Научная статья на тему 'Криминализация как важнейшая составляющая уголовной политики'

Криминализация как важнейшая составляющая уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3516
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПЕНАЛИЗАЦИЯ / ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / CRIMINALIZATION / DECRIMINALIZATION / PENALIZATION / CAUSES / CONDITIONS / FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бытко Юрий Ильич

В статье обобщаются результаты авторского исследования вопросов о содержании криминализации как важнейшей составляющей уголовной политики и причинах ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALIZATION AS AN IMPORTANT COMPONENT OF CRIMINAL POLICY

The article reported the results of a study the author questions about the content of criminalization as an essential part of criminal policy, and the reasons for its implementation.

Текст научной работы на тему «Криминализация как важнейшая составляющая уголовной политики»

УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. КРИМИНАЛИСТИКА. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Ю.И. Бытко

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье обобщаются результаты авторского исследования вопросов о содержании криминализации как важнейшей составляющей уголовной политики и причинах ее осуществления.

Ключевые слова: криминализация, декриминализация, пенализация, причины, условия, факторы.

Yu.I. Bytko

CRIMINALIZATION AS AN IMPORTANT COMPONENT OF CRIMINAL POLICY

The article reported the results of a study the author questions about the content of criminalization as an essential part of criminal policy, and the reasons for its implementation. Keywords: criminalization, decriminalization, penalization, causes, conditions, factors.

Понятие «криминализация» используется в уголовно-правовой теории для обозначения процесса и результата одной из важнейших составляющих процесса уголовно-правового нормотворчества — признания преступлениями определенных деяний и установления за их совершение уголовной ответственности1. Иногда в это определение включают также указание на установление за такие деяния уголовных наказаний.

В связи с последней оговоркой в качестве спорного было заявлено мнение о необходимости рассматривать криминализацию в узком и широком смысле, когда в ее содержание включаются, помимо признания деяний преступлениями, также пенализация и депенализация. Аргументируется это тем, что признание деяния преступлением предполагает и установление за его совершение уголовного наказания2.

Оппонируя этому мнению, Н.А. Лопашенко пишет, что по отношению к криминализации пенализация носит вторичный характер и является совершенно самостоятельным методом уголовно-правовой политики. В процессе криминализации «происходит только констатация уголовной наказуемости преступного деяния. Разработкой же конкретных мер уголовно-правового воздействия на конкретное преступное поведение занимается не криминализация, а пенализация»3.

© Бытко Юрий Ильич, 2016

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия), заслуженный юрист Российской Федерации 127

С Н.А. Лопашенко можно согласиться только в том, что номенклатура и размеры уголовных наказаний (пенализация) определяются Госдумой хронологически также после признания деяния преступным (т.е. после криминализации), как и текстуально в структуре уголовно-правовой нормы наказание следует за описанием этого деяния в диспозиции нормы. На первый взгляд, такая процедура кажется логичной и обоснованной с точки зрения содержания последовательно совершаемых действий. Однако при внимательном рассмотрении сложившегося, традиционно повторяющегося процесса криминализации и пенализации становится очевидным, что в науке произошло смешение двух явлений — общественной опасности как одного из существенных признаков теоретически определяемого понятия преступления и эмпирической общественной опасности уже реального, в жизни случившегося явления.

В теории и законодательной практике не встречается возражений против тезиса об использовании величины общественной опасности деяния в качестве критерия отграничения преступления от иных правонарушений (не преступлений), т.е. этот признак признается определяющим или, если можно так выразиться, криминогенерирующим.

В связи со сложившейся традицией хронология криминализации выглядит следующим образом: законодатель устанавливает уголовную ответственность за деяние, затем, оценив величину его общественной опасности уже в сравнении с другими преступлениями, определяет за него уголовное наказание. И в зависимости от строгости установленного наказания деяние на основании ст. 15 УК РФ по определению относится уже к соответствующей категории тяжести.

Между тем процедура должна быть обратной: законодателю следует уже на стадии оценки величины (масштаба, размера) общественной опасности криминализируемого деяния, в сравнении с опасностью иных (не преступных) правонарушений, одновременно соизмерить ее и с величиной общественной опасности других преступлений, предопределив этим его место в классификации преступлений по данному критерию как преступление небольшой, средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое. Лишь после этого деяние следует признать преступлением и предусмотреть в санкции новой нормы вид и размер наказания за него, но в пределах типовой санкции, предусмотренной ст. 15 УК РФ для данной категории преступлений. Обратная процедура, когда избирается санкция, а затем с ее учетом преступление относится к какой-либо классификационной группе, является логически ущербной.

