Научная статья на тему 'Пределы криминализации деяний с учетом характера и степени их общественной опасности (истоки и перспективы формирования новой теории)'

Пределы криминализации деяний с учетом характера и степени их общественной опасности (истоки и перспективы формирования новой теории) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЕЛЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николаев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пределы криминализации деяний с учетом характера и степени их общественной опасности (истоки и перспективы формирования новой теории)»

6.11. ПРЕДЕЛЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРА И СТЕПЕНИ ИХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ (ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ТЕОРИИ)

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Николаев А.М. , к.ю.н., доцент кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии

Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России

Вопросы криминализации деяний до сих пор рассматривались в юридической литературе в плане оснований криминализации1, теории состава преступления как ее законодательного выражения2 и в связи с проблемами уголовной политики . В свое время нами была предпринята попытка исследовать вопросы криминализации еще и под углом зрения ее пределов, обусловленных характером и степенью общественной опасности соответствующих деяний4. В настоящем материале излагаются некоторые новые положения, полученные в ходе последующей исследовательской работы на избранном направлении.

Уже беглый взгляд на сложившуюся в нашей стране систему криминализации деяний показывает, что многие из них (деяний, предусмотренных в уголовном законодательстве в качестве преступлений) вполне могли бы быть взяты под контроль на основе не уголовного, а иного законодательства, что в известной мере снизило бы нагрузку на систему уголовной юстиции. Точно так же, как обычная труба не может пропустить через себя больше жидкости, чем это предопределено ее диаметром и другими конструктивными особенностями, так и правоохранительная система не в состоянии «пропустить через себя» весь тот объем деяний, который обозначен в уголовном законодательстве в качестве преступности. В народе говорят: «Лучше меньше - да лучше!». Эта мудрость побуждает считаться с реалиями и на уровне практической уголовной политики : лучше в Уголовном кодексе обозначить меньше деяний в качестве преступлений, но если все

1 См.: Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация. - М.: «Наука», 1982. - С. 33-35 и др.

2 См.: Дурманов Н.Д. Понятие преступления. - М.-Л.: АН СССР, 1948. - С. 135.

3 См.: Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. - 200 с.; Его же. Уголовноправовые вопросы криминализации общественно опасных деяний // Актуальные проблемы криминализации и декриминализации общественно опасных деяний. - Омск: Омская ВШМ МВД СССР, 1980. - С. 316.

4 См.: Николаев А.М. Криминализация деяний на нижнем уровне их

общественной опасности. - Н.Новгород: Нижегородская академия

МВД РФ, 2005. - 200 с.

они (или хотя бы большая их часть) будут надежно «перекрыты», то задачи уголовно-правового реагирования в значительной мере решатся. Совершенно очевидно, что сегодня правоохранительные органы не только не в силах отреагировать (на основе уголовного закона) на каждое совершенное преступление, но они не могут даже достаточно полно зарегистрировать совершаемые преступления.

Важно учитывать и то, что каждая новая норма может успешно «прижиться» к сложившейся ранее системе законодательства только в том случае, если она обладает теми же конструктивными свойствами, что и ранее принятые нормы, а, кроме того - если она не только не нарушает, но напротив - укрепляет ранее сформировавшуюся систему норм. Разумеется, каждая новая норма не может и дублировать ранее существовавшие нормы; она лишь должна восполнять не замеченные ранее или образовавшиеся с течением времени пробелы в системе криминализации деяний. Например, если менее опасное деяние признается уголовным законом преступлением, а более опасное деяние этого же ряда таковым не признается, то налицо - пробел, нуждающийся в восполнении.

