Научная статья на тему 'Предложения по повышению эффективности ремонтной деятельности путем аудита функционирования системы технического обслуживания'

Предложения по повышению эффективности ремонтной деятельности путем аудита функционирования системы технического обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / IMPROVEMENT OF ENTERPRISE EFFICIENCY / ФАКТИЧЕСКАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ / ACTUAL LABOR INTENSITY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOR PRODUCTIVITY / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / MAINTENANCE / НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ / REGULATORY COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щадов Иван Михайлович, Чемезов Александр Владимирович, Конюхов Владимир Юрьевич, Беляевская Тамара Сергеевна

Рассматриваются различные системы измерений, используемые для описания затрат на выполнение ремонтных воздействий на оборудование: нормативной трудоемкости, фактической трудоемкости и их принципиальных отличий. Проводится аудит оценки выполненного технического обслуживания оборудования. Выдвигается предложение по повышению эффективности ремонтной деятельности, направленное на стабильную работу оборудования на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щадов Иван Михайлович, Чемезов Александр Владимирович, Конюхов Владимир Юрьевич, Беляевская Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUGGESTIONS TO IMPROVE REPAIR EFFICIENCY THROUGH MAINTENANCE SYSTEM OPERATION AUDIT

The article discusses the various systems of measurement used to describe the costs of equipment repair: regulatory complexity, actual labor intensity and their fundamental differences. It presents the audited assessment of the performed equipment maintenance and makes a proposal on the improvement of maintenance efficiency aimed at stable operation of equipment at industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Предложения по повышению эффективности ремонтной деятельности путем аудита функционирования системы технического обслуживания»

ности имеет большее значение, чем для любой другой системы. Один из ключевых тезисов бережливого производства гласит: «Без вовлечения нет приверженности, без приверженности - устойчивого результата» [2].

Таким образом, организованная работа с кайдзен-предложениями позволяет предприятию вовлечь пер-

сонал в постоянный процесс улучшений и повысить показатели процессов и предприятия в целом. Зачастую кайдзен-предложения требуют минимальных вложений и усилий, однако приносят ощутимый экономический эффект.

Статья поступила 12.11.2014 г.

Библиографический список

1. Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. Как сового производства. М.: Изд-во ИКСИ, 2008. 192 с. избавиться от потерь и добиться процветания вашей компа- 3. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с нии. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 352 с. точки зрения организации производства. М.: Изд-во ИКСИ,

2. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от мас- 2006. 260 с.

УДК 658.58

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕМОНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ АУДИТА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

© И.М. Щадов1, А.В. Чемезов2, В.Ю. Конюхов3, Т.С. Беляевская4

13 4

,, Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ООО «Норильскникельремонт», 663305, Россия, г. Норильск, ул. Павлова, 17.

Рассматриваются различные системы измерений, используемые для описания затрат на выполнение ремонтных воздействий на оборудование: нормативной трудоемкости, фактической трудоемкости и их принципиальных отличий. Проводится аудит оценки выполненного технического обслуживания оборудования. Выдвигается предложение по повышению эффективности ремонтной деятельности, направленное на стабильную работу оборудования на промышленных предприятиях. Ил. 3. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: повышение эффективности предприятия; фактическая трудоемкость; производительность труда; техническое обслуживание; нормативная трудоемкость.

SUGGESTIONS TO IMPROVE REPAIR EFFICIENCY THROUGH MAINTENANCE SYSTEM OPERATION AUDIT I.M. Shchadov, A.V. Chemezov, V.Yu. Konukhov, T.S. Belyaevskaya

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. Norilsknikelremont LLC, 17 Pavlov St., Norilsk, 663305, Russia.

The article discusses the various systems of measurement used to describe the costs of equipment repair: regulatory complexity, actual labor intensity and their fundamental differences. It presents the audited assessment of the performed equipment maintenance and makes a proposal on the improvement of maintenance efficiency aimed at stable operation of equipment at industrial enterprises. 3 figures. 4 sources.

Key words: improvement of enterprise efficiency; actual labor intensity; labor productivity; maintenance; regulatory complexity.