И это — одна из причин появления уголовно-правовых норм, не согласующихся с концептуальными основами построения УК РФ. Особенно очевидным это стало с 2003 г. Именно с этого года законодатель откровенно демонстрирует стремление к либерализации уголовного законодательства. Однако эти изменения противоречат системному порядку, не согласуются с концептуальными основами построения УК РФ, носят хаотический характер, принимаются без научного обоснования, часто в угоду политическим конъюнктурам, нередко под давлением ангажированных средств массовой информации, характеризуются несбалансированностью уголовно-правовых санкций, неадекватностью реальной общественной опасности многих деяний и заложенной в нормах УК РФ мерой наказания.

Точно определил сущность нововведений в УК РФ в последние годы председатель комитета Госдумы П.В. Крашенинников: «...Маятник уголовных репрессий у нас болтается туда-сюда. Уголовный кодекс весь состоит из заплат»4.

Создается впечатление, что законодатель стремится посредством внесения изменений в УК РФ оперативно отреагировать на любые действительные или кажущиеся изменения в состоянии и структуре преступности, хотя, что более вероятно, на направление и силу «политических ветров».

Между тем юристам хорошо известно, что эффективность уголовного законодательства в значительной мере определяется его стабильностью. Поэтому к его изменениям следует прибегать только в крайних случаях, когда в результате научных исследований бесспорно доказано, что норма УК РФ в действующей редакции не эффективна, что неэффективными оказались и иные апробированные меры реагирования (организационные, экономические, гражданско-правовые, административно-правовые)5.

Таким образом, при решении вопроса о криминализации определенного деяния оценивается величина его общественной опасности в сравнении не только с административно наказуемыми деяниями как более сходными по данному признаку, но обязательно — и с другими видами преступлений. То есть, придя к выводу, что оно более опасно, чем административное правонарушение, мы должны соотносить величину его общественной опасности также с опасностью и преступлений иной категории тяжести.

В связи с этим актуализируется не только проблема критериев определения сравнительной общественной опасности различных видов преступлений, но и проблема совершенствования уголовно-правовых санкций, которые должны е строго коррелировать с величиной общественной опасности преступлений. и

Санкцию можно рассматривать как готовую, установленную законодателем а шкалу измерения тяжести общественно опасных деяний6. В сравнении с дру- о гими возможными критериями классификации преступлений по масштабу к общественной опасности санкция обладает следующими преимуществами: она о

с

наиболее точно выражает общественную опасность преступления, ее характер а и степень, может быть заменителем подробного изложения всех признаков этой в опасности; санкция способна отражать специфику характера и степени обще- о ственной опасности каждой из предусмотренных классификацией категорий ю

Т5

преступлений, иметь определенную градацию; может быть исчерпывающим |

образом определена в законе7. к

Криминализация деяний является важнейшей составляющей уголовной по- а

литики. Другой, не менее важной ее составляющей выступает деятельность по |

совершенствованию норм Общей части уголовного законодательства. Известно, ии

что их содержание в значительной мере определяет содержание и норм Особенной №

части уголовного законодательства. (1

Теоретики права, исследующие проблемы генезиса криминализации, опе- )

рируют понятием «причины» и другими синонимичными с ним (так принято 6 считать) понятиями: «факторы», «условия», «принципы», «поводы». Аналогичным понятийным аппаратом оперируют и при исследовании проблем декриминализации и пенализации.

Номенклатура обстоятельств, сгруппированных в теории под именем родового понятия «причины» названных явлений, изменчива и определяется динамикой внутриполитических, экономических, социальных факторов, как и 129

обстоятельств международно-правового характера. И объясняется это тем, что совершенствование любой сферы жизни и деятельности общества и государства в той или иной мере связано в первую очередь с обузданием криминала8.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с состоянием проблемы криминализации, — терминологическая разноголосица, смешение понятий. В результате трудно понять, кто о чем говорит.

