ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 81’366.587+81.371
ПРЕДИКАТИВ С СЕМАНТИКОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА
© Р. А. ШАМАЕВА
Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка e-mail: [email protected]
Шамаева Р. А. - Предикатив с семантикой положительного эмоционального состояния в поэзии С. А. Есенина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 433-436. - Статья посвящена функциональным особенностям предикатива с семантикой положительного эмоционального состояния в поэзии С.А. Есенина. Предикатив как часть речи способен выражать различные эмоции и их оттенки. Употребление интенсификаторов при предикативе указывает на высокую степень проявления состояния.
Ключевые слова: предикатив, семантика эмоционального состояния, интенсификаторы.
Shamaeva R. A. - Predicative with semantics of positive emotional state in Yesenin's poetry // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 433-436. - The article deals with the functional specifics of the predicative with the semantics of the positive emotional state in the Yesenin’s poetry. The predicative as part of a sentence can express different emotions and their shades. The use of intensifiers with the predicative indicates the highest degree of emotional stat.
Keywords: predicative, semantics of emotional state, intensifiers.
Особенности поэтического текста рассматривали М. М. Бахтин, А. Н. Веселовский, Ю. М. Лотман, А. А. Потебня, Ю. Н. Тынянов. Очень точным является замечание М. М. Бахтина: «Только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, ибо требования к нему здесь максимальные: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов; поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого» [1, с. 46]. В поэзии максимально проявляется эмоциональность, то есть отражение чувств с помощью различных единиц языка. Это обусловлено не только природой поэтического текста, но и его коммуникативной задачей. «Поэзия имеет дело в большинстве случаев с чувствами и представляет собой чувства, поэтому предполагает высокий эмоциональный уровень повествования ...» [13, с. 35].
П. А. лекант считает, что можно «выделить четыре вида представления эмоциональной семантики: а) эмоциональную окраску, б) эмоциональное отношение, в) эмоциональную оценку, г) эмоциональное состояние» [5, с. 201]. В предложениях эмоционального состояния лица «следует различать четыре основные формы представления предиката эмоционального состояния: а) глагол, б) предикатив, в) имя существительное, г) описательный оборот», при этом «предикатив . изначально более «удобен» для выражения эмоционального состояния лица» [5, с. 203]. Частереч-
ный статус предикатива определяется так: особая гибридная часть речи с категориальным значением «качественное состояние», совмещающая признаки глагола и прилагательного (П. А. Лекант, М. Д. Дегтярева, Д. А. Савостина). Предикатив - аналитическая часть речи: категории времени, наклонения, лица выражаются связкой (связка в предикативе - облигаторный компонент), а род и число - «вещественной» частью, которая представляет собой семантический центр.
В современном русском языке отмечается рост аналитизма, в том числе и среди частей речи. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей функционирования таких единиц в языке.
«Предикатив используется авторами тогда, когда необходимо сосредоточить внимание не на действии (глагол), не на каком-то одном отличительном признаке предмета (прилагательное), а на внутреннем или внешнем качественном состоянии, в котором находится субъект» [12, с. 80]. Именно «гибридность» (а для художника универсальность) предикатива определяют высокую частотность его употребления в художественном тексте для выражения эмоциональности и субъективности.
Методом сплошной выборки из поэтического наследия С. А. Есенина (тт. 1-3 «Собрания сочинений в 5 тт.») нами отобраны личные и безличные формы предикатива. При работе с языковым материалом
были использованы описательный метод и метод структурно-семантического анализа.
По значению предикативы можно разделить на четыре группы:
1) качественное состояние «абсолютное»; 2) качественное состояние + характеристика; 3) качественное состояние + оценка; 4) качественное состояние + модальность.
Группа предикативов с семантикой эмоционального состояния входит в состав второй семантической разновидности. Нами отмечены предикативы, выражающие состояния, мотивированные как отрицательными, так и положительными эмоциями. Первые выражают:
- страх (Время мое приспело, / Не страшен мне лязг кнута. / Тело, Христово тело / Выплевываю изо рта; Мне страшно, - ведь душа проходит, /Как молодость и как любовь);
- ненависть (И напрасно в пещеры селятся / Те, кому ненавистен рев. / Все равно - все равно он иным отелится / Солнцем в наш русский кров; Смыкайтсь же тесной стеною,/Кому ненавистен туман,/ Тот солнце корявой рукою / Сорвет на златой барабан);
- злость (Потому что мы очень строги, / Л на строгость ту зол народ, / У нас портят железные дороги, /Гибнут озими, падает скот.);
- душевная боль (тяжко и горько мне... Кровью поют уста...; Больно, больно мне быть Петром, /Когда кровь и душа Емельянова.);
- стыд (стыдно мне, что я в Бога не верил);
- сожаление (Горько мне, что не верю теперь);
- грусть (Мне грустно на тебя смотреть, / Какая боль, какая жалость!);
- неприязнь (Мне противны и те и эти);
- отвращение (стало тошно до чертиков/Под юбкой сидеть у жены / И живот напузыривать чаем) и др.
