЧС России [3], о работе ПА сделаны следующие выводы:
- пуск двигателя при низкой температуре стенок цилиндров приводит к их интенсивному износу. Установлено, что за один пуск при температуре 10 °С двигатель изнашивается так же, как за пробег 50 км, при 0 °С - как за пробег 80 км;
- работа двигателя в пониженном тепловом и повышенном нагрузочном режимах приводит к интенсивному износу трущихся поверхностей. При снижении температуры воды и масла в двигателе с 80 до 50 °С общий износ двигателя увеличивается в 1,6 раза, а при понижении до 25 °С -почти в 5 раз, поэтому удельный износ двигателя (на 1000 км) пожарной автоцистерны практически в 1,5-2 раза выше аналогичного двигателя транспортного автомобиля;
- температурный режим агрегатов трансмиссии влияет на увеличение скорости износа зубчатых передач в основном из-за изменения вязкости трансмиссионного масла. Установлено, что скорость износа шестерен коробки передач при понижении температуры масла возрастает в 2,2-3,3 раза.
Кроме того, за время с момента разработки и принятия приказа МВД России от 24 января 1996 г. № 34 изменился подход к формированию нормативно-правовых документов в области производства и эксплуатации технических средств и автомобильной техники в частности, а также существенно расширилась номенклатура и технические возможности современных ПА. В 2000-х годах были приняты технические регламенты [4-6], требования которых должны быть учтены при совершенствовании системы ТОиР пожарной техники. С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» [6], на основании которого в конце 2015 года был подготовлен и издан приказ МЧС России [7], изменивший организационно-структурную форму подразделений проведения ТОиР пожарной техники. Необходимо также учесть, что на снабжение пожарных подразделений поступили ПА с существенно боль-
шей периодичностью ТО базового шасси. Например, техническое обслуживание базового шасси АЦ-(С)-8,0-70/100 (IVECO AMT 6339)-48ВР (АЦ-Север) необходимо проводить после 40 тыс. км пробега.
Количество крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров увеличивается с каждым годом, поэтому количество выездов и наработка пожарно-аварийной и спасательной техники растут, что приводит к необходимости проведения большего ТО, текущих, средних и капитальных ремонтов. Особый вклад в увеличение наработки пожарной и аварийно-спасательной техники (ПАСТ) вносят работы по ликвидации крупномасштабных ЧС, которые участились за последние годы. Анализ информации (табл.) об организации материально-технического обеспечения сил и средств МЧС России при ликвидации наводнений в 2012-2013 годах показал, что из-за интенсивной работы при ликвидации ЧС вышли из строя 230 единиц ПАСТ.
Наработка и характеристика технических отказов техники, привлечённой для ликвидации ЧС и участвующей в тушении пожаров, может принципиально отличаться. Так, для техники, привлекаемой для ликвидации крупных ЧС в отдалённых районах, в которые ПАСТ прибывает, как правило, своим ходом, большая часть технических отказов в работе связана с износом узлов, агрегатов и деталей базового шасси. Для техники, первоначально базирующейся в районе возникновения ЧС, характерными являются отказы из-за интенсивной, продолжительной работы узлов, агрегатов и деталей надстройки базового шасси.
В феврале 2010 года для ликвидации обледенения на Саяно-Шушенской ГЭС из Москвы своим ходом был направлен многоцелевой пожарный автомобиль (АПМ), который в течение трёх суток беспрерывной работы успешно выполнял возложенную на него задачу - разрушение снежно-ледовых масс. После первых суток непрерывной работы АПМ должен был пройти ТО-2, так как общий пробег после первых суток работы уже превысил нормативное значение. Согласно приказу МВД от 24 января 1996 г. № 34 перед возвращением
Количество привлекаемой и вышедшей из строя техники при ликвидации наводнений
Место происшествия Год происшествия Количество привлекаемой техники, ед. Количество ПАСТ, ед. Количество вышедшей из строя ПАСТ, ед.