1Щадов Иван Михайлович, доктор технических наук, зав. кафедрой управления промышленными предприятиями, тел.: 89025770740, e-mail: [email protected]

Shchadov Ivan, Doctor of technical sciences, Head of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89025770740, e-mail: [email protected]

2Чемезов Александр Владимирович, главный инженер «Норильскникельремонт», тел.: 89135044136, e-mail: [email protected]

Chemezov Alexander, Chief Engineer of "Norilsknickelremont", tel.: 89135044136, e-mail: [email protected]

3Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными

предприятиями, тел.: 89148851700, e-mail: [email protected]

Konukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89148851700, e-mail: [email protected]

4Беляевская Тамара Сергеевна, студентка, тел.: 890413147902, e-mail: [email protected] Belyaevskaya Tamara, Student, tel.: 890413147902, e-mail: [email protected]

Техническое обслуживание - основное профилактическое мероприятие, необходимое для обеспечения надежной работы оборудования между плановыми ремонтами и сокращения общего объема ремонтных работ. Оно предусматривает надзор за работой оборудования, уход за оборудованием, содержание оборудования в исправном состоянии, проведение плановых технических осмотров. Как правило, регламентированное техническое обслуживание выполняется оперативно-ремонтным персоналом предприятия.

В последнее время в индустриальном секторе производства заказы на оказание услуг по обслуживанию оборудования все больше и больше стали формироваться в различных системах измерения. Многие крупные предприятия разрабатывают собственные информационно-аналитические справочники, отражающие затраты на выполнение тех или иных ремонтных воздействий на оборудование.

Существующая нормативная база на техническое обслуживание (ТО) оборудования, к сожалению, не обеспечивает нормирование каждой операции, возможной к выполнению в рамках ТО (количество эксплуатируемого оборудования достигает десятки, а иногда и сотни тысяч наименований).

Трудоемкость ремонтных работ того или иного вида определяется исходя из количества единиц ремонтной сложности и норм времени, установленных на одну ремонтную единицу. Количество единиц ремонтной сложности по механической части оборудования совпадает с категорией сложности. При анализе и оценке работы ремонтной службы используются следующие технико-экономические показатели:

1. Время простоя оборудования в ремонте, приходящееся на одну ремонтную единицу. Этот показатель определяется делением суммарного простоя оборудования в ремонте на число ремонтных единиц оборудования, которое подвергается ремонту в данном плановом периоде. Необходимо добиваться максимального сокращения этого времени.

2. Число ремонтных единиц установленного оборудования, приходящееся на одного ремонтного рабочего. Это число характеризует производительность труда ремонтных рабочих, которая должна постоянно увеличиваться.

3. Себестоимость ремонта одной ремонтной единицы, определяемая делением всех расходов (включая накладные) по ремонту в течение определенного времени (например, в течение года) на число ремонтных единиц оборудования, ремонтируемого за этот же плановый период. Необходимо стремиться к максимальному снижению этого показателя.

4. Оборачиваемость парка запасных деталей, равная отношению стоимости израсходованных запасных деталей к среднему остатку их в кладовых. Этот показатель должен быть максимально большим.

5. Число аварий, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования, характеризующее эффективность системы ППР. Оно должно быть минимальным.

Между этими показателями существует опреде-

ленная зависимость. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте, приходящегося на одну ремонтную единицу, приводит к увеличению числа ремонтных единиц установленного оборудования, приходящегося на одного ремонтного рабочего, так как один и тот же объем ремонтных работ при сокращении времени на него может быть выполнен меньшим количеством рабочих. Это обусловливает снижение себестоимости ремонта одной ремонтной единицы. Улучшение первых трех показателей достигается посредством более эффективной организации ремонтных работ и ремонтного хозяйства, что приводит к улучшению четвертого показателя. Анализ всех показателей проводится в сравнении с показателями, достигнутыми на специализированных ремонтных предприятиях [1].

Показателем затрат нормированного рабочего времени на оказание услуг является нормативная трудоемкость, которая устанавливается в нормо-часах. Количество нормо-часов, необходимых для изготовления продукции/оказания услуг, определяется суммированием технически обоснованных норм времени на все операции технологического процесса. Таким образом, заказчиком формируется производственная программа (в нормо-часах) для ремонтного предприятия. В связи с чем у заказчика нет возможности объективно оценить объем работ какой-либо невыполненной (по ненадобности) операции. При проведении внутреннего аудита заказчик, как правило, проверяет наличие количества людских ресурсов (ремонтного персонала) на рабочих местах, тем самым определяет количество отработанных человеко-часов - фактические затраты рабочего времени на оказание услуг, то есть фактическую трудоемкость.

