Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Ярослава Геннадиевна, Тур Артур Дмитриевич

В статье рассматривается научно-образовательный потенциал Ростовской области для создания эффективной коммуникационной стратегии продвижения региона в Республике Таджикистан. На основе проведенного экспертного опроса авторами статьи были выработаны рекомендации по улучшению коммуникационных стратегий с иностранными государствами в области науки и образования, а также разработана модель медиа-информационного ресурса, эффективно позиционирующего научно-образовательный потенциал региона. Такие коммуникационные улучшения эффективны не только в части экспорта образовательных продуктов для подготовки квалифицированных кадров, но и в части экспорта наукоемких технологий и продукции научно-исследовательских организаций и предприятий Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS FOR PROMOTION OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC POTENTIAL OF ROSTOV REGION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article deals with scientific and educational potential of Rostov region to create an effective communication strategy for promotion of the region in the Republic of Tajikistan. Based on the expert survey the authors of the article developed recommendations for improving communication strategies with foreign countries in the field of science and education, as well as developed the model of a media-information resource functioning, effectively positioning scientific and educational potential of the region.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 79-85 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):79-85

Методика создания исследовательских Консорциумов развития и использования потенциала молодых ученых в системе публичной власти

Научная статья УДК 316.74+001

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-4-79-85

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Ярослава Геннадиевна Зинченко1, Артур Дмитриевич Тур2

1 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

1yazinchenko@uriu.ranepa.ru 2tur_artur@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается научно-образовательный потенциал Ростовской области для создания эффективной коммуникационной стратегии продвижения региона в Республике Таджикистан. На основе проведенного экспертного опроса авторами статьи были выработаны рекомендации по улучшению коммуникационных стратегий с иностранными государствами в области науки и образования, а также разработана модель медиа-информационного ресурса, эффективно позиционирующего научно-образовательный потенциал региона. Такие коммуникационные улучшения эффективны не только в части экспорта образовательных продуктов для подготовки квалифицированных кадров, но и в части экспорта наукоемких технологий и продукции научно-исследовательских организаций и предприятий Ростовской области.

Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, регион, коммерциализация научных достижений, экспорт образовательных услуг, международное сотрудничество, экспертный опрос, коммуникационная стратегия, медиа-информационный ресурс

Для цитирования: Зинченко Я. Г., Тур А. Д. Предложения по продвижению образовательного и научного потенциала Ростовской области в Республике Таджикистан // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 79-85. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-79-85

Methodology for creating research consortia for the development and use of the potential of young scientists in the public power system

Original article

PROPOSALS FOR PROMOTION OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC POTENTIAL OF ROSTOV REGION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Yaroslava G. Zinchenko1, Artur D. Tur2

1 2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

1yazinchenko@uriu.ranepa.ru 2tur_artur@rambler.ru

Abstract. The article deals with scientific and educational potential of Rostov region to create an effective communication strategy for promotion of the region in the Republic of Tajikistan. Based on the expert survey the authors of the article developed recommendations for improving communication strategies with foreign countries in the field of science and education, as well as developed the model of a media-information resource functioning, effectively positioning scientific and educational potential of the region.

Keywords: scientific and educational potential, region, commercialization of scientific achievements, export of educational services, international cooperation, expert survey, communication strategy, media-information resource

For citation: Zinchenko Уа. G., Tur A. D. Proposals for promotion of educational and scientific potential of Rostov region in the Republic of Tajikistan. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):79-85. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-79-85

© Зинченко Г. П., Тур А. Д., 2022

В последние годы в Российской Федерации ярко прослеживается курс на развитие отечественной науки и образования [1]. Это находит отражение в Указе Президента «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», где большое внимание приходится на привлечение молодежи к проведению научных исследований, популяризации науки в стране, а также в плане мероприятий, разработанным Правительством России в рамках вышеупомянутого указа Президента.

