Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
денежные средства / финансовый мониторинг / финансовая операция / офшоры / международное сотрудничество / cash / financial monitoring / financial transaction / offshore / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Иванович Брыка, Николай Арсенович Надиров

В статье рассмотрены некоторые пробелы, содержащиеся в объективной стороне, в предмете преступления, в санкциях норм, предусматривающих назначение наказания виновному, а также дана их правовая оценка. Авторы предлагают внести ряд изменений в исследуемые правовые нормы, подкорректировав их содержание. Предложен ряд мер профилактического характера с целью оказания более эффективного противодействия в легализации (отмывании) преступных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игорь Иванович Брыка, Николай Арсенович Надиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposals to combat the legalization (laundering) of criminal proceeds

The article examines some of the gaps contained in the objective side, in the subject of the crime, in the sanctions of the norms providing for the imposition of punishment on the perpetrator, and also gives their legal assessment, in connection with which they propose to make a number of changes to these legal norms by correcting their content. A number of preventive measures have been proposed in order to provide more effective counteraction to the legalization (laundering) of criminal proceeds.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-129-132

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Игорь Иванович БРЫКА,

кандидат юридических наук, доцент [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые пробелы, содержащиеся в объективной стороне, в предмете преступления, в санкциях норм, предусматривающих назначение наказания виновному, а также дана их правовая оценка. Авторы предлагают внести ряд изменений в исследуемые правовые нормы, подкорректировав их содержание. Предложен ряд мер профилактического характера с целью оказания более эффективного противодействия в легализации (отмывании) преступных доходов.

Ключевые слова: денежные средства, финансовый мониторинг, финансовая операция, офшоры, международное сотрудничество.

Преступления, совершение которых дает возможность легализовать (отмывать) денежные средства и иное имущество, полученные в результате совершенного преступления, вне всякого сомнения, содержат в себе очень высокую степень общественной опасности. В связи с этим следует согласиться с исследователями, которые отмечают, что данные преступления оказывают огромное негативное влияние как на налоговую систему государства, так и в целом на ее экономическую и национальную безопасность [4].

Из этого можно сделать закономерное заключение о том, что преступные деяния данной направленности являются очень серьезной преградой в социально-экономическом развитии нашей страны, и государство вынуждено активно противодействовать этим негативным проявлениям с целью обеспечения безопасности в разных сферах жизнедеятельности.

В правовом поле такая деятельность регулируется в первую очередь УК РФ, а также Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [1] и рядом других нормативно-правовых актов.

Николай Арсенович НАДИРОВ,

студент 5-го курса юридического факультета Всероссийского государственного университета юстиции [email protected]

Annotation. The article examines some of the gaps contained in the objective side, in the subject of the crime, in the sanctions of the norms providing for the imposition of punishment on the perpetrator, and also gives their legal assessment, in connection with which they propose to make a number of changes to these legal norms by correcting their content. A number of preventive measures have been proposed in order to provide more effective counteraction to the legalization (laundering) of criminal proceeds.

Keywords: cash, financial monitoring, financial transaction, offshore, international cooperation.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование вопросов, посвященных профилактике и противодействию легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, модернизация и усовершенствование уголовного законодательства являются актуальным и перспективным шагом для формирования практико-значимых выводов, необходимых для их реализации в дальнейшем, в практической деятельности правоохранительной системы.

В подавляющем большинстве случаев преступления, совершаемые с целью легализовать (отмыть) денежные средства и иное имущество, полученные преступным путем, совершаются в сфере экономической деятельности.

Если обратиться к статистике их совершения, то, по данным ГИАЦ МВД России, за 2020 г. по сравнению с январем — августом 2019 г. они сократились на 1,5% от числа всех выявленных правоохранительными органами преступлений экономической направленности, а материальный ущерб от преступлений по оконченным и приостановленным уголовным делам этой направленности составил 251,66 млрд руб. [2].

