Научная статья на тему 'Преданность людям, любимому делу, идеалам. . . памяти Норавард Андреевны Григорьян (07. IX. 1928-24. Xi. 2016)'

Преданность людям, любимому делу, идеалам. . . памяти Норавард Андреевны Григорьян (07. IX. 1928-24. Xi. 2016) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преданность людям, любимому делу, идеалам. . . памяти Норавард Андреевны Григорьян (07. IX. 1928-24. Xi. 2016)»

AD MEMORIAM

Преданность людям, любимому делу, идеалам... Памяти Норавард Андреевны Григорьян (07.IX.1928-24.XI.2016)

Преданность — это, прежде всего, огромная ответственность за свои поступки. Сейчас про это качество забыли, на слуху такие критерии в оценке людей, как креативность, коммуникабельность, успешность. Да и, честно говоря, у многих это качество отсутствует. Но если задуматься, то преданность порождается любовью, доброй и светлой. Благодаря этому человек остаётся верен своему прошлому: своим родителям, малой родине, родному языку, друзьям и знакомым, учителям и любимому делу. В основе всего этого лежат любовь, человечность, чувство долга и ответственность.

Именно преданность выбранной ещё в молодости стезе отличала нашего друга и коллегу Норавард Андреевну Григорьян, известного историка науки и медицины, неординарного учёного и творчески одарённого человека.

Нора Андреевна, так называли её коллеги по работе, была светлым, преданным любимому делу, семье, своему народу человеком. Занимаясь историей физиологии более шестидесяти лет, она снискала среди коллег славу неутомимого труженика, посвятившего свою жизнь науке.

Как справедливо отмечал Д.С. Лихачёв:

Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа будет вечно доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий... (Лихачёв, 1989, с. 8).

Нора Андреевна Григорьян пронесла через всю свою жизнь принципы, которые она приняла для себя

Фото 1. Норавард Андреевна Григорьян (1928-2016). Все фотографии взяты из семейного архива Photo 1. Noravard Andreyevna Grigoryan (1928-2016)

Фото 2. Отдых студентов, конец 1940-х гг. Photo 2. Students' respite (late 1940s)

в молодости, и была верна им до конца своих дней. Окружающие всегда удивлялись — откуда в этой маленькой женщине столько силы, правды и смелости. Многое в характере Норы Андреевны было от её родителей, а многое — воспитано самостоятельно.

Родилась Нора Андреевна в простой армянской семье в деревне Демершлар (арм. название Джагацнер) Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. Отец её, Андрей Акопджанович, работал плотником, мама — Тамара Константиновна — вела домашнее хозяйство, а позже трудилась санитаркой в больнице. В семье было двое детей — Симон и дочь Нора.

В 1930-е гг. семья переехала в Баку, где прошли детские годы маленькой Норы. Сначала она поступила в общеобразовательную школу, но в 1943 г. произошло разделение школ на мужские и женские, и Нора в старших классах училась в женской армянской школе города Баку. Как впоследствии вспоминала Нора Андреевна, «мы на уроках говорили на армянском, а на переменах — на карабахском».

Великую Отечественную войну семья пережила в Баку. Нора Андреевна вспоминала, как рано утром 22 июня 1941 г. одна из соседок закричала: «Крива ынгала!!!». Данное выражение можно перевести и как «война началась», и как «драка началась». Естественно, что во дворе подумали, что кто-то подрался с этой женщиной из-за ссоры. Это потом уже в каждой семье узнали, что означает это страшное слово «война».

Однажды на уроке была объявлена учебная воздушная тревога, а учительница сказала детям: «Вы смотрели фильм про Чапаева. Помните, каким он был смелым и бесстрашным. И мы с вами будем смелыми, не будем спускаться в бомбоубежище, а продолжим урок». Нора Андреевна словно пронесла совет своей учительницы на протяжении

Фото 3. С первым учителем Ф.Р. Бородулиным, конец 1940-х гг. Photo 3. With her first teacher F.R. Borodulin (late 1940s)

всей жизни, она не боялась никаких авторитетов, говорила прямо, всегда отстаивала свою точку зрения, защищала слабого и помогала попавшему в беду человеку.

В школе Нора Андреевна успешно училась, особенно она любила гуманитарные дисциплины, прекрасно знала русскую и армянскую поэзию, читала много художественной литературы, поэтому свою судьбу решила связать с филологией, тем более наличие золотой медали давало возможность поступать в любой университет страны без экзаменов. Перед тем как подавать документы в вуз, был созван семейный совет, на котором родной дядя Норы Андреевны, Саркис, убедил всех, что девочка должна получить медицинское образование и учиться в лучшем медицинском институте страны. Так и решили отправить юную девушку поступать в Москву.