Можно сказать, что в этом процессе активно задействованы также субъекты Российской Федерации [2]. Кроме того, перед многими регионами стоит задача развития науки и образования как на всероссийском, так и на международном уровне [3]. Нами был рассмотрен научно-образовательный потенциал Ростовской области и возможности продвижения бренда региона в Российской Федерации и дружественных странах через привлечение внимания стран-партнеров к высококачественным образовательным, научным, научно-техническим и экспертным услугам.

При рассмотрении научно-образовательного потенциала Ростовской области и возможностей позиционирования региона на международном уровне, нами был проведен контент-анализ текстов нормативных документов, включающих федеральное законодательство в сфере науки и образования, локальные договоренности о международном сотрудничестве вузов Ростовской области, а также проведен анализ статистических данных, характеризующих научную и образовательную деятельность в регионе.

Во-первых, отметим, что достаточно заметно отставание региональных образовательных организаций в управлении продвижением экспорта образовательных и научных услуг региона, что наталкивает на мысль о создании структуры, консолидирующей и эффективно позиционирующей их образовательный и научный потенциал. Кроме того, очевидным является наличие большого количества международных договоренностей у федерального университета и опорного вуза Ростовской области и отсталость в этом показателе остальных отраслевых образовательных организаций региона.

Таким образом, мы можем выделить следующие проблемные области: развитие международной деятельности региональных вузов, информационное освещение достижений научно-образовательных организаций области, а также коммерциализация научных результатов региональных вузов. Эти аспекты стали основой прикладного исследования, проведенного при помощи метода экспертного опроса.

Итак, в качестве прикладной части исследования нами был проведен экспертный опрос по вопросам позиционирования и продвижению научно-образовательного потенциала Ростовской области. В качестве экспертов-респондентов выступили научные и педагогические кадры вузов Ростовской области (ЮФУ, ЮРИУ РАНХиГС, Ростовский филиал РТА, РГЭУ РИНХ) в возрасте от 30 до 50 лет.

В первой части опроса нами были затронуты вопросы, описывающие существующие в Ростовской области возможности, барьеры и ограничения для продвижения научной и научно-образовательной деятельности региона.

Во-первых, экспертами отмечено, что в их организации в общем не налажена система продвижения и продажи научных разработок и исследований (57,1%). Несмотря на это, все организационные возможности (техническое оборудование, программное обеспечение, производственная база и т.д.) для проведения исследовательских, научных и научно-технических работ доступны в достаточном объеме, хотя отмечается низкая мотивация к участию в таких работах (42,9%). Возможно такая ситуация связана с тем, что ученым представляется сложным довести результаты исследований до этапа коммерциализации (44%) и существует проблема низкой осведомленности у потенциальных заказчиков таких услуг, что конкретный вуз или научный центр может реализовывать заказы на работы научного, научно-технического, исследовательского, консультационного, экспертного или производственного характера (28,6%).

Далее респондентам было предложено оценить Ростовскую область в качестве поставщика научно-образовательных разработок и услуг. Отметим, что 57,1% экспертов говорят, что при наличии научно-образовательного потенциала региону не хватает эффективного медиа-информационного ресурса для продвижения научно-образовательных продуктов и услуг, 28,6% ответили, что в регионе есть налаженная инфраструктура для предоставления различных научно-образовательных продуктов и услуг, 14,3 % затруднились ответить.

Таким образом, сопоставляя ответы экспертов на первые два вопроса, можно сделать вывод, что Ростовская область обладает хорошим научно-образовательным потенциалом, однако это недостаточно освещается в информационном поле, что отражается в незаинтересованности различных заказчиков в научных исследованиях вузов.