Нет необходимости воспроизводить здесь все существующие мнения, поскольку, во-первых, в литературе уже имеются на этот счет достаточно полные и содержательные обзоры и нет необходимости их еще раз дублировать; во-вторых, даже лаконичный анализ некоторых из них убеждает в том, что не только любителям, но и профессионалам трудно разобраться в этом терминологическом хаосе. Так, Г.А. Злобин, впервые предложивший понятие «основание криминализации», подразумевал под ним совокупность множества явлений, таких, в частности, как: неблагоприятная динамика деяний определенного вида; возникновение и развитие новых общественных отношений; обнаружение вредных последствий хозяйственной или иной деятельности людей; внезапное изменение социальной, экономической или политической обстановки в результате войны, стихийного бедствия, неурожая, других событий; развитие общества или отдельной сферы социальной действительности, определяющей нетерпимость, особую опасность некоторых деяний, с коими прежде приходилось мириться; необходимость выполнения обязательств по международным соглашениям. При этом он отождествлял основание и предпосылки возникновения или изменения уголовно-правовой нормы9.

В.Н. Кудрявцев под основаниями криминализации имел в виду вредность, распространенность деяния, невозможность предотвратить его иными средствами10.

Вместе с тем он, как и В.В. Лунеев, отождествлял основания криминализации и ее причины, в качестве которых оба называют развитие новой группы общественных отношений, распространение деяний определенного вида, существенное изменение социально-политической обстановки в стране11.

Н.А. Лопашенко права, говоря о том, что нельзя отождествлять причины криминализации и ее основание. Она, к сожалению, не объясняет, что понимает под причинами в отличие от основания криминализации, хотя основание определяет достаточно четко: это то обстоятельство, которое свидетельствует о социальной необходимости новой уголовно-правовой нормы или системы норм и порождает криминализацию12. Такое основание, по ее мнению, может возникнуть в результате переоценки степени общественной опасности поведения, требующей уголовно-правового запрета13.

При этом Н.А. Лопашенко без достаточных аргументов акцентирует внимание на том, что основание криминализации носит объективный характер, а причины объективны «далеко не всегда»14. Ее логическая ошибка видится в следующем: оценка (переоценка) чего-либо (в данном случае степени общественной опасности деяния) всегда субъективна. Между тем причины любого явления всегда объективны. Субъективными могут быть не причинные связи между какими-то явлениями, а только наши суждения об их наличии или отсутствии.

А.В. Наумов также считает, что общим основанием криминализации деяний служит переоценка степени их общественной опасности15.

А.И. Коробеев называет уже не одно, а группу оснований криминализации: 1) юридико-криминологические; 2) социально-криминологические; 3) социально-психологические16.

Между тем А.Д. Антонов под основаниями криминализации понимает обстоятельства, порождающие объективную необходимость уголовно-правовой охраны определенных ценностей17.

К сожалению, наиболее последовательный сторонник выработки универсального понятийного аппарата (применительно к исследуемой проблеме) Н.А. Ло-пашенко, основательно критикуя А.И. Коробеева и А.Д. Антонова за смешение понятий «основания криминализации», «причины криминализации», «условия криминализации» впадает в тот же «грех». Так, она пишет, что те явления, которые А.И. Коробеев считает основаниями криминализации (возможности системы юстиции, отсутствие возможных побочных последствий уголовно-правового запрета, исторические традиции), на самом деле являются принципами или условиями криминализации. Таким образом, Н.А. Лопашенко отождествляет принципы и условия криминализации18. Те обстоятельства, которые А.И. Коро-беев именует основаниями криминализации, она предлагает считать или требованиями, или предпосылками криминализации, т.е. отождествляет требования с предпосылками, а принципы — с условиями криминализации19.

Вполне очевидно, что названные авторы, как и некоторые не упомянутые здесь, используют одни и те же понятия, говоря при этом о разных явлениях: одни ведут речь об обстоятельствах, влияющих на изменение величины общественной опасности деяний определенного вида, другие — об обстоятельствах, генерирующих процедуру криминализации, декриминализации, пенализации. | Вопрос о понятиях в контексте проблемы криминализации запутан настоль- и ко, что уже раздаются голоса о бессмысленности его дальнейшего обсуждения. а В частности, Н.А. Лопашенко, высоко оценивая результаты исследования о Н.И. Хавронюка, который, по ее мнению, создал новую теорию криминализа- к ции, отличную от имеющихся в науке20, задается вопросом: «Вот только зачем? о

п

Есть ли необходимость в том, чтобы и далее расширять и без того широкую не- а согласованность авторских позиций во взглядах на уголовную политику и ее в компоненты21»? н