Предикативы с семантикой состояния, обусловленного положительными эмоциями, выражают:
- положительное эмоциональное состояние (общее) (Хорошо в эту лунную осень / Бродить по траве одному / И сбирать на дороге колосья / В обнищалую душу-суму);
- радость (И так радостен мне над пущей / Замирающий в ветре крик:/ «Будь же холоден ты, живущий, /Как осеннее золото лип.»; И светло и тепло/На душе у меня);
- веселие (буду весел я до гроба, / Удалая голова. / Провожай меня, зазноба, / Да держи свои слова; Ах, сегодня так весело россам, Самогонного спирта
- река);
- счастье (Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть; счастлив, кто в радости убогой, / Живя без друга и врага, / Пройдет проселочной дорогой,/Молясь на копны и стада);
- симпатию (Знаю, чем чужд и чем я не мил: / Меньше плясал я и меньше всех пил);
- умиротворение (Пусть не я тот нежный отрок /В голубином крыльев плеске, / Сон мой радостен и кроток/ О нездешнем перелеске);
- наслаждение (Стряхая с бровей своих призрачный дым, / Нам сладко о тайнах рассказывать им; приятно мне под небом голубым / Утешить бедного и вшивого собрата);
- решительность (Сердце радо в пурге расколоться, / Оттого что без Хлопуши /Вам не взять Оренбург /Даже с сотней лихих полководцев);
- спокойствие (Я спокоен);
- симпатию (Потому и любы бандиты./ Что всосали в себя их гнев; И потому в чужой / Стране / Вы близки / И приятны мне) и др.
В поэзии С. Есенина преобладают предикативы с оттенками негативных значений. И. Захариева отмечает, что «эмоциональная настроенность лирики Есенина имеет свой рисунок: ею управляет авторский порыв к преодолению собственных негативных душевных состояний» [4, с. 7]. Вероятно, именно с этим связано частое употребление слова не (часть речи негатив) [8] при предикативах, обозначающих негативное эмоциональное состояние: Время мое приспело, / Не страшен мне лязг кнута; Не больна мне ничья измена, /И не радует легкость побед, - / Тех волос золотое сено / Превращается в серый цвет; И теперь даже стало не тяжко / Ковылять из притона в притон, / Как в смирительную рубашку, /Мы природу берем в бетон; Потому так и сердцу не жестко <...>; Только мне не страшно <...>; Оттого душе моей не жестко / Не желать, не требовать огня <...>. Отрицание не, относящееся к предикативам с семантикой положительного эмоционального состояния, усиливает трагичность поэзии С. Есенина. «В составе предикатива частица не выступает в прямом употреблении и передает разные степени отрицания. Это <...> зависит, прежде всего, от позиции не в предложении» [12, с. 46]. Если негатив находится перед тем компонентом предикатива, который выражает лексическое содержание, то «утверждается наличие противоположного отрицаемому качества, состояния или действия» («контрастноутвердительная» модальность) [2, с. 526]: Но сердце хмельное любви моей не радо...; Что же, красив ты, но сердцу не люб; Знаю, чем чужд ей и чем ей не мил <...>; Ой, не весел ты, край мой родной; Да не любы, вишь, удалому / Эти всхлипы серых журушек, / А мила ему зазнобушка, / Что ль рязанская сторонушка; Молодая, с чувственным оскалом, / Я с тобой не нежен и не груб; Другой этот трон / Громил, / И брат ему был / Не мил. Если же не находится в препозиции по отношению к связке, то отрицается наличие названного предикативом эмоционального состояния («чисто отрицательная» модальность) [2, 526]: Ты мне пой, ну, а я припомню / И не буду забывчиво хмур <...>.
В семантику эмоционального состояния вносят оттенки частицы. Они выполняют функцию интен-сификаторов, указывают на высокую степень проявления состояния: так хорошо тогда мне вспоминать / Заросший пруд и хриплый звон ольхи, / Что где-то у меня живут отец и мать, / Которым наплевать на все мои стихи, / Которым дорог я, как поле и как плоть, / Как дождик, что весной взрыхляет зеленя; так мил мои вспыхнувшим взглядам погорбившийся плетень.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
П. А. Лекант отмечает, что «сочетание частиц какой, как, такой, так с «полными» словами представляют . особую синтаксическую форму - интенсив, которая определяет субъективную окраску высказывания» [7, с. 77]. «Интенсификация в грамматическом аспекте предполагает такие функционально-семантические операции, как акцентирование (подчеркивание), усиление, выделение, полнота, градация (обычно высокая степень), обобщение, оценка» [7, с. 74], а корпус ин-тенсификаторов составляют «функционально обособившиеся группы слов - от наречий степени . до усилительных частиц» [7, с. 75]. Наречия меры и степени и со значением меры и степени (так, очень и др.) как показатели градуальности выражают высокую степень проявления состояния: Ты был так кроток,/Был так смиренен; Ты мне пой, ну, а я припомню / И не буду забывчиво хмур:/ так приятно и так легко мне/Видеть мать и тоскующих кур. Междометия представляют собой «класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность» [11, с. 732]. Они тоже обладают способностью указывать на степень проявления состояния, выражаемого предикативом. Находясь чаще в препозиции по отношению к предикативу, междометие не только усиливает степень проявления качественного состояния субъекта, делает предложение эмоционально более насыщенным, но и может вносить дополнительные оттенки эмоционального состояния: ой, не весел ты, край мой родной. К отрицанию состояния веселия (не весел), добавляется семантика первообразного междометия ой - огорчение и беспокойство. В случаях, когда при предикативе находится сразу несколько интенсификаторов разной морфологической природы (междометие, частица), предложения становятся максимально выразительными: Ах, сегодня так весело россам, / Самогонного спирта - река. Интенси-фикаторы ах и так указывают на наивысшую точку в развитии эмоционального состояния, выраженного предикативом весело. В междометии ах присутствует модальная оценка субъектом речи эмоционального состояния субъекта действия (состояния).
