Научная статья на тему 'Предикторы распада социальных сетей с участием отечественного университета'

Предикторы распада социальных сетей с участием отечественного университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ ТОПОЛОГИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ ДИЗАЙН / УПРАВЛЯЕМЫЕ И НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПРЕДИКТОРЫ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / NETWORK APPROACH / SOCIAL TOPOLOGY / POTENTIAL NETWORK DESIGN / MANAGEABLE AND UNMANAGEABLE PREDICTORS / NATIONAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заякина Раиса Александровна, Ромм Марк Валериевич

В статье рассматривается возможность предвосхищения деструктивных процессов, приводящих к распаду социальных сетей с участием отечественного университета. Теоретико-методологическим фундаментом исследования выступает социальная топология и конкретно процедура построения потенциального сетевого дизайна. Механизм его применения основан на фиксации характеристик сетевой устойчивости посредством применения прогностических параметров, названных предикторами. Предикторы, способные маркировать основные предпосылки распада социальной сети, разбиты по степени возможности внешнего контроля на управляемые и неуправляемые. К управляемым предикторам отнесены: угасание ресурсных обменов; телеологическое разобщение сетевых акторов; объективные социальные препятствия. К неуправляемым предикторам отнесены: аксиологическое разобщение акторов; радикальное изменение будничных фоновых практик; разрозненность форм социальной активности акторов. Группа управляемых предикторов открывает перспективу их использования для внешнего направленного влияния на сетевые характеристики, в частности, потерю параметров сетевой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictors of Collapse of Social Networks with National University Participation

The article addresses the possibility of anticipating destructive processes leading to the collapse of social networks with national university participation. Social topology and, in particular, the procedure of creating a potential network design serve as a theoretical-methodological basis for the research. The mechanism of applying a potential network design is based on fixing the characteristics of network stability by means of prognostic parameters, which are called predictors. The predictors, which are capable of identifying the key factors of social network collapse, are divided into manageable and unmanageable ones in accordance with the degree of external control probability. The manageable predictors include decline of resource exchange, teleological disconnection between network actors, objective social impediments. The unmanageable predictors comprise axiological disconnection between actors, radical change of everyday background practices, and fragmentation of forms of social activity of actors. The group of manageable predictors provides a good prospect of their usage for external directed influence on network characteristics, in particular, on a loss of network stability parameters.

Текст научной работы на тему «Предикторы распада социальных сетей с участием отечественного университета»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 378+316.3/.4

Заякина Раиса Александровна

Кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Новосибирский государственный технический университет, raisa_varygina@mail.ru, Новосибирск

Ромм Марк Валериевич

Доктор философских наук, профессор, декан факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, mark.romm@gmail.com, Новосибирск

ПРЕДИКТОРЫ РАСПАДА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С УЧАСТИЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА1

Аннотация. В статье рассматривается возможность предвосхищения деструктивных процессов, приводящих к распаду социальных сетей с участием отечественного университета. Теоретико-методологическим фундаментом исследования выступает социальная топология и конкретно процедура построения потенциального сетевого дизайна. Механизм его применения основан на фиксации характеристик сетевой устойчивости посредством применения прогностических параметров, названных предикторами. Предикторы, способные маркировать основные предпосылки распада социальной сети, разбиты по степени возможности внешнего контроля на управляемые и неуправляемые. К управляемым предикторам отнесены: угасание ресурсных обменов; телеологическое разобщение сетевых акторов; объективные социальные препятствия. К неуправляемым предикторам отнесены: аксиологическое разобщение акторов; радикальное изменение будничных фоновых практик; разрозненность форм социальной активности акторов. Группа управляемых предикторов открывает перспективу их использования для внешнего направленного влияния на сетевые характеристики, в частности, потерю параметров сетевой устойчивости.

Ключевые слова: сетевой подход, социальная топология, потенциальный сетевой дизайн, управляемые и неуправляемые предикторы, отечественный университет.

Сетевому взаимодействию отечественных университетов уделяется сегодня повышенное внимание. Исходя из актуализированных запросов общества и четко артикулированных требований государства, такой интерес представляется вполне объяснимым и даже закономерным. Выражается он, прежде всего, в желании соответствовать многочисленным стандартизированным критериям, включающим в себя показатели, предполагающие сетевую активность вуза (академическую и студенческую мобильность, выходы на практикоорганизу-ющие предприятия, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, интегрированность в региональную экономику и пр.). Однако речь здесь может и должна идти не только о внешнем стимулировании, но и о внутренней мотивации университетов к созданию прочных сетевых связей и вхождению в уже существующие сети.