В результате чего при определенных условиях выполнения технического обслуживания оборудования, заказчик вместо утвержденной единицы измерения на ТО (нормо-час) использует количество часов, отработанных персоналом, т. е. происходит своего рода «подмена» показателей, когда количество человеко-часов признается нормо-часами.

Для наглядности предлагается рассмотреть следующую ситуацию на условном примере предприятия, занимающегося обслуживанием промышленных редукторов.

Для надлежащего обслуживания редукторов существует конечный перечень возможных к выполнению операций, на который установлена средняя нормативная продолжительность времени в часах, используемая только для определения величины затрат исполнителя на ТО. Результатом работы слесаря является исправный редуктор, и для достижения этих целей необязательно выполнение всего перечня операций. Перечень операций, также как время и объем воздействия, в каждом конкретном случае определяется индивидуально, с учетом условий эксплуатации, системы ремонтов, квалификации технологического и ремонтного персонала.

Оплата услуг слесаря определяется по прейскуранту его предприятия в соответствии со следующей

записью: техническое обслуживание одного редуктора (марка, тип и прочие идентификационные признаки) -1700 рублей независимо от фактически затраченного времени. В случае если сервисное предприятие осуществляет ТО сотнями тысяч объектов, то их перечисление в ежегодно утвержденном прейскуранте не является целесообразным. В прейскуранте утверждается стоимость любой условно-постоянной величины, в данном случае стоимости нормо-часа. Количество этих величин, которыми измеряется результат ТО одной единицы оборудования, устанавливается локальными актами, не требующими систематического пересмотра.

Оценка эффективности мероприятий по повышению производительности труда определяется как отношение фактической трудоемкости к нормативной трудоемкости:

К эф. = Т факт. / Т норм.

Для перевода нормативной трудоемкости в фактические затраты времени она корректируется с помощью коэффициента выполнения норм, который напрямую зависит от квалификации рабочих и инженерно-технического уровня предприятия. Фактическая трудоемкость продукции исчисляется делением затраченного рабочего времени в человеко-часах на общий объем продукции в натуральных или стоимостных измерениях [2].

Производительность труда - показатель эффективности использования ресурсов труда. Измеряется количеством продукции, работ в натуральном или денежном выражении, произведенной одним работником за определенное время. Одним из методов измерения производительности труда является трудовой метод, основанный на расчете трудоемкости каждого продукта, работы. Согласно этому методу эффективность труда оценивается сравнением фактических затрат с нормативными затратами.

Как следует из определения значения нормо-часа, данный термин относится к разделу экономики (экономика труда), изучающему процессы воспроизводства рабочей силы и взаимодействия работников, проблемы производительности и эффективности труда, методы обоснования численности работников и т.д.

Анализ общедоступных информационных источников, обобщение опыта использования для взаимных расчетов нормо-часов ремонтными предприятиями позволяет сделать вывод, что нормо-час это единица нормативной трудоемкости, которая отличается от астрономического понятия часа. Это такая величина, к которой привязывают цену и получают стоимость ТО единицы оборудования. В противном случае необходимо выполнить расчет стоимости ТО каждой единицы оборудования путем составления прямых калькуляций, что в свою очередь непомерно усложняет задачу планирования затрат на ТО и контроля их исполнения.

Показатель нормо-часа применяется в различных сферах деятельности, например, при оценке работы программистов, менеджеров, преподавателей вузов и

др. У представителей творческих профессий (писателей, композиторов, художников) продуктивность деятельности может отличаться в десятки раз, поскольку потенциальная производительность труда каждого человека различна: человеко-час разных специалистов имеет разную отдачу, которая зависит от типа личности, образованности, опыта, таланта и прочих качеств конкретной персоны и меняется во времени [3].

Широкое распространение показатель обслуживания в нормо-часах получил на предприятиях автосервиса для определения трудоемкости выполнения той или иной ремонтной операции с автомобилем. Итоговая стоимость услуг автосервиса без учета стоимости используемых при ремонте запасных частей и материалов определяется как произведение количества нормо-часов на стоимость одного нормо-часа [4].

С целью определения оценки эффективности выполнения ТО оборудования силами ремонтного предприятия, был проведен внутренний аудит, учитывающий организацию функционирования системы ТО и оформление при этом необходимой документации.

В период проведения аудита были реализованы следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности качественного выполнения ТО:

- определены перечни цехового оборудования предприятия и внутренними распоряжениями персонально закреплены за работниками ремонтных участков под подпись;

- разработаны технологические карты на выполнение ТО основного и вспомогательного технологического оборудования;

- разработаны и сформированы нормокомплекты инструментов/средств малой механизации для производства работ звеном/бригадой.

