Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 9. Вып. 2 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2.
'Space, Time and Decision Making' 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Принимая решение
In Deciding / beim Treffen ein Entscheidung
УДК 655.535.4
Степашин С.В.
Предисловие к тематическому выпуску «Пространство и время принятия решений»
Степашин Сергей Вадимович, доктор юридических наук, профессор, председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сопредседатель Ассоциации юристов России, Президент Российского книжного Союза
E-mail: inforks@bookunion.ru
Предисловие определяет научную и социально-гуманитарную программу и направленность настоящего тематического выпуска как опыта комплексного междисциплинарного освещения коммуникативных и социально-гуманитарные особенностей принятия решений, а также специфики принятие решений в конкретных отраслях деятельности. Особое внимание уделено контрольной функции в системе принятия решений.
Ключевые слова: управление, выбор, принятие решений, контроль за последствиями принятия решений, Счетная палата, социальная составляющая принятия решений, гуманитарная составляющая принятия решений.
Процесс управления — это в значительной степени процесс принятия решений. Известный американский экономист Герберт Саймон считал, что «менеджмент просто равнозначен принятию решений». Соответственно, основным резервом повышения эффективности процесса управления является поиск путей для принятия более эффективных решений.
В самом общем виде процесс принятия решений можно определить как выбор оптимального варианта из доступных альтернатив. Когда нет выбора, нет необходимости в принятии решения. С одной стороны, возможность выбора — это благо, так как можно выбрать наилучший вариант, с другой — это проблема, заключающаяся в противоречии между осознаваемой человеком возможностью повлиять на ход событий, и неудовлетворенностью возможными исходами их развития.
Соответственно, чем выше степень неопределенности, чем меньше информации о соответствующем объекте, тем выше риск принятия неправильного решения. По сути говоря, основным целеполаганием при принятии решения является стремление снизить степень неопределенности и неоднозначности, то есть свести сложную и малоуправляемую ситуацию к чему-то более ясному и понятному.
При этом нужно помнить, что процесс принятия решений по определению не может быть полностью объективным, так как он всегда осуществляется либо конкретным человеком, либо группой людей. А человек, как известно, не может, как машина, действовать сугубо рационально и логично, он всегда исходит из множества ситуационных и субъективных факторов, которые далеко не всегда позволяют объективно оценить складывающуюся ситуацию и принять по-настоящему эффективное решение.
Именно поэтому все организационные структуры — от государства до небольшой компании строятся на принципах разделения ответственности и организации контроля за последствиями принимаемых решений. Если взять устройство любого современного государства эти принципы выражаются в разделении власти на законодательную, судебную и исполнительную ветви, а также в организации внешнего независимого государственного контроля.
Последняя функция возложена на Счетную палату Российской Федерации, чьей основной задачей является обеспечение контроля президента, парламента, а в конечном итоге и всех граждан за тем, насколько эффективно государство управляет общественно значимыми ресурсами. Таким образом, Счетная палата фактически является «органом налого-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Степашин С.В. Предисловие к тематическому выпуску «Пространство и время принятия решений»
плательщиков», заинтересованных в эффективном управлении доверенными государству общественными финансами и собственностью.
С точки зрения реализации конституционного принципа разделения властей, очень важно понимать, что разные ветви власти, сохраняя независимость по отношению друг к другу, должны эффективно взаимодействовать для решения общегосударственных задач. Поэтому эффективность принимаемых решений во многом зависит от способности привлечь ресурсы других организаций, которые решают сходные задачи и заинтересованы в достижении общих целей.
Например, для Счетной палаты важнейшим элементом обеспечения результативности ее проверок является тесное взаимодействие с правоохранительными органами, куда направляется информация о наиболее грубых нарушениях бюджетно-финансового законодательства, а также возможных коррупционных проявлениях. Например, по итогам 2011 года в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы направлено 176 материалов. Возбуждено 72 уголовных дела. К ответственным работникам проверенных организаций было применено 762 административных взысканий, в том числе уволено 62 чел.
Однако назначение контрольной функции в системе принятия решений не ограничивается лишь поиском и наказанием лиц, допустивших какие-либо нарушения. В более широком смысле контрольную функцию можно рассматривать как функцию обратной связи, которая не только оценивает полноту и эффективность реализации принятых решений, но и находит причины того, почему результат не соответствует изначальным ожиданиям. Вот почему в практику Счетной палаты все шире входит аудит эффективности, который предполагает не только качественный анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению.