Прежде всего потому, что сетевые взаимодействия являются как перспективными формами организации социального обмена, так и способами выхода на особые эмерджент-ные социально-коммуникативные средства для достижения общих сетевых или схожих акторных целей. Между тем эмпирический срез, доступный для анализа, фиксирует сегодня настораживающее количество неудачных попыток университетов в области построения сетевых отношений (подробнее см. [7]). Поэтому существенным остается вопрос о триггерах распада сетей с участием университета и возможности предвосхищения/ коррекции такого распада. Для прояснения заданного вопроса необходимо опереться на рассуждения, лежащие в области социальной топологии [4], и, конкретно, построения потенциального сетевого дизайна.

Потенциальный сетевой дизайн - это социально-топологическая операция отобра-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00087 «Социальная сеть: топологическая интерпретация социальной реальности».

ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 4 / 2017

7

жения наиболее вероятной конфигурации будущего строения/состояний социальной сети, ее трансформаций и процессов. Механизм его применения направлен на фиксацию возможности обретения/потери сетевой устойчивости посредством применения теоретико-методологических единиц, названных предикторами. Сетевой предиктор - это особый прогностический параметр, указы-

вающий на предстоящие сетевые изменения. Предикторы разделяются на управляемые (поддающиеся внешнему контролю и воздействию) и неуправляемые (не поддающиеся внешнему контролю и воздействию). Очевидно, что все они в рамках заданной темы знаменуют сетевую деструкцию, маркируемую регрессивными состояниями и процессами распада.

Управляемые предикторы распада сетей с участием университета

Распад сетевой целостности в сетях с участием университета нагляден и наделен высокой степенью предсказуемости. Прежде всего, потому, что любые сети, в которые вовлекается актор-вуз, есть продукт целера-циональной деятельности. Он воплощается в реальной социальной практике посредством создания специальных сетевых сообществ, либо на основе политических и экономических, национальных и культурных, научно-образовательных и прочих конвенций, либо с помощью юридически обязывающих нормативных актов и процедур. Следовательно, сигнализировать о скорых деструктивных процессах в сети способны социальные характеристики, свойства или отношения, угрожающие отсутствием результативности направленной сетевой активности.

Прежде всего, к таким сигналам отнесем все более возрастающую оспоримость обменных связей, провоцирующую угасание ресурсных обменов. В конкретных случаях, как показал наш общий анализ, причина этих процессов кроется в исчерпываемости конкретных актуальных ресурсов контрагентов. Последние, в силу причин различной природы (к таковым относятся, прежде всего, либо объективный ресурсный дефицит, либо стремление аккумулировать ресурс для решения других задач) более не питают обменные процессы или же подменяют ресурсы менее значимыми для сети. Разбалансированность ресурсных обменов университета поддается сегодня детальной оценке [3]. Не вдаваясь в ее технологию, можно констатировать, что отправление и получение ресурсов не совпадают с ожиданиями как акторов-университетов, так и их партнеров, провоцируя общую сетевую рас-

согласованность и разногласия.

Соединения приобретают обменную ас-симетричность: на актуальные акторные запросы сеть не демонстрирует устойчивого отклика, либо отклик используется не тем актором, который его ожидал [8]. Увеличивающаяся стохастичность обменных процессов в сочетании с уменьшением их эффективности приводит к глубоким деформациям сетевой структуры, выражающимся, прежде всего, в стремительной потере сетевой устойчивости. Особо остро эти процессы развиваются при отказе ключевых для сети акторов исполнять свои функции: объединять изнутри и связывать снаружи. В варианте с университетами даже один такой актор, «сошедший с дистанции» способен демобилизовать устойчивую сеть.

Примером могут служить многочисленные сетевые сообщества, организующиеся вокруг научных кластеров. На их площадках происходят основные информационные обмены: конференции, форумы, симпозиумы. В их лабораториях ставятся эксперименты и выстраиваются технологические научные модели, призванные, помимо чисто научных задач, исполнять роль центров интеллектуального единения. Заметим, что акторы, входящие в кластеры, предоставляют сети не только материально-технические, но зачастую и организационно-управленческие и образовательные ресурсы. Истощение или переориентация ресурсных потоков, исходящих от подобных акторов, неизбежно приведет к угасанию всех сетевых обменов.