При отсутствии своевременного восполнения пробела на законодательном уровне он нередко «восполняется» на уровне практики, то есть путем применения уголовного закона по аналогии, а именно путем применения его в отношении деяний, которые прямо не предусмотрены в законе в качестве преступлений, но по отдельным признакам сходны с теми, которые предусмотрены в качестве таковых, то есть некоторым образом «аналогичны» им. Это неизбежно приводит к нарушению принципа законности - со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

При этом на первый план выступает требование предварительной научной проработки вопросов криминализации деяний - перед тем, как предложить государству решиться, по образному выражению классика, на «самое серьезное, самое болезненное дело, когда к области преступлений относится такое действие, которое до сих пор не считалось преступным», когда государству предлагается отсечь «от себя свои живые части, делая из гражданина преступника», когда законодателю дается совет предпринять такой шаг, который «решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиономию общества»5.

Криминализация как главная составляющая уголовной политики представляет собой «объявление общественно опасных деяний преступлениями»6. В сформировавшейся на сегодняшний день теории криминализации деяний существует два основных подхода к определению сущности исследуемого понятия. В соответствии с первым подходом под криминализацией деяний понимается не только собственно закрепление в законе признаков новых составов преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках имеющихся составов (квалифицирующие, особо квалифицирующие признаки составов), основания и некоторые ограничения в применении институтов освобождения от наказания, конструирование норм, вызывающих, наряду с наказаниями, взамен или в дополнение

5 См.: Маркс К. Население, преступность, пауперизм // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - 2-е изд-е. - Т. 13. - С. 516.

6 Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. - М., 1979. - С.48.

Николаев А.М.

ПРЕДЕЛЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ

к ним, иные последствия уголовно-правового характе-ра7. Согласно второму подходу криминализация представляет собой лишь отнесение законодателем деяния к числу преступлений8.

Полагаем, что дальнейшее развитие этих подходов, не столько противоречащих, сколько взаимодополняющих друг друга, способно привести к существенному развитию имеющихся представлений о криминализации деяний, к созданию цельной, завершенной и достаточно полной теории этой криминализации. В таком виде данная теория может претендовать на статус учения, способного преобразовать уголовное законодательство, поднять его на уровень, который позволит вначале сбить накатившуюся на страну волну преступности, а затем и обеспечить постепенное снижение преступности. Откроются новые перспективы совершенствования и законодательства, которое, не являясь уголовным, тем не менее, регламентирует вопросы ответственности за правонарушения, вплотную примыкающее к сфере криминализованных деяний 9.

Основоположником учения о криминализации деяний принято считать Ч. Беккариа, выдвинувшего и сформулировавшего в своей знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях» ряд принципиально важных положений относительно обоснования уголовноправового запрета - в частности, таких, как общественная опасность криминализируемых деяний и экономия репрессии10. Отдавая должное Ч.Беккариа, нельзя не признать и того, что многие его выводы относительно криминализации деяний были слишком общими, не конкретными, абстрактными, а стало быть, малопригодными для практического применения.

Существенный вклад в дальнейшее развитие учения о криминализации деяний внес К.Кенни, сформулировавший свои выводы, с одной стороны, в более развернутом, а с другой - в более конкретизированном, понятном как законодателю, так и любому юристу виде. К.Кенни впервые более или менее полно охарактеризовал (в своей известной работе «Основы уголовного права») условия, необходимые для положительного решения вопроса об установлении наказуемости того или иного «вредоносного деяния». Общий «состав» таких условий определялся, по К.Кенни, следующим их набором: а) вред от криминализируемого деяния должен быть значительнее прямого и косвенного вреда, который неизбежно влечет за собой уголовное наказание; б) криминализируемое деяние должно поддаваться определению с точностью, необходимой для права; в) это деяние должно быть с достоверностью доказуе-

7 См.: Галиакбаров Р.Р. Проблемы криминализации многосубъектных общественно опасных деяний // Актуальные проблемы криминализации и декриминализации общественно опасных деяний. - Омск, 1980. - С.40.

8 См.: Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1987. - С.58.

9 Ранее мы исходили из того, что авторы, отстаивающие первую точку зрения, безосновательно расширяют понятие криминализации, включая в него элементы пенализации деяний (см.: Николаев А.М. Назв. работа. - С. 35). Дальнейшее осмысление данного вопроса привело нас к выводу о том, что пенализация деяний, характеризуясь определенным своеобразием, является все же составной частью их криминализации. Во всяком случае, в той ее (пенализации) части, которая обусловлена, с одной стороны, квалифицирующими признаками составов преступлений, а с другой - основаниями освобождения от уголовной ответственности и (или) наказания.

