УДК 1 © А. А. Шеремет
А. А. Шеремет
ПРЕДЕЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОММУНИКАТИВНЫЕ УЭ ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЕ.
В статье в ракурсе субъект-объектной дихотомии раскрываются последствия воздействий коммуникативных технологий на индивида и общество в целом и анализируются пределы влияния данного вида технологий в
сравнении с иными социальными технологиями - трансгуманистическими.
Ключевые слова: коммуникативные технологии, массовые коммуникации, субъект/объект коммуникации, трансгуманистические технологии, трансгуманизм, влияние технологий на социальное.
В современном обществе тематизация социально-коммуникативных процессов сохраняет
-
--
ятия социальных процессов как осуществляющихся
-
-
ствия коммуникативных технологий на социум. Тем
-
-
зволяет проблематизировать негативный потенциал коммуникативных технологий и пределы их влияния на человека и общество в целом.
Согласно законам микроуровня Коллинза-Мида,
субъект всегда пытается оказывать влияние на иных
-
тие реальности, стремится к власти в обществе [2].
-
-
та брать под контроль коммуникативный процесс, управлять восприятием и действием аудитории. Тогда, в упрощенном виде массовая коммуникация будет представлять собой транслируемый субъектом аудио- и видеоряд (а именно: образы) в выгодном для себя ракурсе.
В ситуации отсутствия у объекта коммуникации
-
ности эти образы весьма успешно могут оказаться
-
нимать во внимание исследование А.К. Секацкого,
-
ческой природы: «производство лжи, предшествуя истине..., является простым «фоном работающего
сознания» [3]. Философ объясняет это следующим
-
новном простираются потоки сознания - там мысль
-
тину представляется занятием очень трудным. Это
своего рода защитный механизм, т.к. тотальность
-
полнимой (невыносимой) для человеческой психики. Также исследователь аргументирует свою позицию
знаменитым экспериментом, в результате которого
-
ской патологией не воспринимают двойственность
-
вод, что они не способны ко лжи.
-
ных процессов высвечивает достаточно негативную
-
нологий на социальное. С целью оценить пределы влияния данного вида технологий на индивида и
общество представляется целесообразным провести
-
никативных технологий и иных социально значимых технологий, к примеру, трансгуманистических.
Трансгуманизм выступает радикально новым
подходом к размышлениям о будущем, основанным
-
ляется не концом, а скорее, началом эволюции. С
одной стороны, данное явление сосредотачивается
-
ных опасностей использования науки, технологий,
-
ментальных пределов человеческих возможностей; а с другой, - представляет собой рациональное и
культурное движение, утверждающее возможность и
-
--
ровать старение и значительно усилить умственные,
-
ка [4].
Основная идея трансгуманизма заключается в
-
ности своего развития (как биологического, так и, в меньшей степени, культурного), изучил его, осознал, - то он может управлять ходом своей эволюции,
взять этот процесс под контроль: само человечество
-
онного развития от человека к трансчеловеку и далее к постчеловеку. В ходе дальнейшей эволюции, для ее направления в желаемое русло, человеку можно и нужно активно применять новые уже доступные технологии особенно медицинские и биотехнологии.
Средства, которые предлагаются трансгуманистами
-
--
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий
72
ственные интеллекты станут первыми постлюдьми), лекарства для изменения настроения, терапию против старения, нейроинтерфейс, программы для
управления информацией, лекарства для улучшения
-
бретения (такие как фьючерсы на идеи, совместная
-
нологии. Подчеркивается важнейшая роль генной
инженерии, с помощью которой можно значительно
-
тальные особенности, а также радикально продлить биологическую жизнь человека.
Итак, проведем ряд наиболее ярких параллелей
-
ми технологиями:
-
ния ситуации, реализации собственных намерений
-
жевой маске». Однако созданный информационный конструкт оказывает обратное воздействие на самого субъекта, т. к. в своих социальных проявлениях он вынужден подстраиваться под сконструированный образ, играть роль, навязанную ему имиджем. Такую личностную трансформацию можно соотнести с
метаморфозами, описываемыми трансгуманизмом
-
века. Термин «трансчеловек» означает «переходный
-
-
тенциальный шаг на пути эволюции в постчеловека.
Транслюди характеризуются такими признаками
-
тантами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность. В рамках нашего исследования в качестве метафоры выступает аспект
трансгуманизма, связанный с модификацией тела с
-
ный ракурс на факт корреляции субъекта с образом,
-
-
ных технологий, индивид претерпевает телесные изменения, а также приобретает некие имплантанты
качеств. Это приводит к «продлению» его «жизни» в
-
ме продляется биологическая жизнь). Трансчеловек
-
-
полняются искусственными.