Вместе с тем в ходе проверки были выявлены следующие недостатки со стороны ремонтной организации:

- недостаточный уровень квалификации линейных инженерно-технических работников (мастеров) ремонтных служб в умении организовать расстановку работников по рабочим местам для проведения ТО оборудования, контролировать выполнение сменного задания, а также принимать оперативные решения при изменении сменного задания;

- недостаточный уровень квалификации ремонтного персонала: рабочие не представляют требуемый норматив, необходимый для выполнения отдельных операций;

- недостаточный уровень культуры производства работниками на рабочих местах.

Отмечен недостаточный уровень совместной организации работ инженерно-технических работников на местах, а именно:

- вывод оборудования на ТО не систематизирован графиками работ. Оборудование останавливается службой заказчика (технологами) для выполнения ТО, исходя из условий выполнения производственной программы по выпуску готовой продукции, что не позволяет осуществить качественную подготовку к прове-

дению ТО и приводит к потерям рабочего времени при перестановке работников бригады на другие объекты производства работ;

- отсутствует системный подход к подготовке оборудования для проведения ТО (своевременное отключение оборудования, подготовка наряд-заданий и т.д.);

- увеличены потери рабочего времени на оформление допусков персонала на работу в действующих электроустановках;

- в утвержденных типовых перечнях на ТО оборудования имеются пункты, связанные с их ремонтом, что фактически не позволяет выполнить весь состав

работ, указанный в наряд-задании (в норматив входят только трудозатраты на ТО).

Все вышеизложенное свидетельствовало о необходимости совместного наведения порядка в части организации планирования и производства работ по выполнению ТО основных фондов заказчика.

Из представленных выше графиков видно, что: 1) плановый показатель выполнения ТО в нормо-часах не синхронизирован с возможной отработкой персонала, задействованного на выполнении ТО, как механотехнологического, так и энергетического оборудования металлургического предприятия-заказчика;

Рис. 1. Выполнение ТО механотехнологического оборудования металлургического предприятия

2НЗ 1 5 6 7 11 13 13 141 1

Рис. 2. Выполнение ТО энергетического оборудования металлургического предприятия

Условные обозначения: норматив в соответствии с графиком остановки оборудования количество фактически отработанного времени

Условные обозначения: количество аварийных остановок

плановая отработка персонала при ритмичной нагрузке

Рис. 3. Изменение количества аварийных остановок в течение года после принятых мер

2) в целом динамика фактической отработки персонала повторяет график остановки оборудования, при этом фактическая отработка превышает нормативные значения. Основными причинами отклонений являются: не остановка оборудования для проведения ТО, длительное оформление разрешительных документов и т. д.

С целью повышения эффективности организации и проведения ТО оборудования2 заказчиком и подрядчиком совместно были реализованы следующие предложения:

1. Учтены описанные выше пояснения при определении методов оценки выполняемого технического обслуживания для совместного утверждения единой методологии применения понятия «нормо-часа».

2. Пересмотрено планирование выполнения ТО оборудования по суткам в течение всего месяца, что в свою очередь позволило максимально снизить значительные колебания объемов работ и исключить пиковые нагрузки.

3. Пересмотрены и максимально совмещены ра-

боты по выполнению ТО механических и энергетических узлов одного агрегата, что обеспечило использовать рабочее время более рационально.

4. Организованы курсы повышения квалификации ремонтного персонала, выполняющего ТО оборудования.

5. Организована работа по актуализации состава выполняемых операций, т. к. предусмотренный в наряд-заданиях состав работ на ТО не всегда отражает комплекс необходимых операций.

6. Организована профилактическая работа с подчиненным персоналом в области повышения культуры производства на рабочих местах.

Учитывая положительную динамику операционных улучшений при организации и выполнении ТО оборудования в течение года, снижение аварийных остановок и повышение надежности работы оборудования, принятые меры признаны целесообразными и будут продолжены в их дальнейшей реализации.

Статья поступила 13.11.2014 г.

Библиографический список

1. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Бачурин А.В. Экономическая энциклопедия. Промышленность и строительство. В 3 т. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2.

3. Львов И.В., Пирогов В.И. Как измерить продуктивность

менеджмента? // Всероссийский экономический журнал. 2007. Вып. 9.

4. Цеховой А. О чем расскажет нормо-час // Автобизнес. 2009. Вып. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.