Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМЫХ'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМЫХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЯ / МЕРА ЗАЩИТЫ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ДОЗА / НАСЕЛЕНИЕ. ЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ГОТОВО / ОГРАНИЧЕННО ГОТОВО. НЕ ГОТОВО / ПРИЕМ УКРЫВАЕМЫХ / ПРОВЕРКА / ОЦЕНКА / SHELTER / CIVIL DEFENSE / PREPARED / PARTIALLY PREPARED / NOT PREPARED / ACCOMMODATION / INSPECTION / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тонких Геннадий Павлович, Козача Виктор Михайлович, Макаров Борис Николаевич

Приведены предложения по проверке и оценке готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых. Эти предложения предназначены для использования специалистами региональных органов МЧС России при проведении комплексных инвентаризаций и проверок фактического состояния защитных сооружений гражданской обороны, оценки их готовности к приему укрываемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тонких Геннадий Павлович, Козача Виктор Михайлович, Макаров Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposals on the Procedure for Inspection and Evaluation of Civil Defense Shelter Preparedness to Accommodate People

This article presents proposals on the inspection and evaluation of preparedness of civil defense shelters to accommodate people in emergencies. The proposals are intended for use by specialists of EMERCOM of Russia regional bodies who perform comprehensive inventories and inspect the actual condition of civil defense shelters and assess their preparedness for the accommodation of people.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ К ПРИЕМУ УКРЫВАЕМЫХ»

/40 "Civil SecurityTechnology", Vol. 16, 2019, No. 2 (60) УДК 351.862.2

Предложения по порядку проверки и оценки готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

Г.П. Тонких, В.М. Козача, Б.Н. Макаров

Аннотация

Приведены предложения по проверке и оценке готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых. Эти предложения предназначены для использования специалистами региональных органов МЧС России при проведении комплексных инвентаризаций и проверок фактического состояния защитных сооружений гражданской обороны, оценки их готовности к приему укрываемых.

Ключевые слова: авария; мера защиты; принятие решения; доза; население. защитное сооружение; гражданская оборона; готово, ограниченно готово. не готово; прием укрываемых; проверка; оценка.

Proposals on the Procedure for Inspection and Evaluation of Civil De-fense Shelter Preparedness to Accommodate People

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

G. Tonkikh, V. Kozacha, B. Makarov

Abstract

This article presents proposals on the inspection and evaluation of preparedness of civil defense shelters to accommodate people in emergencies. The proposals are intended for use by specialists of EMERCOM of Russia regional bodies who perform comprehensive inventories and inspect the actual condition of civil defense shelters and assess their preparedness for the accommodation of people.

Key words: shelter; civil defense; prepared; partially prepared; not prepared; accom-modation; inspection; assessment.

Статья поступила в редакцию 7.03.2019.

Проведение проверок фактического состояния защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий) и оценка их готовности к приему укрываемых осуществляются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов: законов Российской Федерации; постановлений Правительства Российской Федерации; приказов и методических документов МЧС России*.

Главной целью проверки ЗС ГО является оценка их готовности к использованию по прямому назначению в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время. Основными видами проверок готовности ЗС ГО являются комплексные и контрольные. При проведении комплексных проверок (инвентаризаций) оцениваются все основные показатели готовности ЗС ГО, а при контрольных — отдельные показатели.

Каждая организация, занимающаяся проверкой готовности ЗС ГО к приему укрываемых, проводит оценку состояния различного количества элементов ЗС ГО по своим методикам. Общего порядка проведения проверок готовности, учитывающего необходимое количество показателей состояния строительных и ограждающих конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем, а также оперативно-технического обеспечения ЗС ГО, не существует [1—4].

Проверки проводятся рабочими группами в составе руководителя и необходимого количества специалистов по проверяемым вопросам. При необходимости в состав группы могут привлекаться сотрудники специализированных организаций, имеющих допуск на право проведения таких работ, выданный установленным порядком.

Для проведения проверки ЗС ГО разрабатывается план, в котором отражаются: цель проверки, проверяемые вопросы; продолжительность и последовательность проведения проверки; практические мероприятия, осуществляемые в ходе проверки, и другие мероприятия. План проверки подписывается руководителем рабочей группы, утверждается соответствующим

начальником и не позднее чем за 10 дней до начала работы рабочих групп доводится до должностных лиц, в ведении которых находятся ЗС ГО.