В качестве примера можно привести проведенный в 2010 году аудит эффективности закупок медицинского оборудования, который не только выявил существенные нарушения, связанные с многократным завышением цен, но и поставил вопрос о неэффективности сложившейся в стране системы государственных закупок и регулирующего его законодательства. Исходя из этого, Счетная палата совместно с органами законодательной и исполнительной власти активно работает над совершенствованием законодательства в данной сфере и созданием Федеральной контрактной системы, которая должна обеспечивать более действенный контроль на всех стадиях государственного заказа.
Значение контрольных органов как инструмента обратной связи для обеспечения эффективных решений в сфере государственного управления особенно возрастает в условиях кризиса, когда резко увеличивается неопределенность ситуации, возникает дефицит ресурсов при одновременном резком сокращении времени, необходимом для принятия решения. Именно поэтому в условиях кризиса 2009—2010 годов представители Счетной палаты были включены в состав Комиссии Правительства по оперативным вопросам и Комитета Внешэкономбанка, который отвечал за распределение средств антикризисной поддержки.
Кроме того, Счетная палата в ежеквартальном режиме осуществляла мониторинг реализации антикризисных мер по трем основным направлениям — ситуация в банковском секторе, доведение средств антикризисной поддержки до системообразующих предприятий и ситуация в региональном разрезе. Результаты данного мониторинга направлялись политическому руководству страны и в палаты Федерального Собрания.
В кризисной ситуации еще более важно обеспечить не только оперативность, но и высокий профессионализм принимаемых решений. В таких условиях при принятии решения лучше всего опереться на интеллектуальную поддержку привлеченных экспертов. По этой причине в период кризиса существенно усилилось взаимодействие Счетной палаты с независимыми экспертными организациями - Торгово-промышленной палатой, Ассоциацией российских банков, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Ассоциацией юристов России, Российским союзом налогоплательщиков и др. На базе Счетной палаты с участием этих структур было создано постоянно действующее финансово-экономическое совещание, на котором разрабатывались конкретные рекомендации для реализации антикризисной экономической политики.
Затем данные рекомендации в оперативном режиме докладывались политическому руководству страны. И многие из этих предложений были учтены. Так, например, был скорректирован порядок предоставления государственных гарантий для предприятий, приняты решения о докапитализации ряда банков, а также расширен перечень системообразующих предприятий, которые могли претендовать на государственную помощь.
При этом даже в самой экстренной ситуации никогда нельзя забывать о социальных последствиях принимаемых решений, о той цене, которую должны заплатить за вроде бы абсолютно рациональные политические решения наиболее уязвимые в социальном отношении граждане. Российский опыт преодоления последнего глобального экономического кризиса как раз дает такой пример социально ориентированной политики. Наша страна является единственной страной «большой двадцатки», в которой в ходе кризиса социальные расходы в реальном выражении даже выросли.
Следует также понимать, что сама логика развития современной цивилизации способствует усилению социальной, гуманитарной составляющей социально-экономического развития и, соответственно, повышает роль «субъективного» фактора в системе принятия решений. В экономике современного постиндустриального общества или как ее еще назы-
СТЕПАШИН С.В. ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ВЫПУСКУ «ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Степашин С.В. Предисловие к тематическому выпуску «Пространство и время принятия решений»
вают экономике знаний центральное место занимает не капитал, а человек, живой носитель и творец главного современного фактора производства — знания. Именно интеллектуальный потенциал нации, а не богатые природные кладовые становится главным источником экономического процветания в новом постиндустриальном мире.
Соответственно, меняется система приоритетов в экономической политике. Если раньше затраты на образование, здравоохранение и другую «социалку» осуществлялись по остаточному принципу, то теперь развитие данных отраслей является залогом экономического прорыва, преодоления технологической отсталости нашей страны, повышения ее глобальной конкурентоспособности.
Вот почему в современном мире важнейшим фактором повышения эффективности принимаемых решений является этическое регулирование, мобилизация сотрудников на решение поставленных задач не только за счет материальных стимулов или страха административного наказания, но и путем внедрения общих ценностных установок и этических стандартов. Например, как показывает опыт многих стран, одним из необходимых условий антикоррупционной профилактики в органах государственной власти является этический кодекс, который определяет общие стандарты поведения для сотрудников организации или профессионального сообщества.