Рассогласование ресурсных обменов в сетях с участием вуза в превалирующем большинстве случаев неразрывно связано с телеологическим разобщением сетевых акторов. Отметим, что для сетей с участием универ-

ситета данная характеристика является ключевой, так как именно на сетевую цель, как на нить нанизываются «бусы» отношений. Отметим: для последних важно не только общее целеполагание, но и дальнейшее целевое развитие. Ведь, достигнув цели, сеть либо утрачивает свою инструментальную функцию, либо претерпевает телеологическую трансформацию, придавая цели новые контексты или вообще переориентируя свое предназначение. Следовательно, сама фиксация ближайшего достижения разделяемой сетевой цели уже есть показатель скорого сетевого кризиса.

Сможет ли сеть с участием университета его преодолеть, будет зависеть от ее способности найти другую объединяющую телеологическую переменную. В этом смысле изначальная ориентация акторов на диверсифицированную цель более перспективна, чем моноцелевые сетевые взаимодействия. Например, в сети социальных предприятий, когда «продукт или услуга предоставляются в комплекте с социально-культурной программой, которая предполагает некую социальную миссию, культурную концепцию» [5, с. 80].

Помимо этого, вузы могут испытывать объективные социальные препятствия, связанные с экономическими затруднениями для обеспечения условий обмена, неодобрением собственной деятельности сетевым сообществом или социальным окружением, в которое погружена сеть. Если общесоциальный фон очевидно недоброжелателен к сетевой активности или же попросту не стимулирует сеть к достижению цели, определяя последнюю как социально незначимую, мотивы для сетевых взаимодействий стремительно угасают.

Хрестоматийными можно считать примеры «сворачивания» в последнее время множества сетевых проектов, так или иначе связанных с внешней академической мобильностью (характеризуемой исследователями как «почти недоступная» [6, с. 103]). Очевидно, причиной тому послужила не только сложная экономическая, но и внешнеполитическая ситуация. Подчеркнем, что, не сомневаясь в управляемости данного предиктора, мы отдаем себе отчет в существенных ограничениях влияния на него. Прежде всего, потому, что подобные воздействия со-

пряжены с серьезными общесоциальными трансформациями или комплексным решением общественных, экономических, политических и культурных задач.

Неуправляемые предикторы распада сетей с участием университета. Важнейшим для утраты целостности сети с участием вуза является фактор аксиологического разобщения акторов. Такие сетевые взаимодействия всегда строятся на мировоззренческом фундаменте, выступающем своеобразной склейкой отношений конкретных людей, где гомогенность их ценностных ориентиров выступает точкой пересечения координат интересов, целей и задач, увлеченности идеями и даже в некотором смысле веры в успех (о гомогенности в сетях подробнее см. [9]). Обогащаясь в процессе сетевых взаимодействий, ценностный багаж погруженных в них людей обретает общие смыслы, представляя некие «плодородные земли», на которых способны «произрастать» сетевые проекты и приумножаться сетевая «проницательность» или даже сетевая «интуиция» к перспективным видам общей деятельности.

Утрата аксиологического единения или открытый аксиологический конфликт в острой форме разрушают устойчивость сетей с участием вуза очень быстро. Нравственная ценность образования, несмотря на ряд деструктивных процессов, происходящих в нем, и негативных тенденций, не лучшим образом влияющих на качество человеческого капитала университетов [1, с. 111], по-прежнему остается значимым компонентом российской образовательной традиции (прежде всего, благодаря выработанному механизму наследования ценностных смыслов в образовательной среде). Безусловно, люди, приобщенные к этой традиции, склонны придерживаться принципиальных позиций при столкновении с узкопрагматическими ценностями контрагентов, особенно при обнаружении с их стороны симулятивных практик и процедур.