Однако не надо забывать о высокой латент-ности этого вида преступлений. Кроме того, хотя

№ 1/2021

мы и наблюдаем снижение количества преступлений такой направленности, все равно причиненный их совершением материальный ущерб государству огромен, а ведь эти средства могли быть направлены в экономический и финансовый секторы страны, что в значительной мере могло бы снизить налоговое бремя на бизнес и придало ускорение реализации различных национальный проектов [3].

В Российской Федерации легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, стала масштабно развиваться в период появления различных криминальных группировок, которые стали довольно активно использовать, в частности, частные и государственные банки, различные коммерческие структуры, через которые реали-зовывали часть доходов, приобретенных преступным путем в экономическом секторе государства, придавая им в дальнейшем вполне законный вид. Немного позже данный вид преступлений также стал использовать финансовую систему государства с целью сокрытия реальных доходов, часть которых шла на спонсирование террористической деятельности.

Согласно УК РФ к виновным в совершении легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, применяется ответственность по статьям 174 и 174.1 УК РФ, которые, на наш взгляд, содержат некоторые правовые пробелы.

Обе вышеуказанные статьи УК РФ довольно схожи между собой по юридической конструкции и содержат ряд общих признаков.

Так, объект и предмет преступления в обоих составах идентичны; согласно объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, виновный может совершать различные противоправные действия в виде финансовых операций, различных видов сделок с денежными средствами или иным имуществом, которые приобрел не он, а иные лица, а сам виновный только придает им правомерный вид владения.

В статье 174.1 УК РФ такие действии виновный выполняет самостоятельно.

Составы обоих преступлений по признаку объективной стороны являются материальными, а вот по признаку субъективной стороны не сложно отграничить ст. 174 от ст. 174.1 УК РФ, хотя в обоих составах преступления деяние выражено виной в виде прямого умысла, но в качестве обязательного признака в ст. 174.1 УК РФ конкретно указана цель совершения преступления, а в ст. 174 УК РФ она отсутствует.

Квалифицированные составы указанных выше преступлений и субъект аналогичны, содержание понятия «финансовые операции и другие сделки в крупном и особо крупном размере» содержатся в примечании к ст. 174 УК РФ.

К пробелам юридического характера, на наш взгляд, можно отнести следующие.

При совершении легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, в некоторых случаях в настоящее время в качестве расчетного средства используется так называемая криптовалюта (виртуальные деньги), признак которой необходимо внести и законодательно закрепить в качестве конкретного предмета преступления в указанных выше составах преступлений.

В качестве примера можно предположить, что А. регистрировался в электронной системе (блокчейн), после чего он создал одноразовый счет. Приобретая на криминально полученные реальные денежные средства (рубли или иностранная валюта) биткоин, А. через электронную платежную систему Яндекс реализует крипто-валюту, получив рубли или иностранную валюту, после чего переводит денежные средства как на свой, так и на чей-то так называемый «чистый» кошелек».

К сведению, при покупке нескольких адресов в целях повышения безопасности они могут быть использованы анонимно, при этом являясь расчетным, сберегательным и средством обмены через электронные платежные системы.

В настоящее время пандемия коронавируса стала еще одной причиной стремительного перевода экономических отношений в виртуальную среду, т.е. в сеть Интернет, который, как известно, может предоставить правонарушителю возможность скрывать или завуалировать совершаемые преступления [5].

Кроме того, на текущий момент использование криптовалюты для легализации или отмывания денег представляет наибольшую опасность, поскольку данный феномен объективно не изучен ни законодателем, ни правоохранительной системой. В связи с этим можно с определенной уверенностью сказать, что сеть Интернет и образованное ею киберпространство создали уникальные условия для осуществления преступной деятельности, в частности, для легализации денежных средств, полученных преступным путем, что указывает на необходимость совершенствования уголовного законодательства.

Помимо всего прочего, кажется не совсем логичным определение крупного и особо круп-

№ 1/2021

ного размера, подразумевающего количественные характеристики причиненного ущерба, которое содержится в примечании к ст. 174 УК РФ, учитывать при квалификации рассматриваемых деяний.