Также нами был затронут вопрос о необходимости эффективного информационного освещения возможностей вуза, научного центра, лаборатории в международном пространстве. Большинство экспертов фокусируют внимание на необходимости дифференцировать информационные ресурсы организации: сайт, социальные сети, профессиональные социальные сети, страницы на русскоязычных и иноязычных сайтах-агрегаторах информации о деятельности научно-исследовательских организаций (42,9 %). Также выявился запрос на создание единого агрегирующего медиа-информационного ресурса, описывающего направления деятельности, возможности и достижения научно-исследовательских организаций региона (15%) и нехватка иноязычной версии сайта организации, в которой работает эксперт. Хотим заметить, что 28,6% респондентов затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Многим вузам и научным центрам удается коммерциализировать свои научные и (или) научно-технические результаты на региональном и федеральном уровне. [4] Мы попросили экспертов оценить, насколько организация, в которой они работают, готова это делать за границей в дружественных странах. 57% респондентов, считают, что их организация скорее не готова, 29% считают, что скорее готова, а 28,6% затрудняются ответить. Как можно заметить, научные и образовательные организации области скорее не готовы коммерциализировать свои достижения за границей и, соответственно, возникает вопрос о том, какие барьеры существуют на этом пути.

Самым главным и основополагающим этапом при выстраивании коммуникации является налаживание связи между субъектами [5]. Большинство опрашиваемых экспертов отмечают, что такие коммуникационные каналы со странами-партнерами не налажены (70%). Также заметим, что некоторые организации не имеют правовых полномочий заключать договоренности, не имеют достаточного опыта администрирования продажи научно-исследовательских опытно-конструкторских работ/услуг (НИОКР), либо у них сложилась практика получения гран-товых средств (28,6%). При этом коммерциализируют свои научные результаты за счет средств федерального или регионального бюджета только 14,3% экспертов.

Хотя многие эксперты (42,9%) отвечали, что патенты их авторства/соавторства эффективны только для целей регионального/национального развития, 14,3% говорили их патенты могли бы найти востребованность на зарубежных рынках, но при наличии хорошего продвижения их продукта. Это же число опрашиваемых сообщило, что их патенты точно нашли бы заказчика за рубежом, так как это перспективный рынок коммерциализации патентов.

Учитывая, что, так или иначе, сотрудничество с иностранными образовательными и научными организациями сходится на международном обмене студентами, преподавателями и т.д., интересным было выявить, в каком направлении развивался бы вуз, если бы соглашения по международным обменам прекратились. 28% экспертов хотели бы сохранить текущую сеть международных партнерств, 30% выбрали бы замещение партнерствами с ведущими российскими университетами, а 15% - заместили бы партнерствами с университетами из стран, не участвующих в санкциях. При этом 14,3% прекратили бы какие-либо партнерства и экономили высвободившиеся ресурсы для других задач развития вуза.

Также одним из вопросов анкеты был: «С какими дружественными странами, по Вашему мнению, существуют реальные перспективы сотрудничества в рамках мероприятий академической мобильности, реализации совместных научных проектов?». Получившийся список ограничился пятью странами - Таджикистан (71,4%), Беларусь (70%), Узбекистан (43%), Казахстан и Армения (57 %). Отметим, что с этими странами у ростовских вузов, ранее нами описанных, уже есть заключенные договоренности о сотрудничестве в виде соглашений, договоров и меморандумов. То есть уже существуют определенные каналы коммуникации, которые можно развивать и возможно использовать при попытках коммерциализации различных научных результатов.

Интересным для рассмотрения является имеющийся у экспертов опыт международной деятельности. Респонденты вовсе не имели опыта выезда за рубеж с целью проведения исследований и не подавали совместные заявки на патенты. Наибольшей популярностью пользуется

такая форма международного сотрудничества как совместная подготовка заявок на конкурсы/гранты (42,9%), участие в совместных проектах, образовательных и научных программах и совместные публикации с зарубежными авторами (28,6%). Сравнительно небольшое количество респондентов выезжали за границу на обучение или стажировку (14%). Мы можем видеть, что возможность международного сотрудничества с иностранными научными и образовательными организациями реализуется достаточно разнопланово, и на вопрос о степени удовлетворенности 28,6% экспертов отвечают положительно. Тем не менее, 57,1% экспертов скорее не удовлетворены имеющимся опытом международного сотрудничества, а 14,3 % - вовсе не удовлетворены.