о

Эмоции Н.А. Лопашенко по поводу сложившейся ситуации понятны, а вот ю

Т5

ее недвусмысленный намек на необходимость отказаться от разработки поня- |

тийного аппарата применительно к проблеме уголовной политики вообще и к к

проблеме криминализации в частности вряд ли можно считать обоснованным. а

Если вопрос о понятийном аппарате применительно к названным проблемам |

крайне запутан (а в этой оценке Н.А. Лопашенко, безусловно, права), то уместно и

говорить не об ограничении таких исследований, а наоборот, об их активизации, №

имея в виду, что недооценка понятий в научном исследовании неоправданна, по- 11

скольку процесс научного познания действительности предполагает оперирование )

имеющимися, уже выработанными научными понятиями и формирование новых. 6

Понятийный аппарат выступает и как орудие исследования, и как способ выражения его результатов. Прав был В.И. Ленин, рассматривая понятие как «высший продукт мозга, высшего продукта материи»22.

Применительно к ситуациям, подобным той, которая обсуждается здесь, уместно вспомнить также афоризм Ф. Бэкона: «Споры не уместны там, где мы

расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств»23. 131

Вместе с тем нельзя не признать симптоматичным вывод Н.А. Лопашенко о серьезном кризисе в сфере исследования проблемы сущности и генезиса уголовной политики, обусловленном разными обстоятельствами, в т.ч. и неразработанностью понятийного аппарата.

Сложившуюся ситуацию представляется возможным объяснить тем, что изначально при изучении сущности и причин криминализации, как важнейшей составляющей уголовной политики, было избрано ложное направление в связи с подменой предмета исследования: в то время как в качестве такового заявлялось познание причин криминализации, фактически исследовались причины, в силу которых появляются новые виды общественно опасных посягательств или изменяется величина общественной опасности других деяний, уже признанных преступлениями.

По существу при определении предмета исследования произошло отождествление двух явлений — динамика преступности и ее причины отождествлены с сущностью и причинами деятельности в сфере уголовно-правового нормотворчества. Поэтому изначально исследование проблем сущности и причин уголовной политики (и криминализации как ее важнейшей составляющей в т.ч.) было переориентировано на сугубо криминологические проблемы — о причинах вновь появляющихся видов общественно опасных деяний и причинах изменения величины общественной опасности других деяний, ранее уже оказавшихся в поле зрения и исследователей, и законотворцев.

Думается, в свете сказанного становится понятным, почему, во-первых, исследователи проблем уголовной политики оперируют, как отмечалось выше, з общепринятыми в криминологических исследованиях, посвященных генезису

0

? и динамике преступности и ее видов понятиями: «причины», «факторы», «усло-

3 вия» и т.п.; во-вторых, почему в качестве причин (факторов, условий и т.п.) кри-

| минализации называются явления, фигурирующие в криминологии в качестве

1 причин (факторов, условий) преступности — возникновение и развитие новых | общественных отношений; наступление вредных последствий хозяйственной ! или иной деятельности людей; внезапное изменение социальной, экономиче-

§ ской или политической обстановки в результате войны, стихийного бедствия,

ф

| неурожая, других событий; развитие общества или отдельной сферы социальной | действительности, которое определяет особую опасность некоторых деяний, с 'I коими прежде приходилось мириться; необходимость выполнения обязательств | по международным соглашениям и т.п.

| Но ведь кажется очевидным, что названные и многие другие известные кри-

минологам обстоятельства (события), будучи причинами преступности и отдельных ее видов, являются не причинами криминализации, а лишь поводами для § включения в повестку дня Государственной Думы вопроса о криминализации § определенного общественно опасного деяния или группы подобных деяний. | Данные обстоятельства не могут определяться как причины криминализации

| хотя бы потому, что причина — это явление, которое с неизбежностью, закономерно, в силу своей сущности и заданного этой сущностью вектора собственного развития порождает другое явление как свое преобразованное я — свое следствие.

Между тем известно, что далеко не всегда возрастание степени общественной опасности какого-либо вида деяния и констатация этого факта Госдумой обязательно сопровождается его криминализацией, точно так же, как снижение 132 его общественной опасности далеко не всегда с неизбежностью влечет за собой

его декриминализацию. Достаточно вспомнить эпопею с декриминализацией оскорбления и клеветы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. с последующей (через 7 мес.) криминализацией клеветы (Федеральный закон от 28 июля 2012 г.) и отказе в этом оскорблению.