10 См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1939. - С. 226.

мым ; г) доказывание подобных деяний должно дости -гаться «без ущерба для неприкосновенности частной жизни и отношений доверия между близкими людьми»; д) деяние должно в значительной мере возмущать привычные чувства общества, общественное мнение; е) достаточная защита общества от данного вида деяний не может быть обеспечена более мягкими мерами - например, административно-правовыми или гражданско-правовыми11.

В дальнейшем высказываемые пишущими юристами суждения (как в нашей стране, так и за рубежом) относительно вопросов криминализации деяний представляли собой лишь развитие положений, сформулированных Ч.Беккариа и К.Кенни. Конечно, имели место попытки внести какие-то дополнительные положения в созданное предшественниками учение, что-то упростить в нем, а что-то усложнить, но в целом представления о проблеме принципиальных изменений не претерпевали.

Например, П.А. Фефелов делал акцент на такое условие криминализации, как возможность обеспечения неотвратимости ответственности. Если такая неотвратимость не будет обеспечена, то, как полагал ученый, «нечего и огород городить»12.

По мнению И.М. Гальперина, для криминализации деяний необходимы следующие условия (основания): а) изучение распространенности конкретных действий и оценка типичности их как формы проявления антиобщественного поведения; б) установление динамики совершения указанных деяний с учетом причин и условий, их порождающих; в) определение причиняемого такими деяниями материального и морального ущерба; г) определение степени эффективности применявшихся мер борьбы с указанными деяниями - как посредством права, так и посредством иных форм; д) установление наиболее типичных признаков субъектов деяний; е) выявление общественного мнения социальных групп; ж) определение возможности системы уголовной юстиции в борьбе с определенными дея-ниями13.

Данный перечень условий криминализации деяний, несмотря на его полноту и обстоятельность, все же подвергался в юридической литературе критике. Так Г.А.Злобин находил его не столько «содержательнотеоретическим», сколько «процедурно-

методологическим»14. Отчасти с этим, наверное, можно согласиться, но приведенный И.М.Гальпериным перечень условий криминализации деяний интересен, помимо прочего, еще и тем, что он несколько отличается от вышеприведенного перечня этих условий, сформулированных К.Кенни. Если последний определял эти условия в виде задач, которые необходимо решить в процессе осуществления криминализации деяний, то первый - в виде принципов, которых необходимо при этом придерживаться.

Обращает на себя внимание и то, что в отличие от И.М.Гальперина К. Кенни писал в своих «Основах уго-

11 См.: Кенни К. Основы уголовного права. - М., 1949. - С.27-29.

12 См. Фефелов П.А. Критерии установления уголовной наказуемости деяний // Советское государство и право. 1970. - № 11. - С. 101103.

13 См.: Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство // Основные направления борьбы с преступностью. - М.: Юрид.лит., 1975. - С. 58.

14 Основания уголовно-правового запрета. - М.: «Наука», 1982. - С. 198.

ловного права» не о предпосылках, а об условиях криминализации. В настоящее же время юристы чаще пользуются в данной связи такими терминами, как основания, критерии, принципы, поводы, факторы, задачи и т.п. По мнению А.И. Коробеева, «такая полифония в терминологии не оправдана, ибо ведет к бесконечным спорам в теории и ничего не дает законодателю»15. Не придавая этим терминологическим различиям большего значения, чем они того заслуживают, мы все же склонны к тому, чтобы все же как-то «развести» все эти понятия, вкладывая в них по возможности разный смысл. Во всяком случае, цитируя тех или иных авторов, во избежание путаницы, следует придерживаться той терминологии, которой придерживаются именно они. Но базовым среди всех этих понятий должен быть, на наш взгляд, термин «основание».