Логичным будет отобразить административный аспект в вопросе позиционирования региональной науки и образования, поэтому мы попросили экспертов обозначить роль региональных органов исполнительной власти в продвижении научно-образовательного потенциала Ростовской области [6]. Эксперты сошлись во мнении о том, что научно-образовательным организациям необходима медиа-информационная поддержка. При этом можно говорить о двусторонней передачи информации в рамках медиа-ресурса, то есть дать возможность как региону популяризировать в иностранных государствах свои результаты научной деятельности и образовательные продукты, так и зарубежным странам доносить свои потребности в такого рода научно-образовательных продуктах и услугах [7]. Также проявилась необходимость финансовой поддержки из регионального бюджета (29 %), а также предоставление грантов регионального Правительства и Губернатора (42%). 28% экспертов указали на возможность проведения мероприятий по повышению репутационного капитала научной/образовательной организации, как, например, конкурсы на лучшую НИОКР, Премии «Лучший исследователь года», «Лучший молодой ученый года», «Лучшая научно-исследовательская организация/ лаборатория года», «Лучшее изобретение года» и т.д.

Также в свете того, что темы фундаментальных исследований с недавнего времени формируются и утверждаются совместно с губернатором, мы спросили экспертов, как по их мнению должен выглядеть управленческий контур формирования таких тем исследований. Почти половина экспертной группы считает достаточным создание организационной структуры внутри профильного регионального министерства (42,9%), ещё 28% подтверждают данную идею, говоря о необходимости участия профильного регионального министерства. Тем не менее, оставшиеся 28% экспертов актуализируют значимость профессионального сообщества в виде ассоциации ученых, представителей вузовской науки и т.д.

Кроме того, мы попросили экспертов назвать, кто из их организации смог бы войти в подобный управленческий контур. Однозначного ответа на данный вопрос получить не удалось, однако можно сказать, что превалируют в выборе экспертов высшие административные должности - директор, проректор по науке, а также доценты кафедры в качестве преподавательского состава и научных кадров.

Проведенный нами экспертный социологический опрос позволяет понять, какие коммуникационные стратегии можно использовать в международном сотрудничестве, чтобы достигать максимально эффективного взаимодействия с дальнейшей возможностью коммерциализации научных результатов исследовательских организаций Ростовской области.

При рассмотрении стратегических документов по развитию Республики Таджикистан ярко прослеживается запрос на развитие международной деятельности, которая включает в себя, с одной стороны, - научную кооперацию на основе проведения исследований и, с другой стороны, - внедрение и формирование образовательной кооперации. Кроме того, правительством Таджикистана обозначена направленность на расширение государственно-частного партнерства; предполагается, что такое партнерство может быть реализовано совместно с иностранными партнерами.

В стратегических документах Республики обозначена необходимость усиления научной компоненты в деятельности высших учебных заведений Таджикистана, что может выражаться в проведении научных исследовательских или прикладных работ, в том числе с привлечением иностранных научных и образовательных организаций или международной интеграции профессионального образования [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что Ростовская область способна удовлетворить научные и образовательные интересах в поле международного сотрудничества с Республикой Таджикистан. Как показали результаты экспертного социологического опроса перед регионом стоит несколько задач, направленных на улучшение коммуникационных стратегий с иностранными государствами в области науки и образования:

1) создание медиа-информационного ресурса, описывающего направления деятельности, возможности и достижения научно-исследовательских организаций региона, и обеспеченного информационной поддержкой со стороны органов исполнительной власти, имеющих необходимую компетенцию. Такой запрос может удовлетвориться за счет создания макета информационного сайта и описания его структуры [9];

2) налаживание эффективной системы продвижения, продаж разработок и исследований как на региональном и федеральном уровне, так и за границей в дружественных странах;

Авторами статьи сформулирован ряд коммуникационных задач, которые должен решать такой ресурс:

• освещение достижений науки Ростовской области;

• размещение информации об образовательном потенциале региона;