С учетом нестабильности российской валюты на международном рынке, которая стремительно снижается по сравнению с иностранной валютой, нередко возникают случаи, когда в конечном результате совершенное противоправное деяние приводит к его декриминализации, например, в том случае, кода легализация или отмывание было осуществлено в иностранной валюте, а перерасчет производился в рублях. Наверное, необходимо установить и закрепить в уголовно-правовых нормах конкретный низший предел денежных средств или иного имущества, вменяя его виновному как по простому, так и по квалифицированному составу уголовно-правового деликта, учитывая размер причиненного вреда на момент совершения преступления, отразив его в примечании.

Вызывают недоумение и санкции, предусматривающие наказание по ч. 1 статей 174, 174.1 УК РФ, которые могут применяться к виновному в совершении легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, если он легализовал денежные средства на сумму, например, в один миллион рублей. Его могут подвергнуть только штрафу за совершенное преступление на сумму почти в десять раз меньше причиненного ущерба.

Кроме того, согласно ст. 46 УК РФ, ч. 5, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, это наказание должно быть заменено иным видом наказания, содержащимся в пределах санкции, но никаких других видов наказания в санкциях ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174 1 УК РФ нет.

А если виновный откажется исполнять решение суда и откажется платить штраф, то заменить штрафную санкцию на иной вид наказания невозможно, следовательно, виновный не понесет никакого наказания. Этот пробел также необходимо законодательно устранить.

Помимо этого, на наш взгляд, представляется целесообразным прислушаться к предложению некоторых ученых-правоведов, которые предлагают объединить статьи 174, 174.1 УК РФ в одну единую правовую норму, тщательно модернизировав ее в виде универсального состава преступления.

Если рассуждать откровенно, то полная или частичная ликвидация рассмотренных выше видов преступности, причин и условий, которые способствуют их совершению, ни практически, ни теоретически невозможна. Поэтому видится необходимым установить более жесткий контроль над этим негативным проявлением и обратить внимание на осуществление ряда мер профилактического характера рассматриваемых преступлений. В связи с этим представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:

■ оперативно и грамотно в соответствии с действующими законодательными актами осуществить комплекс мер оперативно-розыскных мероприятий. Полученную информацию, представляющую интерес, процессуально задокументировать, после чего тщательно отработать все имеющиеся сведения о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества;

■ уделить пристальное внимание связям разрабатываемых лиц, особенно такой категории, которая занимается коммерческой деятельностью, работает в областях финансово-банковской системы и т.п., так как у этой категории лиц имеется реальная возможность направлять материальные средства криминального происхождения в офшоры, банковские или экономические сегменты с целью придания таким средствам законного вида с их последующей легализацией;

■ обеспечить быстрый оперативный доступ к сведениям о денежных средствах и иному имуществу, происхождение которых вызывает сомнение и подозрение, которые могли быть получены из сомнительных источников. При этом особое внимание обратить на офшорные зоны, через которые во многих случаях легализуются или отмываются материальные средства криминального происхождения, так как в них осуществляется специальный льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения;

■ тщательно отследить и процессуально задокументировать весь путь прохождения незаконно полученных денег и иного имущества, определив и установив конкретное противоправное действие, позволившее получить криминальный доход, вплоть до момента приобретения на них конкретного вида имущества;

№ 1/2021

■ более эффективно стимулировать и поддерживать работу Росфинмониторинга, так как именно по инициативе этого органа возбуждается довольно большое количество уголовных дел;

■ укреплять и расширять международное сотрудничество в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 07.04.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Состояние преступности // Министерство внутренних дел Российской Федерации: Офиц. сайт // URL: https://xn—blaew.xn—plai/reports/ item/21244698/ (Дата обращения: 29.09.2020)

3. Восканян P.O., Ващенко Т.В. Финансовые инновации как элемент развития финансового сектора экономики / / Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 75—78.

4. Восканян P.O., Волъдимарова Н.Г. Нематериальные активы как инструмент легализации (отмывания) доходов / / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 2. С. 163—167.

5. Насимов ГЛ. Посредничество в подкупе: обоснованность криминализации и адекватность отражения в законе // Вестник Российской правовой академии. 2020. № 1. С. 31—35.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

N Московская академия а Следственного комитета V Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

№ 1/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.