В приёмной комиссии Московского медицинского института Норе Андреевне сказали, что с подачей документов она опоздала. В коридоре она так расплакалась, что к ней подошёл мужчина, как впоследствии оказалось ректор института, спросил, в чём дело, и спокойно сказал: «Доктора у нас не плачут, я вас лично зачисляю, но общежития я вам не найду». Радости юной абитуриентки не было предела, лишний раз Нора Андреевна убедилась в величии человеческой души и порядочности настоящих учёных.

Студенческие годы Норы Андреевны были насыщенными и интересными: она посещала выставки, театры, занималась часами в библиотеке, а потом к полуночи возвращалась домой. При этом сначала она снимала угол в Салтыковке, а потом получила место в общежитии. По воспоминаниям Норы Андреевны, жили студенты очень бедно, но при этом она себя радовала «изысками» — покупала со стипендии по две штуки самых дорогих конфет и мороженое.

В институте Нора Андреевна поняла, что боится крови и не сможет быть настоящим врачом-практиком, но она не привыкла отступать на полпути, она ходила на занятия в анатомический театр, преодолевая страх и совершая ежедневно «маленький подвиг». Окончив в 1952 г. санитарно-гигиенический факультет с отличием, она решила поступать в аспирантуру на институтскую кафедру истории медицины. Именно в этой

Фото 4. Защита кандидатской диссертации, 1955 г. Photo 4. Defending her thesis for the Candidate of Medical Sciences degree (1955)

области Нора Андреевна могла по-настоящему проявить свои литературные способности, используя при этом полученный багаж медицинских знаний.

Под руководством профессора Ф.Р. Бородулина она подготовила диссертацию на степень кандидата медицинских наук «Развитие и обоснование идей И.П. Павлова в трудах М.К. Петровой», которую успешно защитила в 1955 г.

В том же году Нора Андреевна пришла на работу в Институт истории естествознания и техники АН СССР. В институте она встретила замечательных людей, кроме того обрела учителей — Леонида Яковлевича Бляхера и Самуила Львовича Соболя. Как вспоминает Нора Андреевна, путь в историю науки ей открыл Л.Я. Бляхер, который предложил заняться биографией казанского физиолога А.Ф. Самойлова. Леонид Яковлевич попросил Нору Андреевну стать учёным секретарём Секции истории естествознания Московского общества испытателей природы. Это была интересная общественная работа. Благодаря активной деятельности Л.Я. Бляхера и Н.А. Григорьян в МОИПе проходили ежемесячные заседания по истории естествознания с приглашением выдающихся учёных того времени.

Нора Андреевна всегда с трепетом и благодарностью относилась к своему институту и к своим учителям, обязательно на любом застолье она произносила тост за своих учителей, благодарила их за научную помощь и человеческую поддержку.

«Что я могу сказать о нашем Институте, в котором я работаю уже 53 года? Я считаю, что наш Институт — один из лучших институтов в системе Академии наук. У нас были такие великолепные учёные, профессора, о которых надо говорить и писать всегда с великой благодарностью

и любовью», — говорила Нора Андреевна в интервью 2008 г. (Илизаров, Мокрова, 2008, с. 19).

В 1958 г. в жизни Норы Андреевны произошло знаковое событие, она вышла замуж за молодого физика, Гранта Аваковича Сулейманяна. Вскоре в их семье родилось трое детей: Андраник (1959 г. р.), Александр (1961 г. р.) и Ануш (1963 г. р.). Как мама Нора Андреевна была строгой и требовательной, всегда говорила, что в жизни дети должны достигать всего сами. При этом очень любила своих детей, старалась привить им любовь к литературе и изобразительному искусству. Сама Нора Андреевна обладала феноменальной памятью и могла после двукратного прочтения выучить наизусть любое стихотворение. Любимыми её поэтами были О.Т. Туманян и А.С. Пушкин, их она считала пророками и выразителями народной мудрости, призывающими к сохранению нравственных ценностей и уважению к своему отечеству. Поэзия для неё была отражением окружающей жизни, как физической, так и духовной, а также возможностью ответить на многие не решённые для себя вопросы.

Она была великим тружеником — каждое утро уходила в библиотеку или архив для подготовки рукописи или написания статьи, активно участвовала в работе семинаров и конференций. Первая зарубежная конференция на Конгресс по истории науки в Париже в 1968 г. произвела на Нору Андреевну неизгладимое впечатление. В эпоху Шарля де Голля к советской делегации парижане относились очень доброжелательно. Как вспоминала Григорьян, наших учёных принимали с большим почётом, они были приглашены на приём в мэрию Парижа. На второй день работы конгресса она поняла,

Фото 5. На демонстрации в день Великой Октябрьской социалистической революции, 1955 г. Photo 5. At the demonstration on the day of the Great October Socialist Revolution (1955)

что не сможет ходить в туфлях на каблуках, поэтому запросто сняла туфли и гуляла по Парижу в домашних тапочках. В этом была вся Нора Андреевна, совершенно независимая от чужого мнения, не боявшаяся быть сама собой, открытая в своих намерениях, прямая в поступках, верная своим принципам.

В 1986 г. состоялась защита её докторской диссертации «Казанская физиологическая школа» во Всесоюзном НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко. Благодаря введению большого массива архивного материала в диссертации была реконструирована история становления казанской физиологической школы, открыты ранее неизвестные имена учёных, показана роль их исследований в развитии мировой науки.

Нора Андреевна сохранила верность своим героям, классикам отечественной физиологии, она скрупулёзно и добросовестно изучала архивы, издавала монографии и публиковала статьи, посвящённые жизненному и научному пути выдающихся учёных. Ещё многие поколения историков науки будут изучать биографии И.П. Павлова, А.Ф. Самойлова, Л.А. Орбели, А.Я. Данилевского, Н.О. Ковалевского, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, В.В. Парина, И.С. Бериташ-вили, Н.Е. Введенского по работам Норы Андреевны Григорьян.

Она была членом Учёного совета института, диссертационного совета Д 002.051.02 при ИИЕТ РАН по истории науки и техники (биологические науки). Надолго останутся в памяти её убедительная речь, меткий анализ проблемы, умение поддержать докладчика, доброжелательные и справедливые замечания, остроумные реплики и душевные беседы в тесном товарищеском кругу.

В последние годы Нора Андреевна работала над темой «Наука и искусство», ставшей новым направлением в работе института и привлекшей внимание к этим исследованиям молодых историков науки и техники. В годичных конференциях ИИЕТ появились секции и круглые столы, посвящённые данной тематике. «Проблемы взаимодействия и взаимозависимости науки и образования, воспитания и просвещения, культуры в целом, всегда были в центре внимания классиков науки и деятелей культуры», — справедливо отмечала Нора Андреевна и верила, что появление в России великих учёных и деятелей искусства гарантировало будущее своей стране (Григорьян, 2014, с. 66). До последних дней своей жизни она интересовалась судьбой России, верила в её процветание и возрождение благодаря талантливым учёным, писателям, художникам, политикам и общественным деятелям. Размышления над событиями прошлого, изучение истории российской

I

Фото 6. В Париже на Международном конгрессе по истории науки и техники,

24 августа 1968 г. Photo 6. At the 12th International Congress on the History of Sciences in Paris (24 August 1968)

Фото 7. В Казани, при подготовке докторской диссертации, май 1974 г. Photo 7. In Kazan, working on her thesis for the Doctor of Medical Sciences degree (May 1974)

науки и образования привели её к пониманию того, что необходимо хранить историческую память, строя современность и мечтая о будущем.

Смерть прервала эту интересную и огромную по своим масштабам научную работу. Особенно велика утрата Норы Андреевны Григорьян для историков науки, которые ждали от неё новых фундаментальных исследований. Угас далеко ещё не исчерпанный родник живительных сил, угас мужественный и свободный ум, далеко не свершивший «в пределе земном всё земное»!..

Р.А. Фандо (Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия; [email protected])

Литература

Григорьян Н.А. Междисциплинарные исследования. Учёные и деятели искусств об изучении творческого процесса // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2014. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 66-73.

Илизаров С.С., Мокрова М.В. (авт.-сост.)«Я пришёл в ИИЕТ...»: Вспоминают ветераны. М.: Янус-К, 2008. 224 с.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. 238 с.

Список основных публикаций Н.А. Григорьян

Первые работы по электрофизиологии в России (60—80-е годы XIX века) // История биологических наук. Вып. 8 / Под ред. Л.Я. Бляхера. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 81-109.

Александр Филиппович Самойлов / Отв. ред. В.В. Парин. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 204 с.

Николай Осипович Ковалевский / Отв. ред. Л.Я. Бляхер. М.: Наука, 1978. 159 с.

Казанская физиологическая школа. М.: Наука, 1978. 254 с.

Л.А. Орбели и развитие советской физиологии. М.: Медицина, 1985. 104 с.

Переписка А.Ф. Самойлова и И.С. Бериташвили / Сост. Н. А. Григорьян; отв. ред.

A.И. Ройтбак. М.: Наука, 1986. 100 с.

«Павловская сессия» 1950 г. и судьбы советской физиологии // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 1. С. 102-108.

Общественно-политические взгляды И.П. Павлова // Вестник РАН. 1991. Т. 61. № 10. С. 74-87.

Великие русские учёные о реформе образования и науки // Вестник РАН. 1993. Т. 63. № 2. С. 101-108.

Академик Леон Абгарович Орбели: Научное наследие / Сост. Н.А. Григорьян; отв. ред.

B.Л. Свидерский. М.: Наука, 1997. Т. 26. 349 с.

Иван Петрович Павлов. Учёный, гражданин, гуманист. К 150-летию со дня рождения / Отв. ред. Э.А. Костандов. М.: Наука, 1999. 312 с.

И.П. Павлов. Избранные труды. Составитель и автор вступительной статьи / Под ред. Ю.В. Наточина, М.А. Пальцева, А.М. Сточика. М.: Медицина, 1999. 445 с.

Научная династия Орбели / Отв. ред. Ю.В. Наточин, В.В. Фанарджян. М.: Наука, 2002. 522 с. Академик Василий Васильевич Парин. К 100-летию со дня рождения / Сост. Н.А. Григорьян; отв. ред. А.И. Григорьев. М.: Наука, 2003. 182 с.

От глубин микромира до космических высот. К 100-летию со дня рождения академика В.В. Парина // Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 3. С. 244-249 (в соавт. с А.И. Григорьевым).

Первая женщина-академик. К 125-летию со дня рождения Л.С. Штерн // Вестник РАН. 2003. Т. 73. № 8. С. 735-738.

Патриарх русской физиологии. К 175-летию со дня рождения И.М. Сеченова // Вестник РАН. 2004. Т. 74. № 7. С. 633-643.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) / Отв. ред. А.И. Григорьев. М.: Наука, 2004. 362 с. (Научно-биографическая литература).

Великий сын России. К 155-летию со дня рождения и 100-летию присуждения Нобелевской премии И.П. Павлову. М.: Наука, 2004. 270 с. (в соавт. с И.А. Григорьевым)

Научная школа академика Леона Абгаровича Орбели. М.: Наука, 2007. 376 с. (в соавт. с И.А. Григорьевым).

Славный гражданин своей земли: к 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. М.: ИИЕТ РАН, 2010. 70 с.

Наука и искусство: встречное движение // Вестник РАН. 2011. Т. 81. № 5. С. 463-467. Николай Иванович Пирогов. К 200-летию со дня рождения. М.: Изд-во МГУ, 2010. 56 с. (в соавт. с И.А. Григорьевым, А.Н. Потаповым, В.А. Логиновым).

Devotion to the People, Favorite Careerand Ideals... In memoriam of Noravard A. Grigoryan (07.IX.1928-24.XI.2016)

Roman A. Fando

Institute for the History of Science and Technology named after Sergey I. Vavilov of Russian Academy of Sciences, 14, Baltiiskaia Str., Moscow, Russia; [email protected]

References

Grigorian N.A. (2014) "Mezhdistsiplinarnye issledovaniia. Uchenye i deiateli iskusstv ob izuchenii tvorcheskogo protsessa" [Interdisciplinary studies. Scientists and artists on the study of the creative process], in: Institut istorii estestvoznaniia i tekhniki im. S.I. Vavilova. Godichnaia nauchnaia konferentsiia, 2014 [Institute for the History of Science and Technology named after Sergey I. Vavilov. Annual scientific conference, 2014], Moscow: LENAND, pp. 66-73.

Ilizarov S.S., Mokrova M.V. (auth.-comp.) (2008)«Ia prishel v IIET...»: Vspominaiut veterany ["I came to the IHST ...": Veterans remember], Moscow: Ianus-K.

Likhachev D.S. (1989) Pis'ma o dobrom iprekrasnom [Letters on good and beautiful], Moscow: Detskaia literatura.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.