• содействие в развитии международных отношений (поиск заинтересованных иностранных партнеров, развитие международной кооперации в научно-образовательной сфере);

• способствование коммерциализации результатов научной и образовательной деятельности;

Также мы можем выделить наиболее важные критерии при формировании такого рода информационного ресурса, учитывая специфику его целевой аудитории, а также критерии эффективности представления информации на сайте:

1. Язык представления информации. Данный критерий обусловлен посещением сайта как представителями российской науки и образования, так и их иностранными коллегами. Конечно, на данный период времени международным языком является английский, также необходимо включение русскоязычной версии сайта, так как, например, для представителей академической науки Таджикистана вполне актуальным и простым для восприятия будет информация на русском языке. Также отметим, что для создания англоязычной версии сайта недостаточно использования встроенного автоматизированного переводчика, что диктуется достаточно специфичной тематикой информационного ресурса и соответственно наличием большого количества научной терминологии. Поэтому для полноценной и эффективной работы сайта целесообразно привлекать компетентного переводчика.

2. Содержательное наполнение информацией. Данный критерий предполагает наиболее трудоемкие процессы по поиску и анонсу актуальных региональных мероприятий, грантов, конкурсов и т.д., систематизации и представлении новостей об образовательных и научных достижениях региона, сбору аналитической информации.

3. Актуализация информации. Данный критерий неразрывно связан с ранее представленным, так как предполагает непрерывную работу по обновлению информационной повестки, своевременной и тщательной проверки содержательного наполнения сайта. Кроме того, при наличии новых сведений о каких-либо научных или образовательных организациях, на сайте нужно своевременно их изменять, дополнять при необходимости.

4. Краткость и емкость. Информация должна быть направлена на использование иностранной аудиторией. Соответственно, пользователь должен быстро находить интересующие его вкладки и разделы, не отвлекаясь на большое текстовое сопровождение. Необходимо лаконично и доступно описать цель функционирования информационного ресурса для эффективного привлечения пользователей и привлечения их внимания к научной и образовательной жизни региона.

5. Обратная связь. Этот критерий предполагает наличие контактных данных (номер телефона, адрес электронной почты, факс и т.д.). Для более эффективной коммуникации желательно публиковать не «обезличенные» контакты, а с указанием должности, места работы, имени и фамилии. Кроме того, в качестве современных инструментов коммуникации можно оставлять ссылки на социальные сети информационного ресурса или научных, образовательных организаций, содействующих работе информационного ресурса.

Таким образом, в результате проведенного опроса можем прийти к выводам, что запрос экспертов на популяризацию науки и доступности ее результатов для коммерциализации возможно удовлетворить при помощи информационного ресурса, эффективно позиционирующего научный и образовательный Ростовской области. Предполагается, что такой ресурс, как аккумулятор освещения научно-образовательных услуг и работ, будет содействовать формированию устойчивого интереса зарубежных партнёров не только к научной и образовательной, но и к другим отраслям хозяйства Ростовской области, способствуя позитивным структурным изменениям в них [10].

Итак, можно сделать вывод, что Ростовская область способна удовлетворить научные и образовательные интересы в поле международного сотрудничества с Республикой Таджикистан. Как показали результаты экспертного социологического опроса, в регионе существуют запросы на решение задач, направленных на улучшение коммуникационных стратегий с иностранными государствами в области науки и образования, а предложенный медиа-информационный ресурс как элемент продвижения научно-образовательного потенциала Ростовской области может удовлетворять выявленным запросам Республики Таджикистан на международную кооперацию в научной и образовательной сферах. В результате можно прогнозировать не только экономический эффект для Ростовской области, но и в целом улучшение качества международного сотрудничества через механизмы «мягкой силы» - научной дипломатии, - реализацию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

Список источников

1. Наумова Т. В. Социально-политические аспекты реформирования российской академической науки // Социально-политические исследования. 2022. № 2(15). С. 19-38. - DOI 10.20323/2658-428X-2022-2-15-19-38.