Существенным разрушающим сеть с участием университета фактором следует признать радикальное изменение будничных фоновых практик. Понятие «фоновая практика» употребляется здесь в самом простом понимании - как «деятельностный контекст, в котором интерпретируется высказывание или поведение» [2, с. 18]. Изменение дея-

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 4 / 2017

9

тельностных контекстов акторов порождает иные интерпретации поведения в сети, разрушающие характеристики гомогенности и ролевые представления внутри сетевых взаимоотношений. Однако подобные процессы могут наблюдаться не только в деятельности отдельного актора, но и в общесетевых масштабах. И если при изменении сетевой практики конкретного вуза еще сохраняется вероятность структурного переформатирования без его участия, то при консолидированном изменении практик части или всей сети такой вероятности нет. Прежде всего, потому, что практикующиеся де-ятельностные стратегии вступают в прямое противоречие с задекларированными сетевыми целями.

Отражением и своеобразным итогом всех вышеперечисленных предикторов сетевого распада является разрозненность форм социальной активности акторов. Сетевые деструкции приводят к полному рассогласованию внутрисетевых действий, наблюдаемому как хаотичный набор несвязанных между собой, единичных, существенно разнящихся по ценностному наполнению и семантике угасающих обменных импульсов. Сетевая целостность здесь уже отчетливо распадается на фрагменты, внутри которых с очевидностью фиксируются стремящиеся к разрушению, неустойчивые, неравновесные интеракции, окрашенные только индивидуальными усилиями и единичными, сиюминутными потребностями. Никакие направленные административные или ак-торные старания не способны удержать сеть в дееспособном состоянии и предотвратить процессы такого распада. Фактически наличие данного предиктора может рассматриваться как предзнаменователь скорейшего и необратимого сетевого разрушения.

Здесь следует сделать существенную оговорку. По объективным причинам университет никогда не перестанет демонстрировать социально-сетевую активность, однако последняя может прочитываться как «наложение» поисковых процессов, не имеющих отношения к уходящей сети, а направленных на мониторинг новых сетевых возможностей. Наблюдатель способен и должен отграничивать их в рамках своих аналитических процедур. То есть при наличии в социальной реальности широкого спектра описанных

предикторов сетевого распада, необходимо признавать неизбежность полной утраты сетевого объекта, за разворачиванием которой исследователю остается лишь наблюдать. Фактически, мы уже не отвечаем на вопрос «почему разрушается сеть с участием вуза?», но можем только видеть, «как она разрушается». Люди, ранее активно вовлеченные в сетевые процессы, полностью теряют смыслы такого взаимодействия, что приводит к полной демотивации актора в качестве сетевой единицы. Это влечет за собой постепенную утрату каналов ресурсного обмена.

При этом в ареал распадающейся сети не входят новые акторы, способные переломить ситуацию. Явственно выступают глубокие сетевые разрывы: ключевые сетевые акторы не выполняют более своего предназначения, теряя фокусировку на связях. Структурно сеть может описываться как фантом, где через остатки «сетевой памяти» фиксируются только следы воплощения, в некотором смысле «проекции прошлого». Например, еще устраиваются конференции как некогда продуктивные формы научного обмена, однако ключевые участники мероприятий не проявляют к ним интерес, обесценивая сами формы контактов и определяя последние как бесперспективные вложения.

Завершая изложение, отметим, что, несмотря на некоторую ограниченность указанных прогностических характеристик, с их помощью можно успешно предвосхищать деструктивные изменения процессов/ состояний в сетях с участием университета. Более того, используя управляемые предикторы, открывается возможность некоторого влияния на будущие сетевые изменения в сторону торможения сетевого распада. Прежде всего, через стимулирование и упорядочивание ресурсных обменов; четкое определение и констатацию общесетевых целей; создание для сетевой активности благоприятных социальных условий. На основании сделанных выводов представляется перспективной разработка рекомендаций по организации эффективного сетевого взаимодействия современных отечественных университетов, призванных оптимизировать сетевую активность и минимизировать издержки и неудачные попытки вузов по вхождению в социальные сети и удержанию ключевых позиций в них.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алексеева И. А. Актуальные аспекты управления человеческим капиталом вузов в условиях их инновационного развития // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2016. -№ 3 (11). - С. 109-116.

2. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СПб, 2008. - 298 с.

3. Гресько А. А., Солодухин К. С., Чен А. Я. Многопериодная модель ресурсного взаимодействия заинтересованных сторон вуза // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 77-81.

4. Заякина Р. А., Ромм М. В. Сетевой подход: между топологиями пространства и формы // Социологическое обозрение. - 2017. - Т. 16, № 2. - С. 163-179.