К основным показателям проверки готовности ЗС ГО относятся:

состояние документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО;

эксплуатационное состояние строительных конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем ЗС ГО;

готовность персонала ЗС ГО к выполнению возложенных задач;

готовность рабочих мест (дежурных постов) ЗС ГО к выполнению возложенных задач; состояние системы оповещения; вместимость ЗС ГО;

соответствие ЗС ГО предъявляемым требованиям; время приведения ЗС ГО в готовность; состояние видов обеспечения функционирования ЗС ГО (МТО, охраны, пожарной безопасности и др.).

Состояние документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО оценивается, как:

«обеспечивает выполнение поставленных задач», если документы по содержанию и эксплуатации ЗС ГО разработаны и имеются в наличии. Имеют место отдельные недостатки по качеству их разработки и хранению, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;

«ограниченно обеспечивает выполнение поставленных задач», если основные документы по содержанию и эксплуатации ЗС ГО разработаны. Имеют место недостатки по их наличию, качеству разработки и хранению, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;

«не обеспечивает выполнение поставленных задач», если не разработан хотя бы один из основных документов или имеют место существенные недостатки по их наличию, качеству разработки и хранению, не позволяющие выполнить поставленные задачи.

Перечень документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО приводится в соответствующих

* 1. О гражданской обороне, ФЗ РФ от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ: принят Государственной Думой Федер. Собр. Российской Федерации 26.12.1997 г; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 28.01.1998 г

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ФЗ РФ от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ: принят Государственной Думой Федер. Собр. Российской Федерации 11.11.1994 г; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 28.01.1998 г.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: принят Государственной Думой Федер. Собр. Российской Федерации 22.12.2004 г; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 24.12.2004 г.

4. Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Российской Федерации в 2018 году от 30 мая 2018 г. № 2-4-71-11-11. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd. ru/document/456068650 (дата обращения 15.03.2019).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25087/ (дата обращения 15.03.2019).

6. Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901836987 (дата обращения 15.03.2019).

7. СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90». Утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. № 705/пр и введен в действие с 1 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// docplan.ru/Data2/1/4293764/4293764685.htm (дата обращения 15.03.2019).

8.СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*». Утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 февраля 2014 г. N 59/пр и введен в действие с 1 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/law/ Svodi_pravil/item/5380628 (дата обращения 15.03.2019).

нормативных и методических документах. К числу эксплуатационных документов ЗС ГО следует отнести: паспорт защитного сооружения ГО; инструкции по эксплуатации, принципиальные (оперативные) схемы; нормы расхода эксплуатационных материалов, запасных инструментов и приборов; документы по организации технического обслуживания и ремонта (годовые и месячные планы проведения планово-предупредительных ремонтов), формуляры; журнал проверок контрольно-измерительных приборов; технологические карты ремонта и др.

Оценка эксплуатационного состояния ЗС ГО осуществляется с целью определения соответствия режимов эксплуатации их строительных конструкций и размещенного в них оборудования требованиям (нормам, условиям), установленным соответствующими нормативными методическими и эксплуатационными документами. Состояние показателей эксплуатационного состояния оценивается на основе использования методов изучения их технической документации и актов ввода в эксплуатацию, проведения предварительной и углубленной проверки.

Результаты оценки характеризуются обобщенными показателями эксплуатационного состояния ЗС ГО, которые в общем случае формируются в зависимости от состояния строительных (несущих и ограждающих) конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем ЗС ГО и оцениваются, как:

«готовы к использованию по назначению», если их эксплуатационное состояние в целом соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место отдельные недостатки по содержанию и эксплуатации строительных конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;

«ограниченно готовы к использованию по назначению», если их эксплуатационное состояние не в полной мере соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место недостатки по содержанию и эксплуатации строительных конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;

«не готовы к использованию по назначению», если их эксплуатационное состояние не соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место существенные недостатки по содержанию и эксплуатации строительных конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем, не позволяющие выполнять поставленные задачи.

Работоспособность отдельных технических (технологических) систем оценивается, как:

«работоспособна», если все основные составляющие элементы технической (технологической) системы работоспособны;

«ограниченноработоспособна», если имеют место отдельные несоответствия, не влияющие на работоспособность системы;

«не работоспособна», если хотя бы один из основных составляющих элементов технической (технологической) системы не работоспособен.