Дальний Восток (Амурская область, Еврейская автономная область и Хабаровский край) 2013 355 31 31
Краснодарский Край (г. Крымск) 2012 494 321 182
Краснодарский Край (Туапсинский район, Новомихайловское городское поселение) 2012 181 47 17
Всего 1 030 399 230
в Москву АПМ должен был пройти ТО-2, однако условий для его проведения не было. Необходимо отметить, что подобные ситуации возникают при участии пожарной техники в ликвидации практически всех крупных ЧС и тушении крупных пожаров с привлечением ПА из соседних регионов. Такие ситуации возникали при тушении лесных пожаров в 2010 году, повторялись при ликвидации крупных лесных пожаров и во время устранения энергетической блокады Крыма в 2015 году. Однако ни в утратившем силу приказе МВД от 24 января 1996 г. № 34, ни в заменившем его приказе МЧС от 18 сентября 2012 г. № 555 подобные ситуации никак не регламентированы.
Практически ежегодно возникают ЧС, для ликвидации которых привлекается большое количество техники. Так, при тушении пожара на Сургутской ГРЭС-2 в январе 2015 года было задействовано:
- от МЧС России - 361 человек;
- от территориальной подсистемы РСЧС -61 единица техники;
- от организаций, привлечённых из других субъектов Российской Федерации, - 439 человек, 109 единиц техники.
Было использовано также 174 единицы теплогенерирующих систем:
- 87 электрических тепловых пушек;
- 70 переносных дизельных тепловых пушек;
- 6 передвижных 200 кВт тепловых установок;
- 11 самоходных 400 кВт установок «Горы-ныч» [11].
При совершенствовании системы ТОиР ПА необходимо предусмотреть возможные нормативные процедуры, так как подобные ситуации стали возникать регулярно.
За время действия норм закона [5] выявился ряд проблем, которые влияют на деятельность организаций по ТОиР транспортных средств: отменены механизмы регулирования, значительно ограничена сфера действия «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств». Требования данных правил распространяются только на граждан, заказывающих работы (услуги) по ТОиР автомототранспортных средств исключительно для личных нужд, и не распространяются на юридических лиц, к которым должны быть отнесены организации, эксплуатирующие ПА. В результате произошло существенное снижение эффективности контроля и надзора за деятельностью по ТОиР транспортных средств.
При технических отказах ПА на пожаре или при следовании к месту вызова ответственность за последствия некачественного ТОиР, выполненного в сторонней организации, будут нести, скорее всего, представители пожарной охраны (лица, принимающие решение по выбору места проведения
ТОиР пожарной техники, не имеют перечня нормативных требований к таким организациям). Дело в том, что разработка технического регламента, определяющего требования к безопасности транспортных средств при их выпуске из ТОиР, не предусмотрена в законе [5], поэтому фактически рынок работ (услуг) по ТОиР транспортных средств открыт для всех желающих. Однако до сих пор не сформулированы нормативные требования к производственно-технической базе, квалификации персонала, технологическому обеспечению и другим организационно-техническим параметрам соискателя, позволяющим обеспечить хотя бы минимальный уровень безопасности и качества выпускаемых из ТОиР транспортных средств [12].
При совершенствовании системы ТОиР в соответствии с приказом МЧС [7] возникли две следующие ключевые проблемы:
- отсутствие развитой сервисной сети ТОиР базовых шасси отечественного и зарубежного производства;
- неисполнение решений по проведению плановых ТОиР из-за отсутствия или несвоевременного финансирования;
- изменение правила расчёта общей наработки ПА и критериев проведения ТОиР по календарным срокам и наработке.
На основании изложенного выше материала могут быть сформулированы следующие предложения по совершенствованию системы ТОиР ПАСТ:
1. Ввести два критерия:
- ТОиР по наработке, измеряемой в километрах пробега базового шасси ПА по спидометру с учетом наработки времени работы ДВС в стационарных условиях, а также количеством запусков;
- ТОиР по наработке (измеряемой в часах) надстройки ПА.
2. При расчёте общего пробега ПА учитывать количество пусков двигателя внутреннего сгорания базового шасси при экстренном выезде на пожар или при ликвидации ЧС, а также количество пусков-остановок двигателя внутреннего сгорания на месте пожара или ЧС. Формулу для расчёта общего пробега нужно дополнить третьим слагаемым:
Ь =
п п1 пт
где Ьп1 - пробег, эквивалентный износу двигателя внутреннего сгорания при единичном пуске и выезде по тревоге или работе для привода оборудования ПА без предварительного прогрева, км; N - количество пусков, раз.
3. Ввести градацию ТО-2 в зависимости от соотношения пробега по спидометру и приведённого пробега, рассчитанного с учётом количества пусков двигателя внутреннего сгорания.