5. Климова С. Г., Климов И. А., Щербакова И. В.

Сообщества социальных предприятий // Вестник Института социологии. - 2015. - № 2 (13). -С. 71-97.

6. Нархов Д. Ю. Преподаватели высшей школы как ресурс модернизации высшего профессионального образования: дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2015. - 246 с.

7. Ромм М. В., Заякина Р. А. Сетевые сообщества с участием вуза: сложившиеся практики социального взаимодействия // Высшее образование в России. - 2016. - № 11. - С. 28-37.

8. An W., Schramski S. Analysis of contested reports in exchange networks based on actors' credibility // Social Networks. - 2015. - № 40. -P. 25-33.

9. McPherson N., Smith-Lovin L., Cook J. M. Birds of a feather: Homophily in social networks // Annual Review of Sociology. - 2001. - Vol. 27. - P. 415-444.

Поступила в редакцию 12.05.2017

Zayakina Raisa Alexandrovna

Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., of the Department of Constitutional and International Law, Novosibirsk State Technical University, raisa_varygina@mail.ru, Novosibirsk

Romm Mark Valerievich

Dr. Sci. (Philos.), Prof., Dean of the Faculty of Humanities, Novosibirsk State Technical University, mark. romm@gmail.com, Novosibirsk

PREDICTORS OF COLLAPSE OF SOCIAL NETWORKS WITH NATIONAL UNIVERSITY PARTICIPATION1

Abstract. The article addresses the possibility of anticipating destructive processes leading to the collapse of social networks with national university participation. Social topology and, in particular, the procedure of creating a potential network design serve as a theoretical-methodological basis for the research. The mechanism of applying a potential network design is based on fixing the characteristics of network stability by means of prognostic parameters, which are called predictors. The predictors, which are capable of identifying the key factors of social network collapse, are divided into manageable and unmanageable ones in accordance with the degree of external control probability. The manageable predictors include decline of resource exchange, teleological disconnection between network actors, objective social impediments. The unmanageable predictors comprise axiological disconnection between actors, radical change of everyday background practices, and fragmentation of forms of social activity of actors. The group of manageable predictors provides a good prospect of their usage for external directed influence on network characteristics, in particular, on a loss of network stability parameters.

Keywords: network approach; social topology; a potential network design; manageable and unmanageable predictors; national university.

References

1. Alekseeva, I. A., 2016. Actual aspects of man- ment. Actual problems of economics and management, agement of the human capital of higher education in- 3 (11), pp. 109-116. (In Russ., abstract in Eng.). stitutions in the conditions of their innovative develop- 2. Volkov, V. V., Kharkhordin, O. V., 2008. A the-

1 This work is supported by RFBR according to the research project № 16-06-00087 «Social network: topological interpretation of social reality».

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 4 I 2017

11

_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_

ory of practices. St. Petersburg, European University 6. Narkhov, D. Yu., 2015. Lecturer of higher educa-

Publ., 298 p. (In Russ.) tion as a resource for the modernization of higher pro-

3. Gresko, A. A., Solodukhin, K. S., Chen, A. Ya., fessional education. Cand. Sci. (Sociol.). Ekaterinburg, 2016. Multi-period model of resource interactions 246 p.

between university stakeholders. ASR: economics 7. Romm, M. V., Zayakina, R. A., 2016. Network

and management, 5, 2 (15), pp. 77-81. (In Russ., ab- Communities with University Participation: Estab-

stract in Eng.). lished Practices of Social Interaction. Higher Education

4. Zayakina, R. A., Romm, M. V., 2017. Network in Russia, 11, pp. 28-37. (In Russ., abstract in Eng.) approach: between topologies of space and form. 8. An, W., Schramski, S., 2015. Analysis of con-Russian Sociological Review, 16, 2, pp. 163-179. (In tested reports in exchange networks based on actors' Russ., abstract in Eng.). credibility. Social Networks, 40, pp. 25-33.

5. Klimova, S. G., Klimov, I. A., Shcherbakova, 9. McPherson, N., Smith-Lovin, L., Cook, J. M., I. V., 2015. Social enterprise communities. Bulletin 2001. Birds of a feather: Homophily in social net-of the Institute of Sociology, 2 (13), pp. 71-97 (In works. Annual Review of Sociology, 27, pp. 415-444. Russ., abstract in Eng.).

Submitted 12.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.