Предложения конструкции «инфинитив - предикатив» могут быть как двусоставными, где инфинитив выполняет функцию подлежащего, а предикатив - сказуемого, так и односоставными безличными. Идентификация типа предложения в этом случае происходит по наличию/отсутствию предикативных отношений между инфинитивом и предикативом. В безличных предложениях предикатив выражает признак, харакеристику, оценку [6, с. 126]. Например, двусоставные: Хорошо им стоять и смотреть, / Красить рты в жестяных поцелуях, - / Только мне, как псаломщику, петь / Над родимой страной аллилуйя. В безличных конструкциях с предикативом инфинитив при нем выступает в роли конкретизатора, «сужая» семантику предикатива: Так хорошо тогда нам вспоминать / Заросший пруд и хриплый звон ольхи (Ср.: Хорошо и тепло, как зимой у печки); Сказать приятно мне: / Я
избежал паденья с кручи; приятно мне под небом голубым / Утешить бедного и вшивого собрата.
Нередко наблюдаются «переходные» случаи, в которых значение эмоционального состояния сопряжено с оценкой (весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу; веселы твои проказы, / Зарукавник - словно снег; Сердце гложет плакучая дума... / Ой, не весел ты, край мой родной;). Т. В. Романова считает, «что эмоциональность, будучи по природе антропоцентрической, должна соприкасаться с оце-ночностью, которая не мыслима вне субъекта оценки» [10, с. 17].
негативная семантика предикатива болен значительно меняется в зависимости от синтагматики. Употребляясь в предложении самостоятельно и обозначая эмоциональное состояние, имеет значение «испытывающий нравственные страдания» [14]: Друг мой, друг мой, / Я очень и очень болен. В конструкциях же «предикатив + существительное в творительном падеже» предикатив болен может выражать разнообразные значения:
1) Я сейчас чувством жизни, как никогда, болен;
2) Я нежно болен вспоминаньем детства <...>;
3) Опять я теплой грустью болен / От овсяного ветерка.
В этих примерах существительное в творительном падеже при предикативе как бы нейтрализует его «негативную» семантику.
Итак, предикатив способен передавать различные эмоциональные состояния. В качестве интенси-фикаторов при предикативе функционируют наречия меры и степени, а также междометия, которые конкретизируют и дифференцируют семантику положительного эмоционального состояния. Сочетания предикатива с частицей так образует особую синтаксическую форму - интенсив, которая создает субъективность высказывания, усиливает эмоциональность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. М., 1924.
2. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972.
3. Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти томах М.: Художественная литература, 1967. Т. 1-3.
4. Захариева И. Лирика Есенина: эмоциональность и образность - часть II [Электронный ресурс]. Balkan Rusistics: Режим доступа: http://www.russian.slavica. org/userimages/ zaharieva_es_2.pdf.
5. лекант П. А. Рациональное и эмоциональное в русском предложении: семантика эмоционального состояния // Грамматические категории слова и предложения. М.: Издательство МГОУ, 2007. С. 201-206.
6. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высш. шк., 2004. 242 с.
7. Лекант П. А. Субъективная аналитическая категория интенсива в русском языке // РЯШ. 2011. № 7. С. 74-78.
8. Лекант П. А. Часть речи негатив // Грамматические категории слова и предложения. М.: Издательство МГОУ, 2007. С. 51-54.
9. Лекант П. А. Часть речи предикатив // Грамматические категории слова и предложения. М.: Издательство МГОУ, 2007. С. 47-50.
10. Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. 310 с.
11. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.
12. Савостина Д. А. Категоризация субъективности и эмоциональности в русской литературе первой трети XX века: формы предикатива. М.: Издательство МГОУ, 2010. 153 с.
13. Шаховский В. И. Язык и эмоции в аспекте линг-вокультурологии. Волгоград: Перемена, 2009. 169 с.
14. Ширшов И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. М., 2004. 1022 с.