4. Ввести норму, при которой периодичность и продолжительность ТО-2 зависит от периодичности ТО для базового шасси и периодичности ТО для узлов и агрегатов надстройки ПА. Разрешить проводить ТО-2 ПА в течение 3-5 суток независимо от их отнесения к специальной или основной пожарной технике.
5. Обязать производителей пожарной техники включать в эксплуатационную документацию перечень и трудоёмкость проведения ТОиР.
6. Начать исследования по разработке иного подхода к определению периодичности ТОиР ПА. При современном развитии пожарной техники связь
продолжительности работы ПА в стационарном режиме для большого перечня техники не может быть связана с пробегом базового шасси - приравнивание одного часа работы ПА в стационарном режиме к 40 (ранее 50) км пробега, введённом в нормы ещё в СССР, скорее характеризовало расход горючесмазочных материалов на привод пожарных насосов АЦ, чем износ ее узлов и агрегатов [15].
7. Разрешить планирование проведения работ по ТО-2 для одной единицы пожарной техники в течение года в два-три этапа. Это позволит обеспечить проведение ТО по мере поступления средств в течение года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ МЧС России от 5 апреля 1996 г. № 226 «О введении в действие положения об организации войскового ремонта вооружения и техники в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
2. Приказ МЧС России от 31 января 1996 г. № 52 «О введении в действие руководства о порядке использования автомобильной техники в войсках и силах МЧС России».
3. Проведение исследований повышения готовности пожарно-спасательной техники с использованием динамической оптимизационной модели: отчёт о НИР № 6340/ под рук. В. И. Логинова. - М.: ВНИИПО МЧС России, 2015. - 65 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». - М.: Проспект, 2014. - 111 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ). - М.: Проспект, 2016. - 51 с.
6. Технический регламент таможенного союза: ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»: утверждён решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - М.: Стандартинформ, 2014. - 465 с.
7. Приказ МЧС России от 30 декабря 2015 г. № 714 «О создании федеральных автономных учреждений путём изменения типа существующих федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
8. Грязнов С. Н., Малышев В. П., Мордвинова В. А, Паши-на Н. Н., Сорокин В. И. Итоги деятельности единой государ-
ственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2014 году и постановке задач на 2015 год // Материалы Всероссийского сбора. - 27-28 января 2015. - М.: Министерство МЧС России, 2015. - 139 с.
9. Анализ организации материально-технического обеспечения сил и средств МЧС России при ликвидации ЧС в г. Крымск, Краснодарского края / Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю. - Краснодар, 2012. - 7 с. - Неопубл. материалы.
10. Анализ организации материально-технического обеспечения сил и средств МЧС России при ликвидации ЧС на Дальнем Востоке в Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровском крае / ДВРЦ ЮРЦ МЧС России. - Хабаровск, 2013. - 9 с. - Неопубл. материалы.
11. Шаповал Д. В. Ликвидация последствий пожара на энергоблоке № 4 филиала «Сургутская ГРЭС-2» ОАО «Э.ОН Россия» в январе 2015 года // Сборник материалов Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XI Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». - ДГО МЧС России; ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; ВНИИ ГОЧС. - 2015. - С. 32-39.
12. Яркин А. В., Ишкина Е.Г., Конев В. В. Управление предприятиями по эксплуатации и ремонту автотранспортной и специальной техники: Рабочая тетрадь; Под ред. Ш. М. Мер-данова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - 120 с.
13. Приказ МЧС России от 30 марта 2016 г. № 157 «О потребностях в моторесурсах транспортных средств и специальной техники в системе МЧС России».
Материал поступил в редакцию 26 ноября 2016 года.
Roenko V., Rozhkov А., Sorokoumov V., Salamatov A.
SUGGESTIONS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF FIRE TRUCKS' MAINTENANCE AND REPAIR
ABSTRACT
Purpose. Since 2002 when fire service became part of EMERCOM structure and was assigned the function to respond to emergency situations, maintenance and repair system of fire appliances hasn't undergone fundamental changes. However fire crews began to perform activities, which had not been typical for them before. Therefore the paradigm of fire appliances' maintenance and repair was formulated.
Methods. The efficient approaches and proposals for improving maintenance and repair system of fire and rescue appliances have been formulated.
Findings. The ways of improving maintenance and repair of fire trucks which will increase the technical readiness of fire appliances have been offered.