Причины этих уголовно-правовых трансформаций непосвященным людям до сих пор не известны и вряд ли в ближайшее время следует ожидать точного (или хотя бы близкого к нему) ответа на данный вопрос. Достоверно известно лишь, что ни в 2011 г., ни в предшествовавшие годы не произошло каких-либо чрезвычайных социальных катаклизмов, обусловивших снижение общественной опасности названных деяний до степени, обязывавшей Госдуму в соответствии с требованием закона «причинности», их декриминализировать. И уж тем более очевидно, что за 7 мес., истекших с момента декриминализации клеветы, не могла возрасти степень ее общественной опасности не только в масштабах огромного государства, но даже в масштабах коммунальной квартиры до значений, обусловивших ее обязательную (по тем же законам «причинности») криминализацию.

Говорить о причинах, условиях, факторах криминализации вообще некорректно, имея в виду, что криминализация — это целенаправленная, мотивированная, политизированная и нередко эмоционально насыщенная деятельность высшего законодательного органа государства — Государственной Думы. И единственной причиной ее законотворческой деятельности, в т.ч. в сфере криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации является ее правовой статус, определенный ст. 103-105 Конституции РФ: законотворчество Госдумы — одна из важнейших составляющих ее статусной деятельности. Другими словами, причиной ее законотворческой деятельности является ее | правовой статус. и

Госдума при наличии законодательной инициативы (по поводу принятия а нового уголовного закона или внесения изменений, дополнений в действующий о уголовный закон), оформленной надлежащим образом должностными лицами к или государственными органами, наделенными в соответствии с ч. 1 ст. 104 о

п

Конституции РФ таким полномочием, обязана изучить этот вопрос. а

Однако ни в одной статье Конституции РФ не сформулировано положение, в обязывающее Госдуму принимать закон в каждом случае регистрации законода- о тельной инициативы. То есть не существует жесткой зависимости (не только на ю

функциональном уровне, но даже на уровне причинной связи) между существо- |

ванием общественно опасных деяний и обязательной, неизбежной их кримина- к

лизацией. Именно этот факт невольно констатируют некоторые теоретики права, а

безосновательно при этом сетуя на то, что «нередко причиной криминализации |

выступает не научное изучение изменения социальной действительности, а со- ии

вершенно случайное событие (возможно, вызвавшее общественный резонанс)»24. №

На этом основании делается вывод о том, что причины криминализации далеко 1

не всегда объективны. )

Подобные выводы убеждают в том, что применительно к деятельности, ко- 6 торая именуется криминализацией, неуместно говорить о ее причинах, условиях или факторах, как некорректно говорить и о необъективности причин криминализации. В таких случаях, представляется, речь должна идти или о необоснованной, или недостаточно обоснованной криминализации в связи с неубедительностью (необоснованностью, надуманностью) поводов к ней, или в

связи с их отсутствием, или в связи с тем, что Госдума руководствовалась при 133

этом и другими соображениями, помимо тех, которыми обычно руководствуются научные работники. То есть единственным обстоятельством, обязывающим Госдуму приступить к процедуре криминализации, является законодательная инициатива — повод, а ее причиной — правовой статус Госдумы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как любая государственная управленческая деятельность, процедура уголовно-правового нормотворчества не может быть не политизированной. Это часть политики государства и именно поэтому не случайно в сложной дефиниции «уголовная политика» вторым ключевым словом является «политика».

Между тем любая разновидность политики как специфическое направление деятельности государства всегда конъюнктурна. Это относится и к уголовной политике как одной из составляющих внутренней политики государства. И всякие разговоры о том, что уголовное законодательство (содержание уголовной политики) не должно быть политизированным25, несомненно, конъюнктурны.

Таким образом, законотворческая деятельность Госдумы как выборного государственного законодательного органа является разновидностью государственной управленческой деятельности. Уместно в связи с этим обратить внимание на общепринятую в административно-правовой теории классификацию видов государственного управления на управление в широком смысле и в узком смысле. Под управлением в широком смысле понимается деятельность государства в целом, всех его звеньев и структур, а в узком различаются виды государственной деятельности — законодательная, судебная, управленческая26.