Готовность персонала ЗС ГО к выполнению поставленных задач оценивается, как:

«готов к выполнению поставленных задач», если он укомплектовано персоналом по штату мирного времени. Персонал знает требования руководящих документов (в части касающейся) и свои должностные инструкции, а положенные ему нормативы выполняет на общую оценку «отлично» или «хорошо»;

«ограниченно готов к выполнению поставленных задач», если оно укомплектовано персоналом по штату мирного времени не полностью (некомплект составляет не более 25 %). Персонал слабо знает требования руководящих документов (в части касающейся) и свои должностные инструкции, а положенные ему нормативы выполняет на общую оценку «удовлетворительно»;

«не готов к выполнению поставленных задач», если он укомплектован персоналом по штату мирного времени частично (некомплект составляет более 25 %). Персонал не знает (очень слабо знает) требования руководящих документов (в части касающейся) и свои должностные инструкции, а положенные ему нормативы выполняет на общую оценку «неудовлетворительно».

Укомплектованность ЗС ГО персоналом (У0), выраженная в процентах, определяется по формуле:

У0 = Ли. .100%,

0 Шп

(1)

где:

Н0 — наличие персонала (количество человек); Ш0 — штат персонала (количество человек).

Практическая подготовка персонала ЗС ГО оценивается на:

«отлично», если с положительной оценкой выполнено не менее 90% задач и нормативов, при этом не менее 50% всех задач и нормативов оценено на «отлично»;

«хорошо», если с положительной оценкой выполнено не менее 80% задач и нормативов, при этом не менее 50% всех задач и нормативов оценено на «отлично» и «хорошо»;

«удовлетворительно», если с положительной оценкой выполнено не менее 70 % всех задач и нормативов;

«неудовлетворительно», если не выполнены условия получения оценки «удовлетворительно».

Готовность рабочих мест (дежурных постов) персонала ЗС ГО к выполнению поставленных задач оценивается, как:

«готовы к выполнению поставленных задач», если оборудование рабочих мест (дежурных постов) соответствует требованиям нормативных и методических документов и специфике выполняемых задач. Имеют место отдельные недостатки по составу, оснащению и размещению рабочих мест (дежурных постов), не влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;

«ограниченно готовы к выполнению поставленных задач», если оборудование рабочих мест (дежурных постов) не в полной мере соответствует требованиям нормативных и методических документов и специфике выполняемых задач. Имеют место недостатки по составу, оснащению и размещению рабочих мест (дежурных постов), влияющие на своевременность выполнения поставленных задач;

«не готовы к выполнению поставленных задач», если оборудование рабочих мест (дежурных постов) не соответствует требованиям нормативных и методических документов и специфике выполняемых задач. Имеют место существенные недостатки по составу, оснащению и размещению рабочих мест (дежурных постов), не позволяющие выполнять поставленные задачи.

Оборудование рабочих мест должно осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией, действующими требованиями нормативно-методических документов. Под «рабочим местом (дежурным постом)» понимается специально оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами, оборудованием, инвентарем и документацией место (пост) на ЗС ГО, на котором назначенное лицо выполняет поставленные задачи и возложенные обязанности. Оснащение рабочих мест техническими средствами, оборудованием, имуществом, инвентарем, принадлежностями и документацией осуществляется в соответствии с проектной документацией, требованиями и рекомендациями соответствующих нормативно-методических документов и стоящими задачами.

При оценке системы оповещения оценивается возможность своевременного доведения сигнала «Воздушная тревога» до рабочих и служащих с целью обеспечения надежной защиты наибольшей работающей смены.

Показателем надежности защиты наибольшей работающей смены является коэффициент К :

Коп -

И*

И''

(2)

где:

N — количество рабочих и служащих, своевременно оповещенных;

N — общая численность рабочих и служащих, подлежащих укрытию.

Соответствие системы оповещения предъявляемым требованиям оценивается, как:

«соответствует предъявляемым требованиям», если имеют место отдельные несоответствия требованиям, не влияющие на своевременность оповещения укрываемых о необходимости следования в ЗС ГО;

«ограниченно соответствует предъявляемым требования», если имеют место отдельные несоответствия требованиям, влияющие на своевременное оповещение укрываемых о необходимости следования в ЗС ГО, но такие, какие можно исправить при подготовке ЗС ГО к приему укрываемых;

«не соответствует предъявляемым требованиям», если имеют место существенные несоответствия

требованиям, влияющие на своевременное оповещение укрываемых о необходимости следования в ЗС ГО.