Понятие основания криминализации деяний обозначает происходящие в жизни общества процессы, развитие которых порождает объективную необходимость уголовно-правовой охраны определенных ценностей. Действующее уголовное законодательство охраняет около ста важнейших ценностей нашей жизни (жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство и т.д.). В каждом из этих случаев - свои основания криминализации деяний, посягающих на данные ценности (объекты). «Основания криминализации, - пишет Г.А. Злобин, -это то, что создает действительную общественную потребность в уголовно-правовой новелле, внутренняя необходимость возникновения уголовно-правовой

нормы» 6 К таким обстоятельствам, по мнению Г.А.Злобина, могут быть отнесены, в частности, существенное и внезапное изменение социальной, экономической или политической обстановки в результате чрезвычайных событий или такое развитие общества, которое определяет особую опасность некоторых действий, с которыми прежде можно было «мириться», то есть для целей противодействия им не надо прибегать к использованию уголовно-правовых средств.

Говоря кратко, к числу криминализационных оснований следует относить общественную опасность, распространенность деяний, осуждение их со стороны общественного мнения, научная проработка вопроса, общественная поддержка криминализации и др. Но далеко не всегда, создание уголовно-правовой нормы-новеллы основывается на адекватном и глубоком осознании соответствующей общественной необходимости, понимании и учете приведенных оснований. Нередко вывод о целесообразности изменения уголовного закона основывается на субъективном восприятии отдельных событий, носящих, к тому же, случайный характер. В связи с этим следует различать понятие «основание» криминализации, выражающее общественную необходимость использования регулятивных и предупредительных мер уголовного права применительно к определенной группе отношений, и понятие «криминализационный повод», обозначающее единичное (а значит в определенной степени и случайное) событие, приведшее в движение процесс

криминализации, обусловившее, в конечном итоге, появление в уголовном законодательстве соответствующей криминализационной нормы.

Ярким примером установления уголовно-правового запрета на основе криминализационного повода может служить ст. 145-1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат). Очевиден ситуативный характер принятия данной нормы в связи с развернувшейся в конце 90-х годов прошлого столетия в средствах массовой информации протестной компанией и давлением общественного мнения из - за непрекращающихся перебоев в выплате зарплаты.

Весьма важно, чтобы криминализационные поводы принимались во внимание законодателем только при наличии соответствующих криминализационных оснований, состоящих не в резонансной прессе (или, во всяком случае, не только в ней), а в тех или иных социальных, экономических, политических и (или) других факторах, с необходимостью указывающих на потребности в той или иной уголовно-правовой норме, призванной криминализовать соответствующее деяние.

Именно на основе такого рода факторов (оснований) и должны разрабатываться принципы криминализации деяний - как «научно обоснованные и сознательно применяемые общие правила оценки допустимости и целесообразности уголовно-правовой новеллы, устанавливающей или изменяющей ответственность за конкретный вид деяний»17. Перечень их не должен быть пространным. В числе их важно указать, в частности, на следующие: точность описания составов преступлений, отсутствие внутренних и внешних пробелов в системе криминализации деяний (как со стороны иных правонарушений и аморальных проступков, так и со стороны более опасных или смежных деяний), полнота системы криминализации деяний как по степени («по вертикали»), так и по характеру («по горизонтали») общественной опасности, отсутствие дублирований в данной системе, полный отказ от конструирования диспозиций по типу простых, максимально полное раскрытие сути бланкетных диспозиций в самом уголовном законодательстве, сведение к минимальнейшему минимуму использования оценочных понятий при описании составов преступлений, отказ от «одночастных» статей Особенной части уголовного законодательства и др.

Таким образом, основным содержанием формирующейся теории криминализации деяний должны стать криминализационные основания и криминализацион-ные принципы. Формируемая законодателем система криминализации деяний должна быть и содержательной, и принципиальной. Только тогда эта система в максимальной степени будет отвечать задачам и целям современной научно обоснованной уголовной политики, составной частью которой она, собственно, и является.

* Коробеев А.И. Назв.работа. - С. 66. ----------------------

5 Там же. - С. 204. 17 Там же. - С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.