Под управлением вообще в административно-правовой теории принято понимать «целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты з управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе ? информационных связей и отношений»27. При этом традиционно выделяются 3 следующие виды управления: механическое (техническое), биологическое и соци-| альное. Последнее, представляющее для нас предметный интерес, определяется i как особый тип управления посредством «воздействия одних людей на других I главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально зна-Ü чимых процессов, обеспечения устойчивости развития социальных систем»28. § В свете вышесказанного, вряд ли можно ожидать оппонирования мнению о

| том, что уголовный закон (как, впрочем, и любой другой нормативный правовой I акт) является по своему содержанию сгустком специфической правовой информа-'I ции, транслируемой государством своим подданным в качестве императива для I воздействия на их волю «в целях упорядочения социально значимых процессов, | обеспечения устойчивости развития социальных систем»29.

и О

1 См., например: Наумов A.B. Российское уголовное право: курс лекций: в 2 т. Т. 1: Общая часть. М., § 2004. С. 161.

" 2 См.: Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация / под ред.

S. В.Н. Кудрявцева. М., 1982. С. 17.

и 3 Лопашенко H.A. Уголовная политика. М., 2009. С. 92.

! 4 Аргументы и факты. 2010. 27 окт.

S 5 Подробнее об этом см.: Бытко Ю.И. О некоторых признаках кризиса в сфере уголовно-правового нор-

m мотворчества // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3 (92). С. 146-158.

6 См.: ЗелинскийА.Ф. Рецидив преступлений (структура, связи, прогнозирование). Харьков, 1980. С. 13. Л.Н. Кривоченко также считает, что в санкции выражена оценка законодателем тяжести преступления (см.: Кривоченко Л.Н. Классификация преступлений. Харьков, 1980. С. 50).

7 См.: Кривоченко Л.Н. Указ. раб. С. 50.

8 См.: Лунеев В.В. Правовое регулирование общественных отношений — важнейший фактор предупреждения организованной и коррупционной преступности // Государство и право. 2001. № 5. С. 107.

9 См.: Основания уголовно-правового запрета: криминализация и декриминализация / под ред. 134 В.Н. Кудрявцева. М., 1982. С. 204-206.

10 См.: Кудрявцев В.Н. Научные предпосылки криминализации // Криминология и уголовная политика. М., 1985. С. 105.

11 См.: Курс российского уголовного права: Общая часть / под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2001. С. 22.

12 См.: Лопашенко Н.А. Указ. раб. С. 100.

13 См.: Там же. С. 101.

14 Там же. С. 101.

15 См.: Российское уголовное право: Общая часть / под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2000. С. 82; Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: в 2 т. Т. 1: Общая часть. С. 162.

16 См.: Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализа-ции. Хабаровск, 1987. С. 69-88.

17 См.: Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 17.

18 См.: Лопашенко Н.А. Указ. раб. С. 103.

19 См.: Там же. С. 102-103.

20 См.: Хавронюк Н.И. Поводы, причины, условия и способы криминализации общественно опасных деяний // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции (29-30 января 2004 г.). М., 2004. С. 448-453.

21 См.: Лопашенко Н.А. Указ. раб. С. 104.

22 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 149.

23 Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Бэкон Френсис. Соч.: в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. Т. 2. М., 1978. С. 17.

24 См.: Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. С. 22.

25 Многие теоретики права обращают внимание на то, что главный закон страны — Конституция РФ содержит положения, отражающие идеологические представления законодателя, совокупность которых можно определить как либеральную идеологию. См., в частности: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. М., 2002. С. 8; Бытко С.Ю. Эффективность предупредительного воздействия уголовного наказания. М., 2014. С. 60; Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2009. С. 7; Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: дис. . д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 5.

26 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебник. 2-е изд. испр. и доп. Саратов, 2003. С. 10.

27 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересм. и доп. М., 2008. С. 19.

28 Там же. С. 22.

29 Там же.

В.В. Степанов, В.И. Галушкин

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье рассматриваются отдельные аспекты производства освидетельствования при выявлении и расследовании преступлений. Обосновывается необходимость предусмотреть в УПК РФ ряд норм, которые бы способствовали совершенствованию тактики осуществления этого действия.

Ключевые слова: освидетельствование; принудительное производство освидетельствования; личный обыск; осмотр одежды.

© Степанов Владимир Васильевич, 2016

Кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры криминалистики (Саратовская государственная юридическая академия), Заслуженный юрист РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего образования РФ

© Галушкин Виталий Иванович, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики (Саратовская государственная юридическая академия) 135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.