Такой кодекс позволяет урегулировать неоднозначные ситуации (например, конфликт интересов), когда могут в полной мере не сработать стандартные административные процедуры. У сотрудников контрольно-счетных органов также есть свой этический кодекс, в котором регламентируются такие аспекты как взаимодействие с проверяемыми организациями, руководителями и подчиненными, а также представителями СМИ. И, как показывает практический опыт, данная мера действительно оказалась полезной с точки зрения пресечения возможных коррупционных проявлений.
В целом хотелось бы отметить, что учет этического, морального фактора очень важен с точки зрения выработки эффективных решений в сфере борьбы с коррупцией. Как показывает опыт многих стран, важнейшим фактором борьбы с этим социальным злом является нетерпимость самого общества к коррупционным проявлениям. В расцвете взяточничества виноват не только тот, кто вымогает взятку, но и тот, кто ее предлагает. Если дача взятки становится нормой социального поведения, превращается в неотъемлемый элемент повседневной жизни, то даже самые лучшие законы и принимаемые на самом высоком уровне меры по борьбе с коррупцией делу не помогут.
Именно поэтому Ассоциация юристов России, сопредседателем которой я являюсь, видит свою главную задачу в преодолении правового нигилизма и развитии правосознания наших граждан. Для решения этой задачи в стране создана широкая региональная сеть бесплатных юридических консультаций для населения, а также предпринимаются активные меры по повышению качества юридического образования.
Счетная палата также активно способствует решению задач, связанных с привлечением к участию в антикоррупционной борьбе институтов гражданского общества. Так, например, нами были разработаны методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательства, а также курсы обучения основам «антикоррупционной грамотности» в ряде ведущих учебных заведений страны.
Таким образом, процесс принятия решений нельзя полностью свести лишь к сугубо рациональным факторам типа доступа к информации, эффективности организационной структуры, качества подготовки персонала, возможности привлечения высокопрофессиональных экспертов и т.д. и т.п. В этой сфере всегда нужно учитывать гуманитарную составляющую — менталитет, ценностные установки, систему мотивации людей, которые являются как субъектом, так и объектом принимаемых решений.
Поэтому проблематикой принятия решения занимаются представители разных отраслей знаний — экономики, философии, политологии, социологии, психологии и др. Этим и определяется комплексный характер данного тематического выпуска, в котором освещены коммуникативные особенности принятия решений, социально-гуманитарные особенности, принятие решений в конкретных отраслях деятельности и в том числе в сфере аудиторской деятельности. Можно надеяться, что это даст возможность вдумчивому читателю получить комплексное представление о такой важной сфере деятельности, как принятие решений.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Степашин, С. В. Предисловие к тематическому выпуску «Пространство и время принятия решений» [Электронный ресурс] / С.В. Степашин // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 9. — Вып. 2: Пространство и время принятия решений. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.11.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 9, issue 2 'Space, Time and Decision Making'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 9. Ausgb. 2. 'Raum und Zeit der Entscheidungsfindung'
Степашин С.В. Предисловие к тематическому выпуску «Пространство и время принятия решений»
FOREWORD TO THE THEMATIC ISSUE 'SPACE, TIME AND DECISION MAKING'
Sergey V. Stepashin, LLD., Professor, Chairman of the Supervisory Council of the Foundation for Assistance to Reforming Housing and Communal Services, Co-Chairman of the Russian Association of Lawyers, President of Russian Book Union
E-mail: inforks@bookunion.ru
Administrative process is to a wide extent a process of decision-making, which in general terms is possible to define as selection of the optimal variant among the available alternatives. The high degree of subjectivity of choice is a significant issue here. This is why scientific, especially humanitarian, foundations of decision making, as well as the control functions in the system of this one are extremely important.
This preface defines the scientific and socio-humanitarian program and direction of this thematic issue as experience in complex interdisciplinary coverage of communicative and socio-humanitarian features of decision-making, as well as specifics of decision-making in certain fields of activity. Control function in the decision-making system is also in the limelight.
Keywords: administration process, choice, decision making, control over the consequences of decision making, Audit Chamber of the Russian Federation, social component of decision making, humanitarian component of decision making.
Cite MLA 7:
Stepashin, S. V. "Foreword to the Thematic Issue 'Space, Time and Decision Making'." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space, Time and Decision Making] 9.2 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.11>. (In Russian).