При оценке вместимости ЗС ГО, имеющихся на объекте, изучается обеспеченность укрытия наибольшей работающей смены с целью изучения необходимости строительства быстровозводимых ЗС ГО или возможности приспособления подвальных и цокольных этажей, а также других заглубленных помещений объекта с оценкой их защитных свойств и возможности использования в качестве ЗС ГО.

Соответствие вместимости ЗС ГО необходимой численности укрываемых оценивается, как:

«соответствует необходимой численности укрываемых», если численность укрываемых в ЗС ГО соответствует численности наибольшей работающей смены объекта;

«ограниченно соответствует необходимой численности укрываемых», если численность укрываемых в ЗС ГО не соответствует численности наибольшей работающей смены объекта, но имеется возможность их укрытия в приспособленных для этой цели помещениях;

«не соответствует необходимой численности укрываемых», если численность укрываемых в ЗС ГО не соответствует численности наибольшей работающей смены объекта и отсутствует возможность их укрытия в приспособленных для этой цели помещениях.

Время приведения ЗС ГО в готовность к использованию по назначению оценивается, как:

«приведено в готовность в оптимальное время», если время приведения ЗС ГО в готовность меньше установленного допустимого времени приведения его в готовность;

«приведено в готовность в допустимое время», если время приведения ЗС ГО в готовность равно установленному допустимому времени приведения его в готовность;

«не приведено в готовность в допустимое время», если время приведения ЗС ГО в готовность больше установленного допустимого времени приведения его в готовность.

Состояние видов обеспечения функционирования ЗС ГО к выполнению поставленных задач оценивается, как:

«обеспечивает функционирование ЗС ГО», если состояние его обеспеченности соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место отдельные недостатки, не влияющие на своевременность и полноту выполнения поставленных задач;

«ограниченно обеспечивает функционирование ЗС ГО», если состояние его обеспеченности не в полной мере соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место недостатки, влияющие на своевременность и полноту выполнения отдельных поставленных задач;

«не обеспечивает функционирование ЗС ГО», если состояние его обеспеченности не соответствует установленным требованиям и нормам. Имеют место существенные недостатки, не позволяющие выполнить поставленные задачи.

Общая оценка готовности ЗС ГО к использованию по назначению оценивается, как:

«готово к использованию по назначению», если все основные проверенные показатели готовности ЗС ГО оцениваются, как «готовы к использованию по назначению» («соответствуют предъявляемым требованиям», «готовы к выполнению поставленных задач», «обеспечивают функционирование ЗС ГО»);

«ограниченно готово к использованию по назначению», если хотя бы один из основных проверенных показателей готовности ЗС ГО оценивается, как «ограниченно готов к использованию по назначению» («ограниченно соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно готов к выполнению поставленных задач», «ограниченно обеспечивает функционирование ЗС ГО»), а остальные оцениваются, как «готовы к использованию по назначению» («соответствуют предъявляемым требованиям», «готовы к выполнению поставленных задач», «обеспечивают функционирование ЗС ГО»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«не готово к использованию по назначению», если хотя бы один из основных проверенных показателей готовности ЗС ГО, оценивается, как «не готов к использованию по назначению» («не соответствует предъявляемым требованиям», «не готов к выполнению поставленных задач», «не обеспечивают функционирование ЗС ГО»).

Количество оцениваемых показателей готовности ЗС ГО определяется организацией, организующей проверку ЗС ГО, исходя из поставленной задачи и имеющихся возможностей.

Количество ЗС ГО, расположенных на территориях муниципальных образований, на территориях субъектов Российской Федерации и на территории Российской Федерации, оцениваемых, как: «готовы к использованию по назначению», «ограниченно готовы к использованию по назначению» и «не готовы к использованию по назначению», в процентах, опре-

деляется по коэффициентам готовности К

и К

г, мо(с, р)' Ког, мо(с.

иг, мо(с, р)-

определяемым по зависимостям:

К

г,мо (с,р)

N

о (с,р)

К

ог, мо(с, р)

N N

■100%;

(ср)

\

мо(с, р )

N

•100%;

(3)

К

нг, мо(с, р)

N

о(с,р) У

с , р )

N

V мо(с.р) У

•100% ,

где:

К , „ К , , и К . . — численность готовых,

г, мо(с, ру ог, мо(с, р) нг, мо(с, р)

ограниченно готовых и не готовых к использованию по назначению ЗС ГО в муниципальном образовании (субъекте Российской Федерации и Российской Федерации в целом);

NМ0(с р) — общая численность ЗС ГО, подлежащих оценке и эксплуатируемых муниципальными образованиями (субъектами Российской Федерации и Российской Федерации в целом).