--
заться полностью искусственными созданиями
или быть результатом большого числа изменений
-
ка. Соответственно, с постчеловеком соотносится
-
-
ствующих черт индивида.
-
гии граничат с феноменом, известным как «игры в
---
муникативных технологий, пытающийся усилить
собственную позицию за счет использования этих
-
никативной ситуации выражаются, прежде всего, в
том, что он вынужден (по крайней мере) в рамках
-
лениях, выстраивать свои действия, коррелировать
-
ние черты характера в соответствии с требованиями
заданного образа. Следует заметить, что, оценивая
-
гий на индивида, с нашей точки зрения, необходимо
в первую очередь концентрировать внимание не на
-
--
менами шизофренизации.
2. Социальное неравенство. Действие обоих
-
ствовать возникновению социального неравенства.
-
-
номерным доступом индивидов к информационным
-
тием и действием объекта коммуникации. В случае с трансгуманистическими технологиями неравенство
вероятно ввиду преимущественной доступности
-
стояния и коррекции физиологических способностей ограниченному, узкому кругу состоятельных людей.
--
никации, такие, как наделение аудитории ложным чувством благополучия, спокойствия, надежды,
уверенности вплоть до иллюзии «потребления»
-
--
гуманисты, в частности, представители движения «строительства рая». Согласно этой идее, описанной Д. Пирсом в «Гедонистическом императиве» [6], в обществе необходимо ликвидировать негативные
эмоции, недуг и жестокость, а эмоциональная жизнь
-
тельными эмоциями. Коммуникативные технологии,
-
-
манизма подобный эффект может быть достигнут с помощью синтетических препаратов, регулирующих настроение.
4. Последствия действий технологий. Среди
-
гуманистических технологий критики указывают
-
стического сценария считается, что люди, полностью модифицированные до постлюдей, могут счесть, что
человек в традиционном понимании представляет собой неэффективный способ организации материи и энергии, которому можно найти лучшее применение.
Очевидно, что негативные эффекты со стороны коммуникативных технологий в целом не сопоставимы с последствиями актуализации трансгуманистических технологий в их деструктивном аспекте.
-
-
стическое начало, выражающееся главным образом
в альтернативных коммуникативных технологиях,
-
рокой общественности в сотворении собственного медиа-пространства, проявления своей творческой
активности в процессе коммуницирования. На это,
-
ся феномен интерактивности, а также глобальная
сеть Интернет. Кроме того, у человека, включенного
-
ность для критического осмысления транслируемых сообщений, сознательного прерывания контакта со
-
гинальной, альтернативной позиции, проявления
-
ний по социально значимым вопросам. Также сама массовая коммуникация в ее попытке управления восприятием и поведением аудитории встречает
многочисленные барьеры: исследователи А. Бриггз,
-
тивным приемам воздействия на публику, замечают: «нельзя согласиться, что управление информацией всегда равнозначно полному контролю над властью в обществе» [1].
Такимобразом, даже если исходить из приоритета
-
рования, акцентирующей внимание на манипуляции,
информационном неравенстве и замаскированном
-
цесса, то действие коммуникативных технологий
-
стическими - не следует рассматривать как нечто угрожающее, тотально деструктивное для социума.
Библиографический список
1. Медиа [Текст] / сост. А. Бриггз, П. Кобли. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2005. - С. 84.
2. Розов, Н. С. Теоретическая история - место в социальном познании, принципы и проблематика [Текст] / Н. С. Розов //Время мира. - 2000. - Вып. 1. - С. 138-175.
3. Секацкий, А. К. Онтология лжи [Текст] / А. К. Секацкий. - СПб.: С.-Петербургский университет, 2000. - С.64.
4. Трансгуманизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. transhumanism.org, свободный.
5. FM-2030. Are You а Transhuman? / FM-2030. - N.Y. : Vintage, 1989. - 159 p.
6. Pearce, D. Hedonistic imperative [Электронный ресурс] / D. Pearce. - Режим доступа: http://liedweb.com/liedetliic/ hedonist.htni, свободный.
THE LIMITS OF THE IMPACT OF SOCIAL TECHNOLOGIES: COMMUNICATIVE VS TRANSHUMANISTIC
A. A. Sheremet,
associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. This item is devoted to the influence of communicative technologies upon an individual and society. The author analyses the consequences of communicative technologies' effects as compared with transhumanistic technologies.
Key words: communicative technologies, mass communication, subject/object of communication, transhumanistic technologies, transhunianisni, influence of social technologies.
Шеремет Анна Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация). E-mail: A nia_slie rcmсt a mail. ru.
Статья поступила в редакцию 28.02.2013