2. Ендовицкий Д. А. Государственная политика в сфере образования и науки: вузовская региональная составляющая // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 5-9.

3. Морозова О. И., Торгачев Д. Н. Организационно-методические аспекты интеграции вузовской науки в региональную систему управления инновационными кадрами // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3(88). С. 234-239.

4. Гриценко Е. В. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования по российскому законодательству: проблемы практической реализации // Петербургский юрист. 2017. № 3. С. 57-94.

5. Брикет Д.Н. Парадигмальный сдвиг от социального действия к социальному взаимодействию // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 2. С. 45-56.

6. Духно Н. А. Фундаментальная наука и образование в России // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 191-194.

7. Булавинова М. П. Научная коммуникация: факторы развития (Обзор) // Наука и общество: Современные зарубежные исследования : Сборник обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям; Отв. ред. Гребенщикова Е.Г.; Ред.-сост. Булавинова М.П. М.: ИНИОН, 2018. С. 51-62.

8. Назриева Т. Д. К вопросу об управлении развитием науки в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана. 2020. № S4-1. С. 165-170.

9. Соловьева В. М. Научные коммуникации в цифровом пространстве: популяризация науки // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : Сборник научных статей и материалов международной конференции, Коломна, 17 февраля 2022 года / Под общей редакцией Р.В. Ершовой. Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2022. С. 265-268.

10. Харченко К. В. Цифровая среда развития региональной науки: новые возможности // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 3. С. 103-117. - DOI 10.19181/smtp.2021.3.3.5.

References

1. Briket D. N. Paradigm shift from social action to social interaction. Science. Culture. Society. 2022;28(2]:45-56. (In Russ.]

2. Bulavinova M. P. Scientific communication: factors of development (Review). In: Science and society: Modern foreign studies : Collection of reviews and abstracts / RAS. INION. Center of scientific-informational researches on a science, formation and technologies; Editor-in-chief - Grebenshikova E.G.; Ed. Bulavinova M.P. Moscow: INION; 2018:51-62. (In Russ.]

3. Gritsenko E. V. Forms and directions of international cooperation in the field of education under the Russian legislation: problems of practical implementation. Petersburg Lawyer. 2017;(3):57-94. (In Russ.]

4. Dukhno N. A. Fundamental science and education in Russia. Modern pedagogical education. 2022;(9):191-194. (In Russ.]

5. Endovitsky D. A. State policy in the sphere of education and science: university regional component. Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2020;(1):5-9. (In Russ.]

6. Morozova O. I., Torgachev D. N. Organizational and methodological aspects of integration of university science in the regional system of innovative personnel management. Scientific Notes of Orel State University. 2020;3(88]:234-239. (In Russ.]

7. Nazrieva T.D. To the management of science development in the Republic of Tajikistan. Economy of Tajikistan. 2020;(S4-1]:165-170. (In Russ.]

8. Naumova T. V. Socio-political aspects of reforming Russian academic science. Social and political researches. 2022;2(15]:19-38. (In Russ]. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-19-38. (In Russ.]

9. Solovieva V. M. Scientific communications in digital space: popularization of science. In: Digital society as cultural-historical context of human development: collection of scientific articles and proceedings of international conference, Kolomna, 17 February 2022 / Ed. by R. V. Ershova. Kolomna; 2022:265-268. (In Russ.]

10. Kharchenko K. V. Digital Environment for Regional Science Development: New Possibilities. Science Management: Theory and Practice. 2021;3(3]:103-117. (In Russ.]

Информация об авторах

Я. Г. Зинченко - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ЮРИУ РАНХиГС; А. Д. Тур - студент ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the authors

Ya. G. Zinchenko - Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor of the Department of Sociology

of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

A.D. Tur - Student of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.11.2022; одобрена после рецензирования 21.11.2022; принята к публикации 23.11.2022.

The article was submitted 09.11.2022; approved after reviewing 21.11.2022; accepted for publication 23.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.