Коэффициенты готовности ЗС ГО могут определяться как отдельно для убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, так и суммарно — для всех типов ЗС ГО.

Общая численность ЗС ГО, готовых к приему укрываемых, в процентах, и расположенных на территориях муниципальных образований, в субъектах Российской Федерации и Российской Федерации в целом, определяется, как сумма «готовых к использованию по назначению» и «ограниченно готовых к использованию по назначению», по следующей зависимости:

К

(N

+ N

г, мо( с, р)

_ у г,мо{cjp)_ог,щр,с,p)f ^ 100% (4)

N

мо(с, р)

В этом случае, к «ограниченно готовым к использованию по назначению» следует относить ЗС ГО, отдельные недостатки которых можно исправить в подготовительный период (время приведения в готовность ЗС ГО) к приему укрываемых.

Вывод

Приведенные предложения по проведению проверки и оценки готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых устанавливают в качестве основных показателей, подлежащих проверке, следующие:

состояние документации по вопросам содержания и эксплуатации ЗС ГО;

эксплуатационное состояние строительных конструкций, защитно-герметических устройств, технических и технологических систем ЗС ГО;

готовность персонала ЗС ГО к выполнению возложенных задач;

готовность рабочих мест (дежурных постов) ЗС ГО к выполнению возложенных задач; состояние системы оповещения; вместимость ЗС ГО; время приведения ЗС ГО в готовность; состояние видов обеспечения функционирования ЗС ГО (МТО, охраны, пожарной безопасности и др.); соответствие ЗС ГО предъявляемым требованиям. Использование приведенных показателей позволит систематизировать работу по проведению проверки фактического состояния защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий) и оценивать их готовность к приему укрываемых по единой методологии на всей территории Российской Федерации.

Литература

1. Шульгин В. Н., Хоконов А. С. и др. Защитные сооружения гражданской обороны. М.: Издательство Н. Бочкаревой, 2007. С. 645.

2. Тонких Г. П., Плевков В. С., Мальганов А. И., Кабанцев О. В. Оценка технического состояния строительных конструкций

Сведения об авторах

Тонких Геннадий Павлович: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: 5059144@mail.ru SPIN-код — 3954-1917.

Козача Виктор Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: kozacha.viktor@yandex.ru

Макаров Борис Николаевич: к. т. н., Специальный центр «Звенигород», старший эксперт.

143180, Московская область, г Звенигород, ул. Звенигородское шоссе, стр. 11. e-mail: mbn010960@mail.ru

зданий и сооружений. Томск: Издательство «Печатная мануфактура», 2009. С. 204.

3. Латушкин С. Н., Тонких Г. П., Морозов А. С. и др. Руководство по обследованию специальных фортификационных сооружений. М.: 26 ЦНИИ МО РФ, 2000. С 196.

4. Добрица Ю. В., Ваучский М. Н., Канинский О. И. и др. Инструкция по контролю герметичности и поддержания давления в сооружениях. М.: 26 ЦНИИ МО РФ, 2005. С 39.

Information about the authors

Tonkikh Gennady P.: Dr. Sci. (Engineering), Prof., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher of the research center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: 5059144@mail.ru. SPIN-scientific — 3954-1917.

Kozacha Viktor M: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the research center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: kozacha.viktor@yandex.ru

Makarov Boris N.: Candidate of Technical Sciences, Special Center "Zvenigorod", Senior Expert.

11 Zvenigorodskoe highway, Zvenigorod Moscow Region,

143180, Russia.

e-mail: mbn010960@mail.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461

Воронов С.И. и др. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. XXI Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ногинск, 17-18 мая 2016 г. Сборник докладов http://elibrary.m/item.asp?id=26496652

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 1. Исторический очерк http://elibrary.ru/item.asp?id=27336754

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 2. Очерки и воспоминания http://elibrary.ru/item.asp?id=27408687

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 3. Научные статьи http://elibrary.ru/item.asp?id=27408646

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т 4. Фотолетопись http://elibrary.ru/item.asp?id=27336750

Фалеев М.И. и др. Основы стратегического планирования в области гражданской обороны и защиты населения. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=26571679

Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.