Research application field. The given proposals will help improve the operation system of fire appliances' maintenance and repair.
Conclusions. Improving the system of fire and rescue appliances' maintenance will increase their reliability and reduce failures.
Key words: maintenance, repair, fire truck, fire and rescue appliances, operation, emergency, fire, crew, failure, development, technical readiness.
REFERENCES
1. Order of the EMERCOM of Russia on April 5, 1996, no. 226 "On putting into effect the Regulations on the organization of military repair of weapons and equipment in the EMERCOM of Russia" (in Russ).
2. Order of the EMERCOM of Russia on January 31, 1996, no. 52 "On putting into effect of the Manual on the Procedure for Using Automotive Equipment in the Troops and Forces of the EMERCOM of Russia" (in Russ).
3. Conducting research to improve the readiness of fire and rescue equipment using a dynamic optimization model: a report on research work, no. 6340 [Ed. by Loginov V.I.]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2015. 65 p. (in Russ.)
4. Federal law of the Russian on July 22, 2008, no. 123 "Technical regulations on fire safety requirements". Moscow, Prospekt Publ., 2014. 111 p. (in Russ.)
5. Federal law of the Russian on December 27, 2002, no. 184 "About technical regulation" (as amended on September 28, 2010, no. 243). Moscow, Omega-L Publ., 2013. 52 p. (in Russ.).
6. Technical regulations of the customs union: TR CU 018/2011 "On the safety of wheeled vehicles": approved by the decision of the Commission of the Customs Union on December 9, 2011, no. 877. Moscow, Federal Agency for Technical Regulation and Metrology, 2014. 465 p. (in Russ.).
7. Order of the EMERCOM of Russia on December 30, 2015, no. 714 "On the establishment of federal autonomous institutions by changing the type of existing federal state budgetary institutions under the jurisdiction of the EMERCOM of Russia". (in Russ.).
8. Gryaznov S.N., Malyshev V.P., Mordvinova V.A., Pashina N.N., Sorokin V.I. Results of the activities of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, implementation of civil defense measures in 2014 and setting targets for 2015. Materialy Vserossiiskogo sbora [Materials of the All-Russian collection. January 27-28, 2015]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., 2015. 139 p. (in Russ.).
9. Analysis of the organization of material and technical support of forces and facilities of the EMERCOM of Russia in the liquidation of emergencies in the city of Krymsk, Krasnodar Territory. Krasnodar, Main Directorate of the EMERCOM of Russia for the Krasnodar Territory, 2012. 7 p. (in Russ., unpublished source).
10. Analysis of the organization of material and technical support of the forces and means of the EMERCOM of Russia in the event of emergency response in the Far East in the Amur Region, the Jewish Autonomous Region and the Khabarovsk Territory. Khabarovsk, Far Eastern Regional Center of the Southern Regional Center of the EMERCOM of Russia, 2013. 9 p. (in Russ., unpublished source).
11. Shapoval D.V. Elimination of the consequences of the fire at the power unit no. 4 of the branch "Surgut-2 Power Station 2" of OJSC "E.ON Russia" in January 2015 [Proc. of the All-Russian meeting with the heads of federal executive bodies and executive authorities of the subjects of the Russian Federation on civil defense and population protection issues and the XI Scientific and Practical Conference "Improving Civil Defense in the Russian Federation"]. Moscow, Department of Civil Defense and Population Protection EMERCOM of Russia, Federal State Institution "Center for Strategic Studies of Civil Protection of the EMERCOM of Russia", All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2015, pp. 32-39.
12. Yarkin A.V., Ishkina E.G., Konev V.V. Upravlenie predpriiatiiami po ekspluatatsii i remontu avtotransportnoi i spetsialnoi tekhnik: rabochaia tetrad' [Management of enterprises for the operation and repair of motor transport and special techniques. Ed. by Merdanov Sh.M.]. Tyuman, Tyuman State Oil and Gas University Publ., 2014. 120 p.
13. Order of the EMERCOM of Russia on March 30, 2016, no. 157 "On the requirements for motor vehicles of vehicles and special equipment in the EMERCOM of Russia" (in Russ.).
VLADiMiR ROENKO ALEKSEi Rozhkov VLADiMiR SOROKOUMOV Artur Salamatov
Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Doctor of Philosophy in Engineering Sciences, Associate Professor State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia