Научная статья на тему 'Предания об основании деревни Чебурги: зарисовки по истории сибирских татар'

Предания об основании деревни Чебурги: зарисовки по истории сибирских татар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
916
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДАНИЯ / ПОСЕЛЕНИЯ / СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ / ИСТОРИЯ СИБИРИ / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / XVII-XVIII ВВ / ТОБОЛО-ИРТЫШСКОЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ / LEGENDS / SETTLEMENTS / SIBERIAN TATARS / HISTORY OF SIBERIA / LOCAL HISTORY / XVII-XVIII CENTURES / TOBOL-IRTYSH INTERFLUVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомирова М.Н., Тихомиров К.Н.

Вводятся в научный оборот и анализируются два предания об основании одного из населённых пунктов сибирских татар в междуречье Тобола и Вагая. Произведена попытка реконструировать историческую канву, которая стала причиной переселения. Богатые на факты предания позволяют выявить причины переезда, места выхода населения, систему коммуникаций и адаптационную стратегию поселенцев на новом месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legends about Foundation of Cheburga Village: Sketches of History of Siberian Tatars

Authors of the article introduce into scientific discourse and analyze two legends about foundation of one of the settlements of Siberian Tatars of interfluve of Tobol and Vagay rivers. In addition to the above, authors made an attempt to reconstruct historical situation within the framework of which took place that resettlement. These legends are full of historical facts and allow detecting reasons of migrations, exiting point of population, and recreate system of communications and adaptation strategy of settlers in a new place.

Текст научной работы на тему «Предания об основании деревни Чебурги: зарисовки по истории сибирских татар»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 161-167. УДК 39

DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.161-167

М. Н. Тихомирова, К. Н. Тихомиров

ПРЕДАНИЯ ОБ ОСНОВАНИИ ДЕРЕВНИ ЧЕБУРГИ: ЗАРИСОВКИ ПО ИСТОРИИ СИБИРСКИХ ТАТАР*

Вводятся в научный оборот и анализируются два предания об основании одного из населённых пунктов сибирских татар в междуречье Тобола и Вагая. Произведена попытка реконструировать историческую канву, которая стала причиной переселения. Богатые на факты предания позволяют выявить причины переезда, места выхода населения, систему коммуникаций и адаптационную стратегию поселенцев на новом месте.

Ключевые слова: предания; поселения; сибирские татары; история Сибири; локальная история; XVII-XVIII вв.; Тоболо-Иртышское междуречье.

M. N. Tikhomirova, K. N. Tikhomirov

LEGENDS ABOUT FOUNDATION OF CHEBURGA VILLAGE: SKETCHES OF HISTORY OF SIBERIAN TATARS

Authors of the article introduce into scientific discourse and analyze two legends about foundation of one of the settlements of Siberian Tatars of interfluve of Tobol and Vagay rivers. In addition to the above, authors made an attempt to reconstruct historical situation within the framework of which took place that resettlement. These legends are full of historical facts and allow detecting reasons of migrations, exiting point of population, and recreate system of communications and adaptation strategy of settlers in a new place.

Keywords: legends; settlements; Siberian Tatars; history of Siberia; local history; XVII-XVIII cen-tures; Tobol-Irtysh interfluve.

Впервые о д. Чебурге Тобольского района Тюменской области авторы услышали от Сергея Семёновича Тихонова, который в 1983 г. принимал участие в раскопках археологических памятников, расположенных в её окрестностях на оз. Юргаркуль.

В этнографическую экспедицию в д. Че-бургу к сибирским татарам1 М. Н. Тихомирова отправилась в 2010 г., где записала предание об основании деревни, поразившее своими размерами и детализацией. Юбилейная дата Сергея Семёновича Тихонова стала поводом вспомнить эту легенду, которая при её изучении вывела нас на период истории Сибири, которым так много занимается наш

юбиляр: освоение Российским государством Тоболо-Иртышского междуречья после похода Ермака.

Деревня Чебурга расположена в междуречье рек Тобол и Вагай среди болот и озёр Чебургинского, Юргаркуль, Арткакуль, Эч-кекуль, Большой Варгаз. Этот населённый пункт, а также составляющие с ним один куст поселений д. Тахтагул Тобольского района и Малые Конданы Вагайского района Тюменской области уникальны тем, что являются одним из немногих сохранившихся культурных изолятов сибирских татар, труднодоступных в летнее время. В этих поселениях лучше сохраняется историческая память

* Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-50-00036 «Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Евразии».

© Тихомирова М. Н., Тихомиров К. Н., 2017

и передаются культурные традиции. Здесь можно наблюдать различные архаизмы, позволяющие выявить некоторые события этнической истории.

Цель данной статьи - ввести в научный оборот новый фольклорный материал и сделать первичный анализ его достоверности.

Для написания этой статьи кроме полевых материалов М. Н. Тихомировой были использованы сборы экспедиции Омского государственного университета 1976 г., тюменского исследователя Х. Ч. Алишиной, а также опубликованные исторические источники ХУН-ХУШ вв. и картографические данные.

Впервые фольклор сибирских татар использовал в своих работах Г. Ф. Миллер. Позже В. В. Радлов записал большое количество фольклорного материала, который в настоящее время составляет базу образцов народной литературы сибирских татар [1]. В настоящее время многое из их фольклора утрачено по причине его угасания, поэтому введение в научный оборот новых материалов можно считать удачей, так как многие из них имеют реальную историческую основу, показывающую локальную историю местного тюркоязычного населения, плохо отражённую в официальных документах.

В известных на сегодняшний день письменных источниках самые ранние сведения о Чебургинских юртах содержатся в писцовых книгах (1681-1683 гг.) Льва Поскочина и доездах подъячего Андреянка Фёдорова [2, с. 83]. В «Хорографической чертёжной книге...» С. У. Ремезова (1697-1711 гг.) обозначен населённый пункт «Чебурткинские» (юрты. - М. Т., К. Т.) и озеро «Чебуртка» [3, л. 12]. В ХУН-ХУШ в. этот населённый пункт относился к волости Бабасан. Согласно ревизии 1782 г., в поселении проживало 94 человека [4, с. 72].

Этот населённый пункт, расположенный в болотах, не отличался ничем примечательным не только для русской администрации, но и для путешественников, поэтому до конца XIX в. сведения о нём и его населении в источниках практически отсутствуют. Так, к примеру, у Г. Ф. Миллера упоминается только оз. Чубургинское (по-татарски Кай-ки1). В этом районе из поселений он перечисляет д. Турбинскую, Турбинские юрты и д. Бобову [5, с. 291-292]. Поэтому становятся актуаль-

ными устные источники, отражающие историю основания д. Чебурги и освоения сибирскими татарами этих мест.

На настоящий момент зафиксировано два больших по объёму предания об основании д. Чебурги. Обе истории изобилуют фактологическим материалом: географическими названиями, именами и детализацией в описании быта первых поселенцев. Первое предание записано в двух вариантах экспедицией ОмГУ в 1976 г. и Х. Ч. Алишиной. Оно охватывает больше территорий, событий и действующих лиц. Второе зафиксировано М. Н. Тихомировой в 2010 г. и посвящено обустройству переселенцев на месте.

Вначале приведём тексты преданий дословно, затем проведём их анализ, так как одна и та же информация изложена в нескольких вариантах2. В угловых скобках -< > содержатся примечания и уточнения авторов статьи.

Первое предание (1-й вариант)

«С. Чебурга было основано в 1616 г., когда теснимые Ермаком представители татарской знати скрывались по болотам. Основатель деревни Кукрандэ со своей семьёй поднялся вверх по притоку р. Тобол (р. Турбин-ской). Добравшись до Чебургинского озера (<на татарском языке> Кая-куль) <или> Большое озеро, затем до оз. Арткы-куль (<переводится как> Заднее озеро) на лодке-долблёнке, он остановился вблиз Арткы-куль в месте Джаиляу (<переводится как> Летник). Отсюда Кукрандэ двинулся пешком, добрался до оз. Абдукуль и обосновался на одном из островов среди болот.

Кукрандэ был родом из с. Карагай Яр-ковского района <Тюменской области>.

Вслед за ним в эти места, спасаясь от казахов, попал Бахтогол, женился на дочери Кукрандэ. Затем уже две семьи прибыли на место современного с. Чебурга и обосновалась здесь окончательно.

По пути сюда умер Исангол, его брат Туктагул дошёл сюда и, не задерживаясь, прошёл в район Тохтагульского, Изитла-кульского, Конданского озёр, и основал там деревню Тахтагул.

Сюда приезжали бухарцы (сарты; «жёлтые собаки»), узбеки. Всех приезжих звали сарты. Они притеснялись местным населением. Не давали им пастбищ, пашней, леса.

В селе было несколько родов: тогом саускан, тогом кью кульяклар (<переводится как> люди, которые жили на стороне озера), ярмыш тугум, тогом убашлар (<переводится как> люди, которые жили по ту сторону озера; потусторонний), сарт тогум.

Члены рода жили рядом (род по-татарски - рух, тогом). В основном занимались рыболовством. Скотоводством и земледелием мало, заготовка мочала, охота, собирательство клюквы.

Урожай зерновых был недостаточен, торговали с русскими мочалом, рыбой, меняли на хлеб. Ездили в соседние русские деревни наниматься во время жатвы на работу. К началу XX в. было 60 хозяйств...» [6].

Первое предание(2-й вариант)

«Деревня основана в 1616 г. ^крэнде, Лэчек, Кундан, Кэеш, Ишмэт <здесь населённые пункты татар> с давних пор образуют особую группу заболотных татар. Первым в этих местах поселился человек по имени ^крэнде со своей семьёй. Из-за частых нападений калмыков и киргизов он приплыл по р. Нерде из д. Карагай авыл (Юртобор). Вслед за ^крэнде пришли три брата. Бакты-гол остановился в Йорт кыр, Туктагол основал д. Тактагул, Исэнгол прошёл дальше 100 км, нашёл болото Таб, где скончался» [7, с. 62].

Второе предание

«<...> Тюмень, Тура, р. Тобол, наш ручей, который впадает в районе Худяков р. Турба. Они попали сюда. Дедушка КYкрэндэ попали на оз. Большое Чебургинское, потом побродили и нашли ручей с этого озера и по нему попали на озеро Ичкакуль.

Остановились. Здесь были гривы. Первый раз когда выехали на озеро, то удивились, что много дичи (урдэк, каз) и много рыбы крупной было. Побродили по большому озеру. Они искали гриву побольше, чтобы можно было заниматься земледелием, скотоводством, чтобы прокормиться. И рядом с озером Ичкакуль была грива. Большая для пастбища и деревни.

Сначала они построили землянку, потом начали лесом заниматься. На второй год это. Построили первый дом. Пережили первую зиму в землянке. Потом вытащили лес, суч-ковали и дом срубили.

У дедушки КYкрэндэ с бабушкой было шесть дочерей. Потом, когда они подросли, со всех сторон стали съезжаться женихи, выдали замуж. Образовалось семь домов - маленькое поселение. Жили все там.

Дедушка был видно воинственный, храбрый. Он ходил, разведывал.

Эта грива, на которой сейчас находится деревня, и дальше идёт до Юргаркуля (6 км). Лес тёмный древний рос. Он был непроходим. Он разведывал. Он нашёл оз. Юргаркуль. Может 5-6 лет жили до 7 домов.

Он на край Юргаркуля пришёл и увидел дым, длина озера 5-6 км (<пояснение информатора>). Он сделал плот, так как лодку не привезёшь. Он в тихую погоду переплыл озеро. Пришёл. Костёр, дым, шалаш. И там женщина с малым и грудным ребёнком. Он разговорился. Женщина говорит: "Муж на охоту ушёл. Вы подождите". Он пришёл, и они договорились. Дедушка рассказал, что они живут в 7-8 км.

До семи домов. Они организовали деревню и переехали на новое место, где современная Чебурга.

Он договорился с мужчиной о переселении. И перевёз на плоту.

Восьмой дом образовали. Фамилия у них была Бикметовы. Потом фамилию дали Бикметовы.

Мы считаем, что кто не пришлые - это потомки ^крэнды.

В Чебурге есть несколько семей сартов (из Бухары). Они таджики. Их выслали на вымирание в Сибирь. Но их хорошо встретили в Сибири. Это Каримовы, Ибрагимовы и ещё третья фамилия.

Где было первое поселение. Там было озерцо и грива Жэйляу-^ыр - «Летняя кыр». Вот там было первое поселение. Прямо на берегу этого маленького озера» [8, л. 24-26 об.].

В преданиях основателем деревни является дедушка КYкрэнде. Отметим, что в памяти современных жителей также сохраняется информация о том, что он был основателем. К его имени возводится собственное имя деревни. До настоящего времени татары во всех сферах жизни: разговорной речи, СМИ, литературе - называют поселение ^крэнде, впрочем, наличие собственных имён населённых пунктов у татар в Запад-

ной Сибири - широко распространённая традиция.

Этимология названия деревни и имени её основателя филологами возводится к двум основам: кук и рэп. Кук - «синий, голубой или белый», рэп от древнетюркского ар -«муж, герой», арап - «герой» [7, с. 64; 9, с. 106]. Логично предположить, что «белый муж» или «белый герой» мог означать седого мужчину, а во втором предании основателя деревни называют «дедушка», что может указывать на его биологический возраст.

В тексте первого предания указано, что основатель деревни был из населённого пункта, расположенного в Ярковском районе Тюменской области, называемого по-татарски Карагай. Его официальное название Юртобор [6; 7, с. 80].

В полевых сборах экспедиции ОмГУ 1976 г. были также сведения о том, что основатель д. Чебурги происходил не из Ярков-ского района, а из-под Тюмени. В одной из карточек было написано: «Сбежал из под Тюмени. <. > Кукранды (<переводится> старики), так как поле под Тюменью называлось Кукрандинским» [6]. На это же место, откуда переселился дедушка ^крэнде, указывается и во втором предании.

Дополнительным свидетельством в пользу тюменской версии происхождения основателя д. Чебурги является предание об основании другого татарского поселения - д. Беги-тино Вагайского района Тюменской области, население которой переселилось из д. Чикчи (Шыкча) Тюменского района Тюменской области, где в планиграфии поселения раньше выделялись части: Бигэтин, ^крэнде. Согласно преданию после пожара народ расселился в разные населённые пункты: Беги-тино, КYкрэнде, Муллаши, Манат [7, с. 25, 88].

Встаёт закономерный вопрос, насколько вообще может быть реален переезд жителей из-под Тюмени или из Юртобора Ярковского района Тюменской области в тех условиях? Расстояние между Тюменью и устьем р. Тур-бы (около д. Худяково) по трассе около 209 км, и далее ещё нужно 33 км плыть на лодке по этой реке.

Картографический анализ показывает, что расстояние по рекам значительно больше. Так расстояние от г. Тюмени до устья р. Туры 190 км, от места впадения р. Туры

в р. Тобол слева (в районе д. Юртобор) до д. Худяково (устья р. Турбы) по Тоболу составляет 207 км, а от устья р. Турбы до озера Чебургинского - 240 км. Данные расстояния приведены для рек в межень, при их разливах, зная дорогу, можно значительно сократить расстояние. Согласно тексту предания дедушка КYкрэнде двигался по рекам на долблёной лодке. Как известно из практики передвижения по таким рекам, он продвигался со скоростью минимум 20-25 км в день [10, с. 14], следовательно, маршрут от устья р. Туры до истока р. Турбы (оз. Чебургин-ское) он мог проделать за 8-10 дней. Однако следует учитывать тот факт, что последние 33 км он был вынужден плыть против небольшого (0,2 м/с) течения по речке шириной 5-10 м, а значит, с большой вероятностью завалов на реке, что значительно замедляло движение. Тем не менее такое передвижение было вполне возможно и довольно рационально. Что же касается расстояния, которое, возможно, проделали переселенцы, то оно обычное для сезонных миграций коренных жителей Западной Сибири [Там же, с. 222].

Нужно сказать о причинах, которые могли подвигнуть людей на столь дальний переезд. В приведённых двух вариантах первой легенды речь идёт о бегстве татар от Ермака или от набегов кочевников (калмыков, казахов, киргизов). Бегство от Ермака, а затем от русской колонизации с организацией новых поселений довольно часто встречается в фольклоре сибирских татар (основание д. Сеиты Ярковского района Тюменской области, д. Утузы Тевризского района Омской области и др.) [7, с. 73; 11, с. 229].

В. И. Шунков, а вслед за ним Н. А. То-милов отмечали, что на протяжении XVII в. происходили изменение соотношения русских и татарских поселений и волостей в пользу первых, миграции татар из районов с концентрацией русского населения в такие места, где они могли поддерживать свои традиционные занятия [4, с. 35-36; 12, с. 96].

О набегах кочевников (калмаков) встречается информация не только в фольклоре сибирских татар (например, в д. Бегитино Вагайского района Тюменской области) [7, с. 25], но и в документах, которые свидетельствуют о том, что XVII в. для Тоболо-

Иртышского междуречья прошёл под знаком периодических набегов калмыков.

Г. Ф. Миллер приводит грамоты, из которых следует, что калмаки разоряли города и татарские волости [13, т. 2, с. 103, 382-386]; 1634 г. ознаменовался тем, что они осаждали Тюмень и пожгли окрестные деревни:

«<...> Калматцкие люди пришли под Тюмень, и тюменские де многие деревни взяли, и русских людей и татар многих побили, и живых взяли, и на Тюмени де были, и посад де весь выжгли» [Там же, с. 108, 420].

Напомним, что во втором варианте первого предания упоминается пожар в д. Чикче Тюменского района, после которого якобы часть населения уехала. Пожар вполне мог случиться в результате нападения калмыков.

В 1640 г. не ранее 10 октября калмыки осадили Тарханский острожек. Место, где располагался Тарханский острог, было стратегически важным. Он контролировал дорогу в Тобольск и, вероятно, бассейн Тобола, и устье его притоков - Туры и Тапа. До русских, которые поставили здесь свой острог в 1628 г., у Кучума здесь также был городок Тархан-калла, выполняющий те же задачи [Там же, т. 1, с. 223-224]. Напомним, что в его окрестностях располагалось поселение татар, которое в настоящее время называется д. Юртобор (Карагай / Карагай авыл), из которого по первому преданию переселился дедушка ^крэнды как раз из-за набегов калмыков. Об этих событиях в грамоте тюменского воеводы Григорья Петровича Боря-тинского написано следующее:

«Октября в 10 день пришли на Тархан-ской острожек колмацкие воинские люди и приступают к острошку накрепко, стреляют беспрестанно и из острошку не выпустят... а скот де татарской: лошади и коровы, которой был около Тархансково острошку, весь отогнали; а стоит де под Тарханским колмыцких людей человек со 100, а иные разъехались по татарским деревням» [Там же, т. 2, с. 113, 477-478].

В пользу версии переселения ^крэнды из окрестностей Тарханского острога, мы считаем, также свидетельствует история основания д. Шатановой Ярковского района Тюменской области:

«.Основал <её> человек по имени Шайтан, который пришёл с места слияния Тобол и Туры (д. Тарханы). Раньше он охотился в этих местах. Места понравились, решил построить дом. Щепки при строительстве летели в речку и плыли по течению. Увидев щепки, другие люди тоже пришли сюда жить» [7, с. 79].

Итак, мы видим, что население могло переселиться на труднодоступные заболоченные территории из-за отсутствия стабильности в окрестностях Тюмени или Тар-ханского острога. Согласно легенде об основании д. Шатановой население переселялось на известные места типа заимок, разведанные охотниками и рыболовами. Это была обычная для сибирских татар стратегия освоения новых территорий и создания новых поселений. В предании о д. Сеиты мы видим аналогичную ситуацию:

«. Ранее Сеиты были расположены в другом месте, а здесь лишь были рыболовные и охотничьи угодья. <...> С приходом Ермака люди, погрузив скарб в долблёные лодочки (кыйак), покидают обжитые места и плывут на северо-запад в тайгу» [Там же, с. 73].

Любопытно, что даты в подобных преданиях «грешат», но здесь они совпали в обоих вариантах первого предания, записанных независимо друг от друга и в разное время. В них указана одна дата - 1616 г. Как мы уже выше написали, это период набегов калмаков.

Второе предание является не менее ценным источником, так как в нём ёмко и с высокой степенью детализации показан процесс освоения и адаптации жителей на новых местах: способы передвижения, выбор места под поселение, разведывание окрестностей, перенос населённого пункта, хозяйственные занятия жителей и межкультурные коммуникации.

Выбор места под населённый пункт зависел от хозяйственных занятий населения, образа жизни. Основным занятием жителей д. Чебурги было рыболовство на озёрах и малых реках типа Турбы и Ашлыка [14, с. 365-366]. Поэтому для поселения выбирались такие места, чтобы было удобно заниматься сезонным промыслом рыбы. Поселения они основывали на гривах или «остро-

вах». Поэтому размеры гривы ограничивали разрастание населённого пункта.

Во втором предании мы встречаем символическое число семь - «семь домов». Число семь играло важное место в жизни сибирских татар, прежде всего в представлениях, связанных с рождением и смертью человека. Оно также часто фигурирует в их преданиях и легендах, связанных с поселениями:

«В Чимкуле <населённый пункт в Тобольском районе Тюменской области; в настоящее время разъехался> построили семь домов семь семей, а восьмой дом - восьмая семья не могла жить. Умирали дети» [15].

Семь - универсальное мифологическое число, которое встречается во многих культурах. У тюркоязычных народов это объясняется тем, что важнейшие этапы человеческой жизни были привязаны к фазам Луны. Примерно семь дней длится одна фаза, отсюда пошла сакральность числа [16, с. 119-123].

Примечательно, что герой обоих преданий ^крэнде дошёл до оз. Юркагуль, где, очевидно, повстречал население относимое к другой группе, возможно, народу и культуре. Можно предположить, что эта группа проживала там ещё до момента, когда обосновался герой. В пользу этой версии свидетельствует первое предание, где упоминается несколько тугумов (группа родственных семей). Во-вторых, конкретно на оз. Юркагуль население проживало издревле, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок, в которых, напомним, как раз принимал участие С. С. Тихонов [17].

Таким образом, в приведённых преданиях отражено реальное переселение группы людей из района современной Тюмени или впадения р. Туры в р. Тобол в низовья Тобола (оз. Чебургинское), являющееся частным проявлением общего движения коренного населения Западной Сибири с юга на север в конце XVI - начале XVII в. Основными причинами его явились начало освоения этих районов подданными Русского царства и участившиеся набеги южных соседей, которые в преданиях названы «калмаками», и других, что привело к нестабильности в этих районах и опасности проживания. Это вынудило многие группы уходить в более отдалённые, глухие районы, основывая свои поселения на менее комфортных для проживания местах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Под сибирскими татарами авторы подразумевают часть татар Западной Сибири, которые являются коренным тюркоязычным населением. Они относятся к тобольской территориально-этнической группе сибирских татар.

2 Стиль изложения, фактические ошибки сохранены.

3 Этот населённый пункт уже существовал какое-то время, поэтому исход татар был возможен. Из документов, датируемых 1629 г., известно о существовании Шыкчинской волости, населённой тюменскими служилыми татарами [4, с. 35].

ЛИТЕРАТУРА

1. Белич И. В. «Всемирная сказка» в фольклоре сибирских татар (опыт историко-этнографиче-ского анализа // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. -Омск, 2004. - Т. 8. - С. 63-96.

2. Андроников И. А. Материалы по землевладению и экономическому быту оседлых инородцев Тобольской губернии. - Тобольск : Губернская типография, 1911. - 395 с.

3. Ремезов С. У. Хорографическая чертёжная книга Сибири : карты. - Тобольск : Фонд «Возрождение Тобольска», 2013. - 345 с.

4. Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. - Томск : Изд-во ТГУ, 1981. - 276 с.

5. Миллер Г. Ф. Путешествия от Тобольска до Тюмени // Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера. - Новосибирск : Сибирский хронограф, 1996. - (Серия «История Сибири. Первоисточники» ; вып. VI).

6. Музей археологии и этнографии ОмГУ. Ф. I. Д. 2-22. Т. 15-16. 1976.

7. Алишина Х. Ч., Ниязова Г. М. Название селений сибирских татар (по материалам Тюменской области). - Тюмень : Издат.-полиграф. центр «Экспресс», 2004. - 198 с.

8. Тихомирова М. Н. Д. Чебурга Тобольского района Тюменской области : полевая опись / [информатор Т. С. Вагапов, 1958 г. р., род. д. Че-бурга, образование - среднеспециальное, сибирский татарин]. - [Б. м.], 2010.

9. Тумашева Д. Г. Словарь диалектов сибирских татар. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1992. - 256 с.

10. Шатилов М. Б. Ваховские остяки : этнографические очерки. - Тюмень : Изд-во Ю. Мандри-ка, 2000. - 288 с.

11. Корусенко С. Н. Кучум и Ермак в устной истории татар Западной Сибири // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2011. - С. 229-234.

12. Шунков В. И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII вв. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1946. - 228 с.

13. Миллер Г. Ф. История Сибири : в 2 т. - М. ; Л. : АН СССР, 1937-1941. - Т. 1. - 1937. -606 с. ; Т. 2. - 1941. - 638 с.

14. Патканов С. К. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. - СПб. : Тип.

В. Безобразова и К°, 1891. - Вып. 12 : Экономический быт государственных крестьян и инородцев Тобольского округа Тобольской губернии. - 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тихомирова М. Н. Д. Вармахли Тобольского района Тюменской области : полевая опись. -[Б. м.], 2004.

16. Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX -

Информация о статье

Дата поступления 20 июня 2017 г.

Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.

Сведения об авторах

Тихомирова Марина Николаевна - канд. ист. наук, научный сотрудник сектора исторического музееведения Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1

E-mail: marinat24@mail.ru

Тихомиров Константин Николаевич - канд. ист. наук, старший научный сотрудник сектора археологии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15/1 E-mail: ktikhomirov@gmail.com

Для цитирования

Тихомирова М. Н., Тихомиров К. Н. Предания об основании деревни Чебурги: зарисовки по истории сибирских татар // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 161-167.

начала XX в.). - Алма-Ата : Гылым, 1991. -213 с.

17. Косарев М. Ф., Галкин В. Т. Поселение Юргаркуль III в Нижнем Притоболье // Краткие сообщения Института археологии. - URL: http://arheologija.ru/kosarev-galkin-poselenie-yurgarkul-iii-v-nizhnem-pritobole/ (дата обращения: 01.06.2017).

Article info

Received June 20, 2017

Accepted July 12, 2017

About the authors

Tikhomirovа Marina Nikolaevna - Candidate of Historical sciences, researcher of the Sector of Historical Museum Stadies of the Omsk Branch of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia) Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

E-mail: marinat24@mail.ru

Tikhomirov Konstantin Nikolaevich - Candidate of Historical sciences, senior researcher of the Sector of Archaeology of the Omsk Branch of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia)

Postal address: 15/1, Karla Marksa pr., Omsk, 644024, Russia

E-mail: ktikhomirov@gmail.com For citations

Tikhomirova M. N., Tikhomirov K. N. Legends About Foundation of Cheburga Village: Sketches of History of Siberian Tatars. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 161-167. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.